Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне 3 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

узнать, как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;

научиться находить орфограмму в словах, подбирать проверочные слова.

как писать слова с непроизносимой согласной в корне;

мы научимся:

находить орфограмму в словах;

намечать способы проверки данной орфограммы.

Необходимо запомнить

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Корень слова, согласный, скопление согласных, проверочное слово, проверяемое слово.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Прочитаем подписи. Сравним.




Солнце Лестница Сердце

[сонцэ] [л'эсн'ица] [с'эрцэ]

Как видно, нарисованы солнце, лестница, сердце. Сравним записи: в первой записи – 6 букв, во второй записи – 5 звуков; в первой записи – 8 букв, 7 звуков; в третьей записи – 6 букв, 5 звуков. Объясним, почему букв больше, чем звуков.

Обратим внимание, что при произнесении одна буква выпадает, а поэтому и звук не произносится.

На этом уроке

  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

В каких случаях буква согласного убегает, и звук не произносится?

здравствуй

Обратим внимание, что звуки [л], [т], [д], [ф] в словах праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство не произносятся.

Когда это происходит? Это происходит тогда, когда в слове встречаются три или четыре согласных. Скопление согласных и есть опознавательный признак орфограммы.

Опознавательные признаки орфограмм

Поднимался, бежал, подберёзовик

Конец слова, стечение согласных

Дуб, пруд, шапка, грудка.

Сердце, грустный, звёздный

Итак, сделаем вывод:

Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:

[л] – в слове солнце;

[т] – в словах лестница, окрестность;

[д] – в словах сердце, праздник;

[ф] – в словах чувство, здравствуйте.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, - это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:




Обратим внимание, на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.

Как убедиться, что в этих словах непроизносимого согласного звука нет? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен, чудесный – чудесен.

Разбор заданий

Укажите наиболее полное и правильное правило проверки непроизносимой согласной в корне слова:

  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
  2. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, нужно изменить форму слова.
  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Укажите слово, в котором буква согласного звука пишется, но не произносится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания, осмысления и закрепления блока изученной учебной информации о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне, формирования орфографических и морфемных понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний и умений обучающихся о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне; по формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися; ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работать в группе.

Предметные: умение находить и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне; определять и выделять корень слова; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка для 3 класса

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Цели: научиться грамотно, писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.

Регулятивные УУД: постановка целей урока; контроль; самооценка и самопроверка.

Познавательные УУД: отбор и структурирование необходимой информации: постановка и решение проблемы:

Коммуникативные УУД: работать в паре, умение слушать и слышать друг друга: взаимопроверка; умение полно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формой речи.

Личностные УУД: вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя.

Методы: постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал из приложения.

I Оргмомент. Проверка готовности к уроку. Слайд № 1 (заставка)

Мы начинаем урок русского языка.

Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

« Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл,

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка.

- Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики?

- Вы готовы быть такими?

- В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

II . Каллиграфическая минутка

- Запишите, пожалуйста буквы и слова

тдлв тдлв тдлв клюв клёст

– Помните, что писать надо красиво, разборчивым почерком, соблюдая правильную посадку.

- Какую орфограмму помогают вспомнить слова в чистописании?

(Правописание парных согласных в корне слова.)

- Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)

III . Актуализация опорных знаний

Учитель вывешивает на доску слова:

Хл.пушка, в.селье, пл.сать.

- Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)

- Какие безударные гласные пропущены?

- Как проверили правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)

- Что объединяет эти орфограммы? (Обе орфограммы в корне слова.)

- Почему для проверки подбираем однокоренное слово? (Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)

- Что мы повторили? (Правила правописания орфограмм в корне слова.)

- Почему я выбрала именно это? Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.

IV .Постановка учебной задачи.

Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

- Ребята, когда мы употребляем слова: хлопушка, веселье, плясать. О каком

мероприятии мы думаем? (О празднике)

- Этот праздник любят все дети. Какой праздник приближается? (Новый год)

- Посмотрите на слайд! Какое выражение лица у Деда Мороза?

( слайд № 2) (Печальное, грустное, несчастное, невеселое.)

-Запишите слова столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске

-А теперь запишите их рядом с помощью букв так, как вы считаете нужным.

У доски эту работу выполняет ученик.
- Сравниваем .

-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и

звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что

некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся звуки д, т, )

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

– Какова же тема урока? слайд № 3

Правописание непроизносимых согласных в корне слова (будем учиться видеть орфограмму и подбирать правильно проверочные слова);

V I . Работа над новым материалом

Ещё ты дремлешь,

Пора, красавица, проснись…

- Знакомы ли вам эти строки? Кто автор этого стихотворения?

- Какие слова необходимо проверить?

- Кто из вас знает, как проверить написание непроизносимых согласных в этих словах?

Запись слов у доски вместе с проверочными.

(солнышко- солнце, прелесть – прелестный) (слайды № 5, 6)

- Где находится непроизносимый согласный в структуре слова?

- Как пишутся корни в родственных словах?

- Назовите непроизносимые согласные

- Мы с вами знаем уже много стихов А.Пушкина. Но мне бы хотелось узнать, как вы помните сказки поэта. Прочитайте записи .

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день п асмурный ,

- Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами, и тогда у вас получится текст, который был у Пушкина.

Что у вас получилось? (слайды № 8, 9)

С печальной - грустной

Добрый день - здравствуй

- Выпишите эти слова. Что вы заметили, когда произносили эти слова?

(есть буквы, которые не произносятся: в, т )

- Как мы буем называть согласный, который не произносится в слове?

- Докажите правильность написания слов.

(подбор проверочных слов)

Давайте прочитаем теперь точный текст.

(дети читают стихи)

Запись предложения.

Александр Пушкин – известный поэт и сказочник.

- Есть ли в этом предложении слова, которые относятся к нашей теме урока?

- Докажите правильность написания.

(известный – известие, весточка)

- Молодцы! Вы хорошо работали, теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка (слайд № 10)

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

А глаза – два веселых огонька.

Открываем слайд № 11

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Посмотрите теперь на нашего Деда Мороза. Изменилось у него выражение

- Какое оно у него теперь? (Счастливое, веселое, довольное.)

- Какое из названных вами слов на новое правило? (Счастливое.)

- Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Счастливый взгляд.)

- Что вам принесет Дед Мороз? (Подарки.)

- Посмотрите на слайд. Какой мешок у него за спиной? (Большой, огромный,

- Какое из названных вами слов на новое правило? (Гигантский.)

- Почему вы так решили? (Потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, значит, его правописание надо проверять.)

- Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Гигантский мешок.)

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные?

(Когда есть сочетание трех, четырех согласных и один из них не произносится)

Учитель выставляет на доску карточки с буквосочетаниями

ЗДН [зн] , СТЛ [сл] , ВСТВ [ств] , РДЦ [рц] , ЛНЦ [нц] , СТН [сн]

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

- Какие согласные чаще не произносятся? (Ответы детей)

- Посмотрите на буквы минутки чистописания, что заметили? ( ответы)

Правило (слайд № 12)

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

VIII. Закрепление пройденного материала

– А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой. (Слайд 13)

Проверка ( слайд № 14)

– К каждому ли проверяемому слову нашлось проверочное? (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, чувство, праздник)

- Почему? (Не записаны в столбике проверочных слов)

- Подберите сами. (Слайд 15)

Вывод: нет проверочных слов.

– это словарные слова: лестница, праздник, чувство. ? (Слайд 10)

- Что такое праздник? (день торжества)

Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска (лестница).

Слово лестница произошло от древнерусского ЛЕС Т ВИЦА, от слова ЛЕС Т ВА (лезть) – то, с помощью чего лезут.

Внутреннее переживание человека.(чувство)

Слово чувство заимствовано из старославянского , где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (современный -ств-) и суффикс а в .

Запомните эти слова .

IX . Продуктивные групповые коммуникации.

1.Работа в группах. Если осталось время на уроке

Разноуровневые задания.

Уровень 1 . Найди слова с непроизносимыми согласными, выпиши, подчеркни орфограмму (слайд № 16)

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова -

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

"Здравствуйте" сегодня не сказал.

Уровень 2. Вставьте пропущенную букву, подбери проверочные слова и запиши.


Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

- Способствовать развитию психологических процессов (внимание, мышление, память), самостоятельности школьников, познавательных интересов.

- Содействовать воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, интереса к предмету.

Задачи урока:

- Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными в, д, л, т на месте звукосочетаний стн, здн, лнц, рдц, вств.

- Учить переносить известные способы проверки орфограмм корня на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.

- Развивать орфографическую зоркость , познавательную активность, самостоятельность.

- Развивать речь детей и обогащать их словарный запас.

- Развивать рефлексию и адекватность самооценки;

Оборудование: компьютер, проектор, алгоритм правила, карточки с заданиями.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.

Методы: словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.

Структура урока:

4.Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.

- Поиск решения учебной проблемы.

- Постановка темы и задач урока.

5.Физкультминутка для глаз.

6.Самостоятельное формулирование правила. Работа в группах.

7. Самостоятельное использование нового знания.

- Работа по учебнику. Работа в парах.

- Самостоятельная работа по карточкам на выполнение заданий по теме.

8. Рефлексия учебной деятельности, самооценка.

1.Организационный момент.

- Добрый день, дети! Я рада вас видеть! У нас на уроке необычные гости из государства Однокоренных Слов - царь Корней Третий и его помощница Дама-Орфограмма. Они просят помочь избавиться от злодейки Ошибки, которая принесла много бед жителям их страны, Однокоренным Словам.

-Поможем нашим друзьям?

2.Чистописание.

- Запись букв, соединений:

бп вф гк дт жш зс н

Вдлт в д л т Вдлт стн здн лнц рдц вств сн зн

-Какая буква 1-ой строки лишняя?(н) Почему?

- А зачем её написали?(При проверке после парных согласных должна стоять какая-нибудь гласная или н)

- Прочитайте буквы и сочетания букв на 3-ей строчке. Что вы можете о них сказать? Они сегодня помогут нам открывать новые знания.

3. Словарная работа.

- Вы прекрасно справились с предыдущей работой - Злодейка Ошибка частично исчезла. Чтобы победить её, нужно знать правила корня. Корней III решил вас испытать. По классу развешаны карточки со словами, в которых пропущены орфограммы корня. Необходимо вставить пропущенные буквы,

-Какие правила русской орфографии учат нас правильно писать корень слова?


- безударная гласная, проверяемая ударением


+


- парная согласная



= - удвоенная согласная


- ………….. согласная

-Какие слова являются проверочными? (однокоренные)

-Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)

4. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.

а) Поиск решения учебной проблемы.

Со.нце сер.це здра.ствуй радос.ный чудес.ный

- Прочитайте слова. Дама Орфограмма заявляет, что из этих слов ужасная Ошибка похитила согласные буквы. Злодейка Ошибка отказывается, просит произнести слова. Они все пишутся как слышатся? (Да)

- Что же делать? Кто нам поможет? (Однокоренные слова)

Подбираем однокоренные слова. Работаем у доски и в тетради.

здравый, здравушка – здравствуй

- Какие согласные буквы не писались в словах, но произносились? (в, д, л, т)

Такие буквы называются непроизносимыми согласными.

- Почему мы пишем эти буквы? (Есть родственные слова, в которых эти согласные произносятся. А корни пишутся одинаково)

Непроизносимые согласные стоят в словах в сочетаниях стн здн рдц лнц вств.

- А какое слово как произносилось, так и писалось? (чудесный)

В некоторых словах в сочетаниях сн - зн согласные д - т не пишутся, потому что их нет в родственных словах.

б) Постановка темы и задач урока.

- Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные)

- Какие задачи мы должны решить, чтобы изучить эту тему? Для этого ответим на вопросы:

-непроизносимые согласные - в, д,л,т

-они стоят в сочетаниях стн здн рдц лнц вств.

-в некоторых сочетаниях сн-зн не пишутся

Чего я не знаю?

-Как их проверить?

-Есть ли непроверяемые?

- Составить алгоритм проверки непроизносимых согласных.

Пролетает самолёт, (раскинули руки)

С ним собрался я в полёт! (смотрим вниз)

Правое крыло отвёл. ( посмотрели как можно дальше вправо)

Левое крыло отвёл. ( посмотрели как можно дальше влево)

Я мотор завожу (рука описывает большой круг, глазки следят за её движением)

И внимательно гляжу! (описываем круг в другую сторону)

Поднимаюсь и лечу, (описываем рукой большие восьмёрки)

Возвращаться не хочу! (следим за движением руки глазами)

6.Самостоятельное формулирование правила. Работа в группах.

Задание для групп: соединить стрелками однокоренные слова, определить какое из них проверяемое, а какое проверочное, сформулировать правило проверки непроизносимых согласных .

Читайте также: