Конспект по биологии 6 класс пономарева 10 параграф стебель его строение и значение

Обновлено: 07.07.2024

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; фиксировать результаты исследований; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: стебель, узел, междоузлие, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корка, корневище, клубень, луковица; описывать внешнее строение стебля; приводить примеры различных типов стеблей; называть внутренние части стебля растений и их функции; определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах; описывать строение подземных побегов, отмечать их различия; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии, ветки деревьев, таблицы “Внешнее строение стебля”, “Внутреннее строение стебля”, поперечные спилы с 5—10 годичных веток деревьев, микропрепарат “Поперечный разрез веточки липы”; скальпель, лупа, микроскоп (на каждую парту).

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Таблица “Клеточное строение стебля” предоставляется в печатном виде каждому ученику. Графы “Строение” и “Функция” не заполняются.

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Опрос по опорным понятиям проводится в форме игры. Один ученик садится на стул спиной к доске. Учитель пишет на доске один из терминов, изученных на прошлом уроке. Ученик должен определить понятие при помощи наводящих вопросов классу (ответ “да” или “нет”). Чтобы задействовать в игре практически весь класс, одному и тому же учащемуся нельзя задавать вопрос дважды. Водящий не может употреблять в вопросе названия тканей,

форм листовых пластинок и т. д. Он может спрашивать только об их признаках и функциях. Выигрывает учащийся, который угадает термин за меньшее количество ходов.)

III. Работа по теме урока

1. Внешнее строение стебля

Давайте вспомним, что такое стебель. (Стебель — это осевой орган побега.)

По направлению роста (положению в пространстве) стебли могут быть прямостоячими, лежачими, вьющимися, цепляющимися.

— Приведите примеры растений с различными видами стеблей.

Давайте подумаем, какие еще внешние различия можно заметить у разных стеблей. Например, стебли бывают травянистые и одревесневшие.

(Учитель демонстрирует веточку любого дерева и комнатное растение.)

— Для каких жизненных форм растений характерны одревесневшие стебли? (Это деревья, кустарники.)

— А травянистые стебли? (Травы, кустарнички.)

У многих травянистых растений стебли живут только один сезон.

— Что происходит с побегами травянистых многолетних растений зимой? (Они отмирают, а весной появляются новые побеги.)

Стебли могут быть удлиненными, как, например, стебли подсолнечника и пшеницы, а могут быть укороченными.

— Приведите примеры растений с укороченными стеблями. (Подорожник, одуванчик, примула.)

Поперечное сечение одревесневших стеблей чаще всего имеет цилиндрическую форму. У травянистых растений встречаются трехгранные (осока), четырехгранные (крапива, яснотка), округлые (злаки), крылатые (чина лесная) и плоские (рдест) стебли.

2. Внутреннее строение и функции стебля

— Слушая мой рассказ, определите строение различных частей стебля и заполните соответствующую графу таблицы.

(Рассказ учителя о внутреннем строении стебля сопровождается демонстрацией плакатов и слайдов.)

Стебель выполняет опорную функцию, т. е. является опорой для листьев, почек, цветов и плодов. По стеблю перемещаются органические вещества и вода с растворенными в ней минеральными солями, т. е. осуществляется транспортная функция. Вы знаете, что в тканях стеблей некоторых растений происходит отложение

питательных веществ и воды, т. е. они осуществляют также и запасающую функцию.

Прирост древесины осуществляется в основном за счет деления клеток камбия. Чем в более благоприятных условиях образуются клетки, тем крупнее они становятся. Несложно догадаться, что весной при подходящей температуре и достаточном количестве влаги нарастание древесины происходит активнее, чем осенью, когда условия менее благоприятны. Образованная в течение одного года древесина образует годичное кольцо. Годичные кольца видны довольно четко, так как образовавшаяся весной древесина с крупными клетками (ее называют ранней) в результате оказывается рядом с прошлогодней осенней древесиной, которую можно отличить по мелким клеткам (ее называют поздней). Зимой клетки камбия не делятся, а находятся в состоянии покоя.

Для того чтобы успешно выполнять все эти функции, необходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ. 6 КЛАСС.

УМК И. Н. Пономаревой.

Тип урока : открытие нового знания.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, раскрыть функции стебля.

познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля;

показать взаимосвязь между строением стебля и выполняемым им функциями;

расширить знания о многообразии побегов;

показать взаимосвязь между дополнительными функциями побега и изменением его строения;

раскрыть значение подземных видоизменений побега;

познакомить учащихся с использованием корневищ, клубней и луковиц человеком;

Планируемые результаты обучения:

объяснение значения роста стебля в длину и толщину в жизни растения;

формирование систематизированных знаний о строении стебля, о видоизменениях надземных и подземных побегов;

приобретение опыта биологических методов исследования, фиксирование и объяснение полученных результатов;

развитие умения размножать растения вегетативным способом;

метапредметные:

формирование компетентности в области использования интернет-ресурсов;

формирование убежденности в необходимости биологических знаний для жизни человека;

развитие умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, аргументировать свое мнение;

формирование ответственного, бережного отношения к растениям.

Этапы урока

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока.

Один – в земле копается,

Другой – в свету купается;

И хотя они друзья,

Поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь в этой загадке? Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь?

Как осуществляется эта взаимосвязь?

-Ребята, что вы уже определили тему урока?

-А что бы хотели узнать по этой теме?

Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.

Определяют тему урока. Под руководством учителя формулируют цели учебного занятия.

3.Изучение нового учебного материала.

Что такое стебель?

-Какие жизненные формы растений вы знаете? Стебли у разных растений бывают разнообразные: (демонстрация стеблей комнатных растений).

У деревьев и кустарников, они какие? А у травянистых растений?

-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый?

-Приведите примеры растений с деревянистым и травянистым стеблем.

Что называется тканью?

А какие ткани растений вы знаем?

Работа с учебником и рабочей тетрадью стр. 76-77 выполнить задания 1 и 2.

Физкультминутка.

Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Вьющиеся стебель имеет ель.

- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

- Годичное кольцо - это годичный прирост древесины.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.

Гипотеза : клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.

Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?

Лабораторная работа № 4

Гипотезы для групп:

1. Так как клубень находится в почве, то возможно это корень.

2. Так как у клубня есть почки, то возможно это побег.

3. Так как клубень имеет четкие, объемные очертания, то возможно это плод.

4. Так как луковица находится в почве, то возможно это корень.

5. Так как у луковицы есть почки, то возможно это побег.

6. Так как луковица имеет четкие, объемные очертания, то возможно это плод.

Обобщение и систематизация

На стебле укороченном,

С названьем звонким - донце,

Чешуи - листья сочные

Одеты в позолотце.

В сочных листьях сахар есть,

Фитонцидов здесь не счесть!

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать,

То про насморк и простуду

Можно смело забывать.

Клубень картофеля – это не плод!

Он на подземном столоне растет.

Есть кора и древесина,

Камбий, в центре - сердцевина.

На толстом стебле есть глазки,

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет,

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень - это сам побег!

Для чего нужны видоизмененные побеги?

Отвечают на предложенные вопросы.

Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород.

Участвуют в беседе.

Ткань - это группа клеток сходных по строению, происхождению и выполняющая определенную функцию.

Физкультминутка.

Анализ гипотезы, предложенной учителем.

Нужно изучить строение этих органов.

Выполняют лабораторную работу в 6 группах.

Учащиеся в ходе исследовательской работы находят составные части побега у луковиц и клубней картофеля: стебель, почки.

Методика исследования:

1.Сравнить строение объекта исследования с конкретным органом растения (по гипотезе вашей группы).

2.Приклеить в тетрадь рисунок объекта исследования и подписать его части.

3.Начертить схему строения объекта исследования.

4.Сделать вывод, каким органом растения является объект исследования.

Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

Запасают питательные вещества, служат для вегетативного размножения.

4.Рефлексия и подведение итогов урока.

Организует рефлексию и подведение итогов урока.

Ребята, заканчивая урок, просим оценить свою работу в, карточки самооценки перед вами. Выберите одно предложение на слайде и продолжите его.

На сегодняшнем уроке мы поняли…

Мы похвалим себя…

После урока нам захотелось…

Сегодня нам удалось…

Было интересно…

Было трудно…

Мы научился…

Нас удивило…

Соотносят поставленные цели урока с достигнутыми результатами. Оценивают свою работу в карточках самооценки.

5.Информация о домашнем задании.

Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме.

Использована литература:

1.Авторская программа И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)

3.И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко: Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях. ФГОС, Редактор: Пономарева И. Н. Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.

• объяснение значения роста стебля в длину и толщин у в жизни растения;

• формирование систематизированных знаний о строении стебля, о видоизменениях

• приобретение опыта биологических методов исследования, фиксирование и

• развитие умения размножать растения вегетативным способом;

• формирование компетентности в области использования интернет - ре сурсов;

• формирование убежденности в необходимости биологических знаний для жизни

• развитие умения организовывать учебное с отрудничество, работать

индивидуально и в группе, аргументировать свое мнение;

• формирование ответственного, бережного отношения к растениям.

растения, спилы стеблей растений, гербарий растений с корневищами, клу бни картофеля,

луковицы, муляжи клубней картофеля, обору дование для лаборато рной работы, рабочая

Нажмите, чтобы узнать подробности

- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля; округлые, трехгранные, четырехгранные, плоские стебли;

- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая;

- кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Урок по теме:

Разработал: Парамошкина З.М.

учитель биологии

I категория.

2015 – 2016 учебный год

- актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем

и внешнем строении стебля;

- показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми функциями;

- показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля;

- дать представление о тканях стебля.

Оборудование;

- комнатные растения, гербарии, ветки деревьев;

- поперечные спилы деревьев.

Ключевые слова и понятия:

- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля; округлые, трехгранные, четырехгранные, плоские стебли;

- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая;

- кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.

I. Актуализация знаний.

Учитель говорит учащимся о том, что на уроке продолжается изучение вегетативных органов растения и предлагает выполнить задание шифровки.

Задание: названия каких вегетативных органов растения здесь зашифрованы?

Ответ: ЛИСТ, СТЕБЕЛЬ, ПОБЕГ, ПОЧКА.

Учитель предлагает составить предложение из этих слов.

Ответ: ПОБЕГ – СТЕБЕЛЬ С ЛИСТЬЯМИ И ПОЧКАМИ.

Учитель предлагает определить тему урока и обосновать свое решение.

Ответ: СТЕБЕЛЬ (НЕ ИЗУЧАЛСЯ РАНЕЕ).

Учитель просит учащихся составить план урока.

Ответ: РАЗНООБРАЗИЕ, ФУНКЦИИ, ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ (ЗУН).

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Ответ: СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ (запись в тетради)

II. Изучение нового материала

1. Функции стебля.

Учитель просит обосновать чередование слов в определении побега. Почему СТЕБЕЛЬ стоит на первом месте?

Ответ: СВЯЗАНО С ВЫПОЛНЯЕМЫМИ ФУНКЦИЯМИ.

1. Опорная – служит опорой растению, держит на себе тяжесть находящихся на нем листьев, цветков, плодов.

2. Проводящая – проводит воду с растворами минеральных солей от корня к листьям и отводит образующие в них органические вещества.

3. Запасающая – в основной ткани могут откладываться запасные питательные вещества.

4. Осевая – с помощью стебля побег выносит свои листья и почки к свету в ходе роста растения.

5. Фотосинтезирующая – стебли недревесных растений имеют зеленый цвет, так как содержат хлорофилл.

Все эти функции стебель выполняет посредством основных, проводящих, механических и образовательных тканей.

Одним из важнейших функций стебля является запасание воды.

Выступление учащихся с дополнительной информацией о растениях – суккулентах.

2. Первичный контроль знаний: выполнение задания на соотношение функций стебля и их характеристик.

1. Вынос листьев к свету в ходе роста растения

2. Передвижение органических веществ

3. Содержит хлорофилл

4. Удержание листьев, цветов, плодов

5. Накопление органических веществ

1. Накопление воды.

2. Образование органических веществ

3. Вынос почек к свету в ходе роста растения

4. Функция выполняется посредством механической ткани

5. Передвижение минеральных веществ

Самопроверка по ключу. Выставление баллов. Работа над ошибками.

3. Внешнее строение стебля.

Стебель – это осевая часть побега, состоящая из узлов и междоузлий. В зависимости от степени вытянутости междоузлий стебель может быть:

а) удлиненным – у подсолнечника, кукурузы, астр, гладиолуса;

б) укороченным – у подорожника, одуванчика, маргаритки, примулы.

На поперечном разрезе видно, что стебель чаще всего имеет округлую форму, но может быть трехгранным (осока), четырехгранным (крапива)

4. Внутреннее строение стебля.

Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых стеблей поверх покровной ткани сохраняются остатки тонкой кожицы. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице (у молодых побегов)имеются устьица, а позже образуются чечевички – участки пробки с крупными, рыхло расположенными клетками с большими межклетниками.

Под покровной тканью находится кора. Наружная часть коры – слои покровной, механической, основной тканей. Внутренняя часть с клетками проводящей ткани называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки (живые клетки, соединенные в трубку) по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев к другим органам растения. Ситовидные трубки остаются живыми 2 – 3 года, редко 10 – 15 лет. На смену им образуются новые.. Собраны в пучки. Кроме этих пучков в лубе имеются клетки механической ткани в виде лубяных волокон и клетки основной ткани.

К центру от луба расположена проводящая ткань – древесина. По ней идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям. Древесина образована:

- сосудами (соединения трубчатых клеток, образующих трубочку; растворы двигаются

достаточно быстро);

- трахеидами (цепочки из длинных мертвых водопроводящих клеток; растворы

двигаются медленнее, чем в сосудах);

- древесными волокнами (похожи на трахеиды, но имеют более толстые стенки клеток).

В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, - это сердцевина. У некоторых растений сердцевина занята воздушной полостью (георгина, тюльпан, огурец, бамбук).

Между древесиной и лубом у двудольных растений находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления камбия стебель растет в толщину: ¾ клеток отходят к древесине, ¼ - к лубу.

Деление клеток камбия зависит от сезонного ритма: весной и летом происходит активно, в результате чего образуются крупные клетки, а осенью замедляется, и тогда образуются мелкие клетки. Зимой деление камбия прекращается. В итоге образуется годичный прирост древесины, хорошо заметный у многих деревьев, называемый годичным кольцом. По числу годичных колец можно подсчитать возраст побега и дерева в целом.

Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий окружающей среды. Так, в холодном климате, на болотных почвах величина годичных колец древесины очень мала. В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается. Сопоставляя чередование широких и узких годичных колец у ствола, можно определить, в каких условиях жило растения, а также установить колебания погодных условий за многие годы.

а) задание: по спилу определить возраст, условия существования дерева.

б) у многих деревьев за вегетационный период образуется годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь- саксаула – в иной год образуется три кольца, а то и больше. Объясните почему? (Образование колец у саксаула связано со сменой влажных и засушливых периодов. Когда выпадают дожди, саксаул усиленно растет).

III. Закрепление знаний и умений.

1. Работа с текстом учебника.

Учитель предлагает вернуться к шифровке и выписать слова, относящиеся к строению стебля

Ответ: КОРА, ЛУБ, ДРЕВЕСИНА, КАМБИЙ.

Первый ряд – кора: кожица, пробка (стр. 74, 3-4 абзацы).

Второй ряд – луб, камбий (стр. 75, 1-2 абзацы).

Третий ряд – древесина, сердцевина (стр. 75, 3 абзац; стр.76, 2 абзац).

Особенности внутреннего строения стебля.

Название слоя

Название ткани

Описание строения

Кора (кожица, пробка)

Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками. Из древесных растений присутствует только у молодых побегов.

Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образованные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.

Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен.

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток – спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность.

Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ.

Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками.

Деление клеток и рост стебля в толщину.

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками.

Проведение воды и минеральных веществ, опорная.

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасание питательных веществ.

2. Первичный контроль знаний.

Читайте также: