Обусловленность процессов генетическими факторами и средой конспект темы

Обновлено: 07.07.2024

Организм-живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном, меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Среди них выделяют абиотические и биотические, антропогенные.

Абиотические факторы – температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.

Биотические факторы – это формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других существ, вступает в связь с представителями своего вида и других видов – растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир – составная часть среды каждого живого существа.

Взаимные связи организмов – основа существования биоценозов и популяций; рассмотрение их относится к области экологии.

Антропогенные факторы – это формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.), органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.). К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

4.Гомеостаз, его биологическое значение. Понятие о регуляции, саморегуляции функций, их способы (метаболизм, нейрогуморальная регуляция). Биологическая надежность и принципы ее обеспечения.

Гомеостаз – это способность сохранять относительное постоянство состава внутренней среды и свойств организма. Учение о гомеостазе было предложено французским физиологом Клодом Бернаром в 1878 г., а сам термин был введен в 1932 г. американским физиологом Уолтером Кэнноном. Постоянство внутренней среды организма поддерживается нервным и гуморальным механизмами, а также непрерывной работой внутренних органов. Пластические константы (артериальное давление, температура тела) могут отклоняться от гомеостатического уровня на некоторое время. Температура тела равна 36,6º – 37ºС, однако, человек может выносить и температуру 40º – 42ºС. Жесткие константы (водородный показатель крови) не могут отклоняться от нормы, так как это вызовет необратимые явления и смерть. Верхние и нижние границы гомеостаза носят динамический характер. С возрастом, по мере роста и развития ребенка, а также в процессе его закаливания, трудовой и спортивной деятельности, границы гомеостаза изменяются, и это делает организм устойчивым к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Физиологической регуляцией называется управление функциями организма с целью его приспособления к условиям внешней среды. Регуляция функций организма является основой обеспечения постоянства внутренней среды организма и его адаптации к изменяющимся условиям существования и осуществляется по принципу саморегуляции путем формирования функциональных систем.

Саморегуляция – это свойство организма, которое позволяет осуществлять адаптивные реакции при сохранении динамического постоянства его внутренней среды. Как известно, живая клетка представляет подвижную, саморегулирующуюся систему. Ее внутренняя организация поддерживается активными процессами, направленными на ограничение, предупреждение или устранение сдвигов, вызываемых различными воздействиями из окружающей и внутренней среды. Многоклеточный организм представляет собой целостную организацию, клеточные элементы которой специализированы для выполнения различных функций. Взаимодействие внутри организма осуществляется сложными регулирующими, координирующими механизмами с участием нервных, гуморальных, обменных и других факторов.

Нейрогуморальная регуляция является неотъемлемой частью процесса поддержания внутреннего постоянства организма и уравновешивания его с внешней средой. Ей также принадлежит важная роль в процессах самостоятельного уравновешивания физиологических функций (автоматического поддержания строго постоянного уровня процессов и констант в организме). Нейрогуморальная регуляция соединяет в себе гуморальные и нервные механизмы, являя, таким образом, собой более совершенную форму уравновешивания, чем каждый из них отдельно. Гуморальное звено способствует длительным регулирующим влияниям. Посредством нервного звена производится обеспечение быстрого взаимодействия между различными участками.

Метаболизм. Если говорить простым языком, то на протяжении всего существования в организм человека поступают различные органические и неорганические вещества, необходимые для поддержания жизнедеятельности.

Впоследствии они расщепляются, а продукты их распада выводятся в окружающую среду. Если этот процесс проходит нормально, человек хорошо себя чувствует и всегда остается в форме.

При сбоях в метаболизме возможно развитие различных болезней (сахарный диабет, злокачественные образования), а также появление аллергических реакций на некоторые продукты питания и повышение массы тела.

Скорость метаболических процессов у каждого человека различна. Люди с быстрым метаболизмом отличаются повышенной активностью, подвижностью, стройностью, энергия в их организме расходуется быстрее, чем накапливаются жиры.

При нормальном метаболизме человек имеет среднее телосложение, легко поддерживает хорошую физическую форму и не склонен к быстрому набору излишнего веса. Замедленный метаболизм способствует появлению лишних килограммов, пониженной активности и подвижности.

Биологическая надежность – это способность организма переносить отрицательные факторы внешней среды. Биологическая надежность обеспечивается рядом принципов: 1. Принцип избыточности обеспечивается наличием большего числа элементов, чем требуется для реализации функции. 2. Принцип функции резерва – способность организма или функции системы иметь несколько уровней функционирования. Благодаря этому орган или система органов переходит из состояния покоя к определенной функциональной деятельности. В случае необходимости ее уровень может быть повышен организмом с целью адаптации к той или иной ситуации (например, ЧСС – 74 удара в минуту в покое, а при физической нагрузке она достигает 200 ударов в минуту). 3. Принцип периодичности функционирования. Например, в легких происходит постоянная смена вентилируемых альвеол, в почках – функционирование нефронов, в головном мозге – функционирование возбуждающих нервных клеток и нервных центров. 4. Принцип взаимозаменяемости и замещения. В случае отказа или повреждения какой-либо функции ее роль берут на себя другие элементы организма, или же он начинает работать в новом режиме, чтобы не нарушались гомеостаз и процессы жизнедеятельности. 5. Принцип дублирования связан с наличием парных органов (легкие, почки). 6. Принцип смещения в ряду сопряженных функций обеспечивает достижение приспособительного результата при нарушении одной из функций за счет активизации другой. Например, при нарушении внешнего дыхания и поступлении кислорода в кровь активируется образование эритроцитов, изменение функции кровообращения, вследствие чего доставка кислорода к тканям не страдает. 7. Принцип усиления. Для получения регуляторного эффекта необходимо посылать большое количество сигналов или же небольшое количество гормонов, что вызывает изменение функций.

5.Понятие о росте и развитии

Процессы роста и развития являются, общебиологическими свойствами живой материй. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки предоставляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно. Разница - между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем,

Развитие включает в себя три основных фактора:

• дифференцировку органов и тканей,

• формобразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм.)

В основе роста и развития лежит обмен веществ и энергии.

Чем младше ребенок тем более интенсивнее протекают рост и развитие.

Процессы роста и развития протекают на основе некоторых закономерностей.

1 закономерность – неравномерность и непрерывность роста и развития:

Неравномерность роста проявляется в том, что периоды усиленного роста сменяются периодами снижения темпов роста

Периоды ускорения роста – периоды вытягивания: - до года 20-25 см

- с 5 до 7 на 10-12 см/год

- с 11 до 15 на 7-8 см/год

Периоды некоторого замедления роста называют периодами округления : - с 1 до 3 лет

2 закономерность – неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность) . Прежде всего, необходимо знать критические периоды в онтогенезе ребенка, и возникает сидром школьной дезадаптации, когда он быстрее утомляется, теряет интерес к занятиям на фоне плохого самочувствия и здоровья. Как правило, это происходит в периоды интенсивных скачков роста длины и массы тела, наблюдается резкое отставание развития внутренних органов от общего развития.

3 закономерность – обусловленность процессов роста и развития пола. Влияние гормонов на обмен веществ, на мышечную ткань, на мышлений, на психофизилогические особенности, на тип дыхания.

4 закономерность – обусловленность процесса роста и развития факторами наследственности и среды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Работа посвящена изучению важнейшей медико-биологической тематике – влиянию генетического и средового факторов на состояние здоровье человека. В понимании человека как существа био-социального самой распространенной точкой зрения на соотношение между этими факторами является теория взаимодействия. Генетическая конституция организма является исходным условием развития человека, однако ее реализация в значительной степени зависит от условий среды. Для объяснения природы болезней с наследственным предрасположением используется концепция подверженности. Для глобального нездоровья человечества большее значение имеет прогресс цивилизации, способствовавший истощению защитных сил организма. Причиной несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком является факт неадекватного отношения человека к здоровью. Наряду с тем, что формирование его происходит с ранних периодов онтогенеза, современный человек в большинстве случаев занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время его ухудшению на фоне значительных успехов медицины. Критерием меры адекватности отношения к здоровью может служить степень соответствия действий человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, гигиены, санитарии.


1. Аветисян Л.Р., Авагян К.К., Мкртчян С.Г., Хачикян Н.З. Влияние фактического питания на состояние здоровья молодежи // Вопросы медицины: теория и практика: матер. межд. заочн. научно-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 111-116.

2. Анисимова Н.В., Савина Л.Н., Маковеева О.С. Критерии здоровья школьника: показатели физического, психического и социального благополучия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. – 2013. 1 (1). – С. 102-110.

4. Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С.397-400.

9. Жадан С. А., Афанасьева Т. Н., Висмонт Ф. И. Роль наследственности в патологии: учеб.-метод. пособие. – Минск: БГМУ. – 2012. – 38 с.

12. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Скоблина Н.А., Сухарев А.Г., Сухарева Л.М. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Профилактическая педиатрия: рук-во для врачей (м-во здравоохр. РФ). – М.: Педиатръ, 2015. – С. 530-582.

13. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. – 512 с.

14. Лисицын Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: пробл. статья // Медицинская газета. – 2010. – № 19.– С.12.

15. Мухина Н. В. Гендерные особенности формирования качества жизни студентов в динамике обучения в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. биол. наук. – М., 2008. – 27 с.

16. Новицкий В.В., Гольдберг Е.Д., Уразова О. И. Патофизиология: учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т. 1. – 848 с.

17. Новицкий В.В., Гольдберг Е.Д., Уразова О.И. Патофизиология: учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т. 2. – 640 с.

19. Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 256 с.

20. Руководство по анализу состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения муниципального уровня. – М., 2008. – 96 с.

21. Фандо Р. А. Развитие генетики в СССР (1930-1940-е гг.): дис. … канд. биол. наук. – М., 2002. – 201 с.

23. Allis D., Caparros M.L., Jenuwein T., Reinberg D. Epigenetics, 2ndEdn. Cold Spring Harbor, NY: Cold Spring Harbor Laboratory Press. – 2015.

24. Costa E., Silva J.A. Personalized medicine in psychiatry: New technologies and approaches. Metabolism.2012: pii: S0026-0495(12) 003216.

26. Gebicke-Haerter P. J. Epigenetics of schizophrenia. Pharmacopsychiatry. 2012. 45 Suppl 1. Р. 42-48.

27. Ha T. Y. MicroRNAs in Human Diseases: From Autoimmune Diseases to Skin, Psychiatric and Neurodegenerative Diseases. Immune Netw. 2011. 11(5). Р. 227-244.

28. Möller H.J., Rujescu D. Pharmacogenetics – genomics and personalized psychiatry. Eur Psychiatry. 2010. 25(5). Р. 291-293.

29. Newman W.G.. Pharmacogenetics: transforming clinical medicine. J R Coll Physicians Edinb.2012. 42(3). Р. 244-247.

30. Schellenberg G.D., Montine T.J. The genetics and neuropathology of Alzheimer's disease. ActaNeuropathol. 2012. 124(3). Р. 305-323.

32. Vente J. C., Adams M.D., Myers E.W. et al. The sequence of the human genome. Science. 2001. 291 р.

В деле разработки научно обоснованных рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, представляется весьма важным изучение влияния различных факторов на организм человека. Наблюдения и эксперименты давно позволили исследователям разде­лить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социаль­ные: подобное деление по­лучило подкрепление в понимании человека как существа био­социального [13, 14]. Среди биологических факторов выделяют генетический фактор, возраст матери и отца в момент рождения ребенка, особенности протекания беременности и ро­дов, физические характеристики ребенка при рождении. К числу социальных прежде всего относятся социально-экономические и социально-гигиенические факторы: жилищ­ные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав се­мьи, психологические факторы, образ жизни. При развитии индивида взаимодействие осуществляется как внутри каждого из специфических факторов, относящихся к этим двум категориям, так и между ними.

По вопросу о том, что оказывает большее влияние на здоровье и развитие человека – наследственность или среда – существуют две позиции: приверженцы биогенного (биогенетического) направления отдают предпочтение наследственности; приверженцы социогенного (социогенетического) – среде [6, 21]. Самой распространенной точкой зрения на отношение между факторами наследственности и окружающей среды является теория взаимодействия. Она заключается в том, что действие наследственного фактора и фактора окружающей среды не является накопительным или дополнительным, но, скорее, таким, что природа и степень влияния каждого из факторов зависит от вклада другого. Иными словами, любой фактор окружающей среды будет иметь различное влияние в зависимости от специфики наследуемого материала. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей среды. Это означает, что влияние любого фактора окружающей среды на конкретный признак зависит от особенностей наследственности, и, наоборот, влияние любого наследственного фактора зависит от условий, в которых он действует [5, 8, 23].

Развитие болезней также является результатом тесного взаимодействия внешних повреждающих и внутренних факторов [9, 27]. Если сами внутренние факторы наследственно изменены, то возникает патологический процесс. Факторы внутренней среды в конечном счёте – результат взаимодействия генетических и средовых факторов в онтогенезе, потому что уровень гормонов в организме, особенности обмена веществ, иммунные реакции исходно определяются функционированием соответствующих генов. Наследственные факторы, определяющие основу внутренней среды организма в широком смысле слова, принимают самое непосредственное участие в формировании патологических процессов, либо выступая в роли этиологического фактора, либо участвуя в патогенезе заболевания. Процессы выздоровления и исхода болезни при прочих равных условиях также во многом определяются генетической конституцией организма.

Соотносительная роль наследственности и среды многообразна, и вклад каждого из компонентов может быть различен при разных видах патологии [16, 17]. Генетическая программа индивида может участвовать в развитии патологии прямо или опосредованно. Современная генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает детерминированную часть, т.е. жестко генетически запрограммированное сочетание в организме различных свойств, обусловливающих особенности протекания процессов, и переменную часть, которая определяет часть этой программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, которая заложена в человеке [31, 32]. Специфичность патогенеза многих наследственных и ненаследственных болезней во многом может определяться состоянием иммунной и эндокринной систем организма, функции которых также генетически детерминированы [28, 29]. Неблагоприятный наследственный фон также может быть провоцирующим моментом в развитии любой патологии.

Исходным условием развития человека являются наследственные факторы, заложенные в генах. Каждый ребенок имеет свою генетическую основу, генетические задатки, но их реализация в значительной степени зависит от условий среды, то есть от условий жизни ребенка, воспитания и обучения [18, 24]. Иначе говоря, наследуется не сам признак, а склонность к нему. Поэтому задача родителей и педагогов заключается в своевременном выявлении природных способностей ребенка и создании условий для их дальнейшего развития. Наиболее полно они развиваются в благоприятных условиях внешней среды. Нормальные социально-гигиенические условия жизни и систематические занятия с ребенком способствуют нормальному физическому и психическому развитию детей.

Под наследуемостью признака нормального или патологического понимают долю общей изменчивости его в популяции, которая может быть отнесена за счет генетических различий [16]. Рассчитываемый коэффициент наследуемости позволяет оценить вклад генотипических факторов в детерминацию различий между больными и здоровыми. Основным материалом, анализ которого позволяет провести данные расчеты, служат сведения о распределении болезни в популяции (эпидемиологическое исследование) в семьях и среди близнецовых пар, принадлежащих данной популяции. Следовательно, в оценке соотносительной роли генетических и средовых факторов в развитии заболеваний ведущим является генетико-эпидемиологический подход. Хотя в полной мере трудно количественно оценить значение наследственного предрасположения в патологии человека (заболеваемость, смертность, социальная дезадаптация), все же можно с уверенностью утверждать о его наличии, в частности, на основе коэффициентов наследуемости болезней и признаков [26, 30]. Безусловно, с возрастом значение наследственного предрасположения к развитию патологии возрастает, но и в детском возрасте оно является не менее важным.

Среди факторов, играющих роль в этиологии болезней, определенное значение имеет конституция человека – совокупность относительно устойчивых структурных и функциональных особенностей, оказывающих влияние на реактивность организма и его сопротивляемость к действию болезнетворных факторов. В настоящее время не вызывает сомнений, что люди определенного телосложения более склонны к некоторым заболеваниям. Это заключение основывается на многочисленных наблюдениях [17, 22]. В настоящее время большинство авторов считают, что в формировании типа конституции главную роль играют наследственные особенности, но могут оказать влияние и факторы внешней среды (инфекции и интоксикации, избыточное питание или голодание, гиповитаминозы, физическая нагрузка, занятия спортом). Приведенные наблюдения указывают на важность учета типа конституции для своевременной профилактики многих заболеваний.

Предполагают, что по отношению к ребенку здоровье зависит от совокупности следующих влияний: внешкольные мероприятия – 10–12 %; школа – 30 %; родители – 50–60 % [10] . Доказано, что 75 % всех болезней начинается с детства. Суммарная оценка ситуации позволяет выделить в качестве ключевых факторов, определяющих ухудшение здоровья молодежи, отсутствие необходимых знаний и осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ). Основными факторами риска заболеваний являются низкий уровень двигательной активности, характерный для большинства молодых людей; информационные перегрузки, связанные с интенсификацией обучения и нерациональным режимом труда, высокий уровень стресса; лояльное отношение к употреблению алкогольных напитков; широкое распространение табакокурения. Необходимо особо отметить, что в настоящее время изменена также структура питания населения (снижение потребления продуктов животного происхождения, фруктов и овощей, дефицит белков, энергии, биологически активных веществ), что отразилось на состоянии здоровья всех групп населения, в том числе детей, подростков и юношей [1, 12]. Наряду с факторами образа жизни, отдельно следует выделить проблемы организационного и нормативного плана: отсутствие программ по охране здоровья и информативных, доступных методов комплексной его оценки; недостаточность профилактической работы.

Таким образом, очевидна значимость физиологического изучения роли различных факторов на состояние организма. Перспективным подходом остается изучение динамики, величины и направленности изменений характера биосоциальной здоровьеформирующей среды на основе подхода, направленного на разработку программ по повышению адаптационных возможностей и сохранения здоровья человека. Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий человека требованиям ЗОЖ, а также нормативным требованиям медицины, гигиены, санитарии, и самооценка человеком своего физического и психического состояния, которая в 70–80 % случаев соответствует объективной характеристике здоровья.

Гост

ГОСТ

Понятие и виды факторов, оказывающих влияние на развитие личности

Фактор – причина, движущая сила процесса или явления.

Факторы, оказывающие влияние на развитие личности человека принято подразделять на:

  1. Биологические - наследственность
  2. Социальные – среда и воспитание
  3. Внутренние – личная активность человека, которая порождается интересами, противоречиями и иными мотивами, направленным на самовоспитание и деятельность в обществе.
  4. Внешние – к ним относятся социальная и природная среда, то есть понимается как воспитание в широком смысле.

Таким образом, на развитие личности оказывает влияние совокупность разнообразных факторов, каждый из которых индивидуален по своему содержанию.

Биологический фактор: наследственность

Наследственность – биологическое свойство организма передавать от родителей к детям определенные особенности и качества.

Основными носителями наследственности являются гены. Именно наследственность обуславливает то общее, что делает человека человеком, и в тоже время отличает людей между собой.

По наследству могут передаваться:

  1. Видовые признаки человека, как представителя своего рода
  2. Физические особенности свойственные человеку в зависимости от расы, пола, национальности и т.д.
  3. Физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, резус-фактор и т.д.)
  4. Строение нервной системы и ее особенности
  5. Аномалии организма
  6. Предрасположенность к ряду заболеваний, имеющих наследственный характер

Наследственность необходимо отличать от врожденных особенностей человека, которые связаны с изменениями генотипа, произошедшего в результате неблагоприятных жизненных условий.

Готовые работы на аналогичную тему

Одним из важнейших вопросов, касающихся развития личности является вопрос наследственности готовых способностей к определенному виду деятельности или же наследуются только задатки. То есть, что наследуется способности или задатки? В настоящее время установлено, что наследуются только задатки.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма человека, которые являются предпосылками развития у него способностей.

По своей сути, задатки обеспечивают предрасположенность к занятию той или иной деятельностью.

Принято различать два вида задатков:

  1. Общечеловеческие – присущи конкретно человеческому виду (строение мозга, нервной системы и т.д.).
  2. Индивидуальные – присущи определенному человеку (умственная работоспособность, строение анализаторов, коры головного мозга, отдельных органов и т.д.)

Способности – это индивидуальные особенности личности человека, которые являются субъективными условиями успешности осуществления различных видов деятельности

Способности отражаются быстротой, глубиной и прочностью овладения определенными приемами и способами деятельности.

Высший уровень развития способностей – это гениальность и талант

Способности являются прижизненными образованиями, которые формируются на протяжении всей жизнедеятельности человека. Необходимо понимать, что наследуются только задатки, которые человек уже в процессе воспитания и обучения развивает или нет.

Таким образом, задатки являются индивидуально-природной основной способностей. Однако они недостаточны для полноценного развития способностей. Необходимо присутствие соответствующих внешних условий и адекватной самостоятельной деятельности.

Неразвитость определенных способностей, не говорит о том, что у личности нет для этого задатков, это может говорить о том, что не достаточно было направлено сил и стараний на их развитие.

В настоящее время основное внимание со стороны современной педагогики, направлено на выявление у человека, в первую очередь, специальных задатков.

Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности.

В качестве специальных задатков можно назвать музыкальные, художественные, лингвистические, спортивные и т.д.

В процессе исследования специальных задатков, было установлено, что люди, которые ими обладают, достигают высоких результатов и продвигаются быстрыми темпами в определенных видах деятельности.

Специальные задатки могут проявляться у человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте, важным фактором их проявления является создание необходимых условий.

Таким образом, специальные задатки наследуются из поколения в поколение. Примером тому могут быть семьи музыкантов, актеров, художников и т.п.

Социальные факторы: среда и воспитание

Среда – окружающая человека действительность, в условиях которой происходит его становление и развитие.

Природная среда оказывает опосредованное влияние на развитие человека (разрушительное или социальное) через климат, радиационный фон, стихийные бедствия и т. д.

Социальная среда делится на макросреду и микросреду.

Под макросредой понимается все общество в целом, социальная и государственная система, экономические, политические, идеологические, морально-правовые условия жизни.

Микросреда - это непосредственное окружение человека (семья, студенческая группа, сотрудники на работе и т.д.).

В основном на человека непосредственно влияет микросреда, так как человек находится в ней намного чаще, и она значительно ближе к его личности.

Социальная среда является важным фактором развития человека. Поскольку только в обществе он может быть сформирован как личность.

Воспитание – это целенаправленный процесс передачи опыта подрастающему поколению.

Процесс воспитания может быть как специально организованным (в рамках образовательных учреждений и организаций), так и стихийным в процессе жизнедеятельности человека.

Воспитание является одним из важнейших факторов развития личности. Воспитывая сфокусированный процесс, он может регулировать наследственность и микросреду.

Обучение осуществляется через учебные заведения. Личность ученика и его развитие является целью и результатом работы педагога. Его работа направлена на выявление способностей и талантов, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями ученика, его способностями и задатками. Воспитание и обучение эффективны только тогда, когда они опережают развитие.

Читайте также: