Конспект на тему россия родина моя 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Загрузить презентацию (254 МБ)

Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
  2. развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
  3. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
  2. сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
  3. формировать начальные представления о российских национальных традициях;
  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
  5. развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
  6. способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Орг. Момент

- Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.

- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

2. Работа над новым материалом.

1. - Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

- А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

- А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

- Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).

- Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Народы нашей страны дружбой сильны.
  • Народное братство дороже всякого богатства.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. - В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

- Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Материальный мир

Духовный мир

Вещи
Предметы
Явления природы

Знания
Информация
Отношения между людьми

- Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

- А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

- Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.

- Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

- Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

- Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

4. - Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

Слайд 12

- Что выберете вы? (Ответы детей)

Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

5. - В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

- Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

- А почему важно сохранять традиции? (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

- Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

III. Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Физический труд

Распредели словосочетания на 2 группы.

Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
  • Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать,).

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных богатств своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

IV. Итог. Рефлексия.

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

- Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

c редняя общеобразовательная школа

c углубленным изучением отдельных предметов № 3

г. Алексеевки Белгородской области

Учитель начальных классов

Алексеевка, 201 7

1.Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной природе.

Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;

2. Познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).

3.Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;

Способствовать развитию умения анализировать, обобщать.

Материалы и оборудование:

2.Географическая карта России;

4.Аудиозапись мелодичной музыки;

Ход классного часа:

1.Орг. момент. Приветствие.

2.Просмотр выставки рисунков.

Ребята, назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Ученики : Мама, друг, школа…

Учитель: Да, правильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Будем записывать первые буквы отгаданных слов.

1. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

3. Живет в лесу работник -

Лесной носатый плотник. (Дятел.)

4. Вежливое слово. (Спасибо.)

5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал.)

6. Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза.)

Соединим первые буквы отгаданных слов. Какое слово получилось?

Учитель: Правильно! Молодцы!

(Пишет слово Родина на доске.)

Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

3.Постановка цели:

Сегодня на нашем занятии мы продолжим разговор о нашей Родине.

(Звучит мелодичная музыка).

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть родина своя,
Для ивушки плакучей нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём.
Края свои родные…

Дети (хором) МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ!

4.Основная часть.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

- А знаете, в каком городе, посёлке, селе родились вы?

(Ответы детей).

Это маленькая Родина, которая начинается на пороге твоего дома. И у каждого она одна. Как мама.

Родину называют матерью, потому, что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами и как, мать, гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы.

б)- Мы любим Родину. А любить Родину значит жить с ней одной жизнью.

-Ребята! А как называется наша Родина? (Россия)

Учитель: Почему мы все любим Родину – Россию?

Ученик : Потому, что нет нигде Родины красивей.

- А ещё потому, что в России мы родились, здесь говорят на русском, родном языке и всё здесь для нас любимое, знакомое, родное…

(Звучит мелодия. Дети читают стихотворение.)

Встало ясно солнышко.

Улыбнулось сладко,

В голубое озеро

Глянуло украдкой.

Заглянуло солнышко

И в моё окошко.

Постучалось веточкой

Тонкая берёзка,

Золотое солнышко

В озере умылось,

Белая берёзка

Вся росой покрылась.

На зелёных листиках

Капельки сверкают…

Ах, какой красивою

Родина бывает!

Россия – страна необыкновенная.

(Посмотрим на карту)

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда оно встаёт на Дальнем Востоке, начинается утро, - в других областях страны – глубокая ночь, а на западе ещё только вечер. На севере уже наступили холода. Выпал снег, а на юге плещется тёплое море, цветут южные растения.

(На фоне русской природы звучит музыка).

(Ученик читает стихотворение.)

. Люблю тебя, моя Россия.

За ясный свет твоих очей.

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы.

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым камышом

С великой Волгою – рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди.

- Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

(Ответы учащихся).

- Да, ребята. По данным последней переписи население России составляет около 150 миллионов человек.

- А как всех их можно назвать, одним словом?

- Да всех людей живущих в нашей стране можно назвать Россиянами.

Национальности у всех разные – это русские, татары, чеченцы, башкиры, якуты и другие народы, - все они и мы с вами – Россияне, мы граждане России. Это нас объединяет.

Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, правила поведения, он любит свою страну, старается сделать её сильной и богатой. А вы ученики – маленькие граждане большой страны, её будущее. Званием гражданина России надо гордиться.

- Ребята! Подумайте, а что нас объединяет и делает гражданами одной страны?

(Ответы детей).

- Эта общая территория, единый язык у большинства народов, законы. Так же у страны есть свои государственные символы.

в) - Давайте с вами вспомним, какие государственные символы вы знаете?

(Ответ: герб, флаг, гимн.)

- А где можно встретить эти символы?
- Их можно увидеть в городах и сёлах, на границе при въезде на территорию нашей Родины, на форме защитников Отечества, на Российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах олимпийской сборной страны. Герб изображён на очень важных документах, например, на паспорте гражданина России.

Государственные символы очень важны. Герб, флаг, гимн объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от их национальности. Каждый Россиянин может сказать, например, о государственном гербе России – это наш герб.

(Учащиеся рассматривают изображение герба России)

- Что вы видите на рисунке? (Герб России)

- Кто изображён на гербе России?

(Золотой двуглавый орёл, всадник, копьём поражающий дракона.)

- Как вы думаете, что означает изображение всадника побеждающего дракона?

(Победу добра над злом.)

Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить Царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Не ищите вы гербы

Под осинкой как грибы!

Их найдём мы на монетах

И на гербовой бумаге,

На печати и на флаге!

- Давайте рассмотрим монетки. (рубли и копейки)

- Какие изображения вы видите на монетах? Одинаковы ли они?

(Нет, на одних монетах изображён всадник с копьём, а на других – двуглавый орёл).

- Как называются монетки, на которых изображён всадник? Почему они так называются?

(Монетки, на которых изображён всадник, называются копейками, потому что у всадника есть копьё, которым он поражает дракона.)

- Как вы думаете, зачем нужно изображение государственного герба на монетах?

(Чтобы можно было отличить российские монеты от денежных знаков других стран).

- Ребята, а сегодня мы поближе познакомились с важным государственным символом страны – гербом, внимательно рассмотрели его и знаем, что на нём изображено.

- А сейчас, ребята, давайте отдохнём, расслабимся, снимем усталость.

- А теперь давайте рассмотрим следующий символ России – флаг.

На государственном флаге России – нашей Родины – мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру.

Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так. Каждый цвет имеет своё значение.

Сейчас нам ребята расскажут, что обозначает каждая цветная полоса флага.

(Выходят три ученика с полосками флага.)

Белая полоса – вверху. Она напоминает нам о белоствольных берёзах, о лёгких летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

Синева неба, рек, озёр и морей запечатлена в синей полосе - она в середине, и говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами.

Красная полоса – нижняя – это цвет огня и солнца, тепла и радости. Она означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Гордо рею я на мачте корабля,

И в бою солдаты берегут меня!

Я России часть и знак –

Красно – синий - белый флаг!

Государственный флаг – это символ свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран.

Гимн – это песня, посвящённая своей родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. У каждого государства есть свой национальный гимн. Мелодия гимна величественная, торжественная. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Гимн слушают стоя. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков. Тот самый детский поэт, который сочинил для нас Дядю Стёпу. В этих словах звучит идея – возрождения, величия и славы России.

Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. (Звучит гимн)

В Древней Греции и в Риме

Пели гимны в честь богов

Распевает гимн и ныне

В школе хор учеников.

Только гимн совсем иной –

Гимн страны моей родной!

Государственный гимн звучит в особо важных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Все присутствующие слушают его стоя, а мужчины снимают головные уборы. Так люди выражают своё уважение к стране.

5.Подведение итога.

- Итак, ребята, давайте подведём итог нашему разговору о символах России. Что для себя нового и интересного вы узнали, что вам больше всего запомнилось?

- Ребята, сегодня мы вспомнили особенности символов нашего государства.

Мы с вами как достойные граждане должны гордиться, знать и чтить государственные символы: герб, флаг и гимн. Они являются частичкой каждого из нас и символами нашей необъятной Родины – России, которую мы должны почитать, любить и охранять.

Берегите Россию –

Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце.
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,

Цель. Формирование у учащихся образа родной страны и чувство гордости за Родину.

Воспитывать самоценное отношение к себе через историю и достижения своего народа.

Прививать любовь к Отечеству.

Формировать эмоционально-личностный образ Родины.

Развивать опыт поисково-проектной деятельности.

Расширять кругозор, пополнять словарный запас, совершенствовать творческие навыки.

Планируемые результаты

Коммуникативные: планировать и выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками учебную деятельность, расширять и углублять знания по выбранной теме.

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности, познавательный интереса к предмету исследования, интереса и уважения к своей стране и народам других национальностей.

Место проведения: мультимедийный кабинет.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: заочное путешествие.

План – конспект урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя

- Ребята, в ваших руках новый учебник, прочитайте, как он называется.

Откройте учебник с. 4.

Актуализация представлений о Родине.

Прочтите тему нашего первого урока.

Вопросы для беседы.

-О чем песня, которую исполнили?

- Как называется наша страна?

Рассматривают обложку учебника

3. Целеполагание

-Подберите синонимы к слову Родина.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Какие вопросы в соответствии с этой темой вы хотели бы задать себе и друг другу?

Чему мы научимся? 10 Отечество, Отчизна, матушка-Русь, Россия.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода.

Узнать больше о России.

-Как велика и богата наша Родина?

-Что такое духовный мир человека?

Научимся жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомимся с культурными традициями.

4. Изучение нового материала

5. Физкультурная минутка

6. Заочное путешествие по городам России.

-Давайте составим план путешествия по России.

Дети намечают план путешествия.

1. История государственной символики.

2. Путешествие по городам России.

3. Путешествие по карте «Необъятная страна

5. Кто прославил нашу страну?

6. Законы России.

Знакомство с историей Государственной символики.

Задание: составить пословицы,

задания для 3 групп из приложения 2.

Каждая группа получает задание изучить материал и подготовить выступление для класса.

-С чего начинается Родина? -Что является символами государства? (Слайд 3)

Слайд 4. Слайд 5.

— У каждого государства есть главный город-столица.

- Какой город является столицей нашей страны? Слайд 6.

— Какой город был столицей России в прошлом веке?

- На территории нашей страны есть много больших и маленьких городов. У каждого из них свое название, история, возраст, достопримечательности. О некоторых мы узнаем.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родину, как и родителей на чужбине не ищут.

7. Изучение материалов из приложения 1, рассказывают о государственных символах:

3) Гимн. (Слайд 3) Звучит гимн РФ.

Стихотворение В. Степанова.

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим,

Флаг России над Кремлем.

У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый

Он России - дух свободный.

Синий - неба цвет,

Москва-это Красная площадь,

Москва-это башни Кремля.

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

Он царя Петра творенье

Город славы, город - сад,

Кораблей заморских флаги,

Вдоль Невы дворцов парад.

Учащиеся читают стихи.

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Тверь и Кострома,

Башенки резные, чудо — терема.

Города старинные, крепость на реке,

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья,

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные, мастерами славные,

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

площади торговые, праздничные ярмарки

Из Ельца матрешки, а из Тулы пряники.

Города старинные - к солнышку лицом,

6. Закрепление и обобщение изученного. Работа с учебником.

-Что такое духовный мир человека?

-Какие культурные традиции народов России вам известны?

Путешествие по карте

— Россия славится огромным количеством рек. Главная из них Волга.

— А сейчас мы отправимся в горы.

— А теперь мы отправимся к морю.

Побываем в новом уголке нашей страны полуострове Крым и городе Севастополе.

— Теперь наш путь в холодные края.

— Настоящей сокровищницей являются Уральские горы. Слайд 14.

—За Уральскими горами нас встречает огромный край называемый Сибирь.

—Настоящее чудо Сибири это озеро Байкал.

8. Рассматривание выставки «Богатства России.

9. Демонстрация портретов знаменитых людей России

-Узнайте наших знаменитых соотечественников.

—В нашей российской семье есть много умных, умелых людей, которыми мы можем гордиться, на которых мы можем равняться. Они лучший пример трудолюбия, силы, смелости, ума и доброты.

—В России живет около 130 народов и народностей, но все они зовутся Россияне.

Рассматривание карты мира и России.

- О каких уголках России вы еще хотели бы узнать?

10. Рассказ учителя о Дне Конституции.

- Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Это Основной закон нашей страны, который учит нас жить правильно, защищает и помогает учиться, работать, отдыхать, лечиться.

- В каждой стране есть закон, обычаи и традиции.

-О каких традициях нашей страны вы знаете?

-А какие традиции чтут в вашей семье? Изучают материал на страницах 4-5.

Ответы на вопросы.

Если долго- долго – долго

в самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

на Россию нам смотреть,

То увидим мы, тогда

и леса, и города,

ленты рек, озера, горы

Мы увидим даль без края

, тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

наша Родина большая

Где кончается Волга? Где такие места?

Волга - удаль России, и ее красота.

Волга - слава России: в колыбели своей

Многих Волга растила знаменитых людей.

Волга - песня России, и ее тишина.

Где кончается Волга? Бесконечна она.

На Кавказе любят музыку и пляски,

По горам джигиты скачут без опаски.

На Кавказе любят делать украшенья.

Славятся чеканкой местные селенья.

На Кавказе любят пить кефир айран.

Надевает бурку в дальний путь чабан.

На Кавказе любят сладкий виноград.

Здесь хозяин гостю, как родному рад

Мы на море отдыхали, мы ракушки собирали,

Съели фруктов мы корзину,

спели песенку дельфину.

Ветер песню подхватил и по морю покатил.

Приезжай к нам на Алтай,

ягод шапкой собирай.

Здесь бежит Катунь-река,

здесь из пуха облака.

В родниках вода как мед,

а в горах архар живет.

Уральские горы по каменным плитам,

Ведут за собой нас в страну малахита

В страну, где не счесть драгоценных камней,

В страну работящих и добрых людей.

Может только богатырь прошагать пешком

Через горы перебраться, через лес густой продраться,

одолеть любой поток

и домой вернуться в срок.

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

Это - озеро Байкал.

В окруженье диких скал.

Рассказы: об экспонатах, изделиях русских

умельцев, фотографии достопримечательностей, памятников.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, другим - степной простор,

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат,

Один рыбак с рожденья, другой - оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна,

А Родина - Россия у нас у всех одна.

На карте мира не найдешь тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной мы не найдем на карте той,

Но мы всегда на ней найдем свою страну - наш общий дом.

Работа с картой.

Отвечают на вопросы.

12. Рефлексия

Сегодня я узнал…

У меня получилось …

Мне захотелось… Делятся впечатлениями, чувствами.

13. Итог урока

— Гражданами, какой страны мы с вами являемся?

-Какая была цель нашего урока?

-Какие новые знания вы для себя открыли? Делают выводы.

14. Домашнее задание. Творческая работа.

—Нарисуйте дома рисунки на тему:

Список литературы

1. Жиренко О. Е., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия

3. Женило М. Ю. Театрализованные праздники. 3-4 классы.

Цель: Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.

1. Развитие экологического сознания и мышления.

2. Формирование эстетического и эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы;

3. Воспитание чувство патриотизма и любви к малой Родине.

1.Организационный момент.

2. Введение в тему.

Звучит фонограмма песни “С чего начинается родина?”

-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? Почему наше занятие так необычно ?

3. Основная часть занятия.

-Сегодня мы работаем в творческих группах. Задания лежат на партах, в конвертах.

Я предлагаю собрать из слов предложение.

Подумайте, что это выражение обозначает. Время на выполнение задания 1 минута.

ПОЗНАВАЙ СВОЮ КРАЙ ЧТОБЫ СВОЙ РОДИНУ! ПОЛЮБИТЬ.

-Что это значит ребята?

Этот девиз будет главной мыслью нашего занятия.

– Родина… Каждый человек слышит это слово с детства. Ребята, а что такое Родина для вас?

Продолжите, пожалуйста, фразу: “Для меня Родина – это…”

Якутия моя – просторный край России!

И распростерся он, могучий и широкий,

С зеленою тайгой и морем темно-синим,

Далеко-далеко на северо-восток.

В Якутии расцвет, что хвост лисицы красной

А вечера ее как соболиный мех

Весною дым листвы висит на небе ясном

Зимою, как писец ее сверкает снег.

Хотя и говорят, что край у нас суровый

Метели, мерзлота и мало теплых дней,

А я вот говорю, что край у нас здоровый,

Что лучше края нет и нет его щедрей.

Ребята, восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, - это важнейший источник любви к родному краю. Сегодня мы будем говорить с вами о красоте, о богатстве, об охране родного края. Здесь самая долгая и холодная зима, тёплое короткое лето, необозримая тайга и бескрайняя тундра, которая богата и зверем, и ягодой , бесчисленные реки и озёра. Я приглашаю вас в республику, где всё необычно. Это наша родная Якутия. Совершим виртуальную прогулку.

“ То в снегах, то в ливнях, то в туманах
Богатырской силы не тая
Возле двух великих океанов
Ты лежишь Якутия моя!”

Чтобы узнать какие замечательные места Якутии мы увидим, предлагаю собрать командный пазл из конверта №2.

Подобрать соответствующее название к пазлу.

В ажно и необходимо работать вместе, помогая друг другу, когда мы двигаемся к общей цели.

Собирают три пазла (Ленские столбы, полюс холода, олекминский заповедник)

1 группа – Полюс холода

2 группа – Ленские столбы

3 группа – Олекминский заповедник

Работа в группах завершена. Сегодня мы отправляемся в удивительные места: Полюс холода, Ленские столбы, Олекминский заповедник.

Полюс холода – это такое место на планете Земля, где температура воздуха опускается до рекордно низких показателей. Другими словами, это самое холодное место на земном шаре. На территории России полюс холода находится в республике Саха-Якутия неподалеку от поселка Оймякон. Самая низкая температура, которую здесь удалось официально зафиксировать в феврале 1933 года, составляет -67.7 °С. По другим данным минимальной зафиксированной температурой на Оймяконе была температура -77.8 °С в 1938 году.

Стоит сказать, что за право называться Полюсом холода с начала двадцатого века спорят город Верхоянск и село Оймякон. Недавно к этому спору присоединился поселок Томтор. Туристы, которые приезжают сюда, получают дипломы о том, что рискнули побывать на полюсе.

Физкультминутка

Играющие становятся лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Мы продолжаем наше путешествие

На что они похожи?

Одним они напоминают стены огромного средневекового замка, другие вспоминают о клыках дракона, третьим кажется, что перед ними навсегда застыли каменные великаны.
Образовались они благодаря жаре и морозу, дождю и снегу, воде и ветру. Все эти природные явления создали причудливые скалы.

Ленские столбы - самое живописное место на великой реке. И к созданию этого чуда человек не приложил своих рук. Ленские столбы и ближайшие земли с древних времен окутаны невероятным количеством тайн и легенд, Одной из таких легенд о Ленских Столбах и богатствах Якутии с радостью поделится любой местный житель, окажись он рядом с нами в этом удивительном месте.

Пролетая над Землей, разбрасывал Бог богатства свои, наделяя земли ценностями разными и плодородием. Так холодно ему стало над Якутией, что, кутаясь, очень много просыпал он и золото, и серебра, и камней драгоценных. Спешил он быстрее добраться до мест более теплых, но, пролетая над Леной, поражен был красотой и величием ее. Остановился взглянуть на нее и напиться. Черпал ладонями из вод Лены и оставил здесь пальцы свои, дабы всегда видно было, что любо место это ему. И действительно, иные, причудливой формы скальные останки, возвышающиеся вдоль правого берега Лены, напоминают пальцы огромной могучей ладони.

В настоящее время — это уникальное геологическое образование входит в список чудес России и является природным памятником мирового значения.
Эти места называют, заповедными. А что это значит?

Для сохранения лесов, водоёмов, животного мира в разных уголках мира образованы заповедники, национальные парки.

Интересно, что на склонах скал Ленских столбов было обнаружено немало пещер, где учеными обнаружены многочисленные письмена, оставленные в этих местах древними людьми.
Природный парк Ленские столбы населяют необычные виды птиц, животных, среди которых медведи, росомахи, белки, рыси, ондатры, зайцы, беркуты, филины, белые цапли, соколы. В водах реки Лены водится много разной рыбы, есть довольно ценные ее виды, как осетр, хариус, нельма. Немалая часть местной фауны и флоры занесено на страницы Красной книги.

Когда мы идем в лес, горы, к водоему – мы идем в гости, а в гостях надо вести себя соответственно. Какие правила люди должны соблюдать в гостях у природы.?

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Но не забывайте, что загрязняют природу не только фабрики и заводы, но возможно и мы с вами?

Как часто все мы говорим:

Так отчего же обижаем?

Леса, поля мы поджигаем?

Взгляните, люди, на зверей,

Они бегут от нас быстрей.

А сколько их осталось?

Да, что лукавить? – Мало.

Вот лето; дым кругом опять.

На небе солнца не видать.

Дышать и вовсе трудно,

А кто виновен? – Люди.

Но почему же мы, друзья,

Её дары, её края,

Все портим понемногу?

Сибирь, родная сторона,

Прости нас грешных. Стыдно.

Прошу прощенья у тебя,

Мне за тебя обидно.

За край родной, любимый край,

За белые березы,

За озеро Байкал; за птиц

Я тихо плачу. Слезы

А что слеза? Она – вода.

Ведь плакать каждый может,

И мать природа иногда,

Когда её тревожат.

Остановись же, человек!

Опомнись и подумай!

Короток жизненный твой век,

А вот ошибок – много.

Я призываю всех людей

Беречь свою природу!

И сохранить для дочерей,

Сынов, внучат, народа!

Олекминский заповедник- это около миллиона гектар

нетронутой девственной тайги, больше 40 видов животных, около 250 видов птиц, более 700 видов растений, ажурные кружева лиственников, глухие ельники, кедровые заросли, ключи и озера, уникальной красоты ландшафты и древние стоянки человека.

Конечно, главная героиня заповедника — эта река Олёкма, самый крупный приток Лены. В ней обитают редчайшие нельма и ряпушка, вокруг пасутся громадные лоси, к ее водам приходят могучие бурые мишки. Кроме того, здесь водится изюбрь, от одного названия которого веет сказкой и чем-то необыкновенным. А также грациозный северный олень, лемминг, соболь, белка, росомаха и многие другие.

На территории заповедника обитает более 180 видов птиц, 20 видов рыб.

Я предлагаю вам немного поиграть.

Наши предки, основным занятием которых была охота, и которые в совершенстве знали повадки животных, первыми начали прыгать теми прыжками, что сейчас известны всем под названием якутских. Действительно, если вдуматься, то каждый прыжок напоминает движение или действие какого - либо зверя, птицы.

Мы в классе и попрыгать сильно и быстро у нас не получится, я предлагаю вам немного поимпровизировать.

В конверте № 3 у каждой команды свое задание. Алгоритм исполнения танца животных. Командам даем 5 минут на подготовку. Через 5 минут каждая команда дружно выходит на сцену и исполняет танец. А остальные команды должны догадаться танец какого животного исполнен.

КЫЛЫЫ (танец журавля)

Наклонить голову вперед.

Раскачаться 11 раз на левой ноге.

ДЕЛАЙТЕ ВСЕ ДРУЖНО, ВМЕСТЕ.

ЫСТАНГА (скачущий олень)

Приготовить рога (а вдруг рядом враг!)

11 раз переступить с ноги на ногу

ДЕЛАЙТЕ ВСЕ ДРУЖНО, ВМЕСТЕ.

КУОБАХ (заячий прыжок)

9 раз прыгаем неслышно на двух ногах.

Еще раз 9 раз на двух ногах

И тихий прыжок в кусты.

В Якутии необыкновенно богат животный мир. Здесь водятся морж, нерпа, тюлень, белый и бурый медведи, лось, северный олень, кабарга, снежный баран, волк, лисица, песец, соболь, горностай, американская норка и др. В морских, речных и озёрных водоёмах республики насчитывается около 50 видов рыб. На территории Якутии гнездятся более 250 видов птиц. Одной из редчайших и красивейших птиц планеты является стерх– священная птица саха. Ее белый и чистый образ служит олицетворением красоты, счастья и светлых сил, дарующих удачу и благо. В древности многие роды саха считали своим священным предком и покровителем стерха. Существует поверье: человек, видевший танец стерхов, становится счастливым. Это виденье считалось даром богов.

У народа саха есть поверье: кто хоть раз увидит стерха, будет счастливым всю жизнь. Действительно, встретить эту редкую птицу, которая занесена в Международную Красную книгу, доводится не каждому якутянину.

Численность всех стерхов в дикой природе составляет всего 3000 особей. Сегодня я хочу подарить вам вот таких стерхов. Пусть они подарят нам счастье.

(звучит якутская музыка)

4. Итог занятия .

Приглашаем всех на танец, становимся в круг и начинаем…

Уруй! Тускул! Всему живому

Благословление и хвала!

Так начинается осохай

Якутский хороводный пляс

От голоса певца воспрянут

Душою люди и подхватят

Друг друга под руки, чтоб дружно

Продолжить пляскою запев.

А вас, друзья ( обращается к зрителям) приглашаем присоединиться к нам повторяя слова запевалы.

Пусть будут счастливы живые!

Пусть расцветут невесты краше!

Пусть птицы петь не перестанут!

Пусть мать детей с рожденья любит!

Пусть дождь прибавит роста травам!

Пусть горе обойдет сторонкой!

Пусть будет Мир!

У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь. Но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному поселку и улице, на которой вы живете, любовь к малой родине.

Читайте также: