Ударные и безударные гласные звуки 1 класс конспект урока школа россии

Обновлено: 05.07.2024

ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представления детей об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные б ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных в слове.

• учащиеся научатся определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный, с опорой на заданный алгоритм научатся определять безударный и ударный гласные звуки в слове.

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. (В клеточки вписать слова: игла, нитки. Дополнить предложение словом иголки. У ёлки иголки колки.)

3. Актуализация знаний

— Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева. Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток —

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его озорника.

Этот невидимка говорит:

Силачом слыву недаром,

Выделяю слог ударом.

— О чём это стихотворение? (Об ударном слоге.)

Укажите ударный слог в словах.

Квартира, дом, друзья, цветы, торты.

Какой буквой обозначен ударный гласный звук в каждом слове? Какими буквами обозначены гласные звуки, на которые не падает ударение?

В каком слове ударение не ставится? Почему? (Ударение не ставится в слове дом, потому что это односложное слово.)

Определите познавательную задачу урока. (Как обозначать буквой безударный гласный звук?)

Сегодня на уроке вы будете учиться определять безударный и ударный гласные звуки в слове, правильно писать буквы в безударных слогах.

5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа с учебником (с. 63, упр. 1)

— Прочитайте выразительно стихотворение И. Сурикова.

Постарайтесь определить тему текста.

Прочитайте слова с буквой ё.

Объясните, почему буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.

Спишите первое предложение в стихотворной форме. Обозначьте в словах ударение.

Назовите слова, в которых вы не поставили ударение. Обоснуйте свой ответ.

Знакомство с памяткой (учебник, с. 134)

Работа с учебником (с. 63, упр. 2)

— Пользуясь памяткой, постарайтесь объяснить, какой гласный звук в каждом слове ударный, а какой безударный.

Какие гласные называют ударными? (Ударные гласные — это гласные звуки в ударных словах.)

Какие гласные называют безударными? (Безударные гласные — это гласные звуки в безударных слогах.)

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 64, упр. 3)

— Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.

Написание каких слов в скороговорке отличается от их произношения?

Определите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.

Будьте внимательны: безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

Спишите скороговорку. Подчеркните букву, которая обозначает безударный звук.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

— Послушайте загадку. Доскажите словечко.

Два огромных страшных глаза,

Кругом вертит голову,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает. (Сова.)

Работа по учебнику (с. 64, упр. 4)

Спишите слово сова.

Поставьте в слове ударение. Назовите безударный гласный звук.

Обратите внимание, что произношение и написание слова сова отличаются.

Отгадайте следующую загадку. Доскажите словечко.

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

— Запишите отгадку. Поставьте ударение. Подчеркните букву, которая обозначает ударный гласный звук.

Постарайтесь сделать вывод. (Слово совы — это проверочное слово. Слово сова — это проверяемое слово.)

Подумайте, почему гласную букву в безударном слоге слова сова надо проверять?

Что для этого надо сделать?

Работа по учебнику (с. 65, упр. 5)

— Прочитайте пары слов.

Выполнение упражнения под руководством учителя.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Текст напечатан на индивидуальных карточках.

— Укажите порядок предложений, чтобы получился связный текст.

В двусложных словах поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

[ ] В цветках капли росы.

[ ] Наша дача в лесу.

6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Соотнесите слова с картинками.

Определите проверочные и проверяемые слова. Обоснуйте свой выбор.

— Вставьте пропущенные буквы.

image253

7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. 33, упр. 21)

— Обозначьте ударение в словах.

Подчеркните в двусложных словах буквы, которыми обозначены безударные гласные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку построен в соответствии с требованиями ФГОС, при изучении нового материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке были использованы такие методы обучения как: по виду источника информации : словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные: практические (работа в тетради).

Предмет: Русский язык

УМК/Школа России/ 1 класс

Ф.И.О. учителя: Валова Татьяна Николаевна

Тема: Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по распознаванию проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах.

-Образовательная: совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова;

- Развивающая: развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;

- Воспитательная: воспитание любви к родному языку.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний и первичного закрепления

Средства обучения: интерактивная доска, презентация на заданную тему, учебник, карточки с заданием.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- Положительное отношение к учению;

- Адекватно воспринимать оценку учителя;

- Желание приобретать новые знания, умения.

-формированию умений учащихся выделять в словах ударные и безударные гласные звуки (слоги);

-умению наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков; объяснять особенности проверочных слов и способах проверки;

-содействовать обогащению словаря учащихся, развитию внимания, мышления, речи.

- формированию каллиграфических навыков письма;

Метапредметные: УУД

Регулятивные:

- развиваем умение высказывать своё предположение, открывая новые знания.

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

-извлекать информацию из текста, строим рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

- обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные:

-принимать участие в работе парами;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи

Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове; пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Гласные звуки

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки.

1) С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

2) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

3) Клейкие почки,

Стоит под горой. (Берёза.)

— Сколько слогов в каждом слове? Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки. Обозначьте ударение в словах.

2. Проверочная работа

(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 43—45).)

III. Самоопределение к деятельности

У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке. (Сосна.)

(Слово-отгадку учитель записывает на доске, ученики — в тетради.)

— Обозначьте ударение в слове. Напишем звуковое обозначение этого слова — [сасна]. Что вы заметили? (Безударный гласный обозначен разными буквами.)

— Измените это слово, чтобы оно обозначало много предметов. (Сосны.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об обозначении ударного и безударного гласного буквой на письме.)

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук.

IV. Работа по теме урока

1. Сопоставление гласных в ударном и безударном слогах

Всю ночь летает —

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова.)

— Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов. (Совы.)

— Запишите слово совы, поставьте ударение. А рядом запишите слово сова.

(Учитель записывает на доске: совы — сова.)

— Сравните первый слог в слове совы и первый звук в слове сова. Одинаковые гласные звуки в этих словах? (Разные. В слове совы — звук [О], а в слове сова — звук [А].)

— Какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же буквой О.)

— Какой можно сделать вывод? (В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные.)

2. Беседа о безударных гласных

Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в 2—2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.

А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены. Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

3. Работа по учебнику

— Какую картину вы представили? Как бы вы её назвали?

— Над какими словами вы не поставили знак ударения? Почему? (В словах с одним слогом и с буквой Ё.)

V. Физкультминутка

Кустик гнётся на ветру,

И роняет он листву.

Ветерок его качает,

Ветки до земли сгибает.

Лишь затихнет ветерок —

Кустик ветками взмахнёт.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Когда нужно пользоваться этой памяткой? (Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки.)

— Найдите эту памятку и прочитайте.

— Выполните задание, пользуясь памяткой.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какие гласные называются ударными?

— Какие гласные называются безударными?

— Прочитайте скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как может обозначаться безударный гласный в слове?

— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 29; СУ, задания на с. 32.))

VII. Рефлексия

— Какие гласные звуки называются ударными?

— Какие гласные звуки называются безударными?

— Какой памяткой можно пользоваться, чтобы определить ударные и безударные звуки в слове?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове.

Задачи:

образовательные: уточнить представления учащихся об ударных и безударных гласных в слове; наблюдение над произношением и написанием ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах;

развивающие: развивать умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике; развивать наблюдательность внимание; создать условия для активизации работы в паре;

воспитательные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем; с пониманием необходимости ориентироваться на позицию партнёра; развивать чувство взаимопомощи, поддержки.

Планируемые результаты:

Личностные: способность к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса;

Метапредметные: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалог); учитывать и координировать позицию партнёра при организации сотрудничества в паре; стремление к более точному выражению собственного мнения; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач;

Предметные: определение качественной характеристики гласного звука: гласный ударный или безударный, с опорой на заданный алгоритм; определение ударного и безударного звука в слове; правильно произносить слова с указанным местом ударения, способность контролировать свои действия.

Технологии: технологии системного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности - частично поисковый, по источнику знаний: наглядный, словесный, практический.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Фомы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

  • учебник для 1 класса - авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для работы в паре, веера с гласными буквами, презентация, ИКТ (электронное приложение, мультимедийный проектор)

Ход урока:

I. Организационный момент

- Улыбнитесь друг другу, мне. Ведь с небольшой удачи, начинается большой успех! (Слайд №1)

Проверка готовности к уроку:

II. Актуализация знаний

1. Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь. (Слайд №2.)

6 апреля.

Классная работа.

Слайд №3

а о и ы у ё

- Какие это буквы?

- Запишите буквы в тетради на одной строке аккуратно и правильно.

- А что можете сказать про остальные гласные?

2.

- Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева (включение электронного приложения)

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток —

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его озорника.

Этот невидимка говорит:

Силачом слыву недаром,

Выделяю слог ударом.

- О чём это стихотворение?

- А что такое ударение?

Слайд №4

Дом, друзья, ёлка.

- Какой буквой обозначен ударный гласный звук в каждом слове?

- Какими буквами обозначены гласные звуки, на которые не падает ударение?

- В каком слове ударение не ставится? Почему?

- Какой можно сделать вывод по этим словам?

III. Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего урока?

- А чтобы определить, что нам сегодня важно на уроке, я предлагаю вам решить ситуацию Маши и Пети. Маша сказала, что в слове книга ударный гласный звук [а], а Петя утверждает, что ударный гласный звук [и]. Проверьте себя, кто из ребят правильно обозначил ударный гласный звук.

- Где эти знания могут пригодиться?

- Давайте выведем цель нашего урока.

- На уроке мы будем закреплять умение правильно определять безударный и ударный гласный звук в слове, правильно писать буквы в безударном слоге.

IV.

Этап включения открытия в систему знаний закрепления и повторения, установление правильности и осознанности учебного мат-ла

1) - Рассмотрим первый случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове, для этого выполним упражнение в учебнике.

- Прочитайте выразительно стихотворение Ивана Сурикова с. 63, упр.1.

- Постарайтесь определить тему текста.

- Прочитайте слова с буквой ё.

- Объясните, почему буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.

- Спишите первое предложение в стихотворной форме и обозначьте в словах ударение.

- Проверьте правильность обозначения ударения в словах.

- В каких словах без затруднения обозначили ударение? Почему?

- А теперь подведем итог, какие гласные бывают всегда ударными?

Физминутка

- А теперь немножко отдохнем и рассмотрим второй случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове. Я буду называть слова, а вы внимательно слушать и выполнять движения. Если слово односложное - руки - вверх, если слово двусложное - хлопаете в ладоши, исходное положение руки вниз. Кот, папка, пенал, рот, мел, яма, ручка тетрадь, плот, весна.

1. Прочитай слово. Понятно ли тебе, что обозначает это слово?

2. Произнеси слово так, чтобы услышать в нём ударный слог.

3. Выдели в ударном слоге гласный звук и произнеси его.

4. Гласный звук в ударном слоге слова – это ударный гласный звук.

5. Гласный звук в безударном слоге – это безударный гласный звук.

- Пользуясь памяткой, объясните, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой безударный в словах: вишня, слива, смородина (Слайд№5).

- Запишите слова в тетради, обозначьте в словах ударение и подчеркните безударные гласные.

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

Безударные гласные - это гласные звуки в безударных слогах слов.

V. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа в парах. (Слайд №6)

— Прочитайте задание, выполните его, используя памятку.

2.Укажите порядок предложений, чтобы получился связный текст.

3.В двусложных словах поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

[ ] В цветках капли росы.

[ ] Наша дача в лесу.

Сверка с доской правильности выполнения задания (Слайд №7)

Оцените свою работу, если вы справились с работой без ошибок, нарисуйте смайлики.

- Что помогло вам при выполнении этого задания?

Физминутка ( для глаз)

Слайд №8

VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении

— Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.

Слайд 9

На дворе трава, на траве дрова.

- Написание, каких слов в скороговорке отличается от их произношения?

- Определите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.

- На что обратили внимание?

- Будьте внимательны: безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

- Спишите скороговорку. Подчеркните букву, которая обозначает безударный звук. У доски работает Семён.

- Сделаем вывод. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

VII.Рефлексия учебной деятельности

- Вспомним ситуацию с Машей и Петей, какую цель ставили на уроке? Подведём итог.

- Что такое ударный слог?

- Где эти знания могут пригодиться?

- Оцените свою работу на уроке. Если на уроке было интересно и легко, то выбираете красное яблочко и вывешиваете на дерево, если встретили трудности, не до конца разобрались, зелёное яблочко, значит, нужно ещё поработать.

Читайте также: