Конспект внеурочного занятия ассоциации и аналогии 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Общая информация

1. Направление: общеинтеллектуальное.

2. Форма: викторина-путешествие.

4. Цель внеурочного мероприятия: Развитие интеллектуально-творческих способностей школьников.

5. Задачи и планируемый результат:

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Закрепленный изученный материал по предметам: математика (+логика), русский язык, литература.

воспитание умения работы в коллективе,
культуры речи и общения.

Уважительное отношение друг к другу при выполнении заданий.

развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

Умение логически рассуждать.

Умение сосредоточиться на материале занятия.

6. Оборудование: доска, интерактивная доска с презентацией.

7. Оформление доски:

5 5 5 5 = 4

5 5 5 5 = 5

5 5 5 5 = 30

5 5 5 5 = 50

№4 253, 238, 223, 208, 193 …


Ход внеурочного мероприятия

Название и длительность этапа (приблизительно)

Содержание внеурочного мероприятия

Результаты этапа, в том числе УУД

Используемые технологии, методы, средства

Этап мотивации к учебной деятельности

(примерно 2-3 минуты)

Добрый день, ребята!

Прозвенел долгожданный звонок,

Значит мы начинаем урок,

Друг на друга посмотрите,

И улыбку подарите.

Учащиеся приветствуют учителя и друг друга.

Этап закрепления ранее изученного материала

(примерно 30 минут)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну эрудитов.

А знаете ли вы, кто такие эрудиты?

Верно! Эрудиты обладают высокими интеллектом, много читают познавательной, научной и художественной литературы, поэтому обладают глубокими познаниями во многих областях и постоянно стремятся расширить свой кругозор.

Для того, чтобы нам попасть в этот чудесный город, нужно будет выполнить интересные задания.

Вы готовы? Мы начинаем!

1 задание:

Каждый пирог разрезали на три части, а каждую часть пополам.

Получившиеся куски положили на 30 блюдец, по одному куску на блюдце. Сколько было пирогов?

(проверка: на слайде появляется целый пирог => пирог делится на 3 части =>каждая часть еще на 2=>6 кусков в одном пироге=>30/6=5(пир.)

2 задание:

Диме на автобусе надо проехать 40 км. Проехав полпути, он заснул, а когда проснулся, то узнал, что осталось ему ехать столько

километров, сколько он проспал. Сколько километров он проспал?

Кто хочет решить эту задачу на доске?

3 задание:

Поставь между цифрами знаки действий так, чтобы равенства стали

верными. (Скобки тоже можно ставить.)

4 задание:

Продолжи ряд чисел: 253, 238, 223, 208, 193.

На доске написан ряд чисел.

1 задание:

Сколько квадратов в фигуре из спичек, нарисованной здесь?

Зачеркни четыре спички так, чтобы осталось два квадрата. Начерти

2 задание:

Сколько квадратов в этой фигуре?

Зачеркни три спички так, чтобы осталось три равных квадрата и не было лишних спичек. Начерти полученную фигуру.

3 задание:

Расшифруй ребусы (ребусы на слайде)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

1 задание:

Придумай как можно больше слов, в состав которых входят названия

2 задание:

Запиши несколько любых пар слов, которые звучат совершенно

одинаково, а пишутся по-разному. Например: лук - луг, дула - дуло. (Такие слова называются омофонами.)

3 задание:

Соедини стрелками фразеологизмы, близкие по значению.

И объясните прямой смысл каждого фразеологизма.

1 часть:

5.До последнего дыхания.

6.За тридевять земель.

2 часть:

А. Мастер на все руки.

В. До последней капли крови.

Г. На край света.

Д. Обводить вокруг пальца.

Е. Держать себя в руках.

1 задание:

Зажигают фонари
За окном.
Сядь со мной,
Поговори.

Целый вечер
Перед сном.
Ты со мной
Не была.
У тебя всё дела
Да дела.

Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном,
Поглядим
На фонари
За окном.

Содержание 1. Что такое "ассоциация"? Примеры 2. Значение ассоциаций 3. Групповое генерирование ассоциаций как метод 4. Ассоциативные переходы 5. Метод ассоциаций и запоминание информации 6. Метод звуковых ассоциаций 7. Метод графических ассоциаций 8. Комбинированный метод 9. Метод ассоциаций и написание орфограмм I . II .

I . Что такое " ассоциация " ? Ассоциация – это образ, возникающий в сознании человека в ответ на какое-то раздражение, например, в ответ на слово-раздражитель . Содержание Ассоциации – это взаимосвязи предметов и явлений деятельности, отраженные в сознании человека. Они проявляются в виде связи отдельных элементов сознания – ощущений, представлений и т.д. Их возникновение зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.

Примеры графических ассоциаций 1. Посмотрим на карту глазами неизвестного художника. У него в ответ на вид материка в сознании возник образ черепа (шутка). 2. На фото внизу компьютерный художник показывает, что лапки утки у него ассоциируются с ластами. Содержание

Значение ассоциаций Ассоциации помогают нам познать мир, найти связи между независимыми на первый взгляд утверждениями, что позволяет увидеть новые связи в технических объектах . Это приводит к появлению нестандартных решений. Содержание

Простейший прием генерирования ассоциации – быстрый ответ на одно стимулирую-щее слово – используется при групповом генерировании ассоциаций. Т.е. когда человек или группа ведут многократный поиск ассоциаций на одно слово в ограниченное время (например, 1 мин). При этом выявляются первичные ассоциации ; их число в ответ на одно слово колеблется около 10. Групповое генерирование ассоциаций для поиска решений творческих задач Содержание Стимулирующее слово Ассоциация А Ассоциация Б Ассоциация В Ассоциация Г Ассоциация Д Ассоциация Е

Групповое генерирование дополнительных ассоциаций Кроме первичных ассоциаций, высказываемых без замедления, человек может генерировать много дополнительных ассоциаций на одно слово. Чаще эти ассоциации позволяют выявить неожиданные, нетривиальные свойства рассматриваемого объекта, понятия. Содержание Стимулирующее слово Промежуток времени Дополнительная ассоциация А Дополнительная ассоциация Б Дополнительная ассоциация В Дополнительная ассоциация Г Дополнительная ассоциация А Дополнительная ассоциация Б Дополнительная ассоциация В Дополнительная ассоциация Д Дополнительная ассоциация . Дополнительная ассоциация Б Дополнительная ассоциация В Выявление нетривиальных свойств объекта

II . Ассоциации и запоминание информации Метод ассоциаций особо удобен для запоминания логически не связанной информации. Например, руководителю надо запомнить большую и разнообразную информацию: имена сотрудников, указания вышестоящих организаций, статистические данные, термины. Если связать эту информацию с ассоциативными образами, её легко запомнить! Содержание

Метод звуковых ассоциаций (фонетических) Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово ЗАВТРАК и созвучное ему слово РАК . Если эти слова соединить в одной фразе, получится НА ЗАВТРАК РАКИ . Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрывали запоминаемую букву А через рисунок. Содержание

Комбинированный метод Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно. Например, для слова МАЙОНЕЗ подобрано созвучие к первому слогу – МАЙКА . А вторую непроверяемую букву легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилось: МАЙКА ИСПАЧКАНА МАЙОНЕЗОМ + О . Содержание

Метод ассоциаций написание орфограмм Примеры: на рисунке “ Ножи ” – можно разглядеть буквы “ Ж ” и “ И ” на рисунке “ Граната ” можно разглядеть букву ”O” Метод ассоциаций используется также для запоминания информации о написании орфограмм. При этом орфограммы представляются ассоциативно, по аналогии с внешними предметами. Содержание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятия 4-5. Умение выявлять проблемы. ассоциации и аналогии

- учить выявлять проблему, проектировать ее решение и исследовать;

- умение ставить новые учебные цели и задачи;

- составлять план действий;

- определять оптимальное соотношение цели и средств;

- развивать логическое мышление учащихся;

- умение осуществлять поиск необходимой информации из разных источников,

- использовать знаково-символические средства,

- умение критически относиться к получаемой информации;

- воспитывать культуру общения;

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками;

- разрешать и предотвращать конфликты;

- умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли;

- умение понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;

- работать в группе в различных ролях (лидера, исполнителя, критика),

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами языка,

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

- формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;

- развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Кому необходима помощь в выборе темы или подборе материала по исследовательской работе?

Учитель решает эти проблемы в индивидуальном порядке.

Кто хочет поделиться тем, как продвигается у него работа по теме?

Не забывайте обращаться за помощью в нахождении нужного материала друг к другу.

Что такое проблема? (Проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.)

Почему в обществе выявляют проблемы и намечают пути их решения?

Что нужно учитывать при выборе проблемы своей деятельности? (Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть .пи необходимые для ее решения средства и материалы.)

Читая и корректируя ваши исследовательские работы, приходится наблюдать, что с увлечением начатая, но не доведенная сразу до конца работа (рисунок и др.) порой так и остается незаконченной. Выполнить исследование на одном дыхании практически очень сложно.

Поэтому, выбирая тему, надо обязательно учитывать возможный уровень решения - проблема должна соответствовать возрасту исследователя.

3. Практические задания по выявлению проблемы.

Чтобы решить проблему, нужны действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Задание 1. Посмотри на мир чужими глазами.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

Оцените эту ситуацию с разных позиций:

одноклассника этих ребят;

одного из космических пришельцев.

Задание 2. Составь рассказ.

Теперь усложним задание. Составьте рассказ от имени другого персонажа. Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате; камешком на дороге; животным; человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. Работу выполните на отдельных листах бумаги и сдайте на проверку.

Вывод. Одно из самых важных свойств в выявлении проблемы - способность изменять свою собственную . точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Практическое задание по выявлению аналогии.

Эффективным средством развития логического мышления является ассоциация, или умозаключение по аналогии.

Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Умозаключения по аналогии базируются на сопоставлениях. Они требуют не только ума, но и богатого воображения.

Задание. Скажи, на что похоже.

очертания деревьев за окном;

новые кроссовки и т. д.

Какими качествами должен обладать исследователь? (Уметь наблюдать; выявлять причину и следствие: уметь работать с литературой; задавать вопросы; выявлять проблемы; делать умозаключения по аналогии и т. д.)

Занятие по внеурочной деятельности

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Занятие по внеурочной деятельности "Логика" 4 класс. В содержание занятия включены упражнения на развитие логического мышления и слуховой памяти. Занятие направлено на достижение личностных и мета предметных результатов. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Здравствуйте, ребята, нас зовут Владлена Дмитриевна и Ирина Витальевна. Сегодня внеурочное занятие проведем у вас мы.

- Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

- Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось интересным и полезным?

- А какое настроение у вас сейчас? Почему оно такое?

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Внимательно слушают учителя-

Отвечают на вопросы учителя.

Делятся своими эмоциями.

Элементы социально-психологического тренинга

формировать широкую мотивационную основу деятельности

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Что такое исследование?

– Что такое проект?

- Какова цель исследовательского проекта?

- Верно, цель исследовательского проекта - доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу, для чего проводится эксперимент или серия опытов, проверяются различные версии.

- Отвечают на вопросы учителя

умение устанавливать причинно-следственные связи

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ)

- Скажите, каким должен быть настоящий исследователь?

- Что он должен уметь делать?

- Ответы на эти вопросы вам необходимо давать хором.

У луны горячий свет?

Повар шьет себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

- Ребята, а что вы делали перед тем, как ответить?

Вывод. Прежде чем ответить на вопрос или выполнить задание, надо хорошо подумать, проанализировать, обобщить имеющуюся информацию.

- Скажите, а что помогает правильно мыслить?

- Как вы считаете, о чем сегодня мы поговорим на занятии?

- Верно, сегодня мы поговорим о правильном мышлении и логике.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

создание проблемных ситуаций

умение формулировать собственное мнение и позицию

3.2 ПОСТроение ПРОБЛЕМЫ (ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ)

- Как вы думаете, что такое “логика?”

- А для чего исследователям нужна логика?

- А что бы случилось, если бы исследователь, да и вообще все люди не умели бы рассуждать логически?

- А хотите устроить тренировку своей логике?

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

3.3 Исследовательская деятельность

сбор и обработка информации
решение промежуточных задач

- Составьте рассказ, по его окончанию.

1. Наступил вечер, а Дима так и сидел один со своими игрушками.

2.Утром у Саши поднялась температура.

3. Мише было очень стыдно за полученную оценку.

4. Прозвенел звонок с урока, а Олеся продолжала стоять у доски.

- Прочитайте свои рассказы.

Составляют рассказ по его концовке.

Читают свои рассказы.

анализ конкретных ситуаций

умение осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение, устанавливать аналогии

3.4 Включение в систему знаний.

Практическая работа

- В ходе выполнения задач по исследовательской работе у исследователя развиваются такие навыки, как оригинальность, гибкость мышления, легкость ассоциирования к проблемам и другие свойства. Все они необходимы для исследователя. Попробуем применить их в следующем задании.

- Рассказ на заданную тему.

Все слова записываются на доске, а затем стоящий у доски ученик составляет из этих слов короткий рассказ.

Задают тематику, составляют рассказ.

умение устанавливать причинно-следственные связи

умение различать способ и результат действия

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения запланированной деятельности

3.6 оценка процесса и результатов работы

(представлеие готового продукта.Презентация проекта)

Итак, ребята, сейчас я раздам вам карточки, на них будут рисунки. Вам будет необходимо, опираясь на логику, дорисовать рисунок.

- Покажите итог, объясните свой выбор.

Выполняют задание, объясняют итог.

индивидуальная самостоятельная работа

умение формулировать собственное мнение и позицию

4. Рефлексия

Что нового вы узнали на занятии и что вам запомнилось больше всего?

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу.

Читайте также: