Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне 3 класс конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
узнать, как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
научиться находить орфограмму в словах, подбирать проверочные слова.
как писать слова с непроизносимой согласной в корне;
мы научимся:
находить орфограмму в словах;
намечать способы проверки данной орфограммы.
Необходимо запомнить
Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
Корень слова, согласный, скопление согласных, проверочное слово, проверяемое слово.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Прочитаем подписи. Сравним.
Солнце Лестница Сердце
[сонцэ] [л'эсн'ица] [с'эрцэ]
Как видно, нарисованы солнце, лестница, сердце. Сравним записи: в первой записи – 6 букв, во второй записи – 5 звуков; в первой записи – 8 букв, 7 звуков; в третьей записи – 6 букв, 5 звуков. Объясним, почему букв больше, чем звуков.
Обратим внимание, что при произнесении одна буква выпадает, а поэтому и звук не произносится.
На этом уроке
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
В каких случаях буква согласного убегает, и звук не произносится?
здравствуй
Обратим внимание, что звуки [л], [т], [д], [ф] в словах праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство не произносятся.
Когда это происходит? Это происходит тогда, когда в слове встречаются три или четыре согласных. Скопление согласных и есть опознавательный признак орфограммы.
Опознавательные признаки орфограмм
Поднимался, бежал, подберёзовик
Конец слова, стечение согласных
Дуб, пруд, шапка, грудка.
Сердце, грустный, звёздный
Итак, сделаем вывод:
Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[л] – в слове солнце;
[т] – в словах лестница, окрестность;
[д] – в словах сердце, праздник;
[ф] – в словах чувство, здравствуйте.
Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, - это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:
Обратим внимание, на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.
Как убедиться, что в этих словах непроизносимого согласного звука нет? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен, чудесный – чудесен.
Разбор заданий
Укажите наиболее полное и правильное правило проверки непроизносимой согласной в корне слова:
- Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
- Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, нужно изменить форму слова.
- Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
Укажите слово, в котором буква согласного звука пишется, но не произносится.
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания, осмысления и закрепления блока изученной учебной информации о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне, формирования орфографических и морфемных понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний и умений обучающихся о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне; по формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися; ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работать в группе.
Предметные: умение находить и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне; определять и выделять корень слова; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка для 3 класса
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Цели: научиться грамотно, писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.
Регулятивные УУД: постановка целей урока; контроль; самооценка и самопроверка.
Познавательные УУД: отбор и структурирование необходимой информации: постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД: работать в паре, умение слушать и слышать друг друга: взаимопроверка; умение полно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формой речи.
Личностные УУД: вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя.
Методы: постановка проблемных вопросов.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал из приложения.
I Оргмомент. Проверка готовности к уроку. Слайд № 1 (заставка)
Мы начинаем урок русского языка.
Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
« Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл,
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка.
- Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?
- Вы готовы быть такими?
- В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.
II . Каллиграфическая минутка
- Запишите, пожалуйста буквы и слова
тдлв тдлв тдлв клюв клёст
– Помните, что писать надо красиво, разборчивым почерком, соблюдая правильную посадку.
- Какую орфограмму помогают вспомнить слова в чистописании?
(Правописание парных согласных в корне слова.)
- Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)
III . Актуализация опорных знаний
Учитель вывешивает на доску слова:
Хл.пушка, в.селье, пл.сать.
- Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)
- Какие безударные гласные пропущены?
- Как проверили правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)
- Что объединяет эти орфограммы? (Обе орфограммы в корне слова.)
- Почему для проверки подбираем однокоренное слово? (Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)
- Что мы повторили? (Правила правописания орфограмм в корне слова.)
- Почему я выбрала именно это? Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.
IV .Постановка учебной задачи.
Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
- Ребята, когда мы употребляем слова: хлопушка, веселье, плясать. О каком
мероприятии мы думаем? (О празднике)
- Этот праздник любят все дети. Какой праздник приближается? (Новый год)
- Посмотрите на слайд! Какое выражение лица у Деда Мороза?
( слайд № 2) (Печальное, грустное, несчастное, невеселое.)
-Запишите слова столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске
-А теперь запишите их рядом с помощью букв так, как вы считаете нужным.
У доски эту работу выполняет ученик.
- Сравниваем .
-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и
звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что
некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся звуки д, т, )
- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)
– Какова же тема урока? слайд № 3
Правописание непроизносимых согласных в корне слова (будем учиться видеть орфограмму и подбирать правильно проверочные слова);
V I . Работа над новым материалом
Ещё ты дремлешь,
Пора, красавица, проснись…
- Знакомы ли вам эти строки? Кто автор этого стихотворения?
- Какие слова необходимо проверить?
- Кто из вас знает, как проверить написание непроизносимых согласных в этих словах?
Запись слов у доски вместе с проверочными.
(солнышко- солнце, прелесть – прелестный) (слайды № 5, 6)
- Где находится непроизносимый согласный в структуре слова?
- Как пишутся корни в родственных словах?
- Назовите непроизносимые согласные
- Мы с вами знаем уже много стихов А.Пушкина. Но мне бы хотелось узнать, как вы помните сказки поэта. Прочитайте записи .
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.
князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день п асмурный ,
- Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами, и тогда у вас получится текст, который был у Пушкина.
Что у вас получилось? (слайды № 8, 9)
С печальной - грустной
Добрый день - здравствуй
- Выпишите эти слова. Что вы заметили, когда произносили эти слова?
(есть буквы, которые не произносятся: в, т )
- Как мы буем называть согласный, который не произносится в слове?
- Докажите правильность написания слов.
(подбор проверочных слов)
Давайте прочитаем теперь точный текст.
(дети читают стихи)
Запись предложения.
Александр Пушкин – известный поэт и сказочник.
- Есть ли в этом предложении слова, которые относятся к нашей теме урока?
- Докажите правильность написания.
(известный – известие, весточка)
- Молодцы! Вы хорошо работали, теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка (слайд № 10)
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
А глаза – два веселых огонька.
Открываем слайд № 11
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Посмотрите теперь на нашего Деда Мороза. Изменилось у него выражение
- Какое оно у него теперь? (Счастливое, веселое, довольное.)
- Какое из названных вами слов на новое правило? (Счастливое.)
- Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Счастливый взгляд.)
- Что вам принесет Дед Мороз? (Подарки.)
- Посмотрите на слайд. Какой мешок у него за спиной? (Большой, огромный,
- Какое из названных вами слов на новое правило? (Гигантский.)
- Почему вы так решили? (Потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, значит, его правописание надо проверять.)
- Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Гигантский мешок.)
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные?
(Когда есть сочетание трех, четырех согласных и один из них не произносится)
Учитель выставляет на доску карточки с буквосочетаниями
ЗДН [зн] , СТЛ [сл] , ВСТВ [ств] , РДЦ [рц] , ЛНЦ [нц] , СТН [сн]
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- Какие согласные чаще не произносятся? (Ответы детей)
- Посмотрите на буквы минутки чистописания, что заметили? ( ответы)
Правило (слайд № 12)
2.Смотрим на сочетаемость согласных.
3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.
4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.
VIII. Закрепление пройденного материала
– А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой. (Слайд 13)
Проверка ( слайд № 14)
– К каждому ли проверяемому слову нашлось проверочное? (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, чувство, праздник)
- Почему? (Не записаны в столбике проверочных слов)
- Подберите сами. (Слайд 15)
Вывод: нет проверочных слов.
– это словарные слова: лестница, праздник, чувство. ? (Слайд 10)
- Что такое праздник? (день торжества)
Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска (лестница).
Слово лестница произошло от древнерусского ЛЕС Т ВИЦА, от слова ЛЕС Т ВА (лезть) – то, с помощью чего лезут.
Внутреннее переживание человека.(чувство)
Слово чувство заимствовано из старославянского , где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (современный -ств-) и суффикс а в .
Запомните эти слова .
IX . Продуктивные групповые коммуникации.
1.Работа в группах. Если осталось время на уроке
Разноуровневые задания.
Уровень 1 . Найди слова с непроизносимыми согласными, выпиши, подчеркни орфограмму (слайд № 16)
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова -
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
"Здравствуйте" сегодня не сказал.
Уровень 2. Вставьте пропущенную букву, подбери проверочные слова и запиши.
Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
- Способствовать развитию психологических процессов (внимание, мышление, память), самостоятельности школьников, познавательных интересов.
- Содействовать воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, интереса к предмету.
Задачи урока:
- Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными в, д, л, т на месте звукосочетаний стн, здн, лнц, рдц, вств.
- Учить переносить известные способы проверки орфограмм корня на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.
- Развивать орфографическую зоркость , познавательную активность, самостоятельность.
- Развивать речь детей и обогащать их словарный запас.
- Развивать рефлексию и адекватность самооценки;
Оборудование: компьютер, проектор, алгоритм правила, карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Методы: словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.
Структура урока:
4.Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.
- Поиск решения учебной проблемы.
- Постановка темы и задач урока.
5.Физкультминутка для глаз.
6.Самостоятельное формулирование правила. Работа в группах.
7. Самостоятельное использование нового знания.
- Работа по учебнику. Работа в парах.
- Самостоятельная работа по карточкам на выполнение заданий по теме.
8. Рефлексия учебной деятельности, самооценка.
1.Организационный момент.
- Добрый день, дети! Я рада вас видеть! У нас на уроке необычные гости из государства Однокоренных Слов - царь Корней Третий и его помощница Дама-Орфограмма. Они просят помочь избавиться от злодейки Ошибки, которая принесла много бед жителям их страны, Однокоренным Словам.
-Поможем нашим друзьям?
2.Чистописание.
- Запись букв, соединений:
бп вф гк дт жш зс н
Вдлт в д л т Вдлт стн здн лнц рдц вств сн зн
-Какая буква 1-ой строки лишняя?(н) Почему?
- А зачем её написали?(При проверке после парных согласных должна стоять какая-нибудь гласная или н)
- Прочитайте буквы и сочетания букв на 3-ей строчке. Что вы можете о них сказать? Они сегодня помогут нам открывать новые знания.
3. Словарная работа.
- Вы прекрасно справились с предыдущей работой - Злодейка Ошибка частично исчезла. Чтобы победить её, нужно знать правила корня. Корней III решил вас испытать. По классу развешаны карточки со словами, в которых пропущены орфограммы корня. Необходимо вставить пропущенные буквы,
-Какие правила русской орфографии учат нас правильно писать корень слова?
- безударная гласная, проверяемая ударением
+
- парная согласная
= - удвоенная согласная
- ………….. согласная
-Какие слова являются проверочными? (однокоренные)
-Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)
4. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.
а) Поиск решения учебной проблемы.
Со.нце сер.це здра.ствуй радос.ный чудес.ный
- Прочитайте слова. Дама Орфограмма заявляет, что из этих слов ужасная Ошибка похитила согласные буквы. Злодейка Ошибка отказывается, просит произнести слова. Они все пишутся как слышатся? (Да)
- Что же делать? Кто нам поможет? (Однокоренные слова)
Подбираем однокоренные слова. Работаем у доски и в тетради.
здравый, здравушка – здравствуй
- Какие согласные буквы не писались в словах, но произносились? (в, д, л, т)
Такие буквы называются непроизносимыми согласными.
- Почему мы пишем эти буквы? (Есть родственные слова, в которых эти согласные произносятся. А корни пишутся одинаково)
Непроизносимые согласные стоят в словах в сочетаниях стн здн рдц лнц вств.
- А какое слово как произносилось, так и писалось? (чудесный)
В некоторых словах в сочетаниях сн - зн согласные д - т не пишутся, потому что их нет в родственных словах.
б) Постановка темы и задач урока.
- Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные)
- Какие задачи мы должны решить, чтобы изучить эту тему? Для этого ответим на вопросы:
-непроизносимые согласные - в, д,л,т
-они стоят в сочетаниях стн здн рдц лнц вств.
-в некоторых сочетаниях сн-зн не пишутся
Чего я не знаю?
-Как их проверить?
-Есть ли непроверяемые?
- Составить алгоритм проверки непроизносимых согласных.
Пролетает самолёт, (раскинули руки)
С ним собрался я в полёт! (смотрим вниз)
Правое крыло отвёл. ( посмотрели как можно дальше вправо)
Левое крыло отвёл. ( посмотрели как можно дальше влево)
Я мотор завожу (рука описывает большой круг, глазки следят за её движением)
И внимательно гляжу! (описываем круг в другую сторону)
Поднимаюсь и лечу, (описываем рукой большие восьмёрки)
Возвращаться не хочу! (следим за движением руки глазами)
6.Самостоятельное формулирование правила. Работа в группах.
Задание для групп: соединить стрелками однокоренные слова, определить какое из них проверяемое, а какое проверочное, сформулировать правило проверки непроизносимых согласных .
Читайте также: