Астрономія та визначення часу типи календарів конспект

Обновлено: 06.07.2024

Астрономія як наука про фізичну будову, рух, походження і еволюцію небесних тіл. Сонячний час як система відліку часу, в якій інтервал виступає як основна одиниця між двома послідовними верхніми кульмінаціями Сонця. Григоріанський, Юліанський календар.

Для более экономного использования дискового пространства на сервере работы запакованы в zip-архивы.
Чтобы их распаковать и посмотреть, необходимо иметь установленный на вашем компьютере архиватор, например, WinZip или WinRAR или другой, распаковывающий zip-архивы.
Или после того, как архив вами был загружен на ваш компьютер, воспользуйтесь любым из онлайн-сервисов распаковки архивов, например, B1.org. Перейдя на сайт B1.org, кликаете по "Click here" и выбираете на своем компьютере скачанный архив. Все - архив распакован, скачивайте файл с документом. Не забываете загружать на наш сайт ваши хорошие работы :-) Будем признательны.

Рубрика Астрономия и космонавтика
Вид презентация
Язык украинский
Дата добавления 01.06.2015
Размер файла 17,1 M


Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Астрономія як наука про будову і розвиток космічних тіл і їх систем, історія розвитку. Загальна характеристика Всесвіту, поняття галактики та метагалактики. Зірки: створення, еволюція, характеристики та класифікація. Проблема походження життя у Всесвіті.

реферат [24,9 K], добавлен 01.05.2009

Календар як певна система рахунку тривалих проміжків часу з підрозділами їх на окремі більш короткі періоди (роки, місяці, тижні, дні). Історія створення першого календаря. Типи календарів та їх характеристика. Переклад дат старого стилю у новий.

презентация [944,3 K], добавлен 23.02.2013

Розгляд астрономічної основи доби як одиниці часу. Вивчення історії застосування години, хвилини, секунди. Ознайомлення із зоряною і сонячною системами відліку часу. Поділ Землі на годинні пояси. Користування Юліанським та Григоріанським календарями.

презентация [7,6 M], добавлен 01.10.2015

Особливості обчислення часу починаючи від стародавніх часів і до наших днів у різних країн та народів. Аналіз проблем створення універсального календаря. Рекомендації щодо вдосконалення системи відліку часу в Україні та у світовому масштабі в цілому.

реферат [410,7 K], добавлен 12.07.2010

Суть на основні розділи астрономії – однієї з найдавніших наук, яка включає спостереження і пояснення подій, що відбуваються за межами Землі та її атмосфери. Оптичні, інфрачервоні, ультрафіолетові астрономічні дослідження. Астрометрія та небесна механіка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вся наша жизнь связана со временем и регулируется периодической сменой дня и ночи, а также времён года. Вам известно, что Солнце всегда освещает только половину земного шара: на одном полушарии — день, а на другом в это время ночь. Следовательно, на нашей планете всегда есть точки, где в данный момент полдень, и Солнце находится в верхней кульминации, а есть полночь, когда Солнце находится в нижней кульминации.

Момент верхней кульминации центра Солнца называется истинным полднем, момент нижней кульминации — истинной полночью. А промежуток времени между двумя последовательными одноимёнными кульминациями центра Солнца называется истинными солнечными сутками.

Казалось бы, их можно использовать для точного счёта времени. Однако из-за эллиптической орбиты Земли, солнечные сутки периодически меняют свою продолжительность. Так, когда Земля находится ближе всего к Солнцу, она движется по орбите примерно со 30,3 км/с. А через полгода Земля оказывается в самой удалённой точке от Солнца, где её скорость падает на 1 км/с. Такое неравномерно движение Земли по своей орбите вызывает неравномерное видимое перемещение Солнца по небесной сфере. Иными словами, в разное время года Солнце "перемещается" по небу с различной скоростью. Поэтому продолжительность истинных солнечных суток постоянно меняется и пользоваться ими в качестве единицы измерения времени неудобно. В связи с этим в повседневной жизни используются не истинные, а средние солнечные сутки, продолжительность которых принята постоянной и равной 24 часам. Каждый час среднего солнечного времени в свою очередь делится на 60 минут, а каждая минута — на 60 секунд.

Измерение времени солнечными сутками связано с географическим меридианом. Время, измеренное на данном меридиане, называется его местным временем, и оно одинаково для всех пунктов, находящихся на нём. При этом, чем восточнее земной меридиан, тем раньше на нём начинаются сутки. Если учесть, что за каждый час наша планета поворачивается вокруг своей оси на 15 о , то разность времени двух пунктов в один час соответствует и разности долгот в 15°. Следовательно, местное время в двух пунктах будет отличаться ровно на столько, на сколько отличается их географическая долгота, выраженная в часовой мере:

T1T2 = λ1 – λ2.

Из курса географии вам известно, что за начальный (или, как его ещё называют, нулевой) меридиан принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. Местное среднее солнечное время Гринвичского меридиана называется всемирным временем — Universal Time (сокращённо UT).

Зная всемирное время и географическую долготу какого-либо пункта, можно легко определить его местное время:

T1 = UT + λ1.

Эта формула также позволяет находить географическую долготу по всемирному времени и местному времени, которое определяется из астрономических наблюдений.

Однако, если бы в повседневной жизни мы с вами пользовались местным временем, то по мере передвижения между населёнными пунктами, находящимися восточнее или западнее постоянного места проживания, нам бы приходилось непрерывно передвигать стрелки часов.

Для примера, давайте определим, на сколько позже наступает полдень в Санкт-Петербурге по сравнению с Москвой, если их географическая долгота заранее известна.


Иными словами, в Санкт-Петербурге полдень наступит примерно на 29 мин 12 с позднее, чем в Москве.

Возникающие неудобства столь очевидны, что в настоящее время практически всё население земного шара пользуется поясной системой счёта времени. Она была предложена преподавателем из США Чарльзом Даудом в 1872 году для использования на железных дорогах Америки. А уже в 1884 году в Вашингтоне прошла Международная меридианная конференция, итогом которой стала рекомендация применения гринвичского времени в качестве всемирного времени.

Согласно этой системе, весь земной шар разделён на 24 часовых пояса, каждый из которых простирается по долготе на 15° (или на один час). Часовой пояс Гринвичского меридиана считается нулевым. Остальным же поясам в направлении от нулевого на восток присвоены номера от 1 до 23. В пределах одного пояса во всех пунктах в каждый момент поясное время одинаково, а в соседних поясах оно отличается ровно на один час.

Таким образом, поясное время, которое принято в конкретном месте, отличается от всемирного на число часов, равных номеру его часового пояса:

Т = UT + n.

Если посмотреть на карту часовых поясов, то не трудно заметить, что их границы совпадают с меридианами только в малонаселённых местах, на морях и океанах. В остальных же местах границы поясов для большего удобства проведены по государственным и административным границам, горным хребтам, рекам и другим естественным рубежам.

Также от полюса до полюса по поверхности земного шара проходит условная линия, по разные стороны которой местное время отличается почти на сутки. Эта линия получила название линии перемены даты. Она примерно проходит по меридиану 180 о .

В настоящее время более надёжным и удобным временем считается атомное время, которое было введено Международным комитетом мер и весов в 1964 году. А эталоном времени были приняты атомные часы, ошибка хода которых примерно составляет одну секунду за 50 тысяч лет. Поэтому с 1 января 1972 года страны земного шара ведут счёт времени по ним.

Для счёта длительных промежутков времени, в которых устанавливается определённая продолжительность месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчёта лет, был введён календарь. В его основе лежат периодические астрономические явления: вращение Земли вокруг оси, изменение лунных фаз, обращение Земли вокруг Солнца. При этом любая календарная система (а их насчитывается более 200) опирается на три основные единицы измерения времени: средние солнечные сутки, синодический месяц и тропический (или солнечный) год.

Напомним, что синодический месяц — это промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны. Он примерно равен 29,5 суток.

А тропический год — это промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Его средняя продолжительность с 1 января 2000 года составляет 365 д 05 ч 48 мин 45,19 с.

Как видим, синодический месяц и тропический год не содержат в себе целого числа средних солнечных суток. Поэтому многие народы по-своему пытались согласовать сутки, месяц и год. Это, в последствии, и привело к тому, что в разное время у разных народов была своя календарная система. Однако все календари можно условно разделить на три типа: лунные, лунно-солнечные и солнечные.

В лунном календаре год делится на 12 лунных месяцев, которые попеременно содержат в себе 30 или 29 суток. Вследствие этого, лунный календарь короче солнечного года примерно на десять суток. Такой календарь получил широкое распространение в современном исламском мире.

Лунно-солнечные календари самые сложные. В их основе лежит соотношение, что 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцем. Вследствие этого, в году содержится 12 или 13 месяцев. В настоящее время такая система сохранилась в еврейском календаре.

В солнечном календаре за основу берётся продолжительность тропического года. Одним из первых солнечных календарей считается древнеегипетский календарь, созданный примерно в 5 тысячелетии до нашей эры. В нём год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. А в конце года добавлялось ещё 5 праздничных дней.

Непосредственным предшественником современного календаря был календарь, разработанный 1 января 45 года до нашей эры в Древнем Риме по приказу Юлия Цезаря (отсюда и его название — юлианский).

Он содержал в себе 365,25 суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Для удобства в нём три года считалось по 365 суток. А в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале. Такой год был назван високосным.

Но и юлианский календарь не был совершенным, так как в нём продолжительность календарного года отличалась от тропического года на 11 минут и 14 секунд. Казалось бы, всего-ничего. Но к середине 16 века было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которыми связаны церковные праздники, на 10 суток.

Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря, передвинувшую счёт дней на 10 суток вперёд.

При этом, чтобы средний календарный год лучше соответствовал солнечному, Григорий XIII изменил правило високосных лет. По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны ста. Такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400. Например, 1700, 1800 и 1900 годы являлись простыми. А вот 1600 год и 2000 — високосными.

Исправленный календарь получил название григорианского календаря или календаря нового стиля.

В России новый стиль был введён лишь в 1918 году. К этому времени между ним и старым стилем накопилось разница в 13 дней.

Что такое поясное время?

Что такое всемирное время?

Где проходит нулевой меридиан?

Как вычислить поясное время?

Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018.

В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.

Вселенная в вопросах и ответах. Задачи и тесты по астрономии и космонавтике. В.Г. Сурдин. 2017

В разработке представлена организация учебной деятельности обучающихся при изучении темы "Время и календарь". Разработка урока адресована учителям астрономии и естествознания.

ВложениеРазмер
vremya_i_kalendar.docx 29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Кубышкина Светлана Анатольевна,

методист г. Санкт-Петербурга

"Римские полководцы всегда побеждали,

но они никогда не знали, в какой день это случилось".

Игра может быть использована на уроке астрономии в 11 классе в теме "Время и календарь", а также на факультативных занятиях.

Для проведения игры класс делится на 5 групп.

Учитель: "Сегодня мы рассмотрим историю календаря, которая началась очень давно. Если обратиться к глубокой древности, то можно установить, что у дикарей никакого календаря не существовало. Только при усложнении общественной жизни, в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания, появился более или менее регулярный счет времени. Рост городов, расширение торговых связей потребовали улучшение и уточнения счета времени. На этом этапе цивилизации у некоторых народов появляются календари. В дело разработки и установления хорошего календаря внесли свой вклад различные народы. Вопросы истории календаря вы изучите самостоятельно и расскажите своим одноклассникам.

Календарь в Древнем Египте и Древнем Вавилоне.

В Древнем Египте уже в пятом тысячелетие до нашего летосчисления пользовались солнечным календарем . Календарный год делился на 12 месяцев по 30 суток в каждом. В настоящее время солнечный календарь является основным почти во всех странах мира.

В основе солнечного календаря лежит тропический год (промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия) равный 365, 2422 суток. В практической жизни используется календарный год –– год с целым числом суток.

Около 4000 лет назад в Древнем Вавилоне был введен лунный календарь . В этом календаре продолжительность месяцев исчислялась от одного новолуния до другого, и считалось, что они содержат попеременно то 29, то 30 дней. Вавилонский календарный год состоит из 12 месяцев, т.е. 354 дней (29·6 +30·6=354), в то время как на самом деле год содержит 365,2422 дня. Для устранения этого расхождения жрецы Древнего Вавилона, ведавшие календарем, в каждые три года из восьми добавляли по одному месяцу. Эта поправка значительно улучшала совпадение календарных дат с временем наступления новолуния, периодом разлива рек и прочие, но остается неисправленным расхождение более чем на 1/3 суток в год.

Вернемся в Древний Египет. Для хозяйственной жизни египтян огромное значение имели разливы реки Нил. Зная время начала разлива Нила, жители Древнего Египта могли вовремя подготовиться к сельскохозяйственным работам. Определить этот момент позволяло наблюдение за Сириусом . Восход звезды, в начале июля, немного раньше Солнца, совпадало с началом разлива Нила.

Совпадение во времени начала разлива Нила и первого появления на востоке звезды Сириус (по-египетски Сотис) египетские жрецы окружили всевозможными легендами. Календарь, которым они ведали, был согласован с видимым движением звезды Сириус - Сотис. В этом календаре год состоял из 12 месяцев, по 30 дней в каждом. В конце года добавлялось еще пять дней. Таким образом, год состоял из 365 дней. Такой счет времени давал ошибку приблизительно в 0,25 дня в год или 1день в 4 года, или (4·365=1460) 1 год за 1460 лет, так что все календарные праздники, постепенно сдвигаясь, полностью обходили год за 1460 лет. Это расхождение было известно древним египтянам, но жрецы, ведавшие календарем, из соображений культа сохраняли такой "блуждающий" год и препятствовали его исправлению.

Гиксосский царь Салитис предпринял реформу календаря. С помощью соответствующей добавки 365-дневный год древних египтян был приведен в более точное соответствие с солнечным циклом. Однако реформа календаря не удержалась. После победы национального египетского восстания, свергнувшего власть гиксосов, исправленный календарь был отменен.

Вторая попытка реформы календаря в Древнем Египте была сделана спустя много веков царем Евергетом, в 238 г. до н.э. Но после его смерти и этот календарь был забыт.

Календарь в Древнем Риме, Древнем Китае и Древней Греции.

В Древнем Риме сначала пользовались лунным календарем , в котором год состоял из 10 месяцев по 29 и 30 дней каждый и содержал 304 дня. Затем был введен лунный календарь, в котором год состоял из 12 месяцев и содержал 355 дней. Столкнувшись с тем, что одни и те же календарные даты приходятся то на одно, то на другое время года, римляне в начале VI века до н.э. ввели в свой календарь исправления, превратив его в лунно-солнечный. При этом на протяжении периода, состоящего из 4 лет, два календарных года остались обычными, а два были сделаны удлиненными, содержащими добавочный месяц в 22 или 23 дня. По сравнению с солнечным годом эта поправка оказалась избыточной и календарный год стал длиннее солнечного на одни сутки. Поэтому потребовались дальнейшие поправки, которые было поручено делать жрецам по мере надобности.

Однако жрецы, отчасти по небрежности, отчасти из корыстных соображений, делали это плохо. Ведь с различными календарными датами были связаны такие события, как окончание и начало срока правления должностных лиц. Удлиняя или укорачивая месяц, жрецы могли эти события приблизить или отдалить. В Древнем Риме проценты по долгам полагалось платить первого числа каждого месяца. Владея календарем, жрецы и это, тяжкое для многих, событие могли при желании отодвинуть. Постепенно жрецы так основательно запутали счет дней в году, что это стало мешать нормальной жизни.

В Древнем Китае сначала пользовались лунным календарем , а затем перешли на лунно-солнечный. В VI веке до н.э. древние китайские астрономы установили, что через каждые 19 солнечных лет новолуние совпадает с летним солнцестоянием и при этом в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев. В соответствии с этим в лунно-солнечном древнекитайском календаре в течение каждого 19-летнего периода 5 лет имеют по 12, а 7 лет –– по 13 месяцев.

В Древней Греции сначала тоже был лунный календарь, в котором год попеременно состоял то из 12, то из 13 месяцев. При этом чередование обычных и удлиненных лет производилось всякий раз по специальному решению правителей каждого города. Естественно, что это приводило к большому разнобою, т. к. нередко оказывалось, что в соседних городах на один и тот же день приходятся разные календарные даты. В 593 г. до н.э. правитель Афин Солон ввел календарь вавилонского типа с восьмилетним периодом, в котором было 5 обычных лет по 12 месяцев и 3 удлиненных года по 13 месяцев.

В 432 г. до н.э. греческий астроном Метон еще раз, независимо от китайцев, открыл, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев и, т. о., через этот период времени различные фазы Луны снова приходятся на те же дни солнечного года. Это открытие древние греки сочли столь важным, что цикл Метона был записан золотыми буквами на мраморных досках, выставленных на городских площадях. С введением в счет дней поправок в соответствии с 19-летним циклом Метона лунно-солнечный календарь древних греков стал значительно лучше соответствовать времени наступления различных периодически повторяющихся событий: смен фаз Луны, сезонов года и т. д.

Юлианский и григорианский календари.

В I веке до н.э. император Юлий Цезарь приказал упорядочить календарь. По предложению египетского астронома Созигена в 46 г. до н.э. в Древнем Риме был принят новый солнечный календарь. Этот календарь получил название юлианского; счет дней по юлианскому календарю называют старым стилем. В юлианском календаре длительность года была принята равной 365,25 суток. При этом для ровного счета три года считались содержащими по 365 дней, а каждый четвертый – 366 дней. С этой поправкой длина года по юлианскому календарю в среднем оказывается на 11 минут 14 секунд больше длины тропического года, что составляет сутки за 128 лет и три дня за 384 года.

В 325 г. н.э. на Никейском церковном соборе система счета юлианского календаря была сохранена и утверждена в качестве христианского календаря. В тот год весеннее равноденствие наступило 21 марта, и Никейский собор постановил, что праздник пасхи должен праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В первые десятилетия и даже в первое столетие после этого постановления с днем празднования пасхи все обстояло благополучно. Однако с течением столетий неучтенное расхождение длительности календарного и реального года постепенно накапливалось и действительное начало весны стало все больше расходиться с календарным. В XIV веке это расхождение уже превысило 7 дней, и ученые того времени неоднократно поднимали вопрос об исправлении календаря. Однако решение этого вопроса все откладывалось, ведь все календарные даты среди прочего указывают и дни религиозных праздников, а у различных церквей (католической, православной) по этому поводу были различные мнения.

В XIV веке за исправление календаря высказался папа римский Климент VI. В конце XV века папа Сикст VI начал подготовку реформы календаря и, что для церкви было самым важным, исправление пасхалий, т. е. Уточнение дат празднования пасхи. В XVI веке реформу календаря обсуждали два "вселенских" собора: Латеранский и Тридентский. Наконец, в 1582 г. папа Григорий XIII утвердил проект реформы календаря, предложенный Луиджи Лимо, и издал буллу, согласно которой предписывалось день, следующий после четверга 4 октября 1582 г., считать пятницей 5 октября того же года. Т. е., счет дней был передвинут на 10 дней вперед и исправлено уже накопившееся расхождение. Кроме того, предписывалось считать високосными не 100 из 400 лет, как это было принято в юлианском календаре, а лишь 97 из 400. При этом расхождение календаря с временами года и моментами равноденствий соответственно снижается. В юлианском календаре оно составляет 0,0078 суток в год или 1 сутки за 128 лет, а в григорианском – лишь 0,0003 суток в год или сутки за 3280 лет. Невисокосными, простыми, в григорианском календаре считаются все годы столетий (например, 1700, 1800, 1900), за исключением тех, у которых число по отнятии двух нулей делится на четыре без остатка (например, 1600, 2000). Счет дней по григорианскому календарю часто называют новым стилем.

История российского календаря.

Большой интерес представляет история календаря в России. Древние славяне пользовались лунным календарем . В конце X века н.э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применявшийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели.

В конце XVI века во многих христианских странах был введен григорианский календарь. Однако Россия от этого уклонилась. В царской России введение нового стиля задерживалось в связи с тем, что православная церковь опасалась могущего при этом произойти "повреждения пасхалий" – совпадения дня празднования христианской пасхи с еврейской, и новый стиль был введен только после Октябрьской революции. В декрете от 25 января 1918 г., подписанном В.И.Лениным. Согласно этому декрету предписывалось день, следующий после 31 января 1918 г., считать днем 14 февраля того же года. Т. о., накопившееся к этому времени расхождение в 13 дней было исправлено.

Ныне в нашей стране применяется григорианский календарь.

Мусульманский календарь построен только на изменениях фаз Луны и, т.о., является чисто лунным . Этот календарь был введен в VII веке н.э. в ряде мусульманских стран. Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, в которых господствующей религией является ислам, этот календарь применяется и в настоящее время.

Мусульманский календарный год состоит из 12 лунных месяцев, шесть из которых содержат 29 и шесть – 30 дней. Кроме того, в мусульманские високосные годы к последнему месяцу года добавляется еще 1 день. Т. о. мусульманский календарный год содержит 354 или 355 дней и оказывается короче солнечного года на 11,25 или 10,25 дней. За 32 мусульманских календарных года расхождение этого календаря с солнечным достигает почти одного мусульманского календарного года.

При такой системе счета дней в течение 32 лет все календарные даты и дни праздников приходятся на различные месяцы солнечного календаря и блуждают по разным сезонам года.

Эры и календарь .

Выбор начала отсчета в различных календарях делался из различных соображений, но всегда условно и произвольно. У мусульманских арабов существовал счет времени от "года слона". В этой "эре" эпохой (началом отсчета) является событие сугубо местного значения – нападение на Мекку войска из Йемена, в составе которого были слоны.

В александрийской эре, которая некоторое время была в ходу в Греции, а абиссинцами и коптами применялась вплоть до XX века, "сотворения мира" относилось к 5501 г. до н.э. В антихийской эре "сотворение мира" было отнесено к 5969 г. до н.э., а в византийской эре "сотворение мира" соответствовало 5508 г. до н.э. Всего таких эр было придумано около 200.

В самой длинной из них "сотворение мира" относилось к 6984 г. до нашего летосчисления, в самой короткой – к 3483 г. до нашего летосчисления.

В настоящее время повсеместно получила распространение христианская эра, в которой эпохой является "рождество Христово". Эта эра была введена на основании расчетов, сделанных римским монахом Дионисием Малым в 241 г. эры Диоклетиана, согласно которым "воскресение" Иисуса произошло за 253, а рождество – за 283 года до начала эры Диоклетиана. Поэтому следующий год Дионисий назвал 525 годом от рождества Христова.

Вместе с распространением христианской религии предложенная Дионисием христианская эра начала распространяться повсеместно. В 532 г. нашего летосчисления она была принята в Риме, в VIII веке – во Франции.

В России вплоть до XVIII века была в ходу византийская эра от "сотворения мира". Указом Петра I от 20 декабря 1699 г. в России была введена эра от "рождества Христова" и 1 января 7208 г. византийской эры было приказано считать 1 января 1700 г. от "рождества Христова". К XIX веку счет от "рождества Христова" был введен во всех "христианских" странах.

В тех странах, где господствует ислам, существует своя мусульманская эра, в которой эпохой считается "хиджра" – год бегства пророка Мухаммеда из родного города Мекки в Медину. Эта эра была введена халифом Омаром в 634-644 гг. нашего летосчисления; "хиджра" была отнесена Омаром к 622 г. нашей эры.

Самой поздней была введенная во Франции "эра республики", эпохой которой был объявлен день провозглашения республики 22 сентября 1792 г. Этот календарь был отменен Наполеоном, восстановлен во время Парижской коммуны и перестал действовать после ее гибели.

Учитель: "Календарь, которым мы пользуемся в настоящее время, не является вполне совершенным выбор эпохи (начала отсчета) в нем произволен, деление на месяцы разной длины не вполне удобно. Для правильного счета лет важно, чтобы за начало отсчета всеми была принята одна и та же определенная дата".

Таблицы могут быть такими.

КАЛЕНДАРЬ И ИСТОРИЯ.

Страна (Др. Египет ). Род календаря (Солнечный). Особенности календаря -число месяцев в году, их продолжительность, продолжительность года и т. д. (12 месяцев по 30 суток, 1 год = 365 дней, в конце года добавлялась 5 дней ). Примечания - ошибки, поправки в календаре (Ошибка - 1 день в 4 года).

Название эры ("Год слона"). Эпоха (Нападение на Мекку войска из Йемена). Страна, где распространена эра ( Аравия).

  1. внести дополнения в таблицы;
  2. решить задачи.

33 лунных года календаря худжры примерно равны 32 солнечным годам. Установите, какому году солнечного календаря соответствует 1422 год лунной хиджры.

Решение. Делим данное число выражающее год лунного календаря, на 33

43 показывает, что за 1422 года хиджры лунный календарь на 43 года опередил солнечный календарь; затем из порядкового числа года хиджры вычитаем 43

Число 1379 показывает количество солнечных лет, прошедших от хиджры до вычисляемого года. К полученному числу прибавляют 621 (число полных лет, составляющих временный разрыв между началом новой эры и эрой лунного летосчисления) и получаем 2000. Следовательно, 1422 год хиджры соответствует 2000 г. нашего летосчисления.

В японских источниках указано, что поэт Исикава Такубоку родился в "20-й день 2-й луны 19-го года Мэйдзи". Переведите дату рождения японского поэта на григорианский календарь.

Подсказка. Первый день второй луны 1887 года приходится на 23 февраля.

Решение. 1868 г. – начальный год правления японского императора Мейдзи, следовательно, девятнадцатый придется на 1887 г. Если первый день второй луны пришелся на 23 февраля, то 20-й день –– на 14 марта. Т. о. Узнаем, что 20-й день второй луны 19-го года Мейдзи по григорианскому календарю соответствует 14 марта 1887 г.

Астрономия и определение времени

Календарь. Календа́рь (лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в дни календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.


История. Выделяют три основных типа календарей:лунный календарь;солнечный календарь;лунно-солнечный календарь.


Лунный календарь. Лунный календарь, в основе которого лежит синодический лунный месяц продолжительностью 29,5 средних солнечных суток. Возник свыше 30000 лет назад. Лунный год календаря содержит 354 (355) суток (на 11,25 суток короче солнечного) и делится на 12 месяцев по 30 (нечетные) и 29 (четные) суток в каждом (мусульманский, турецкий и т.д). Лунный календарь принят в качестве религиозного и государственного в мусульманских государствах Афганистане, Ираке, Иране, Пакистане, ОАР и других.


Солнечный календарь. Солнечный календарь, в основу которого положен тропический год. Возник свыше 6000 лет назад. В настоящее время принят в качестве мирового календаря. Продолжительность тропического года составляет 365,24220 суток. Календарный год в солнечном календаре должен составлять 365 суток (обычный год) или 366 суток (високосный год). Для приближения средней продолжительности календарного года к продолжительности тропического года производится вставка високосов.


Лунно-солнечный календарь. Лунно-солнечный календарь, в котором движение Луны согласовывается с годичным движением Солнца. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и по 30 суток в каждом, к которым для учета движения Солнца периодически добавляются "високосные" годы, содержащие дополнительный 13-й месяц. В результате "простые" годы продолжаются 353, 354, 355 суток, а "високосные" - 383, 384 или 385 суток. Возник в начале I тысячелетия до НЭ, применялся в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, Иудее, Греции, Риме. В настоящее время принят в Израиле (начало года приходится на разные дни между 6 сентября и 5 октября) и применяется, наряду с государственным, в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнаме, Китае и т.д).


Единицы, используемые в календаре. Сутки — единица измерения времени, равная периоду обращения Земли вокруг своей оси . Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Они длятся 24 часа. Календарные сутки составляют недели, месяцы, годы.


Неделя — единица времени, большая, чем день, и меньшая месяца. Семидневная неделя не является константой: так, ритуальная неделя в Китае эпохи Шан состояла из 10 дней. Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке (в Вавилоне). В I веке ею стали пользоваться в Риме, откуда она распространилась по всей Западной Европе. ан состояла из 10 дней.


Месяц — единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли. В григорианском и юлианском календаре используется фиксированная длина месяца, не связанная со сменой фаз Луны.


Год — условная единица измерения времени, которая исторически означала однократный цикл сезонов (весна, лето, осень, зима). В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 дням. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.


Тысячи лет назад люди заметили, что многое в природе повторяется. Именно тогда возникли первые единицы времени - день, месяц, год. С помощью простейших астрономических приборов было установлено, что в году около 360 дней, и приблизительно за 30 дней силуэт Луны проходит цикл от одного полнолуния к следующему. Поэтому халдейские мудрецы приняли в основу шестидесятеричную систему счисления: сутки разбили на 12 ночных и 12 дневных часов, окружность - на 360 градусов. Каждый час и каждый градус были разделены на 60 минут, а каждая минута - на 60 секунд.


Однако последующие более точные измерения безнадежно испортили это совершенство. Оказалось, что Земля делает полный оборот вокруг Солнца за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Луне же, чтобы обойти Землю, требуется от 29,25 до 29,85 суток. Звёздные, или сидерические сутки (приблизительно 23 часа 56 минут 4 секунды


Юлианский календарь. Юлианский солнечный календарь "старого стиля" содержит 365,25 суток. Разработан александрийским астрономом Созигеном, введен императором Юлием Цезарем в Древнем Риме в 46 г. до НЭ и распространился затем по всему миру. На Руси был принят в 988 г. НЭ. В юлианском календаре продолжительность года определяется в 365,25 суток; три "простых" года насчитывают по 365 суток, один високосный - 366 суток. В году 12 месяцев по 30 и 31 день каждый (кроме февраля). Юлианский год отстает от тропического на 11 минут 13,9 секунды в год. Ошибка в сутки накапливалась за 128,2 лет. За 1500 лет его применения накопилась ошибка в 10 суток.


Григорианский календарь В григорианском солнечном календаре "нового стиля" продолжительность года составляет 365, 242500 суток (на 26 с превышает тропический год). В 1582 году юлианский календарь по указу Папы Римского Григория XIII был реформирован в соответствие с проектом итальянского математика Луиджи Лилио Гаралли (1520-1576). Счет дней передвинули на 10 суток вперед и условились каждое столетие, не делящееся на 4 без остатка: 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. не считать високосным. Тем самым исправляется ошибка в 3 суток за каждые 400 лет. Ошибка в 1 сутки "набегает" за 3323 лет.


Домашнее задание. Шумерский календарь. Вавилонский календарь. Иранский календарь. Египетский календарь. Еврейский календарь. Китайский календарь. Японский календарь. Индуистские календари. Ацтекский календарь. Календарь майя. Исламский календарь. Древнегреческий календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Новоюлианский календарь

Читайте также: