План конспект по противопожарной подготовке тема 1 занятие 1
Обновлено: 07.07.2024
Пожарная и аварийно-спасательная техника – это технические средства ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от него.
Знание данной дисциплины позволит специалисту квалифицированно осуществлять свои функции по организации противопожарной защиты на охраняемой территории и объектах.
Пожарная техника является материальной основой обеспечения тактических решений по тушению пожаров.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны иметь представление:
- о зарубежной пожарной технике, пожарно-техническом вооружении
- (ПТВ);
- о перспективах развития пожарной техники и ПТВ;
- о разработке новых и надежных способов тушения пожаров, использовании современных огнетушащих веществ;
- о разработке и технических характеристиках пожарных воздушных судов, железнодорожных пожарных поездов и пожарных судов (катеров).
Должны знать:
- правила эксплуатации и содержания пожарной техники, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), боевой одежды, снаряжения, инструментов, пожарных рукавов и стволов, средств и оборудования пенного и порошкового тушения;
- общие понятия о средствах пожарной связи и автоматики, противопожарном водоснабжении.
Должны уметь:
- применять пожарную технику, пожарно-техническое вооружение и оборудование при тушении пожаров, ликвидации ЧС на ораняемых территориях и объектах;
- организовать техническое обслуживание и хранение пожарных автомобилей и пожарно-технического вооружения, снаряжения, инструмента, пожарных рукавов и пожарной арматуры, стволов, гидрантов, колонок, ручных пожарных лестниц, СИЗОД, пожарных насосов, пенных средств тушения и огнетушителей;
- применять СИЗОД, производить проверки, определять и устранять неисправности;
- производить расчеты расхода кислорода воздуха.
Иметь навыки:
- в организации и проведении занятий с личным составом пожарной охраны;
- в организации испытания пожарной техники и пожарно-технического вооружения;
- в применении первичных средств пожаротушения;
- эксплуатации СИЗОД, проведении его проверок;
- в расчетах кислорода и воздуха, времени работы в СИЗОД.
Немного истории пожарной техники:
- 1435 г. - впервые упоминается о насосах состоящих из трубы, поршня и наконечника. Появились медные рукава.
- 17 век.- в России появились пожарные трубы.
- 1672 г. - братья Вандегайзе изобрели пожарные рукава.
- 1927 г. - выпуск первых пожарных автомобилей ЗИС-5.
- 60-е годы – стала активно развиваться пожарная индустрия.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения, средства связи и т.д.
Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.
Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесные и гусеничные машины, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.
Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.
Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из основы транспортного средства (шасси) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкостей для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания пожарных автомобилей различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА делят на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, делят на ПА общего и целевого применения.
Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
Основные ПА общего применения обозначаются так:
- автоцистерны пожарные – АЦ;
- пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР;
- пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
- пожарные автомобили первой помощи – АПП.
Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности в качестве главных параметров, определяющих их функциональное назначение используются: вместимость цистерны в м 3 для ПМ, подача насоса в л/с при номинальной частоте вращения вала насоса (АНР, АВД), напор насоса в м.вод.ст. (АВД).
Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.
Примеры условных обозначений:
Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, с цистерной вместимостью 5 м 3 воды, насосом с подачей ее 40 л/с, на шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя по 500 л (0,5 м3), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
Пример 3. ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131А.
Специальные ПА используются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийно-спасательного автомобиля
Примеры условных обозначений: АЛ-30(4310) – пожарная автоцистерна с высотой подъема 30 м, на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
АСА-20(4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт, на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Вспомогательные автомобили обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся грузовые автомобили, топливозаправщики, ремонтные мастерские и др.
Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Колена пожарных лестниц, авто - и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети напряжения 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания 2±0,5 Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 111-125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.
Мероприятия противопожарной защиты в воинской части
1. Порядок выполнения мероприятий противопожарной защиты в воинской части. Общие положения по организации противопожарной защиты в воинской части Общие мероприятия пожарной безопасности в воинских частях и подразделениях (Статья: Общие мероприятия пожарной безопасности в воинских частях и подразделениях) 1. Территория воинской части должна постоянно очищаться от мусора и сухой травы. Все хранилища, навесы, площадки с боеприпасами,…
Организация противопожарной защиты в воинской части
1. Инструкции по требованиям пожарной безопасности. Схемы эвакуации личного состава, вооружения, военной техники и материальных средств 1.1. Инструкции по требованиям пожарной безопасности (Статья: 1.1. Инструкции по требованиям пожарной безопасности) Документами, регламентирующими пожарную безопасность в части (на объекте), являются инструкции или положения о мерах пожарной безопасности. Инструкции разрабатываются на основе действующих норм и правил пожарной безопасности,…
Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Предварительный просмотр:
Автор работы: Бутрина Ольга Витальевна.
Должность: учитель математики
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Форма : познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры.
Цель : обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности.
- отработать модели поведения в пожароопасных ситуациях;
- формировать основы внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
- воспитывать умение самостоятельно принимать решение во время возникшей пожароопасной ситуации;
- воспитывать ответственное отношение к вопросу соблюдения правил пожарной безопасности.
- развивать логическое мышление через выполнение заданий по установлению причинно-следственных связей;
- Когда древнему человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые ему помогали в хозяйстве. Ходить к ручью ему расхотелось, и он заставил ручей течь к нему в дом – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре было неудобно, и человек придумал газовую плиту. Жить без света было плохо – и человек придумал лампу. Вот только со временем оказалось, что вещи, сделанные человеком для своего удобства, могут не только помогать, но и становиться опасными или становиться причинами опасных ситуаций, таких, например, как пожар.
- Как вы думаете, почему они надевают каски такого цвета?
- Чтобы в дыму их было более заметно, то есть для их безопасности.
- Правильно. Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь на нашем занятии?
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о пожарных, вспомним, какие правила пожарной и жизни людей. Горели деревни, села, а были случаи (и мы с вами уже говорили об этом), когда горели целые города. Вот почему так необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
- Давайте послушаем отрывок из него, который подготовили наши ребята.
1. На площади базарной,
На каланче пожарной
Дозорный у будки
На север, на юг, на запад, на восток, -
Не виден ли дымок.
2. И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
И мчалась с грохотом вперед
Теперь не надо каланчи, -
Звони по телефону
И о пожаре сообщи
В районе есть бетонный дом
В три этажа и выше –
С большим двором и гаражом
И с вышкою на крыше.
5. Сменяясь в верхнем этаже,
А их машины в гараже
Мотором в дверь глядят.
Чуть только – ночью или днем –
Дадут сигнал тревоги,
Лихой отряд борцов с огнем
Несется по дороге.
- Ребята, как вы поняли, что представляла собой раньше пожарная каланча?
- Почему она не нужна современным пожарным?
(Слышится какой-то шум).
- Ребята, извините, я вынуждена прервать наше занятие – нужно узнать, что там за шум…
1. Все спички детям!
2. Долой пожарных!
3. Долой правила пожарной безопасности!
5. Да здравствуют игры с огнем!
6. Да здравствуют пожары!
- Мы надеемся, что вы сделаете правильный выбор! Голосуйте за нас! Мы победим!
- Вот это да! Такого поворота событий я не ожидала! Дети, кто из вас стал бы голосовать за этих людей? Почему?
На доске вывешиваются правильные лозунги.
3. Спички детям не игрушка!
4. Долой игры с огнем!
5. Да здравствуют правила пожарной безопасности!
6. Да здравствуют пожарные!
- Ребята, давайте вспомним причины, из-за которых может возникнуть пожар?
1 группа. Любые источники открытого огня - спички, газовая плита, легковоспламеняющиеся (горючие) вещества.
- Ребята, какие горючие вещества вы знаете? (Бензин, керосин, спирт.)
- Сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему опасно играть с такими веществами.
Опыт 1. Намотаем на железный прут кусок ваты и попробуем поджечь – вата почти не горит. А теперь окунем эту вату в спиртовой раствор – вспыхнет большое пламя.
- Какой можно сделать вывод? Легковоспламеняющиеся вещества вспыхивают моментально большим пламенем и горят относительно долго. От такого пламени могут легко загореться соседние предметы. Вот почему опасно играть с горючими веществами.
- А сейчас я проверю, хорошо ли вы поняли то, о чем я рассказала. Перед вами 2 лампы – керосиновая , которой люди пользовались в старину, и обычная, настольная .
- Как вы думаете, почему лампа называется керосиновая?
- Какая из этих ламп наиболее опасна и может быстрее привести к пожару? Почему?
- Можно ли назвать керосин горючим веществом?
Дети отвечают, сравнивают 2 лампы.
2 группа. Неисправные электрические приборы – электропроводка, пылесос, приемник, телевизор и другие.
- Запомните, ребята: если пожар возник по вине электроприборов, нельзя его тушить водой, так как вода хорошо проводит электрический ток и любое прикосновение к такой воде приводит к мгновенной смерти.
3 группа. Самовозгорание – молния, сырое сено, битые бутылки в лесу.
- А сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему нельзя оставлять пустые бутылки в лесу.
Опыт 2. Возьмем лампу и лупу. Представьте, что лампа – это солнце, а лупа – осколок разбитой бутылки. Посмотрите – лучи солнца, проникая через осколок бутылки, собираются в одном месте. Всем хорошо виден ярко-желтый кружок? Лучи нагревают сухую листву до критической температуры, и начинается пожар.
- Какой можно сделать вывод? Нельзя оставлять в лесу битые бутылки и другие стеклянные предметы.
- А сейчас я хочу вам показать еще один опыт, чтобы вы узнали, почему во время пожара нельзя разбивать окна.
Опыт 3. Известно, что через открытое окно в помещение проникает свежий воздух, а значит, и кислород – газ, которым мы дышим. Давайте проверим, поддерживает кислород горение или нет? Для этого зажжем 2 свечи. Теперь одну свечу поставим под стеклянную банку. Свеча, стоящая под банкой, вскоре погаснет, так как без кислорода горение невозможно.
- Какой можно сделать вывод? Если мы разобьем во время пожара окно, то пожар усилится, так как в помещение проникнет кислород.
Дети выполняют движение под музыку.
Тили – Бом! Тили – Бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом!
Бежит Курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
А Лошадка – с фонарем,
А Собачка – с помелом!
Раз! Раз! Раз! Раз!
- Ребята, понравился вам мультфильм?
- Что случилось в доме у Кошки? Почему начался пожар?
- Что нужно было сделать, как себя вести, чтобы предотвратить этот пожар?
- Условия игры: если я буду называть вещество, препятствующее горению, нужно спрятать руки за спину, а если усиливающее горение, нужно поднимать руки вверх, изображая пожар. (слова для игры: песок, картон, вода, книги, платье, бензин, сухая трава, керосин, спирт, железо )
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с задачей.
1. Шипит и злится, воды боится. (Огонь.)
2. С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь, пламя.)
3. В маленьком амбаре живут 100 пожаров. (Спички.)
4. Раскаленная стрела дом свалила у села. (Молния.)
5. Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь, дым.)
- Да, теперь мы видим, что пожар может стать настоящим бедствием для всего живого. Чем пожар тушить, лучше его предупредить. Правильно? Поэтому мы посоветовались и решили вступить в ваши ряды, ряды сторонников пожарной безопасности.
- Ну, вот, ребята, наше занятие подходит к концу.
- Что нового вы сегодня узнали? Давайте повторим правила пожарной безопасности.
1. Спички детям не игрушка.
2. Нельзя играть с огнем.
3. Уходя из дома, выключать электроприборы .
- Теперь давайте вспомним правила поведения в случае, если возник пожар.
2. Выбраться из горящего помещения, закрыв плотно все окна и двери.
- И, наконец, давайте, повторим, чего ни в коем случае нельзя делать при пожаре.
1. Близко подходить к огню.
2. открывать окна и двери.
3. Тушить водой включенные в сеть электроприборы.
4. Не мешать людям, которые тушат пожар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Тематического занятия «путешествие по музыкальным жанрам (старшая группа)
Знакомить детей с различными жанрами в музыке, учить различать марш, песню, танец и т.д.
пресс-релиз конкурс по профилактике пожарной безопасности "Пожарная дружина в деле"
Итоги конкурса видеороликов открытых мероприятий по ПБ в ОО района.
Конспект урока ОБЖ в 6 классе.Пожарная безопасность.
Конспект использован для проведения урока ОБЖ в 6 классе.
Беседа с элементами игры "Профессия пожарного и пожарная безопасность"
Беседа с элементами игры о том что такое пожарная безопасность, о профессии пожарный и о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы не возник пожар.
В этом разделе собраны конспекты по всем дисциплинам, которые предлагает нам
“Порядок подготовки личного состава пожарной охраны”.
Конспекты по пожарной тактике
Конспекты по пожарной технике
Аварийно-спасательные работы
Общественно – государственная подготовка
Конспекты по гражданской обороне и мобилизационной подготовке
Подготовка газодымозащитников
Конспекты по психологической подготовке пожарных
Оказание первой помощи
Конспекты по охране труда пожарных
Конспекты по пожарно – строевой подготовке
Конспекты по физической подготовке пожарных
Конспекты по пожарной профилактике
Нормативы по ПСП
Приказы МЧС
Это просто работа
О сайте
Сайт для пожарных! Сайт создан специально для помощи тем, кому необходимы материалы по пожарной тематике.
Документы, нормативные акты, конспекты по программе подготовки, приказы МЧС, приказы других ведомств.
Читайте также: