Химическая промышленность 9 класс конспект урока по географии

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: Изучение нового материала.

    Образовательные: Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.
  • Развивающие: Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа , картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.
  • Воспитательные: Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.

  • Карта “Химическая промышленность”, учебник “География России.
  • Население и хозяйство” 9 класс В. П. Дронов В. Я. Ром, Атлас для 9 класса “Дрофа”, презентация.

1. Оргмомент – 1 мин.

Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих. Учитель напоминает о теме “Цветная металлургия”, изученной на предыдущем уроке.

2. Проверка домашнего задания. – 8 мин.

(Через две минуты начать опрос.)

  1. Почему в Липецке находится центр чёрной металлургии? (Липецк находится в районе добычи железной руды КМА).
  2. Около города Череповца отсутствуют запасы коксующихся углей и железной руды. Однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему? Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова (Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна. Комбинат построен на потоках руды и угля.
  3. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод? (Алюминиевое производство энергоёмкое, поэтому размещается у источника дешёвой энергии – Волгоградской ГЭС).
  4. Укажите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла. (Доменный – сталеплавильный – прокатный).
  5. Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырьё и отправляется из Норильска готовая продукция? (В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации).
  6. Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске? (Алюминиевое производство - энергоёмкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС)
  7. Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу? (На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)
  8. Почему в Москве работают два металлургических завода? (Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и на отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)
  9. Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите ещё пример центра этой отрасли, расположенного в той же металлургической базе. (Это центры медной промышленности, примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к .это города Уральской металлургической базы.)
  10. Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства. (Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол –электрометаллургическое, у сырья; Ревда – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвойцы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – чёрная металлургия, у сырья,)

3. Изучение нового материала. - 24 минуты.

Объявляется тема урока. В тетради записываем тему урока “Химическая промышленность”.

Химко-лесной комплекс состоит из двух отраслей: химической и лесной промышленности.(слайд 3,4)

Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.

По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.

Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.

По учебнику “География. Население и хозяйство” для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?

(Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.) (слайд 5)

Химическая промышленность имеет три особенности, которые влияют на размещение предприятий.

  1. Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).
  2. У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья (Поволжье, Европейский Центр).
  3. Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.

В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. (слайд 7)

В химической промышленности и, при её взаимодействии с

другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.

Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.

Конспект открытого урока по теме "Химическая промышленность"для учащихся 9 классов.

ВложениеРазмер
khimicheskaya_promyshlennost_otkr_urok.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Химическая промышленность.

Цели: Изучить особенности химической промышленности. Показать ее значение в экономике России. Раскрыть особенности размещения химической промышленности. Формировать умение составлять схему межотрослевых связей химической промышленности, анализировать карту химической промышленности.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

( На экране появляется таблица, в течении 1 мин учащиеся работают над выполнением задания на местах, после – проверка.)

Задание : установи соответствие между понятиями и его определением .

1. Военно-промышленный комплекс

Переход военного производства на выпуск гражданской продукции.

Увеличение производства военного оружия.

Совокупность предприятий и учреждений науки и техники, производимых военную технику, боеприпасы и оружие.

4. Фактор секретности

Дополнительные вопросы учащимся:

- Приведите примеры отраслей ВПК.

- Что необходимо учитывать приразмещении ВПК?

- Как вы считаете, есть ли необходимость конверсии ВПК в России? Каковы проблемы конверсии?

3. Изучение нового материала. ( беседа)

Пройдемте на нашу выставку. (Перед классом на столе разложены различные предметы)

Здесь вы можете увидеть: изделия из пластика: ведра, горшки…, изделия из резины, краски, лаки, удобрения, колготки…

Без этих предметов мы уже и не представляем нашу жизнь. Какая отрасль промышленности занимается производством этих предметов? ( химическая)

Цели урока: (записаны на экране)

- Выяснить особенности химической промышленности.

- Показать значение химической промышленности в экономике России.

- Раскрыть особенности размещений предприятий химической промышленности.

- Изучить географию размещения предприятий химической промышленности.

Химическая промышленность – авангардная отрасль экономики страны. ( на экране)

Давайте обсудим эту проблему. ( Учитель выслушивает рассуждения детей по поводу значимости химического комплекса)

Таким образом, мы сделали следующие выводы:

Особенности размещения предприятий химической промышленности. ( на экране)

1. Химическая промышленность создает новые материалы с заданными свойствами, которые позволяют экономить природные ресурсы и труд людей.

2. Химическая промышленность имеет обширную сырьевую базу.

3. Один продукт можно получить из разных видов сырья.

4. Химическая промышленность позволяет комплексно перерабатывать сырье и получить разную продукцию.

Какие отрасли входят в состав химической промышленности, что они выпускают и где они размещаются?

Рассмотрим таблицу ( таблица лежит у каждого на парте и выводится на экран).

Таблица заполняется учащимися по ходу рассказа учителя.

2. Основная химия

Сырьевой ( сернокислотные заводы)

Сырьевой( у газопроводов или на металлургических комбинатах)

Новомосковск, Щекино, Тольятти, Новгород, Магнитогорск

3. Химия органического синтеза.

Сырьевой ( у нефтепроводов)

Сырьевой ( к производству каучука)

Киров, Нижнекамск, Воронеж, Омск.

Уфа, Тюмень, Казань, Орехово-Зуево.

Водоемкость и энергоемкий

Тверь, Клин, Саратов

В составе химической промышленности выделяют добычу горно-химического сырья

( Учитель показывает коллекуию химического сырья). Это апатиты, фосфориты, поваренная и калийная соли, сера и др.

Вторая отрасль ХП – это основная химия , которая включает в себя производство минеральных удобрений, хлора, соды, серной кислоты и других продуктов.

Проще всего размещение калийных удобрений : все калийные соли добываются на крупнейшем в мире Соликамском месторождении ( на севере Пермской обл.), а сами удобрения производятся в городах Соликамск и Березники.

Большая часть фосфорных удобрений производится из апатитов, добываемых в Хибинах. Содержание фосфора в апатитовом концентрате больше, чем в самих удобрениях, но он находится в неусвояемой растениями форме, поэтому производство суперфасфата , который получается при взаимодействии апатитов с серной кислотой рассредоточено по стране и приближается к местам потребления. Другое крупное месторождение фосфатного сырья – Егорьевское в Московской области, а в городе Воскресенск производят фосфоритную муку.

Большая часть азотных удобрений производится на основе природного газа. Эти производства привязаны к трассам газопроводов. ( Новомосковск, Щекинов Тульской области, Дорогобуж в Смоленской области, Тольятти, Новгород, Невинномыск ). В других сучаях используется коксовый газ, тогда это производство комбинируется с черной металлургией. (Магнитогорск, Нижний Тагил, Липецк, Череповец).

Химия органического синтеза включает в свой состав производство синтетического каучука, пластмасс, синтетических смол, химических волокон. Первоначально основной базой этих производст являлось с/х и древесное сырье, а также уголь. Сейчас они опираются на нефтегазовое сырье.

Производство синтетического каучука. Было впервые в мире организовано в СССР в 30-х гг ( до этого весь мир использховал только натуральный каучук из сока гевеи) и было привязано к сырь. (спирт из картофеля и зерна) и к потребителю (автомобильная промышленность). Именно поэтому производство синтетического каучука разместилось в Центральной России (сейчас эти заводы работают на нефтегазовом сырье). Прозже это производство возникло на базе древесного сырья в Красноярске.

К производству синтетического каучука привязано производство автомобильных покрышек на шинных заводых. Около 1/3 покрышек производится на Нижнекамском заводе в Таатарстане. Крупные центры также Ярославль, Воронеж и Омск. В Омске и Ярославле сложились комплексы взаимосвязанных производств: нефтепереработка – синтетический каучук – шинное производство.

Призводство пластмасс и синтетических смол в России привязано к районам переработки нефтегазового сырья (Поволжье, Западная Сибирь), но развито и в районах потребления (Центр, Севео-Запад). Как правило, пластмассы и синтетические смолы, вырабатываемые на производствах, входящих в состав нефтехимических комбинатов или азотно-туковых заводов.

Химические волокна различают искуственные (из целлюлозы) и синтетичесике ( из нефтегазовогои или угольного сырья Это производство характеризуется особенно высокой водо- и энергоемкостью. Например, для производства 1т волокон требуется 6000 куб м воды и 16-19т условного топлива. Основные центры тяготеют либо к потребителю – к тектильной промышленности ( в Центральном районе – 1/3 российского производства), либо в районам развитой нефтехимии (1/4 – в Поволжье).

Таким образом: крупными химическими базами в России являются:

Чтобы показать значение Химической промышленности в экономике России, нужно создать схему, показывающую связь Химической промышленности с другими межотраслевыми комплексами экономики.

Межотраслевые связи химической промышленности. ( выведено на экран)


Урок сформирует представление о значении химической промышленности, ее составе, факторах, географии размещения и проблемах.

Описание разработки

Цель урока:

сформировать представление о значении химической промышленности, ее составе, факторах, географии размещения и проблемах.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть особенности химической промышленности России; показать ее значение в экономике России; раскрыть особенности размещения химической промышленности; познакомиться с новыми понятиями;

Развивающие: продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа, картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитательные: формировать ответственное отношение к выполнению полученного задания, формировать интерес к изучаемому предмету и экологическую культуру.

Ход урока.

1. Организационный этап. - 1мин.

Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания. – 8 мин. (Слайды 1-5)

Учащиеся получают карточки с вопросами. (Приложение № 1). На обдумывание вопроса даётся две минуты.

Затем учащиеся обмениваются карточками и проверяют правильность выполнения, сравнивая с ответами на доске. При неправильном ответе вносят поправку в ответ.

Подсчитывают количество баллов за правильные ответы и выставляют оценку.

3. Изучение нового материала. - 24 минуты. (Слайды 6-36)

На протяжении всего урока учащиеся работают с листами самооценки. (Приложение № 2).

Мотивация учебной деятельности. Учащиеся пробуют самостоятельно определить тему урока, цель и задачи урока.

Знания об особенностях химической промышленности позволяют глубже понимать происходящие процессы, происходящие сегодня.

План объяснения новой темы:

1. Значение химической промышленности.

Химическая промышленность России (конспект)

2. Особенности химической промышленности.

3. Отраслевой состав.

4. Факторы размещения.

5. География предприятий химической промышленности.

6. Проблемы химической промышленности.

1. Значение химической промышленности. (Слайды 14, 15)

Химическая промышленность является одной из центральных отраслей современной мировой экономики.

Основная задача химической промышленности – переработка и превращение различных видов сырья, таких, как нефть, природный газ, уголь, руды, минералы, других полезных ископаемых, а также воды, воздуха в разнообразные продукты.

Химическая промышленность определяет одно из направлений научно-технического прогресса – химизация.

Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях. (Слайд 17)

2. Особенности химической промышленности. (Слайды 18, 19)

Химическая промышленность имеет особенности, которые влияют на размещение предприятий.

В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности:

1. Создание новых материалов с заданными свойствами, превосходящих по многим качествам натуральные продукты.

2. Ресурсосбережение: экономия труда людей и природного сырья

3. Обширная сырьевая база, комплексное использование сырья и продуктов переработки (отходов производства), что позволяет повсеместно размещать химические предприятия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 9 классе.

Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна, ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербург.

Тема: Химическая промышленность.

Цель урока: Определить значение химической промышленности в хозяйстве страны. Выяснить отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности. Охарактеризовать базы химической промышленности.

Задачи урока: Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.

Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Продолжить формирование умений работы с учебником, делать выводы и обобщения.

Продолжить формирование умения составлять схему межотраслевых связей на примере химической промышленности, читать и анализировать тематические карты, таблицы учебника.

Формировать компетенции : Учебно-познавательная - создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия и др.).

Ценностно-смысловая - содействовать осознанию учащимися социальной, практической и личностной ценности учебного материала.

Коммуникативная - содействовать развитию у детей умений общаться, обеспечивать развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Личностная (самосовершенствования) в ходе включения в учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока.

1. Проверка домашнего задания : 2 ученика приглашаются к доске, каждому по пять вопросов, отвечают по очереди. За каждый правильный ответ 1 балл. Оценивание.

1.Почему в Липецке находится центр чёрной металлургии?

( Липецк находится в районе добычи железной руды КМА) .

2.Около города Череповца отсутствуют запасы коксующихся углей и железной руды. Однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему?

(Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова ( Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна. Комбинат построен на потоках руды и угля

3.Почему в Волгограде построен алюминиевый завод?

( Алюминиевое производство энергоёмкое, поэтому размещается у источника дешёвой энергии – Волгоградской ГЭС).

4.Укажите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла.

(Доменный – сталеплавильный – прокатный).

5.Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырьё и отправляется из Норильска готовая продукция?

( В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации).

6.Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске?

(Алюминиевое производство - энергоёмкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС,)

7.Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу?

( На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)

8.Почему в Москве работают два металлургических завода?

(Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и на отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)

9. Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите ещё пример центра этой отрасли, расположенного в той же металлургической базе.

(Это центры медной промышленности, примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к .это города Уральской металлургической базы.)

10. Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства.

(Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол –электрометаллургическое, у сырья; Ревда – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвойцы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – чёрная металлургия, у сырья,)

2. Организационный момент:

1. актуализация темы:

- Вашему вниманию предлагается познакомиться с отраслью, которая способна творить чудеса. Итак, семь чудес (химической промышленности) не называю тему. Задача: определить тему урока и задачи, просмотрев презентацию.

1 - она входит в авангардную тройку отраслей хозяйства.

2 - она - основа важнейшего направления научно-технического прогресса – ( химизации, т.е. внедрения химических методов, процессов и материалов в различные отрасли хозяйства).

3 – она, используя современные новейшие технологии, превращает в ценные промышленные продукты практически все известные в природе вещества.

4.- она позволяет заменять дорогое или дефицитное сырье более дешевым и распространенным.

5. – это ресурсосберегающая промышленность. Она располагает уникальными возможностями комплексного использования сырья и переработки любых производственных отходов, даже самых ядовитых.

6. – она имеет обширную сырьевую базу: минеральные ресурсы, древесина, воздух, вода, вторичное сырье.

7 . – ни одна отрасль не может сравниться с ней в создании новых материалов с заранее заданными свойствами, которые позволяют экономить сырье и труд людей.

(по ходу презентации объясняю каждое чудо).

Что это за отрасль? Каков план изучения отрасли?

…. что в эпоху НТР продукция химпрома используется во всех отраслях хозяйства?

…что хим. промышленность использует в основном возобновляемые ресурсы?

…что химия создает вещества, не существующие в природе?

…что химия является сильнейшим загрязнителем окружающей среды?

…что роль отраслей химической промышленности в хозяйстве неуклонно снижается?

Ключ: 1-да, 2- нет, 3-да, 4- да, 5-нет.

Вывод: Чем химическая промышленность отличается от других отраслей промышленности?

Ответ:1. Она создает новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные. Их применение экономит труд людей и сырье.

2. У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья.

3. Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.)

2. Работа с текстом учебника с.157 и составление отраслевой структуры отрасли. Сопоставить с картами химической промышленности и размещением предприятий.

Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности

Химическая промышленность — комплекс отраслей тяжёлой промышленности, объединяющий предприятия по выпуску химической продукции.

В структуре химической промышленности можно выделить следующие подотрасли:

  • горно-химическая промышленность — занимается добычей, обогащением и первичной обработкой горно-химического сырья;
  • основная химия — занимается производством минеральных удобрений, кислот и солей;
  • химия органического синтеза — занимается производством пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, красителей;
  • тонкая химия — занимается производством бытовой химии, парфюмерно-косметических продуктов, лекарств.

Факторы размещения химической промышленности:

  • сырьевой
  • энергетический
  • водный;
  • трудовые ресурсы
  • потребительский
  • транспортный.

В мировой химической промышленности сложились четыре главных центра:

Отдельно стоит упомянуть ещё один регион — страны Персидского залива, где быстро растёт химическое производство. Сырьём для него здесь являются огромные ресурсы попутного (от нефтедобычи) газа. Нефтедобывающие страны района — Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Бахрейн — дают около 5-7 % мировой химической продукции.

Горно-химическая промышленность

Главный фактор размещения подотрасли — сырьевой. Сырьём для химической промышленности служат:

  • все виды топливных полезных ископаемых (нефть, природный газ, уголь и др.);
  • минеральное сырьё (калийная и каменная соль, фосфориты, сера и др.);
  • различные виды отходов производства чёрных и цветных металлов, лесопиления и деревообработки.

Значительная часть сырьевой базы горно-химической промышленности сконцентрирована в Китае.

Страны — лидеры по добыче серы:

  • 1) Китай;
  • 2) США;
  • 3) Россия;
  • 4) Канада;
  • 5) Саудовская Аравия.

Страны — лидеры по добыче калийной соли:

  • 1) Канада;
  • 2) Россия;
  • 3) Беларусь.

Страны — лидеры по добыче каменной соли:

Страны — лидеры по добыче фосфоритов:

Основная химия

Калийные удобрения (15 %). Лидеры: Канада (28 %); Россия (19 %); Беларусь (16 %).

Азотные удобрения (60 %). Лидеры: Китай (41 %); Индия (10 %); США (7 %).

Фосфорные удобрения (25 %). Лидеры: Китай (38 %); США (25 %); Индия (8 %).

Серная кислота (сырьё — сера). Лидеры: Китай; США; Россия; Канада; Германия.

Химия органического синтеза

Пластмассы и синтетические смолы. Лидеры: Китай (25 %); США (12 %); Германия (5 %).

Химические волокна. Лидеры: Китай (69 %); Индия (7 %); США (3,6 %).

Синтетический каучук. Лидеры: Китай; США; Япония; Россия; Германия.

Тонкая химия

Ведущие производители фармацевтической продукции в мире: США, Германия и Япония. Выделяют четыре центра мировой фармацевтики:

  1. США — производят около 30 % медикаментов в мире, но из-за большого внутреннего рынка на экспорт отправляется лишь 30 % продукции.
  2. Западная Европа — 25—33 %. Лидирующие страны: Германия, Швейцария, Бельгия.
  3. Азиатский центр — представлен Японией, характеризующейся самым большим потреблением медикаментов на душу населения, и Китаем, где фармацевтика растёт рекордно быстрыми темпами.
  4. Восточноевропейский центр — около 10 %. Представлен Венгрией, Польшей и Словакией.

Крупнейшими производителями парфюмерной продукции в мире являются: страны Зарубежной Европы (Франция, Германия), США, Япония и Россия.

Читайте также: