Художник и ученый конспект урока 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Методы : художественно-педагогической драматургии, частично-поисковый.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Настрой на восприятие

Приветствует учащихся и настраивает их на работу

-Есть ли связь между миром науки и искусством?

-Способны ли ученые, люди серьезные и сосредоточенные, оценить и привнести в искусство нечто новое?

- Назовите имена ученых, которые кроме науки занимались творческой деятельностью

приветствие, проверка готовности к уроку

отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают

называют фамилии известных ученых:

М. Ломоносов, А. Эйнштейн, Пифагор

Осмысление учебной задачи (10 минут)

Организует выход к учебной проблеме

-Могут ли деятели искусства дать новые знания науке?

демонстрирует презентацию, дополняет ответы учащихся.

пробуют ответить на вопрос

дает задание учащимся сформулировать тему урока.

Демонстрирует тему в презентации.

принимают активное участие в обсуждении, делают выводы, что рисунок Л. Да Винчи предопределил принятую в XX в. шкалу пропорций (геометрия, архитектура, живопись)

Предлагает подняться, выполнить несколько упражнений.

Открытие новых знаний

Знакомит с творчеством

дает инструкцию учащимся для самостоятельной работы.

Отвечает на вопросы,

консультирует, оказывает помощь учащимся в выполнении работы.

делают записи в тетрадь

организует подведение итогов:

- Прочитайте в учебнике полное звучание эпиграфа к уроку (стр. 133).

- В чем состоит важность пропущенных слов?

участвуют в рефлексии, представляют свою работу.

высказывают своё мнение

подводят итоги урока

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МБОУ "Гимназия №3" 1 Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью и литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке.

МБОУ "Гимназия №3" 2 Кто из известных вам ученых проявил свой талант в искусстве?

МБОУ "Гимназия №3" 3 Великий античный ученый и математик Пифагор построил свое учение о числе, основываясь на музыкальных пропорциях

МБОУ "Гимназия №3" 4 М. В. Ломоносов - великий ученый. Занимался математикой, физикой, химией. Проявил свой талант в литературе и в составлении мозаики

МБОУ "Гимназия №3" 6 Альберт Эйнштейн (1879-1955)-физик – теоретик, один из основателей современной физики Игра на скрипке доставляла Эйнштейну столько же удовольствия, сколько и работа

МБОУ "Гимназия №3" 8 Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположник художественной культуры эпохи Возрождения . Он был не только живописцем, скульптором, архитектором, но еще и писателем, ученым, инженером, изобретателем и анатомом.

МБОУ "Гимназия №3" 10 Художник и учёный

МБОУ "Гимназия №3" 11 Павел Николаевич Филонов 1882-1941гг

По теме: методические разработки, презентации и конспекты




Презентация по изобразительному искусству на тему: "Художники ХХ века"

Данная презентация закрепляет знания учащихся, полученные ранее. работа тестовая.


Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по .


Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация ".

Вид (тип) урока: урок усвоения новых знаний

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования;
  • выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства;
  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности, предоставление возможности для творческого самовыражения
  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  • применить умения и навыки в художественной деятельности

Для выполнения творческой работы: бумага формат А4, кисти, краски акварельные (или фломастеры, карандаши цветные).

  1. Начало урока, организационная часть - 2 мин.
  2. Показ презентации - 30 мин
  3. Комментарии к слайдам

“Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству. Антисимметрия

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Запись в тетрадь темы урока, кратких тезисов.

В середине ХХ века появилось понятие Антисимметрия, т.е. противоположно симметрии.

Определение: антисимметрия - это симметрия с полярными и контрастными свойствами.

Антисимметрия понятие противопоставления.

В жизни и в искусстве – это извечные противоположности: добро и зло, жизнь-смерть, лево-право, верх-низ и т.п.

Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия), формирует новый художественный язык искусства.

Для сюжетов “классических” произведений Эшера “Метаморфозы”, “День и ночь”, “Рептилии”, “Встреча”, “Дом с лестницей” характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов, в сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление.

Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение “метаморфоз”, фигурирующих в разных формах во множестве работ

Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже “одушевлял” в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их, в живые существа.

Рекурсией называют такое явление, при котором объект повторяет сам себя, иногда — бесконечно.

Эшер много раз использовал рекурсивный метод в разных формах. Хотя Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности. Эксперименты художника с пространством творят восхитительные и пугающие миры. В них можно падать вечно, они вспухают, причудливо изгибаются и замыкаются в себе.

Мауриц Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математическое описание фракталов было предложено только в 1970-е годы (Фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком). Термин “фрактал” был введён в 1975 году.

В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, “невозможных фигурах”, логике трёхмерного пространства, рекурсии.

Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или “цитировались” другими художниками.

Жос де Мей родился в 1928 году в Бельгии. Обучался в Королевской Академии Изящных Искусств в Генте (Бельгия), а затем на протяжении 39 лет обучал студентов дизайну интерьеров.

Нереальные конструкции являются главной частью в каждой картине художника.

Невозможные фигуры и нереальные конструкции.

Первые его работы были основаны на использовании различных математических законов и последовательностей, таких как ряд Фибоначчи и золотое сечение.

Присмотритесь повнимательнее, на этих картинках очень сложно понять: верх это или низ, лево или право, вогнуто или выпукло. Передний план вдруг становится задним, а элементы конструкций образуют какие-то непонятные переплетения.

Изображение невозможных фигур как таковых только увеличивает кажущуюся реалистичность. На многих картинах художника изображены люди, которые изначально были персонажами картин известных голландских художников, земляков Жоса де Мея, М.К. Эшера, Питера Брейгеля и Рене Магритта.

По словам самого Жоса де Мея, они играют роль статистов, предназначенных для того, чтобы показать масштаб конструкций, ведь невозможные конструкции являются главной частью в каждой картине художника.

Сооружение выглядит больше, если люди изображены значительно меньше сооружения, и наоборот, чем больше люди на картине, тем меньше выглядит сооружение

Художник с особой выразительностью стал использовать обман зрения, наряду с точным воспроизведением материалов и эффекта света и тени.

Изучение проблем оптического восприятия живописи натолкнуло французского художника Роббера Делоне в начале ХХ века на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины.

Стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма.

Одна из наиболее известных работ художника Делоне: “Марсово поле: Красная башня” (1911—1923).

Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру.

Павел Николаевич Филонов (8 января 1883, Москва-3 декабря 1941, Ленинград) - советский художник (художник-исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель и теоретик аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени.

Основатель и теоретик аналитического искусства Павел Николаевич Филонов писал: “Цель наша - работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке - это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу . мы первые открываем новую эру искусства - век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы” (манифест “Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“, Изд. „Мировой расцвет“).

Выполнил графическую композицию “Формула Вселенной”. В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

Филонов развивает тезисы манифеста: “Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом”. Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы. Художник указывает на то, что для него нет принципиальной разницы между формой, которой творят - все поголовно работают одною и тою же и только одною лишь реалистическою формой, иной формы нет и не может быть. ”

Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, то есть уйти от реальности в изобретаемое, отвлечённое, становится опасной утопией. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Филонов умер в блокадном Ленинграде.

Задание:

Послушайте композицию А. Скрябина “Прометей. Поэма огня” и нарисуйте цветовую палитру этого фрагмента.

Материалы: Лист бумаги формат А4, карандаши цветные (фломастеры), краски, кисти.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: "Художник и учёный".

Курсова Е.И. учитель высшей квалификационной категории

выявление синтеза научных и художественных знаний, роли талантливых личностей, опережавших своё время, в предсказаниях будущих открытий;

повторение видов симметрии и способов построения фигур, симметричных относительно оси и центра симметрии.

применение умений и навыков построения симметричных фигур в художественно-проектной деятельности, предоставление возможности для творческого самовыражения средствами изобразительного искусства.

формирование духовной культуры учащихся;

развитие способностей эстетического восприятия и творческого осмысления произведений искусства, как одного из способов активного познания мира;

развитие пространственного мышления и воображения;

культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, мотивация к самообразованию через виртуальные путешествия в сети Internet ;

Вид урока: интегрированный

Тип урока: урок-проект

Материалы и оборудование:

Презентация к уроку, компьютер, мультимедиа проектор, экран, образцы мозаик, шаблоны для работы.

Для выполнения творческой работы: бумага формат А3, цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти, линейки, фломастеры или гелевые ручки.

Организационный момент.

Слайд 1

Культура и все ее высшие достижения, точно так же как все произведения искусства, созданы отдельными гениальными и талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса. Это они могут предвосхищать будущее! – А что это значит? (Опережать своё время, предсказывать и предугадывать…)

В последнем проекте вы тоже постарались отразить своё представление о будущем России, мира. (Рисунки учащихся на стенде)

Каким Вы представили это будущее? (Краткий анализ работ учащихся)

Время покажет, насколько Вы правы…

Многие выдающиеся учёные ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Мы говорили с вами о гениальных и талантливых учёных.

Слайд 2

- Я предлагаю вам вспомнить гениальных творцов мировой культуры, опередивших своё время и предсказавших будущие открытия и события.

Тестовый контроль. Соотнесите автора (художника, музыканта, писателя, ученого) и его достижение (открытие):

Слайд 3

ТЕСТ №1.

распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока.

Иоганн Себастьян Бах

раньше ученых сделал наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Оноре де Бальзак

предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было.

Винсент Ван Гог

предугадал социальные перемены и потрясения в стране.

Алексей Николаевич Толстой

разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии.

исследования по симметрии кристаллов.

предугадал социальные перемены и потрясения в стране

Леонардо да Винчи

предсказал появление лазера и космических кораблей.

разработал модель летательного аппарата

Слайд 4

КЛЮЧИ: ТЕСТ №1. 1 - В, 2 - Д, 3 - Б, 4 - А, 5 - Г

ТЕСТ №2. 1 - И, 2 – Е, 3 – Ж, 4 – К, 5 - З

(Работа в группах: готовые ответы учащихся одной группы анализирует соседняя группа)

- Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству и, конечно же, именно искусство вдохновило их на это.

Русский инженер, изобретатель Лев Сергеевич Термен в 1920 г. изобрёл терменвокс – электромузыкальный инструмент, прототип синтезатора, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта; исполнять любые (классические, эстрадные, джазовые) музыкальные произведения, а также может создавать различные звуковые эффекты (скрип колеса, пение птиц, свист и др.).

Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи.

Синтез научных и художественных знаний.

Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности.

Сегодня мы с вами поговорим о художнике, который творил, используя не только своё творческое воображение, фантазию, но и определённые научные знания. – Какова тема нашего урока?

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

одним из первых стал изображать в своих картинах фракталы. Только спустя десятилетия учёные стали изучать свойства этих фигур и с помощью ЭВМ создавать то, что Эшер рисовал вручную.

Мауриц Эшер создал уникальные и очаровательные работы, в которых использовал и показал широкий круг математических идей. А свои декоративные работы он строил на основе антисимметрии. Это понятие появляется в науке в середине XX в.

Слайд 8

Определение: антисимметрия - это симметрия с полярными и контрастными свойствами.

- С творчеством Маурица Эшера, вы познакомились заочно, самостоятельно, используя интернет ресурсы. Предлагаю поделиться своими впечатлениями от работ художника.

(Ответы учащихся)

Руки рисуют друг друга, создавая самих себя. При этом сами руки и процесс их самовоспроизведения неразделимы.

На гравюре мы видим тела, полученные объединением тетраэдров, кубов и октаэдров. Эшер поместил внутрь центральной фигуры хамелеонов, это затрудняет восприятие всей фигуры. Хочется отвлечься от привычного восприятия картины и попытаться взглянуть на нее иначе, чтобы представить фигуру целиком.

Слайд 12. В гравюре "Рептилии" маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры.

Слайд 13

- В своих работах художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже “одушевлял” в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их, в живые существа. Метаморфоза – превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида.

(запись новых терминов в тетрадь)

Мозаики Эшера.

Слайд 15. Из всех работ Эшера лучше всего известны его орнаменты или мозаики (а математики называют мозаику - паркетом). Мозаика - периодическое заполнение плоскости фигурами без пересечений и щелей между ними.

Слайд 16, 17

При составлении паркетов из правильных многоугольников важно, чтобы сумма углов, сходящихся в одной вершине, была равна 360 0 .

Слайд 18. Обычно математики в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники. Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, отражением, смещением и др. Он искажал базовые фигуры, превращая их в животных, птиц, ящериц и проч.

В "Эволюции 1" можно проследить развитие искажения квадратной мозаики в центральную фигуру из четырех ящериц.

Фигура называется симметричной, если её можно наложить саму на себя. Например, повернув сетку из вершин и сторон, образующих паркет на этом рисунке, на 60 0 вокруг центра шестиугольника, получим ту же самую сетку из вершин и сторон.

Слайд 19, 20. Разглядывая мозаики, мы можем увидеть различные виды движения: параллельный перенос, поворот, осевую и центральную симметрии.

Вот такие геометрические расчёты совершал художник, создавая свои мозаики.

Творческая работа.

Если вам покажется, будто создание таких орнаментов — дело нетрудное, я рекомендую попробовать свои силы и придумать хотя бы одну композицию!

А сегодня мы попробуем создать мозаики на основе работ Эшера, используя шаблоны.

Цель нашей работы:

почувствовать себя в роли создателя мозаики;

осознать роль каждого в конечном результате работы группы;

обогатить визуальную среду нашей гимназии необычными зрительными элементами.

Ведь орнаменты Эшера интересно рассматривать с разных точек зрения.

Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию, - сказал как то Эшер, — и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства”.

Алгоритм действий выполнения работы:

Работа с компьютером (поиск рисунка в Internet ). Увеличение рисунка, печать;

Изготовление шаблонов из картона;

На картоне начертить сетку из базовых геометрических фигур, определив её по данному шаблону;

Подбор цвета, нанесение рисунка на цветную бумагу, вырезание;

Наклеивание элементов мозаики на картон без оставления зазоров;

Завершение работы, оформление в рамку.

- Первые пункты алгоритма мы уже осилили. Все необходимые материалы у вас имеются. Три первые группы продолжают работу над своим проектом по образцам работ Маурица Эшера, используя различные виды движения. Четвёртая группа создаёт два проекта – мозаику из геометрических фигур в электронном варианте (программа Paint ) и в технике аппликации.

(Беседа во время работы)

Паркет из правильных шестиугольников можно встретить в мире природы. Пчелы бессознательно решают математическую задачу – они стараются придать сотам такую форму, чтобы при заданном объёме на них шло как можно меньше воска. И хотя они не знают математики, но точно решают эту задачу. Пчелам помогает решать эту задачу инстинкт.

Итог и рефлексия

- Что нового Вы узнали на уроке?

(Ответы учащихся)

Слайд 25.

- Закончите фразу – «Лишь опередивший в своем развитии других способен …

вобрать в себя все миры и начать управлять всеми их силами.

улавливать струи новых творческих веяний и быть истинным художником, творцом произведений искусства.

оставаться человеком обыкновенным, порядочным, любящим свою Родину.

надлежащею работой над собой, усердием, вниманием и упорством сделаться всем, чем захочет.

Оценивание учителем работы на уроке каждой группы детей.

Домашнее задание:

Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).

Нажмите, чтобы узнать подробности

симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние.

Это явление было названо диссимметрией (не симметрия).

Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

Мауриц Эшер (1898—1972)

Мауриц Эшер (1898—1972)

Мауриц Эшер (1898—1972)

Мауриц Эшер (1898—1972)

Мауриц Эшер (1898—1972)

Мауриц Эшер (1898—1972)

Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — сложная геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В более широком смысле под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность либо метрическую размерность, отличную от топологической.

Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — сложная геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В более широком смысле под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность либо метрическую размерность, отличную от топологической.

Михаил Ларионов (1881—1964)

В 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений – лучизм.

Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей

Михаил Ларионов (1881—1964) Лучистый пейзаж

Михаил Ларионов (1881—1964)

Лучистый пейзаж

Робер Делоне (1885—1941) Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Р.Делоне на идею образования характерных кругообраз-ных поверхностей и пло-скостей, которые, созда-вая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством. Р.Делоне

Робер Делоне

Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Р.Делоне на

идею образования характерных кругообраз-ных поверхностей и пло-скостей, которые, созда-вая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством.

Читайте также: