Конспект логопедического занятия б п 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия на тему:

Липовая Галина Васильевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 9 г. Пензы

Форма занятия: групповое

Возраст детей: 8 -9 лет (2 класс)

Речевой диагноз: системное недоразвитие речи III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Речевой статус: 3 чел. – СНР III уровня, 3 чел. – ФФНР

Время занятия: 40 минут

Цель: закрепить навыки дифференциации согласных Б– П в устной и письменной речи.

· Коррекционно-образовательные:

научить различать звуки Б - П в слогах, словах и предложениях;

закрепить умение соотносить звуки Б, П с буквами Б и П;

упражнять в написании слов с парной согласной.

· Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух и зрительную память, логическое мышление;

развивать общую и мелкую моторику рук;

активизировать и пополнять словарь учащихся;

развивать связную речь.

· Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение осуществлять самоконтроль, любознательность и интерес к различным профессиям.

План занятия:

II . Определение темы и цели занятия:

1.Сходство и различие звуков.

2.Обозначение звуков буквами.

III. Закрепление темы:

1. Распределительный диктант.

2. Работа с цифровым рядом.

3. Графический диктант.

IV . Подведение итогов.

Ход занятия

I .Организационный момент

- Ребята, прочитайте на карточках слова, назовите лишнее слово.

Карандаш, фломастер, ручка, барабанщик.

Морковь, продавец, капуста, картофель.

Бухгалтер , синий, красный, зеленый.

Яблоко, груша, плотник, слива.

Кровать, пианист, диван, шкаф.

Балерина , кошка, собака, петух.

II . Определение темы и цели занятия

- Ребята, поднимите руки, у кого слово начинается на букву Б.

- А теперь, у кого – на букву П.

- Какие звуки обозначают буквы Б и П? (Ответы детей)

- Откройте зеркала и произнесите звуки [ Б] и [П].

- Давайте вспомним, чем похожи эти звуки и чем различаются? (Ответы детей)

- Какими символами мы обозначаем звуки Б и П.

- Правильно, сегодня мы продолжим учиться различать звуки б и п.

Слова: пила, барабан, письма, билеты, продукты, букет.

III . Закрепление темы

- Молодцы, ребята! Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию в город Мастеров.

- Как вы думаете, кто живет в городе Мастеров? (Ответы детей)

- Кто такой мастер? ( Мастер- человек, любой профессии, который хорошо знает своё дело.)

1. Распределительный диктант

- Разделите тетрадный лист пополам. В левый столбик нам нужно написать слова со звуком П, а в правый - со звуком Б.

Слова: продавец, бухгалтер, воспитатель, пилот, балерина, футболист, сапожник, уборщица.

- Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание? (Слайд № 7)

- Молодцы, ребята! С первым заданием мы справились.

2. Работа с цифровым рядом

- Вы узнали, с кем нам предстоит встретиться? (Ответы детей)

- Кто знает, кто такой регулировщик? ( Ответы детей)

( Регулировщик – тот, кто регулирует движение транспорта на перекрёстке дорог)

- Он предлагает нам следующее задание.

(У каждого ученика на парте лежит цифровой ряд.)

- Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы поднимите ту карточку с цифрой, какое место занимает этот звук (б или п) в слове.

Слова: комбайнер(4), лаборант(3), оператор(2), терапевт(5), певец(1), воспитатель(4), сапожник(3), рыбак(3), балерина(1), дальнобойщик(6).

- Молодцы, ребята! Регулировщик остался доволен.

3. Графический диктант

- Посмотрите, ребята, кто нас встречает?

Вы знаете, кто такой шифровальщик? (Ответы детей)

(Шифровальщик – специалист по шифровке или расшифровке чего-либо.)

Шифровальщик предлагает зашифровать следующие предложения:

Пекарь выпекает булочки. (Слайд №11)

Капитан управляет кораблем.

Библиотекарь работает в библиотеке. (Слайд №12)

Программист проводит собрание.

Бухгалтер проверяет баланс. (Слайд №13)

Пианист работает на пианино.

Барабанщик барабанит в барабан. (Слайд № 14)

4. Физкультминутка (видео) (Слайд № 15)


Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)


Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.


Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

5. Кроссворд

- Ребята, мастера и мастерицы предлагают нам разгадать кроссворд. Запишите слова и подчеркните в них буквы Б (красным фломастером) и П (синим фломастером).

1) В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках.

2)Кто в дни болезней

И лечит нас от всех

3) У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет …

4) Он машиной управляет,
Никогда не забывает:
Это — тормоз, это — газ,
Отвезёт он в школу нас. (шофер)

5)Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать? (учитель)

6) Он не летчик, не пилот

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (космонавт)

7) Палочкой помашет –

Лев прыгнет в кольцо.

Он что, регулировщик?

Нет, это. (дрессировщик)

8) Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

9)Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

- Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о профессиях? (Ответы детей) (Слайд № 17)

- Чтобы прочитать эти пословицы и поговорки, нам нужно вписать пропущенные буквы: б- п.

Здравствуйте, ребята! Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и скажите сколько раз встретился звук [Б]?

Хоть крутись, или вертись,

Нам без Б не обойтись!

Только, Б, не надо якать,

Хвастаться, сердиться, плакать!

…Нет великих букв, нет малых,

Важных нет иль захудалых,

Все они: от А до Я –

А сейчас прослушайте еще одно стихотворение и скажите сколько раз встретился звук [П]?

П – прилежна, П – пытлива,

Как пчела трудолюбива,

Пашет, пляшет и поет,

Как блины, слова печет.

Сегодня мы будем говорить с вами о звуках [Б] и [П].

При произнесении этих звуков губы смыкаются и размыкаются, язык не работает.

Звук [Б] – звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрирует. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация.

[П] – глухой звук. Голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

2. Знакомство с героями занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости девочка и мальчик. Давайте с ними познакомимся, составим их имена по первым буквам слов-картинок.

На доску выставляются предметные картинки. Дети называют картинку, выделяют первый звук. Затем из первых звуков составляют слово. Имена записываются на доске, подчеркиваются буквы Б и П.

КАРТИНКИ: барабан, озеро, рука, иголка, стул – Борис

Пчела, обруч, лук, индюк, ножницы, аист – Полина

3. Работа над дифференциацией Б-П в словах.

Ребята, давайте поможем Борису и Полине разобраться в паутинке, которая написана на доске.

Из слогов мы с вами должны составить слова и записать их в 2 столбика. Борис собирает слова со звуком [Б], а Полина – со звуком [П].

(Дети по очереди выполняют задание на доске и в тетрадях)

Слова: белка, пила, буква, паук, буря, посуда, буран, поле.

А сейчас Борис и Полина просят нас отгадать загадки.

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы

Днем он – забияка

Есть у нас веселый друг,

Обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд, он

Ударам только рад.

Не драчун и не буян, просто

4. Дифференциация звуков [Б] и [П].

Ребята у Бориса и Полины есть еще задание для вас. Прочитайте сначала слова с буквой Б, затем с буквой П:

Губы, помощь, азбука, пила, зубы, посуда, буква, пекарь, буран, паук, буря, поле, букет, альбом, портрет, бокс, порода, суббота, портфель.

5. Физминутка.

Речь с движениями.

Бобёр в бору затеял бал, (Дети маршируют в такт стихотворения)

Бобёр на бал гостей позвал. (Приглашающее движение руками к себе)

Паучки во флейты дуют, (Изображение игры на флейте)

Польку бабочки танцуют. (Взмахи руками, подобно крыльям бабочки)

Даже тихий барсучок (Маршировка на носочках, руки на пояс)

Каблучками цок да цок. (Маршировка на пяточках, руки на пояс)

Назовите слова из скороговорки со звуком [П]. (Позвал, паучки, полька).

А теперь вспомните слова со звуком [Б]. (Бобёр, бор, бал, бабочки, барсучок, каблучки).

Развитие мелкой моторики.

Изображение пальцами букв.

Дети, выпрямите кисть левой руки и поставьте её вертикально. Зажмите между указательным и средним пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).

Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? (Б).

Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками указательного и среднего пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? (П).

6. Работа по индивидуальным карточкам:

Вставь П – зеленым цветом, Б – синим.

…аук, …ара. ан, …анан, а…тека, …уговица, а. ельсин, …енал, …улка, шай…а.

Итог : раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы.

7. Работа в тетрадях:

На доске: бел – пел

Чем отличаются слова? (Первыми буквами)

Правильно! А еще чем?

Слова различаются смыслом. Давайте докажем это, составив предложения с каждым из этих слов. (Дети составляют предложения, записывая их в тетрадь).

8. Работа с текстом.

Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

9. Подведение итогов.

Какие звуки мы сегодня повторяли?

Чем они похожи? Чем различаются?

Борис и Полина благодарят вас за то, что вы помогли им справится с заданиями. Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия во 2 классе.

Дифференциация звуков [б]-[б , ],[п]-[п , ] в слогах, словах.

Тема: Дифференциация звуков Б - Б', П - П' .

Цели и задачи: закреплять знания о звуках Б - Б' - П - П';

учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах;

развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза, логическое мышление;

проводить работу по предупреждению дизорфографии.

Оборудование: буквы Б - П (запись на доске); символы для обозначения звуков Б - Б', П - П' (наушники и колокольчики).

Ход занятия

I. Оргмомент .

Сядет тот, кто больше всего подберёт предметов голубого цвета. Например: голубой веер,….голубая чашка,…. голубое небо……., голубые дали…….

2. Введение в тему занятия.

Повторение чистоговорок:

Ба-ба-ба — на избе была труба.

Бу-бу-бу — побелили мы трубу.

Бе-бе-бе — белый голубь на трубе.

Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.

Какой звук встречался чаще всего? Запишите букву б.

Па-па-па — на пол сыплется крупа.

Пу-пу-пу — подмету сейчас крупу.

Пы-пы-пы — больше нет у нас крупы.

Какой звук встречался чаще всего? Запишите букву п.

3. Актуализация опорных знаний по теме.

Письмо букв б, п с проговариванием до конца строчки.

Уточнение артикуляции звуков и моторного образа букв.

Характеристика звуков: [п], [п'], [б], [б'] по артикуляции (губные, взрывные, согласные), твёрдости и мягкости, звонкости и глухости.

Выделение звуков [п]-[б] в начале слова.

Логопед: Ответьте на вопросы и определите первый звук в словах.

Что остаётся от спиленного дерева? (Пень.)

Как называется дерево с белым стволом? (Береза.)

Что приносит почтальон? (Почту.)

4.Формулировка темы занятия. Запись.

5. Работа по теме занятия.

Развитие мелкой моторики. Изображение пальцами букв.

Дети, выпрямите кисть левой руки и поставьте её вертикально, зажмите между пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально). Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? (Б).

Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? (П).

Б - согласный, звонкий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.

Б' - согласный, звонкий, мягкий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зелёным незакрашенным кружком.

П - согласный, глухой, твердый, для обозначения используем синий наушник, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.

II' - согласный, глухой, мягкий, для обозначения используем зеленый наушник, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком.

Развитие фонематического восприятия. Графический диктант.

Логопед: Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия.

Шевелились у цветка На малину налетели,

Все четыре лепестка. Поклевать ее хотели

Я сорвать его хотел, А увидели урода -

Л он взял и улетел. И скорее с огорода.

(Бабочка) (Пугало)

Посадили зернышко, Что на сковороду налью

Вырастили солнышко. И вчетверо сверну?

(Подсолнух) (Блины )

Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки.

Слоги: БА, БО, ПО, ПЫ, ПИ, ПЕ, БЕ, ПЯ, БЫ, БИ.

Слова: БАК, БОК, ПЕНА, СПАЛ, ПАСТЬ, ЯБЛОКО, БИНТ, БЕРЕГ.

6. Физминутка

Мы берёзку посадили.

Мы берёзку посадили,

(Выпрямиться за партой).

Мы водой её полили,

(Руки к плечам).

И берёзка подросла,

(Встать за партой).

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

(Руки вниз, спина прямая).

И ребят благодарила.

(Поклоны головы, сесть)

7. Самостоятелъная работа

Убежала буква.

… ок, …ар, …ыл, …усы, … ара, …арта, …оты, …оря, …оля, …ант, …лот, …укет, …акет, …еда, …ол, за…ыл, за…лыл, с…ал, с…росил.

Убежали слоги.

Лю…, ры…, ла…, ли …, тру …, лам …, сдо …, …. ран, … латка, … лец, …зар, … бушка, …рус.

Ло…та, при…вил, за…вы, ….кет, …лет, ….намка.

8. Итог занятия

- Исправь предложения:

Паутина плетёт паука.

Бутон сидит на пчеле.

Ботинки купили брата.

На почках появилась берёза.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 281 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.06.2018 455
  • DOCX 18.3 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сидорова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;

б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов

- Уточнение и обогащение словарного запаса детей

- Развитие фонематического восприятия

- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

- Расширение представления об окружающем мире

- Воспитание познавательного интереса

- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

- Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

Регулятивные:

- выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

- осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели

- умение структурировать знания

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- рефлексия способов действия

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

- Дифференциация понятия звук и буква

- Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух, по артикуляции, написанию

- Развитие умения подчиняться разным правилам

- Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

I Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса

«Вот уж осень готова проститься

Хмурой тучей, холодным дождём.

Скоро в окна зима постучится

-Природа уже подготовилась к приходу зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, многие животные подготовили свои жилища к наступлению холодов и лишь гость, который пришёл к нам на урок, не успел построить себе домик.

-Ребята, я предлагаю построить на нашем занятии хатку для бобра. Мы должны помочь гостю подготовиться к зиме, но для этого вам необходимо выполнить ряд заданий.

II . Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [П]:

- Посмотрите на картинки, назовите одинаковый звук в словах [П].

- Какой буквой обозначается этот звук? (пэ).

Вывешивается табличка с буквами П п.

«На хоккее, на футболе

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой П.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [Б]:

- Назовите одинаковый звук в этих словах [Б].

- Какой буквой обозначается этот звук? (бэ).

Вывешивается табличка с буквами Б б.

«Буква Б с большим брюшком,

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой Б.

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Б])

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Установить сходство…. (между звуками [П]-[Б])

Установить различие ….(между звуками [П]-[Б])

Упражняться в написании…(букв П-Б)

- Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Б], будем упражняться в правильном написании букв П-Б.

- Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели что нужно делать на уроке? (быть внимательными, старательными, активными)

III . Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Б] по звучанию и артикуляции. Работа с индивидуальными зеркалами

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

- Посмотрите в зеркала, произнесите звук [П], дайте ему характеристику.

- согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы), - твёрдый,

- глухой (произносится без голоса).

- Посмотрите в зеркала, произнесите звук [Б], дайте ему характеристику.

- согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы),

- звонкий (произносится с голосом).

-Скажите, чем похожи эти звуки. (Оба согласные, твёрдые, у них одинаковая преграда - губы.)

- Скажите, чем они отличаются друг от друга?

( звук [П] - глухой, звук [Б] - звонкий).

- Напомните, как можно проверить звонкость-глухость звуков.

(двумя способами: 1- руку на горло, 2-закрыть уши).

- Ребята, вы правильно определили сходство и различие между звуками [П]-[Б]

Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

«Глухие звуки звучат глухо,

Голоса в них нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,

В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: ПУГАТЬСЯ, ПУСКАТЬ-

Здесь голоса нет в звуке П,

А в слове БОРОТЬСЯ и в слове БРОСАТЬ

Слышится звонкий Б.

П - это капают капли дождя,

Б – барабанов бой.

Можно все звонкие прокричать,

-Вы справились с заданием, положим первое брёвнышко и начнём строить хатку бобра.

-Запишите характеристику звуков [П]-[Б] в тетрадь, отличия подчеркните.

-Допишите в карточке с элементами букв буквы П-Б.

IV . Дифференциация звуков [П]-[Б] в слогах.

Чтение слогов с буквами П-Б

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов

па – ба пап - бап пфа - бва

по – бо поп - боп пко - бго

пу – бу пуп - буп пшу - бжу

пэ – бэ пэп - бэп пфэ - бвэ

пы - бы пып – бып пты - бды

Дети читают слоги.

Слова: Шу…ба, тро…па, гу…ба, кру…па, сдо…ба, ли…па, кол…ба, ла…па, сто…па, клум…ба, тру…ба, па…па, про…ба, жа…ба, плом….ба, тол…па, вер…ба, глы…ба, лам…па, ры…ба.

- Сели все ровненько.

V . Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия

5.1. Учитель-логопед произносит слова со звуками [П]-[Б].

Дети поднимают сигнальные карточки с соответствующими буквами.

Слова: Бумага, помощь, банка, добро, тополь, суп, собака, сапоги,

5.2. Детям молча предъявляются картинки, в названиях которых

есть звуки [П]-[Б], они поднимают соответствующую букву.

5.3. На доску вывешивается 4 предметные картинки.

(В названии 2-х картинок есть звук [П], 2-е остальные картинки – со звуком [Б])

Дети отчётливо называют, что изображено на картинках, запоминают слова.

Картинки убираются, ученики называют, что они увидели, определяют наличие звуков [П]-[Б] в словах.

5.4. а) Предлагается картинка с изображением полушубка.

- Назовите, что изображено на картинке.

- Чем интересно это слово? (есть оба звука [П]-[Б])

- Покажите на цифровой линейке, какое место в слове занимает звук [П], звук [Б]. (Дети закрывают цифру нужной буквой).

б) Учитель-логопед произносит слова:

-букет, забор, грибы;

-пакет, лопата, тулуп.

Дети определяют по цифровым линейкам место звуков [П]-[Б]

в словах. (Каждое слово проверяется учителем-логопедом совместно с детьми).

- Вы справились с очередным заданием, добавим брёвнышко в домик бобра.

VI . Анализ слов-паронимов

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова, развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Учитель-логопед раздаёт детям по 2-е карточки со словами паронимами.

- Вы должны прочитать слово. Тому, кто прочитает слово, должен откликнуться тот, у кого есть слово, отличающееся одним звуком.

почка – бочка (устанавливается сходство и различие между словами),

порт – борт (устанавливается сходство и различие между словами),

пашня – башня (с каждым словом составляется предложение),

папочка – бабочка (с каждым словом составляется предложение, устанавливается количество звуков [П]–[Б] в каждом слове).

- Итак, сейчас мы увидели, как звуки [П]–[Б] влияют не только на звучание слова, но и на его смысл.

VII .Физминутка

Цель: развитие общей и мелкой моторики, развитие слуховой памяти и внимания

7.1 Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

«Бобёр в бору затеял бал, Дети маршируют в такт стихотворения.

Бобёр на бал гостей позвал. Приглашающее движение руками к себе.

Паучки во флейты дуют, Изображение игры на флейте.

Польку бабочки танцуют. Взмахи руками, подобно крыльям бабоч ки.

Даже тихий барсучок Маршировка на носочках, руки на пояс.

- Назовите слова из скороговорки со звуком [П] (Позвал, паучки, полька).

- А теперь вспомните слова со звуком [Б] (Бобёр, бор, бал, бабочки, барсучок, каблучки).

7.2 Развитие мелкой моторики

Изображение пальцами букв.

- Дети, выпрямите кисть левой руки и поставьте её вертикально. Зажмите между указательным и средним пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).

Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? (Б).

- Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками указательного и среднего пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? (П).

- Вы справились со следующим заданием, добавим брёвнышко в хатку бобра.

VIII . Дифференциация звуков (П-Б) в словах.

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова

8.1 Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

« Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

На доске - 2 плоские фигурки лодок с парусами. На парусах – кармашки, в кармашках – буквы П-Б. На доске столбиком записаны слова с пропущенными буквами. Дети по порядку выходят к доске и выбирают нужную букву, подставляя её к данному слову.

Учитель-логопед сообщает, что лодки могут причалить только к

своим словам (в зависимости от написания букв П-Б).

-К каким словам причалят лодки?

-Запишем слова в 2-е колонки, в зависимости от наличия букв П-Б.

-Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

8.2. Учитель-логопед просит детей ответить на вопросы.

- Ответьте на мой вопрос одним словом, определите в названных вами словах наличие звуков [П] – [Б] и продолжите запись слов в две колонки.

- Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

- Кого ловят рыболовы? (рыба).

- Какой день начинает рабочую неделю? (понедельник).

- Какой день наступает после пятницы? (суббота).

-Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это…? (посуда).

- Где растут клюква и брусника? (болото).

- Вы справились с новым заданием, добавим очередное брёвнышко в домик бобра.

IX Дифференциация звуков [П-Б] в предложениях

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне предложения

- А сейчас проведём графический диктант.

Учитель-логопед зачитывает предложения, совместно с детьми подсчитывается количество слов в предложении, уточняется наличие звуков [П]–[Б]. По одному дети выходят к доске для записи предложения, остальные выполняют записи в тетрадях.

-Итак, вы вновь справились с заданием, добавим новое бревнышко в домик бобра.

X . Дифференциация звуков (П-Б) в текстах.

Самостоятельная работа детей

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне текста, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- Прочитайте текст (по перфокартам), подставьте в слова нужную букву.

П ришёл п оследний месяц осени – ноя б рь. П огода п асмурная. П одул п орывистый ветер. С деревьев п олетели б урые листья. В лесу можно на б людать листо п ад. Улетели п оследние п тицы. Всё в п рироде готово к насту п лению зимы.

Проводится проверка выполненной работы. Дети по цепочке зачитывают предложения, уточняя наличие букв П-Б.

- Назовите, какой месяц наступит после ноября. (Декабрь).

- Определите, какой из изучаемых нами звуков есть в этом слове. [Б].

- А знаете ли вы, что размер хаток у бобров различен. Они служат бобрам многие годы, ежегодно ремонтируются, достраиваются и иногда достигают огромных размеров.

Так, в Воронежской области есть хатка, высота которой 2,5 м, а ширина её – 12 м. А самая большая бобровая плотина находится в Северной Америке. Её длина – 625 м, ширина – 7 м, а высота –

XI . Подведение итога занятия. Рефлексия

Цель: рефлексия способов действия

- Итак, подведем итог урока. Вспомним цели занятия. Мы их достигли? (да)

- Чем мы занимались на занятии? (Устанавливали сходство и различие между звуками [П]-[Б]).

- Что общего между звуками [П]-[Б]? (согласные, твёрдые, одинаковая преграда во рту - губы).

- Чем отличаются звуки друг от друга? ( звук [П] – глухой,

звук [Б] - звонкий).

XII . Оценивание работы учащихся

Цель: организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке, осознание учащимися того, что ими усвоено, а что нет

- Оцените свою работу на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось на уроке… быть внимательным,

все задания выполнить без ошибок

Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность

Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок

- Сегодня на уроке хорошо работали… Урок окончен.

Предъявляются картинки с изображением осенних пейзажей

Показ картинки с изображением бобра. Под картинкой бобра – осенние листья клена с написанными слогами

Читайте также: