Гражданская война в искусстве конспект

Обновлено: 04.07.2024

Представленный урок способствует формированию универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин: истории и литературы.

ВложениеРазмер
integr_urok_istorii_i_literatury_11_klass.docx 80.88 КБ

Предварительный просмотр:

Буянский Дмитрий Борисович,

кандидат педагогических наук;

учитель истории и обществознания,

МБОУ СОШ г.Пионерского,

Форманенко Тамара Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ г.Пионерского

Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе

Способствовать формированию универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин (истории и литературы)

2. Дать представление об освещении темы гражданской войны в произведениях писателей 20-х годов ХХ века

  1. Формировать понимание античеловеческой сущности гражданской войны, о трагичности судьбы человека в переломные моменты истории;
  2. Развивать умение сопоставлять, обобщать, выделять главное в изучаемом материале;
  3. Развивать самостоятельность мысли, используя предварительные самостоятельные домашние задания, наблюдения над текстом.
  4. Развивать коммуникативные умения учащихся, монологическую и диалогическую речь
  1. Воспитывать интерес к отечественной истории
  2. Вызвать личностный отклик на прочитанные произведения, побудить учащихся задумываться о своей позиции в жизни;
  3. Дать возможность убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях, увериться в необходимости национального согласия.

История не терпит суесловья,
Трудна её народная стезя,
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Я.Смеляков

Все рядком лежат,

Не развесть межой.

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:

Красный был – белым стал:

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других

I. Организационный момент. Присоединение к теме.

Подготовленный учащийся читает наизусть отрывок из стихотворения Максимилиана Волошина “Гражданская война” (цикл “Усобица”).см.ПРИЛОЖЕНИЕ

II. Постановка учебной задачи.

При этом – все участники этого противостояния совершают поступки, за которые потомкам должно быть стыдно, но жестокость почти всегда оправдывается благородством целей.

Каков основной проблемный вопрос урока?

(учащиеся с помощью учителя формулируют проблему): (СЛАЙД)

Чьи цели были по настоящему благородными, на чьей стороне правда?

Можно ли оправдать жестокость гражданской войны благородством целей?

Можно ли было в тех условиях сохранить нравственную чистоту?

Что мы должны будем узнать или вспомнить, чтобы ответить на эти вопросы?

  • Цели и задачи противоборствующих сторон;
  • Действия участников конфликта;
  • Оценить нравственные мотивы поступков людей той эпохи.

Но если на первые вопросы мы ответим при помощи знаний истории, то оценить нравственные мотивы я предлагаю при помощи искусства – литературы. Для этого нам необходимо будет:

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Анализ литературных произведений.

  1. Слово учителя литературы. Составление кластера.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Возвращение публицистики и художественных произведений И. Бунина, М. Горького, В. Короленко, М. Булгакова, И. Бабеля, Б. Пильняка, А. Платонова, В. Вересаева, книг эмигрантов И. Шмелева, М. Осоргина, более глубокое прочтение классики советского периода во многом изменили представление и об истории, и о литературном процессе XX века.

Сейчас становится ясным: литература 20-х годов была явлением неоднородным и подчас не вписывающимся в общие рамки. По сути своей это была литература молодых, в своем творчестве пытавшихся не только поставить, но и разрешить самые жгучие вопросы современности. Это была литература сегодняшнего дня и литература “для будущего”.

(На доске составляется кластер, отражающий разные подходы к оценке Октябрьской революции 1917 года)

(Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг о революции и гражданской войне , называет две группы произведений, по-разному отразивших революцию 1917 года и события гражданской войны) .СЛАЙД

М. Булгаков «Белая гвардия”(1925-1927)

В то время как многие наследники опыта Серебряного века – на родине и в эмиграции- с глубокой печалью говорили, что революция отняла у них биографию, в 20-е годы ХХ века в литературу приходило поколение , которому революция как раз дала биографию. Нередко – очень яркую и драматичную.

  1. Анализ произведений20-х годов. Работа в группах.

Обратимся к ярким фрагментам текстов художественных произведений: лирических и прозаических.

(учащимся предлагаются отрывки из произведений поэтов и писателей 20-х годов и вопросы для обсуждения в группе)

1 группаОтражение эпохи в лирике

Прочитайте лирические отрывки, представляющие собой яркий эмоциональный отклик на революционную стихию, захватившую страну в 10-20 годы ХХ века и составьте кластер , отражающий разные точки зрения на события тех лет.

(стихи см. в ПРИЛОЖЕНИИ)

Эпизод вынесения приговора раненому Фролову

  1. Каким предстаёт перед читателем Левинсон в этом эпизоде? Ответ подтвердите текстом , обратите внимание на детали . Назовите психологические детали, подчёркивающие, сколь мучителен выбор, который делает герой (Левинсон). А каковы его доводы? Это сила или слабость героя?
  2. Можно ли считать Мечика выразителем авторской идеи?
  3. Гуманисты утверждают, что любовь к человеку есть мера всего. Большевики нашли выход: дали определение слова гуманизм — советский (или пролетарский ). Левинсон в этом эпизоде руководствовался идеями пролетарского гуманизма. Прав ли он?В каких ещё эпизодах главы 11 Левинсон оказывается в ситуации выбора? Прав ли он в своём решении?
  4. В чём современность произведения А. Фадеева?

Слово учителя перед обсуждением. Сегодня приходиться говорить о новой жизни репрессированных, полузабытых, часто неизвестных многим людям писателях 20-х -30-х годов. Их книги стараниями критиков упрощались, их представления о мире были сознательно искажены. Такая судьба постигла Исаака Бабеля.

(Краткий рассказ подготовленного учащегося о И.Бабеле, см. ПРИЛОЖЕНИЕ)(СЛАЙД)

Учащиеся работают по группам, после предварительной подготовки, цитируя текст, отвечают на поставленные вопросы).

Комментарий учителя литературы.

В чём современность произведения А.Фадеева? В ситуации нравственного выбора может оказаться каждый, важно в любой жизненной ситуации оставаться Человеком, прекрасным, сильным и добрым, таким, о каком мечтал Левинсон.

Жестокость гражданской войны показана Бабелем через столкновение необходимости убивать хорошо знакомого человека, чтобы облегчить его страдания, и невозможности такое убийство совершить без тяжелого ущерба для собственной души. Страдает не только Долгушов, страдают и Лютов, и Бида. И как решить нравственную дилемму, вставшую не только перед Кириллом Лютовым, но и перед десятками тысяч других бойцов и командиров противоборствующих армий, не знали ни они, ни сам писатель.

Обогатившись опытом реальной жизни , Бабель увидел в революции не только силу, но и “слезы и кровь”. Поэтому трагическая оценка событий в его книге преобладает над героической.

В противовес смерти и разрушению Бабель объявлял самой высокой ценностью жизнь. Рассказчик считает, что у него и у других людей нет права убивать, лишать жизни своих братьев. Бабель создал образ человека, который не принял и не может принять жестокости войны. Автор показал, что никакие условия не способны повлиять на личность, чья душа живет с убеждением конечного торжества доброты и правды. Бабель считает, что в братоубийственной, бесчеловечной бойне только гуманистическое мировоззрение способно хоть как-то противостоять жестокости и насилию.

Попирая нравственные ценности, разрушая и сея вокруг себя смерть, нельзя построить ничего прекрасного.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Нравственный потенциал литературных произведений о "смутном времени" русской истории - как нельзя лучше созвучен нашим дням.

В национальных регионах гремят войны, страну захлестнул разгул преступности, черствеют людские души, и, "как колокол на башне вечевой", звучит призыв М. Горького: "Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!" Нельзя не согласиться со словами современного писателя Бориса Васильева: "В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия. Трагическая катастрофа рождает только потери".

Для многих писателей гражданская война – национальная трагедия. В своих произведениях они предстают перед нами подлинными патриотами, их позиция сегодня нам очень близка. Эти публицистические, прозаические и поэтические произведения звучат сегодня призывом к национальному согласию и как предупреждение о трагедии, национальной катастрофе.

Это касается не только России, но и всех бывших республик страны. Мы обязаны осознать бесценность человеческой жизни, отказаться от жестокости и насилия, помнить о вечных нравственных ценностях.

Пусть этот опыт истории пригодится нам, ведь была уже одна гражданская война, унесшая десятки миллионов жертв. Мы перечитываем сегодня произведения о ней и стараемся вникнуть, найти ответы на сегодняшние вопросы в далеком прошлом, чтобы не повторить все сначала.

Дай Бог, чтоб на Руси не вспыхнула новая большая гражданская война. Хватит нам разгромов без кавычек и с ними. Хочется, чтобы драматические события тех лет послужили уроком нам, живущим в ХХI веке. Пусть брат никогда не пойдёт войной на брата.

Из крови, пролитой в боях,

Из праха, обращённых в прах,

Из мук казнённых поколений,

Из душ, крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений

Возникнет праведная Русь.

Я за неё одну молюсь…

В стихотворении "Нобелевская премия" Б. Пастернак выражает надежду:

…Верю я, придет пора:

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение, отразив свои впечатления от прочитанного и услышанногона уроке на тему:

1.Человек в огне Гражданской войны

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух

Хмель незапамятных пожаров,

И жив степной, разгульный дух

И Разиных, и Кудеяров.

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула…

И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнив.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас — тот против нас.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Александр Александрович Фадеев (1901-1956)

1901 - родился в старинном городке Кимры Тверской губернии. Отец писателя — народный учитель из крестьян, мать — фельдшер

1908 – детство и юность на Дальнем Востоке

1912- 1918 - учёба во Владивостокском Коммерческом училище, начало революционной деятельности

1919 - вступление в Особый Коммунистический отряд красных партизан., активное участие в боевых действиях партизан, комиссар одной из партизанских бригад в Народно-революционной армии

1921- 1922 - учёба в Горной академии в Москве, совмещение учебы с партийной работой

1939 - член ЦК Коммунистической партии

1941- 1945 - военный корреспондент, поездки на фронт и в осажденный Ленинград

последние годы жизни — председатель правления Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета, дважды награждён орденом Ленина, лауреат Государственной премии.

  • светлое романтическое мировосприятие
  • лирический голос автора
  • достойнейший продолжатель толстовской эпической традиции:

- сходство интонаций, приемов раскрытия характеров

- пристальное внимание к деталям

- психологизм, поток чувств и решений («диалектика

Бабель Исаак Эммануилович
(1894 - 1940)

1 июля 1894 года - родился в Одессе в семье торговца-еврея.

С октября 1917 года - начальствование в советских органах, работа в ЧК (чрезвычайной комиссии)
1920 год - боец и политработник Конной армии С. Будённого.
1926 год – сборник рассказов "Конармия" о бойцах и командирах Конной армии (СЛАЙД)


1931 год – "Одесские рассказы"

1935 год – пишет пьесы, сценарии

1930-е годы - стал одним из самых популярных за рубежом советских авторов.

15-го мая 1939 года - арест, обвинение в «антисоветской заговорщической террористической деятельности

январь 1940 года – был расстрелян как “враг народа”

1954 год - посмертно реабилитирован

1957 год - произошло его возвращение в литературу, был издан сборник "Избранное"

Во имя грозного закона

И воспаленны и красны

Пылают гневные знамена.

Но жизнь и русская судьба

Смешали клички, стерли грани:

Наш пролетарий — голытьба,

Властитель фабрик, Князь заботы,

Сущность отстоенной работы,

Преображенная в кристалл, —

Был нам неведом:

И нищи средь богатств земли,

Мы чрез столетья пронесли,

Сохою ковыряя нивы,

К земле нежадную любовь.

России душу омрачая,

Враждуют призраки, но кровь

Из ран ее течет живая.

Какая истина в твоей неправде есть?

Пустыня странствия нам суждена какая?

Сквозь мёртвые песни, сквозь Голод, Славу, Месть

Придём ли, наконец, к вратам небесным рая?

Е.Полонская (20-е годы)

КАРТОЧКА 1 группа Отражение эпохи в лирике

Кровью плюём зазорно
Богу в юродивый взор.
Вот на красном чёрным:
– Массовый террор.
Мётлами ветру будет
Говядину чью подместь.
В этой черепов груде
Наша красная месть.

По тысяче голов сразу
С плахи к пречистой тайне.
Боженька, сам Ты за пазухой
Выносил Каина,

Сам попригрел периной
Мужицкий топор, –
Молимся Тебе матерщиной
За рабьих годов позор.
1918 Анатолий Мариенгоф

Пустынный шар в пустой пустыне,
Как Дьявола раздумие.
Висел всегда, висит поныне.
Безумие! Безумие!

Единый миг застыл — и длится,
Как вечное раскаянье.
Нельзя ни плакать, ни молиться.
Отчаянье! Отчаянье!

1910 Зинаида Гиппиус

Темных, размытых, разрытых, извилистых,

Гневно взметнув свои тысячи жилистых,

Черных, корявых, мозолистых рук,

Тысячелетьями связанный, скованный,

Бурным порывом прорвав заколдованный

Из закоптелых фабричных окраин

Вышел на Улицу Новый Хозяин,

Вышел - и все изменилось вокруг…

1917-1922 Демьян Бедный

Гремят мятежные раскаты,

Гудит набата красный звон,

Мир угнетенья, мир проклятый

До основанья потрясен…

И близок день: вернется воин

С полей войны под мирный кров,

И будет Новый Мир построен -

Мир без тиранов и рабов,

И разноликие народы,

Разрушив сети злобных пут,

Под сенью Братства и Свободы

Легко и радостно вздохнут.

1918 Владимир Кириллов

Есть дни величавей столетий.

Играй, моя песня, гори!

Этот день осенний светит

Светом неумирающей зари.

Каждый был на голову выше,

Каждый был окрылен и силен.

Верю: даже созвездия слышат:

Этих дней полыхающий звон.

1922 Владимир Кириллов

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

…И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнив…

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас — тот против нас.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

1919 Максимилиан Волошин

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?

Была ли ты? есть или нет?

Омут. стремнина. головокруженье.

Бездна. безумие. бред.

Все неразумно, необычайно:

Взмахи побед и разрух.

Мысль замирает пред вещею тайной

И ужасается дух….

Мы — зараженные совестью: в каждом

Стеньке — святой Серафим,

Отданный тем же похмельям и жаждам,

Тою же волей томим.

Мы погибаем, не умирая,

Дух обнажаем до дна.

Дивное диво — горит, не сгорая,

1919 Максимилиан Волошин

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. .

Неопалимая купина. (в библейской мифологии) - куст, который горит и чудесным образом не сгорает).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако.

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.(разработка интегрированного урока истории и литературы для 11 класса).

интегрированный урок истории и литературы.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на .


Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера.

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе».

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит.

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит.

События Гражданской войны стали серьезным ударом для всего населения России. Специфика такого конфликта состоит в том, что он сталкивает в противостоянии граждан одного государства. В результате войны погибли тысячи людей, экономика была полностью разрушена, но конфликт оставил значительный след в культуре и произведениях искусства.

Писатели, творившие в 20-е годы XX века, отличились ярким реализмом произведений, в которых показали судьбы людей, события военных действий удивительно жизненно. В центре таких произведений стояли судьбы и личности людей, которых изменила война.

Гражданская война в литературе

Писатели и поэты послевоенного периода коснулись тематики революции и ее последствий в больше или меньшей степени. Главными творческими силами послевоенного периода были представители интеллигенции.

Главное в этих произведениях – реализм и личный опыт писателей, переданный в литературном произведении. Здесь наиболее ярко и полно проявились характеры и ценности авторов.

В чем особая ценность произведений? Образ личности на фоне исторических событий – наиболее актуальная тема в литературоведении. По этой причине исследование произведений о Гражданской войне выбирают темой научных изысканий многие литературоведы.

Раскрытие темы в кинематографе

Тематика войны в живописи

Работы, посвященные событиям 1917-1922 годов в России, появлялись на протяжении 20-30-х годов XX века. Тематика освещена в произведениях К.Петрова-Водкина, И.Бродского, А.Дейнеки, Ф.Богородского, творческого объединения Кукрыниксы. В работах использован реалистический жанр.

События Гражданской войны повлияли на культурное развитие России – тематика на долгие годы оставалась центральной для кинематографистов и писателей.

Гражданская война – самая печальная страница в истории каждого государства. В гражданской войне, войне брата с братом, нет героики национально-освободительной войны, войны с иностранным захватчиком, в ней не соблюдаются международные правила и конвенции.

В этой дискуссии обсуждаются определения гражданской войны, ее отличия от бунта и от войны между государствами, ищутся объяснения особой жестокости гражданских войн.

Тема гражданской войны всегда волновала художников и писателей, которые создали множество подлинных шедевров. Некоторые из этих произведений демонстрируются и обсуждаются в дискуссии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Тема революции и гражданской войны в русской

литературе (11 класс).

Расширить представление учащихся о русской литературе.

Помочь осмыслить разные идейно-художественные позиции писателей и поэтов в освещении революции и гражданской войны.

Развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи и высказывать свое отношение.

Форма проведения урока: Обзорный урок с элементами беседы.

Оформление урока:

1. Репродукции картин, изображающих революцию и гражданскую войну.

2. Выставка книг по данной теме.

Эпиграф к уроку: Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим.

Кто был ничем, тот станет всем.

- По какому принципу построено стихотворение? (По принципу антитезы или антонимии).

и другой, а вот построить?

Мы знаем, что XX век был бурный, наполненный трагическими событиями. Давайте вспомним вехи истории первой половины XX века (Слайд 3).

1904-1905 -русско-японская война

1905-1907 - первая русская революция

1917 - Февральская и Октябрьская революции

1941-1945 - Великая Отечественная война

Только вдумайтесь, в течение полувека 3 революции, русско-японская, 1 мировая, 2 мировая войны, гражданская война.

Таким образом, мы видим, какие события определяют лицо XX века.

История и литература взаимосвязаны. События в стране не могли не найти отражения в произведениях писателей и поэтов.

Закономерно, что тема революции и гражданской войны становится одной из ведущих в русской литературе.

- Назовите известные вам произведения, отражающие эти события? (Ответы учащихся).

Надеюсь, этот призыв Блока станет девизом нашего урока.

Вслушаемся в слова о революции и гражданской войне, всмотримся в то, что скрыто за ними, пропустим через свое сердце боль и музыку революции.

А раз уничтожение, то кровь, слезы, смерть.

- Какова история её создания? (Выступление учащегося).

Мы знаем, что Блок принадлежал к такому литературному направлению, как символизм ( Слайд 11 ). Что это за направление? Каковы его основные черты? (Ответы учащихся).

- В чем символика названия?

- Какие еще символы встречаются в поэме?

Двенадцать красногвардейцев являются проводниками новой веры, строителями нового мира, но как объяснить следующие строки ( Слайд 14 ):

В зубах - цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз?

- Какие чувства к убитой Катьке испытывает Петька? Другие красногвардейцы? ( Слайды 15-16 )

Бездуховность героев - пренебрежение к чувствам и жизни другого человека - свидетельствует о нравственной бездне. Подтверждением чему являются следующие строки:

. И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль

Ко всему готовы,

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови

- Какое слово повторяется в этом четверостишии? Как вы его понимаете?

Отвергались вечные ценности - любовь, сострадание, милосердие.

Революция - это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. ( Слайд 19 ) Кто же все-таки победит, по мнению Блока? Обратимся к концовке поэмы. (Чтение наизусть и объяснение.)

Революция породила гражданскую войну.

Мы знаем Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Чем они отличаются от гражданской войны?

Жестокая правда гражданской войны, когда отцы и дети становятся заклятыми врагами и безжалостно истребляют друг друга.

Не оказался равнодушен к эпохе великого горя народного и Михаил Шолохов ( Слайд 26 ).

- Как объяснить название? Подберите однокоренные слова.

- Каков сюжет рассказа?

Как видим, мир раскололся на красных и белых, своих и чужих, вытеснив все, чем испокон веков жил патриархальный русский народ: дом, семья, почитание старших.

Таким чувствам, как милосердие, доброта, взаимопонимание, любовь не оказалось места в людских сердцах.

- Какие ассоциации возникают у вас по названию рассказа?

- Что же произошло на самом деле? Каковы главные герои?

У революции два лица, как две стороны у медали. Мы обратили внимание на одно. О втором лице революции, поэтизированном, говорил

И я, как весну человечества,

Рожденную в трудах и в бою,

Пою мое Отечество!

Казалось бы, гражданская война и революция были в начале XX века, но отзвук их мы чувствуем и сейчас.

Нам с вами, а особенно вам, сложно дать оценку тех событий, но, на мой взгляд, следует прислушаться к словам известного писателя-фронтовика Бориса Васильева ( Слайд 33 ):

И мы с вами в ответе за то, куда придет Россия и какой она будет.

Читайте также: