Годовой круг календарных праздников 2 класс музыка конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

1) образовательная: познакомить учащихся с праздниками и обрядами русского народа.

2) воспитательная: воспитание любви и интереса к культуре русского народа.

3) развивающая: развитие вокально-хоровых навыков – дикции на материале р.н.п. “Блины”.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительная беседа. – Ребята, какое время года наступило? (Зима)

– Русский народ к месяцу декабрь подобрал поговорки. Послушайте и скажите, как вы их понимаете? (слайд №2)

1) “Декабрь спросит, что лето припасло” ( )
2) “Декабрь – шапка зимы” ( )

Издавна существовали приметы: “В декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзлая земля – к урожаю”.

– А какие зимние праздники издавна отмечали на Руси ?( Новый год, Рождество, Святки)

– В календарь российских праздников вернулось Рождество Христово. (Слайд № 3). Рождество – особое время для христиан, кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки.

Рождество – это семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в Рождественскую ночь зажигают свечи на ёлках, дети поют песни-колядки.

– Ребята, кто знает, что такое колядки? ( )

– У славянских народов поздравительные рождественские песни назывались колядками. Их пели, когда заходили с поздравлениями в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривали подарками, угощением. Считалось, чем больше дары, тем больше богатства будет в доме хозяина!

– Сейчас прозвучит песня “Тихая ночь” композитора Франца Грубера, которая стала Международным рождественским гимном.

– Послушайте внимательно и скажите как звучит мелодия песни, какое настроение передаёт музыка? (видео Ф. Грубер “Тихая ночь”)

Анализ – (музыка звучит светло, ласково, тепло, нежно, настроение немного грустное).

Рождество-это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.

(Слайд №4) – Ребята, чей портрет вы видите? (это П.И.Чайковский)

П.И.Чайковский – великий русский композитор, любил все времена года, он даже написал сборник фортепианных пьес под названием “Времена года”. В Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский издавался журнал, под названием “Нувелист”, от слова “новелла”, что значит – небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года, 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, которые стали называться “Времена года”.

К месяцу Декабрь поэт В.Жуковский подобрал эпиграф (слайд №5)

“Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги бросали”. (Слайд №6)

– Кто знает, что это за гадание? (куда укажет носок башмачка, там и суженого нужно искать).

Декабрь – последняя пьеса в альбоме “Времена года”. Она называется “Святки”. Святки – это старинный праздник, который отмечается после Рождества. Святки – от слова “святой”. На Святки славили будущий урожай, поздравляли друг друга, всем желали здоровья, счастья. Святки – самый весёлый крестьянский праздник. Праздновали святки и стар и млад. Но тон задавала молодёжь! Песни и пляски, гадания и игры – скучать было некогда!

Музыка “Декабря”, пожалуй не рассказывает нам именно о святках. Композитор хотел в звуках музыки выразить свои чувства в связи с приходом зимы.

– Послушайте пьесу “Декабрь” и скажите, как музыка рисует картины природы?

– может ли настроение соответствовать времени года ?(видео П.И.Чайковский “Декабрь”

Анализ – какое было настроение? (грустное, задумчивое). И это понятно, ведь расставаться всегда грустно. Эта пьеса последняя в альбоме “Времена года”. Композитор прощается со своими слушателями. (Слайд №7)

…концерт окончен. Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется сейчас она звучит… И будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас…

– А когда отмечается этот праздник вы мне сами расскажите. Как он называется? (слайд №8) (Масленица)

– А по какому случаю праздновали Масленицу? (когда провожали зиму).

– Что делали из соломы? (чучело)

Из соломы мастерили чучело Масленицы, везли его в поле, пели и плясали вокруг него, а потом сжигали. (Слайд№9).Хозяйки на масленицу пекли блины, которые напоминали жаркий круг солнца. И взрослые и дети катались на санях, пели масленичные песни. С одной из таких песен мы с вами познакомимся, называется она “Блины”.

– Какое настроение передаёт песня? Как она звучит?

(Видео р.н.п. “Блины”) (настоение праздничное, радостное, звучит весело)

Р.н.п. “Блины” – разучивание по мелодическим фразам.

Что за праздник изображён на слайде? (слайд№10) (Сабантуй)

Это русский праздник или башкирский? (башкирский)

Когда отмечается этот праздник? (летом) Правильно, Сабантуй ещё называют “праздником плуга”, и отмечают его тогда, когда урожай посажен и засеяны хлеба.

– Какие состязания устраиваются на этом празднике? ( )

– Какой главный приз этого праздника? (баран)

– В каком виде спорта нужно состязаться, чтобы получить главный приз праздника? (в борьбе). Таким образом, приз получает самый сильный.

Есть ещё один из любимейших русских праздников, вы мне сами его назовёте. (Слайд№11) (Пасха)

– Что делал русский народ на Пасху? (Пекли куличи и красили яйца).

6. Обобщение.

– С какими русскими народными праздниками мы познакомились? (Святки, Рождество, Масленица, Пасха).

Я сейчас проверю, как вы усвоили урок. На доске вывешены символы, каким праздникам они соответствуют. (дети сами распределяют символы в соответствии с праздниками).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: закрепить знания о народных музыкальных традициях родного края.

продолжить развивать навыки вокально-хорового пения;

воспитывать в детях умение видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.

I.Организационный момент (Слайд 1)

Дети стоят в шеренгу, далее все движения выполняются врассыпную. За игру дети должны встретить 3-х разных друзей, выполнять соответствующие тексту движения - ходьба, легкий бег, подскоки.

1. Зашагали ножки прямо по дорожке - шагают врассыпную

Повстречали друга маленькие ножки - выбирают пару

Посмотри вокруг. - развести руки, посмотреть вверх

Мне ты улыбнись! - улыбаются

Головкой поклонись! - делают поклон головой

2. Побежали ножки прямо по дорожке - выполняют легкий бег

Далее как в 1 куплете

3. Поскакали ножки прямо по дорожке - выполняют подскоки врассыпную

Я улыбнусь вам, а вы друг другу. И подумайте: как хорошо, что сегодня урок музыки. Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какой сегодня день? ( Морозный…) Какое время года сейчас? А у нас в классе уютно и тепло. Каким, вы видите наш урок? ( Интересным, запоминающимся, необычным, творческим, познавательным…). Что для этого нужно? Покажите своё настроение музыкальными нотками.

II. Музыкальная разминка.

- Правильно. Напомню: вдох при пении значительно быстрее, а выдох длиннее.

- Давайте поупражняемся.

- все вместе

Вверх по сту -пень-кам под – ни- мись,

По- том о- брат- но вниз спус- тись. (Повторить несколько раз)

- Исполним песню, которую вы должны были выучить дома.

- Как будем исполнять эту песню? (легко, весело, задорно…)

- …И не забывать о правилах пения.

Оценивание своих умений

- А сейчас прошу поднять ваши цветные нотки: как вы оцениваете своё исполнение?

- всё получилось

- не очень хорошо получилось

- не получилось

- Кому-то понравилось своё исполнение, а кому-то надо еще поработать… Молодцы!

IV. Актуализация темы урока и самоопределение к деятельности.

- Скажите, а вам нравится зимнее время года?

- За что вы любите зимнее время года, чем вам нравится зима? (Ответы детей)

- А вот как ответила на этот вопрос писательница Ирина Агапова.

С неба сыплются снежинки

На деревья и дома.

Объясните нам, ребята,

Чем вам нравится зима?

Льдинкой снежною окно

Словно вьюгою стекло

В бахроме берёза белая сама.

Вот, ребята, чем нам нравится зима,

Если к нам пришла зима,

Будетв снеге кутерьма,

Будет ёлки новоселье,

Снова праздник и веселье!

Постановка темы и задач урока.

- Сегодня мы вспомним о празднике, который к нам вот-вот постучится. Что это за праздник? (Новый год) Назовите тему урока. Музыка на новогоднем празднике.

- Какой он? (веселый, красивый, красочный, музыкальный…) Чтобы праздник был весёлый, что для этого нужно? Повторить и разучить праздничные песни, танцы, игры. Предположите, как будет называться тема нашего урока? (Музыка на новогоднем празднике.)

V. Пластическое интонирование

- У вас на партах по три ёлочки, т.е. по три настроения. Они будут указывать на три типа характера музыки

- добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная

- весёлая, радостная, плясовая, задорная

- грустная, жалобная

- Послушайте внимательно музыку. Какой она имеет характер?

- Покажите в движении.

- Какой характер прослушанной нами музыки?

- Что хочется делать под эту музыку? (танцевать, маршировать)

- Какие у них интонации? (торжественные, праздничные)

- О чем они возвещают? (о начале праздника)

- О чем эта песня? (о ёлочке…)

- А когда же празднуют Новый год? У нас?

- Хотите узнать историю этого праздника? Она замечательна!

- Но сначала немножко отдохнем, разомнемся.

VII. Физкультминутка

Левой – правой, Левой – правой. (Шагают на месте, имитируя движения барабанщика). На парад идет отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд! Левой – правой, Левой – правой. (Разводят руками)

Барабан уже дырявый.

VIII. Продолжение темы о Новом годе

История Нового года (Слайд 4)

- Трудно найти человека, который бы не любил Новый год.

С раннего детства Новый год является любимым, домашним праздником для каждого из нас. А между тем, всё имеет своё начало.

История этого замечательного праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков (1 век – 100 лет). Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье). Именно здесь, по мнению ученых, впервые стали праздновать Новый год.

В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (самая длинная река). Разлив Нила был очень важен, т.к. только, благодаря ему ,в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены богини неба Мут и сына, бога луны Хонсу ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу целый месяц, что сопровождалось пением, танцами, весельем. Затем статуи вносили обратно в храм. (Слайд 5)

На Руси Новый год раньше отмечали 1 сентября, но Петр Первый, вернувшись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел считать Новый год повсеместно с 1 января. (Слайд 6)

Ёлка – неотъемлемый атрибут зимних праздников – также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами. (Слайд 8)

А вот предшественником современного Деда Мороза был вполне реальный человек. В IV веке в турецком городе Мира жил архиепископ Николай. (Слайд 9) Это был очень добрый человек. Он любил детей и часто делал им подарки, хотя дети не знали, от кого получали подарок. Николай делал это тайно. За добрые дела его после смерти объявили Святым. В Англии и Америке этого доброго Святого называют Санта Клаус (Святой Николай).

(Слайд 10) Предком нашего родного Деда Мороза является дух холода Трескун, Мороз, Студенец. Чаще Мороз предпочитал позабавиться, похрустывая снежком, постукивая в стены домов, заставляя дрожать от холода путников (особо любил он морозить тех, кто сидит в санях, закутавшись в шубу, а те, кто бежал, шел пешком или махал топором, так просто Морозу не давались).

Когда в России стали отмечать Новый год, в домах стал появляться старый дед с бородой и в валенках. Но тогда Дед Мороз не был веселым и добродушным. В одной руке у него был мешок, а в другой – палка. Подарки он, конечно, дарил, но только умным и послушным детям, остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, Дед Мороз добрел и старел, перестал раздавать тумаки, а просто запугивал непослушных детей страшными сказками.

Совсем недавно российской Родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг – древнейший город Вологодской области. (Слайд 12)

А к дому Деда Мороза ведет удивительная Тропа Сказок. Резиденция Деда Мороза(Слайд 11)

- Итак, без чего и без кого не может быть Нового года? (Ёлки, Деда Мороза и Снегурочки)

- А вы уже украсили новогодние ёлки?

- Давайте мы тоже нарядим нашу ёлку. Вы дома должны были сделать ёлочные игрушки…

- Украшать мы её будем под известную всем нам песню… Поём все вместе.

- Какие песни и танцы еще звучат вокруг ёлки? Весёлые, задорные, плясовые, радостные…(Ответы детей)

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет:
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака,

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься, и - святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь - там и новый год.

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме?
Может быть, проходит время.
Может быть, за годом год.

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет.
Снег идет, снег идет.

IX. Рефлексия и подведение итогов урока

- Какая была сегодня тема?

-Какие задания выполняли?

- О ком мы говорили на уроке?

- Какие произведения слушали?

- Что нового узнали?

Наш урок подошёл к завершению. Понравился ли вам урок? - Что-то новое узнали вы сегодня на уроке? С поставленными задачами справились? ( Ответы детей)

- А как вы работали? Оцените себя. (Музыкальные ноты)

- Я довольна вашей работой на уроке. Выставление отметок.

- Спасибо! Молодцы! И в завершении урока, чтобы нам весело встретить самый главный зимний праздник, приход Нового года, нужно что…? ( Повторить новогодние песни, танцы, игры…) И сейчас мы с вами потанцуем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными целями данного урока являются:

заложить основы культуры слушания русских народных песен,

создать предпосылки для дальнейшего музыкального и личностного развития.

расширить представления детей о жизни через воздействие ярких и доступных их пониманию музыкальных произведений,

дополнить и усилить слуховые ассоциации зрительными картинами,

дать целостное представление о русских песнях и праздниках годового цикла.

Хочу добавить, что прохождение всего музыкального материала по теме рассчитано на 8 – 10 уроков. О каждом празднике я рассказываю подробно. На уроке мы слушаем с учениками несколько разных песен, наиболее понравившиеся – разучиваем, разыгрываем в действе (например: Колядки или Веснянки). Итоговый урок, который предлагается вашему вниманию не предполагает воспроизведения всего музыкального материала. Его задачи – вспомнить основные песни, праздники и картины русской жизни.

2.План урока

Годовой календарный круг – это народный календарь, соединяющий в себе праздники земледельческого, православного и государственного календаря. Это - годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной жизни славянских народов России. Осень, зима, весна, лето – шли в своей круговой череде из года в год, из века в век времена года. И каждому времени года на Руси соответствовали свои праздники, обряды и песни.

Дожиночные ( Обжиночные) песни.

Мелодии, звучащие на празднике по случаю окончания жатвы, иного характера. В них преобладает мажорный лад, подвижный темп, чередуются светлые и задорные девичьи, и удалые и мощные молодецкие интонации.

Традиции зимних праздников ( Заклички зимы, зимние посиделки, Рождество и колядование, рождественские гадания.

Уж я золото хороню, да хороню, Моё золото пропало, чисто серебро пропало, Чисто серебро хороню, хороню. Пал перстень в калину - малину, чёрную смородину. Я и у батюшки в терему, в терему, Очутился перстень у дворянина да у молодого Я и у матушки в высоком, в высоком! На правой ручке, на малом мизинце.

3 Проводы зимы. Масленица.

4. Весенние заклички. Пастушьи наигрыши. Егорьевские песни.

Очень востребованным и уважаемым человеком на селе был пастух – не каждому мог хозяин доверить пасти свою кормилицу – коровушку. Вместе с взрослыми пастухами пасли стадо молодые подпаски. Игра на самодельных духовых инструментах (дудочках, свирели, жалейках, трубах, изготовленных из тростника, бересты, рогов), скрашивала долгие часы работы на выпасе, не давала сморить сну и сгоняла стадо ко времени сбора домой. Такой наигрыш так и называется – сгонный.

5. Летние праздники и хороводы (Троица. Гряная неделя. Иван Купала).

День и особенно ночь накануне праздника наполнены магическими ритуалами. Днём девушки плели венки, собирали целебные травы, водили хороводы с пением купальских песен. Вечером молодые прыгали через костёр парами. Считалось, что огонь обладает могучей очищающей силой. Вечером под пение купальских песен венки опускали в реку, гадая на замужество. Ночью купались в водоёмах, ходили по лесу в поисках цветка папоротника, который должен был одарить нашедшего его большой магической силой, утром омывались росой. Купальские песни - лирического характера и любовного содержания, или в виде шутливых припевок-перебранок между парнями и девушками. В другое время исполнять такие песни было не принято.

6. Лето, июльские хороводы, начало жатвы..

Список литературы.

Автор: Савченко Татьяна Алексеевна

Населенный пункт: город Ровеньки

Цель урока: расширение и углубление знаний у учащихся о русских народных праздниках, тренировать хоровые навыки.

Задачи урока:

1) образовательная: познакомить учащихся с праздниками и обрядами русского народа.

2) воспитательная: воспитание любви и интереса к культуре русского народа.

3) развивающая: развитие вокально-хоровых навыков – дикции на материале р.н.п. “Блины”.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи история, литературное чтение.

Тип урока: комбинированнный

Формы работы учащихся: фронтальная.

Формирование универсальных учебных действий:

- познавательные: формирование первичных представлений о роли календарного обряда и праздника в жизни человека; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору; умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и от взрослых.

- регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; определять тему урока с помощью учителя и самостоятельно; удерживать внимание на данном виде деятельности; осуществлять самооценку выполненного действия.

- коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; формулировать собственное мнение; воспринимать музыкальное произведение и мнение одноклассников; сохранять дружеские отношения с окружающими.

- личностные: формирование уважительного отношение к национальным традициям русского народа, музыкальному фольклору; осознание своей этнической принадлежности; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

Ход урока

Сейчас музыкальный начнется урок,

Об этом сказал наш веселый звонок,

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

Друзья, поздравляют с началом урока!

В класс дети входят под музыку (фонограмма народная плясовая?)

Актуализация знаний. Простановка цели и задач урока.

Учитель: Ребята, какая музыка встретила вас?

Учитель: Какие картины можно под эту мелодию нарисовать?

Дети: Картину праздника, гуляния, танцы.

Учитель: С помощью чего вы это увидели, я ведь ничего вам не показывала?

Дети: С помощью слуха.

Учитель: А какая же цель нашего урока, что мы должны сегодня на уроке делать?

Дети: изучить народные праздники и обряды русского народа, научиться петь праздничные песни.

Учитель: Молодцы, все верно. Мне хочется, чтобы каждый из вас проявил свои творческие музыкальные способности сегодня на уроке.

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Наша страна богата своей историей, традициями и конечно культурой. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Жизнь человека немыслима без песни. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Испокон веков наши предки устраивали народное гуляние, посиделки, водили хороводы. И до сих пор мы исполняем традиционные народные песни.

– Ребята, какое время года наступило? (Зима)

– А какие зимние праздники издавна отмечали на Руси ?( Новый год, Рождество, Святки и др.)

Учитель: В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись к этому празднику песни

Учитель: А теперь давайте мы встретим этот праздник стоя

Звучат колокола (показ слайда о Рождестве)

- Во Вифлееме - Во Вифлееме
- Весела новина! - Весела новина!
- Пречистая дева! - Пречистая дева!
- Породила сына! - Породила сына!
- Христос родился! - Бог воплотился!
- Ангелы спевают, - Царие витают,
- Поклоны отдают, - Пастыри играют,

Вместе: Чудо, чудо поведают!

Учитель: О каком же празднике идет речь?

Дети: Рождество Христова.

- Когда встречают в России Рождество?

Дети: Давным-давно в старинном городе Назарете (Слайд ) жила девушка Мария. Она была обручена с плотником Иосифом. Однажды явился Марии ангел и возвестил её о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, потому что он спасёт людей от грехов их). И в этот день родился Христос

Учитель: Какие же были обряды этого праздника?

Ученик: Рождество – это семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в Рождественскую ночь зажигают свечи на ёлках. По дворам ходили ряженые. Наряжались животными (козой, конем, медведем), стариками и старухами. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.

Учитель: А что такое колядка?

Дети: Это старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.
Колядки поют, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривают подарками.

Учитель: А теперь я предлагаю послушать рождественскую колядку.

Учитель: Какое настроение передала вам музыка?

Дети: Радостное, праздничное.

Учитель: Теперь приготовимся к разучиванию песни

Перед разучиванием настроимся на хоровую работу.

Если стоя хочешь петь, головою не вертеть,

Спину выпрямим скорей, руки, плечи все свободно

Петь приятно и удобно.

Песня

Уж как шла коляда из нова города,

Мы искали коляду у Ивана во дворе.

На Иванов двор, на пяти столбах,

На пяти столбах, на семи верстах.

Уж ты батюшка Иван, шелковая борода,

Шелковая борода, позлащена голова.

Ты не режь, не ломай, отдавай весь каравай.

(Слайд ) – Ребята, чей портрет вы видите? (это П.И.Чайковский)

П.И.Чайковский – великий русский композитор, любил все времена года, он даже написал сборник фортепианных пьес под названием “Времена года”. В Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский издавался журнал, под названием “Нувелист”, от слова “новелла”, что значит – небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года, 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, которые стали называться “Времена года”.

К месяцу Декабрь поэт В.Жуковский подобрал эпиграф (Слайд))

“Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги бросали”.

– Кто знает, что это за гадание? (куда укажет носок башмачка, там и суженого нужно искать).

Декабрь – последняя пьеса в альбоме “Времена года”. Она называется “Святки”. Святки – это старинный праздник, который отмечается после Рождества. Святки – от слова “святой”. На Святки славили будущий урожай, поздравляли друг друга, всем желали здоровья, счастья. Святки – самый весёлый крестьянский праздник. Праздновали святки и стар и млад. Но тон задавала молодёжь! Песни и пляски, гадания и игры – скучать было некогда!

Музыка “Декабря”, пожалуй, не рассказывает нам именно о святках. Композитор хотел в звуках музыки выразить свои чувства в связи с приходом зимы.

– Послушайте пьесу “Декабрь” и скажите, как музыка рисует картины природы?

– Может ли настроение соответствовать времени года ?

– Какое было настроение? (грустное, задумчивое). И это понятно, ведь расставаться всегда грустно. Эта пьеса последняя в альбоме “Времена года”. Композитор прощается со своими слушателями.

А когда отмечается этот праздник вы мне сами расскажите. Как он называется? (слайд) (Масленица)

Учитель: В деревнях и городах России устраивали проводы зимы, праздновали весёлую Масленицу. Среди всех народных праздников Масленица была самым любимым, самым веселым праздником. В старину в этих народных гуляниях не принимали участие только старики да младенцы.

-Почему этот праздник так называется?

Ученики: На Масленицу пекли блины и щедро поливали их маслом, отсюда и название.

Учитель: Пекли блины, а не пироги и ватрушки. Почему? На что похож блинчик?

Ученики: На солнышко. Блинок такой же круглый, теплый, желтый, как солнышко.

Учитель: Горячими блинами, песнями и плясками закликали весну красавицу. Сколько дней праздновали Масленицу?

Не один, два или три, а целых семь дней!

Готовились к Масленице заранее. В воскресенье, накануне праздника ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежных баб, поливали водой горки, чтобы можно было на них кататься, из соломы делали чучело Масленицы, обряженного в женское платье, везли его в поле, пели и плясали вокруг него, а потом сжигали. (Слайд).И взрослые, и дети катались на санях, пели масленичные песни. С одной из таких песен мы с вами познакомимся, называется она “Блины”.

– Какое настроение передаёт песня? Как она звучит?

(Видео р.н.п. “Блины”) (настоение праздничное, радостное, звучит весело)

Р.н.п. “Блины” – разучивание по мелодическим фразам.

Обобщение. Итог урока.

– С какими русскими народными праздниками мы познакомились? (Святки, Рождество, Масленица).

А сейчас проверим, как вы усвоили урок. На доске вывешены символы, каким праздникам они соответствуют. (Дети сами распределяют символы в соответствии с праздниками).

Учитель: Наш урок подходит концу, и давайте вспомним что мы узнали для себя новое на уроке?

Дети: Мы сегодня говорили об обрядах русского народа, как люди с давних времен устраивали праздники, познакомились с песней колядка, водили хоровод.

А у кого будет желание, нарисуйте любой понравившийся праздник в тетрадь для творческих работ.

Спасибо, вам за активную работу, было очень приятно с вами работать. И конечно мы поблагодарим наших гостей. Урок окончен (звучит музыка)

Фольклор – устное народное творчество.
- Сопровождал жизнь народа постоянно
- Был важной частью быта
События в жизни древних славян:
первая пахота весной и сбор урожая осенью,
рождество и масленица зимой, покос и сборы ягод
и грибов летом, рождение ребенка и похороны,
сватовство и свадьба –
все эти события сопровождались определенными
обрядами.

Колядки
Коляда, коляда!
А бывае-то коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла!
Коляда, маледа!
Ходила коляда
по святым вечерам.
Зашла коляда
к Николаю на двор.
У Николая борода
до шелкова пояса.
Дай ему, господи,
доброго здоровья,
Семь лошадей
ровно белых лебедей,
Пятьдесят быков, сто коров!

Масленичные песни
Обряды масленичной недели
должны были помочь солнцу
продвинуться по кругу,
ускорить конец зимы.
Отсюда разнообразные
изображения круга и
круговые движения

Масленичные песни
А мы масленицу дожидаем,
дожидаем.
Мы в окошечко поглядаем,
поглядаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
увидаем.
Как от сыра гора все крутая,
все крутая.
А от масла гора все ясная,
все ясная.
Уж ты масленица годовая,
годовая.
Наша гостица дорогая, дорогая.
Она пешею к нам не ходит,
к нам не ходит.
Все на команях разъезжает,
разъезжает.
Уж ты Масленица, кривошейка,
кривошейка.
Уж мы встретим тебя хорошенько,
хорошенько!

Весенние песни - веснянки
Были связаны со встречей весны
Веснянки не пели , а
кликали,
взобравшись на
пригорки, крыши. В
них призывали весну
и прогоняли
холодную голодную
зиму.

Весенние песни
Кликанья обычно сопровождались
обрядами с птичками, выпеченными из
теста. Это были жаворонки, кулики
Птичек подкидывали с высокого места
или прикрепляли к шесту на нитке, чтобы
они летали по ветру.
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички жаворонки,
Солетайтеся,
сокликайтеся.

Летние песни
Исполнялись на Троицу, на праздник Ивана Купалы
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая
стояла,
Люли, люли стояла.
Некому березу
заломати,
Некому кудряву
заломати,
Люли, люли заломати.
Как пойду я в лес,
погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

Летние песни
На Троицу дома украшали березками. Из березовых веток
плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы
сопровождались песнями.
Йо, йо, березонька!
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица Только, только у нас, у
девушек,
И праздничек!"
Ой, девушки, ой, красавицы,
Красны девицы-подруженьки!
Завтра Троица да зеленая.
Айда в лес –березку завивать
Да веночки заплетать,
Весну провожать,
Красно лето встречать!

Летние песни
На Ивана Купалу ночью жгли костры. Существовал обычай прыгать
через костер: считалось, что огонь обладает очищающей силой –
прыгавший через костер будет здоровым и крепким.
Ой, рано на Ивана…
Да кто нейдет на
улицу…
Ой, рано на Ивана!
Ой, рано на Ивана…
Ой, рано на Ивана…

Осенние песни
Были связаны со сбором урожая
Жали мы, жали,
Жали-пожинали, —
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая* ,
Постатъ широкая;
По месяцу жали**,
Серпы поломали,
В краю не бывали***,
В краю не бывали.
Людей не видали.

Самостоятельная работа
определите по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой
праздник сопровождала
1)Волхвов привечайте,
Святое встречайте,
Пришло Рождество!
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет…

2) Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
– Чувиль-виль-виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе.

3) А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
Увидаем, душе, увидаем.
Как на горке дубок зелененек,
Зелененек, душе, зелененек.
А Ванюша, дружок, молоденек,
Молоденек, душе, молоденек.
Наша Масленица, будь счастливой,
Будь счастливой, душе, будь счастливой.
Наша горушка будь катливой,
Будь катливой, душе, будь катливой

4) Пойдем,девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я , молодешенька,
Весь год веселешенька!

Читайте также: