План конспект по противопожарной подготовке тема 1 занятие 1

Обновлено: 07.07.2024

Пожарная и аварийно-спасательная техника – это технические средства ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от него.

Знание данной дисциплины позволит специалисту квалифицированно осуществлять свои функции по организации противопожарной защиты на охраняемой территории и объектах.

Пожарная техника является материальной основой обеспечения тактических решений по тушению пожаров.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны иметь представление:

  • о зарубежной пожарной технике, пожарно-техническом вооружении
  • (ПТВ);
  • о перспективах развития пожарной техники и ПТВ;
  • о разработке новых и надежных способов тушения пожаров, использовании современных огнетушащих веществ;
  • о разработке и технических характеристиках пожарных воздушных судов, железнодорожных пожарных поездов и пожарных судов (катеров).

Должны знать:

  • правила эксплуатации и содержания пожарной техники, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), боевой одежды, снаряжения, инструментов, пожарных рукавов и стволов, средств и оборудования пенного и порошкового тушения;
  • общие понятия о средствах пожарной связи и автоматики, противопожарном водоснабжении.

Должны уметь:

  • применять пожарную технику, пожарно-техническое вооружение и оборудование при тушении пожаров, ликвидации ЧС на ораняемых территориях и объектах;
  • организовать техническое обслуживание и хранение пожарных автомобилей и пожарно-технического вооружения, снаряжения, инструмента, пожарных рукавов и пожарной арматуры, стволов, гидрантов, колонок, ручных пожарных лестниц, СИЗОД, пожарных насосов, пенных средств тушения и огнетушителей;
  • применять СИЗОД, производить проверки, определять и устранять неисправности;
  • производить расчеты расхода кислорода воздуха.

Иметь навыки:

  • в организации и проведении занятий с личным составом пожарной охраны;
  • в организации испытания пожарной техники и пожарно-технического вооружения;
  • в применении первичных средств пожаротушения;
  • эксплуатации СИЗОД, проведении его проверок;
  • в расчетах кислорода и воздуха, времени работы в СИЗОД.

Немного истории пожарной техники:

  • 1435 г. - впервые упоминается о насосах состоящих из трубы, поршня и наконечника. Появились медные рукава.
  • 17 век.- в России появились пожарные трубы.
  • 1672 г. - братья Вандегайзе изобрели пожарные рукава.
  • 1927 г. - выпуск первых пожарных автомобилей ЗИС-5.
  • 60-е годы – стала активно развиваться пожарная индустрия.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения, средства связи и т.д.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесные и гусеничные машины, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.

Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из основы транспортного средства (шасси) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкостей для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания пожарных автомобилей различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА делят на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, делят на ПА общего и целевого применения.

Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные – АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР;
  • пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомобили первой помощи – АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности в качестве главных параметров, определяющих их функциональное назначение используются: вместимость цистерны в м 3 для ПМ, подача насоса в л/с при номинальной частоте вращения вала насоса (АНР, АВД), напор насоса в м.вод.ст. (АВД).

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Примеры условных обозначений:

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, с цистерной вместимостью 5 м 3 воды, насосом с подачей ее 40 л/с, на шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя по 500 л (0,5 м3), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131А.

Специальные ПА используются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийно-спасательного автомобиля

Примеры условных обозначений: АЛ-30(4310) – пожарная автоцистерна с высотой подъема 30 м, на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20(4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт, на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Вспомогательные автомобили обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся грузовые автомобили, топливозаправщики, ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Колена пожарных лестниц, авто - и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети напряжения 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания 2±0,5 Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 111-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Мероприятия противопожарной защиты в воинской части

1. Порядок выполнения мероприятий противопожарной защиты в воинской части. Общие положения по организации противопожарной защиты в воинской части Общие мероприятия пожарной безопасности в воинских частях и подразделениях (Статья: Общие мероприятия пожарной безопасности в воинских частях и подразделениях) 1. Территория воинской части должна постоянно очищаться от мусора и сухой травы. Все хранилища, навесы, площадки с боеприпасами,…

Организация противопожарной защиты в воинской части

1. Инструкции по требованиям пожарной безопасности. Схемы эвакуации личного состава, вооружения, военной техники и материальных средств 1.1. Инструкции по требованиям пожарной безопасности (Статья: 1.1. Инструкции по требованиям пожарной безопасности) Документами, регламентирующими пожарную безопасность в части (на объекте), являются инструкции или положения о мерах пожарной безопасности. Инструкции разрабатываются на основе действующих норм и правил пожарной безопасности,…

Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Предварительный просмотр:

Автор работы: Бутрина Ольга Витальевна.

Должность: учитель математики

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Форма : познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры.

Цель : обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности.

- отработать модели поведения в пожароопасных ситуациях;

- формировать основы внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

- воспитывать умение самостоятельно принимать решение во время возникшей пожароопасной ситуации;

- воспитывать ответственное отношение к вопросу соблюдения правил пожарной безопасности.

- развивать логическое мышление через выполнение заданий по установлению причинно-следственных связей;

- Когда древнему человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые ему помогали в хозяйстве. Ходить к ручью ему расхотелось, и он заставил ручей течь к нему в дом – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре было неудобно, и человек придумал газовую плиту. Жить без света было плохо – и человек придумал лампу. Вот только со временем оказалось, что вещи, сделанные человеком для своего удобства, могут не только помогать, но и становиться опасными или становиться причинами опасных ситуаций, таких, например, как пожар.

- Как вы думаете, почему они надевают каски такого цвета?

- Чтобы в дыму их было более заметно, то есть для их безопасности.

- Правильно. Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь на нашем занятии?

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о пожарных, вспомним, какие правила пожарной и жизни людей. Горели деревни, села, а были случаи (и мы с вами уже говорили об этом), когда горели целые города. Вот почему так необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

- Давайте послушаем отрывок из него, который подготовили наши ребята.

1. На площади базарной,

На каланче пожарной

Дозорный у будки

На север, на юг, на запад, на восток, -

Не виден ли дымок.

2. И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

Взвивались вверх, бывало.

И вот с пожарного двора

И мчалась с грохотом вперед

Теперь не надо каланчи, -

Звони по телефону

И о пожаре сообщи

В районе есть бетонный дом

В три этажа и выше –

С большим двором и гаражом

И с вышкою на крыше.

5. Сменяясь в верхнем этаже,

А их машины в гараже

Мотором в дверь глядят.

Чуть только – ночью или днем –

Дадут сигнал тревоги,

Лихой отряд борцов с огнем

Несется по дороге.

- Ребята, как вы поняли, что представляла собой раньше пожарная каланча?

- Почему она не нужна современным пожарным?

(Слышится какой-то шум).

- Ребята, извините, я вынуждена прервать наше занятие – нужно узнать, что там за шум…

1. Все спички детям!

2. Долой пожарных!

3. Долой правила пожарной безопасности!

5. Да здравствуют игры с огнем!

6. Да здравствуют пожары!

- Мы надеемся, что вы сделаете правильный выбор! Голосуйте за нас! Мы победим!

- Вот это да! Такого поворота событий я не ожидала! Дети, кто из вас стал бы голосовать за этих людей? Почему?

На доске вывешиваются правильные лозунги.

3. Спички детям не игрушка!

4. Долой игры с огнем!

5. Да здравствуют правила пожарной безопасности!

6. Да здравствуют пожарные!

- Ребята, давайте вспомним причины, из-за которых может возникнуть пожар?

1 группа. Любые источники открытого огня - спички, газовая плита, легковоспламеняющиеся (горючие) вещества.

- Ребята, какие горючие вещества вы знаете? (Бензин, керосин, спирт.)

- Сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему опасно играть с такими веществами.

Опыт 1. Намотаем на железный прут кусок ваты и попробуем поджечь – вата почти не горит. А теперь окунем эту вату в спиртовой раствор – вспыхнет большое пламя.

- Какой можно сделать вывод? Легковоспламеняющиеся вещества вспыхивают моментально большим пламенем и горят относительно долго. От такого пламени могут легко загореться соседние предметы. Вот почему опасно играть с горючими веществами.

- А сейчас я проверю, хорошо ли вы поняли то, о чем я рассказала. Перед вами 2 лампы – керосиновая , которой люди пользовались в старину, и обычная, настольная .

- Как вы думаете, почему лампа называется керосиновая?

- Какая из этих ламп наиболее опасна и может быстрее привести к пожару? Почему?

- Можно ли назвать керосин горючим веществом?

Дети отвечают, сравнивают 2 лампы.

2 группа. Неисправные электрические приборы – электропроводка, пылесос, приемник, телевизор и другие.

- Запомните, ребята: если пожар возник по вине электроприборов, нельзя его тушить водой, так как вода хорошо проводит электрический ток и любое прикосновение к такой воде приводит к мгновенной смерти.

3 группа. Самовозгорание – молния, сырое сено, битые бутылки в лесу.

- А сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему нельзя оставлять пустые бутылки в лесу.

Опыт 2. Возьмем лампу и лупу. Представьте, что лампа – это солнце, а лупа – осколок разбитой бутылки. Посмотрите – лучи солнца, проникая через осколок бутылки, собираются в одном месте. Всем хорошо виден ярко-желтый кружок? Лучи нагревают сухую листву до критической температуры, и начинается пожар.

- Какой можно сделать вывод? Нельзя оставлять в лесу битые бутылки и другие стеклянные предметы.

- А сейчас я хочу вам показать еще один опыт, чтобы вы узнали, почему во время пожара нельзя разбивать окна.

Опыт 3. Известно, что через открытое окно в помещение проникает свежий воздух, а значит, и кислород – газ, которым мы дышим. Давайте проверим, поддерживает кислород горение или нет? Для этого зажжем 2 свечи. Теперь одну свечу поставим под стеклянную банку. Свеча, стоящая под банкой, вскоре погаснет, так как без кислорода горение невозможно.

- Какой можно сделать вывод? Если мы разобьем во время пожара окно, то пожар усилится, так как в помещение проникнет кислород.

Дети выполняют движение под музыку.

Тили – Бом! Тили – Бом!

Загорелся Кошкин дом!

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом!

Бежит Курочка с ведром

Заливать Кошкин дом.

А Лошадка – с фонарем,

А Собачка – с помелом!

Раз! Раз! Раз! Раз!

- Ребята, понравился вам мультфильм?

- Что случилось в доме у Кошки? Почему начался пожар?

- Что нужно было сделать, как себя вести, чтобы предотвратить этот пожар?

- Условия игры: если я буду называть вещество, препятствующее горению, нужно спрятать руки за спину, а если усиливающее горение, нужно поднимать руки вверх, изображая пожар. (слова для игры: песок, картон, вода, книги, платье, бензин, сухая трава, керосин, спирт, железо )

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с задачей.

1. Шипит и злится, воды боится. (Огонь.)

2. С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь, пламя.)

3. В маленьком амбаре живут 100 пожаров. (Спички.)

4. Раскаленная стрела дом свалила у села. (Молния.)

5. Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь, дым.)

- Да, теперь мы видим, что пожар может стать настоящим бедствием для всего живого. Чем пожар тушить, лучше его предупредить. Правильно? Поэтому мы посоветовались и решили вступить в ваши ряды, ряды сторонников пожарной безопасности.

- Ну, вот, ребята, наше занятие подходит к концу.

- Что нового вы сегодня узнали? Давайте повторим правила пожарной безопасности.

1. Спички детям не игрушка.

2. Нельзя играть с огнем.

3. Уходя из дома, выключать электроприборы .

- Теперь давайте вспомним правила поведения в случае, если возник пожар.

2. Выбраться из горящего помещения, закрыв плотно все окна и двери.

- И, наконец, давайте, повторим, чего ни в коем случае нельзя делать при пожаре.

1. Близко подходить к огню.

2. открывать окна и двери.

3. Тушить водой включенные в сеть электроприборы.

4. Не мешать людям, которые тушат пожар.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тематического занятия «путешествие по музыкальным жанрам (старшая группа)

Знакомить детей с различными жанрами в музыке, учить различать марш, песню, танец и т.д.

пресс-релиз конкурс по профилактике пожарной безопасности "Пожарная дружина в деле"

Итоги конкурса видеороликов открытых мероприятий по ПБ в ОО района.


Конспект урока ОБЖ в 6 классе.Пожарная безопасность.

Конспект использован для проведения урока ОБЖ в 6 классе.


Беседа с элементами игры "Профессия пожарного и пожарная безопасность"

Беседа с элементами игры о том что такое пожарная безопасность, о профессии пожарный и о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы не возник пожар.

В этом разделе собраны конспекты по всем дисциплинам, которые предлагает нам
“Порядок подготовки личного состава пожарной охраны”.

Конспекты по пожарной тактике

Конспекты по пожарной тактике

Конспекты по пожарной технике

Конспекты по пожарной технике

Аварийно-спасательные работы

Аварийно-спасательные работы

Общественно-государственная подготовка

Общественно – государственная подготовка

Гражданская оборона и мобилизационная подготовка

Конспекты по гражданской обороне и мобилизационной подготовке

Подготовка газодымозащитников

Подготовка газодымозащитников

Психологическая подготовка пожарных

Конспекты по психологической подготовке пожарных

Оказание первой помощи

Оказание первой помощи

Конспекты по охране труда пожарных

Конспекты по охране труда пожарных

Конспекты по пожарно – строевой подготовке

Конспекты по пожарно – строевой подготовке

Физическая подготовка

Конспекты по физической подготовке пожарных

Конспекты по пожарной профилактике

Конспекты по пожарной профилактике

Нормативы по ПСП

Нормативы по ПСП

Приказы МЧС

Приказы МЧС


Это просто работа

О сайте

Сайт для пожарных! Сайт создан специально для помощи тем, кому необходимы материалы по пожарной тематике.

Документы, нормативные акты, конспекты по программе подготовки, приказы МЧС, приказы других ведомств.

Читайте также: