И а крылов конспект и презентация урока 2 класс школа россии

Обновлено: 03.07.2024

Басни И.А.Крылова. "Лебедь, рак и щука". Нравственный смысл басни (презентация) 2 ласс.

Автор: Росс И.Б., учитель начальных классов.
Предмет: литературное чтение
Аудитория: учащиеся 2 класса.
Описание. Урок литературного чтения во 2 классе "Басни И.А.Крылова."Лебедь, рак и щука".Нравственный смысл басни (презентация)
Данный образовательный ресурс полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы.

Образовательные задачи:

  • Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
  • Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Развивающие задачи:

  • Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
  • Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа № 3

г. Бобров, Воронежская область

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

подготовила

учитель начальных классов

Шевцова Наталья Михайловна

Урок литературного чтения во 2 классе.

развивать правильную выразительную речь, развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;

воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.

Оборудование:

I. Организационный момент.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

II. Речевая разминка.

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

-Прочитайте это стихотворение хором, с веселой интонацией, с сердитой интонацией, с замедлением, скороговоркой. Слайд 2

III. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова.

-Давайте вспомним, что такое басня? ( Басня - это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками.)

-Кто главные герои басен? (Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.)

-Что такое мораль? ( Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни .)

-Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке? Слайд 3

Иван Андреевич Крылов - русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм. В Санкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, и зображенного среди героев своих басен - разных зверей и птиц .

Памятник был с ооружен на деньги, которые собира ли по всей России. Слайд 4

-На уроках внеклассного чтения мы с вами знакомились с баснями Крылова. Вспомните, как называются эти басни? Слайд 5, 6, 7.

IV. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?

V. Постановка учебной задачи.

Самолётик лёгкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Слайд 8. Стрекоза.

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? .

Слайд 9 . Муравей.

-Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки. (Стрекоза и муравей).

-Это название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов. Слайд 10.

VI. Изучение нового материала.

-Откройте учебники на странице 106.

1) Первичное чтение басни . Басню читает Игорь Ильинский. Мультимедиазвук. Слайд 11.

2) Проверка восприятия.

-Понравилась вам басня?

-О ком и о чем говорится в басне?

3) Словарная работа.

-Какие незнакомые слова встретились в басне?

Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

4) Анализ иллюстрации в учебнике.

-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

-Каким мы видим Муравья ?

5) Первичное чтение басни учениками.

-Прочитайте басню самостоятельно.

-Обратите внимание, как Стрекоза жила летом, и как с наступлением холодов.

6) Процесс осмысления текста.

-Кто из героев вам понравился больше и почему?

-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?

VII. Анализ литературного произведения.

Выборочное чтение.

- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.

-Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.

-Почему она пошла просить о помощи Муравья?

-Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

-Справедливо или нет, поступил Муравей?

-Ребята, а вам жаль Стрекозу?

VIII. Физминутка – Ч истоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)

Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)

На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)

Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)

Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)

Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)

Ты, Кума, не торопись, а за дело - ка, возьмись (8 хлопков)

IХ. Закрепление изученного материала.

1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение .

-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.

2) Чтение по ролям. Инсценирование басни.

- Сколько действующих лиц в басне?

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. ( Читает 1 пара учеников .)

- А теперь прочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они принадлежат?

- Как будем их читать? ( Читает 2 пара учеников .)

3) Работа с пословицами. Работа в группах сменного состава.

-Какие пословицы выражают главную мысль басни?

1) Поспешишь … …один отрежь.

2) Семь раз примерь… …потехе час.

4) Делу время… ….людей насмешишь.

- Какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)

4) Работа в парах. Выразительное чтение учащимися.

X. Работа над крылатыми выражениями И.А.Крылова.

Посмотрите на иллюстрации и вспомните крылатые выражения из басен И.А.Крылова

1)Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку.

2)А вы, друзья, как не садитесь, все в музыкунты не годитесь.

3)У сильного, всегда бессильный виноват.

4)Видит око, да зуб неймет.

-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)

-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).

-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час) Слайд 17.

Иван Андреевич Крылов написал много басен. Слайд 18.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

XII. Выставление оценок. Спасибо за урок! Слайд 19.

XIII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

Авторская разработка с использованием литературы:

Выбранный для просмотра документ

МКОУ Бобровская СО школа № 3, г. Бобров, Воронежская область.

Шевцова Наталья Михайловна

Урок литературного чтения во 2 классе.

Данная презентация применяется на уроке литературного чтения. В презентации присутствует интересный, развивающий материал, используется мультимедиа звук. Презентация запускается по щелчку.

Федотова Виктория Александровна.

Выбранный для просмотра документ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речевая разминка ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ 2-й слайд

Речевая разминка ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ 2-й слайд

И. А. Крылов - великий русский баснописец 3-й слайд

И. А. Крылов - великий русский баснописец 3-й слайд

Памятник И. А. Крылову 4-й слайд

Памятник И. А. Крылову 4-й слайд

Загадка 1 Над цветком летит пушистым, крылья, хвостик и глаза. Это чудо … Стр.

Загадка 2 Я работаю в артели, У корней мохнатой ели, По буграм тащу бревно –.

Загадка 2 Я работаю в артели, У корней мохнатой ели, По буграм тащу бревно – Больше плотника оно муравей 9-й слайд

11-й слайд Мультимедиа - Звук Текст читает И. Ильинский. И. А. Крылов «Стреко.

Словарная работа Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима. Помертвело ч.

Словарная работа Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима. Помертвело чисто поле - собран урожай, в поле стоит мертвая тишина. Нужда- недостаток чего – либо. Удручена – огорчена. Вешних – весенних. Мурава – молодая трава. 12-й слайд

 Сравни! Стрекоза летом 13-й слайд

Сравни! Стрекоза летом 13-й слайд

 Стрекоза с наступлением холодов 14-й слайд

Стрекоза с наступлением холодов 14-й слайд

Поспешишь Семь раз отмерь Делу время один отрежь. потехе час. Работа с послов.

Поспешишь Семь раз отмерь Делу время один отрежь. потехе час. Работа с пословицами Какая пословица выражает главную мысль басни? 15-й слайд людей насмешишь.

Крылатые выражения Посмотрите на иллюстрации и вспомните крылатые выражения и.

Крылатые выражения Посмотрите на иллюстрации и вспомните крылатые выражения из басен И. А. Крылова 1)Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку. 2) А вы, друзья , как не садитесь, все в музыканты не годитесь. 3) У сильного, всегда бессильный виноват. 4) Видит око, да зуб неймет. 16-й слайд

17-й слайд Мораль басни

17-й слайд Мораль басни

 С П А С И Б О З А У Р О К ! 19-й слайд Итог урока

С П А С И Б О З А У Р О К ! 19-й слайд Итог урока

20-й слайд Информационные ресурсы 1.Аудиозапись басни: http://musicmp3.spb.ru.

Краткое описание документа:

Урок литературного чтения для обучающихся 2-х классов с использованием ИКТ по теме: И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей". Учебник Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Голованова. УМК "Школа России".

Тип документа: конспект, презентация.

В разработке представлен интересный, познавательный, развивающий материал для младших школьников. Разнообразие методов и приемов работы на уроке способствует активизации познавательной и мыслительной деятельности, высокой работоспособности обучающихся на протяжении всего урока. Презентация может быть использована на уроках литературного чтения при изучении творчества И. А. Крылова, а так же во внеклассной работе. Материал предназначен для учителей начальных классов.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Литературное чтение,

Автор презентации: попович Юлия Павловна,

учитель начальных классов

«Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Отгадайте зашифрованное слово Я Н С А Б БАСНЯ

Иван Андреевич Крылов родился в бедной семье, и не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты и потихоньку читал книги, которые остались от отца. Всю жизнь И.А. Крылов работал, и учился. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.

И. А. Крылов? БАСНОПИСЕЦ

В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать правильную выразительную речь, развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;

воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, отличать басню от других произведений.

Метапредметные

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Метапредметные

познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,

регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

I. Организационный момент.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

II. Речевая разминка.

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

-Прочитайте это стихотворение хором, с веселой интонацией, с сердитой интонацией, с замедлением, скороговоркой. Слайд 2

III. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова.

-Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками.)

-Кто главные герои басен? (Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.)

-Что такое мораль? (Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)

-Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке? Слайд 3

Иван Андреевич Крылов - русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм. В Санкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенного среди героев своих басен - разных зверей и птиц.

Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Слайд 4

-На уроках внеклассного чтения мы с вами знакомились с баснями Крылова. Вспомните, как называются эти басни? Слайд 5, 6, 7.

IV. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?

V. Постановка учебной задачи.

Самолётик лёгкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Слайд 8. Стрекоза.

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? .

Слайд 9. Муравей.

-Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки. (Стрекоза и муравей).

-Это название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов. Слайд 10.

VI. Изучение нового материала.

-Откройте учебники на странице 106.

1) Первичное чтение басни. Басню читает Игорь Ильинский. Мультимедиазвук. Слайд 11.

2) Проверка восприятия.

-Понравилась вам басня?

-О ком и о чем говорится в басне?

3) Словарная работа.

-Какие незнакомые слова встретились в басне?

Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

4) Анализ иллюстрации в учебнике.

-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

-Каким мы видим Муравья?

5) Первичное чтение басни учениками.

-Прочитайте басню самостоятельно.

-Обратите внимание, как Стрекоза жила летом, и как с наступлением холодов.

6) Процесс осмысления текста.

-Кто из героев вам понравился больше и почему?

-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?

VII. Анализ литературного произведения.

Выборочное чтение.

- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.

-Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.

-Почему она пошла просить о помощи Муравья?

-Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

-Справедливо или нет, поступил Муравей?

-Ребята, а вам жаль Стрекозу?

VIII. Физминутка – Чистоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)

Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)

На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)

Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)

Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)

Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)

Ты, Кума, не торопись, а за дело - ка, возьмись (8 хлопков)

IХ. Закрепление изученного материала.

1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.

-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.

2) Чтение по ролям. Инсценирование басни.

- Сколько действующих лиц в басне?

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает 1 пара учеников.)

- А теперь прочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они принадлежат?

- Как будем их читать? (Читает 2 пара учеников.)

3) Работа с пословицами. Работа в группах сменного состава.

-Какие пословицы выражают главную мысль басни?

1) Поспешишь … …один отрежь.

2) Семь раз примерь… …потехе час.

4) Делу время… ….людей насмешишь.

- Какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)

4) Работа в парах. Выразительное чтение учащимися.

X. Работа над крылатыми выражениями И.А.Крылова.

Посмотрите на иллюстрации и вспомните крылатые выражения из басен И.А.Крылова

1)Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку.

2)А вы, друзья, как не садитесь, все в музыкунты не годитесь.

3)У сильного, всегда бессильный виноват.

4)Видит око, да зуб неймет.

-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)

-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).

-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час) Слайд 17.

Иван Андреевич Крылов написал много басен. Слайд 18.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

Читайте также: