Человек как результат биологической и социокультурной эволюции презентация конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

1. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции

2. Три версии происхождения человека

1. Теологическая (божественного
происхождения человека).
Согласно Библии человека создал Бог по
образу и подобию своему.
2. Эволюционная
Предки человека – человекообразные обезьяны
3. Космическая (внеземное происхождение)
Предки людей были заброшены на Землю из космоса

3. Время появления человека

250 тыс. лет назад
2.5 млн. лет назад
Древнейшие люди
Homo Habilis –
человек умелый
Homo Еrectus —
человек
прямоходящий
35-40 тыс. лет назад
Древние люди Неандертальцы
Homo Sapiens – человек
разумный.
Люди современного
физического типа

4. Основные отличия человека от животного

ЧЕЛОВЕК
ЖИВОТНОЕ
Обладает мышлением и
членораздельной речью
Существование направляется
только инстинктами
Может осуществлять сознательную,
целенаправленную творческую
деятельность
Подчинено инстинкту, все действия
изначально запрограммированы
Преобразует окружающий мир,
создает материальные и духовные
блага
Приспосабливается к окружающей
среде, которая определяет его
образ жизни. Не может
осуществлять коренные изменения
в своей жизни.
Может изготавливать и
использовать орудия труда
Некоторые животные могут
использовать подручные средства,
камни, палки. Не одно животное не
может изготавливать орудия труда
Удовлетворяет материальные и
духовные потребности
Воспроизводит только
биологическую сущность.

5. Антропогенез- процесс появления человека

6. Человек – высшая ступень в иерархии живых организмов.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления
и речи, способностью создавать орудия и пользоваться
ими в процессе общественного труда.

7. Три сущности человека

1. Биологическая (связь с внешней
природой, единство с физическим видом)
2. Социальная (сопереживание другим,
сотрудничество)
3. Духовная (свобода воли, способность к
творчеству, совести)

8. Цель и смысл жизни человека

• Отличительным свойством человека можно
признать его стремление к философскому
осмыслению мира и себя самого.
• Поиск смысла жизни – дело сугубо
человеческое.
• Зачем, ради чего человек живет?

Поиски смысла жизни
• Смысл жизни – поиски счастья.
• Смысл – в самом человеческом существовании.
• Смысл – саморазвитие, самопознание.

10. Потребности, интересы и способности человека

Потребность – нужда в том, что необходимо
для существования человека.
Первичные и вторичные.
Первичные потребности являются по своей
природе физиологическими, как правило
врожденными.
Физиологические потребности являются
необходимыми для выживания. Это потребность в
еде, воде, убежище, отдыхе.

Вторичные потребности по своей природе
являются психологическими.
Социальные потребности – это потребности в
чувстве принадлежности к обществу, чувстве
социального взаимодействия, чувстве
привязанности и поддержки.
Духовные потребности – это потребности в
самовыражении, в реализации своих
потенциальных возможностей и росте как
личности.

12. Потребности человека составляют основу его интересов

Интерес – это целенаправленное отношение
человека к объекту.
Интересы бывают индивидуальные и
групповые (разделение по носителю)
А так же экономические, социальные,
политические и духовные (разделение по
направленности)

Способности – это индивидуальные особенности
человека, от которых зависит успешность
выполнения им определенного рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается
понятиями талант и гениальность.
Талант – способности, позволяющие получить
новый, более совершенный и общественно
значимый продукт.
Гениальность – высшая ступень развития таланта,
позволяет осуществить принципиальные сдвиги в
той или иной сфере деятельности.

14. Основные формы деятельности человека

Деятельность человека – это активность
направленная на достижение поставленных
целей, которые связаны с удовлетворением
его потребностей и интересов.

15. Деятельность человека:

- носит сознательный характер (человек
осознает цель, способы ее достижения,
предвидит результат);
- связана с изготовлением, употреблением и
хранением орудий труда;
- носит общественный характер; она
осуществляется, как правило, в коллективе
и для коллектива.

16. Основные компоненты деятельности субъект и объект

Субъект – это тот, кто осуществляет
деятельность.
Объект – это то, на что направлена
деятельность.
Деятельность имеет определенную структуру.

17. Структура деятельности

Мотивы – это внутренние побудительные
силы.
Цель – то чего субъект деятельности хочет
достичь.
Средства достижения цели – это сумма
знаний, которой обладает субъект
деятельности: орудия труда, физическая сила,
жизненный опыт.
Действие – процесс, направленный на
достижение поставленной цели.

19. Виды деятельности

Основными видами человеческой
деятельности являются: общение, игра,
учение, труд.
Общение – вид деятельности, который
возникает в процессе индивидуального
развития человека и
направлен на обмен
информацией между
общающимися людьми.

Функции общения – социализация,
познавательная функция,
психологическая функция,
организационная.
Игра – вид деятельности, который не
ставит своей целью производство
каких-либо материальных благ. Игры
как правило, имеют характер
развлечения и используются для
отдыха.

Учение – вид деятельности, целью которого
является приобретение человеком знаний,
умений, навыков. Особенности учения состоят
в том, что оно служит средством
психологического развития.
Учение может быть организованным и
неорганизованным.
Труд – вид деятельности, в
процессе которой создаются
предметы материальной и
духовной культуры и
преобразуется жизнь

22. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ может носить:

Сознательный характер – сознательное
выдвижение целей деятельности и
предвиденье ее результата.
Продуктивный характер – стремление получить
конкретный результат.
Преобразующий характер – изменение
окружающего мира и самого человека.
Общественный характер – в процессе
деятельности человек вступает с другими
людьми в разнообразные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Необходимо работать в комплекте с ученическим материалом.

Человек как результат биологической и социокультурной Эволюции

Цели: обобщить имеющиеся у учащихся знания о человеке как результате биологической и социокультурной революции.

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthrpos – человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Религиозная теория

Теория палеовизита

Естественнонаучные (материалистические) теории

Ч. Дарвин – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной (от лат. evolutio – развёртывание) теории

Ф. Энгельс – немецкий социальный мыслитель, политический деятель

Божественное происхождение человека.

Душа – источник человеческого в человеке

Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.



Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.

Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативные возможности имеют и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди обладают способностью выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

2.1. Моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные роли (роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др.).

2.2. Обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.

2.3. Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

1. существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершённое)

2. существо универсальное (способное к любому виду деятельности)

3. существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Определение

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделённый) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Характерные признаки

Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки

Направленность (влечение, желание, стремление, идеал, ценности, установка, мировоззрение), социальные потребности, социальный статус, социальная роль, сознательные цели

Человек как отдельная особь среди других людей

Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.

Человек с социально значимыми качествами

Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др.). Они лежат в основе направленности личности.



III. Закрепление умений и навыков

Задание 1. Выбрать правильный ответ:

Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены:

1) возрастные физические особенности

2) половые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) мировоззренческие отличия

Задание 2. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено.

2) Все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

3) Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим.

4) В биологической природе человека заложены качества, которые принципиально выделяют его из живого мира.

5) Человек является существом не только социально-деятельностным, но и социально мыслящим и социально чувствующим.

Задание 3. Проанализировать суждения о человеке. Запишите цифры, под которыми они указаны.

К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми

Человек обладает мышлением и словесной речью

Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии

Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью

Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми

Процесс становления личность называется стратификацией

Индивид – единичный представитель человечества как биологического вида

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью

Личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом социальных качеств

Ответ: 245789

IV. Итоги урока

1. В чем заключается биосоциальная сущность человека?

2. Что составляет биологическую природу человека?

3. Какие наиболее важные отличия человека от других живых существ?

4. Как проявляется социальная сущность человека?

6. Что такое потребности? Какие потребности выделяют ученые?

Домашнее задание.

1. Прочитайте текст и выполните задания.

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

Задание №1. Задание с развернутым ответом

Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

Задание №4. Задание с развернутым ответом

Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.

Основные отличия человека от животного. Человек, индивид, личность. Потребности и интересы. Мышление и речь.

ВложениеРазмер
chelovek_kak_rezultat_biologicheskoy_i_sotsikulturnoy_evolyutsii.pptx 243.16 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Человек как результат биологической и социкультурной эволюции

Основные отличия человека от животного. Человек, индивид, личность. Потребности и интересы. Мышление и речь.

наличие сознания и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности; способность изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ; наличие не только биологических, но и духовных потребностей (стремление к познанию мира, художественное творчество и др.). Отличия человека от животного

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Физиологические потребности Потребности в безопасности, уверенности в будущем Потребность в принадлежности к социальной группе Потребности в уважении, общественном признании Потребность в самовыражении Классификация потребностей (пирамида) А. Маслоу

Формы, в которых у разных людей проявляются одни и те же потребности, могут быть разными: у каждого человека своё социальное окружение, неповторимые обстоятельства воспитания, жизненные установки и способности. При этом не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере.

Материальные (естественные) потребности связаны с биологической сущностью человека (пища, вода, воздух для дыхания, сон, продолжение рода, одежда, жилище, средства передвижения и связи и др.). Социальные потребности – в общении, труде, общественном признании и др. Духовные потребности - в приобретении новых знаний, художественном творчестве, нравственном поведении, религиозной вере и др. Некоторые учёные выделяют экзистенциальные (в безопасности, комфорте) и престижные (властвовать или подчиняться власти и др.) потребности.

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности; общественные потребности характеризуют социальную жизнь. Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям. Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности (потребность в алкоголе, табаке, наркотиках и т.д.).

Потребности человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств. Активность человека по удовлетворению своих потребностей не должна противоречить социальным нормам. ! Потребности лежат в основе возникновения интересов. Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Интересы людей направлены, прежде всего, на материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Мышление – это важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность. Мышление , в самом широком смысле, - способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временны'х и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека. Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением и работой мозга) и языком. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познаёт скрытые свойства, связи и отношения предметов.

Мышление – это взаимодействие субъекта с объективным миром познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитическая деятельность понятийным аппаратом языка Язык – определённая знаково-символическая система, в которой сохраняется и передаётся информация.

Операции (приёмы) мышления Анализ Мысленное разложение предмета на составляющие его элементы Синтез Мысленное объединение отдельных элементов целого Установление сходства или различия объектов Сравнение Обобщение Переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов

Операции (приёмы) мышления Абстраги-рование Исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях Модели- рование Мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого-то одного из них Понятие Мысль, фиксирующая существенные общие признаки объекта, группы, класса объектов

Операции (приёмы) мышления Суждение Форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей Умозак-лючение Форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выводится новое суждение

Методы мышления Дедукция (лат. deductio – выведение) Индукция (лат. inductio – наведение) Метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Началом (посылками) дедукции являются общие утверждения, а завершением – частные следствия. Метод мышления на основе перехода от частного положения к общему

Мышление связано с речью. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь). Процесс речи предполагает, с одной стороны, выражение мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям. Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью. В зависимости от формы общения выделяют устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение) речь.

В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов: формирование смысла речевого высказывания; построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор определённой звуковой или графической системы; физический процесс речевого высказывания. Качества речи Вырази-тельность Содержа- тельность Действенность Понятность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк.

Урок 11 класс по теме "Общие закономерности биологической эволюции"

Тема: Общие закономерности биологической эволюции.Цели: На основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюц.


основные закономерности биологической эволюции. презентация.

раскрыты понятия необратимости эволюции,непрограммируемости эволюции, относительность адаптаций, усложненность организмов.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Материалы к уроку обществознания в 10 классе по теме: "Человек как результат биологической и социокультурной эволюции".

Разработка урока обществознания в 10 классе. Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.Цель :способствовать формированию адекватного представления о человеке, обосновывающее преобладание ду.

Человек как результат эволюции

Презентация к учебнику Боголюбова 10 класс по теме "Человек как результат эволюции".

статья "В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО"

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.Цели би.



Полный текст материала Презентация по обществознанию "Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: