Хранение информации 5 класс босова конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Технологическая карта урока

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

- оперативная (внутренняя) память;

- долговременная (внешняя) память;

Планируемые образовательные результаты :

предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;

метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;

3) рассмотреть понятия файла и папки

Метапредметные ожидаемые результаты:

учащиеся должны уметь

Организовывать поиск и отбор необходимой информации;

Самостоятельно анализировать и корректировать свои действия;

Самостоятельно организовывать работу в команде.

Используемые на уроке средства ИКТ:

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; видеоролик, ПК учащихся, информационные листы, листы-схемы, листы с заданиями, эталон с ответами и нормами оценок

Электронное приложение к учебнику:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

- Настроить учеников на урок

- Привлечь внимание детей.

- Создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебный процесс.

Приветствуют учителя, готовятся.

Познавательные - формирование критического мышления — через решение проблемной ситуации. Личностные – процесс смыслообразование через самостоятельную формулировку темы урока, процесс самоопределения. Регулятивные – умение слышать мнение других через ответы на вопросы о теме урока, способах классификации, умение работать в группе обобщать ответы других, умение уходить от конфликтов. Коммуникативные – умение распределиться в группы по 4 человека.

Актуализация новых знаний

-Организовать активный диалог

Предлагает посмотреть вводный видеоролик и вопросы

Что такое информация?

Какие виды информации вы знаете?

С помощью чего мы получаем информацию?

4. Как человек может поступить с полученной информацией?

Все эти действия носят общее название – информационные процессы. На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на одном из них.

Запишем тему нашего урока.

Актуализируют свои знания. Поочередно выходят к экрану и отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют ранее изученный материал.

Формулируют тему урока

Записывают тему урока

Личностные : самоопределение.

Коммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация

Познавательные : анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные : волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Изучение новых знаний и способов деятельности (12 мин)

-Рассмотреть основной материал урока,

- расширить кругозор учащихся

Деление на группы по 4 человека, выбор порядкового номера, организация работы в новой группе.

Дополнительные сведения можно найти в электронном приложении к учебнику.

Работают в группе с информационными листами и электронными приложениями

(приложение. 1 –информационные листы)

Познавательные – умение отличать внутреннюю память от внешней, умение анализировать носители информации с точки зрения

их использования, умение определять какой носитель необходим для хранения различных видов информации, умение отбирать, анализировать и систематизировать полученную информацию. Регулятивные - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта, умение преодолевать препятствие. Коммуникативные – уметь общаться при работе в группе, грамотно выражать свою мысль при работе с критериями оценивания.

Динамическая пауза (2 мин)

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.(6 мин)

-Установить правильность и осознанность усвоения нового материала,

-выявить пробелы и скорректировать

Для проверки учитель предлагает выполнить работу на листах – схемах

(приложение 1 –информационные листы)

Представление работы в своей группе.

Оценка выступающего - командой.

Практическая работа (8 мин)

Создание условий для работы с листами -заданиями

Выполнение задания для группы. (приложение 2- листы с заданиями)

Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано в инструкциях и только потом выполняем.

Работают в группе. Выполняют задания (приложение 2- листы с заданиями)

Личностные : смыслообразование.

Коммуникативные : вступать в дискуссии, выражение своих мыслей, аргументация

Познавательные : анализ, аналогия,, смысловое чтение, подведение под понятие.

Регулятивные : целеполагание

Рефлексия Подведение итогов урока. (6 мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Проводит рефлексию, анализирует результат:

Сейчас я попрошу вас сделать самопроверку

Посмотрите на слайды с ответами и оцените свою работу по предложенному эталону. (приложение 3)

А также оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке.

Слайд с вопросами: сегодня на уроке я понял….,

на уроке мне было… .

Проводят самопроверку и самооценку

По очереди, по желанию

Познавательные - Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Регулятивные - Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Коммуникативные - Умение формулировать собственное мнение.

Информация о домашнем задании (2 мин)

Обеспечить понимание содержания и способа выполнения домашнего задания.

Формулирует домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению

Базовый: § 5.

Рабочая тетрадь №55, 57, 67.

Выполнить задание: приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ или запишите в тетрадь. (Приложение 4)

Записывают варианты домашнего задания

Список использованных источников, в том числе интернет-ресурсы:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. ФГОС/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. ФГОС/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013

Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. ФГОС. Методическое пособие /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013

Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов. ФГОС /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013

Приложение №1.Информационные листы

Приложение №2. Листы задания для группы

Приложение №3. Самооценка работы

Приложение №4. Эталон с ответами

Приложение №5. Домашнее задание

Информационный лист №1

Изучите информацию.

Найдите ответы на следующие вопросы:

Чем отличается память человека от памяти человечества?

Какие виды информации хранит в своей памяти компьютер?

Заполните пропуски в схеме.

Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно

Расскажите по схеме в своей группе

Память человека и память человечества


Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память — самый первый инструмент хранения инфор­мации.

Существует память отдельного чело­века и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти от­дельного человека, содержит все зна­ния, которые накопили люди за время своего существования и которыми мо­гут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в кни­гах, запечатлены в живописных полот­нах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотогра­фия позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые а детельства прогдедгиих времён.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в \ги] кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохр нять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомш и пр.).

Современный компьютер может хранить в своей памяти ные виды информации: текстовую, графическую, числовую, вую и видеоинформацию.

Дополнительные сведения о том, как хранили информации можно найти в электронном приложении к учебнику.

1. Чем отличается память человека от памяти человечества?

Память человека

Память человечества







Информационный лист №2

Изучите информацию.

Найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое оперативная и долговременная память?

2) Что такое носитель информации?

3.Заполните пропуски в схеме.

4.Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно

5.Расскажите по схеме в своей группе

Оперативная и долговременная память



Носитель информации — это любой материальный объект, использу­емый для хранения на нём информации.

В разное время носителями информации служили: камень, пер­гамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

С давних времён до настоящего времени одним из основных но­сителей информации остаётся бумага.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;

даже тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;

бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.

Используя воспитательные возможности урока возможно обеспечить:

  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • акцентирование внимание на нравственных проблемах, связанных с темой урока;
  • заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества.
  • осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.
  • Понимание необходимости уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Предложить фразы, которые ребенок должен закончить:

  • было непросто .
  • я добился .
  • у меня получилось .
  • хотелось бы .
  • мне запомнилось .
  • я попробую .

Задания на рефлексию:

Оформление "лестницы успеха". Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Ученик научится: приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

Приводить примеры информационных носителей;

У учащихся будут сформированы: представление о процессе хранения информации и устройствах для ее хранения.

У обучающегося будут сформированы : интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

Ученик получит возможность: для формирования способности грамотно ориентироваться в современном информационном пространстве, а также способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности;

развития информационной и коммуникативной культуры;

Ученик научится определять значимость информации в жизни человека, показать общность информационных процессов в различных информационных системах.

Ученик получит возможность сформировать определенный уровень знаний об информационном процессе хранения информации в технических устройствах (информатика), в человеческом обществе – память человечества (история и библиотека), в биологическом мире (биология), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя).

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
  • соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном
  • выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения
  • самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать
  • умеет выявить общие законы, определяющие данную предметную область
  • самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)
  • самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию
  • устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение.

Ресурсное обеспечение урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания
  6. Первичное закрепление.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Технологическая карта урока

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

В виде рисунков на слайдах закодирована текстовая информация, связанная с темой нашего сегодняшнего урока. (pril1, 1-2 сл). Решите ребусы и раскодируйте предложенную вам информацию. Что у вас получилось?

Как вы думаете, что обозначают эти слова?

Да это действия, которые можно производить над информацией. Иначе эти действия называются информационные процессы.

А как в наше время сохраняется информация?

Так, какова цель нашего урока?

Передача, хранение, получение, обработка.

Это то, что можно делать с информацией.

Хранение информации, как хранили информацию в древности.

Познакомится с информационными процессами, различать действия выполняемые с информацией. Узнать как хранили информацию раньше и как хранят ее в современном мире.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать собеседника.

3. Актуализация знаний

Актуализация знаний и опорных способов действий

Перед вами ряд изображений, как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? (pril1? 3-5 сл)

Ребята, кто помнит что такое информация?

А как человек может воспринимать информацию?

Какие существуют виды информации?

Контролирует выполнение уч-ся дом. Задания (§1.1 зад.4,5)

Музыкальный центр, память, записная книжка

С помощью органов чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус, слух

Числовая, текстовая, графическая, видеоинформация, звуковая.

Демонстрируют выполненные упражнения, задают вопросы,

уточняют свои ответы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: моделирование преобразования объекта, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные : взаимоконтроль, коррекция, самооценка качества усвоения материала

4. Первичное усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

Итак, мы выяснили цели урока, давайте назовем тему нашего урока. Запишем ее в тетрадь.

Мы уже знаем, что окружающий нас мир – это мир информации.

Вы слушаете учителя на уроке, смотрите телевизор, замечаете на улице красный сигнал светофора – вы получаете информацию. Как еще можно получить информацию?

Полученную нами информацию часто бывает нужно сохранить – человек может просто запомнить то, что вызывает его интерес, но не всегда можно положиться на свою память. Существуют и другие способы хранения информации – записные книжки, диски. Какие еще?

Человеческая цивилизация развивалась, потому что люди обмениваются между собой информацией, они разговаривают, пишут друг другу письма, звонят по телефону.

Очень часто имея одну информацию нужно получить другую информацию. Перед нами встает проблема обработки информации. Решаем ли мы задачу, думаем над тем куда пойти вечером, переводим текст с английского языка – мы обрабатываем информацию. Давайте приведем примеры обработки информации.

А с помощью чего мы можем обработать информацию?

Итак, нам стало известно, что информацию можно обрабатывать, и мы определили с помощью чего это можно сделать – мозг, компьютер, технические устройства.

Сегодня на уроке мы остановимся более детально только на одном информационном процессе – хранении информации. С остальными поближе познакомимся на следующих занятиях.

А теперь давайте вспомним старика Софэра, который описывал свои путешествия на глиняных табличках. Для чего он это делал?

Давайте зафиксируем то, что мы сейчас узнали. Итак, нам стало известно, что информацию можно хранить, и мы определили места хранения – на бумаге, на диске, на кинопленке, на каменных плитах, в памяти человека и другие.

Вот тут то нам и поможет таблица, записанная на обложке. Оказывается у памяти есть свой срок хранения информации – одна память (внешние носители информации) хранит информацию долговременно (как например записная книжка), а другая – наша внутренняя память, хранит информацию более короткое время, но до нее легче добраться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить учащихся определять действие, выполняемое с информацией, различать устройства, используемые для выполнения различных действий с информацией, различать оперативную и долговременную память.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент

- Добрый день ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Спасибо. Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Проверка домашнего задания

Итак, ребята, давайте проверим как вы выполнили домашнее задание. Начинаем говорить по одному, цепочкой.

Учитель просит говорить ответы цепочкой

РТ: №38, №39, №42, №44

- Молодцы. У кого-нибудь остались вопросы по домашнему заданию?

Оценим себя. Если все правильно ставим 3 бала, есть 1 ошибка – 2 бала, 2 ошибки – 1 бал.

По одному цепочкой говорят ответы

№38. а) программное обеспечение; б) операционная система; в) приложения.

№39. Windows 2000, Windows XP, Windows 8, Linux, Mac OS

№42. Рисуют значки указателей мыши

№44. Меню, ПУСК, главное меню, Рабочий стол

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

3. Актуализация новых знаний

Давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке:

Что такое информация?

Какие виды информации вы знаете?

С помощью чего мы получаем информацию?

4. Как человек может поступить с полученной информацией?

Подумайте, как современные люди узнают о событиях прошлого? Слайд 3

-тема урока: Слайд 4

- о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать и чему научиться?

Отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют ранее изученный материал.

Хранение информации, как хранили информацию в древности.

- Люди, живущие ранее, сохранили различную информацию в виде картин, записей, наскальных рисунков.

- узнать как можно хранить информацию, научиться ее сохранять;

Регулятивные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Познавательные УУД:

-актуализация сведений из личного опыта

-анализ объектов с целью выделения

элементов управления компьютером

Личностные УУД:

- умение структурировать знания;

4. Изучение нового материала

Мы уже знаем, что окружающий нас мир – это мир информации.

Полученную нами информацию часто бывает нужно сохранить – человек может просто запомнить то, что вызывает его интерес, но не всегда можно положиться на свою память. Существуют и другие способы хранения информации – записные книжки, диски. Какие еще?

А теперь давайте вспомним старика Софэра, который описывал свои путешествия на глиняных табличках. Для чего он это делал?

Все что мы перечисли относится к носителям информации. Запишем в тетрадь. Слайд 5

Существует память отдельного человека и память человечества. Как вы думаете в чем их отличие? На каких носителях информации представлены знания, полученные человечеством?

Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Слайд 6 Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потом- ков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Слайд 8 В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и пр.).

Слайд 9 - А современный компьютер какую информацию может хранить?

Слайд 11- А как хранится информация в памяти человека? Давайте посмотрим видеоролик.

Слайд 12 Оказывается, у памяти есть свой срок хранения информации – одна память (внешние носители информации) хранит информацию долговременно (как например записная книжка), а другая – наша внутренняя память, хранит информацию более короткое время, но до нее легче добраться.

Давайте зафиксируем это в тетради.

Можно хранить в книге, в записной книжке, на кинопленке, на диске, на каменных плитах, в памяти человека, в сети интернет и т.д.

Приветствие. Отмечаем отсутствующих, проверяем готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка), сосредотачиваем внимание учащихся.

  1. Визуальная проверка выполнения домашнего задания (Р.Т. №15,16 стр. 65).
  2. Один из учеников показывает те элементы окна программы Блокнот, которые называют одноклассники. (Слайд 1)
  3. Что такое информация?
  4. Какие виды информации вы знаете?
  5. С помощью чего мы получаем информацию? (Слайд 2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5-7 мин)

Карлсон: - Здравствуйте! Дорогие ребята, уважаемый учитель! Мне срочно нужна ваша помощь!

Учитель: - А в чём мы можем тебе помочь? Рассказывай нам, пожалуйста.

Карлсон: - Всё дело в моём друге Малыше. Он просил меня узнать, как называется порода щенка, которого ему подарили родители. Я узнал, прилетел к нему домой сообщить, а он ещё в школе и теперь я боюсь, что пока Малыш вернётся из школы, я забуду название, ведь оно такое трудное. Мне посоветовали обратиться к вам, сказали, что вы можете мне помочь.

Учитель: - Ребята, подумайте, как помочь Карлсону не забыть, полученную информацию. (Слайд 3)

Ученики дают Карлсону советы как не забыть информацию.

Учитель: Ребята, подумайте как называется такое действие с информацией и попробуй сформулировать тему нашего урока, если затрудняетесь, то нам поможет ребус:

Ученики: Хранение информации.

Учитель: Совершенно верно, открываем тетради и записываем тему урока “Хранение информации”. (Слайд 4)

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Сегодня на уроке, мы познакомимся с информационным процессом – хранение информации; узнаем какие бывают виды памяти; дадим определения новым понятиям носитель информации, файл, папка; научимся создавать и сохранять файлы. (Слайд 5)

Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (15 мин)

Учитель: Где хранится полученная вами информация?

Ученики, исходя из личного опыта, высказывают точки зрения, где хранится информация. В компьютере, в книгах, записных книжках, в уме.

Учитель: Правильно! Для хранения информации используют память – самый первый инструмент хранения информации. А можно ли классифицировать память?

Учитель: Давайте для этого обратимся к учебнику стр. 35-36 прочитаем и заполним кластер в тетради (заранее получают пустой шаблон кластера, приклеивают его в тетрадь).

Ученики читают и делают соответствующие записи в рабочей тетради. (Слайд 6).

Учитель: Как вы понимаете, что такое память человека и память человечества?

Ученики отвечают на вопрос, либо можно прочитать вслух абзац из учебника §5 стр. 35.

Учитель: Память бывает внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). Объясните эти понятия.

Ученики по очереди комментируют понятия, ранее найденные в тексте параграфа.

Учитель: Ребята, а человек может обладать оперативной памятью?

Ученики высказывают свое мнение, проводят аналогию между компьютером и человеком.

Учитель: - Молодцы, ребята! А теперь объясните своими словами, что такое носитель информации.

Ученики формулируют понятие носитель информации.

Учитель: Запишите в тетрадь определение – носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения в нем информации. (Слайд 7)

Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель: Какие древние носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Ученики называют носители информации, опираясь на свой жизненный опыт.

Учитель: Вот мы и заполнили кластер, а сейчас выполняем задание Р.Т. №3 стр. 4 (слайд 8)

Ученики выполняют задание в рабочих тетрадях, затем делают взаимопроверку.

Учитель: Информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем называется файл. (Слайд 9)

Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель: Каждый файл имеет свое уникальное имя. Имя файла, состоит из двух частей: собственно имени и расширения, разделенных точкой.

Ученики записывают под диктовку в тетрадь.

Учитель: Представьте, что вы создали файл, и вам его нужно сохранить, придумайте имя файлу.

Ученики называют разные имена.

  1. Документ5
  2. Рыбалка
  3. Письмо
  4. Письмо_Пете

Ученики отвечают верный вариант 4, аргументируют свой ответ .(Слайд 10)

Учитель: Как вы думаете, сколько файлов можно хранить на любом носители информации?

Ученики называют разные числа, в итоге понимают, нет однозначного ответа.

Учитель: Значит ли, что файлов на носителе может быть бесконечно много?

Ученики выдвигают гипотезы, возможно спорят, доказывая, что они правы. В итоге должны прийти к выводу, что количество файлов ограничивается информационным объемом самого носителя информации.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы быстро найти нужный файл?

Ученики высказывают предположения: узнать имя файла, по алфавиту и т.д.

Учитель: Чтобы не возникало путаницы, файлы по определенным признакам группируют в папки. Папка – это контейнер для файлов.

Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель: Как вы думаете, в папке могут содержаться только файлы или папки тоже?

Ученики анализируют, и делают вывод, что папки могут содержать в себе папки.

Учитель: Такие папки мы будем называть вложенными. (Слайд 11)

Давайте отдохнем и продолжим работу.

Физкультминутка (2 мин)

Ученики выполняют команды учителя. Слайд 12.

Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.

Первичное закрепление (5-7 мин)

Учитель: Сейчас мы будем выполнять практическую работу №3 “Создаем и сохраняем файлы”, научимся создавать и сохранять текстовые файлы в редакторе Блокнот.

Ученики выполняют задание в течение 5-7 минут.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция (3 мин)

Учитель: Проверьте все ли вы верно сделали, в результате у вас должно было получиться в личной папке два документа Вариант1 и Вариант 2, поднимите руку кто справился с заданием.

Затем учитель визуально проверяет задание, отвечает на вопросы тех, кто не справился или допустил ошибки.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

  • Параграф 5, вопрос 8 стр.40 (письменно), 6 стр. 39 (устно) – это задание для всех.
  • Задание повышенного уровня сложности (по желанию):
  • Р.Т. №4 стр. 5 – при выполнении нужно использовать дополнительную литературу, информационные ресурсы.

Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Какую тему мы сегодня изучали?
  3. Какие задачи мы сегодня ставили?
  4. Наши задачи выполнены?
  • большой – для меня изученное важно и интересно
  • указательный - я получил конкретные рекомендации
  • средний - мне было трудно (не понравилось)
  • безымянный – ничего не понял
  • мизинец - для меня было недостаточно информации

Учитель просматривает самооценку учеников.

Учитель: Теперь я оценю вашу работу на уроке. Выставляет отметки. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.

Читайте также: