Пустыни конспект урока 4 класс окружающий мир плешаков

Обновлено: 05.07.2024

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Р. – различать способ и результат действия, учиться высказывать своȅ предположение.

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характерис­тику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степ­ной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовь­ся рассказать об этом на уроке.

Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.


Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти при­родные зоны.

Изучение нового материала

ЗЕМЛЯ, РАСКАЛЁННАЯ СОЛНЦЕМ

Южнее зоны степей становится ещё теплее и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко. Растений всё меньше, появляются большие участки голой земли. Так постепенно степь сменяется полупустыней, а по­лупустыня переходит в пустыню.

В России полупустыни охватывают довольно большие пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по бе­регам Каспийского моря.

На фотографиях видно, что пустыни бывают песчаные и глинистые. Обрати внимание на валы из песка — барханы, на растрескавшийся глинис­тый участок — такыр.

Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура воздуха в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.

Человек, побывавший в пустыне, начинает осо­бенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя!

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас­тения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне. Проверьте себя по тексту учебника




Верблюжья колючка. Джузгун. Колостяк

2.По рисунку на с. 120 — 121 познакомьтесь с животным миром пустыни. Информацию о жи­вотных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в пустыне. Изготовьте модель це­пи питания, характерной для пустыни.



1. Верблюд. 2. Саджа. 3. Сайгаки. 4. Пес­чанка. 5. Ушастый ёж. 6. Тушканчик. 7. Кор­сак. 8. Ящерица-круглоголовка. 9. Кобылка. 10.Песчаный удавчик. 11. Священный ска­рабей. 12. Жук-чернотелка. 13. Ящурка бы­страя.

ЖИЗНЬ В ПУСТЫНЕ

Одно из самых известных растений пустыни — верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают во­ду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды

Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх мет­ров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать рав­новесие при резких поворотах.

Обычными обитателями пустынь являются пес­чанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлён­ные норы и живут в них группами

В пустыне встречается ушастый ёж и ма­ленькая лисичка корсак. Из более крупных жи­вотных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать — со скоростью до 80 километ­ров в час

В пустыне немало пресмыкающихся: песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быст­рая. Ящерица-круглоголовка в момент опаснос­ти почти мгновенно зарывается в песок

Приспособленность животных пустыни к усло­виям жизни проявляется в их маскирующей окраске песочного цвета, а также в поведении. Днём многие животные прячутся в норах, а по ночам выходят на поиски пищи. Животные, ко­торые кормятся днём, держатся в тени растений.

Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им до­статочно той влаги, которую они получают, по­едая растения.

ПУСТЫНИ И ЧЕЛОВЕК

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие райо­ны подвели воду. На орошаемых землях появи­лись поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.


Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать.

Неумеренное орошение вызывает засоление почвы — в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых мес­тах растения совсем не могут расти.

Больше стало подвижных песков, которые за­сыпают дороги, поля, постройки. А причина этого — перевыпас. Животные съедают и вытап­тывают растения, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, на­пример колосняк и джузгун.

Под угрозой исчезновения оказались некото­рые животные пустынь. Особую тревогу вызыва­ет судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров.

Осмысление и понимание полученных знаний

Сравните природу зоны пустынь с природой степей.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Покажи на карте зоны полупустынь и пус­тынь. 2. Дай краткую характеристику зоны пус­тынь по плану, приведённому на с. 71.

В пустынях очень жаркое, засушливое лето. Но многие растения и животные приспособились к этим условиям. Природа зоны пус­тынь нуждается в охране.

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе пус­тыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Подумай, какие материалы тебе для этого пона­добятся

Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Природная зона пустыни

Пустыни России-работа в парах

Самая северная пустыня в мире - Чарские пески Забайкальский округ

Чарские пески | Природа | Телеканал "Страна"

Растения пустыни

Животные пустыни

Обитатели пустыни, Дикие животные,

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ПУСТЫНИ

Источники информации:

Сформировать у учащихся представление и природной зоне пустынь. Познакомить с географичеким положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром. деятельностью людей.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 855 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Фатежского района Курской области

Предмет: Окружающий мир

Автор учебника: А.А. Плешаков

Класс: 4 А класс

Учитель: Чаплыгина Тамара Семёновна

Тема урока: Пустыни

Основные цели и задачи урока:

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;
  • ознакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

− умение ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения, осуществлять самоконтроль, развивать умение сравнивать, анализировать;

  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать трудолюбие, способствовать здоровьесбережению.

Коммуникативное развитие учащихся:

  • стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
  • использование различных диалоговых приёмов;
  • умение организовать общение учащихся друг с другом;
  • формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • культура поведения в учебном диалоге.
  • осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • сохранять заданную цель;
  • видеть ошибку и исправлять ее;
  • контролировать свою деятельность по результату;
  • адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Развитие познавательной сферы:

  • степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке;
  • наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;
  • создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностное развитие учащихся:

  • формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
  • эмоционально-положительное восприятие учения;
  • объективная оценка результатов деятельности;
  • степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете;
  • рефлексия.

I Мотивация к учебной деятельности

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Начнём сейчас урок.

– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать

II Актуализация опорных знаний

1. Работа с тестами

- В начале урока проверим ваши знания. Выполните тест 18 стр.30.

- Проверьте работы. Поставьте оценки.

2. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3,4 на стр. 54 рабочей тетради.

III Самоопределение к деятельности

- Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.

Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи – призрак чего-либо (оптический обман зрения).

- Что это за место?

- Какова тема урока?

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет свои тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут

И почему так природную зону зовут.

IV Открытие нового знания

1. Работа с картой

- Покажите на карте зоны полупустынь и пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? ( Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная).

Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находится между степью и настоящей пустыней. Пустыни располагаются ещё ближе к экватору, поэтому там жарко.

Между Каспийским морем и рекой Амударьёй находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море. Пустыни бывают песчаные и глинистые. Обратите внимание на валы из песка – барханы, на растрескавшийся глинистый участок – такыр.

3. Работа в группах

- А теперь экологи, зоологи, ботаники приглашаются на учёный совет. Сначала читаете текст учебника стр.120 – 124 и выделяете необходимую информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники – растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы. Помните о правилах работы в группе.

  • Все члены группы равны
  • Группы не соревнуются
  • Дружите, чтобы вместе выполнить задание
  • Будьте уверены в себе
  • В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело
  • Ответственность за результат несёт каждый

- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.

План рассказа о растительном мире.

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3. Значение в природе.

План рассказа о животном мире.

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2. Значение в природе.

- Экологи, расскажите о пустынях по плану.

План рассказа об экологических проблемах

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

V Первичное закрепление

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Растения (по высоте) низкорослые. Поскольку в пустыне мало воды, то растения имеют длинные корни. Листья растений похожи на колючки. Появляются растения только во время дождей.

Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растений в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.

Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения, такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.

В пустыне встречаются деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4 – 5 м, растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжёлая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что даёт больше тепла.

Что такое оазис. Там, где есть вода, растёт всё: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина, по которой протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что ещё нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопок. Там так много трав и цветов, но через 2 – 3 недели всё исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка – это маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый ёж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.

- Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Растения имеют крошечные листочки или колючки – так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15 – 20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитками – защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни – спасаются от жары. Пустынные животные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира – спасение от жажды. Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.)

VI Включение новых знаний в систему знаний

1. Защита проектов о верблюде и о змеях пустыни

1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь. (см. Приложение 1).

(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).

– Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?

– Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!

– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они оби-тают.

(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок.

– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.

– Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

– Природу пустыни будем исследовать по плану:

  1. Границы зоны.
  2. Поверхность в пустыне.
  3. Климат.
  4. Растения.
  5. Животные.

4. Изучение нового материала. Работа с картой.

– Начнём исследование с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.

– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.

– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).

– Есть ли в пустыне зима?

– Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах.

– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?

– Какую зону сменяет пустыня?

– Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь?

– Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.

– Что такое бархан? А такыр?

– О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…

(Рассказ готовится одним из учеников заранее). см. Приложение 2

– Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы.

–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?

Исследуйте гербарии и фотографии животных. Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?

– Охарактеризуйте данные образцы по плану:

1. Древесное или травянистое растение. 1. Величина животного.
2. Высота от поверхности земли. 2. Покровительственная окраска.
3. Форма листьев. 3. Дневной или ночной образ жизни.
4. Особенности корня. 4. Востребовательность к пище и воде.
(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах:
1. Корни глубоко ищут влагу. 1. Защитная окраска.
2. Листья мелкие, меньше испарения. 2. Нетребовательны к пище, быстро бегают.
3. Колючки. 3. Могут впадать в спячку.)

– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне.Свой от вет обоснуйте.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.

  1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
  2. Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
  3. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
  4. Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
  5. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)

6. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

Формируемые УУД: познавательные — сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

1. Зона степей расположена на:

а) севере нашей страны

б) востоке нашей страны

в) юге нашей страны +

2. Характерным признаком зоны степей является:

а) сплошной травянистый растительный покров +

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников

3. К степным птицам относятся:

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги +

4. Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли +

5. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство +

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей

6. Цепь питания, характерная для степи:

а) ежевика —> лемминг —> песец

б) растения —> заяц-беляк —> рысь

в) зерно суслик —> беркут +

7. Основным занятием населения степей является:

8. В Красную книгу занесены степные растения и животные:

а) кречет, стерх, краснозобая казарка

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка +

в) зубр, филин, женьшень

2. Кроссворд

(Работу можно выполнить в группах, парах или индивидуально.)

- Разгадайте кроссворд и в выделенных клетках прочитайте название растения.


3. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 54 рабочей тетради.

(Ученики проверяют, правильно ли наклеены рисунки растений, подписаны рисунки животных.)

(Проверка выполнения задания 8 на с. 56 рабочей тетради.

Ученики с рисунками выходят к доске, кратко комментируют свои работы. Можно отметить лучшие рисунки.)

— Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных степи?

III. Самоопределение к деятельности

Работа в группах

(Две группы получают разные задания с целью узнать зону, которую будут изучать на уроке.)

Карточка для первой группы

Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.

Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи — призрак чего-либо (оптический обман зрения).

— Что это за место? (Пустыни.)

Ребус для второй группы


— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет свои тайны нам.

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут

И почему так природную зону зовут.

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Покажите на карте зоны полупустынь и пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? (Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная.)

Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море.

2. Работа в группах

(Экологи, зоологи, ботаники приглашаются на ученый совет. Первоначально группы состоят из представителей разных ученых: 2 эколога, 2 зоолога, 2 ботаника.)

— Сначала каждый ученый читает текст учебника (с. 120— 124) и выделяет необходимую ему информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники — растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы. Затем все экологи садятся за стол № 1, зоологи — за стол № 2, ботаники — за стол № 3 и совместно обсуждают свои вопросы.

(Желательно роли в группах поменять: те, кто был на прошлом уроке биологом, становится экологом, эколог — зоологом и т. д., чтобы ученики поработали в разных направлениях.)

- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.

План рассказа о растительном мире

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3. Значение в природе.

План рассказа о животном мире

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2. Значение в природе.

— Экологи, расскажите о пустынях по плану.

План рассказа об экологических проблемах

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

V. Первичное закрепление

(После завершения работы ученые возвращаются в первоначальные группы и по очереди делятся новыми знаниями. Члены группы могут задавать им вопросы.)

— Итак, о чем новом узнали, поработав в группах?

(К доске с рассказом выходят ребята, которые не занимались данным вопросом, а только слушали. Сами ученые дополняют этот рассказ.)

Рассказ о растениях. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое. Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4—5 м, и растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжелая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором — слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла.

Что такое оазис. Там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник. Там так много трав и цветов, но через 2—3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).

Рассказ о животных. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка — это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый еж имеют большие уши (показ рисунков). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.

— Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Примерный ответ. Растения имеют крошечные листочки или колючки — так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15—20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитками — защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни — спасаются от жары. Пустынные животные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира — спасение от жажды. Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.)

- Кто в вашей группе наиболее интересно рассказал свой материал? (Высказывания детей.)

VI. Физкультминутка

VII. Включение новых знаний в систему знаний

Рассказ об удивительном животном пустыни — верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Есть два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 кг. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3—4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6—8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

В пустыне почти нет птиц, они плохо переносят жажду.

• Сколько важности в походке!

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

• Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

• Я ростом невелик, мои листья — зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)

• Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица-круглоголовка.)

• Мой ствол как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 1—6 на с. 57—59 выполняют по усмотрению учителя.)

3. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хозяина — солнце и ветер? (Солнце — хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

— Какова была цель урока? Достигли мы ее? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, сформулированные в начале урока.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме"Пустыня". Групповая работа и презентация работы групп.

Методическая разработка урока окружающего мира

Формирование УУД:

- осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

- производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);

- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);

- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- устанавливать причино - следственные связи;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять моделирование (опорные слова, план – схему).

Предметные результаты:

- знать климатические условия пустынь;

- приводить примеры растительного и животного мира пустынь;

- рассмотреть деятельность человека в пустыне;

- обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения

Тип урока: урок формирования первичных знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

1.Самоопределение к деятельности.Орг.м.

- Добрый день, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку?

- Какие учебные предметы нам необходимы на уроке окружающего мира?

- Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!

- дети садятся на места;

- проверяют готовность к уроку;

На столах у учеников учебник, ручка, лист оценки работы в группе и лист самооценки ребенка, дневник.

Р- умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

2.Актуализация знаний, мотивация

- Посмотрите внимательно на картинки животных расположенных у вас на столе, распределите их по группам обитания в природных зонах.

- Какое животное мы не смогли отнести ни к одной из групп?

- Почему? Как думаете, вы все знаете об этом животном?

- А в какой природной зоне живет верблюд?

Дети распределяют животных по группам (лес и степь).

- Мы не изучали еще эту природную зону.

- Нет (похвалить детей)

П - осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливают причино - следственные связи;

К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее;

3.Постановка учебной проблемы

(определение затруднения, его место)

- Сформулируйте тему урока.

- Ребята, представьте, вас наградили туристической путевкой в пустыню, подумайте, хватит ли вам ваших знаний, чтобы путешествие было познавательным и безопасным?

- Сформулируйте цель урока:

- Давайте конкретизируем цель на конкретной учебной задаче.

- А что значит быть готовым к путешествию?

- А что вы можете предположить об этой природной зоне?

- В конце урока мы или подтвердим ваши гипотезы, или опровергнем их и докажем новые и оценим свою работу.

(следуют ответы учащихся)

- знать географическое положение

- знать о животных и растениях

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ:

1.Название, изображение на карте. (гипотеза: я знаю, что пустыни находятся южнее нашей страны).

2.Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).

- я знаю, что в пустыне растет верблюжья колючка и ей питаются верблюды.

- я знаю, что в пустыне живет верблюд и много других животных).

3.Использование природы данной зоны человеком.

- я знаю, что люди в пустынях занимаются скотоводством).

4.Экологические проблемы и охрана природы.

- я знаю, что в пустыне есть браконьеры

- я знаю, что в пустыне есть заповедники).

П - постановка и решение проблемы;

Р - принимают и сохраняют учебную задачу урока (целеполагание);

- планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).

К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее;

4. Решение учебной задачи (работа в группах)

- Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы?

Организация групповой работы.

- Чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать в группах постоянного состава.

- Как вы думаете, какое самое сложное задание?

- Мы поручим это группе……

- Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах.

- Что такое пустыня?

- Какое географическое положение занимают пустыни?

- Каковы особенности климата пустыни?

- Какие растения есть в пустыне? Их особенности.

- Какие животные обитают в пустыне? Характеристика животных.

- Какие экологические проблемы пустыни и каковы пути их решения?

- Давайте повторим правила работы в группе.

- Алгоритм работы в группе находится у вас на столе.

- Нет, надо работать в команде, т.е. группой.

Командиры получают задания и листы оценки работы в группах.

Правила работы в группе (висит на доске):

- Умей выслушать другого.

- Уважай мнение других.

- Не согласен с мнением других – спокойно доказывай свою точку зрения.

Командир группы читает алгоритм и действует в соответствии с ним.

Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе; следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);

П - осуществляют моделирование.

Самостоятельная работа в группах.

Первая группа, расскажите, как вы будете работать.

- У остальных групп есть вопросы по распределению обязанностей и подготовке?

Что такое пустыня?

Пустыня – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью (С.И. Ожегова). Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые.

Какое географическое положение занимают пустыни?

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом.

Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка.

Барханы – песчаный наносный холм в пустыни.

Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода.

Каковы особенности климата пустыни?

Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.

Какие растения есть в пустыне?

А) Верблюжья колючка.

У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.

Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и не дают ему двигаться. Его плоды очень легкие, ветер переносит их по песку на большие расстояния.

Какие животные обитают в пустыне?

1) Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных.

Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения - его небо, губы и язык покрыты толстой кожей.

Это животное похоже на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать – со скоростью 80 км/ч. Сайгак избегает холмов и гор поскольку на такой местности становится беспомощным.

4) Тушканчики.

Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей. Роют норы и живут группами.

6) Ушастый еж и лисичка – корсак.

Корсак - очень мелкая, тускло окрашенная лисичка. Он несколько мельче песца. Отличительная особенность - широкие скулы. Ноги длинные; шерсть короткая. Корсак охотится на сусликов, тушканчиков.

Ушастый еж - иглами покрыта только спина. Размеры мелкие: длина тела 12—27 см, длина хвоста 17—23 мм; ноги высокие, а мордочка острая. Основу рациона составляют насекомые.

7) Пресмыкающиеся.

Обитают песчаный удавчик, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка. Они быстро передвигаются. Ящерица-круглоголовка - длина вместе с хвостом более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми.

Экологические проблемы пустыни и охрана природы.

1. Люди в пустынях живут уже тысячи лет. Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях - на оазисах. Ферганская долина является величайшим оазисом, по которой протекает река Сырдарья. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды.

2. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне.

- Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай.

- Из - за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Осыпаются дороги, поля, постройки.

- Браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Алгоритм работы в группе:

1.Познакомиться с информацией, представленной на столе.

2.Выбрать нужную информацию, необходимую для выполнения задания.

3.Командир распределяет задания внутри группы.

4.Индивидуальное выполнение задания.

6.Презентация работы группы.

7.Заполнение листа оценки работы в группе.

Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают друг другу, составляют опорный план для выступающего.

- Толковый словарь С.И. Ожегова.

Учебник с. 118, 1 – й, 3 – й абзацы.

Учебник с.119, 2 – й абзац.

Опорные слова:

- юго – запад, Каспийское море

- песчаные, глиняные, каменистые

- не большая по площади

- барханы и оазисы

- жарко + 70°, а в тени +40°, мало осадков

- лето 5 месяцев, зима 2-3 месяца

Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают, подбирают картинки растений и таблички с их названиями.

Учебник с. 122, 1 –й абзац.

Учебник с. 122, 2 – й абзац.

Учебник с. 122, 2 – й абзац, дополнительный материал

Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, подбирают картинки животных и таблички с их названиями.

Читайте также: