Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности 8 класс конспект александрова
Обновлено: 05.07.2024
- Здравствуйте, сегодня на очередном уроке речевого общения мы поговорим о правилах речевого поведения.
-А теперь давайте разберемся, о чем же пойдет речь?
- Что такое правило?
- В словаре С.И. Ожегова находим такую словарную статью.
ПРАВИЛО – 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения. 3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Обманывать не в его правилах.
- Какое перед нами слово с точки зрения лексического значения? (многозначное). Прочитаем все его значения.
- Какое значение использовано в теме урока? (3)
- Значит, сегодня мы будем говорить о нормах речевого поведения, то есть о речевом этикете.
2. Работа в справочнике.
- Запишем в справочнике:
2 . Речевой этикет – правила, нормы речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.
- Так как правила речевого поведения обязательны для всех членов общества, а мы с вами таковыми тоже являемся, то соблюдать их просто обязаны. Но чтобы их соблюдать их нужно знать, к концу урока мы с вами создадим свод правил речевого поведения.
3. Работа в справочнике
Правила речевого поведения:
Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.
Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации , то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.
На уроке родного языка учащиеся 8 класса пополнят знания правил речевого этикета и познакомятся с основными особенностями русского этикета, научатся использовать этикетные формулы в общении.
Урок родного языка
Сформировать представление о речевом этикете.
Закрепить знания о правилах ведения диалога.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Планируемый результат.
Предметные умения
Личностные умения
Метапредметные умения
-формулировать правила позитивного диалога,
-строить диалог, используя вежливые слова.
-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,
-составлять текст на заданную тему
- возможность адекватно оценивать свою деятельность;
-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
-проявление интереса к изучению темы;
— творческое отношение к составлению и оформлению высказывания
Познавательные умения:
— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;
— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;
— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;
Регулятивные умения:
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание в соответствии с планом;
— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;
- возможность формулировать цели урока;
-принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные умения:
— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;
— учитывать мнение партнёра при работе в паре;
- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;
-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Работа с пословицами
Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Без рассуждения не твори осуждения.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Умей сказать, умей и смолчать.
На добрый привет дай добрый совет.
Сначала подумай, потом скажи.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.
Чему учат нас мудрые пословицы?
О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.
- Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.
Определение темы урока
Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Правильно о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.
Подчеркните ключевые слова в теме и определите, какая работа на уроке нам предстоит.
Какие это слова?
1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;
2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
Начнем с главного СЛАЙД
Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.
Работа с информацией в учебнике
А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.
1 ряд – Из истории русского этикета.
2 ряд- Ценности русского речевого этикета.
3 ряд – Речевой этикет у разных народов.
На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.
1 ряд – Из истории русского этикета.
2 ряд - Ценности русского речевого этикета.
В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Родной (русский) язык, 8А класс
Тема: Речевой этикет и вежливость
Добрый день, учащиеся 8А!
Задание 1. Вспомним! (Устно)
- Что такое речевой этикет?
Проверьте себя: Речевой этикет - правила, нормы речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.
-Что такое речевая ситуация?
Проверьте себя: Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.
- Что такое этикетные слова?
Проверьте себя: Этикетные слова - слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
Задание 2. Теоретический материал.
Задание 3. Закрепление. Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.
Какие правила речевого общения и речевого поведения отражены в данных пословицах. О каких нравственных качествах человека говорится в пословицах?
Какие еще русские пословицы, отражающие речевое поведение, Вы знаете? Запишите их (не менее 5).
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Без рассуждения не твори осуждения.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Умей сказать, умей и смолчать.
На добрый привет дай добрый совет.
Сначала подумай, потом скажи.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Задание 4. Пользуясь толковыми словарями и словарями синонимов, найдите не менее пяти синонимов к слову вежливость в современном русском языке. Запишите их значение и стилистические пометы.
- Итак, что вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими понятиями познакомились?
В помощь учителям русского языка и литературы запись закреплена
Жаль, что нет файла
Читайте также: