Пустыни конспект урока 4 класс окружающий мир плешаков
Обновлено: 05.07.2024
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
Р. – различать способ и результат действия, учиться высказывать своȅ предположение.
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Основные понятия и определения
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану.
Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.
Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.
Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.
Изучение нового материала
ЗЕМЛЯ, РАСКАЛЁННАЯ СОЛНЦЕМ
Южнее зоны степей становится ещё теплее и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко. Растений всё меньше, появляются большие участки голой земли. Так постепенно степь сменяется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню.
В России полупустыни охватывают довольно большие пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря.
На фотографиях видно, что пустыни бывают песчаные и глинистые. Обрати внимание на валы из песка — барханы, на растрескавшийся глинистый участок — такыр.
Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура воздуха в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.
Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя!
1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне. Проверьте себя по тексту учебника
Верблюжья колючка. Джузгун. Колостяк
2.По рисунку на с. 120 — 121 познакомьтесь с животным миром пустыни. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
3.Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.
1. Верблюд. 2. Саджа. 3. Сайгаки. 4. Песчанка. 5. Ушастый ёж. 6. Тушканчик. 7. Корсак. 8. Ящерица-круглоголовка. 9. Кобылка. 10.Песчаный удавчик. 11. Священный скарабей. 12. Жук-чернотелка. 13. Ящурка быстрая.
ЖИЗНЬ В ПУСТЫНЕ
Одно из самых известных растений пустыни — верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды
Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх метров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие при резких поворотах.
Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами
В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать — со скоростью до 80 километров в час
В пустыне немало пресмыкающихся: песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быстрая. Ящерица-круглоголовка в момент опасности почти мгновенно зарывается в песок
Приспособленность животных пустыни к условиям жизни проявляется в их маскирующей окраске песочного цвета, а также в поведении. Днём многие животные прячутся в норах, а по ночам выходят на поиски пищи. Животные, которые кормятся днём, держатся в тени растений.
Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
ПУСТЫНИ И ЧЕЛОВЕК
Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.
Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать.
Неумеренное орошение вызывает засоление почвы — в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.
Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. А причина этого — перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, например колосняк и джузгун.
Под угрозой исчезновения оказались некоторые животные пустынь. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров.
Осмысление и понимание полученных знаний
Сравните природу зоны пустынь с природой степей.
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1.Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь. 2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 71.
В пустынях очень жаркое, засушливое лето. Но многие растения и животные приспособились к этим условиям. Природа зоны пустынь нуждается в охране.
Задания для домашней работы
1.Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Подумай, какие материалы тебе для этого понадобятся
Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.
Природная зона пустыни
Пустыни России-работа в парах
Самая северная пустыня в мире - Чарские пески Забайкальский округ
Чарские пески | Природа | Телеканал "Страна"
Растения пустыни
Животные пустыни
Обитатели пустыни, Дикие животные,
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ПУСТЫНИ
Источники информации:
Сформировать у учащихся представление и природной зоне пустынь. Познакомить с географичеким положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром. деятельностью людей.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 855 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Фатежского района Курской области
Предмет: Окружающий мир
Автор учебника: А.А. Плешаков
Класс: 4 А класс
Учитель: Чаплыгина Тамара Семёновна
Тема урока: Пустыни
Основные цели и задачи урока:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;
- ознакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
− умение ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения, осуществлять самоконтроль, развивать умение сравнивать, анализировать;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать трудолюбие, способствовать здоровьесбережению.
Коммуникативное развитие учащихся:
- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- использование различных диалоговых приёмов;
- умение организовать общение учащихся друг с другом;
- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- культура поведения в учебном диалоге.
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- сохранять заданную цель;
- видеть ошибку и исправлять ее;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Развитие познавательной сферы:
- степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке;
- наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;
- создание условий для проявления способностей учащихся.
Личностное развитие учащихся:
- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
- объективная оценка результатов деятельности;
- степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете;
- рефлексия.
I Мотивация к учебной деятельности
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Начнём сейчас урок.
– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать
II Актуализация опорных знаний
1. Работа с тестами
- В начале урока проверим ваши знания. Выполните тест 18 стр.30.
- Проверьте работы. Поставьте оценки.
2. Работа в парах
- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3,4 на стр. 54 рабочей тетради.
III Самоопределение к деятельности
- Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.
Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи – призрак чего-либо (оптический обман зрения).
- Что это за место?
- Какова тема урока?
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет свои тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут
И почему так природную зону зовут.
IV Открытие нового знания
1. Работа с картой
- Покажите на карте зоны полупустынь и пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? ( Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная).
Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находится между степью и настоящей пустыней. Пустыни располагаются ещё ближе к экватору, поэтому там жарко.
Между Каспийским морем и рекой Амударьёй находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море. Пустыни бывают песчаные и глинистые. Обратите внимание на валы из песка – барханы, на растрескавшийся глинистый участок – такыр.
3. Работа в группах
- А теперь экологи, зоологи, ботаники приглашаются на учёный совет. Сначала читаете текст учебника стр.120 – 124 и выделяете необходимую информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники – растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы. Помните о правилах работы в группе.
- Все члены группы равны
- Группы не соревнуются
- Дружите, чтобы вместе выполнить задание
- Будьте уверены в себе
- В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело
- Ответственность за результат несёт каждый
- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.
План рассказа о растительном мире.
1. Общая особенность растений.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
3. Значение в природе.
План рассказа о животном мире.
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2. Значение в природе.
- Экологи, расскажите о пустынях по плану.
План рассказа об экологических проблемах
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
V Первичное закрепление
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Растения (по высоте) низкорослые. Поскольку в пустыне мало воды, то растения имеют длинные корни. Листья растений похожи на колючки. Появляются растения только во время дождей.
Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растений в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.
Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения, такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.
В пустыне встречаются деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4 – 5 м, растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжёлая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что даёт больше тепла.
Что такое оазис. Там, где есть вода, растёт всё: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина, по которой протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что ещё нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопок. Там так много трав и цветов, но через 2 – 3 недели всё исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка – это маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый ёж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.
- Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Растения имеют крошечные листочки или колючки – так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15 – 20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитками – защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни – спасаются от жары. Пустынные животные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира – спасение от жажды. Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.)
VI Включение новых знаний в систему знаний
1. Защита проектов о верблюде и о змеях пустыни
1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.
2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь. (см. Приложение 1).
(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).
– Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?
– Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они оби-тают.
(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).
– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок.
– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?
– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?
– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.
– Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
– Природу пустыни будем исследовать по плану:
- Границы зоны.
- Поверхность в пустыне.
- Климат.
- Растения.
- Животные.
4. Изучение нового материала. Работа с картой.
– Начнём исследование с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.
– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).
– Есть ли в пустыне зима?
– Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах.
– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?
– Какую зону сменяет пустыня?
– Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь?
– Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.
– Что такое бархан? А такыр?
– О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…
(Рассказ готовится одним из учеников заранее). см. Приложение 2
– Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы.
–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?
Исследуйте гербарии и фотографии животных. Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?
– Охарактеризуйте данные образцы по плану:
1. Древесное или травянистое растение. | 1. Величина животного. |
2. Высота от поверхности земли. | 2. Покровительственная окраска. |
3. Форма листьев. | 3. Дневной или ночной образ жизни. |
4. Особенности корня. | 4. Востребовательность к пище и воде. |
(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах: | |
1. Корни глубоко ищут влагу. | 1. Защитная окраска. |
2. Листья мелкие, меньше испарения. | 2. Нетребовательны к пище, быстро бегают. |
3. Колючки. | 3. Могут впадать в спячку.) |
– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне.Свой от вет обоснуйте.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.
- Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
- Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
- Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
- Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
- Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
6. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
Формируемые УУД: познавательные — сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Тест
1. Зона степей расположена на:
а) севере нашей страны
б) востоке нашей страны
в) юге нашей страны +
2. Характерным признаком зоны степей является:
а) сплошной травянистый растительный покров +
б) отсутствие сплошного растительного покрова
в) обилие мхов, лишайников, кустарников
3. К степным птицам относятся:
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки
б) ястребы, кедровки, сойки
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги +
4. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки
в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли +
5. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины
б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство +
в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей
6. Цепь питания, характерная для степи:
а) ежевика —> лемминг —> песец
б) растения —> заяц-беляк —> рысь
в) зерно суслик —> беркут +
7. Основным занятием населения степей является:
8. В Красную книгу занесены степные растения и животные:
а) кречет, стерх, краснозобая казарка
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка +
в) зубр, филин, женьшень
2. Кроссворд
(Работу можно выполнить в группах, парах или индивидуально.)
- Разгадайте кроссворд и в выделенных клетках прочитайте название растения.
3. Работа в парах
- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 54 рабочей тетради.
(Ученики проверяют, правильно ли наклеены рисунки растений, подписаны рисунки животных.)
(Проверка выполнения задания 8 на с. 56 рабочей тетради.
Ученики с рисунками выходят к доске, кратко комментируют свои работы. Можно отметить лучшие рисунки.)
— Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных степи?
III. Самоопределение к деятельности
Работа в группах
(Две группы получают разные задания с целью узнать зону, которую будут изучать на уроке.)
Карточка для первой группы
Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.
Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи — призрак чего-либо (оптический обман зрения).
— Что это за место? (Пустыни.)
Ребус для второй группы
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет свои тайны нам.
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут
И почему так природную зону зовут.
IV. Открытие нового знания
1. Работа с картой
— Покажите на карте зоны полупустынь и пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? (Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная.)
Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море.
2. Работа в группах
(Экологи, зоологи, ботаники приглашаются на ученый совет. Первоначально группы состоят из представителей разных ученых: 2 эколога, 2 зоолога, 2 ботаника.)
— Сначала каждый ученый читает текст учебника (с. 120— 124) и выделяет необходимую ему информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники — растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы. Затем все экологи садятся за стол № 1, зоологи — за стол № 2, ботаники — за стол № 3 и совместно обсуждают свои вопросы.
(Желательно роли в группах поменять: те, кто был на прошлом уроке биологом, становится экологом, эколог — зоологом и т. д., чтобы ученики поработали в разных направлениях.)
- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.
План рассказа о растительном мире
1. Общая особенность растений.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
3. Значение в природе.
План рассказа о животном мире
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2. Значение в природе.
— Экологи, расскажите о пустынях по плану.
План рассказа об экологических проблемах
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
V. Первичное закрепление
(После завершения работы ученые возвращаются в первоначальные группы и по очереди делятся новыми знаниями. Члены группы могут задавать им вопросы.)
— Итак, о чем новом узнали, поработав в группах?
(К доске с рассказом выходят ребята, которые не занимались данным вопросом, а только слушали. Сами ученые дополняют этот рассказ.)
Рассказ о растениях. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое. Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4—5 м, и растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжелая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором — слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла.
Что такое оазис. Там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник. Там так много трав и цветов, но через 2—3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).
Рассказ о животных. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка — это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый еж имеют большие уши (показ рисунков). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.
— Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Примерный ответ. Растения имеют крошечные листочки или колючки — так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15—20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитками — защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни — спасаются от жары. Пустынные животные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира — спасение от жажды. Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.)
- Кто в вашей группе наиболее интересно рассказал свой материал? (Высказывания детей.)
VI. Физкультминутка
VII. Включение новых знаний в систему знаний
Рассказ об удивительном животном пустыни — верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Есть два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 кг. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3—4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6—8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.
В пустыне почти нет птиц, они плохо переносят жажду.
• Сколько важности в походке!
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)
• Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)
• Я ростом невелик, мои листья — зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)
• Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица-круглоголовка.)
• Мой ствол как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
(Задания 1—6 на с. 57—59 выполняют по усмотрению учителя.)
3. Работа с CD
VIII. Подведение итогов урока
— Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хозяина — солнце и ветер? (Солнце — хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)
— Какова была цель урока? Достигли мы ее? (Высказывания детей.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, сформулированные в начале урока.)
IX. Рефлексия
(Оценивание работы группы.)
— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?
— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?
Урок изучения нового материала по теме"Пустыня". Групповая работа и презентация работы групп.
Методическая разработка урока окружающего мира
Формирование УУД:
- осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;
- производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);
- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- устанавливать причино - следственные связи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять моделирование (опорные слова, план – схему).
Предметные результаты:
- знать климатические условия пустынь;
- приводить примеры растительного и животного мира пустынь;
- рассмотреть деятельность человека в пустыне;
- обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения
Тип урока: урок формирования первичных знаний.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат этапа
1.Самоопределение к деятельности.Орг.м.
- Добрый день, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку?
- Какие учебные предметы нам необходимы на уроке окружающего мира?
- Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!
- дети садятся на места;
- проверяют готовность к уроку;
На столах у учеников учебник, ручка, лист оценки работы в группе и лист самооценки ребенка, дневник.
Р- умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
2.Актуализация знаний, мотивация
- Посмотрите внимательно на картинки животных расположенных у вас на столе, распределите их по группам обитания в природных зонах.
- Какое животное мы не смогли отнести ни к одной из групп?
- Почему? Как думаете, вы все знаете об этом животном?
- А в какой природной зоне живет верблюд?
Дети распределяют животных по группам (лес и степь).
- Мы не изучали еще эту природную зону.
- Нет (похвалить детей)
П - осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливают причино - следственные связи;
К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее;
3.Постановка учебной проблемы
(определение затруднения, его место)
- Сформулируйте тему урока.
- Ребята, представьте, вас наградили туристической путевкой в пустыню, подумайте, хватит ли вам ваших знаний, чтобы путешествие было познавательным и безопасным?
- Сформулируйте цель урока:
- Давайте конкретизируем цель на конкретной учебной задаче.
- А что значит быть готовым к путешествию?
- А что вы можете предположить об этой природной зоне?
- В конце урока мы или подтвердим ваши гипотезы, или опровергнем их и докажем новые и оценим свою работу.
(следуют ответы учащихся)
- знать географическое положение
- знать о животных и растениях
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ:
1.Название, изображение на карте. (гипотеза: я знаю, что пустыни находятся южнее нашей страны).
2.Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).
- я знаю, что в пустыне растет верблюжья колючка и ей питаются верблюды.
- я знаю, что в пустыне живет верблюд и много других животных).
3.Использование природы данной зоны человеком.
- я знаю, что люди в пустынях занимаются скотоводством).
4.Экологические проблемы и охрана природы.
- я знаю, что в пустыне есть браконьеры
- я знаю, что в пустыне есть заповедники).
П - постановка и решение проблемы;
Р - принимают и сохраняют учебную задачу урока (целеполагание);
- планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).
К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее;
4. Решение учебной задачи (работа в группах)
- Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы?
Организация групповой работы.
- Чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать в группах постоянного состава.
- Как вы думаете, какое самое сложное задание?
- Мы поручим это группе……
- Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах.
- Что такое пустыня?
- Какое географическое положение занимают пустыни?
- Каковы особенности климата пустыни?
- Какие растения есть в пустыне? Их особенности.
- Какие животные обитают в пустыне? Характеристика животных.
- Какие экологические проблемы пустыни и каковы пути их решения?
- Давайте повторим правила работы в группе.
- Алгоритм работы в группе находится у вас на столе.
- Нет, надо работать в команде, т.е. группой.
Командиры получают задания и листы оценки работы в группах.
Правила работы в группе (висит на доске):
- Умей выслушать другого.
- Уважай мнение других.
- Не согласен с мнением других – спокойно доказывай свою точку зрения.
Командир группы читает алгоритм и действует в соответствии с ним.
Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе; следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;
К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);
П - осуществляют моделирование.
Самостоятельная работа в группах.
Первая группа, расскажите, как вы будете работать.
- У остальных групп есть вопросы по распределению обязанностей и подготовке?
Что такое пустыня?
Пустыня – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью (С.И. Ожегова). Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые.
Какое географическое положение занимают пустыни?
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом.
Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка.
Барханы – песчаный наносный холм в пустыни.
Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода.
Каковы особенности климата пустыни?
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.
Какие растения есть в пустыне?
А) Верблюжья колючка.
У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.
Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и не дают ему двигаться. Его плоды очень легкие, ветер переносит их по песку на большие расстояния.
Какие животные обитают в пустыне?
1) Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных.
Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения - его небо, губы и язык покрыты толстой кожей.
Это животное похоже на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать – со скоростью 80 км/ч. Сайгак избегает холмов и гор поскольку на такой местности становится беспомощным.
4) Тушканчики.
Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей. Роют норы и живут группами.
6) Ушастый еж и лисичка – корсак.
Корсак - очень мелкая, тускло окрашенная лисичка. Он несколько мельче песца. Отличительная особенность - широкие скулы. Ноги длинные; шерсть короткая. Корсак охотится на сусликов, тушканчиков.
Ушастый еж - иглами покрыта только спина. Размеры мелкие: длина тела 12—27 см, длина хвоста 17—23 мм; ноги высокие, а мордочка острая. Основу рациона составляют насекомые.
7) Пресмыкающиеся.
Обитают песчаный удавчик, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка. Они быстро передвигаются. Ящерица-круглоголовка - длина вместе с хвостом более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми.
Экологические проблемы пустыни и охрана природы.
1. Люди в пустынях живут уже тысячи лет. Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях - на оазисах. Ферганская долина является величайшим оазисом, по которой протекает река Сырдарья. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды.
2. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне.
- Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай.
- Из - за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Осыпаются дороги, поля, постройки.
- Браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.
Алгоритм работы в группе:
1.Познакомиться с информацией, представленной на столе.
2.Выбрать нужную информацию, необходимую для выполнения задания.
3.Командир распределяет задания внутри группы.
4.Индивидуальное выполнение задания.
6.Презентация работы группы.
7.Заполнение листа оценки работы в группе.
Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают друг другу, составляют опорный план для выступающего.
- Толковый словарь С.И. Ожегова.
Учебник с. 118, 1 – й, 3 – й абзацы.
Учебник с.119, 2 – й абзац.
Опорные слова:
- юго – запад, Каспийское море
- песчаные, глиняные, каменистые
- не большая по площади
- барханы и оазисы
- жарко + 70°, а в тени +40°, мало осадков
- лето 5 месяцев, зима 2-3 месяца
Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают, подбирают картинки растений и таблички с их названиями.
Учебник с. 122, 1 –й абзац.
Учебник с. 122, 2 – й абзац.
Учебник с. 122, 2 – й абзац, дополнительный материал
Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, подбирают картинки животных и таблички с их названиями.
Читайте также:
- Хромосомная теория наследственности генетика пола конспект урока 9 класс презентация
- Авторская песня прошлое и настоящее конспект
- Метание мяча на дальность конспект урока в 5 классе
- Конспект театрализованной игры в средней группе рукавичка
- Тема теплообмен излучением интенсификация теплообмена конспект