Конспект урока тютчев осенний вечер

Обновлено: 05.07.2024

История создания


Фёдор Иванович Тютчев

Тютчев учился на дому до 15 лет, после чего поступил в университет в Москве. Закончив его, он служил в русском посольстве и отправился в Германию, где провел 22 года. На протяжении всего этого времени он писал незабываемые и изысканные стихотворения.

Жанр, направление и размер

Стихосложение не отличается изобретательностью: размер этого произведения – пятистопный ямб, а рифма – перекрестная. Тютчев оригинален в другом, в частности — в переосмыслении жанра пейзажной лирики.

Композиция

Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.

  1. Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
  2. Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
  3. Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.

Образы и символы

Темы и настроение

Осень традиционно соотносят со старостью, за которой следует смерть. Но, тем не менее, нельзя утверждать, что стихотворение проникнуто лишь депрессивными трагическими мотивами. Лирический герой старается увидеть положительные моменты даже сквозь тоскливое настроение: светлость вечеров, таинственная прелесть, легкий шелест.

Таким образом, основной темой сочинения выступает противостояние увядания и несгибаемого оптимизма. Автор сопереживает природе, он неравнодушен к её старению, но всё же поэт не желает поддаваться меланхолии и грусти.

Композиция произведения

План структуры:

  • Описание летнего заката после знойного дня.
  • Звездное небо.
  • Летний воздух.
  • Сама природа в виде молодой девушки.

Первая и вторая строфа


Тема второй части — уставшее небо, которое пытаются поддержать звезды. За день у него накопилась усталость, это подобно тому, как за жизнь устает человек.

Третья и четвертая части

В третьей строфе появляется образ не только природы, но и впервые упоминается состояние героя. Воздух, как река, плывет между небом и землей и дарует долгожданную прохладу. С наступлением вечера становится легче дышать, человек чувствует облегчение и погружается в свои мысли.

Читатель видит природу, она предстает в образе прекрасной девушки, которая сама оживляется от прохлады. Тютчев олицетворяет природу, сравнивает ее состояние с тем, когда человек остужает свои ноги в ключевой воде после дневного зноя. Таким образом, автор так грандиозно выводит картину природы, показывает параллели между ней и человеком, что читателю остается только восхищаться мастерством поэта.

Вечер

Средства художественной выразительности

Тютчев сравнивает увядание природы с человеческим страданием. Встречаются в тексте инверсии: багряных листьев, холодный ветр порою.

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ф. И. Тютчев прекрасно описывает красоту природы, а также неотделимо передает внутренний мир лирического героя и события окружающей среды. В одном из своих стихотворений поэт показывает увядающую красоту зачаровывающей осени.

Все стихотворение является одним сложноподчиненным предложением, читающимся на одном дыхании. Размер для произведения Ф. И. Тютчев выбрал пятистопный ямб, а рифмовку перекрестную. Употребляется высокая лексика, неологизмы.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осенний вечер.

История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.

Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, приобретением духовного опыта, когда человек учится ценить каждое мгновение.

Композиция – Стихотворение состоит их трёх условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй – говорит о неизбежности изменений в природе, в третьей – приходит к философскому выводу о цикличности бытия.

Жанр – Лирическое стихотворение, которое тематически можно отнести как к пейзажной, так и к философской лирике.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с пиррихиями, рифмовка – перекрёстная.

История создания

Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович поступил на государственную дипломатическую службу и был определён в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся учёных своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.

Не имея возможности разговаривать за границей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написанием стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.

Главной темой стихотворения является сравнение человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.

В представлении автора осень олицетворяет собой душевную зрелость человека, пережившего немалые испытания, но не разочаровавшегося в жизни.

В эту пору года как никогда остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после – весна, дарующая возрождение. В природе всё циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройдённые жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить каждый момент жизни и радоваться ему, не поддаваться унынию и тоске – вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своём произведении.

Композиция

В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится всё стихотворение.

Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчёркивающие неизбежность увядания природы.

В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.

Произведение состоит из двенадцати строк, написано пятистопным ямбом с пиррихиями, с использованием перекрёстной рифмовки. Примечательно, что всё целиком стихотворение представляет собой одно сложное предложение. Но, невзирая на столь необычное построение, читается очень легко, на одном дыхании.

Средства выразительности

Для описания природы в своём произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе.

Тема: Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Цель: учащиеся должны знать о творчестве поэтов Ф.И. Тютчев и

А.А. Фета, уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснить состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определить роль изобразительно – выразительных средств в раскрытии идеи произведения; воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Оборудование: презентация, портреты художников, репродукции картин русских художников-передвижников, музыкальные записи

I . Организационный момент.

II .Вступительное слово учителя. (слайды 1-2)

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего воздуха белой бескрайной пустыни до горизонта тянущихся снегов, живостью журчащих весенних ручьев и разливающихся в половодье рек с туманами над водой. Она дорога каждому большому поэту своей непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много красоты внутренней, раздолья, спокойствия, степенности и величия, взывающих к нравственной строгости и чистоте. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большое, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. (слайд 3). Сегодня мы с вами поговорим об осени и весне.

(Запись темы урока и эпиграфа (слайд 4) в тетрадь)

- Как вы понимаете слова эпиграфа? (ответы учащихся)

III . Основное содержание урока.

1. Слово учителя.

Осенью восхищались многие писатели, поэты, художники, музыканты, и каждый по – своему показал её в своих произведениях. Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь и чувствовать особенным образом, уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. (слайд 5)

2. Работа с текстами стихотворений.

- Каким чувством пронизаны строки стихотворений? (Грусть, тоска, уныние, предчувствие зимы…)

- Настало время вспомнить и познакомиться со стихотворениями

Ф.И. Тютчева об осени, в которых неповторимые картины осенней природы и красивая музыка.

5. Анализ текста

- Опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное)

- Опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение, восторг…)

- Назовём и выпишем художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина.

Природа у Тютчева изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, насыщена звуками, красками, запахами. Она чувствует, дышит, радуется и грустит.

- Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? (Отдых после работы, спокойствие)

-Какая красота и восхищение в этих строках! Тютчев воссоздал неповторимую пейзажную зарисовку. Каждое слово или выражение значимы, имеют глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой осенью.

- Что, по мнению Тютчева, происходит в природе с приходом осени?

- Как вы понимаете слова и словосочетания: ущерб, изнеможенье, божественной стыдливостью страданья?

Вывод. Стихотворение красочно, музыкально, богато разнообразными художественными средствами. В этом стихотворении авторские раздумья, движение спокойствия, чувства. Тютчев передаёт неповторимую гамму мелодий, разные состояния природы и через них разнообразные чувства человека. Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно – философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино; пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта – просто второе имя жизни. (слайд l 11)

8. Слово учителя

10. Анализ текста

- Как оживает природа весной?

- Как это отражается на настроении человека?

В стихотворении много восклицательных предложений. Фету важно не фотографически точно изобразить явления природы, а передать свои впечатления от них. И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом – переживанием. Такие стихи обращены не к уму, а к чувствам человека.

- Почему в стихотворении речь идет сразу и о ландыше, и о деве? (Всякие границы между человеком и природой устранены. Поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений).

Чтение такого стихотворения доставляет настоящее наслаждение, позволяет окунуться в прекрасный мир поэзии и весны.

III . Творческое задание

Мы с вами, конечно, не писатели. Но, прослушав материал сегодняшнего урока, давайте попытаемся вновь ответить на вопрос: как вы понимаете слова Ф.И.Тютчева, взятые эпиграфом к нашему уроку.

1. Заключительное слово учителя. (слайд 16).

Сегодня на уроке мы увидели взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства в создании образов времен года. Осень и весна никогда не повторяются – каждый год они приносят нам что – нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Прочтите еще раз стихи Тютчева, Фета. В них не названы ни Русь, ни березки, ни раздолье, но в музыке стиха слышится все.

2. Комментирование оценок.

3. Д/З Выучить стихотворение наизусть (по выбору).

Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Цель урока:

Не то, что мните вы, природа -

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.


Федор Иванович Тютчев

Федор Иванович Тютчев

Здесь рождались великие строки…

Здесь рождались великие строки…

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю, И. как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье- и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И. как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье- и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Есть в светлости осенних вечеров ________, ________ прелесть: ________ блеск и пестрота дерев, ________ листьев ______, ____ шелест _______ и _______ лазурь Над ___________ землёю, И, как предчувствие _________ бурь, ______, ________ ветр порою, Ущерб, изнеможенье- и на всём Та _______ улыбка увяданья, Что в существе ___________ мы зовём ____________ стыдливостью страданья.

Есть в светлости осенних вечеров

________, ________ прелесть:

________ блеск и пестрота дерев,

________ листьев ______, ____ шелест

_______ и _______ лазурь

Над ___________ землёю,

И, как предчувствие _________ бурь,

______, ________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье- и на всём

Та _______ улыбка увяданья,

Что в существе ___________ мы зовём

____________ стыдливостью страданья.

Вывод: Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино; пейзажи получают символический смысл; природа для поэта – просто второе имя жизни.

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино;

пейзажи получают символический смысл;

природа для поэта – просто второе имя жизни.

Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет


О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем - неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем - неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

Сегодня на уроке мы увидели взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства в создании образов времен года. Осень и весна никогда не повторяются – каждый год они приносят нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Сегодня на уроке мы увидели взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства в создании образов времен года. Осень и весна никогда не повторяются – каждый год они приносят нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:

Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.

Жанр и композиция


Всего в стихотворении 12 строк. Творчество Тютчева по стилю часто сравнивают с произведениями Гёте, Гейне, Шекспира. Основное отличие — это сжатость, Федор Иванович умел описать впечатляющие красоты лаконично и кратко.

Критики сравнивают его произведения о природе с кратким планом других поэтов. При этом только Тютчев мог в скромных размерах строк вместить столько глубины и смысла.

Стихотворение можно поделить на три части:

  • первая — общая картина осеннего пейзажа;
  • вторая — грустная картина, описание увядания природы;
  • третья — связь между поведением природы и угасанием человеческих чувств.

Каждая из частей представляет собой четверостишье, они объединяются в одну двенадцатистроковую строфу. Автор придерживается одной линии повествования, произведение читается на одном дыхании.

Композиция

Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.

  1. Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
  2. Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
  3. Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.

Литературные приемы


С первых строк становится понятен главный образ произведения — образ осени, наделенной человеческими характеристиками. Лирический герой ощущает осень в своей душе, размышляет о философских вопросах.

Вечер, описанный автором во всех подробностях, побуждает читателя размышлять о каждом мгновении, наблюдать за красотой окружающего мира. Каждая пора прекрасна по-своему и важно научиться разглядывать что-то хорошее в картинах серой, увядающей осенней природы.

Помня о своей неразрывной связи с природой, человек должен не господствовать над ней, а взаимодействовать.

осень


Классическое произведение Федора Ивановича Тютчева создано с использованием пятистопного ямба. Здесь имеется специфическая, свойственная автору, перекрестная рифмовка. Стихотворение относится к кратким произведениям и включает в себя лишь двенадцать строк. Все строки – это единственное в произведении предложение, являющееся сложноподчиненным. Читается оно на одном дыхании, как многие шедевры Федора Ивановича. Для соединения всех деталей сюжета, который окружает лирического героя, использовано словосочетание про кроткую улыбку увядания.
Натуральная природа в произведении описана в виде многоликой и постоянно изменчивой стихии. Здесь присутствует огромное разнообразие красок и звуков. Автор максимально качественно передал читателю практически неуловимые очаровательные моменты, связанные с сумерками в осеннее время года. Именно в это время специфическое вечернее солнце способно напрочь изменить весь лик земного шара. Краски при этом становятся максимально яркими и насыщенными. Это интересно и в описании лазури, багряности листвы, особенного блеска, а также пестроты деревьев. Полупрозрачная дымка смягчается с помощью изысканных эпитетов. К примеру, туманность и легкость.

Великим романтиком не отделяется особенный мир природы от особенностей жизнедеятельности простого человека. Между данными образами присутствует особенная параллель, которая создается в основном с помощью специфического эпитета, где осень описывается грустно-сиротеющей. Автор делает акцент на теме прощания.

В стихотворение Тютчева описано единичное мгновение. Автор старался создать у читателя уникальное впечатление, вмещающее в себя особенные мысли и ощущения, а также полную бесконечность, связанную с собственным жизненным путем. В произведении приводится сравнение осеннего периода года с исключительной духовной зрелостью, когда человек обретет мудрость. Он советует прожить жизнь мудро и ценить практически каждое мгновение.

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. Другие редакции и варианты: И, как предвестье близящихся бурь, Порывистый и ясный ветр порою,

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 2 об.

Возвышенной стыдливостью страданья!

Некрасов. С. 207; Совр. 1854. Т. XLIV. С. 5, и след. изд.

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 2 об.

Датируется на основании пометы в автографе — 1830 г.

(Иллюстрация: Сона Адалян

В начале стихотворения автор погружен в лирическое настроение. В первых двух строчках он отмечает прелесть, покой и тишину осеннего заката, наполненного тихим таинственным светом. Поэт умиляется, наблюдая мирную и, одновременно, исполненную тайного смысла картину увядания дня и жизни.

Но, уже к третьей строке, настроение поэта меняется. В закатном свете, падающем на листву, в ее колебании от легкого движения воздуха, ему видится скрытая угроза. Эффект тревожности достигается с помощью использования звукописи (зловещий блеск, пестрота, шелест) — обилие шипящих и свистящих создает резкий внезапный контраст с первыми строчками, а описания цвета (блеск, пестрота, багряный) лишь добавляет нотки беспокойства. Картинка, казалось бы, статичная, на самом деле наполнена внутренним напряжением, тревожным ожиданием чего-то неотвратимого.

Однако, в следующих двух строчках автор снова описывает покой, тишину, неподвижность. Солнце зашло, и на смену багряно-оранжевому свету приходит лазурь, а блеск последних лучей солнца заменяет легкая дымка тумана. На место неосознанной тревоги приходит более ясная грусть от расставания с дневным светом и летним теплом, олицетворяющими саму жизнь. Поэт и природа, окружающая его, готовы безропотно погрузиться в зимнюю летаргию.

Из покорного, сонного и неподвижного состояния их выводят внезапные порывы холодного ветра, предвестники будущей суровой зимы. Но обещание испытаний в будущем, тем не менее, вселяет в автора и читателя оптимизм и надежду на возрождение жизни.

Поэтому последние четыре строчки, в которых звучат слова увядание, страданье, изнеможение и ущерб, не вызывают тех печальных чувств, которые заложены в их смысл. Неизменность природных циклов дарит поэту, чувствующему себя и все человечество одним целым с миром природы, уверенность в собственном бессмертии, ведь за осенним увяданием и зимней неподвижностью обязательно последует весеннее пробуждение, так же, как утро, которое непременно наступит, когда закончится ночь.

Стихотворный размер текста — пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Небольшое по объему, оно насыщено яркими, разнообразными эпитетами, выражающими противоположные состояния, емкими образами, глубоким философским смыслом, внутренним движением. Резкая картинка сменяется размытой, свет — сумраком, тревога — покоем, на смену тишине приходит звучание и наоборот. Мастерство поэта выражается в том, как он вместил в небольшой объем такую массу чувств, мыслей и образов, не перегрузив композицию. Стихотворение осталось легким, воздушным, читается на одном дыхании и оставляет легкими чувства после прочтения.

История создания

Краткое содержание


Лирический герой наблюдает за осенним вечером. Он находит его особенно умильным и прекрасным. Деревья зловеще блестят и покрываются пестрыми листьями. Багряная листва призывно шелестит и очаровывает. Вокруг собирается туман, виднеется лазурь неба, и все это словно возвышается над пустой землей.

Природа увядает осенью. Ветра становятся холодными и сильными. Они способны ломать деревья и срывать листву. Но изменения в природе неизбежно напоминают о том, что жизнь человека тоже подходит к естественному концу. Со старостью приходит зрелость и мудрость.

В природе все циклично, как и в жизни человека. Светлые осенние дни сменятся ненастными, которые принесут похолодание.

Унылое настроение не будет длиться вечно, и обязательно придут радостные чувства. Всегда нужно помнить о том, что все в природе переменчиво.

Читайте также: