Население и хозяйственное освоение западной сибири 9 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: изучение особенностей заселения и хозяйственного освоения Западной Сибири.

ПЗУ (проверка знаний учащихся).

После прослушивания учитель раздаёт ученикам текст песни и предлагает отметить в нём географические термины, понятия и явления (Приложение 1). Отмеченное разбирают, повторяя материалы предыдущих уроков – природу и факторы формирования района.

Кедровый дух – основная ПЗ тайга.

Ученик зачитывает информацию о тракте (Приложение 2).

Так как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке? Что будет являться

нашей целью? Запись в тетрадь числа, темы урока.

Изучение нового материала.

Освоение территории Западной Сибири русскими (Приложение 3)

через Белое и Баренцево моря через Большой Камень (Уральские горы)

поморы казаки, московские служивые люди

п-ов Ямал, река Таз реки Обь, Иртыш

город и порт Мангазея (1601) остроги: Обдорск (1595), Березов (1593),

Сургут (1594), Тобольск (1587)

Ученики, совместно с учителем, разбирают схему, находят на карте названные НП.

Вопрос классу: а где находится Мангазея? Работа с учебником – стр. 210 , читают об этом НП, ищут на карте Туруханск .

(см. атлас, стр. 24)

просмотр фотографий коренных народов

(см. атлас, стр. 24)

*/ найти в атласе языковую семью – индивидуальное задание ученику

Основные показатели (обсуждение, выборочная запись в тетрадь) :

  • общая численность около 7 млн. чел. (10% населения РФ);
  • средняя плотность 4 чел./км² (ниже средней по РФ), юг – 30 чел./км², север – меньше 1 чел./км²;
  • прирост отрицательный, кроме Тюменской обл. и Республики Алтай (многодетность, трудовые миграции);
  • уровень урбанизации 73%;
  • крупные города Омск (более 1 млн. чел.), Тюмень;
  • экономически активное население 51%;
  • доля занятых в промышленности 25%, в с/х 12%.

Решение заданий ОГЭ по географии (Приложение 5).

Выставление оценок ученикам, проверка заданий.

Автор: Олег Митяев

Западная Сибирь,
За пятьдесят мороз,
Край настоящих зим
И чистых сугробов в рост.
Здесь меня, средь снегов,
Ждут, если друг не в счет,
Несколько мужиков
И кое-кто еще.

Она живет на берегу Томи,
И от раскосых от татарских глаз
В моем сплетенье солнечном щемит,
Наверно, каждый раз,
Когда наутро в университет
Выходит на Московский тракт одна,
И никого на остановке нет
Красивей, чем она.

Водит мой друг КАМАЗ
Днем по стеклу болот,
А я все пишу про нас
Песню под Новый год.
Стужа узор плетет,
Праздника ждет страна,
Ждут мужики, и ждет
С мамой своей она.

А на неделе той
Снег полетит, как пух,
Друг принесет домой
Снедь и кедровый дух.
Свалятся мужики,
Будем галдеть и петь,
И в форточках огоньки
Будут всю ночь гореть.
За старый год, за нас
Наговорим речей,
Друг заведет КАМАЗ,
И мы поедем к ней.

Московский тракт — улица в Томске . Исторически являлся частью Сибирского тракта . Сибирский путь (тракт) был учреждён царским указом 12 ноября 1689 года. Фактически стал прокладываться после 1730 года.

В XIX веке по тракту проезжало до 100 000 подвод ежегодно, а город Томск в то время являлся настоящим экономическим центром Сибири.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Загородняя Л.И.

Предмет: География, 9 класс

Образовательные: сформировать представление об истории освоения и населении Сибири.

Развивающие: уметь работать с картами атласа и текстом, анализировать и преобразовывать текст, делать выводы, строить монологическое высказывание, сотрудничать с другими учениками и учителем.

Воспитательная : привитие любви к своей стране, толерантного отношения к другим народам.

Тип урока: усвоение новых знаний

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания:

а)Назовите особенности природы Сибири.

б) Какой общий вывод можно сделать изучая карты Сибири.

в ) Назовите наиболее важные черты ЭГП Сибири.

3. Актуализация:

Вопросы классу:

Что такое титульная нация?

Какова численность населения РФ?

Какова плотность населения РФ?

Какая часть населения проживает в азиатской части? Почему?

Какие экономические районы входят в состав региона Сибирь?
Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она сформировалась именно так?

3. Мотивация и целеполагание:

,,Россия будет прирастать Сибирью” Как объяснить это выражение?

4. Новая тема

1.Как осваивали и заселяли Сибирь?

История Сибири — прошлое обширного географического региона в северо-восточной части Евразии, ограниченной с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии, Китая).

Версии, связанные с происхождением от слов языков алтайской группы:

Версии, связанные с различными этническими группами:

Название произошло от кочевых хазарских племен савир (сувар), перекочевавших с юга Западной Сибири на Северный Кавказ, а затем в Среднее Поволжье [5] .

Югра и Мангазея .

С конца XII и по 70-е годы XV столетия Югра была колониальным владением Новгородской республики, с которого нерегулярно брали дань мехами, рыбой, моржовой костью и т. п.

В XII—XVII веках югрой назывались также местные хантыйские и мансийские народы, населявшие Югру.

Мангазе́я — первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Располагалась на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.

Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан.

Предположительно, город-порт и торговая фактория Мангазея располагался на правом, более низком берегу глубокой судоходной реки Лососёвой при её впадении в Таз. Позднее Лососёвая была переименована в Мангазейку.Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси), или от старинного названия реки Таз.

После завоевания Московским царством Казанского и Астраханского ханств на Волге началось продвижение в Сибирь(походы Ермака Тимофеевича в 1582 году).

В Российской империи Сибирь была аграрной провинцией и местом ссылки и каторги. На рубеже XIX—XX веков была построена Транссибирская магистраль, которая дала значительный импульс хозяйственному развитию Сибири и позволила переселить сюда более 3 миллионов человек. В советское время произошёл упадок аграрного производства и рост роли Сибири как источника полезных ископаемых и гидроэнергии.

-Какую роль сыграли в освоении Сибири?

-казаки, ратные люди.;

2.Население Сибири

Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.

Средняя плотность населения Сибири:

Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км 2

Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км 2

Сибирь (вся) 22,778:9494 тыс. км 2 =2,39 чел/км 2

По картам атласа назовите регионы с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения в Сибири. (высокая - в Кемеровской области (более 32 человек на 1 км 2 ) ,вдоль Транссибирской магистрали, в лесостепных и степных котловинах, окружённых горами; низкая - на севере региона).

Сформулируйте вывод о размещении населения по территории Сибири. (Население размещено крайне неравномерно).

В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек.

Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.

В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе - 91%). Здесь выросли современные города: Надым - на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).

А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.

Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам

1 группа Индоевропейская языковая семья

2 группа Уральско-юкагирская языковая семья

3 группа Алтайская семья

Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири.

(Более 90% населения - русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных районов - ненцы, ханты и манси. Коренное население гор - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи).

5. Закрепление:

1.Сформулируйте по 2 вопроса к изученной теме.

2.Какие группы населения сыграли главную роль в освоении Сибири.

3.Как размещено население?

4..Назовите наибольшие народы Сибири и их особенности.

6. Подведение итогов.

Население а) численность,

1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на юге ,вдоль Транссибирской магистрали ,плотность выше.

Высокий процент городского населения 74 – 76%.

Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также нефтяных и газовых комплексов.

Редкая сеть городов (230), из них 2 города-миллионера – Новосибирск и Омск.

Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях, хозяйстве региона Сибирь.

Задачи:

  • дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
  • выявить современные проблемы малочисленных народов;
  • рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы
  • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.

Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Методы контроля: устный контроль.

Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.

Тип урока: изучение нового материала

ВложениеРазмер
tema_sibir.docx 23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Сибирь: население и хозяйство

Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях, хозяйстве региона Сибирь.

  • дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
  • выявить современные проблемы малочисленных народов;
  • рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы
  • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.

Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Методы контроля: устный контроль.

Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.

Тип урока: изучение нового материала

1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)

2. Актуализация знаний – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.

4. Изучение нового материала

1. Население Сибири.

Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.

Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223-224 (задание по группам). Запись в листах (приложение1).

1 группа Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км 2

2 группа Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км 2

3 группа Общую Сибирь 22,778:9494 тыс км 2 =2,39 чел/км 2

А теперь самостоятельно расчитайте плотность населения для отдельных субъектов Сибири (индивидуально каждой группе регионы). (Ответы детей).

А теперь назовите регион с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения. Сформулируйте вывод о размещении населния по территории Сибири. (Размещено население крайне неравномерно)

А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.

Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам

1 группа Индоевропейская языковая семья

2 группа Уральско-юкагирская языковая семья

3 группа Алтайская семья

Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири.

(Более 90% населения - русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных районов - ненцы, ханты и манси. Коренное население гор - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи).

В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города -"миллионеры"), Красноярск, Иркутск, Улан-Уде. Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.

В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе - 91%). Здесь выросли современные города: Надым - на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).

Население а) численность,

1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на юге вдоль Сибирской магистрали плотность выше.

Высокий процент городского населения 74 – 76%.

Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также нефтяных и газовых комплексов.

Редкая сеть городов (230), из них 2 города-миллионника – Новосибирск и Омск.

Слабая обеспеченность трудовыми ресурсами.

А теперь более подробно остановимся на особенностях развития хозяйство Сибири. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды. Какую роль в хозяйственном освоении сыграла Транссибирская магистраль? Запись в листах (ответы учащихся)

А теперь выделите промышленные районы и выделите их специализацию (учебник ст. 174-175)

5. Закрепление и обобщение

Сделайте вывод: особенности Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои выводы

Цель урока. Рассмотреть особенности ФГП и ЭГП региона, особенности природы, населения, экономики; дать оценку природных условий и ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности населения. Создать у учащихся образ Западной Сибири.

Научно-методическое содержание урока

  1. Состав района. Географическое положение на западе ази­атской части России, между Уралом и Енисеем. Факторы формирования райо­на. Близость к европейской части страны — важный фактор развития района. Геополитическое соседство с государствами Центральной Азии.
  2. Природа Западной Сибири. Третья по величине равнина мира, расположенная на мо­лодой платформе. Континентальность климата. Обилие поверхностных вод. Мировой рекордсмен по забо­лоченности. Природные зоны. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
  3. Богатство и разнообразие при­родных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.
  4. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.), проблемы их сохранения. Поморская торговля. Мангазея. Основание крепостей-острогов. Современные диспропорции в площади региона и численности населения.
  5. Хозяйство Западной Сибири. Нефтегазовый комплекс — основа хозяйства района. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Си­стема трубопроводов. Основные направления транспортиров­ки нефти и газа. Нефтеперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность. Обслуживающая роль машиностро­ения.

Практические работы.

  1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибир­ского района для жизни и быта человека.
  2. Составление характеристики нефтяного (газового) ком­плекса: значение, уровень развития, основные центры добы­чи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

Оргмомент: запись темы урока и постановка цели.

- Напишите на листочках, что вы знаете на сегодняшний момент о Западной Сибири.

Вступительное слово учителя

Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь почти до Енисея. Но особенно велика протяженность с севера на юг. Это один из наиболее крупных по территории экономический район России.

Состав экономического района

Но на этих уроках мы изучаем с вами Западную Сибирь, без Кузнецко-Алтайского подрайона.

Запишите состав региона

Тюменская область с Ханты-Мансийским АО – центр Ханты-Мансийск
и
Ямало-Ненецкий АО – центр Салехард
Омская и Томская области

Собирать информацию по региону вы будете самостоятельно по группам:

  • первой группе – надо составить характеристику географического положения Западной Сибири как экономического района и как физико-географической области;
  • второй группе – надо собрать материал, характеризующий природу данного региона;
  • третьей группе – надо собрать доказательства, что Западная Сибирь очень богата природными ресурсами;
  • четвертая группа – составляет характеристику населения;
  • пятая группа – изучает отраслевой состав региона.

Для сбора материала вы можете использовать материал учебника параграфы № 47, 48, 49, 50; карты атласов за 8 и 9 классы; знания гостей урока; и мои консультации.

Задания для каждой группы.

1 группа. ФГП, ЭГП и ПГП. §47

  1. Площадь региона
  2. ФГП: какие природные объекты являются рубежами (границами) Западной Сибири
  3. ЭГП (по плану)
    1. Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное, приморское)
    2. Соседние районы, уровень их развития. Геополитическое положение.
    3. Положение относительно топливно-энергетичеких и сырьевых баз страны
    4. Положение относительно всех видов транспортных путей.
    5. Вывод о влиянии ЭГП района на развитие экономики.

    Благоприятные / неблагоприятные
    ______________
    ______________

    - В чем преимущества ЭГП Западно-Сибирского района от ЭГП других регионов Восточной зоны нашей страны?

    2 группа. Природа. §48

    Рельеф

    1. По картам атласа и по учебнику охарактеризуйте основные черты рельефа Западной Сибири и его главные особенности
      - Поэт Фролов написал о Западной Сибири такие строки:

    Равнина. Равнина.
    Ни яра, ни пади.
    Равнина – на север,
    Равнина – на юг.
    Как будто гористую
    Землю разгладил
    Какой-то гигантский утюг.

    1. Укажите причины такого рельефа (геологическое и тектоническое строение)
    2. Какое влияние на современный рельеф Западной Сибири оказало четвертичное оледенение.
      Климат
    3. В пределах каких климатических поясов лежит данная территория и каковы особенности климата.
    4. Назовите факторы, оказывающие наибольшее влияние на климат Западной Сибири. Почему континентальность климата возрастает к югу?
    5. Почему 80% территории Зап.Сибири относится к областям с избыточным увлажнением

    - Каковы основные причины суровости климата?
    Внутренние воды

    1. Перечислите виды поверхностных вод Зап.Сибири и причины обилия.
    2. Что такое Васюганье? В чем причины сильной заболоченности Западной Сибири?



    - Чем можно объяснить спокойное и медленное течение рек Западной Сибири?
    - Почему весной Обь и ее притоки сильно разливаются?

    Природные зоны

    1. Какие природные зоны расположены на территории Западной Сибири и в чем их особенности?
    2. Выпишите из учебника, что такое гривы и колки.

    3 группа. Природные ресурсы. §48

    По учебнику и картам атласа заполните таблицу: Природные ресурсы Западной Сибири

    Вид природных ресурсов Размещение по территории
    Минеральные название месторождений полезных ископаемых
    Водные
    Климатические агроклиматические
    Почвенные
    Биологические
    Рекреационные

    - По запасам каких ресурсов Западная Сибирь является мировым рекордсменом?

    - Какие экологические проблемы Западной Сибири связаны с добычей нефти и газа?

    - Дайте оценку природных условий Западно-Сибир­ского района для жизни и быта человека.

    4 группа. Население. §49

    1. Численность
    2. Плотность
    3. Национальный состав.
    4. На территории Западной Сибири есть несколько националь­но-территориальных образований. Какие коренные народы в них проживают?

    Национально-территориальные образования / Народы
    ________
    ________

    - В чем состоит проблема коренного населения Западной Сибири с точки зрения: местного жителя, врача, эколога?

    1. Доля городского населения. Крупнейшие города?
    2. В какие годы образовано большинство городов Западной Сибири? С чем это связано?
    3. Что такое Мангазея? Какова его роль в истории Западной Сибири?

    - С чем связан бурный рост населения Западной Сибири в отличие от других городов района севера?

    5 группа. Хозяйство Западной Сибири. §50

    1. Перечислите отрасли специализации Западной Сибири и их центры.
    2. Объясните, какие факторы повлияли на отраслевой состав региона.
    3. Выпишите из приложения учебника (таблица 5) отраслевой состав в порядке убывания доли.
    4. Заполните таблицу.
    1. Какие крупные нефтяные фирмы созданы и действуют в Западной Сибири?

    - Почему деревообрабатывающая промышленность имеет в районе небольшое значение, несмотря на значительные запасы древесины?

    - Приведите доводы за и против строительства крупных нефтехимических комплексов на Иртыше (в Тобольске), на Оби (в Сургуте и Нижневартовске), на севере (в Новом Уренгое)?

    За Против
    1. Здесь имеется сырье
    2. Возможность использования попутного газа, который пока сжигается.
    3. Химическая переработка газа повысит его ценность в 10-15 раз.
    4. Мы сможем экспортировать недешевую нефть (сырье), а более дорогую химическую продукцию.
    1. Создание крупных комплексов на севере очень дорого.
    2. Средства на строительство выгоднее использовать на реконструкцию существующих химических комбинатов.
    3. Концентрация химических производств резко осложнит экологическую ситуацию

    - Какие современные проблемы – экологические, социальные и экономические – стоят перед Западной Сибирью?

    Итог урока

    - Подведем итоги нашего урока: напишите на листочках, что теперь вы знаете о Западной Сибири.

    - Теперь зачитайте по цепочке, с условием – НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ!

    Домашнее задание

    Составить характеристику нефтяного (газового) ком­плекса: значение, уровень развития, основные центры добы­чи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы, перспективы развития.

    Работа в тетрадях

    Западная Сибирь
    Состав
    __________________
    __________________

    Географическое положение

    благоприятные черты / неблагоприятные черты
    __________________

    Природа

    Рельеф
    Геологическое строение
    Климат
    Внутренние воды
    Природные зоны

    Природные ресурсы

    Полезные ископаемые
    Водные
    Климатические
    Почвенные
    Биологические
    Рекреационные

    Население

    Уровень урбанизации ______________

    Крупнейшие города ________________

    Национальный состав ______________

    Национально-территориальные образования / Народы
    __________________________
    __________________________

    Читайте также: