Конспект урока первообразная 11 класс алимов
Обновлено: 05.07.2024
Загрузить презентацию (378 кБ)
Технологическая карта урока алгебры 11 класс.
Количество часов по разделу: 10 часов.
Тема блока: Первообразная и неопределенный интеграл.
Ведущая тема урока: формирование знаний и обще учебных умений через систему типовых, приближенных и разно - уровненных заданий.
Цели урока:
- Образовательные: сформировать и закрепить понятие первообразной, находить первообразные функции разного уровня.
- Развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся, основанную на операциях анализа, сравнениях , обобщения, систематизации.
- Воспитательная: формировать мировоззренческие взгляды учащихся, воспитывать от ответственности за полученный результат, чувство успеха.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, словесно – наглядный, проблемный, эвристический.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, обще-классная.
Средства обучения: информационные, компьютерные, эпиграф, раздаточный материал.
Ожидаемые результаты обучения: ученик должен
- определение производной
- первообразная определяется неоднозначно.
- находить первообразные функции в простейших случаях
- проверять, является ли первообразная для функции на данном промежутке времени.
СТРУКТУРА УРОКА:
- Постановка цели урока(2 мин)
- Подготовка к изучению нового материалов(3 мин)
- Ознакомление с новым материалом(25 мин)
- Первичное осмысление и применение изученного (10 мин)
- Постановка домашнего задания(2 мин)
- Подведение итогов урока(3 мин)
- Резервные задания.
Ход урока
На доске записи :
***Производная –« производит « на свет новую функцию. Первообразная - первичный образ.
2. Актуализация знаний, систематизация знаний в сравнении.
Интегрирование - по заданной производной восстановление функции.
Знакомство с новыми символами:
* устные упражнения: вместо точек поставьте какую-нибудь функцию, удовлетворяющую равенству.( см. презентацию) –индивидуальная работа.
(в это время 1 ученик записывает на доске формулы дифференцирования, 2 ученик -правила дифференцирования).
- выполняется самопроверка учащимися.(индивидуальная работа)
- корректировка знаний учащихся.
3. Изучение нового материала.
А) Взаимно-обратные операции в математике.
Учитель: в математике существуют 2 взаимно-обратные операции в математике. Рассмотрим в сравнении.
ПРЯМАЯ. | ОБРАТНАЯ. |
* возведение в квадрат. | *извлечение из квадратного корня. |
*синус угла. | *арксинус угла. |
*дифференцирование. | *интегрирование. |
Б) Взаимно-обратные операции в физике.
Рассматриваются две взаимно-обратные задачи в разделе механике. Нахождение скорости по заданному уравнению движения материальной точки(нахождение производной функции) и нахождение уравнения траектория движения по известной формуле скорости.
Пример 1 страница 140 – работа с учебником(индивидуальная работа).
Процесс отыскания производной по заданной функции называют дифференцированием, а обратную операцию т.е процесс отыскания функции по заданной производной- интегрированием.
В) Вводится определение первообразной.
работа с учебником: прочитать определение, постараться запомнить, проговорить определение в парах. (парная работа)
Учитель: чтобы задача стала более определенной, нам надо зафиксировать исходную ситуацию.
Задания на формирование умения находить первообразную – работа в группах. (смотри презентацию)
Задания на формирование умения доказывать, что первообразная является для функции на заданном промежутке – парная работа. (смотри презентацию)..
4. Первичное осмысление и применение изученного.
Вывод: при выполнении этих заданий легко заметить, что первообразная определяется неоднозначно.
5. Постановка домашнего задания
Прочитать объяснительный текст глава 4 параграф 20, выучить наизусть определение 1.первообразной, решить № 20.1 -20.5 (в,г)-обязательное задание для всех № 20.6 (б), 20.7 (в,г), 20.8 (б), 20.9 (б)- 4 примера по выбору.
6. Подведение итогов урока.
В ходе фронтального опроса вместе с учащимися подводятся итоги урока, осознанное осмысление понятие нового материала, можно виде смайликов.
все понял( а), все успел(а).
частично не понял(а), не все успел(а).
7. Резервные задания.
В случае досрочного выполнение всем классом предложенных выше заданий для обеспечения занятости и развития наиболее подготовленных учащихся планируется использовать также задачи № 20.6(а), 20.7 (а), 20.9(а)
Повторить понятие производной функции, ее физический смысл, основные формулы дифференцирования; ввести понятие первообразной функции, научить учащихся определять является ли функция F(x) первообразной для функции f(x).
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pervoobraznaya.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 11 классе по теме "Первообразная"
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь
самый благородный,
путь подражания – это путь
самый легкий и
путь опыта – это путь
самый горький.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: магнитная доска, папки с приложениями
Цели и задачи урока
- повторить понятие производной функции, ее физический смысл, основные формулы дифференцирования; ввести понятие первообразной функции, научить учащихся определять является ли функция F(x) первообразной для функции f(x).
- Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
- Побуждать учащихся само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
б) развивающая - формирование приемов обобщения, алгоритмизации;
в) воспитывающая - воспитывать умение участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнении, показ практической применимости математических знаний.
План урока
1. Организационный момент
2. Актуализация прежних знаний
а) фронтальный опрос (по формулам и правилам)
б) вычисление производных (устно)
3. Объяснение нового материала.
4. Первичное закрепление
5. Историческая справка
6. Итог урока
7. Домашнее задание
1) Опорные знания: производная, таблица производных, физический смысл производной.
2) Связь с прошлой темой: на уроке используются таблицы производной, вычисляются производные функций.
3.Изучение нового материала ( Формирование новых понятий и способов действий)
Создание проблемной ситуации.
Задача: При обработке на станке деталь нагреть до 120 0 . Измерения полагается производить при 20 0 . Скорость охлаждения детали пропорциональна разности температур детали и воздуха в цехе. Сколько же нужно ждать?
Здесь T(t) – температура детали, T / (t) = k(T-18 0 ) / - скорость её охлаждения.
Ставится вопрос: зная производную некоторой функции, мы должны найти саму функцию. Как это сделать?
Учащиеся выполняют задания: заполнить пропущенные места в скобках
Как можно иначе сформулировать это задание (найти саму функцию, зная её производную; восстановить функцию по производной)?
Восстанавливаемая функция называется первообразной. Дайте определение первообразной функции.
Помощь учителя: если мы обозначим саму функцию через f(x), а её первообразную через F(x) , то куда поставить штрих в равенстве F=f? Или: как проверить, что некоторая функция F(x) является первообразной для f(x)?
Учащиеся обсуждают и дают определение первообразной.
На доске записи:
Определение: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) , если F / (x) = f(x) на заданном промежутке.
4. Закрепление нового материала ( Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях)
1) С целью закрепления определения первообразной выполнить следующие задания:
а) Проверить, что функция F(x) есть первообразная для f(x):
1) F(x) = x 3 -2x+1 f(x)=3x 2 -2
2) F(x)= x 4 -7 f(x)=4x 3
5) F(x) =10x 10 f(x)=200x 19
б) Найти первообразную для функции f(x):
2). После решения второго задания появляется необходимость как-то упорядочить процесс нахождения первообразной; с этой целью учащиеся формулируют алгоритм:
- Подобрать функцию F(x)
- Найти её первообразную F / (x)
- Сравнить полученную производную F / (x) с данной функцией f(x)
- Если они совпадают, то задача решена, если нет, то вернуться к пункту 1).
Задание: Первообразные для следующих функций находим, пользуясь данным алгоритмом.
- f(x) = 1
- f(x) = x 3
- f(x) = 0,25
- f(x) = 5x
- f(x) = 6/x
- f(x) = 7x 8
- f(x) = 14x 10
- f(x) = 20x 3
6. Историческая справка.
Возможно, здесь играет свою роль красивый знак интеграла или понятный смысл слова: восстановление, целостность, суммирование.
А быть может, привлекает некая таинственность интеграла? Непонятно, почему один и тот же математический инструмент позволяет находить и площади фигур, и формулу скорости по известной формуле ускорения. Почему операция, обратная дифференцированию, оказывается как-то связанной, скажем, с объёмами тел вращения? Конечно, доказаны все необходимые теоремы, но эта эффективность интеграла всё равно завораживает.
7. Итог урока. Рефлексия
1) С какой операцией, обратной дифференцированию, познакомились;
2) вспоминаем определение первообразной.
8. Домашнее задание.
1.Прочитать объяснительный текст глава 4 параграф 20, выучить наизусть определение 1. первообразной;
повторить понятие производной функции, ее физический смысл, основные формулы дифференцирования; ввести понятие первообразной функции, научить учащихся определять является ли функция F(x) первообразной для функции f(x).
Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
Побуждать учащихся само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
б) развивающая - формирование приемов обобщения, алгоритмизации;
в) воспитывающая - воспитывать умение участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнении, показ практической применимости математических знаний.
План урока
1. Организационный момент
2. Актуализация прежних знаний
а) фронтальный опрос (по формулам и правилам)
б) вычисление производных (устно)
3. Объяснение нового материала.
4. Первичное закрепление
5. Историческая справка
6. Итог урока
7. Домашнее задание
2.Актуализация знаний
1) Опорные знания: производная, таблица производных, физический смысл производной.
2) Связь с прошлой темой: на уроке используются таблицы производной, вычисляются производные функций.
Вычислить производные следующих функций:
Назвать физический смысл производной.
3.Изучение нового материала (Формирование новых понятий и способов действий)
Создание проблемной ситуации.
Задача: При обработке на станке деталь нагреть до 120 0 . Измерения полагается производить при 20 0 . Скорость охлаждения детали пропорциональна разности температур детали и воздуха в цехе. Сколько же нужно ждать?
Здесь T(t) – температура детали, T / (t) = k(T-18 0 ) / - скорость её охлаждения.
Ставится вопрос: зная производную некоторой функции, мы должны найти саму функцию. Как это сделать?
Учащиеся выполняют задания: заполнить пропущенные места в скобках
Как можно иначе сформулировать это задание (найти саму функцию, зная её производную; восстановить функцию по производной)?
Восстанавливаемая функция называется первообразной. Дайте определение первообразной функции.
Помощь учителя: если мы обозначим саму функцию через f(x), а её первообразную через F(x) , то куда поставить штрих в равенстве F=f? Или: как проверить, что некоторая функция F(x) является первообразной для f(x)?
Учащиеся обсуждают и дают определение первообразной.
На доске записи:
Определение: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) , если F / (x) = f(x) на заданном промежутке.
4. Закрепление нового материала ( Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях)
1) С целью закрепления определения первообразной выполнить следующие задания:
а) Проверить, что функция F(x) есть первообразная для f(x):
1) F(x) = x 3 -2x+1 f(x)=3x 2 -2
2) F(x)= x 4 -7 f(x)=4x 3
4) F(x)= f(x)=1/2 x€]0;+ [
5) F(x) =10x 10 f(x)=200x 19
б) Найти первообразную для функции f(x):
2). После решения второго задания появляется необходимость как-то упорядочить процесс нахождения первообразной; с этой целью учащиеся формулируют алгоритм:
Подобрать функцию F(x)
Найти её первообразную F / (x)
Сравнить полученную производную F / (x) с данной функцией f(x)
Если они совпадают, то задача решена, если нет, то вернуться к пункту 1).
Задание: Первообразные для следующих функций находим, пользуясь данным алгоритмом.
6. Историческая справка.
Возможно, здесь играет свою роль красивый знак интеграла или понятный смысл слова: восстановление, целостность, суммирование.
А быть может, привлекает некая таинственность интеграла? Непонятно, почему один и тот же математический инструмент позволяет находить и площади фигур, и формулу скорости по известной формуле ускорения. Почему операция, обратная дифференцированию, оказывается как-то связанной, скажем, с объёмами тел вращения? Конечно, доказаны все необходимые теоремы, но эта эффективность интеграла всё равно завораживает.
7. Итог урока. Рефлексия
1) С какой операцией, обратной дифференцированию, познакомились;
2) вспоминаем определение первообразной.
8. Домашнее задание.
1.Прочитать объяснительный текст глава 4 параграф 20, выучить наизусть определение 1. первообразной;
Оценить 1621 0
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.
Спасибо большое за Ваш отзыв, нам очень приятно! Цели и задачи непосредственно прописаны в конспекте. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также: