Психофизиологические аспекты организации охраны труда план конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Физиологическая и психологическая основа трудового процесса. Понятие работоспособности и утомляемости, их связь с без­опас­ностью труда. Рациональный режим труда и отдыха.

Психофизиологические факторы условий труда их влияние на работоспособность и без­опас­ность труда.

Профессиональный отбор работников по физическим, профессиональным и психологическим качествам.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные психологические причины могут привести к травматизму?

2. Какие виды трудовой деятельности человека существуют. Какое влияние они оказывают на человека?

3. Что такое шум? Назовите основные характеристики шума и источники его возникновения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика.

Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека.

На человека в процессе труда действует множество факторов: вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, условия, в которой она осуществляется (вредные вещества, излучения, климатические условия, освещенность и т. д.), психофизиологические возможности человека (прежде всего антропометрические характеристики, скорость реакций на различные раздражители, особенности восприятия цвета и т. д.). Для того чтобы человеко-машинная система функционировала эффективно и не приносила ущерба здоровью, необходимо прежде всего обеспечить совместимость характеристик машины и человека. Она определяется его антропометрической, сенсомоторной, энергетической (биомеханической) и психофизиологической совместимостью.

Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможность обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы.

Сенсомоторная совместимость предполагает учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов.

Энергетическая ( биомеханическая ) совместимость предполагает учет силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.

Психофизиологическая совместимость должна учитывать реакцию человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека

К антропометрическим характеристикам человека относятся статические характеристики – размеры тела и его отдельных частей (головы, ног, рук, кистей, стоп, ширина плеч, таза и т. п.) и динамические характеристики – возможные углы поворота отдельных частей тела, зоны досягаемости.

Например, на рис.2 показаны антропометрические зоны досягаемости рук человека в положении стоя. В табл . 1 представлены размеры этих зон.

hello_html_3d071a5.jpg

Рисунок 2 - Зоны досягаемости рук человека в положении стоя в вертикальной
и горизонтальной плоскостях: 1…8 – номера зон (см. табл. 3)

Размеры зон досягаемости рук человека (по рис. 1), мм

В вертикальной плоскости

В горизонтальной плоскости

Информационные зоны визуального поля обзора человека представлены на рис.3 и определяются полями зрения (поле ясного зрения, поле обзора и т. д.), размеры которых выражаются углами зрения.

Рисунок 3 - Информационные зоны визуального поля: а – при повороте глаз;

б – при повороте головы; в – при повороте головы и глаз;

––– – оптимальные углы обзора;

------- – максимальные углы обзора

Время некоторых сенсомоторных реакций представлено в табл. 2, 3 и 4.

Временные характеристики некоторых моторных (двигательных) операций

Таблица 3 Время реакций на некоторые типы раздражителей

Таблица 4 Временные затраты оператора при приёме сигнальной информации

Считывание показаний стрелочного прибора

Восприятие оперативной единицы информации

Фиксация предмета глазами

В процессе управления человек обязательно должен прилагать некоторые усилия к органам управления, так как отсутствие усилий (что может быть при кнопочном управлении) дезориентирует человека, лишает его уверенности в правильности выполненного действия. Однако прилагаемые к органам управления усилия должны быть совместимы с биомеханическими параметрами человека. Слишком большие усилия приводят к перегрузке человека. В табл. 5 приведены средние показатели силы некоторых мышечных групп человека

Таблица 5 Средние показатели силы некоторых мышечных групп человека

Бицепс: – правая рука; – левая рука

Кисть (сгибание): – правая рука; – левая рука

Кисть (разгибание): – правая рука; – левая рука

Стан (мышцы, выпрямляющие согнутое туловище)

Организация рабочего места оператора

hello_html_190bc0df.jpg

Организация рабочего места, конструкция органов контроля и управления должны учитывать антропометрические, сенсомоторные, биомеханические и психофизиологические характеристики человека.

Пространство рабочего места, в котором осуществляются трудовые процессы, разделяется на рабочие зоны. Зонирование рабочего места в горизонтальной и вертикальной плоскостях представлено на рис.4 и 5. Рабочую зону, удобную для действия обеих рук, нужно обязательно совмещать с зоной визуального обзора.

hello_html_m66b9083d.jpg

Рисунок 4 - Зоны для выполнения ручных операций и размещения органов управления:

1 – зона для размещения наиболее важных и очень часто используемых органов управления (оптимальная зона моторного поля);

2 –зона для размещениячасто используемых органов управления

(зона легкой досягаемости моторного поля);

3 – зона для размещения редко используемых органов управления (зона досягаемости моторного поля)

Рисунок 5 - Зоны для выполнения ручных операций и размещения органов управления в вертикальной плоскости:

1 – зона для размещения очень часто используемых и наиболее важных органов управления (оптимальнаязона моторного поля); 2 – зона для размещения часто используемых органов управления (зона легкой досягаемости моторного поля); 3 – зона для размещения редко используемых органов управления (зона досягаемости моторного поля)

Минимальное пространство рабочего места, необходимое для выполнения работы при различных положениях тела, указано на рис.6.

hello_html_68dc998b.jpg

Рисунок 6- Минимальное пространство, необходимое
для выполнения работы при различных положениях тела

Рабочее место исполнителя должно быть организованно таким образом, чтобы обеспечивался максимум комфорта и безопасности работы.

Риунок.7 - Схема биомеханического анализа рабочей позы при устойчивой
(а и б) и неустойчивой (в и г) позах: а, в – стоя; б, г – сидя

hello_html_m5a8c21ef.jpg

Рисунок 8 – Рабочее место оператора

Ножные и ручные органы управления должны соответствовать по прилагаемым усилиям биомеханическим характеристикам человека и в зависимости от частоты их использования располагаться в соответствующих зонах досягаемости. Усилия на органах управления не должны быть слишком маленькими, чтобы человек мог контролировать выполняемое им движение. В то же время слишком большие усилия приводят к быстрой усталости и перенапряжению мышц. Для органов управления различного типа существуют рекомендации по оптимальным прилагаемым силам.

Устройства визуальной информации оператора в зависимости от частоты их использования также должны располагаться в соответствующих зонах визуального поля человека. При частом использовании приборы должны располагаться в пределах оптимальных углов обзора, при редком – в пределах максимальных углов обзора.

hello_html_5a7b9032.jpg

Устройства визуальной информации оператора в зависимости от частоты их использования также должны располагаться в соответствующих зонах визуального поля человека. При частом использовании приборы должны располагаться в пределах оптимальных углов обзора, при редком — в пределах максимальных углов обзора.

Цветовая раскраска, размеры органов управления должны соответствовать психофизиологическим и антропометрическим характеристикам человека, освещенности на рабочем месте и другим характеристикам световой среды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая цель - Проведение контроля качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий, на уровне применения их в различных ситуациях.

- провести периодическую проверку знаний, умений по пройденным темам раздела;

- выявить прочность и глубину приобретенных знаний;

- провести работу по устранению обнаруженных пробелов в знаниях;

- установить связь теоретического и производственного обучения.

Воспитательная цель - Формирование любви к выбранной профессии, бережного отношения к природе и коммуникативных компетенций.

- воспитывать любовь и уважение к профессии, труду;

- воспитывать коллективизм, дружбу и готовность к социальному общению;

- самостоятельно делать выводы;

- воспитывать экологическую культуру.

Развивающая цель – Способствовать развитию творческого и критического мышления учащихся.

- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

- формировать творческое мышление;

- развивать интерес к предмету и выбранной профессии;

- формировать умение распознавать, анализировать, систематизировать и обобщать;

Тип урока: контрольно-проверочный (урок – зачет)

Метод проведения: урок проверки знаний, умений, с применением интерактивных методов обучения.

Метод обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Форма контроля: комбинированный зачет с выполнением заданий теоретического и творческого характера в виде ролевой игры, работы учащихся в группах.

Оборудование урока: классная доска, компьютерная техника, телевизор, опорные схемы, презентация.

Оргмомент (2-3мин).

Проверка присутствующих (рапорт дежурного)

Проверка готовности к уроку (наличие маршрутных листов, авторучек)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, пожалуйста, назовите фамилии отсутствующих и причину их отсутствия на уроке. У вас у всех есть маршрутные листы. Приготовьте их, а также – авторучки. У нас сегодня, ребята, урок проверки и оценки знаний, урок-зачет по пройденным темам первого раздела. Этот зачет мы проведем с помощью интерактивных методов, используя ролевую игру, работу в группах, дискуссию. Этот раздел включает в себя следующие темы:

Основные документы, регламентирующие охрану труда

Рабочее время и время отдыха.

Организация охраны труда.

Надзор и контроль по охране труда.

Основные положения производственной экологии.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Организация обучения работающих безопасности труда.

Актуализация опорных ЗУН и мотивационного состояния.

Ознакомление с этапами урока – зачета, с содержанием заданий этапов.

Представление членов экспертной группы.

Цель: Проведение контроля качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в различных ситуациях.

Сначала я хочу ознакомить вас с этапами урока. Этапов будет три. На каждом этапе вас ждут разные задания.

Я думаю, что вы готовы к этому уроку, так как за неделю раньше вам были даны вопросы для подготовки к зачету. Я надеюсь, что вы нашли ответы на все вопросы и сдадите зачет успешно. Оценивать уровень ваших знаний будут члены экспертной группы: Чемашкин Дмитрий, Павлов Игорь. Они уже сдали мне зачет по этому разделу успешно, поэтому смогут оценить вашу работу.

Мотивация ( пробуждение интереса к данной теме).

1. В качестве повторения, составить вопрос по пройденным темам раздела, и задать его другой команде.

2. Ситуационная задача.

Работа по схеме с опорными сигналами.

Идет работа в группах.

Теперь вернемся к поставленным ранее вопросам. Почему же были случаи получения травм? Учащиеся отвечают, что не соблюдались правила техники безопасности и охраны труда. А сейчас дадим слово нашим экспертам, они подведут итоги второго этапа и оценят ваши ответы. Пока эксперты совещаются, проведем физкультминутку (учащиеся выполняют упражнения на растяжения мышц спины, шеи и пальцев рук). Затем эксперты объявляют результаты второго этапа.

Далее приступаем к третьему этапу. Никуда не переходим, остаемся на своих местах. Прежде, чем приступить к решению задачи третьего этапа, посмотрим презентацию Чемашкина Дмитрия на тему: Проблема твердых бытовых отходов и пути ее решения в Чувашии. Спасибо. Сначала выполните задания третьего этапа, а затем обсудим проблему загрязнения окружающей среды. Открываем конверты под № 3, в которых находится задача проблемного характера. Задача дается вам одна и та же, а каждая группа разрешит ее разными способами. Решили? Пусть представители каждой группы выскажут свою точку зрения. Экспертная группа подведет итоги третьего этапа, отметит наиболее активных.

Обобщение и анализ.

Итак, ребята, мы с вами прошли все этапы. Мы и задачи решали и вспомнили теоретические вопросы. Маршрутные листы сдаем экспертам для выведения итоговой оценки. Экспертная группа подвела итоги, а я объявлю вам предварительные оценки за зачет. Эти оценки, после дополнительной проверки, выставлю в журнал. Кто будет не согласен с оценкой, может подойти ко мне, вместе разберемся.

Вернемся к цели, которую мы поставили в начале урока. Цели мы достигли. Был проведен контроль качества, уровня и глубины ваших знаний, на уровне применения их в различных ситуациях. Дана оценка вашим знаниям.

Задание на дом:

Повторить стр. 5-31

Составить кроссворд по пройденным темам раздела

Подведение итогов урока:

-преподаватель дает оценку работе групп, проводит объективный анализ выставленных оценок.


Познакомимся с охраной труда. А также поговорим об обязательствах по охране труда, наложенных на работодателя и работника.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Охрана труда"

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Она включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

· принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

· государственное управление охраной труда;

· федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

· государственная экспертиза условий труда;

· установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

· профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

· расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

· координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

· подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

· организация государственной статистической отчётности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

· международное сотрудничество в области охраны труда;

· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт средств работодателей.


Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Так, работодатель обязан обеспечить:

· безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

· создание и функционирование системы управления охраной труда;

· применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

· режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

· приобретение и выдачу за счёт собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

· обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

· недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

· организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

· проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

· в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

· недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

· информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

· предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

· принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

· расследование и учёт в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

· беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

· обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· ознакомление работников с требованиями охраны труда;

· разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа для принятия локальных нормативных актов;

· наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В свою очередь работник обязан:

· соблюдать требования охраны труда;

· правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

· проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

· немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

· проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.


Так в чём же заключается роль охраны труда?

Прежде всего, в том, что самой высокой ценностью всегда является человек, его жизнь и здоровье. Ни размер заработной платы, ни уровень рентабельности предприятия, ни ценность производимой продукции не могут служить основанием для пренебрежения правилами безопасности и оправданием существующих угроз жизни или здоровью работников. Кроме того, в данном случае речь также идёт о ценности конкретного человека как сотрудника с присущими ему знаниями, навыками и опытом.

Во-вторых, правильно организованная работа по обеспечению безопасности труда повышает дисциплинированность работников, что, в свою очередь, ведёт к повышению производительности труда, снижению количества несчастных случаев, поломок оборудования и иных нештатных ситуаций, то есть повышает в конечном итоге эффективность производства.

В-третьих, охрана труда подразумевает не только обеспечение безопасности работников во время исполнения ими служебных обязанностей. На

самом деле сюда также относятся самые разные мероприятия: например, профилактика профессиональных заболеваний, организация полноценного отдыха и питания работников во время рабочих перерывов, обеспечение их необходимой спецодеждой и гигиеническими средствами и даже выполнение социальных льгот и гарантий. Правильный подход к организации охраны труда на предприятии, грамотное использование различных нематериальных способов стимулирования работников дают последним необходимое чувство надёжности, стабильности и заинтересованности руководства в своих

сотрудниках. Таким образом, благодаря налаженной охране труда снижается текучесть кадров, что тоже благотворно влияет на стабильность всего предприятия.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы.

Читайте также: