Население и хозяйственное освоение западной сибири 9 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Цель урока: изучение особенностей заселения и хозяйственного освоения Западной Сибири.
ПЗУ (проверка знаний учащихся).
После прослушивания учитель раздаёт ученикам текст песни и предлагает отметить в нём географические термины, понятия и явления (Приложение 1). Отмеченное разбирают, повторяя материалы предыдущих уроков – природу и факторы формирования района.
Кедровый дух – основная ПЗ тайга.
Ученик зачитывает информацию о тракте (Приложение 2).
Так как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке? Что будет являться
нашей целью? Запись в тетрадь числа, темы урока.
Изучение нового материала.
Освоение территории Западной Сибири русскими (Приложение 3)
через Белое и Баренцево моря через Большой Камень (Уральские горы)
поморы казаки, московские служивые люди
п-ов Ямал, река Таз реки Обь, Иртыш
город и порт Мангазея (1601) остроги: Обдорск (1595), Березов (1593),
Сургут (1594), Тобольск (1587)
Ученики, совместно с учителем, разбирают схему, находят на карте названные НП.
Вопрос классу: а где находится Мангазея? Работа с учебником – стр. 210 , читают об этом НП, ищут на карте Туруханск .
(см. атлас, стр. 24)
просмотр фотографий коренных народов
(см. атлас, стр. 24)
*/ найти в атласе языковую семью – индивидуальное задание ученику
Основные показатели (обсуждение, выборочная запись в тетрадь) :
- общая численность около 7 млн. чел. (10% населения РФ);
- средняя плотность 4 чел./км² (ниже средней по РФ), юг – 30 чел./км², север – меньше 1 чел./км²;
- прирост отрицательный, кроме Тюменской обл. и Республики Алтай (многодетность, трудовые миграции);
- уровень урбанизации 73%;
- крупные города Омск (более 1 млн. чел.), Тюмень;
- экономически активное население 51%;
- доля занятых в промышленности 25%, в с/х 12%.
Решение заданий ОГЭ по географии (Приложение 5).
Выставление оценок ученикам, проверка заданий.
Автор: Олег Митяев
Западная Сибирь,
За пятьдесят мороз,
Край настоящих зим
И чистых сугробов в рост.
Здесь меня, средь снегов,
Ждут, если друг не в счет,
Несколько мужиков
И кое-кто еще.
Она живет на берегу Томи,
И от раскосых от татарских глаз
В моем сплетенье солнечном щемит,
Наверно, каждый раз,
Когда наутро в университет
Выходит на Московский тракт одна,
И никого на остановке нет
Красивей, чем она.
Водит мой друг КАМАЗ
Днем по стеклу болот,
А я все пишу про нас
Песню под Новый год.
Стужа узор плетет,
Праздника ждет страна,
Ждут мужики, и ждет
С мамой своей она.
А на неделе той
Снег полетит, как пух,
Друг принесет домой
Снедь и кедровый дух.
Свалятся мужики,
Будем галдеть и петь,
И в форточках огоньки
Будут всю ночь гореть.
За старый год, за нас
Наговорим речей,
Друг заведет КАМАЗ,
И мы поедем к ней.
Московский тракт — улица в Томске . Исторически являлся частью Сибирского тракта . Сибирский путь (тракт) был учреждён царским указом 12 ноября 1689 года. Фактически стал прокладываться после 1730 года.
В XIX веке по тракту проезжало до 100 000 подвод ежегодно, а город Томск в то время являлся настоящим экономическим центром Сибири.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Учитель: Загородняя Л.И.
Предмет: География, 9 класс
Образовательные: сформировать представление об истории освоения и населении Сибири.
Развивающие: уметь работать с картами атласа и текстом, анализировать и преобразовывать текст, делать выводы, строить монологическое высказывание, сотрудничать с другими учениками и учителем.
Воспитательная : привитие любви к своей стране, толерантного отношения к другим народам.
Тип урока: усвоение новых знаний
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания:
а)Назовите особенности природы Сибири.
б) Какой общий вывод можно сделать изучая карты Сибири.
в ) Назовите наиболее важные черты ЭГП Сибири.
3. Актуализация:
Вопросы классу:
Что такое титульная нация?
Какова численность населения РФ?
Какова плотность населения РФ?
Какая часть населения проживает в азиатской части? Почему?
Какие экономические районы входят в состав региона Сибирь?
Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она сформировалась именно так?
3. Мотивация и целеполагание:
,,Россия будет прирастать Сибирью” Как объяснить это выражение?
4. Новая тема
1.Как осваивали и заселяли Сибирь?
История Сибири — прошлое обширного географического региона в северо-восточной части Евразии, ограниченной с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии, Китая).
Версии, связанные с происхождением от слов языков алтайской группы:
Версии, связанные с различными этническими группами:
Название произошло от кочевых хазарских племен савир (сувар), перекочевавших с юга Западной Сибири на Северный Кавказ, а затем в Среднее Поволжье [5] .
Югра и Мангазея .
С конца XII и по 70-е годы XV столетия Югра была колониальным владением Новгородской республики, с которого нерегулярно брали дань мехами, рыбой, моржовой костью и т. п.
В XII—XVII веках югрой назывались также местные хантыйские и мансийские народы, населявшие Югру.
Мангазе́я — первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Располагалась на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.
Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан.
Предположительно, город-порт и торговая фактория Мангазея располагался на правом, более низком берегу глубокой судоходной реки Лососёвой при её впадении в Таз. Позднее Лососёвая была переименована в Мангазейку.Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси), или от старинного названия реки Таз.
После завоевания Московским царством Казанского и Астраханского ханств на Волге началось продвижение в Сибирь(походы Ермака Тимофеевича в 1582 году).
В Российской империи Сибирь была аграрной провинцией и местом ссылки и каторги. На рубеже XIX—XX веков была построена Транссибирская магистраль, которая дала значительный импульс хозяйственному развитию Сибири и позволила переселить сюда более 3 миллионов человек. В советское время произошёл упадок аграрного производства и рост роли Сибири как источника полезных ископаемых и гидроэнергии.
-Какую роль сыграли в освоении Сибири?
-казаки, ратные люди.;
2.Население Сибири
Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.
Средняя плотность населения Сибири:
Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км 2
Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км 2
Сибирь (вся) 22,778:9494 тыс. км 2 =2,39 чел/км 2
По картам атласа назовите регионы с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения в Сибири. (высокая - в Кемеровской области (более 32 человек на 1 км 2 ) ,вдоль Транссибирской магистрали, в лесостепных и степных котловинах, окружённых горами; низкая - на севере региона).
Сформулируйте вывод о размещении населения по территории Сибири. (Население размещено крайне неравномерно).
В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек.
Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.
В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе - 91%). Здесь выросли современные города: Надым - на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).
А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.
Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам
1 группа Индоевропейская языковая семья
2 группа Уральско-юкагирская языковая семья
3 группа Алтайская семья
Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири.
(Более 90% населения - русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных районов - ненцы, ханты и манси. Коренное население гор - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи).
5. Закрепление:
1.Сформулируйте по 2 вопроса к изученной теме.
2.Какие группы населения сыграли главную роль в освоении Сибири.
3.Как размещено население?
4..Назовите наибольшие народы Сибири и их особенности.
6. Подведение итогов.
Население а) численность,
1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на юге ,вдоль Транссибирской магистрали ,плотность выше.
Высокий процент городского населения 74 – 76%.
Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также нефтяных и газовых комплексов.
Редкая сеть городов (230), из них 2 города-миллионера – Новосибирск и Омск.
Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях, хозяйстве региона Сибирь.
Задачи:
- дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
- выявить современные проблемы малочисленных народов;
- рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы
- формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.
Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Методы контроля: устный контроль.
Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.
Тип урока: изучение нового материала
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sibir.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Сибирь: население и хозяйство
Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях, хозяйстве региона Сибирь.
- дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
- выявить современные проблемы малочисленных народов;
- рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы
- формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.
Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Методы контроля: устный контроль.
Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.
Тип урока: изучение нового материала
1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)
2. Актуализация знаний – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.
4. Изучение нового материала
1. Население Сибири.
Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.
Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223-224 (задание по группам). Запись в листах (приложение1).
1 группа Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км 2
2 группа Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км 2
3 группа Общую Сибирь 22,778:9494 тыс км 2 =2,39 чел/км 2
А теперь самостоятельно расчитайте плотность населения для отдельных субъектов Сибири (индивидуально каждой группе регионы). (Ответы детей).
А теперь назовите регион с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения. Сформулируйте вывод о размещении населния по территории Сибири. (Размещено население крайне неравномерно)
А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.
Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам
1 группа Индоевропейская языковая семья
2 группа Уральско-юкагирская языковая семья
3 группа Алтайская семья
Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири.
(Более 90% населения - русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных районов - ненцы, ханты и манси. Коренное население гор - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи).
В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города -"миллионеры"), Красноярск, Иркутск, Улан-Уде. Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.
В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе - 91%). Здесь выросли современные города: Надым - на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).
Население а) численность,
1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на юге вдоль Сибирской магистрали плотность выше.
Высокий процент городского населения 74 – 76%.
Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также нефтяных и газовых комплексов.
Редкая сеть городов (230), из них 2 города-миллионника – Новосибирск и Омск.
Слабая обеспеченность трудовыми ресурсами.
А теперь более подробно остановимся на особенностях развития хозяйство Сибири. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды. Какую роль в хозяйственном освоении сыграла Транссибирская магистраль? Запись в листах (ответы учащихся)
А теперь выделите промышленные районы и выделите их специализацию (учебник ст. 174-175)
5. Закрепление и обобщение
Сделайте вывод: особенности Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои выводы
Цель урока. Рассмотреть особенности ФГП и ЭГП региона, особенности природы, населения, экономики; дать оценку природных условий и ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности населения. Создать у учащихся образ Западной Сибири.
Научно-методическое содержание урока
- Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем. Факторы формирования района. Близость к европейской части страны — важный фактор развития района. Геополитическое соседство с государствами Центральной Азии.
- Природа Западной Сибири. Третья по величине равнина мира, расположенная на молодой платформе. Континентальность климата. Обилие поверхностных вод. Мировой рекордсмен по заболоченности. Природные зоны. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
- Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.
- Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.), проблемы их сохранения. Поморская торговля. Мангазея. Основание крепостей-острогов. Современные диспропорции в площади региона и численности населения.
- Хозяйство Западной Сибири. Нефтегазовый комплекс — основа хозяйства района. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Нефтеперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность. Обслуживающая роль машиностроения.
Практические работы.
- Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
- Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.
Оргмомент: запись темы урока и постановка цели.
- Напишите на листочках, что вы знаете на сегодняшний момент о Западной Сибири.
Вступительное слово учителя
Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь почти до Енисея. Но особенно велика протяженность с севера на юг. Это один из наиболее крупных по территории экономический район России.
Состав экономического района
Но на этих уроках мы изучаем с вами Западную Сибирь, без Кузнецко-Алтайского подрайона.
Запишите состав региона
Тюменская область с Ханты-Мансийским АО – центр Ханты-Мансийск
и Ямало-Ненецкий АО – центр Салехард
Омская и Томская области
Собирать информацию по региону вы будете самостоятельно по группам:
- первой группе – надо составить характеристику географического положения Западной Сибири как экономического района и как физико-географической области;
- второй группе – надо собрать материал, характеризующий природу данного региона;
- третьей группе – надо собрать доказательства, что Западная Сибирь очень богата природными ресурсами;
- четвертая группа – составляет характеристику населения;
- пятая группа – изучает отраслевой состав региона.
Для сбора материала вы можете использовать материал учебника параграфы № 47, 48, 49, 50; карты атласов за 8 и 9 классы; знания гостей урока; и мои консультации.
Задания для каждой группы.
1 группа. ФГП, ЭГП и ПГП. §47
- Площадь региона
- ФГП: какие природные объекты являются рубежами (границами) Западной Сибири
- ЭГП (по плану)
- Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное, приморское)
- Соседние районы, уровень их развития. Геополитическое положение.
- Положение относительно топливно-энергетичеких и сырьевых баз страны
- Положение относительно всех видов транспортных путей.
- Вывод о влиянии ЭГП района на развитие экономики.
Благоприятные / неблагоприятные
______________
______________- В чем преимущества ЭГП Западно-Сибирского района от ЭГП других регионов Восточной зоны нашей страны?
2 группа. Природа. §48
Рельеф
- По картам атласа и по учебнику охарактеризуйте основные черты рельефа Западной Сибири и его главные особенности
- Поэт Фролов написал о Западной Сибири такие строки:
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север,
Равнина – на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.- Укажите причины такого рельефа (геологическое и тектоническое строение)
- Какое влияние на современный рельеф Западной Сибири оказало четвертичное оледенение.
Климат - В пределах каких климатических поясов лежит данная территория и каковы особенности климата.
- Назовите факторы, оказывающие наибольшее влияние на климат Западной Сибири. Почему континентальность климата возрастает к югу?
- Почему 80% территории Зап.Сибири относится к областям с избыточным увлажнением
- Каковы основные причины суровости климата?
Внутренние воды- Перечислите виды поверхностных вод Зап.Сибири и причины обилия.
- Что такое Васюганье? В чем причины сильной заболоченности Западной Сибири?
- Чем можно объяснить спокойное и медленное течение рек Западной Сибири?
- Почему весной Обь и ее притоки сильно разливаются?Природные зоны
- Какие природные зоны расположены на территории Западной Сибири и в чем их особенности?
- Выпишите из учебника, что такое гривы и колки.
3 группа. Природные ресурсы. §48
По учебнику и картам атласа заполните таблицу: Природные ресурсы Западной Сибири
Вид природных ресурсов Размещение по территории Минеральные название месторождений полезных ископаемых Водные Климатические агроклиматические Почвенные Биологические Рекреационные - По запасам каких ресурсов Западная Сибирь является мировым рекордсменом?
- Какие экологические проблемы Западной Сибири связаны с добычей нефти и газа?
- Дайте оценку природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
4 группа. Население. §49
- Численность
- Плотность
- Национальный состав.
- На территории Западной Сибири есть несколько национально-территориальных образований. Какие коренные народы в них проживают?
Национально-территориальные образования / Народы
________
________- В чем состоит проблема коренного населения Западной Сибири с точки зрения: местного жителя, врача, эколога?
- Доля городского населения. Крупнейшие города?
- В какие годы образовано большинство городов Западной Сибири? С чем это связано?
- Что такое Мангазея? Какова его роль в истории Западной Сибири?
- С чем связан бурный рост населения Западной Сибири в отличие от других городов района севера?
5 группа. Хозяйство Западной Сибири. §50
- Перечислите отрасли специализации Западной Сибири и их центры.
- Объясните, какие факторы повлияли на отраслевой состав региона.
- Выпишите из приложения учебника (таблица 5) отраслевой состав в порядке убывания доли.
- Заполните таблицу.
- Какие крупные нефтяные фирмы созданы и действуют в Западной Сибири?
- Почему деревообрабатывающая промышленность имеет в районе небольшое значение, несмотря на значительные запасы древесины?
- Приведите доводы за и против строительства крупных нефтехимических комплексов на Иртыше (в Тобольске), на Оби (в Сургуте и Нижневартовске), на севере (в Новом Уренгое)?
За Против 1. Здесь имеется сырье
2. Возможность использования попутного газа, который пока сжигается.
3. Химическая переработка газа повысит его ценность в 10-15 раз.
4. Мы сможем экспортировать недешевую нефть (сырье), а более дорогую химическую продукцию.1. Создание крупных комплексов на севере очень дорого.
2. Средства на строительство выгоднее использовать на реконструкцию существующих химических комбинатов.
3. Концентрация химических производств резко осложнит экологическую ситуацию- Какие современные проблемы – экологические, социальные и экономические – стоят перед Западной Сибирью?
Итог урока
- Подведем итоги нашего урока: напишите на листочках, что теперь вы знаете о Западной Сибири.
- Теперь зачитайте по цепочке, с условием – НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ!
Домашнее задание
Составить характеристику нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы, перспективы развития.
Работа в тетрадях
Западная Сибирь
Состав
__________________
__________________Географическое положение
благоприятные черты / неблагоприятные черты
__________________Природа
Рельеф Геологическое строение Климат Внутренние воды Природные зоны Природные ресурсы
Полезные ископаемые Водные Климатические Почвенные Биологические Рекреационные Население
Уровень урбанизации ______________
Крупнейшие города ________________
Национальный состав ______________
Национально-территориальные образования / Народы
__________________________
__________________________Читайте также: