Конспект на тему менеджмент как разновидность хозяйственного управления менеджмента

Обновлено: 06.07.2024

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.

Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:

  • цели и задачи управления;
  • объекты и субъекты управления;
  • функции управления;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы управления.

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:

  • оценка состояния объекта управления;
  • определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;
  • разработка стратегии развития организации;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;
  • определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;
  • подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;
  • установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления ( то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления ( тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.

Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации ( функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации. Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними.

Принятие решений – выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различают общий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и научность в процесс принятия управленческих решений. К общим методам управления относятся:

Принципы эффективного менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципам менеджмента относятся:

  • целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;
  • иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;
  • целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;
  • научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;
  • сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;
  • демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.

Источник - Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. – с.114

Менеджмент – это разновидность хозяйственного управления, когда хозяйствующий субъект функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей основной целью получение прибыли или нет [6]. Отметим, что менеджмент подразумевает не только управление организацией, но и управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Например, под менеджментом понимают также организацию концертов, спортивно-массовых мероприятий и т. п.

Следует отметить, что система управления организацией носит иерархический характер, т. е. субъект управления в то же время является и объектом управления со стороны субъекта более высокого уровня. В связи с чем, выделяют три уровня управления: высшее звено управления (top management), среднее звено управления (middle management), низовой уровень (sole management) .

Менеджмент – это разновидность хозяйственного управления, когда хозяйствующий субъект функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей основной целью получение прибыли или нет [6]. Отметим, что менеджмент подразумевает не только управление организацией, но и управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Например, под менеджментом понимают также организацию концертов, спортивно-массовых мероприятий и т. п.

Следует отметить, что система управления организацией носит иерархический характер, т. е. субъект управления в то же время является и объектом управления со стороны субъекта более высокого уровня. В связи с чем, выделяют три уровня управления: высшее звено управления (top management), среднее звено управления (middle management), низовой уровень (sole management) .

Как отмечает В. Р. Веснин [6], управление – осознанная, целесообразная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды.
К элементам внешней среды относят:
• общество и процессы, протекающие в нем;
• живая и неживая природа и процессы, протекающие в ней;
• техника.
Система управления включает в себя две подсистемы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления), связь между которыми осуществляется посредством передачи информации (в форме управленческого воздействия и обратной связи). Процесс управления схематично приведен на рис.1.


Субъектом управления признается человек или группа людей, наделенные определенными правами, решающие задачи и выполняющие конкретные функции для достижения поставленной цели. Объектом управления выступают выше означенные элементы. Как видно, управленческий цикл всегда замкнут. Любое управление невозможно без управляющего воздействия и обратной связи. Согласно приведенной схеме, субъект управления вырабатывает и передает управленческое воздействие (команды, сигналы) объекту управления. Тот, в свою очередь, восприняв сигнал, изменяет свой образ действия. О том, что объект принял и отреагировал на команду, субъект управления узнает, получая сигнал обратной связи. В зависимости от полученной информации, субъект управления вырабатывает новое воздействие, либо, признав ранее переданный сигнал удачным, позволяет объекту развиваться в указанном направлении. Таким образом, обратная связь является важнейшим инструментом контроля.
В зависимости от объекта можно выделить следующие виды управления: техническое, государственное управление социально-экономической жизнью общества, идеологическое, негосударственное и неполитическое управление социальными процессами, осуществляемое общественными организациями, хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рамках рыночных отношений.
Таким образом, вне зависимости от вида управления процесс управления происходит одинаково, и ключевым элементом является человек – субъект управления.

Управление как система и процесс

В научной литературе обращается внимание на то, что управ­ление имеет место в системах, характеризующихся сложностью и динамичностью [85]. Постоянные изменения педагогических сис­тем, переходы из одного состояния в другое под влиянием внеш­них и внутренних воздействий носят как обратимый, так и нео­братимый характер, приводят как к их сохранению и развитию, так и к разрушению этих систем. Чтобы предотвратить деструктив­ные влияния различных факторов, необходимо сохранить опреде­ленные качества, структурные и функциональные характеристи­ки системы в заданных пределах и условиях, обеспечить опти­мальный (наилучший) уровень ее функционирования и развития. Эти задачи и призвано решать управление.

В психологии под управлением понимается:

1) организация или процесс целенаправленных воздействий [31];

2) целенаправленное воздействие субъекта на объект и изме­нение последнего в результате воздействия [76].

Таким образом, наиболее общим признаком всякого управле­ния является его нацеленность на оказание результативных воз­действий на определенные объекты (объекты управления, управ­ляемые системы), с тем чтобы их изменение осуществлялось в нужном, правильном направлении. При этом- управление носит специфический характер и обладает специфическими свойства­ми, которые зависят от природы управляемой системы (биологи­ческая, техническая, социальная и др.). Управление социальными системами, в которых взаимодействуют люди (от масштабов государства и общества до масштабов раз­личных сфер и отдельных организаций), называется социальным управлением. Социальное управление — это воздействие на обще­ство с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Суть социального управления заключается в поддержании ста­бильности управляемого объекта, его упорядоченности, противо­стоянии хаосу, обеспечении его функционирования и развития [25].

Управляемым объектом (объектом управления, управляемой системой) в социальном управлении выступают группы людей, трудовые, коллективы, организации (включая общественные), уч­реждения (в том числе и образовательные), предприятия, фирмы и т.д.

Управление в образовании — область социального управления как науки, ее отрасль.

Управление образовательным учреждением является одним из видов социального управления в образовании и рассматривается некоторыми исследователями как деятельность всех субъектов, на­правленная на обеспечение становления, стабилизации, оптималь­ного функционирования и развития образовательного учреждения.

Некоторые авторы конкретизируют содержание управления образовательным учреждением, считая его особой деятельностью, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность (интегрированность) совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы [28].

Управление является многоаспектным феноменом и предстает одновременно как система, процесс и деятельность [52].

Суть системного видения управления состоит в представлении любой организации как совокупности взаимосвязанных и взаи­модействующих между собой элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды.

Как правило, системный подход связан с построением опти­мальной управляющей системы (системы управления). Под систе­мой управления исследователи [35] понимают совокупность взаи­мосвязанных между собой элементов, взаимодействие которых обеспечивает осуществление управленческих функций и соответ­ствующих им воздействий на управляемый объект. Построить сис­тему управления — значит выделить совокупность элементов и установить характер связей между ними, которые позволяют реа­лизовать управленческие функции в достижении поставленной цели.

Некоторые исследователи обозначают управление как процесс. Процесс управления они рассматривают как непрерывную последо­вательность действий, осуществляемых субъектом управления, в ре­зультате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определя­ются способы их достижения, распределяется работа между участ­никами деятельности и интегрируются их усилия [73]. Таким обра­зом, суть процессного видения управления заключается в пред­ставлении его как непрерывной системы взаимосвязанных управ­ленческих решений.

Управление как процесс представляет собой технологию:

-реализации планов во времени;

- последовательной смены состояний управляемой системы;

- совокупность действий управленца для достижения результа­тов [491.

Главной движущей силой этого процесса являются люди (а не планы, программы, схемы и т.д.), и прежде всего личность уп­равленца.

Управление как деятельность предполагает наличие общих ат­рибутов (признаков) деятельности — определенных оснований, целей, средств, результатов и процесса, в котором все это взаи­модействует, субъектов и объектов. Оно состоит из действий, на­зываемых функциями управления.

Функции управления выделяются в качестве основы построе­ния управления образовательными системами, т.е. при построе­нии систем управления (управляющих систем) обязательным яв­ляется выделение функционального состава управления. Функцио­нальный состав управления в образовании мы подробно рассмот­рим в главе 3.

Практика показывает, что в качестве целей управления чаще всего выступают:

- становление, создание управляемой и управляющей систем;

- поддержание всех свойств управляемой системы, ее упорядо­чение и стабилизация;

-обеспечение оптимального функционирования управляющей и управляемой систем;

-развитие управляющей и управляемой систем, их перевод из существующего в новое, качественно более высокое состояние.

Управление как деятельность имеет следующие особенности:

- принципиальная возможность, осуществимость управления как результативного влияния немыслима без определенных усло­вий: получения и использования информации; особых организа­ционных отношений (отношений власти, отношений ответствен­ной зависимости, отношений, основанных на учете имеющихся у субъектов управления определенных прав и полномочий);

-управленческая деятельность предполагает решение задач (про­блем);

- воздействия на объект управления являются итогом приня­тия управленческих решений; решения принимают все люди, но только управленцы делают это постоянно, к тому же их решения адресованы не только себе, но и другим людям;

-управленческая деятельность имеет внешнюю, наблюдаемую, поведенческую и внутреннюю, идеальную, духовную сторону, которая существенно зависит от личностных качеств руководите­лей;

-зависимость успешности решения управленческих задач, осу­ществления управленческих действий от наличия у участников этой деятельности соответствующих управленческих умений; развитие управления предполагает овладение новыми умениями;

-управление нуждается в информационных, концептуальных, инструментальных и иных ресурсах;

- управленческая деятельность вторична — она как бы над­страивается над другими видами деятельности (педагогической, учебной и т.д.), ее конечные цели и критерии оценки связаны не с самим управлением, а с эффективностью деятельности управ­ляемой системы;

- любое совершенствование управленческой деятельности в образовании предусматривает: совершенствование основной дея­тельности образовательного учреждения; совершенствование са­мой управленческой деятельности;

- конечные результаты управленческой деятельности достига­ются не самими управленцами, а работниками — членами кол­лектива (в нашем случае — педагогами);

- управленческая деятельность подчиняется системе объектив­ных научных закономерностей, но осуществлять ее приходится в конкретных условиях, что позволяет говорить об управлении как о разновидности искусства, творчества;

- в процессе управленческой деятельности происходит воздей­ствие субъекта управления на объект, взаимодействие между ними; в процессе этого взаимодействия возникают как объективные от­ношения, связанные с распределением ролей, функций, так и субъективные, человеческие, межличностные отношения;

-для управленческой деятельности характерна цикличность — повторяемость цепочки действий, составляющих содержание функ­ционального состава управления.

Менеджмент как разновидность хозяйственного управления

Менеджмент – это разновидность хозяйственного управления, когда хозяйствующий субъект функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей основной целью получение прибыли или нет [6]. Отметим, что менеджмент подразумевает не только управление организацией, но и управлениесамостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Например, под менеджментом понимают также организациюконцертов, спортивно-массовых мероприятий и т. п.

Следует отметить, что система управления организацией носит иерархический характер, т. е. субъект управления в то же время является и объектом управления со стороны субъекта более высокого уровня. В связи с чем, выделяют три уровня управления: высшее звено управления (top management), среднее звено управления (middle management), низовой уровень (sole management) .

Как уже отмечалось, менеджеры – это особая категория людей, принимающих и реализующих управленческие решения. Профессиональные менеджеры, в свою очередь, имеют теоретическую и практическую подготовку в области управления тем или иным объектом (табл. 1).

Объекты управления и виды менеджмента

Объект управления Вид менеджмента
1 2
Персонал (кадры) Управление персоналом (персонал-менеджмент) – комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив и отдельных его членов для обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда, направленное на достижение целей организации
1 2
Производство Производственный менеджмент (данный вид менеджментарешает задачи выбора основных параметров технологического процесса, определения загрузки оборудования, ремонта, управления качеством)
Инновации Инновационный менеджмент как система управленияинновациями, инновационными процессами и экономическими отношениями, возникающими на различных стадиях инновационной деятельности
Финансы Финансовый менеджмент можно рассматривать как систему управления финансами и финансовыми отношениямиорганизации, направленную на достижение ее стратегических и тактических целей
Инвестиции Инвестиционный менеджмент – это процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности организации. Инвестиционный менеджмент является составной частью финансового менеджмента и т. д.

Как отмечает И. Н. Герчикова [9], менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Менеджер в процессе своей деятельности выполняет различные роли: организатор, специалист, воспитатель, коммуникатор, общественный деятель, предприниматель.

Объекты управления и виды менеджмента

Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, его экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.

Объектом управления (т.е. тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления) могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.

Управление как сознательная деятельность существует только в обществе. Ни природа, ни техника не имеют дела с управлением как сознательным процессом. В природе действуют естественные технологии, подчиненные законам природы; техника работает по принципам и программам, заданным сознательными существами.

Виды менеджмента: производственный менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, антикризисный менеджмент, стратегический менеджмент, международный менеджмент.

Производственный менеджмент—это менеджмент, основные черты которого определяются особенностями объекта управления, то есть производства.

Финансовый менеджмент- это процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий.

Это также система форм, методов и приемов, с помощью которой осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Инновационный менеджмент-это процесс управления нововведениями для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

Инвестиционный менеджмент- это процесс управления долгосрочными вложениями средств в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий, увеличения производства и получения прибыли.

Антикризисный менеджмент -это специфический процесс управления организациями и народным хозяйством в целом в период спада экономики.

Международный менеджмент- это процесс управления многонациональными компаниями, международными стратегическими альянсами, финансово-промышленными группами и другими международными организациями.

Стратегический менеджмент. Его главной особенностью является дальновидность, целеустремленность, перспективность, работа по стратегической программе. Он возник в результате усиливающейся динамики экономического развития, остроты конкуренции, НТП, повышения роли человеческого фактора в управлении.

Менеджмент – это разновидность хозяйственного управления, когда хозяйствующий субъект функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей основной целью получение прибыли или нет [6]. Отметим, что менеджмент подразумевает не только управление организацией, но и управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Например, под менеджментом понимают также организацию концертов, спортивно-массовых мероприятий и т. п.

Следует отметить, что система управления организацией носит иерархический характер, т. е. субъект управления в то же время является и объектом управления со стороны субъекта более высокого уровня. В связи с чем, выделяют три уровня управления: высшее звено управления (top management), среднее звено управления (middle management), низовой уровень (sole management) .

Как уже отмечалось, менеджеры – это особая категория людей, принимающих и реализующих управленческие решения. Профессиональные менеджеры, в свою очередь, имеют теоретическую и практическую подготовку в области управления тем или иным объектом (табл. 1).

Объекты управления и виды менеджмента

Управление персоналом (персонал-менеджмент) – комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив и отдельных его членов для обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда, направленное на достижение целей организации

Окончание табл. 1

Производственный менеджмент (данный вид менеджмента решает задачи выбора основных параметров технологического процесса, определения загрузки оборудования, ремонта, управления качеством)

Инновационный менеджмент как система управления инновациями, инновационными процессами и экономическими отношениями, возникающими на различных стадиях инновационной деятельности

Финансовый менеджмент можно рассматривать как систему управления финансами и финансовыми отношениями организации, направленную на достижение ее стратегических и тактических целей

Инвестиционный менеджмент – это процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности организации. Инвестиционный менеджмент является составной частью финансового менеджмента и т. д.

Как отмечает И. Н. Герчикова [9], менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Менеджер в процессе своей деятельности выполняет различные роли: организатор, специалист, воспитатель, коммуникатор, общественный деятель, предприниматель.



123456789101112131415.
4 |УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ: СООТНОШЕНИЕПОНЯТИЙ. Сущность и категории управления. Виды управления. Основы теоретические менеджмента малого и среднего бизнеса финансах домохозяйств занимают расходы. 6 |Таблица. Различие между предпринимателем и менеджером. Понятие управленческого труда, его содержание. Формы управленческого труда. Менеджмента теоретические основы анализ финансово-хозяйственной.
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике

Книги по бюджетированию (34)

Финансовый анализ (8)

Книги по финансовому менеджменту (52)

Книги по управлению предприятием (63)

Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике

Книги по экономической теории (26)

Книги по финансовому менеджменту (10)

ИТ и коммерция (6)

Книги по менеджменту (66)

Банк, страхование (2)

Книги по рынку Форекс (20)

Книги по финансам и кредиту (10)

Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

Книги по истории экономики (3)

Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

Экономика России (8)

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент В учебнике (1-е изд. - ЮНИТИ, 1999 г.) обсуждаются теоретические вопросы финансовой политики, финансовой системы и финансового менеджмента, определяется место управления финансами в общей системе управления экономикой страны, анализируются роль и функции кредита, бюджета и страхования. В главах, посвященных налоговой системе, внебюджетным фондам и ценным бумагам, учтены все изменения, происшедшие за последние годы. Подробно рассматриваются вопросы управления финансами предприятий всех видов собственности и организационно-правовых форм: управление оборотными средствами, прибылью, инвестиционная деятельность предприятия, финансовое планирование и финансовая стратегия. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, а также работников финансово-экономических служб предприятий и организаций.

Управление финансами предприятия в условиях кризиса. С комментариями экспертов

Управление финансами предприятия в условиях кризиса. С комментариями экспертов В книге рассматриваются основные подходы к управлению предприятием в условиях экономического кризиса, раскрывается структура финансов предприятия и анализируются источники финансирования деятельности предприятия с учетом текущей ситуации в экономике, выявляются основные причины кризисов в деятельности предприятий, рассматриваются основные методы диагностики кризисов, предлагаются рекомендации по санации экономики предприятий, по оптимизации управления финансами: управление дебиторской задолженностью, привлечение финансирование, организация взаимодействия с банковскими, коллекторскими и факторинговыми структурами, управление инвестиционной деятельностью. Авторы рассматривают основные процедуры риск-менеджмента на предприятии и дают рекомендации по использованию методов и инструментов риск-менеджмента для превентивного антикризисного управления. Работа содержит комментарии ведущих специалистов по ключевым проблемам управления предприятием в условиях кризиса.

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент В пособии рассматриваются теоретические и практические основы финансового менеджмента, его сущность, роль и место в системе управления предприятием. Состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен теоретическим основам организации и управления финансами предприятий. Во втором разделе рассматриваются формы и виды финансового обеспечения бизнеса. В третьем разделе изложены основы финансового менеджмента в сфере текущей деятельности предприятий. Заключительный четвертый раздел посвящен основным направлениям финансового менеджмента в сфере инвестиционной деятельности предприятий. Адресуется слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, а также студентам и преподавателям вузов.

Финансовый менеджмент. Понятие, направления и практика реализации

Финансовый менеджмент. Понятие, направления и практика реализации В учебнике рассматриваются вопросы финансового менеджмента с позиций общей системы управления экономикой России и управления финансами предприятий всех видов собственности и организационно-правовых форм. Отдельно анализируются роль и функции кредита, бюджета, страхования в условиях страны, а также проблемы управления оборотными средствами, прибылью, инвестиционной деятельностью предприятия. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, работников финансово-экономических служб учреждений, организаций и предприятий.

Инвестиции. Источники и методы финансирования

Инвестиции. Источники и методы финансирования Рассматриваются сущность инвестиций и их структура, инвестиционные проекты, критерии и методы оценки их эффективности с учетом риска и инфляции, источники финансирования инвестиций, возможности привлечения иностранных инвестиций в Россию, организация портфельных инвестиций, формирование инвестиционного портфеля. Даны практические примеры. В приложении приводятся Федеральные законы "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Для бухгалтеров, экономистов, руководителей организаций, специалистов по управлению инвестициями, а также для студентов экономических факультетов и вузов.

Основы инвестиционного менеджмента. Том 1

Основы инвестиционного менеджмента. Том 1 В книге рассматривается основной круг вопросов управления инвестиционной деятельностью предприятий в современных условиях. В ней изложен теоретический базис управления инвестициями; сформулированы сущность, цель и функции инвестиционного менеджмента; рассмотрены его методологические системы и методический инструментарий; определены формы связей инвестиций предприятия с различными видами и сегментами инвестиционного рынка. Книга знакомит с современными методами разработки инвестиционной стратегии предприятия, управления его реальными и финансовыми инвестициями, формирования инвестиционных ресурсов. Книга широко иллюстрирована схемами, графиками, таблицами и примерами, содержит основные расчетные алгоритмы и необходимый справочный аппарат. В настоящем (втором) издании обновлен нормативный и методический материал, расширено изложение теоретических вопросов управления инвестиционной деятельностью предприятия, рассмотрен современный практический опыт этого управления. .

Основы инвестиционного менеджмента. Том 2

Основы инвестиционного менеджмента. Том 2 В книге рассматривается основной круг вопросов управления инвестиционной деятельностью предприятий в современных условиях. В ней изложен теоретический базис управления инвестициями; сформулированы сущность, цель и функции инвестиционного менеджмента; рассмотрены его методологические системы и методический инструментарий; определены формы связей инвестиций предприятия с различными видами и сегментами инвестиционного рынка. Книга знакомит с современными методами разработки инвестиционной стратегии предприятия, управления его реальными и финансовыми инвестициями, формирования инвестиционных ресурсов. Книга широко иллюстрирована схемами, графиками, таблицами и примерами, содержит основные расчетные алгоритмы и необходимый справочный аппарат. В настоящем (втором) издании обновлен нормативный и методический материал, расширено изложение теоретических вопросов управления инвестиционной деятельностью предприятия, рассмотрен современный практический опыт этого управления. .

Хедж-фонды. Инвестиционная деятельность и оценка ее эффективности

Хедж-фонды. Инвестиционная деятельность и оценка ее эффективности В книге впервые на русском языке приводится анализ широкого круга проблем, связанных с оценкой инвестиционной деятельности хедж-фондов: дано описательное определение хедж-фонда и краткая характеристика основных инвестиционных стратегий; резюмируются проблемы, связанные с устройством данных о результатах инвестиционной деятельности: анализируются требования к раскрытию информации и рекомендации наилучшей практики. Особое внимание уделяется проблемам применения традиционных и альтернативных показателей результативности для оценки результатов инвестиционной деятельности хедж-фондов. Для специалистов управляющих компаний и банков, студентов экономических и финансовых специальностей, слушателей курсов МВА, а также всех интересующихся современными тенденциями на рынке коллективных инвестиций.

Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности

Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности В монографии обосновываются теоретико-методологические и организационно-методические положения современной концепции комплексного анализа инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, исследуются актуальные проблемы организации экономического анализа на стадиях предварительной экспертизы и контроля за ходом реализации инвестиционных проектов. Для научных и практических работников, преподавателей и студентов экономических вузов, а также слушателей учебно-методических центров аттестации профессиональных бухгалтеров, финансовых аналитиков и аудиторов.

Управление инвестиционной деятельностью

Управление инвестиционной деятельностью В учебнике впервые изложен комплексный научно-методологический подход к проблеме управления инвестиционным процессом. Рассматриваются теоретические основы концепции управления инвестиционным процессом, обосновываются методологическая база и методические подходы к оценке инвестиционный привлекательности экономических систем различного уровня и управлению инвестиционным процессом в них, а также основные виды рисков инвестиционных проектов, методы оценки и управления ими. В нем системно раскрываются базовые понятия, проблемы и инструменты концепции управления инвестиционным процессом, оценки инвестиционной привлекательности экономических систем, построения инвестиционных стратегий фирм, реализации основных функций инвестиционного менеджмента. Особое внимание уделено анализу, оценке и управлению инвестиционными проектами. Изложены особенности формирования инвестиционного портфеля фирмы с учетом пространственной и временной оптимизации. Для преподавателей, аспирантов и.

Менеджмент как тип рыночного управления. Классификация общих функций управления [24.02.10]

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля [1].

Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании [2] .

Актуальность темы контрольной работы состоит в том, эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента — особого вида экономической деятельности.

Цель написания контрольной работы: детальное изучение вопроса менеджмент как тип рыночного управления и классификация общих функций управления ,их содержание, также решить задачу по данной теме.

Задачами являются рассмотрение следующих вопросов:

- менеджмент как тип рыночного управления

- классификация общих функций управления;

- содержание общих функций управления;

1. Менеджмент как тип рыночного управления

Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:

- ориентация на человека;

- ориентация на потребителя;

- полная ориентация на рынок;

- постоянное совершенствование системы управления организацией.

Принципы менеджмента – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Рыночный менеджмент представляет особый тип гибкой организационной системы управления коммерческими организациями и негосударственными предприятиями, связанный с условиями и особенностями рыночной экономики. Рыночный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту в рыночной экономике. Он представляет собой гибкую систему предприимчивого и инновационного руководства, способного чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды

Менеджмент в рыночной экономике представляет сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т.е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий.

Менеджмент в рыночной экономике характеризуется определенными тенденциями развития, которые можно рассматривать с двух точек зрения.

Во-первых, это объективные тенденции, тормозящие или ускоряющие развитие. Следовательно, менеджмент характеризуется определенным потенциалом. Поэтому необходимо своевременно выявлять объективные тенденции и умело их использовать в процессе управления. Потенциал определяется возможностями и объемом используемых ресурсов (материальных, финансовых, производственных, трудовых, информационных, организационных), структурой ресурсов и уровнем их использования.

Во-вторых, менеджмент в рыночной экономике рассматривается как элемент культуры, системы ценностей и убеждений. Современный рыночный менеджмент оказывает определенное влияние на развитие человека и общества, создающего свои ценности и формирующего социально-этические убеждения.

Сердцевиной современного рыночного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская экономика. Поэтому главная задача менеджмента в рыночной экономике — сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.

Менеджмент в рыночной экономике формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает их в созидательный процесс коллективной трудовой деятельности. Важнейшая задача рыночного менеджмента состоит в содействии развитию персонала, его обучению и гарантии роста. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, выступая в качестве разумного и сознательного субъекта. Поэтому любой человек обладает конкретными потребностями, целями, устремлениями и желаниями. Поскольку организации развиваются, менеджеры должны уделять постоянное внимание продвижению сотрудников на основе системы планирования и развития карьеры [4].

В связи с этим менеджмент в рыночной экономике призван обеспечить надежное взаимодействие человека и организации, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой обеспечения взаимодействия, должен знать и постоянно отслеживать, с одной стороны, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и, с другой, какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной организации.

Человек в системе менеджмента притязает и ожидает по поводу:
- содержания, смысла и значимости работы;

- творческого характера работы и ее увлекательности;

- степени независимости, прав и власти на данной работе;

- степени ответственности и риска;

- престижности и статуса работы;

- безопасности и условий на работе;

- признания и поощрения хорошей работы;

- заработной платы и премий;

- гарантий роста и развития;

- отношений между членами организации.

Организация в свою очередь ожидает от человека, что он проявит себя как:

- специалист в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией;

- член организации, способствующий успешному ее функционированию и развитию;

- человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
- член коллектива, способный создавать коммуникации и поддерживать нормальные отношения с коллегами;

- член организации, разделяющий ее ценности;

- специалист, стремящийся к развитию своих способностей;

- работник, преданный организации и готовый защищать ее интересы;

- исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее качественно;

- член организации, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;

- сотрудник, поддерживающий распорядок и соблюдающий нормы поведения.

Совокупность ожиданий организации по отношению к человеку, а также значимость для организации каждого отдельного ожидания могут существенно различаться. При этом в рамках одной и той же организации по отношению к различным субъектам могут возникать различные комбинации ожиданий [3].

2. Классификация общих функций управления, их содержание

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления.

В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

- прогнозирование и планирование;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ.

Указанные общие функции управления объединены связую­щими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диа­граммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от пла­нирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работаю­щих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспе­чивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

  1. Рассмотрим последовательно содержание каждой из основ­ных функций управления [5].

Схема процесса управления

Рис 1. Схема процесса управления

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Координация - это функция, призванная обеспечивать согла­сованность и взаимосвязь между элементами системы управле­ния организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации - обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев органи­зации (по горизонтали и вертикали) путем установления рацио­нальных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих свя­зей может быть самым различным, так как зависит от координи­руемых процессов.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения [6].

Задача

Необходимо расположить стадии контроля в соответствии с их логической (технологической) последовательностью:

а) фиксирование состояния объектов (мониторинг);

б) выбор объекта контроля;

в) выявление характера отклонений;

г) оценка возможных последствий отклонений;

д) выявление причин отклонений.

Ответ: б,а,в,д,г

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

Тест

Выберите факторы косвенного влияние на состояние организации:

  1. Изменение содержание косвенного влияния на состояние организации
  2. Изменение состояние мировой экономики.
  3. Изменение конъюнктуры рынка.
  4. Изменение состояния национальной экономики.
  5. Изменение условий постановки ресурсов.

Ответ: 2,3,4

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.

Заключение

В данной контрольной работе подробно представлены такие разделы как: Менеджмент как тип рыночного управления. Классификация общих функций управления, их содержание. Согласно представленным выше сведениям, и внимательно изучив весь материал, можно сделать вывод:

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности. Он обеспечивает управление организацией в условиях рынка или перехода к рынку. Это означает: Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка. Рынок это форма экономических взаимоотношений между покупателем и продавцом. Постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, т.е. получение оптимальных результатов. Хозяйственная самостоятельность организации, обеспечивающая свободу принятия управленческих решений тем, кто несет ответственность за результаты. Постоянная корректировка целей деятельности и соответствующих производственных программ в зависимости от конъюнктуры рынка.

Общие функций управления: 1. планирование – управленческая деятельность, фиксирующая будущее состояние объекта в текущем моменте времени. 2. Организация – управленческая деятельность, которая регламентирует деятельность аппарата управления с целью обеспечения достижения поставленных целей. 3. Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние. 4. мотивация – процесс побуждения каждого сотрудника к активной деятельности. 5. контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени. 6. учетная управленческая деятельность о фиксировании состояния объекта управ с начального до данного момента времени.

Использованная литература

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: