Конспект на тему дружба 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Классный час в 5-ом классе на тему :

1. расширить понятие учащихся о дружбе,

2. сформулировать правила дружбы,

3. развивать критическое мышление, творческую активность учащихся,

4. развивать умение слушать и слышать собеседника, работать в группе.

– коррекция нравственных качеств учащихся;

- умение работать в группе;

– сплочение классного коллектива;

– оптимизация межличностного общения учащихся;

- развитие критического творческого мышления;

– умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию;

- умение систематизировать информацию.

Участники: учащиеся 5 класса

Оборудование: раздаточный материал (таблица со словами, ромашка Блума (на доске)

Ход классного часа

I. Стадия вызова

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Ни минуты не теряем.

Добрый день, ребята! Сегодняшний классный час я хотела бы начать с притчи. Притча – это краткий рассказ поучительного характера.

«Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и

угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на

выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

1. Ребята, как вы поняли притчу?

2. Чему она нас учит?

3. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Да, сегодня мы поговорим о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы.

Дружба — неотъемлемая часть нашей жизни. Не зря народ сложил такое огромное количество пословиц о дружбе.

Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?

Заполнение кластера

У нас осталось много незаполненных фигур кластера. В конце классного часа мы должны вернуться к кластеру и постараться заполнить его.

II. Стадия осмысления

Без дружбы трудно прожить на свете. Я знаю, что у вас у всех есть друзья. Расскажите, пожалуйста, о них.

Я уверена вы любите читать сказки. Ответьте, кто с кем дружит.

1. Забавный Вини Пух и (Пятачок).

2. Добрая Белоснежка и (семь гномов).

3. Добрый малыш и (Карлсон).

4. Доверчивый Буратино и (Мальвина, Пьеро)

5. Зелёный крокодил Гена и (Чебурашка).

6. Добрый доктор Айболит и … (звери)

Желающие учащиеся идут к доске, берут лепесток, читают вопрос и отвечают.

Простой вопрос: Как давно дружат Женя и Саша?

Оценочный вопрос: Можно ли Сашу и Женю назвать настоящими друзьями?

Уточняющий вопрос: Если я правильно поняла, ты думаешь, что этот рассказ о дружбе?

Практический вопрос: Как бы поступил ты, если бы сломал велосипед друга?

Интерпретационный вопрос: Почему Саша сказал, что это он сломал велосипед?

Творческий вопрос: Как ты думаешь, как будут дальше развиваться отношения Жени и Саши?

Спасибо за ответы.

Давайте еще раз скажем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.

Давайте сейчас попробуем сформулировать правила поведения с друзьями.

Учащиеся предлагают правила

- не оставляй друга в беде,

- будь требовательным в дружбе,

- умей прощать другу,

- будь бескорыстен в дружбе,

- не смейся над недостатками и неудачами друга.

А какие качества человека вредят дружбе? Что разрушает дружбу?

Давайте попробуем разобраться в этом. Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит карточку с таблицей. Таблицу нужно заполнить, распределив правильно слова на карточках.

Укрепляет дружбу Разрушает дружбу

Слова: честность, верность, вранье, взаимовыручка, драчливость, зазнайство, задиристость, сострадание, предательство, грубость

III. Стадия рефлексии

Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте вернемся к началу нашего занятия и постараемся заполнить кластер до конца.

Итак, сегодня мы с вами поговорили о дружбе. Предлагаю вам составить акрослово по нашей теме.

Желающие читают свои ответы

Молодцы! Наш классный час я бы хотела закончить такими слова:

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой

не страшны ненастья,

С дружбой –

жизнь весной полна.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!

Всем спасибо за работу!

Цветок - РОМАШКА "ДРУЖБА"

ДРУЖБА (это серединка цветка)

Укрепляет дружбу Разрушает дружбу

Укрепляет дружбу Разрушает дружбу

Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. Ведь дружат не только они, но их папы и мамы. Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. Они очень любят друг друга. Поэтому всё у них ладится. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как ни друг поймёт и утешит. Это большое счастье иметь настоящих друзей.

Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком. Первым об этом, конечно же, узнал Женя. Он был очень рад за друга, так как такого велосипеда у него ещё не было. Ведь в семье у Жени растёт ещё много маленьких братиков и сестрёнок. А Саша у своих родителей единственный.

– Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – Хочешь, дам тебе покататься? Вот, держи. Будем ездить по очереди. Давай вокруг нашего дома. Ты первый, а я пока на лавочке посижу.

Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.

– Здорово! Даже сердце замирает от радости.

– Ох, попробовать бы побыстрее. Вот это да! Вот это велосипед!

Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. Врезался в посаженное посредине дерево и упал. С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь. Ныло и щипало плечо, опухал разбитый нос. Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём. Да и ещё и красивый блестящий щиток лопнул и тоскливо свисал над колесом. У Жени от ужаса замерло сердце. Что же теперь делать? Как быть?

А к клумбе уже спешил встревоженный долгим отсутствием друга Саша.

– Саша, я не специально. Ты меня прости, пожалуйста! Я что-нибудь придумаю, ты только не переживай. Ладно!

Но глаза Саши наполнились слезами. О, если бы он знал, что так случится. Ведь он даже ещё не успел накататься на своём велосипеде.

Тут, откуда ни возьмись, к мальчикам подбежал их сосед Стёпа. Его давно уже злила их дружба. Или, может быть, завидовал мальчишка, так как не имел своих друзей.

– Вот это да. – Стёпа удивлённо присвистнул. – Говорил я тебе Саша, зря ты с Женей дружишь. Он же это специально сделал. Ведь у него такого велосипеда нет. Что ты теперь своим родителям скажешь?

Женя, чуть не плача, возмутился:

– Неправда. Я не мог специально. Не верь ему, Саша.

Жене из-за всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и пошёл к дому. А рядом с ним, громко крича, шёл Стё па:

– Да, я сам в окно видел, как он разогнался и в клумбу заехал. Вот тебе и дружок.

Женю душили слёзы обиды и бессилия. Когда он вернулся домой, мама была на кухне. Мальчик потихонечку шмыгнул в свою маленькую комнату. Жене сейчас так хотелось побыть одному, обо всём подумать, помолиться. Он попросил у Господа помощи. Как бы хотелось Жене, чтобы Саша ему поверил и простил, чтобы всё было, как и прежде. Да, такого между друзьями ещё не бывало.

Всю ночь Женя плохо спал. Он часто встревоженно просыпался. Только под утро Женя крепко заснул, и тут его разбудил будильник: пора в школу. Вчерашние события врезались в память, как острый нож. Как же быть?

Женя заглянул в комнату папы. Отец читает. Лицо спокойное и доброе. Папе можно верить.

Женя шагнул к нему, еле сдерживая слёзы.

– Папа, помоги, у меня беда.

Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.

– Сегодня я работаю. Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе. Деньги, сынок, я даю тебе взаймы. Летом в трудовом лагере заработаешь и отдашь. Согласен?

– Согласен, папочка! Спасибо тебе!

– Собирайся быстрее, чтоб тебе успеть в школу.

В свой класс Женя вошёл радостный. Взглядом поймал хмурые Сашины глаза. Улыбнулся ему.

После уроков Женя бежал домой как на крыльях. Новый блестящий уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. Какой же чудесный у Жени папа. Он всегда готов выручить сына из беды. Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. Удивилась. Женя быстро поздоровался, как можно короче и понятней всё объяснил, хотя ему показалось, что тётя Клара ничего не поняла.

– А кто разбил велосипед? Ты? Разве не Саша? Странно.

Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. Как всё удачно! Женя успел до возвращения Саши из школы. Повезло. Теперь у них с папой впереди интересное дело – технику ремонтировать. Вдвоём они обязательно справятся. В этом Женя не сомневался. Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. Не выдал его родителям. Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. Досталось же бедняге, наверное. Ничего. Женя этого никогда не забудет. Зря, выходит, старался Стёпа. Слава Богу!

Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. У двери стоял Саша. Молчит. И Женя молчит. Сейчас они только смотрят друг на друга. Да и зачем им слова? И так всё ясно.

Великая вещь – дружба.

Классный час ко Дню знаний 1 сентября во 2 классе Классный час ко Дню знаний 1 сентября во 2 классе Цели: поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа "Поговорим о дружбе" для 5 класса. Классный час построен в технологии развития критического мышления.

1. расширить понятие учащихся о дружбе,

2. сформулировать правила дружбы,

3. развивать критическое мышление, творческую активность учащихся,

4. развивать умение слушать и слышать собеседника, работать в группе.

Планируемые результаты:

личностные:

– коррекция нравственных качеств учащихся;

- умение работать в группе;

– сплочение классного коллектива;

метапредметные:

– оптимизация межличностного общения учащихся;

- развитие критического творческого мышления;

– умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию;

- умение систематизировать информацию.

Участники: учащиеся 5 класса

Оборудование: раздаточный материал (таблица со словами), ромашка Блума (на доске)

Ход классного часа

I. Стадия вызова

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Ни минуты не теряем.

Добрый день, ребята! Сегодняшний классный час я хотела бы начать с притчи. Притча – это краткий рассказ поучительного характера.

«Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и

угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на

выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

1. Ребята, как вы поняли притчу?

2. Чему она нас учит?

3. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Да, сегодня мы поговорим о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы.

Дружба — неотъемлемая часть нашей жизни. Не зря народ сложил такое огромное количество пословиц о дружбе.

Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?


У нас осталось много незаполненных фигур кластера. В конце классного часа мы должны вернуться к кластеру и постараться заполнить его.

II. Стадия осмысления

Без дружбы трудно прожить на свете. Я знаю, что у вас у всех есть друзья. Расскажите, пожалуйста, о них.

Я уверена вы любите читать сказки. Ответьте, кто с кем дружит.

1. Забавный Вини Пух и …(Пятачок).

2. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

3. Добрый малыш и…(Карлсон).

4. Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)

5. Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).

6. Добрый доктор Айболит и … (звери)

Желающие учащиеся идут к доске, берут лепесток, читают вопрос и отвечают.

Простой вопрос: Как давно дружат Женя и Саша?

Оценочный вопрос: Можно ли Сашу и Женю назвать настоящими друзьями?

Уточняющий вопрос: Если я правильно поняла, ты думаешь, что этот рассказ о дружбе?

Практический вопрос: Как бы поступил ты, если бы сломал велосипед друга?

Интерпретационный вопрос: Почему Саша сказал, что это он сломал велосипед?

Творческий вопрос: Как ты думаешь, как будут дальше развиваться отношения Жени и Саши?

Спасибо за ответы.

Давайте еще раз скажем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.

Давайте сейчас попробуем сформулировать правила поведения с друзьями.

Учащиеся предлагают правила

- не оставляй друга в беде,

- будь требовательным в дружбе,

- умей прощать другу,

- будь бескорыстен в дружбе,

- не смейся над недостатками и неудачами друга.

А какие качества человека вредят дружбе? Что разрушает дружбу?

Давайте попробуем разобраться в этом. Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит карточку с таблицей. Таблицу нужно заполнить, распределив правильно слова на карточках.

Укрепляет дружбу

Разрушает дружбу

Слова: честность, верность, вранье, взаимовыручка, драчливость, зазнайство, задиристость, сострадание, предательство, грубость

III. Стадия рефлексии

Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте вернемся к началу нашего занятия и постараемся заполнить кластер до конца.


Итак, сегодня мы с вами поговорили о дружбе. Предлагаю вам составить акрослово по нашей теме.

Желающие читают свои ответы

Молодцы! Наш классный час я бы хотела закончить такими слова:

Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой
не страшны ненастья,
С дружбой –
жизнь весной полна.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!

Всем спасибо за работу!

Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. Ведь дружат не только они, но их папы и мамы. Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. Они очень любят друг друга. Поэтому всё у них ладится. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как ни друг поймёт и утешит. Это большое счастье иметь настоящих друзей.

Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком. Первым об этом, конечно же, узнал Женя. Он был очень рад за друга, так как такого велосипеда у него ещё не было. Ведь в семье у Жени растёт ещё много маленьких братиков и сестрёнок. А Саша у своих родителей единственный.

– Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – Хочешь, дам тебе покататься? Вот, держи. Будем ездить по очереди. Давай вокруг нашего дома. Ты первый, а я пока на лавочке посижу.

Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.

– Здорово! Даже сердце замирает от радости.

– Ох, попробовать бы побыстрее. Вот это да! Вот это велосипед!

Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. Врезался в посаженное посредине дерево и упал. С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь. Ныло и щипало плечо, опухал разбитый нос. Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём. Да и ещё и красивый блестящий щиток лопнул и тоскливо свисал над колесом. У Жени от ужаса замерло сердце. Что же теперь делать? Как быть?

А к клумбе уже спешил встревоженный долгим отсутствием друга Саша.

– Саша, я не специально. Ты меня прости, пожалуйста! Я что-нибудь придумаю, ты только не переживай. Ладно?!

Но глаза Саши наполнились слезами. О, если бы он знал, что так случится. Ведь он даже ещё не успел накататься на своём велосипеде.

Тут, откуда ни возьмись, к мальчикам подбежал их сосед Стёпа. Его давно уже злила их дружба. Или, может быть, завидовал мальчишка, так как не имел своих друзей.

– Вот это да. – Стёпа удивлённо присвистнул. – Говорил я тебе Саша, зря ты с Женей дружишь. Он же это специально сделал. Ведь у него такого велосипеда нет. Что ты теперь своим родителям скажешь?

Женя, чуть не плача, возмутился:

– Неправда. Я не мог специально. Не верь ему, Саша.

Жене из-за всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и пошёл к дому. А рядом с ним, громко крича, шёл Стёпа:

– Да, я сам в окно видел, как он разогнался и в клумбу заехал. Вот тебе и дружок.

Женю душили слёзы обиды и бессилия. Когда он вернулся домой, мама была на кухне. Мальчик потихонечку шмыгнул в свою маленькую комнату. Жене сейчас так хотелось побыть одному, обо всём подумать, помолиться. Он попросил у Господа помощи. Как бы хотелось Жене, чтобы Саша ему поверил и простил, чтобы всё было, как и прежде. Да, такого между друзьями ещё не бывало.

Всю ночь Женя плохо спал. Он часто встревоженно просыпался. Только под утро Женя крепко заснул, и тут его разбудил будильник: пора в школу. Вчерашние события врезались в память, как острый нож. Как же быть?

Женя заглянул в комнату папы. Отец читает. Лицо спокойное и доброе. Папе можно верить.

Женя шагнул к нему, еле сдерживая слёзы.

– Папа, помоги, у меня беда.

Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.

– Сегодня я работаю. Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе. Деньги, сынок, я даю тебе взаймы. Летом в трудовом лагере заработаешь и отдашь. Согласен?

– Согласен, папочка! Спасибо тебе!

– Собирайся быстрее, чтоб тебе успеть в школу.

В свой класс Женя вошёл радостный. Взглядом поймал хмурые Сашины глаза. Улыбнулся ему.

После уроков Женя бежал домой как на крыльях. Новый блестящий уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. Какой же чудесный у Жени папа. Он всегда готов выручить сына из беды. Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. Удивилась. Женя быстро поздоровался, как можно короче и понятней всё объяснил, хотя ему показалось, что тётя Клара ничего не поняла.

– А кто разбил велосипед? Ты? Разве не Саша? Странно.

Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. Как всё удачно! Женя успел до возвращения Саши из школы. Повезло. Теперь у них с папой впереди интересное дело – технику ремонтировать. Вдвоём они обязательно справятся. В этом Женя не сомневался. Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. Не выдал его родителям. Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. Досталось же бедняге, наверное. Ничего. Женя этого никогда не забудет. Зря, выходит, старался Стёпа. Слава Богу!

Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. У двери стоял Саша. Молчит. И Женя молчит. Сейчас они только смотрят друг на друга. Да и зачем им слова? И так всё ясно.

2. Люди сочинили много поговорок и пословиц. Давайте подумаем об их смысле.
Учащиеся делятся на группы. Каждая группа берет по две пословицы и обсуждает, после этого один из группы проясняет смысл.
1. Нет друга, так ищи, а найдешь – береги.
2. Друг в нужде – истинный друг.
3. Человек без друзей, что дерево без корней.
4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
5. Для дружбы нет расстояний.
6. Дружба, как стекло: разобьешь – не сложишь.
7. Хочешь дружбы, будь другом.
8. Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.

3. Качества настоящего друга. Учащиеся работают самостоятельно.
Разделите листочек на две части. В первой напишите те качества, которыми должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.
После того, как дети написали, идет обсуждение. Психолог выписывает на доске те качества, которые ребята чаще всего называют. Можете добавить в свой список качества, которые вам понравились, но не были записаны вами.
А теперь во второй половине листочка поставьте + там, где вы считаете, что обладаете этими качествами и ++ - хотели бы развить в себе.

7. Рефлексия занятия. Дети в группах сочиняют небольшие стишки о прошедшем занятии, представляют их.
Список литературы:
1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. – М.:ЭКСМО – ПРЕСС,2001,-735 с.
2. Мянигулев А. Русские народные пословицы и поговорки. – М.:Московский рабочий,1965,-259 с.
3. Притча. Два друга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час хорошо подойдет для детей среднего звена.

Час общения

Тема: "Поговорим о дружбе"

Друг - это одна душа в двух телах.

Как хорошо, что в мире есть друзья!

Улыбка друга - солнце в час ненастья.

И отступает ледяная мгла

Перед теплом сердечного участья.

Нина Спирина.

- побудить учеников к размышлению о том , что такое дружба и когда её можно назвать настоящей, искренней; о том, что люди несут ответственность за происходящее вокруг них.

- развивать у учащихся умения выходить из проблемных ситуаций, когда требуются нравственная и интеллектуальная активность.

-развивать навыки работы в малых группах.

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Грузинский поэт Шота Руставели, живший в XII веке, уже в те времена писал:

Кто себе не ищет друга, тот себе заклятый враг.

Вы, конечно, знаете много стихов о дружбе. Хочу добавить в копилку вашей памяти еще и такие:

В крепкой дружбе наша сила,

Дружбе слава и хвала.

Стихи звучат будто сочиненные се­годня. Но их написал в XVIII веке шотландский поэт Роберт Берне.

А вот стихи, написанные еще рань­ше, в XIII веке, персидским поэтом Саади:

Тот истинный друг, кто укажет в пути

Препятствия все и поможет пройти.

Льстецов причислять опасайся к друзьям.

Тот истинный друг твой, кто честен и прям.

Наверное, ты помнишь некоторые пословицы и поговорки о дружбе. Осо­бенно русские.

Я поискала в книгах пословицы и других народов, выбрав их наугад. Вот что интересно: народы разные, языки у них разные, между тем некоторые пословицы очень похожи. Если вду­маться, то это и не удивительно. По­словицы - как бы неписаные законы жизни, составленные за долгие века. Один народ перенимает мудрость у другого.

«Дерево корнями сильно, человек -

Значит, не требуй от друга, чтобы он был хорош решительно во всем. Раз­ве у тебя самого нет недостатков?

Но татары же говорят:

Грузинская пословица, по-моему, очень правильная:

Закончу узбекской поговоркой:

А что же такое дружба? Как определить кто дуг, а кто просто собеседник?

Для начала опробуем определить понятие дружба. Что значит это слово?

1 этап. Разбор ситуаций в группах, дискуссия

Ситуация 1.

Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у неё было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки

дружили, были, что называется, "не разлей вода".

Вопросы для обсуждения:

1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

2. Знаете ли вы такие примеры?

3. Какие качества вы цените в друге?

Ситуация 2.

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по химии, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло.

А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

1. Что случилось с Мишей?

2. Почему он повел себя так?

3. А как бы повели себя вы в такой ситуации?

4. Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

2 этап. Определение понятия "ДРУЖБА"

Участвуют все группы, каждая предлагает свое видение дружбы, коллективно обсуждаются все версии. Возможно обращение к словарю, который дает определение дружбы (определение заранее записано на закрытой доске).

"Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов" (С.И. Ожегов).

3 этап. Моделирование ситуаций по заданным темам. (По желанию учителя.)

Первая тема: "Друг познается в удаче".

Вторая тема: "Друг познается в беде".

4 этап. Задание по творческим группам (Заранее приготовить карточки с вопросами.)

Учащимся предлагается высказать свои предположения, ответив на следующие вопросы:

- Что мешает дружбе?

- Что помогает дружбе?

- Что дает тебе дружба?

- На что ты готов ради дружбы?

В ходе обсуждения ребята выясняют, что дружба - это такая форма межличностных отношений, когда нужно не только уметь договариваться, соблюдать правила и т.д., но и проявлять сочувствие, соучастие, согласие, понимание, доверие, уважение, искренность и т.д., нести ответственность.

-Договор двух или нескольких человек об общении, о проведении свободного времени, о выполнении обещаний.

-Когда тебя понимают. Когда вместе весело, "прикольно".

-Если можно доверить тайну, поделиться информацией.

-Можно получить помощь в любую минуту.

-Ответственность двух людей друг за друга.

-Верность, надежность, взаимопонимание, взаимовыручка

. Общность интересов, убеждений, взглядов, мотивов. • И т.д.

Педагогу на заметку.

Если учащиеся группы (либо один ученик) продекларировали отрицательные мотивы дружеских отношений, то следует задуматься:

-не являются ли эти дети изгоями в классе;

-не являются ли их заявления декларацией-защитой;

-не является ли это способом привлечения внимания к своей личности;

-нет ли асоциального влияния семьи, компании друзей и т.д. на ребенка.

4этап. Игры в парах.

(Количество игр определяет учитель.)

Нравится ли тебе сотрудничать с кем-либо?

Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества?

Цель игры: помочь учащимся взаимодействовать друг с другом.

Материалы: каждой паре детей нужен большой лист бумаги и фломастер.

Ход игры.

Разбейтесь на нары и сядьте на пол. Положите лист ватмана между собой и возьми­те по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и, не отрывая руки, закройте глаза. В течение двух минут "пропутешествуйте" своим фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана. Теперь откройте глаза и попро­буйте дорисовать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом (на задание отведено 5 минут). Пусть затем каждая пара покажет свой рисунок остальным.

Вопросы для обсуждения.

Понравилось ли вам рисовать с закрытыми глазами?

Каким образом вы находили общий язык с партнером, когда были закрыты глаза? Говорил ли вы друг с другом?

Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?

Как осуществлялось сотрудничество с партнером?

Цели игры:

- дать учащимся опыт невербального общения (в этой игре партнеры не должны разговаривать друг с другом);

- установить атмосферу сотрудничества.

Материалы: каждой паре нужны один большой лист бумаги (формат АЗ) и один! восковой мелок. Для того чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры лучше! использовать негромкую музыку.

Ход игры.

Учащиеся разбиваются на пары и садятся за стол рядом с партнером. На стол кладут лист бумаги. Необходимо нарисовать картину. Рисовать следует одновременно, одним и тем же мелом. При этом надо строго следовать правилу, запрещающему говорить друг с другом. Нельзя заранее договариваться о том, какой будет рисунок. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение. Время от времени можно поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этомI чувствует, и понять, что он хочет нарисовать. Как только закончится музыка, необходимо завершить работу.

По завершении игры команды показывают получившиеся у них изображения.

Вопросы для обсуждения.

Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?

Сложно ли тебе было рисовать молча?

Пришел ли ты со своим партнером к единому мнению?

Трудно ли было тебе оттого, что изображение постоянно изменялось?

- получение опыта выработки стратегии разрешения конфликтов в классе с помо­щью переговоров и дискуссий;

- побудить учащихся отказаться от драк, споров, слез, заменив их обсуждением про­блем друг с другом.

Материалы: кусок не слишком толстого пледа или мягкий коврик.

Ход игры.

Предложите всем учащимся сесть в круг.

Пусть они выскажутся, о чем иногда спо­рят друг с другом.

Что каждый делит со своими братьями или сестрами?

О чем проис­ходят споры в классе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произой­ти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Сделайте кусок ткани своеобразным "ковром мира". Предложите в дальнейшем при возникновении споров, чтобы "противники" садились на него и поговорили друг с дру­гом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Вопросы для обсуждения.

Почему так важен для нас "ковер мира"?

Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

Почему недопустимо применение в споре насилия?

Что ты понимаешь под справедливостью?

Цель: учащиеся смогут обсудить разные способы разрешения и смягчения кон­фликтных ситуаций, которые помогают им не доводить ситуацию до насилия и драки.

Материалы: бумага и карандаш каждому школьнику.

Ход игры.

Учитель рассказывает историю.

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его:

- О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?

Мудрец на мгновение задумался и ответил:

- Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен.

Услышав такое, молодой воин рассвирепел:

- Да за такие слова я готов тебя просто убить! - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал:

- Вот это и есть ад.

Услышав эти слова, молодой воин вновь вложил меч в ножны.

- А вот это и есть небеса - заметил старик.

Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в открытую борьбу. Можете ли вы вспомнить слу­чай, когда ваш спор с кем-нибудь едва не закончился настоящей битвой? Может быть, вы были настолько возбуждены, что были готовы сами начать драку, а может быть, дру­гой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на вас? А может быть, вы оба бы­ли готовы драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства?

В течение 10 минут напишите, что произошло тогда и как вы себя при этом чувст­вовали. Расскажите, как вам удалось избежать драки. Дайте этой истории какое-нибудь название.

После этого учащиеся зачитывают свои записи.

Вопросы для обсуждения.

Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драк

Заключительное слово учителя.(Вывешивает заранее приготовленную таблицу.)


Учитель обобщает всё ранее сказанное детьми ,исходя из разделов

таблицы, обязательно привлекая учащихся.

Можно предложить ребятам информацию к размышлению (НА ДОМЫСЛИВАНИЕ ДОМА):

Читайте также: