Конспект статьи эльконина заметки о развитии предметных действий в раннем
Обновлено: 05.07.2024
Исследованию психологических механизмов возникновения предметных действий у детей в истории детской психологии не очень повезло. Несмотря на чрезвычайную теоретическую и практическую значимость этой проблемы, ее изучение только начинается. Поэтому важно с самого начала правильно наметить принципиальные пути, по которым должно идти такое исследование, чем в значительной степени и определены настоящие заметки.
Раздумывая над исследованиями Ж. Пиаже, посвященными этим ранним периодам развития, я постепенно прихожу к выводу, что он, конечно, понимает роль взрослого в возникновении действий с предметами, понимает, что взрослый выступает источником образцов если и не всех, то большего числа предметных действий, но ему совершенно безразлично, как появилась первоначальная схема действия - была ли она простым рефлекторным движением, возникла ли путем случайной пробы или была усвоена из совместной деятельности ребенка с взрослым. Важно, что она есть, и Ж. Пиаже интересует процесс ее дальнейших преобразований, который независим от предшествующей истории, от генетических корней и источников.
Тенденция отождествления некоторых черт поведения человекоподобных обезьян и человека на ранних этапах онтогенеза существует сегодня и у некоторых отечественных физиологов.
Впервые в отечественной психологии П. Я. Гальперин указал на принципиальное отличие орудийных операций у человека от феноменально сходного употребления вспомогательных средств высшими обезьянами. Он видел это отличие в том, что обезьяны предметом действуют так же, как и рукой; предмет у них становится как бы простым удлинением или придатком руки. У человека рука подчиняется требованиям орудийных приемов. Ее движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия; именно при усвоении орудийных операций для ребенка возникает и само орудие как та новая действительность, которой надо овладеть. Процесс овладения ребенком орудием - довольно трудное и длительное дело.
Основное - путь совместной деятельности ребенка с взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. В такой совместной деятельности взрослые организуют действие ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий. В этом процессе слиты воедино и усвоение общественной функции предмета, и технические приемы его осуществления.
В перечисленных примерах не вполне четко просматривается чисто операционально-техническая сторона действий. Приведем несколько примеров, в которых и эта сторона действий представлена достаточно ясно.
Последние примеры представляют интерес в том отношении, что ребенок раньше выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета: палкой достает недоступные предметы, ключиком заводит автомобильчик. Лишь затем начинается освоение операционально-технического состава действия, которое протекает внутри образца. Таким образом происходит не просто приспособление отдельных движений к орудию, а включение орудия в заданную схему действия (образец) и обогащение последнего ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (брать палку за конец; держать ключик за его крылышки и вращать и т. п.).
Таким образом, процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образа этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого выступает взрослый. И именно этим формирование предметных действий принципиально отличается от других видов действий - функциональных, результативных и т. п.
Для обсуждаемого нами вопроса существен не результат, а процесс, в результате которого дети переходили к адекватному употреблению слова. На основе тщательной фиксации поведения детей и движения их глаз М. Г. Елагина выделила три основных периода. В первом периоде главный компонент ситуации — предмет. Ребенок непосредственно тянется к нему, сопровождая свои попытки достать предмет мимическими и интонационально-выразительными эмоциональными компонентами, носящими характер воздействия на взрослого. Не приводя к желаемому результату, они могут нарастать по силе, превращаясь в выражение неудовольствия и переходить в похныкивание или даже плач.
Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Происходит это постепенно. Сначала ребенок переводит свой взгляд с предмета на взрослого и обратно и наконец останавливается на взрослом. На первый план выступают разнообразные речевые средства, которые ребенок опробует. Меняются двигательные компоненты поведения; вместо непосредственных попыток достать предмет возникают указательные жесты и жесты-пробы. Изменяются и отношения со взрослым. В одних случаях дети смущаются: намеренно не смотрят на взрослого, теребят фартучек, разглядывают свои ладошки, смотрят в пол. Попытки взрослого заставить ребенка посмотреть на него вызывают негативную реакцию — ребенок отворачивается, закрывает глаза. В других случаях дети переходят к эмоциональному воздействию на взрослого: прижимаются к нему, ласкаются, поглаживают и т. п. Эти разные по внешнему виду формы отношений по значению одинаковы: дети стремятся вывести взрослого из состояния нейтралитета, обратить внимание взрослого на свои попытки.
Наконец в третьем периоде слово становится центром ситуации. Ребенок смотрит на взрослого, сосредоточиваясь на его губах, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки произнести слово. В этих попытках ребенок строит артикулярно-произносительный образ слова. Неадекватные речевые пробы исчезают, и ребенок произносит требуемое слово — название предмета.
М. Г. Елагина отмечает чрезвычайно интересный факт, заключающийся в том, что, назвав предмет и получив его от взрослого, дети не уходят и не продолжают прерванную деятельность с предметом, а вызывают взрослого на повторение ситуации. Одни из них возвращают предмет взрослому и идут на то место, где находились в самом начале эксперимента; другие сами пытаются поставить игрушку туда, где она стояла; третьи только прикасаются к предмету, обозначая его получение.
Слово в созданной экспериментальной ситуации выступало как орудие-средство в своей собственно коммуникативной функции. Процесс формирования использования слова показывает: ребенок сначала ориентируется в общем смысле ситуации как коммуникативной, затем как заставляющей его употребить слово для вовлечения взрослого и, наконец, как требующей определенного слова во всей его операциональной конкретности. Схематически этот процесс можно описать так: надо обратиться к взрослому; надо обратиться к взрослому посредством слова; надо обратиться к взрослому посредством определенного слова. На последнем этапе ребенок активно ищет и создает ту артикулярно-произносительную форму, которая является образцом используемого слова.
М. Г. Елагина показывает, что полностью развернутым процесс бывает только в первом опыте. В последующих опытах, с другими словами, процесс свертывается, ребенок сразу переходит к ориентации в артикуляторно-произносительных особенностях слова, к активному созданию образа требуемого слова. Это свидетельствует о том, что ориентация в смысле ситуации и в функции слова как орудия коммуникации, раз возникнув, сохраняется и не требует особых повторений. Использование каждый раз нового слова требует активного построения его артикуляторно-произносительного образа.
Активное овладение словом как орудием-средством коммуникативной деятельности поучительно еще и в том отношении, что материальные свойства, на которые ребенок должен ориентироваться при создании артикуляторно-произносительного образа слова, даны только в форме произносимого взрослым слова и с ним нельзя производить совместных со взрослым действий, как например, с палкой.
Наши предположения о природе и процессе усвоения ребенком предметных действий могут быть сведены к следующему.
Предметные действия, т. е. действия с предметом в соответствии с приданной ему общественной функцией и общественно выработанным способом его использования, формируются только в совместной деятельности ребенка и взрослого.
В связи с этим весь процесс освоения предметного действия имеет для ребенка смысл тех отношений, в которые он вступает с взрослым, благодаря чему и возникает тенденция следовать образцу действия, показываемому взрослыми. Выяснение этого смысла необходимая фаза всего последующего освоения действия ребенком.
При освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия, которую ребенок осуществляет, совместно с взрослым решая определенные задачи.
Получаемый после осуществления предметного действия результат не может служить критерием правильности употребления предмета-орудия. Таким критерием выступает только соответствие образцу, носитель которого - взрослый.
5. Освоение операционно-технической стороны предметного действия невозможно путем прямого прилаживания действия к образцу, содержащемуся или в совместном действии, или в простом показе. Оно осуществляется в процессе создания ребенком образа действия с предметом-орудием.
Создание ребенком образа действий с предметом-орудием происходит в результате разнообразных проб. Однако они входят в образ действия только на основе санкции взрослого, т. е. если реализуют смысл отношений ребенка и взрослого. Построение образа действия с предметом-орудием не есть одномоментный акт.
Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия, создаваемым самим ребенком в ходе совместной работы с взрослым. Возникновение этого образа и знаменует собой конец формирования предметного действия.
Непосредственное приспособление к материальным свойствам предмета-орудия происходит только на основе включения их в образ действия, постепенно создаваемый ребенком.
Процесс формирования образа действия с предметом-орудием есть одновременно процесс отождествления ребенка с взрослым.
Для меня все эти предположения имеют не только значение раскрытия психологического механизма формирования предметных действий. В своей статье, посвященной проблемам периодизации детства (Эльконин, 1971), я высказал предположение, что всякому периоду, характеризующемуся усвоением операционально-технической стороны деятельности в предметном мире, предшествует период освоения мотивационно-потребностной стороны деятельности людей. Приведенные в этой статье соображения дают основания полагать, что и освоение отдельного предметного действия построено по тому же принципу. Освоению операционально-технической стороны отдельного действия у ребенка предшествует выяснение смысла этого освоения в системе отношений с взрослым.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве по Д. Б. Эльконину. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве по Д. Б. Эльконину Выполнила Ермакова Екатерина
В связи с этим долгое время считалось, что детеныш шимпанзе и человеческий младенец в первые месяцы жизни практически не отличаются. Конечно, этому мнению есть множество возражений.
Впервые в отечественной психологии П. Я. Гальперин указал на принципиальное отличие орудийных операций у человека от феноменально сходного употребления вспомогательных средств высшими обезьянами. Он видел это отличие в том, что обезьяны предметом действуют так же, как и рукой; предмет у них становится как бы простым удлинением или придатком руки. У человека рука подчиняется требованиям орудийных приемов.
Однако, кажущееся приспособление движений ребенка к физическим свойствам орудия в действительности является опосредствованным через образец действия, в который и включается орудие. Основное — путь совместной деятельности ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов, В такой совместной деятельности взрослые организуют действие ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий.
Ребенок раньше выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета. Лишь затем начинается освоение операционально-технического состава действия, которое протекает внутри образца. Таким образом происходит не просто приспособление отдельных движений к орудию, а включение орудия в заданную схему действия (образец) и обогащение последнего ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия.
Важно следующее: процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого выступает взрослый. И именно этим формирование предметных действий принципиально отличается от других видов действий — функциональных, результативных и т. п.
Подтверждение сказанного было получено в исследовании М. Г. Елагиной. Суть экспериментальной ситуации заключалась в том, чтобы вызвать у ребенка активное использование определенного слова в качестве единственного адекватного средства общения со взрослыми.
На основе тщательной фиксации поведения детей и движения их глаз М. Г. Елагина выделила три основных периода. В первом периоде главный компонент ситуации — предмет. Ребенок непосредственно тянется к нему, сопровождая свои попытки достать предмет мимическими и интонационально-выразительными эмоциональными компонентами, носящими характер воздействия на взрослого. Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Дети стремятся вывести взрослого из состояния нейтралитета, обратить внимание взрослого на свои попытки. Наконец, в третьем периоде слово становится центром ситуации. Появляются первые попытки произнести слово. В этих попытках ребенок строит артикулярно-произносительный образ слова. Неадекватные речевые пробы исчезают, — и ребенок произносит требуемое слово — название предмета.
Наши предположения о природе и процессе усвоения ребенком предметных действий могут быть сведены к следующему. 1. Предметные действия, то есть действия с предметом в соответствии с приданной ему общественной функцией и общественно выработанным способом его использования, формируются только в совместной деятельности ребенка и взрослого. 2. В связи с этим весь процесс освоения предметного действия имеет для ребенка смысл тех отношений, в которые он вступает с взрослым, благодаря чему и возникает тенденция следовать образцу действия, показываемому взрослыми. Выяснение этого смысла — необходимая фаза всего последующего освоения действия ребенком. 3. При освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия, которую ребенок осуществляет совместно со взрослым, решая определенные задачи. 4. Получаемый после осуществления предметного действия результат не может служить критерием правильности употребления предмета-орудия. Таким критерием выступает только соответствие образцу, носитель которого — взрослый.
5. Освоение операционально-технической стороны предметного действия невозможно путем прямого прилаживания действия к образцу, содержащемуся или в совместном действии, или в простом показе. Оно осуществляется в процессе создания ребенком образа действия с предметом-орудием. 6. Создание ребенком образа действий с предметом-орудием происходит в результате разнообразных проб. Однако они входят в образ действия только на основе санкции взрослого, то есть если реализуют смысл отношений ребенка и взрослого. Построение образа действия с предметом-орудием не есть одномоментный акт. 7. Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия, создаваемым самим ребенком в ходе совместной работы с взрослым. Возникновение этого образа и знаменует собой конец формирования предметного действия. 8. Непосредственное приспособление к материальным свойствам предмета-орудия происходит только на основе включения их в образ действия, постепенно создаваемый ребенком. 9. Процесс формирования образа действия с предметом-орудием есть одновременно процесс отождествления ребенка с взрослым.
Первый слайд презентации: Статья Эльконина в конспектах Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте
Перунов А. Калабухова Д.
Слайд 2: Первые из списка
В. Келер К. Бюлер
Слайд 3: Ж. Пиаже
Слайд 4: Против шимпанзе
До конца первого полугодия неотрывность от матери (физическая) Нет такого у ребёнку → развитие коммуникативных функций
Слайд 5: Против шимпанзе
В 4 мес. Шимпанзе осваивает предметный мир Ребенок беспомощно валяется в кровати.
Слайд 6: П.Я. Гальперин
Впервые в советской психологии П. Я. Гальперин указал на принципиальное отличие орудийных операций у человека от феноменально сходного употребления вспомогательных средств высшими обезьянами. Обезьяны предметом действуют так же, как и рукой У человека рука подчиняется требованиям орудийных приемов Образец рационального способа дает ребенку взрослый
Слайд 7: Андрейка ’s cool stories
Смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, — взрослый и совместная деятельность с ним. Общий смысл может быть реализован только в том случае, если действие производится так, как показал взрослый. Даже на последнем этапе освоения действия, когда кажется, что ребенок ориентирует отдельные операции на те или иные физические свойства орудия, в действительности ориентация опосредствована отношением со взрослым.
Слайд 8: Эксперимент М. Г. Елагиной (под рук. М. И. Лисиной)
Суть эксперимента: вызвать у ребенка активное использование определенного слова в качестве единственного адекватного средства общения с взрослыми. Результаты: Из 33 детей в возрасте от 1(1) до 1 (7). 27 научились в этой экспериментальной ситуации правильно называть предмет словом, предлагавшимся взрослым.
Слайд 9: Эксперимент М. Г. Елагиной (под рук. М. И. Лисиной)
НО! Важен не результат а процесс. процесс, в результате которого дети переходили к адекватному употреблению слова В первом периоде главный компонент ситуации — предмет. Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. В третьем периоде слово становится центром ситуации.
Слайд 10: 9 Предположения о природе и процессе усвоения ребенком предметных действий
Предметные действия формируются только в совместной деятельности ребенка и взрослого. Весь процесс освоения предметного действия имеет для ребенка смысл тех отношений, в которые он вступает с взрослым. При освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия.
Слайд 11: 9 Предположения о природе и процессе усвоения ребенком предметных действий
Получаемый результат не может служить критерием правильности употребления предмета-орудия. Освоение операционально-технической стороны предметного действия осуществляется в процессе создания ребенком образа действия с предметом-орудием. Создание ребенком образа действий с предметом-орудием происходит в результате разнообразных проб.
Слайд 12: 9 Предположения о природе и процессе усвоения ребенком предметных действий
Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым опосредована образом действия. Непосредственное приспособление к материальным свойствам предмета-орудия происходит только на основе включения их в образ действия, постепенно создаваемый ребенком. Процесс формирования образа действия с предметом-орудием есть одновременно процесс отождествления ребенка с взрослым.
1. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве по Д. Б. Эльконину
• В связи с этим долгое время считалось, что
детеныш шимпанзе и человеческий
младенец в первые месяцы жизни
практически не отличаются. Конечно,
этому мнению есть множество возражений.
• Впервые в отечественной психологии П. Я.
Гальперин указал на принципиальное отличие
орудийных операций у человека от
феноменально сходного употребления
вспомогательных средств высшими
обезьянами. Он видел это отличие в том, что
обезьяны предметом действуют так же, как и
рукой; предмет у них становится как бы
простым удлинением или придатком руки. У
человека рука подчиняется требованиям
орудийных приемов.
• Однако, кажущееся приспособление движений
ребенка к физическим свойствам орудия в
действительности является опосредствованным
через образец действия, в который и включается
орудие.
• Основное — путь совместной деятельности ребенка
со взрослым, в процессе которой взрослые
постепенно передают ребенку общественно
выработанные способы употребления предметов,
В такой совместной деятельности взрослые
организуют действие ребенка, а затем
осуществляют функции поощрения и контроля за
ходом формирования этих действий.
• Ребенок раньше выделяет на основе
показанного ему образца действия общую
функцию предмета. Лишь затем начинается
освоение операционально-технического
состава действия, которое протекает внутри
образца. Таким образом происходит не просто
приспособление отдельных движений к
орудию, а включение орудия в заданную схему
действия (образец) и обогащение последнего
ориентацией на отдельные свойства предметаорудия.
• Важно следующее: процесс овладения
предметным действием неразрывно связан
с построением самим ребенком образца
этого действия, тождественного тому
образцу, носителем которого выступает
взрослый. И именно этим формирование
предметных действий принципиально
отличается от других видов действий —
функциональных, результативных и т. п.
• Подтверждение сказанного было получено
в исследовании М. Г. Елагиной. Суть
экспериментальной ситуации заключалась в
том, чтобы вызвать у ребенка активное
использование определенного слова в
качестве единственного адекватного
средства общения со взрослыми.
• На основе тщательной фиксации поведения детей и
движения их глаз М. Г. Елагина выделила три основных
периода.
– В первом периоде главный компонент ситуации — предмет.
Ребенок непосредственно тянется к нему, сопровождая свои
попытки достать предмет мимическими и интонациональновыразительными эмоциональными компонентами,
носящими характер воздействия на взрослого.
– Во втором периоде главным компонентом ситуации
становится взрослый. Дети стремятся вывести взрослого из
состояния нейтралитета, обратить внимание взрослого на
свои попытки.
– Наконец, в третьем периоде слово становится центром
ситуации. Появляются первые попытки произнести слово. В
этих попытках ребенок строит артикулярнопроизносительный образ слова. Неадекватные речевые
пробы исчезают, — и ребенок произносит требуемое слово
— название предмета.
• Наши предположения о природе и процессе усвоения ребенком
предметных действий могут быть сведены к следующему.
– 1. Предметные действия, то есть действия с предметом в соответствии с
приданной ему общественной функцией и общественно выработанным
способом его использования, формируются только в совместной
деятельности ребенка и взрослого.
– 2. В связи с этим весь процесс освоения предметного действия имеет для
ребенка смысл тех отношений, в которые он вступает с взрослым,
благодаря чему и возникает тенденция следовать образцу действия,
показываемому взрослыми. Выяснение этого смысла — необходимая фаза
всего последующего освоения действия ребенком.
– 3. При освоении предметного действия в первую очередь осваивается
функция предмета-орудия, которую ребенок осуществляет совместно со
взрослым, решая определенные задачи.
– 4. Получаемый после осуществления предметного действия результат не
может служить критерием правильности употребления предмета-орудия.
Таким критерием выступает только соответствие образцу, носитель
которого — взрослый.
– 5. Освоение операционально-технической стороны предметного действия
невозможно путем прямого прилаживания действия к образцу,
содержащемуся или в совместном действии, или в простом показе. Оно
осуществляется в процессе создания ребенком образа действия с
предметом-орудием.
– 6. Создание ребенком образа действий с предметом-орудием происходит в
результате разнообразных проб. Однако они входят в образ действия
только на основе санкции взрослого, то есть если реализуют смысл
отношений ребенка и взрослого. Построение образа действия с
предметом-орудием не есть одномоментный акт.
– 7. Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не
непосредственна, она опосредована образом действия, создаваемым
самим ребенком в ходе совместной работы с взрослым. Возникновение
этого образа и знаменует собой конец формирования предметного
действия.
– 8. Непосредственное приспособление к материальным свойствам
предмета-орудия происходит только на основе включения их в образ
действия, постепенно создаваемый ребенком.
– 9. Процесс формирования образа действия с предметом-орудием есть
одновременно процесс отождествления ребенка с взрослым.
Читайте также: