Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности 8 класс конспект александрова

Обновлено: 05.07.2024

- Здравствуйте, сегодня на очередном уроке речевого общения мы поговорим о правилах речевого поведения.

-А теперь давайте разберемся, о чем же пойдет речь?

- Что такое правило?

- В словаре С.И. Ожегова находим такую словарную статью.

ПРАВИЛО – 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения. 3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Обманывать не в его правилах.

- Какое перед нами слово с точки зрения лексического значения? (многозначное). Прочитаем все его значения.

- Какое значение использовано в теме урока? (3)

- Значит, сегодня мы будем говорить о нормах речевого поведения, то есть о речевом этикете.

2. Работа в справочнике.

- Запишем в справочнике:

2 . Речевой этикет – правила, нормы речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.

- Так как правила речевого поведения обязательны для всех членов общества, а мы с вами таковыми тоже являемся, то соблюдать их просто обязаны. Но чтобы их соблюдать их нужно знать, к концу урока мы с вами создадим свод правил речевого поведения.

3. Работа в справочнике

Правила речевого поведения:

Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.

Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации , то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке родного языка учащиеся 8 класса пополнят знания правил речевого этикета и познакомятся с основными особенностями русского этикета, научатся использовать этикетные формулы в общении.

Урок родного языка

Сформировать представление о речевом этикете.

Закрепить знания о правилах ведения диалога.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат.

Предметные умения

Личностные умения

Метапредметные умения

-формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,

-составлять текст на заданную тему

- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-проявление интереса к изучению темы;

— творческое отношение к составлению и оформлению высказывания

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.

Работа с пословицами

Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.

Чему учат нас мудрые пословицы?

О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.

  1. Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.

Определение темы урока

Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Правильно о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.

Подчеркните ключевые слова в теме и определите, какая работа на уроке нам предстоит.

Какие это слова?

1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;

2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;

3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка

Начнем с главного СЛАЙД

Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.

Работа с информацией в учебнике

А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.

1 ряд – Из истории русского этикета.

2 ряд- Ценности русского речевого этикета.

3 ряд – Речевой этикет у разных народов.

На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.

1 ряд – Из истории русского этикета.





2 ряд - Ценности русского речевого этикета.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родной (русский) язык, 8А класс

Тема: Речевой этикет и вежливость

Добрый день, учащиеся 8А!

Задание 1. Вспомним! (Устно)

- Что такое речевой этикет?

Проверьте себя: Речевой этикет - правила, нормы речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.

-Что такое речевая ситуация?

Проверьте себя: Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

- Что такое этикетные слова?

Проверьте себя: Этикетные слова - слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Задание 2. Теоретический материал.

Задание 3. Закрепление. Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Какие правила речевого общения и речевого поведения отражены в данных пословицах. О каких нравственных качествах человека говорится в пословицах?

Какие еще русские пословицы, отражающие речевое поведение, Вы знаете? Запишите их (не менее 5).

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Задание 4. Пользуясь толковыми словарями и словарями синонимов, найдите не менее пяти синонимов к слову вежливость в современном русском языке. Запишите их значение и стилистические пометы.

- Итак, что вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими понятиями познакомились?

В помощь учителям русского языка и литературы

В помощь учителям русского языка и литературы

В помощь учителям русского языка и литературы запись закреплена

Елена Лысенко

😒

Жаль, что нет файла

Читайте также: