Горе от ума проблематика и конфликт урок 9 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

В подборе собрана серия уроков по произведению АюСюгрибоедова "Горе от ума". Материал содержит анализ произведения, уроки по развитию речи, темы сочинений.

ВложениеРазмер
a.s.griboedov.docx 44.8 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество А.С. Грибоедова

Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова

Цели: познакомить учащихся с судьбой А.С. Грибоедова и историей создания комедии, повторить специфические черты композиции драматургического произведения и жанровые особенности комедии.

I.Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова (1795-1829).

1.Рассказ учителя о Грибоедове

1)Детство и юность писателя

Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода. 1803 год - обучение в Московском университетском благородном пансионе. 1806 год - студент словесного отделения Московского университета. Ранее проявление одаренности: знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором. Военная служба – 1812-1816 года.

2) Начало литературной деятельности и гражданской карьеры

4) 1825-1829 года – последние годы жизни. Привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов.

Грибоедов на Кавказе. Роль писателя в заключении Туркманчайского мира (1828). Назначение полномочным министром – резидентом России в Персии.

30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман.

  • Грибоедов и декабристы;
  • Грибоедов и Пушкин;
  • Грибоедов – дипломат.

II.Повторение типологических черт драматургического рода литературы, специфика композиции драматургического произведения и жанровых особенностей комедии.

III.История создания комедии.

1.Прочитать первое действие комедии. Каковы экспозиция и завязка комедии?

2.Пронанализировать диалоги Чацкого и Софьи: поведение героев, их отношение друг к другу, характер высказываний.

3.Что вызывает осуждение Чацкого в нравах московского барства?

Цели: в ходе анализа первого действия обозначить завязку комедии, сформировать первоначальное представление о конфликте, продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

I.Вступительное слово учителя

II.Анализ первого действия.

Каковы экспозиция и завязка первого действия? В чем состоит внешний конфликт и как он развивается?

Знакомство с домом московского барина Фамусова, возникновение интриги: тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого – завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.

Диалог Чацкого и Софьи – сатирическое обличение Чацким московских нравов. Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах? Завязка общественно – политического конфликта комедии между Чацким и московским барством.

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылка признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник- - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безводен, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

2.Прочитать второе действие комедии. В чем суть конфликта, наметившегося между Чацким и Фамусовым? Обозначьте позиции спорящих. Как выглядит Москва в восприятии героев? Охарактеризуйте полковника Скалозуба.

3.В чем, по-вашему, состоит конфликт пьесы? Как он развивается во втором действии?

4.Проанализировать диалоги Чацкого и Молчалина. Можно ли назвать героев антиподами? Почему?

I.Краткое устное обобщение учащихся по первому действию (ответы на вопросы домашнего задания).

II.Анализ второго действия

1.Чтение и анализ второго действия, явления 2.

В чем суть конфликта, наметившегося в диалогах Фамусова и Чацкого? Выявите позиции спорящих.

Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего – то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов – такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович как образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства. Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова.

2.Москва в восприятии героев

Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.

Для Чацкого Москва – мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников.

Развитие общественно – политического конфликта комедии, столкновение старого и нового поколений.

3.Характеристика полковника Скалозуба. Новый поворот любовной интриги: Скалозуб как возможный претендент на руку Софьи. Новый поворот общественного конфликта: не столько конфликт поколений, сколько конфликт передовых и консервативных взглядов, жизненных ценностей.

4.Современные интерпретации конфликта комедии, неоднозначность оценок, стремление снять классовый антагонизм.

1.Прочитать третье и четвертое действия комедии. Дать краткую характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана?

2.Проанализировать сцену бала как кульминационную (см. вопросы к анализу в ходе следующего урока на с. 64)

3.Репетилов и его роль в пьесе.

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах московского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

I.Обобщение по второму действию комедии

Развитие любовного и социального конфликта комедии. Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

II.Анализ третьего действия

1.Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине. Молчалин в восприятии Софьи – нравственный идеал, по сути христианский, с его смирением, любовью к ближнему, душевной чистотой, готовностью к самопожертвованию, нежелание судить и т.д..

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого – низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник, крайне не умен.

Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

2.Анализ сцены бала.

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штрихов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасшествии героя. Как это произошло? Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего развития действия, или это все- -таки случайность?

Почему так быстро распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

Сплетня распространилась с необычной быстротой. Почему? Во-первых, с точки зрения фамусовского общества, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайловичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях – и нивесть что скажет? (Фамусов)

Сказала что-то я - он начал хохотать. (Хлестова)

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчалин)

Меня модисткою изволил величать! (Графиня – внучка)

А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)

Приехав на бал, графиня – внучка, войдя в комнату, полную людей скажет бабушке:

Ну кто рано приезжает!

Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или душевной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собравшиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чацкого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.

IV.Анализ четвертого действия

1.Чацкий и Репетилов. Саморазоблачение Репетилова.

В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства – пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объявить героя безумным похоже на месть, расправу с инакомыслием. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П.Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.

Конфликт комедии дошел до своего логического финала на балу в доме Фамусова.

Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.

1.Индивидуальное задание: восстановить по тексту пьесы биографию Чацкого.

2.Привести примеры из текста комедии, доказывающие неоднозначность характера Чацкого.

3.Сформулировать точку зрения Чацкого на основные проблемы времени. Подтвердить цитатами.

4.Выписать отзывы о Чацком А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И. Ильина прокомментировать их.

Образ Чацкого (семинар)

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о герое комедии, дать развернутую характеристику образа в историческом и культурном контексте, через историко – функциональный анализ показать многообразие интерпретации и оценки образа.

Примерное содержание ответа

Биография героя типична для представителя передовой дворянской молодежи 1810-1820 годов.

…уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом, -

Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, только что вернувшаяся с победой из заграничных походов. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили и пылкого героя.

Все это решило его судьбу. Ни беспечная светская жизнь, ни счастливая дружба, ни даже юношеская, но глубокая и тогда еще взаимная любовь к Софье не могли удовлетворить его.

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него, -

продолжает свой рассказ о его жизни Софья.

Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело несомненное значение для их идейного развития.

После трех лет отсутствия Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова.

III.Роль Чацкого в пьесе и истории литературы определяется не характером, а убеждениями. Взгляды героя характеризуют его как передового человека своего времени:

  • протест против крепостничества, гуманное отношение к крепостным;
  • борьба с невежеством, необходимость просвещения;
  • осуждение чинопочитания и карьеризма;
  • призыв к свободе мысли и высказывания против рабской морали;
  • протест против преклонения перед иностранщиной.

Одиночество Чацкого смягчено тем, что у него есть единомышленники: в историческом контексте это декабристы, в пьесе – внесценические персонажи (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор).

VI.Чацкий в зеркале критики.

И. Ильин, религиозный философ начала XX века, отмечал, что драма Чацкого состоит в том, что его ум омрачен гордыней. Ум, направленный только на критику и обличение, становится бессердечным и является страшной и пустой силой.

1.Какие проблемы поднимает Грибоедов в своей комедии? Как связаны заглавие комедии и ее поэтика?

2.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

3.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

Смысл заглавия комедии и проблема ума

Цели: обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии, системе персонажей, раскрыть ключевые для пьесы проблему ума.

I.Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.

II.Беседа с классом.

1.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

2.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

Чацкий – носитель новых передовых идей, в его суждениях отражены смелость и независимость взглядов.

Цели: обобщить знания учащихся по поэтике комедии, акцентировать внимание учащихся на мастерстве Грибоедова – юмориста и сатирика, дать образец монологической речи по литературоведческой теме; формировать навык восприятия лекции в соответствии с планом, записи основных тезисов.

1.Специфика комедии как жанра

2.Юмор и сатира в комедии

Б) сатирический пафос в обличении нравов московского барства. Актуальность сатиры.

Г) язык пьесы и его роль в создании особой стихии комедийного движения.

А.С. Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеемся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаем следить за комедийной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку.

А между тем сам Грибоедов определил свою пьесу как комедию, а комедия предполагает наличие в основе сюжета комического (то есть смешного) противоречия между персонажами, их взглядами и действиями, юмор и сатира властвуют в ней.

Смех пронизывает всю пьесу; говоря словами Гоголя, это своеобразный, положительный герой комедии. Героя, который побеждает мрачную среду, кишащую молчалиными, скалозубами, хрюмиными, тугоуховскими. Сила, ощущаемая в Чацком, разлита по всей пьесе и проявляется как раз в том сокрушительном и очистительном смехе, который воспринимается нами в качестве союзника героя.

Стихии быстрого комедийного движения способствует, без сомнения, и сам стихотворный язык пьесы.

Обращаясь к грибоедовской комедии, мы всякий раз восхищаемся ее броскими, емкими фразами, бьющими точно в цель, не отрываясь, следим за неожиданными поворотами сюжета, ситуациями, полными неотразимого юмора и сатирической энергии.

Темы сочинений по творчеству Грибоедова

1)Почему до сих пор не состарился грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?

6) Анализ эпизода и его роль в композиции комедии (эпизоды: сцена бала, встреча с Репетиловым, диалог Чацкого и Молчалина).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Серия уроков "Досуг. Увлечения" 2 класс

Серия уроков для углубленного изучения английского языка по учебнику Верещагиной.

Серия уроков по литературе "Игра "Кто хочет стать пятионером" по произведениям А.С.Пушкина "Дубровский" и "Капитанская дочка" и сказкам М.Е. Салтыкова- Щедрина.

данная разработка дает возможность провести интересный урок и проверить знания по произведениям большого количества учащихся.


Разработка серии уроков с презентациями по Экологии Южного Урала , 11 класс

Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 11 классы или группы изучающие раздел "Экология".


Серия уроков на материале произведений М.М.Пришвина

Урок №1. Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка. 5-6 классы.Урок №2. Метафора, олицетворение, сравнение как изобразительно-выразительные средства языка. 5-6 классы.


Серия уроков по творчеству Л.Н. Толстого в 10 классе

Дана серия уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 10 классе.( "Севастопольские рассказы", "Война и мир").


Некоторые приёмы технологии интерактивного обучения. Фрагмент урока по произведению И.А. Бунина "Кавказ" (8 класс)

22.01.2015 г. в МБОУ ООШ № 1 н.п. Африканда Мурманской области проходил городской семинар по теме "Эффективность использования технологий, направленных на формирование универсальных учебных дейст.

Педагогическая разработка серии уроков по развитию речи "Сжатое изложение, 5-6 класс"

Педагогическая разработка серии уроков по развитию речи "Сжатое изложение, 6 класс".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 9-м классе.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – урок аналитического чтения.

Форма деятельности – коллективная, групповая.

Технологии : развитие критического мышления через чтение и письмо, групповая.

Образовательная :

1. Определить роль I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия

3. Составить литературную характеристику главных героев комедии.

Развивающая:

1. Продолжить работу по развитию коммуникативных и творческих навыков, аналитических способностей.

2. Продолжить формирование навыка аналитического чтения в процессе изучения комедии.

3. Научить чувствовать жанровые особенности драматического произведения.

4. Показать богатство русского языка в процессе аналитического чтения.

Воспитательная:

1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по формированию нравственных ориентиров.

2. Показать значимость непреходящих человеческих ценностей.

Подготовка к уроку:

1. Самостоятельно прочитать I действие комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

положение в обществе

Что говорит герой о себе, о жизни и пр.

Что говорят о герое другие персонажи

Речь героя, афоризмы

4. Повторить термины: драма, комедия, идея, конфликт, композиционные элементы (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

I . ВЫЗОВ :

Н азвание пьесы ироническое и одновременно очень серьёзное. Уже в нём намёк на подлинную проблематику пьесы — почти библейскую (вспомним Екклезиаста): во многой мудрости — многая печаль.

Значит, заглавие – это своего рода код доступа к идее и основному конфликту произведения.

Дайте справку: Что такое идея? (осн. мысль)

Что такое конфликт? (столкновение интересов, движущая сила в развитии действия)

СЛАЙД : Горе от ума какого? Почему горе? Горе кому?

Задача – высказать как можно больше версий. Через 2-3 мин. вы должны дать свою интерпретацию смысла названия.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1. Все действия направлены на ум . Человека, обладающего умом, гонят, клянут, преследуют, расправляются. Ум выступает как начало страдательное.

2. Все действия исходят от ума .

Появляется дополнительный смысл – невозможность не думать о том, что происходит вокруг.

А действительность заставляет человека страдать 1 .

В этой комедии от ума страдают практически все персонажи, и умны по-своему все: Софья, Молчалин, Фамусов, даже Скалозуб. Каждому из них, впрочем, ум приносит одни несчастья или, по крайней мере, разочарования. Перед нами комедийная трагедия о человеке.

Ум — сквозная тема всей пьесы. Об уме постоянно вспоминают самые, казалось бы, далёкие от мудрости персонажи. Пожалуй, первым об уме заговаривает Фамусов в первом действии:

Умна была, нрав тихий, редких правил.

Это про француженку-гувернантку, которую он приставил к Софье после смерти своей жены. Несколько позже: “Все умудрились не по летам”. Тут же Софья характеризует Молчалина: “и вкрадчив, и умён ”. А характеристика Скалозуба из её уст будет сопровождаться прямо противоположной оценкой: “Он слова умного не выговорил сроду”. Интересно, что интеллектуальные способности Чацкого она как раз склонна поставить под сомнение. Говоря о нём Лизе, замечает: “болтает, шутит” — это с её точки зрения не ум, точнее, не тот ум. Ей требуется не острота сознания, а то, что принято называть умом сердца. Поэтому приговором Чацкому станет оброненная в раздражении сентенция: “Ах, если любит кто кого, // Зачем ума искать и ездить так далёко”. Кстати, он сам, словно подхватывая эту тему, подтвердит: “ Ум с сердцем не в ладу” 2 .

К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ.

Но почему же должен страдать умный человек, если он видит вокруг себя одних глупцов? Ведь говорят же, на дураков не обижаются! Как думаете, как можно разрешить это противоречие?

(Обратиться к тексту 1 действия комедии)

Дайте справку: Что собой представляет 1 действие по канонам классической комедии? – (Экспозицию).

Зачем нужна экспозиция? (Для знакомства с героями и обстоятельствами их жизни до начала конфликта).

Исходя из сказанного, как бы вы сформулировали цель нашего урока?

(Формулируют учащиеся, например: понять образ мыслей, мотивы поведения и характеры героев ).

II . ОСМЫСЛЕНИЕ .

Вспомнить события 1 действия нам помогут иллюстрации художника Дмитрия Николаевича Кардовского– крупного книжного иллюстратора в нашей стране.

СЛАЙД-ПОРТРЕТ: он работал над иллюстрациями к комедии Грибоедова 5 лет (1907-1912) – 105 лет иллюстрациям Д.Н. Кардовского. Далее – на экране иллюстрации к 1 действию комедии.

А) БЕСЕДА ПО 1-5 ЯВЛЕНИЯМ :

— Какова атмосфера в доме Фамусова? Представьте себе обстановку в доме Фамусова.

2. В доме Фамусова все держится на лжи и обмане ( Бывает хуже – с рук сойдет ).

— В чем домочадцы обманывают хозяина дома?

(Барская дочь тайно встречается с безродным секретарем)

— Как Молчалину удается так ловко выйти из столь щепетильной ситуации ?

(Бумаги при нем даже на свидании!)

— Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком - ? ; из уст Софьи - о полковнике Скалозубе - ?)

Б) ОБСУЖДЕНИЕ 7 ЯВЛЕНИЯ . “К вам Александр Андреич Чацкий”.

Дайте справку:

С точки зрения развития действия что представляет собой 7 явление в пьесе?

(Неожиданный приезд Чацкого — завязка действия).

1. Что привело Чацкого в дом Фамусова?

2. А что заставило покинуть Москву?

3. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече?

(Софья холодна, иронизирует, отвечает язвительными репликами на слова Чацкого

3. Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому ? (Ее обижают слова Чацкого о Молчалине).

ДАВАЙТЕ ПОСЛУШАЕМ МОНОЛОГ ЧАЦКОГО О МОСКВЕ И МОСКВИЧАХ (читает заранее подготовленный учащийся).

4. Как ведет себя Чацкий? Хочет ли он кого-либо обидеть на самом деле?

(Чацкий искренне говорит о том, что думает, не желая никого обидеть и оскорбить)

5. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

(Конечно, не ждали. Чацкий не писал писем, никого не извещал)

6. Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он чужой?

В) РАБОТА В ГРУППАХ.

Итак, обстановка в начале действия ясна, действующие лица определены, завязка состоялась.

Задача : составить литературные портреты главных действующих лиц .

СЛАЙД. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ:

Кто он по своему социальному положению?

Как он сам себя характеризует в словах и действиях?

Как его характеризуют другие персонажи?

Как характеризует героя его речь?

Сделайте выводы о качестве ума героя.

III . РЕФЛЕКСИЯ. ОТЧЕТЫ ГРУПП.

IV . ВЫВОДЫ С УЧИТЕЛЕМ:

1. Возникает ли конфликт в I действии? Какой? Между кем? ( Любовный)

2. Помог ли вам анализ текста обнаружить глупцов вокруг Чацкого?

4. Значит, комедия А.С. Грибоедова строится не на столкновении ума и глупости, а на столкновении чего? (На столкновении различных типов ума).

V . САМОАНАЛИЗ УЧАЩИХСЯ:

Сумели ли вы достичь поставленной цели урока?

Что в вашей работе было вам уже знакомо?

Что оказалось самым легким? (трудным?)

Что произвело на вас впечатление?

VI . ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

VII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

Цель урока: мотивировать обучающихся к прочтению комедии “Горе от ума”.

1) помочь целостно представить проект изучения новой темы; обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;

2) обеспечить условия для развития речи обучающихся, аналитического и логического мышления; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;

3) прививать любовь к литературе как к учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.

Личностные: устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении; потребность в самовыражении через слово;

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему; работать по плану, прогнозировать и корректировать свою деятельность

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ текста, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Тип урока: вводное занятие.

Форма организации урока: урок открытия нового знания.

Наглядность и оборудование: 1) Учебник “Русский язык”.6 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова, М.: Баласс; 2) презентация к уроку; 3) мультимедиапроектор и персональный компьютер.

Этапы урока (Приложение)

1. Организационный момент (самоопределение к деятельности).

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

2. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

3. Этап усвоения новых знаний. Постановка проблемы.

Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Цель: повышение мотивации изучения темы.

5. Этап открытия нового знания.

Цель: добиться восприятия, осознания, первичного обобщения, усвоения путей и средств, которые привели к данному обобщению.

6. Этап подведения итогов.

Цель: проанализировать учебное занятие, дать оценку успешности достижения задач урока, наметить перспективу на будущее.

7. Этап информирования обучающихся о домашнем задании.

Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

8. Этап оценивания работы.

Цель: самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных оценок.

9. Этап рефлексии.

Цель: проследить настроение каждого ребёнка после урока, уделить внимание каждому.

Итоговые вопросы:

В чём своеобразие конфликта комедии?

Что в сюжетных коллизиях комедии близко читателю XXI века?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговые вопросы урока (по выбору учащихся).

Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.

Индивидуальные задания.

БИОГРАФИЯ
А. С. ГРИБОЕДОВА
(1795-1829)

В биографии А. С. Грибоедова до сих пор много неясного. Точно неизвестно, когда родился Грибоедов — в 1790 или в 1795 году. Сейчас годом рождения принят 1795-й, другие документы называют иную, более раннюю дату. Для понимания жизни и творчества Грибоедова эти расхождения существенны: мы не можем с точностью сказать, кто Грибоедов — вундеркинд, в 13 лет окончивший Московский университет со степенью кандидата, или нормально развивавшийся человек, который в довольно зрелом по тем временам возрасте завершил свое единственное произведение. Столь же много туманного и в освещении других мест в биографии драматурга.

Происхождение и ранняя одаренность Грибоедова
А. С. Грибоедов родился в старинной дворянской семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова, который женился на своей однофамилице Настасье Федоровне Грибоедовой. Первоначальное образование будущий драматург получил дома под руководством преподавателей Московского университета. В 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году стал студентом словесного отделения Московского университета, которое окончил со степенью кандидата в 1808 году. К этому времени Грибоедов овладел основными европейскими языками, знал древние языки. Позднее он изучал восточные языки. Помимо способностей к языкам, Грибоедов обладал многочисленными талантами: успешно занимался философией, археологией, политикой (слушал лекции на этико-политическом отделении университета), сочинял музыку (известны два его вальса) и импровизировал на фортепиано.

Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове, племянники которого — Д. Н. и С. Н. Бегичевы стали его друзьями.

В кругу петербургской молодежи он упивается духом вольнолюбия, появляется на веселых пирушках. Однажды он оказался замешанным в дуэльную историю. На поединке Грибоедов был легко ранен.

Вскоре он принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии и в августе 1818 г. выехал на Восток.

При жизни драматурга комедия так и не была полностью издана, но автор продолжал над ней работать.

Последний год жизни А. С. Грибоедова

В 1828 году к Грибоедову пришла большая любовь. Он женился на Н. А. Чавчавадзе, дочери известного поэта и общественного деятеля Грузии. Вместе с женой драматург отправился в Тавриз, где находились иностранные миссии.

Дипломатическая служба Грибоедова состояла в наблюдении за исполнением Туркманчайского договора, по которому Персии полагалось выплатить России контрибуцию и освободить русских пленных для отправки домой. Деятельность его осложнялась крайней бедностью разоренной войной страны, ростом антирусских и антиправославных настроений, фанатизмом суеверной толпы и интригами англичан, препятствовавших установлению дружеских отношений между Россией и Персией.

Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.

Целостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие правила выработало искусство классицизма (единство места, времени и действия). Однако Грибоедов придавал им не формальный, а содержательный смысл. Так, единство действия, хотя и ослабленное, обусловлено непримиримым столкновением Чацкого с обществом и с его главными лицами (Фамусовым, Софьей, Молчалиным). Единство места нужно драматургу потому, что конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени также получает свое оправдание: три года странствовал Чацкий, но мало изменился, оставшись прежним, благородным, увлеченным, задорным, несколько восторженным молодым человеком, нисколько не повзрослевшим, волнуемым теми же надеждами и иллюзиями. Один день в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным.

Наряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Он написал пьесу вольными ямбами, разностопными стихами (ямб у него то трехстопный, то четырехстопный, а то и пяти-шестистопный), какими обычно писались басни. (вернуться к уроку)

Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах Лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок.

Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается Чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изображаются обстоятельства, в которые он попадает.

Грибоедов очень тонко и точно подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение. Кроме главного антагониста Фамусова, пародийного антагониста Репетилова, у Чацкого есть еще один — Молчалин.

Человеческие качества Молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность, зависимость от других, бессловесность и отказ от собственных мнений. В общении Молчалина с фамусовским кругом его речь становится вкрадчивой, сдержанной. Молчалин знает дистанцию и соблюдает предписанный слуге и служащему этикет. Однако его молчаливость пропадает, когда он оказывается наедине с Лизой. Тут он красноречив, многословен, развязен, груб, фамильярен и беззастенчиво циничен.

Софьи (по-гречески — мудрость) вовсе не глупа, и ей совсем не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий,— сторонник далеко не всякой новизны, а только такой, которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкому, став его настоящей подругой, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям (когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое, смешное положение. Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута и обманулась? Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, в лице Чацкого — просветительские и романтические мечтания, слишком безмятежное приятие жизни. Как писатель, он изначально не принял романтизма. Но само течение жизни заставило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Не жаловавший романтиков, драматург финалом своей комедии вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его бегство — следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование к обществе, перерастающее в непримиримый конфликт, выталкивают героя из среды. Стало быть, сама жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подобных Чацкому. Герой становится романтическим изгнанником вследствие того, что его убеждения, чувства, весь образ существования не могут быть примирены со светским кругом, где его ожидает духовная гибель и где он не сможет сохранить свое лицо. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком, превращая его в изгоя. Не случайно, что некоторые последующие произведения намечены Грибоедовым в духе романтизма. (вернуться к уроку)

3. Опишите гостей Фамусова. В чем своеобразие каждого из них, что их сближает?

9. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и где они пересекаются?

11. Прочитайте наизусть выбранный Вами монолог и сделайте его краткий анализ.

13. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково Ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

У девушек сон утренний так тонок.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок.

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко.

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
Влажен, кто верует, тепло ему на свете.

Объясните крылатые выражения в комедии. Введите их в предложения собственной конструкции. Продолжите список крылатых выражений из текста комедии.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ГРИБОЕДОВ
Д. Б. Кедрин (1907-1945)

Помыкает Паскевич,
Клевещет опальный Ермолов…[2]
Что ж осталось ему?
Честолюбие, холод и злость.
От чиновных старух,
От язвительных светских уколов
Он в кибитке катит,
Опершись подбородком на трость.

На груди его орден.
Но, почестями опечален,
В спину ткнув ямщика,
Подбородок он прячет в фуляр.[3]
Полно в прятки играть.
Чацкий он или только Молчалин —
Сей воитель в очках,
Прожектер,
Литератор,
Фигляр?

Прокляв английский клоб,[4]
Нарядился в халат Чаадаев,[5]
В сумасшедший колпак
И в моленной сидит, в бороде.
Дождик выровнял холмики
На островке Голодае,
Спят в земле декабристы,
И их отпевает… Фаддей![5]

От мечты о равенстве,
От фраз о свободе натуры,
Узник Главного штаба,
Российским послом состоя,
Он катит к азиятам.
Взимать с Тегерана куруры,[6]
Туркменчайским трактатом[7]
Вколачивать ум в персиян.

И покуда всклокоченный,
В сальной на вороте ризе,
Поп армянский кадит
Над разбитой его головой,
Большеглазая девочка
Ждет его в дальнем Тебризе,
Тяжко носит дитя
И не знает,
Что стала вдовой.
1936
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

3. Фуля́р — 1) легкая шелковая ткань для платков, косынок и др. вещей.
2) шелковый носовой платок. (вернуться)

4. Английский клоб — англи́йский клуб – общество столичных аристократов в России, постоянно собирающееся для бесед и развлечений в предназначенном для этого помещении. Славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования.
[Чацкий:] Потом подумайте, член Английского клуба,
Я там дни целые пожертвую молве
Про ум Молчалина, про душу Скалозуба. (Действие III, явл. 2)
(вернуться)

6. Курур — в XIX веке персидская крупная денежная единица = 2 миллиона рублей серебром. (вернуться)

6. Туркменчайским трактатом. — Туркманчайский договор (Туркманчайский трактат) — мирный договор между Российской империей и Персией (Ираном), завершивший русско-персидскую войну 1826—1828 годов. Подписан 10 (22) февраля 1828 года в деревне Туркманчай (близ Тебриза). В разработке условий договора участвовал Александр Грибоедов.
Вскоре после заключения Туркманчайского договора, в связи с начавшейся русско-турецкой войной, подстрекаемое Великобританией иранское правительство попыталось уклониться от выполнения условий договора. Нарушения договора иранским правительством вызвали ряд протестов со стороны А. Грибоедова, который занимал в это время пост русского министра-резидента в Тегеране. 11 февраля 1829 года антироссийски настроенной придворной группой (тесно связанной с британскими агентами и близкой к шаху) был организован и осуществлён погром русской миссии, в результате чего погиб Грибоедов. (вернуться)



Свидание И. Ф. Паскевича с Аббас-Мирзой. 21 июля 1827 г. Грибоедов – пятый.
К. Беггров с оригинала В. Мошкова. Оригинал 1828 г.
Всесоюзный музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)
Источник: Грибоедов А. С. Сочинения в стихах. – Л.: Сов. писатель, 1987.
– Вклейка между стр. 224 и 225.


Читайте также: