Конспект индивидуального занятия на тему осень

Обновлено: 07.07.2024

- формирование доброжелательности, самостоятельности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия:

1. Приветствие

- Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга.

Участники встают в круг. Я перебрасываю мяч игроку и называю имя, ребёнок возвращает мяч и называет своё имя.

- А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на занятие? (Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие).

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

- Ребята, скажите когда это бывает?

- Сегодня на занятии мы будем говорить с вами об осени и выполнять разные задания.

- А какое время года было до наступления осени? (Лето)

- Чем отличается лето от осени? (Ответы детей)

- По каким признакам можно определить, что пришла осень? (Ответы детей) .

3.Основная часть.

- Давайте посмотрим на картинку (демонстрируются картинки с изображением осень).

- Я, ребята, предлагаю вам, тоже устроить листопад.

- Перед вами картинка с листьями (Приложение 1). Надо найти одинаковые листья и их раскрасить.

4.Физминутка

Дети имитируют сбор листьев и проговаривают.

1 ,2, 3, 4, 5 Будем листья собирать .

Листик березы, листик рябины, листик тополя, листик осины, листики дуба мы соберем. Маме осенний букет соберем.

5.Основная часть (продолжение).

- Перед вами картинка с осенним букетом (Приложение 2). Надо дорисовать по точкам и раскрасить, чтобы получился для мамы настоящий осенний букет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект индивидуального логопедического занятия

Домикальчикова Татьяна Сергеевна,

педагогический стаж 7лет

Цель: Закрепление и расширение представлений об осени и о осенних

Коррекционно-образовательные: систематизировать знания об осени и осенних явлениях; обогащать, активизировать словарь по теме; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные; учить подбирать прилагательные к существительному; продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением; учить согласовывать движения с речью, учить употреблять предложно-падежные конструкции.

Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление, зрительное и слуховое внимание через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательные : продолжать формировать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитывать положительное отношение к занятию, контроль за собственной речью.

Оборудование : презентация с картинками к занятию (признаками осени ; артикуляционные упражнения; картинки с изображениями листьев, деревьев), листок для развития воздушной струи, карточка для работы с графомоторными навыками.

Ход занятия: Организационный момент.

Логопед : Сейчас я буду перечислять времена года , услышишь название времени года, которое за окном хлопни в ладоши: зима, весна, лето, осень .

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется!

Ребенок: Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают, начинается листопад, птицы улетают в теплые края.

Логопед : Давай посмотрим картинку и вспомним другие приметы осени . Осенью , какое небо? Слайд 1.

Ребенок: Осенью небо серое , хмурое.

Логопед : Осенью , какой ветер?

Ребенок: Осенью дует сильный , холодный ветер.

Логопед : Если осенью пошел дождь, значит погода какая ?

Ребенок: Осенью погода дождливая

Логопед: Если светит солнце?

Ребенок: Погода солнечная.

Логопед : Осенью люди что делают ?

Ребенок: Осенью люди собирают урожай.

Логопед : Осенью звери что делают ?

Ребенок: Осенью звери готовятся к зиме.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем. Слайд 2-6.

Логопед : посмотри, как осень у нас постаралась и разбросала все листочки. Давай узнаем с какого дерева упал листок, подуй на листочек вдыхая носиком, а выдыхаем ротиком сильным потоком воздуха.

-Это осина, посмотри какой у нее листочек. Как он будет называться? (осиновый) Ребенок: это лист с берёзы - берёзовый лист. Лист с клёна - кленовый лист. И т. д.) Слайд 7-11.

Раз, два, три, четыре, пять. (Пальцы правой руки поочередно здороваются с пальцами левой) Будем листья собирать. Листья березы, (На каждое название листа загибать пальцы начиная с большого.) Листья рябины, листики тополя, Листья осины, листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем.

Логопед: Смотри сколько листиков осыпалось, давай мы их соберём, аккуратно проведи линии, старайся сделать это одним движением. (карточка для работы с графомоторными навыками).

Логопед : Сейчас я буду произносить слова. Постарайся их запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осени . Дождь, листопад, метель, гриб. Назови лишнее слово, объясни свой выбор.

Ребенок: Лишнее слово метель, потому что метель бывает зимой.

Логопед : Дуть, опадать, собирать, загорать.

Ребенок: Лишнее слово загорать, потому что люди загорают летом.

Логопед : Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

Ребенок: Лишнее слово морозный, потому что морозные дни бывают

Стояла корзина на полке без дела (присесть, округлить руки-изобразить корзину).

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла, и листва пожелтела (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзина довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг) Слайд 12.

Логопед: Я буду называть фрукт, а ты будешь называть его ласково.

Абрикос – абрикосик Слайд 13-17

Итог . Молодец! Ты меня порадовал своей внимательностью, ответами, умением слышать. Слайд 18

Предварительная работа с ребенком :

  • наблюдение за осенними наблюдениями в природе во время прогулки.

Ход занятия

Организационный момент.

  • формировать навык общения, создать благоприятный эмоциональный фон занятия.

- Здравствуй. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

- Посмотри, солнышко проснулось, нам улыбнулось. Улыбнись и ты солнышку. Улыбнемся друг другу.

- С хорошим настроением начнем занятие.

Ребенок здоровается, отвечает на вопросы взрослого, улыбается, глядя на картинку с улыбающимся солнцем.

Основная часть занятия.

1.​ Артикуляционная гимнастика.

Цель: развивать двигательную активность речевого аппарата.

- А чтобы нам было еще веселее, сделаем гимнастику для языка и губ.

Читаем стихотворное сопровождение к упражнению и показываем ребенку способ его выполнения. Ребенок, глядя на себя в зеркало, выполняет упражнения:

Мы веселые лягушки
Тянем губы прямо к ушкам.

А теперь на оборот –
Губы тянутся вперед.

Язычок широкий, гладкий –

Язычок наш как иголка –
Отойди, уколет колко.

Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не смог!

1.​ Губы сомкнуты. Зубы не видны. Растягивает губы в улыбке.

2.​ Вытягивает губы вперед.

3.​ Широкий язык вытянуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

4.​ Рот приоткрыть. Узкий, напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.

5.​ Щелкает языком.

6.​ Имитация кашля

2.​ Знакомство с темой занятия.

Листья пожелтели
Птицы улетели
Осенью, осенью
Осенью, осенью

Лужи на дороге
Холод на пороге
Осенью, осенью
Осенью, осенью

Теплые сапожки
Не промокнут ножки
Осенью, осенью
Осенью, осенью

Хмурая погода
Грустная природа
Осенью, осенью
Осенью, осенью

- О каком времени года эта песня?

- Правильно. Песня об осени.

- Найди картинку, на которой изображена осень.

- Правильно, молодец! На этой картинке – осень. Листья желтые, дети тепло одеты, дует прохладный ветер, срывает листья с деревьев.

Ребенок рассматривает картинки с изображением осени и зимы. Выбирает нужную.

3.​ Развитие речевого дыхания.

Цель: формировать длительную воздушную струю.

- Давай подуем на дерево, как ветер.

Следим за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, воздушная струя идет по середине языка.

Ребенок дует на деревце, чтобы листочки на нем закачались.

4.​ Развитие фразовой речи.

- Осенью идет холодный дождь. Послушай, как он капает.

Дождик, дождик кап да кап

Ты не капай долго так.

Хватит землю поливать, нам пора идти гулять.

Кап-кап-кап-кап несколько раз.

- Осенью часто идет дождь. Поиграем с ним.

- Когда бью в бубен – идет дождь, ты ходишь под зонтиком. Бубен замолчал – выглянуло солнышко:

Солнце вышло из-за тучки

Мы протянем солнцу ручки.

Зонтик клади и поднимай руки вверх. Как только бубен зазвенит – беги под зонтик.

- Вот и отдохнули.

Осенью люди надевают теплую одежду. Поможем Кате одеться на прогулку.

Катя любит синий цвет. У нее кофта синяя. Ей нужна синяя шапка, синие брюки, синий зонтик. Помоги ей выбрать синие вещи.

Ребенок подбирает к образцу одежду синего цвета, отвечает на вопросы, повторяет фразы за логопедом.

Уточняем у ребенка, какого цвета одежду он взял, обращая внимание на согласование прилагательных и существительных.

- Какая шапка? (шапка синяя)

- Какие брюки? (брюки синие)

- Какая куртка? (куртка синяя)

- Какой зонтик? (зонтик синий)

- Вышла Катя на улицу, а там дождь идет. А помнишь, мы учили стихотворение про дождик? Давай его вспомним:

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Включает в себя работу над развитием артикуляционной и мелкой моторики, лексико-грамматическими категориями, связной речи.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Образовательные:

-расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;

- активизация словаря по теме;

-совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными).

Коррекционные:

-развитие связной речи;

-развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и

-развитие мышления, памяти, зрительного гнозиса;

-развитие артикуляционной моторики.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе.

деревья, желтые листья, грибы.

Ход занятия:

ОРГ момент. Приветствие. Объявление темы занятия.

После того как картинка собрана, задает вопросы:

-Что ты видишь на картинке?

-Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?

-Правильно. Сегодня мы продолжим говорить об осени.

II. Основная часть.

-Давай представим, что мы оказались в лесу.

Упражнение для мышц шеи.

И.п.сидя на стуле, спина и шея прямые.

-Давай, посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при

возвращении в исходное положение-выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек, языка.

-Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть

-Мишка очень любит малину, давай покажем как он ее жует (имитация жевания).

-Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизать

- Вот мелькнул беличий хвостик (повороты языка влево-вправо).

-Она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать

2. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)

Е. Карельская

3.Лексико-грамматические игры и упражнения:

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного.

Игра с мячом.

Педагог называет слово, бросает мяч ребенку, который должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.

Ветер-ветерок и т.д.

Педагог разбрасывает листья по полу. Предлагает их собрать. Ребенок должен взять

листок и сказать, с какого дерева он упал.

Лист с березы-березовый

Лист с дуба-дубовый

Лист с осины-осиновый

Лист с клена-кленовый

Согласование числительных с существительными и прилагательными

Ребенок собирает листья в букет.

-Скажи, каких листьев в букете по одному, по два…

4. Физминутка (Из архивов Осьмаковой М.В.)

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).

Педагог предлагает ребенку на ощупь угадать какой овощ спрятан в мешке.

6. Психогимнастика.

Логопед предлагает ребенку показать, как животные готовятся к зиме: белка

запасается орешками, мишка готовится спать, ежик забирается в норку.

7. Развитее связной речи.

Летом лес был зеленым. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между

ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тхо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной.

Вопросы по тексту:

-Какой лес был летом?

-Какого цвета стали березки и клены?

-Какого цвета стали осины осенью?

-Что происходит с листьями, цветами, травами?

8. Пальчиковая игра.

Ребенок катает между ладошек массажный мяч, произнося стихотворный текст.

Следом за летом

Красную под ноги

Белой снежинкой летит в синеву.

Педагог предлагает ребенку собрать панно из заранее подготовленных деталей

(тучки, деревья, желтые листья, грибы) и рассказать о проделанной работе.

Читайте также: