Конспект по биологии 6 класс пономарева 10 параграф стебель его строение и значение
Обновлено: 07.07.2024
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; фиксировать результаты исследований; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: стебель, узел, междоузлие, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корка, корневище, клубень, луковица; описывать внешнее строение стебля; приводить примеры различных типов стеблей; называть внутренние части стебля растений и их функции; определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах; описывать строение подземных побегов, отмечать их различия; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии, ветки деревьев, таблицы “Внешнее строение стебля”, “Внутреннее строение стебля”, поперечные спилы с 5—10 годичных веток деревьев, микропрепарат “Поперечный разрез веточки липы”; скальпель, лупа, микроскоп (на каждую парту).
Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Таблица “Клеточное строение стебля” предоставляется в печатном виде каждому ученику. Графы “Строение” и “Функция” не заполняются.
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Опрос по опорным понятиям проводится в форме игры. Один ученик садится на стул спиной к доске. Учитель пишет на доске один из терминов, изученных на прошлом уроке. Ученик должен определить понятие при помощи наводящих вопросов классу (ответ “да” или “нет”). Чтобы задействовать в игре практически весь класс, одному и тому же учащемуся нельзя задавать вопрос дважды. Водящий не может употреблять в вопросе названия тканей,
форм листовых пластинок и т. д. Он может спрашивать только об их признаках и функциях. Выигрывает учащийся, который угадает термин за меньшее количество ходов.)
III. Работа по теме урока
1. Внешнее строение стебля
Давайте вспомним, что такое стебель. (Стебель — это осевой орган побега.)
По направлению роста (положению в пространстве) стебли могут быть прямостоячими, лежачими, вьющимися, цепляющимися.
— Приведите примеры растений с различными видами стеблей.
Давайте подумаем, какие еще внешние различия можно заметить у разных стеблей. Например, стебли бывают травянистые и одревесневшие.
(Учитель демонстрирует веточку любого дерева и комнатное растение.)
— Для каких жизненных форм растений характерны одревесневшие стебли? (Это деревья, кустарники.)
— А травянистые стебли? (Травы, кустарнички.)
У многих травянистых растений стебли живут только один сезон.
— Что происходит с побегами травянистых многолетних растений зимой? (Они отмирают, а весной появляются новые побеги.)
Стебли могут быть удлиненными, как, например, стебли подсолнечника и пшеницы, а могут быть укороченными.
— Приведите примеры растений с укороченными стеблями. (Подорожник, одуванчик, примула.)
Поперечное сечение одревесневших стеблей чаще всего имеет цилиндрическую форму. У травянистых растений встречаются трехгранные (осока), четырехгранные (крапива, яснотка), округлые (злаки), крылатые (чина лесная) и плоские (рдест) стебли.
2. Внутреннее строение и функции стебля
— Слушая мой рассказ, определите строение различных частей стебля и заполните соответствующую графу таблицы.
(Рассказ учителя о внутреннем строении стебля сопровождается демонстрацией плакатов и слайдов.)
Стебель выполняет опорную функцию, т. е. является опорой для листьев, почек, цветов и плодов. По стеблю перемещаются органические вещества и вода с растворенными в ней минеральными солями, т. е. осуществляется транспортная функция. Вы знаете, что в тканях стеблей некоторых растений происходит отложение
питательных веществ и воды, т. е. они осуществляют также и запасающую функцию.
Прирост древесины осуществляется в основном за счет деления клеток камбия. Чем в более благоприятных условиях образуются клетки, тем крупнее они становятся. Несложно догадаться, что весной при подходящей температуре и достаточном количестве влаги нарастание древесины происходит активнее, чем осенью, когда условия менее благоприятны. Образованная в течение одного года древесина образует годичное кольцо. Годичные кольца видны довольно четко, так как образовавшаяся весной древесина с крупными клетками (ее называют ранней) в результате оказывается рядом с прошлогодней осенней древесиной, которую можно отличить по мелким клеткам (ее называют поздней). Зимой клетки камбия не делятся, а находятся в состоянии покоя.
Для того чтобы успешно выполнять все эти функции, необходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ. 6 КЛАСС.
УМК И. Н. Пономаревой.
Тип урока : открытие нового знания.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, раскрыть функции стебля.
познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля;
показать взаимосвязь между строением стебля и выполняемым им функциями;
расширить знания о многообразии побегов;
показать взаимосвязь между дополнительными функциями побега и изменением его строения;
раскрыть значение подземных видоизменений побега;
познакомить учащихся с использованием корневищ, клубней и луковиц человеком;
Планируемые результаты обучения:
объяснение значения роста стебля в длину и толщину в жизни растения;
формирование систематизированных знаний о строении стебля, о видоизменениях надземных и подземных побегов;
приобретение опыта биологических методов исследования, фиксирование и объяснение полученных результатов;
развитие умения размножать растения вегетативным способом;
метапредметные:
формирование компетентности в области использования интернет-ресурсов;
формирование убежденности в необходимости биологических знаний для жизни человека;
развитие умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, аргументировать свое мнение;
формирование ответственного, бережного отношения к растениям.
Этапы урока
Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока.
Один – в земле копается,
Другой – в свету купается;
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.
О каких друзьях идет речь в этой загадке? Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь?
Как осуществляется эта взаимосвязь?
-Ребята, что вы уже определили тему урока?
-А что бы хотели узнать по этой теме?
Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.
Определяют тему урока. Под руководством учителя формулируют цели учебного занятия.
3.Изучение нового учебного материала.
Что такое стебель?
-Какие жизненные формы растений вы знаете? Стебли у разных растений бывают разнообразные: (демонстрация стеблей комнатных растений).
У деревьев и кустарников, они какие? А у травянистых растений?
-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый?
-Приведите примеры растений с деревянистым и травянистым стеблем.
Что называется тканью?
А какие ткани растений вы знаем?
Работа с учебником и рабочей тетрадью стр. 76-77 выполнить задания 1 и 2.
Физкультминутка.
Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону.
- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.
- Вьющиеся стебель имеет ель.
- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.
- Кора расположена в центральной части стебля.
- Годичное кольцо - это годичный прирост древесины.
- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.
- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.
Гипотеза : клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.
Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?
Лабораторная работа № 4
Гипотезы для групп:
1. Так как клубень находится в почве, то возможно это корень.
2. Так как у клубня есть почки, то возможно это побег.
3. Так как клубень имеет четкие, объемные очертания, то возможно это плод.
4. Так как луковица находится в почве, то возможно это корень.
5. Так как у луковицы есть почки, то возможно это побег.
6. Так как луковица имеет четкие, объемные очертания, то возможно это плод.
Обобщение и систематизация
На стебле укороченном,
С названьем звонким - донце,
Чешуи - листья сочные
Одеты в позолотце.
В сочных листьях сахар есть,
Фитонцидов здесь не счесть!
Если будут фитонциды
В нашей комнате летать,
То про насморк и простуду
Можно смело забывать.
Клубень картофеля – это не плод!
Он на подземном столоне растет.
Есть кора и древесина,
Камбий, в центре - сердцевина.
На толстом стебле есть глазки,
Из них появятся ростки.
На свету он зеленеет,
И семян он не имеет.
Так запомни же навек
Клубень - это сам побег!
Для чего нужны видоизмененные побеги?
Отвечают на предложенные вопросы.
Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород.
Участвуют в беседе.
Ткань - это группа клеток сходных по строению, происхождению и выполняющая определенную функцию.
Физкультминутка.
Анализ гипотезы, предложенной учителем.
Нужно изучить строение этих органов.
Выполняют лабораторную работу в 6 группах.
Учащиеся в ходе исследовательской работы находят составные части побега у луковиц и клубней картофеля: стебель, почки.
Методика исследования:
1.Сравнить строение объекта исследования с конкретным органом растения (по гипотезе вашей группы).
2.Приклеить в тетрадь рисунок объекта исследования и подписать его части.
3.Начертить схему строения объекта исследования.
4.Сделать вывод, каким органом растения является объект исследования.
Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
Запасают питательные вещества, служат для вегетативного размножения.
4.Рефлексия и подведение итогов урока.
Организует рефлексию и подведение итогов урока.
Ребята, заканчивая урок, просим оценить свою работу в, карточки самооценки перед вами. Выберите одно предложение на слайде и продолжите его.
На сегодняшнем уроке мы поняли…
Мы похвалим себя…
После урока нам захотелось…
Сегодня нам удалось…
Было интересно…
Было трудно…
Мы научился…
Нас удивило…
Соотносят поставленные цели урока с достигнутыми результатами. Оценивают свою работу в карточках самооценки.
5.Информация о домашнем задании.
Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме.
Использована литература:
1.Авторская программа И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)
3.И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко: Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях. ФГОС, Редактор: Пономарева И. Н. Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.
• объяснение значения роста стебля в длину и толщин у в жизни растения;
• формирование систематизированных знаний о строении стебля, о видоизменениях
• приобретение опыта биологических методов исследования, фиксирование и
• развитие умения размножать растения вегетативным способом;
• формирование компетентности в области использования интернет - ре сурсов;
• формирование убежденности в необходимости биологических знаний для жизни
• развитие умения организовывать учебное с отрудничество, работать
индивидуально и в группе, аргументировать свое мнение;
• формирование ответственного, бережного отношения к растениям.
растения, спилы стеблей растений, гербарий растений с корневищами, клу бни картофеля,
луковицы, муляжи клубней картофеля, обору дование для лаборато рной работы, рабочая
- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля; округлые, трехгранные, четырехгранные, плоские стебли;
- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая;
- кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Урок по теме:
Разработал: Парамошкина З.М.
учитель биологии
I категория.
2015 – 2016 учебный год
- актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем
и внешнем строении стебля;
- показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми функциями;
- показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля;
- дать представление о тканях стебля.
Оборудование;
- комнатные растения, гербарии, ветки деревьев;
- поперечные спилы деревьев.
Ключевые слова и понятия:
- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля; округлые, трехгранные, четырехгранные, плоские стебли;
- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая;
- кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.
I. Актуализация знаний.
Учитель говорит учащимся о том, что на уроке продолжается изучение вегетативных органов растения и предлагает выполнить задание шифровки.
Задание: названия каких вегетативных органов растения здесь зашифрованы?
Ответ: ЛИСТ, СТЕБЕЛЬ, ПОБЕГ, ПОЧКА.
Учитель предлагает составить предложение из этих слов.
Ответ: ПОБЕГ – СТЕБЕЛЬ С ЛИСТЬЯМИ И ПОЧКАМИ.
Учитель предлагает определить тему урока и обосновать свое решение.
Ответ: СТЕБЕЛЬ (НЕ ИЗУЧАЛСЯ РАНЕЕ).
Учитель просит учащихся составить план урока.
Ответ: РАЗНООБРАЗИЕ, ФУНКЦИИ, ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ (ЗУН).
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока.
Ответ: СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ (запись в тетради)
II. Изучение нового материала
1. Функции стебля.
Учитель просит обосновать чередование слов в определении побега. Почему СТЕБЕЛЬ стоит на первом месте?
Ответ: СВЯЗАНО С ВЫПОЛНЯЕМЫМИ ФУНКЦИЯМИ.
1. Опорная – служит опорой растению, держит на себе тяжесть находящихся на нем листьев, цветков, плодов.
2. Проводящая – проводит воду с растворами минеральных солей от корня к листьям и отводит образующие в них органические вещества.
3. Запасающая – в основной ткани могут откладываться запасные питательные вещества.
4. Осевая – с помощью стебля побег выносит свои листья и почки к свету в ходе роста растения.
5. Фотосинтезирующая – стебли недревесных растений имеют зеленый цвет, так как содержат хлорофилл.
Все эти функции стебель выполняет посредством основных, проводящих, механических и образовательных тканей.
Одним из важнейших функций стебля является запасание воды.
Выступление учащихся с дополнительной информацией о растениях – суккулентах.
2. Первичный контроль знаний: выполнение задания на соотношение функций стебля и их характеристик.
1. Вынос листьев к свету в ходе роста растения
2. Передвижение органических веществ
3. Содержит хлорофилл
4. Удержание листьев, цветов, плодов
5. Накопление органических веществ
1. Накопление воды.
2. Образование органических веществ
3. Вынос почек к свету в ходе роста растения
4. Функция выполняется посредством механической ткани
5. Передвижение минеральных веществ
Самопроверка по ключу. Выставление баллов. Работа над ошибками.
3. Внешнее строение стебля.
Стебель – это осевая часть побега, состоящая из узлов и междоузлий. В зависимости от степени вытянутости междоузлий стебель может быть:
а) удлиненным – у подсолнечника, кукурузы, астр, гладиолуса;
б) укороченным – у подорожника, одуванчика, маргаритки, примулы.
На поперечном разрезе видно, что стебель чаще всего имеет округлую форму, но может быть трехгранным (осока), четырехгранным (крапива)
4. Внутреннее строение стебля.
Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых стеблей поверх покровной ткани сохраняются остатки тонкой кожицы. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице (у молодых побегов)имеются устьица, а позже образуются чечевички – участки пробки с крупными, рыхло расположенными клетками с большими межклетниками.
Под покровной тканью находится кора. Наружная часть коры – слои покровной, механической, основной тканей. Внутренняя часть с клетками проводящей ткани называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки (живые клетки, соединенные в трубку) по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев к другим органам растения. Ситовидные трубки остаются живыми 2 – 3 года, редко 10 – 15 лет. На смену им образуются новые.. Собраны в пучки. Кроме этих пучков в лубе имеются клетки механической ткани в виде лубяных волокон и клетки основной ткани.
К центру от луба расположена проводящая ткань – древесина. По ней идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям. Древесина образована:
- сосудами (соединения трубчатых клеток, образующих трубочку; растворы двигаются
достаточно быстро);
- трахеидами (цепочки из длинных мертвых водопроводящих клеток; растворы
двигаются медленнее, чем в сосудах);
- древесными волокнами (похожи на трахеиды, но имеют более толстые стенки клеток).
В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, - это сердцевина. У некоторых растений сердцевина занята воздушной полостью (георгина, тюльпан, огурец, бамбук).
Между древесиной и лубом у двудольных растений находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления камбия стебель растет в толщину: ¾ клеток отходят к древесине, ¼ - к лубу.
Деление клеток камбия зависит от сезонного ритма: весной и летом происходит активно, в результате чего образуются крупные клетки, а осенью замедляется, и тогда образуются мелкие клетки. Зимой деление камбия прекращается. В итоге образуется годичный прирост древесины, хорошо заметный у многих деревьев, называемый годичным кольцом. По числу годичных колец можно подсчитать возраст побега и дерева в целом.
Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий окружающей среды. Так, в холодном климате, на болотных почвах величина годичных колец древесины очень мала. В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается. Сопоставляя чередование широких и узких годичных колец у ствола, можно определить, в каких условиях жило растения, а также установить колебания погодных условий за многие годы.
а) задание: по спилу определить возраст, условия существования дерева.
б) у многих деревьев за вегетационный период образуется годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь- саксаула – в иной год образуется три кольца, а то и больше. Объясните почему? (Образование колец у саксаула связано со сменой влажных и засушливых периодов. Когда выпадают дожди, саксаул усиленно растет).
III. Закрепление знаний и умений.
1. Работа с текстом учебника.
Учитель предлагает вернуться к шифровке и выписать слова, относящиеся к строению стебля
Ответ: КОРА, ЛУБ, ДРЕВЕСИНА, КАМБИЙ.
Первый ряд – кора: кожица, пробка (стр. 74, 3-4 абзацы).
Второй ряд – луб, камбий (стр. 75, 1-2 абзацы).
Третий ряд – древесина, сердцевина (стр. 75, 3 абзац; стр.76, 2 абзац).
Особенности внутреннего строения стебля.
Название слоя
Название ткани
Описание строения
Кора (кожица, пробка)
Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками. Из древесных растений присутствует только у молодых побегов.
Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образованные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.
Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен.
Проводящая, запасающая, механическая
Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток – спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность.
Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ.
Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками.
Деление клеток и рост стебля в толщину.
Основная, проводящая, механическая
Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками.
Проведение воды и минеральных веществ, опорная.
Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.
Запасание питательных веществ.
2. Первичный контроль знаний.
Читайте также: