Основные единицы синтаксиса 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Несколько лет назад у нас в школе состоялся семинар по теме “Современные педагогические технологии”. Каждый учитель должен был изучить к семинару материал о какой-либо технологии и рассказать о ней коллегам. Меня заинтересовала технология развития критического мышления. И вот уже на протяжении трех лет я пытаюсь освоить в своей работе элементы этой технологии.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для развития творческого мышления.

Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

  • Во-первых – это мышление самостоятельное.
  • Во-вторых – это мышление обобщенное.
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное.
  • В четвертых – это мышление аргументированное.
  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное.

В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов.

  • Формирует собственное мнение.
  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями.
  • Решает проблемы.
  • Аргументировано спорит.
  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение.
  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:

  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
  • пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
  • помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
  • помочь активно воспринимать изучаемый материал;
  • помочь соотнести старые знания с новыми.
  • помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
  • помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
  • сбор данных;
  • анализ текстов;
  • сопоставление альтернативных точек зрения;
  • коллективное обсуждение;
  • разные виды парной и групповой работы;
  • дебаты;
  • дискуссии;
  • публикации письменных работ учащихся.

КМ – письменная работа.


Сама ТЕМА - это “ствол дерева”

“Листочки” - это ПРОГНОЗ

“Веточки” - это АРГУМЕНТЫ, обоснования

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные единицы синтаксиса”

Тип урока: комбинированный.

Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи.

Уровень В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит “Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке”.

1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция;

2) единицы синтаксиса;

3) средства связи единиц синтаксиса.

1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

2) развивать логическое мышление;

3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

4) развивать умение работать в команде.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу.

2. Стадия вызова

Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология). Обратимся к тексту на стр. 21 учебника:

Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. (С.Есенин) (Слайд №1)

В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?

Синий май заревой теплынь не прозвякнуть кольцо у калитка липкий запах веять полынь спать черемуха белый накидка (слайд №2).

Что пропало, исчезло?

(Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания.) Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст?

(Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.)

Итак, определим тему урока: “Синтаксис”. Запишем тему урока в тетрадь. Какое же название имеют следующие ступеньки?

(Морфология и синтаксис.)

А теперь определим цели нашего урока.

(Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.)

Вспомните все, что вы уже знаете на тему “Синтаксис”. Для этого “соберите” предложение, которое “рассыпалось” на следующие словоформы:

Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.

Структурируйте сведения, оформив их кластером.

Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Слайд № 3


3. Стадия осмысления

Задание 2. Прочитайте текст , который лежит перед вами на парте, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).

Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:

Таблица (слайд № 4)

Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. “Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения”, – узнали вы в 5-м классе. Теперь об этом подробнее.

Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения.

Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом.

Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов.

Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого.

Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов)

Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль.

Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом.

Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы “сцеплены” попарно. Это один из главных законов синтаксиса .

Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Давайте зададим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить.

4. Стадия рефлексии

Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и предлоги.)

Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали. (Слайд № 5)


Выполнение практического задания.

Задание № 1. Выполните упражнение 38 по учебнику: из данных слов составить два предложения, разбить предложения на грамматически связанные пары.

Задание № 2. Выполните упражнение 39 учебника. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н.Рубцова “Ночь на Родине”. Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?

Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.

5. Заключительный этап

Итак, подведем итоги.

Мы достигли поставленных целей?

6. А теперь запишем домашнее задание: подготовьте “тонкие” и “толстые” вопросы к тексту учебника на стр. 22.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтаксис (от греч. syntaxis - составление) – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложение, текст и правила их построения.

Основные единицы синтаксиса : слово, словосочетание, предложение, текст.

Основные единицы синтаксиса :

Особенность изучения слов в синтаксисе – слова изучаются как члены предложения.

Слова только называют предметы, действие, их признаки.

Словосочетание выполняет номинативную функцию: оно служит для называния , обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Словосочетание называет предметы, действия, их признаки более конкретно .

Словосочетание выполняет номинативную функцию:

оно служит для называния , обозначения предметов, явлений, качеств, действий.

Словосочетание называет предметы, действия, их признаки более конкретно .

Текст и предложение – коммуникативные единицы, они служат для общения, обмена мыслями, чувствами.

Текст и предложение – коммуникативные единицы, они служат для общения, обмена мыслями, чувствами.

Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью , служит для общения, обмена мыслями, выражения чувств. Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью . Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств .

Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью , служит для общения, обмена мыслями, выражения чувств.

Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью .

Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств .

Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость . Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли . Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связью. Членимость предполагает делимость текста на абзацы , которые раскрывают свою микротему , подчинённую общей теме текста.

Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость .

Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли .

Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связью.

Членимость предполагает делимость текста на абзацы , которые раскрывают свою микротему , подчинённую общей теме текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль – это то, ради чего написан текст.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль – это то, ради чего написан текст.

Средства связи : Лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы). Морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов). Синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм, парцелляция, неполные предложения, вводные слова и предложения).

Средства связи :

Лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы).

Морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов).

Синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм, парцелляция, неполные предложения, вводные слова и предложения).

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении. Параллельная связь – соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.

Параллельная связь – соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.

Пример цепной связи

Пример параллельной связи Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.

Пример параллельной связи

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 8 классе на тему

«Основные единицы синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Текст как единица синтаксиса.

укрепить навыки работы со словом, как с единицей языка;

повторить виды СП и виды связи в них;

систематизировать сведения о тексте и типах речи.

ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.

Проверка домашнего задания.

- Какие функции в письменной речи выполняют знаки препинания?

Завершают предложение;

разделяют ОЧП и ПП в составе СП;

используются при прямой речи;

выделяют ПО и ДПО;

выделяют обращения и т.д.

- Как мы выражаем ЗП в устной речи?

Интонационно, при помощи пауз, вопросительной и восклицательной интонации.

- Давайте нарисуем у себя в тетрадях вот такую пирамиду (незаполненную):

hello_html_m7a65106c.jpg

- И так, что мы поставим у основания пирамиды? Что является наименьшей значимой частью языка?

- Что такое морфема?

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

- Какие морфемы вам известны?

Приставка, корень, суффикс, окончание (флексия), постфикс, основа.

- А почему мы не поставили у основания букву? Ведь что может быть меньше буквы в языке?

Потому что буква не имеет значения.

- Что означает морфема при-?

Приближение, присоединение.

Слово м.р., 2скл., ед.ч.

ЛЗ данного слова.

Работа у доски

Придорожный; Оленька; ножищи; выкарабкаться; сын.

- Что следует за морфемой?

- Что такое слово?

Слово – это единица языка, служащая для наименования предметов и явлений.

- Как называется раздел языкознания, который изучает слово?

Лексикология.

- Что такое лексический состав языка?

- Как называется набор слов, присущий речи отдельного человека?

Лексический (словарный) запас человека.

- О чём говорит обширность этого запаса?

Об образованности, об интеллекте данного человека.

- Как называются слова, присущие речи людей отдельных профессий?

Профессионализмы.

- Что ставим дальше?

Словосочетание

- Что такое словосочетание?

Словосочетание – это сочетание двух слов самостоятельных ЧР, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

- В чём преимущество словосочетания перед словом?

Словосочетание даёт более полную информацию о предмете, действии предмета, указывает на признаки предмета или действия.

- Из чего состоит словосочетание?

Из главного слова и зависимого.

-Как называется СС, главным словом в котором является глагол?

Глагольное. Пью воду.

- Как называется СС, главным словом в котором является имя существительное?

Именное. Холодная вода.

- Является ли словосочетанием выражение: Собака лает.

Нет. Это предложение.

Работа у доски

Смотреть в окно; жить припеваючи; оптовый рынок; волнистый попугайчик; идёт дождь; дом родной; жить себе в удовольствие.

Что же будет следующим пунктом в нашей пирамиде?

Предложение

- Что такое предложение?

Предложение - это минимальная единица человеческой речи,

связанных грамматически, обладающая определённой смысловой и интонационной завершённостью.

- На какие виды делятся предложения по цели высказывания?

Повествовательные, восклицательные и вопросительные.

- Чем различаются между собой ПП и СП?

Количеством грамм. основ.

Работа у доски

Выполните комплексный разбор предложения, составьте схему.

hello_html_5c945f47.jpg
hello_html_4846a4a6.jpg

hello_html_50b0869c.jpg

- И, наконец, что такое текст?

Текст – это речевое произведение, части которого объединены темой и основной мыслью.

- Какие три типа текста вам известны?

Повествование, описание, рассуждение.

Рассуждение

Я думаю, если человек хочет быть счастливым, он просто должен брать и быть счастливым. Он не должен искать себе оправдания, не должен жалеть себя и сетовать на то, что что-то там у него плохо. Наверное же, лучше подумать, что есть хорошего в жизни и быть счастливым уже только потому, что оно, это хорошее, есть. А хорошее есть всегда!

Описание

Дом был сложен из простых поленьев, и оттого было в нём уютно и как-то по-домашнему, что ли. Слева, как зайдёшь – сени, справа – печь русская, натопленная, жаркая; лохматый мурлыка-кот звонко мурлыкал на печи, пахло хлебом и сеном. Я подумал, что нет, наверное, на земле места, где мне было бы уютнее, где я бы чувствовал себя так же хорошо. А, наверное, если тебе хорошо где-то, стоит там остаться.

Повествование

Павлуша медленно, едва слышно ступая босыми ногами по росистой траве, крался в амбар. Первые утренние лучики солнца щекотали его курносый носик. Павлуша знал, что там в амбаре, он увидит что-то чудесное! Он старался не шуметь, он еле дышал, еле сдержался, чтобы не чихнуть. И вот, уже сквозь щель рассмотрев маленький носик, он заулыбался: там, в амбаре, стоял появившийся ночью на свет телёнок и по-детски жался к маме корове…

Синтаксис- это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст.

Ребёнок, выбранный на роль иль Муромца, выходит за дверь. В это время класс делится на 4 группы.

Конспект
Ключевые слова:
словосочетание, предложение, текст
Основные понятия:
Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи.
Предложение – это одна из основных единиц синтаксиса, которая отражает фрагмент окружающей действительности, имеет смысловую и интонационную законченность.
Текст — речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Пояснения:
В синтаксисе изучаются и слова, но не как лексические единицы или части речи, а как члены предложения.

Читайте также: