Конспект мой край югра

Обновлено: 06.07.2024

Словарь: коренное население, ханты, манси, орнамент.

Материалы и оборудование: проектор, экран; клей, кисточки, шаблоны, салфетки, музыка народов ханты; слайды.

Рассматривание иллюстраций и слайдов о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, прослушивание мелодий на народных инструментах, разучивание национального танца.

Ход НОД:

- В какой стране мы с вами живем? (Россия.) (Слайд карты.)

- Как называется столица нашей Родины? (Москва.)

- Россия - это самая большая в мире страна. Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина. Мы сегодня будем говорить о нашей Малой Родине - Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

- Кто знает название столицы нашего округа? (Ханты – Мансийск.)

(Слайд карты ХМАО – Югры.)

Природа Ханты-Мансийского округа богата лесами, болотами, лугами, водоёмами, тундрами.

- Ребята, какие растения тайги вы знаете?

(Здесь растёт ель, кедр, лиственница, сосна, кустарники, цветы, ягоды, грибы…)

- Лес – это дом для животного мира. Пожалуйста, назовите, каких птиц и зверей лесов нашего округа вы знаете.

(Медведь, лиса, волк, рысь, лось, куница, белка…)

(Тетерев, куропатка, глухарь, клест, кукушка, дятел.)

- Дети, вы хорошо знаете животный мир наших лесов. Молодцы!

- Ребята, как вы думаете, почему наш округ называется Ханты – Мансийским?

(Коренное население ханты и манси.)

- Да, верно. Самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. (Слайд.)

- В древности народы ханты и манси называли обские угры. УГ – это река, РА – народ, что означает люди, живущие на реке. И землю, где они жили стали называть Угрой. Позже эту территорию переименовали в более звучное, красивое название Югра. И теперь наш Ханты-Мансийский округ называется Югра.

Югорский край – заветный край России.

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Всем сердцем и душой мы влюблены!

Ребята, закройте глаза и послушайте (звенят колокольчики).

Мы словно в сказке очутились в таежной стране, где живут коренные народы – ханты и манси. Ханты и манси – народы очень трудолюбивы, очень любят свой край.

- Мужчины народов ханты и манси издревле занимались охотой. Охота –один из видов промысла коренных народов.

- На кого и для чего они охотятся?

(На дичь, чтобы прокормиться, на пушных зверей, для пошива теплых вещей.)

- Почему ханты и манси шьют одежду из меха?

(Суровая, холодная зима. А мех теплый.)

- А теперь, ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:

От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это - …северный олень.

Важным промыслом для ханты и манси является оленеводство. Люди приручили оленей, заботятся о них. Олени – это самый главный помощник коренных народов.

- Что вы можете рассказать об оленях.

- олени очень красивые, гордые и выносливые.

Их используют как транспорт. Для этого их запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Олень может долго бежать и не устает. Его тонкие ноги не проваливаются в снег из-за широкого раздвоенного копыта. Мех оленя используют для пошива одежды, из него строят дома – чумы.

- Кто же управляет оленьей упряжкой? (Каюр.)

(Надеваются маски оленей, за упряжки берется каюр.

- А еще, каким промыслом занимаются мужчины коренных народов?

- Каких рыб, обитающих в реках и озерах нашего края, вы знаете?

(Нельма, муксун, щука, окунь…)

- При помощи чего люди ловят рыбу? (Сетями, провязами.)

- Правильно. Молодцы! Поедем дальше.

(Подъезжают к чуму.

Выходит хантыйка в национальном костюме. Здоровается.)

Воспитатель. – Ребята, поздоровайтесь.

Хантыйка: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Окся. Я вам расскажу о нашей жизни. Мужчины у нас занимаются рыбалкой и охотой, а женщины ведут хозяйство, воспитывают детей. Наши женщины настоящие рукодельницы. Выделываем шкуры, шьем одежду, обувь, изготавливаем предметы быта. У народов ханты и манси свои национальные костюмы из меха, шкуры оленей. Малицы, кисы, бурки очень теплые. Все изделия мы украшаем бисером, лоскутками ткани, различными, причудливыми орнаментами.А знаете ли вы, что такое орнамент?

Дети: Это узор для одежды.

Хантыйка –Молодцы!Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными.

Посмотрите, ребята, какие красивые узоры и как интересно они называются – оленьи рога, заячьи ушки, собачья лапа, ветви березы, изображение медведя, птиц.

Красивы и просты.

Вглядись, дружок и скоро

Поймешь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб.

Народы ханты и манси знамениты не только своими промыслами, но и своим творчеством. У них много писателей, поэтов. Очень любят петь и танцевать. В танце они отражают свою жизнедеятельность. Я вас приглашаю со мною исполнить один небольшой такой танец…

(Дети танцуют с хантыйкой.)

- На память о нашей встрече я даю вам рукавички, которые Вы сможете украсить хантыйским орнаментом.

Воспитатель – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Оксей. До свидания!

Давайте закроем глазки (звенит колокольчик) Мы с вами снова в детском саду!

(Приглашаю за столы.)

Самостоятельная работа детей.

Рассматривание работ детьми.

  • С чем вы познакомились сегодня?
  • Что больше запомнилось?

Рефлексия: Кто справился со всеми заданиями, и если, вам было интересно возьмите солнце; у кого возникли затруднения – покажите солнышко за тучкой.

Воспитатель: – Ребята, я вам предлагаю подарить наши рукавички гостям на память о нас и нашем детском саде.

Цель : Формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края - Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Образовательные : Обобщить и систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях; продолжать учить различать и называть (классифицировать) животных и птиц; учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей.

Развивающие : Развивать эмоциональную сферу детей : память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь. Учить элементарным мыслительным операциям. Научить различать экологические знаки.

Воспитательные : Воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе.

1. Организационный момент : (воспитатель в национальном костюме хантов и манси.)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем.

- Ребята, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

- Ребята, скажите, где мы с вами живём? Как называется наш округ? (В городе Советский, Ханты-Мансийский автономный округ.) Молодцы, правильно.

- Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством (рисунок с изображением коренных жителей Югры) .

В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, жить в тайгу. Сегодня я вас приглашаю в гости, в лес - тайгу. Вы согласны? (Да) .

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Давайте, повторим это слово - тайга. Как же мы попадём туда?

(На поезде, самолёте, вертолете, пешком) .

Полон сказок и чудес!

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои!

- Снимайте лыжи и садитесь на лесной поляне удобнее.

3. Знакомство тайгой :

- Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите, что такое тайга? (Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья)

- Какие деревья называют хвойными?

(Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки) .

- Назовите хвойные деревья.

(Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник) .

- А какие лиственные деревья вы знаете?

(Береза, осина, рябина, тополь, клен) .

- Ребята, давайте, в 1 обруч мы соберем хвойные деревья, а во второй – лиственные деревья.

«Утром мы в тайгу пошли

Шишки там, в лесу нашли.

- Скажите, ребята, с каких деревьев эти шишки? (Показывает шишки сосновые, кедровые и еловые шишки.)

6. Игра "Собери шишки" Дети собирают шишки в разные корзинки, кедровые в одну, еловые во вторую, сосновые в третью.

- Ребята, садитесь на свои места.

- Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.

Дети закрытыми глазами слушают пение птиц. В это время на магнитную доску вывешиваются картинки птиц.

- А теперь, откройте глаза. К нам прилетели птицы. Назовите, какие птицы сидят на деревьях?

(Сорока, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел) .

Дети определяют и прикрепляют на магнитную доску птиц по группам .

- Ребята, а вы знаете, какие дикие животные живут в тайге?

(Медведь, заяц, белка, волк, лось, олень, кабан) .

- Молодцы! Вы любите отгадывать загадки? Давайте, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать их.

1. У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки.

2. Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета.

3. Какой зверь опасный

Ходит в шубке рыжей,

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

5. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду красавец, но не верь :

Страшен в гневе этот зверь!

6. На реке строитель первый.

Валит лес без топора,

На глазах растет плотина.

Что за мастер, детвора?

7. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежную тайгу.

- Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.

8. Знакомство с пословицами :

- Люди сложили много пословиц о лесе. Давайте, запомним их.

3.«Много леса – не губи,

Мало леса – береги

4. «Люби лес, люби природу –

- А ещё народы Севера считают березу кусочком небесной жизни. Берёза - это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.

Ребята, на этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад .

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Мы с вами узнали много нового из нашего путешествия по Югре? Вам понравилось путешествие в тайгу? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы! И я вам дарю вот эти амулетики, надеюсь, вы будете защитниками нашей Матушки-природы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной

Знакомство детей с историей Урала через произведения П. П. Бажова.


Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной

Путешествие по родному краю.

Занятие с детьми старшего возраста"Югра- мой край родной!"

Занятие посвящено закреплению знаний детей о жизни и традициях коренных народов Севера - ханты и манси! Дети познакомятся с укладом жизни этих малочисленных народов! С образом жизни людей в условиях С.

Конспект занятия в старшей группе. «Кижинга- мой край родной».


Конспект занятия в старшей группе "Дагестан мой край родной"

Цели учебные:-обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах;-закрепить знания о родном городе Махачкала, его достопримечательностях;-расширять кругозор детей за счёт ус.

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

-формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси, природных богатствах;

-развитие познавательного интереса;

-воспитание любви к родному краю, уважения к людям разных национальностей;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход НОД:

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студёную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озёр и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с тобой слилась.

-Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

О любимом и родном крае. Для нас это Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Именно здесь мы с вами и проживаем – в Югре.

-Скажите, как называется район, в котором мы живём? (ответы детей).

Кондинский район – один из девяти районов Югры (слайд № 3).

Югра – это северный край лесов, болот, рек и озёр. Здесь зимы долгие, снежные, морозные, а лето – короткое, часто бывает дождливым и холодным. Поэтому люди едут в тёплые края, чтоб погреться под жарким солнцем, искупаться в теплом море.

Главный город Югры – Ханты-Мансийск (слайд № 4).

Символами ХМАО-Югры являются (слайд № 5) :

- флаг, представляющий собой прямоугольное полотно, разделённое на две равные полосы (верхняя — сине-голубая, нижняя — зелёная, завершённое по вертикали прямоугольной полосой белого цвета. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета (корона в виде оленьих рогов – традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси, занимающихся оленеводством). Синий цвет флага обозначает обилие рек и озёр в нашем округе, зелёный – бесконечные леса, а белый цвет напоминает о долгой суровой зиме (цвет снега).

Название округа образовалось от названия местных народов – хантов и манси, а их предками были угры. Отсюда и название ХМАО-Югра (слайд № 6).

Ханты и манси занимались рыболовством, охотой (слайд № 7).

В реках и озерах Югры добывали: щуку, окунь, налим, стерлядь, муксун, карась, язь, осётр и другие (слайд № 8).

Орудия ловли рыбы: остроги (острога - рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями, сети (слайд № 9). Для передвижения по воде использовали лодки-долбленки, называемые облас (обласок, изготавливали из ствола дерева, выбирая внутреннюю часть. Зимой для передвижения использовали скользящие лыжи. С обратной стороны лыжи обиты мехом (слайд № 10).

Охотились на животных: лось, медведь (слайд № 11, а также на пушных зверей (животные с ценным мехом) : лисица, заяц, белка (слайд № 12, песец, куница, норка, ласка, росомаха, соболь, выдра, бобр и другие (слайд № 13).

Также охотились на птиц: тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, дикая утка и другие (слайд № 14).

При охоте применялись копья, ружья, лук со стрелами и др. (слайд № 15).

Ханты и манси занимались оленеводством (слайд № 16). Олени заменяли им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Вели кочевой образ жизни, т. е. переезжали с одного места на другое со всем имуществом, чтобы обеспечить пищей стада оленей. Оленей пасли на пастбищах (место с травянистой растительностью, где пасутся травоядные животные, где зимой животные питаются мхом, чтобы добраться до мха олени роют снег, летом - травами, листьями кустарников и деревьев. Когда пища для оленей заканчивалась, оленеводам приходилось кочевать с ними с места на место.

Жилище хантов и манси – чум (шалаш из тонких стволов деревьев, очищенных от ветвей, покрываемый оленьими шкурами) (слайд № 17). В центре чума разводили огонь, на крюк подвешивали чайник или котёл и готовили пищу. Также огонь служил источником тепла. Дым выходил через дымовое отверстие. Такое жилище удобно при частых переездах, легко можно разобрать и собрать на новом месте.

Транспортом служили олени, запряжённые в сани (нарты) (слайд № 18).

Основной пищей хантов и манси считалась рыба, второй продукт питания – мясо оленя или убитого на охоте зверя (слайд № 19).

Посуда, мебель в основном делались из дерева и бересты (слайд № 20).

Одежду и обувь шили из оленьего меха, птичьих шкур, пушнины (выделанные шкурки пушных зверей, ткани. Одежду украшали вышивкой шерстью, бисером и аппликацией (вырезание и нашивание узоров) из полосок меха или кожи (слайд № 21).

Летом женщины надевали платья или распашные халаты, на голове – платок, мужчины – рубахи, штаны (слайд № 25). Зимой надевали одежду из оленьих шкур: женщины – сах (распашная верхняя одежда, а мужчины малицы (верхняя одежда в виде рубахи с капюшоном и рукавицами, на ноги – кисы (зимняя обувь, сшитая из лап оленя).

В настоящее время Югра является одним из самых богатых районов России. Здесь преуспевает лесная промышленность, рыбная, пушной промысел. По сей день коренные народы Югры ханты и манси занимаются оленеводством (слайд № 26).

Здесь добывают песок, глину, золото и многое другое. И именно на Югорской земле добывается большая часть нефти и газа в России (слайд № 27).

Ребята, я для вас приготовила раскраски с изображением народов ханты и манси в национальной одежде, украшенной орнаментом. Вам предлагаю раскрасить орнамент на одежде, цвета можно использовать по желанию (самостоятельная деятельность детей).

Цель: расширять представление детей о природе родного края, его животном мире, традициях и обычаях северных народов ханты и манси.
Задачи:
Образовательная: Обобщить и систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях; продолжать учить различать и называть животных и птиц; учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей. Познакомить с национальными традициями и обычаями.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут. Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края
Познавательная: Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь.

Оборудование:
Мультимедийное оборудование, проектор, музыкальное сопровождение, шишки, листья, ветки березы, ленточки.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, чтение сказок народов севера.
Чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр документального фильма об округе.

1.Организационный момент.
- Ребята, здравствуйте! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
(Дети встают в круг, взявшись за руки)
Раз, два, три - свое имя назови.
Три, четыре, пять – как друга твоего звать?
Раз, два, три -мне дружбу подари.
Три, четыре, пять – гостей как наших звать? (перечислить)
- Пришли к нам гости, которые хотят посмотреть, как мы работаем, как учимся, как мы много знаем о нашей Родине, о природе нашего края.


Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
Ханты-Мансийская земля!
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
- Как называется наша родина (Россия)
- Как называется наш округ? (Югра Ханты-Мансийский автономный округ.)
- Почему он так называется? (проживают ханты и манси)
- Как называется столица округа?
- В этом году, 10 декабря Югре исполняется 90 лет.
3. Формирование новых знаний и умений



ХМАО расположен здесь (показ) в центральной части Западно-Сибирской равнины.Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озер. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа.
- Как они называются? (Обь и Иртыш).
- Наш край богат нефтью, а также озерами, болотами и лесом - тайгой. Богатство края заключается в самой природе. Чем богаче природа – тем богаче край.


- Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите, что такое тайга? (Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья)
Чтение стихотворения ребенком наизусть.
Здесь осины, здесь рябины, здесь волнушки,
Зайцы, лисы, белки, мишки - много зверюшек.
И целебных трав полна моя тайга-
Приезжайте, вас излечим навсегда.

Нет красивей, нет чудесней нашего края.
И от этой красоты душа замирает.
И чудес полным - полна моя Югра-
Будет райским уголком она всегда!

- Какие деревья называют хвойными?
(Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки).
- Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).

- А какие лиственные деревья вы знаете? (Береза, осина, рябина, тополь, клен).



Большой пушистый хвост, цепкие лапки, большие, очень острые зубки, ушки с маленькими кисточками, мех летом рыжевато-золотистый, зимой – серебристо-серый.

Ушки длинные, хвостик короткий и пушистый, задние лапки длиннее передних, с наступлением зимы меняет цвет шубки.

Большой пушистый хвост, почти всегда опущенный; жесткая, густая шерсть серого цвета; мощные, сильные, длинные ноги; острые, мощные клыки.

Пушистый длинный хвост с белым цветом на кончике, лапки стройные, тонкие, уши довольно большие, стоячие, шерсть рыжеватая с огненным отливом.



- Почему бурый? Бурый – значит серовато-коричневый.
- Перечисленные вами животные обладают ценным мехом. Поэтому народы ханты и манси занимаются охотой. Добытый мех называется пушнина.
Обработанный мех или шкуру животного ханты и манси используют для пошива одежды, обуви, хозяйственных принадлежностей.


- У хантов считается, что настоящий охотник должен знать язык животных и птиц.
- Много рыбы плавает в реках и озерах нашего края. Поэтому народы ханты и манси слагают сказки и легенды о них.
- Какие еще рыбы плавают посмотрим, побывав на рыбалке.

5. Итог занятия.
- Народы ханты и манси, проживая в лесу занимаются чем …?
(рыбалкой, охотой, собирают ягоды, грибы)
- Ханты и манси мудрые народы, этому они учатся у природы. Они никогда не берут лишнего: рыбы ловят столько – сколько смогут съесть, ягод столько, сколько смогут унести. Передают из поколения в поколение легенды и сказания, свои навыки и традиции.
6. Рефлекия.
- В заключении познакомлю вас еще с одной традицией. Дело в том, что у народов ханты и манси есть еще одно священное дерево – береза. Березу они считают кусочком небесной жизни. Поэтому повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Если эти желания добрые и от чистого сердца, то они обязательно исполнятся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

М униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

hello_html_18a108f0.jpg

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

воспитатель

Джумагазиева Ж.З.

Цель : формировать представления о природном богатстве родного края.
Образовательные задачи:

расширить и закрепить знания детей об особенностях природы

р одного края, культуре, быте коренных народов Севера.

Развивающие задачи:

развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать

развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к

природе родного края;

воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть

похожими на них;

воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.

Активизация словаря: (ягель, жгучие морозы, затяжная зима, дикоросы, кисы, ягушка, малица).


Ход непосредственно образовательной деятельности :


Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие. В течение путешествия мы будем отвечать на вопросы, выполнять интересные задания, а также просматривать слайды и комментировать их. - Что это за шар?
(На столе стоит географический глобус)
Дети: - Глобус.
Воспитатель: - А что такое глобус?
Дети: - Глобус - это макет нашей Земли.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети: - Это разные государства на планете Земля.
Воспитатель: - А какие государства вы можете назвать?
Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.
Воспитатель: - А как же называется наша страна?
Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?
Дети: - Город Москва.
Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.
(Дети определяют место нашего проживания)
Воспитатель: Многие из вас родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?
Дети:- Родной край, малая Родина.
Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?
Дети: - Наша малая Родина называется - Югра
Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?
Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.
Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?
Дети: - Он находится на севере нашей страны.
Воспитатель: - Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?
Дети: - Город Ханты - Мансийск.
Воспитатель: - Много разных городов находится в Ханты – Мансийском автономном округе.
(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)
Как называется наш город?
Дети: город Покачи.
А что означает название нашего города Покачи?
Дети: - город назван в честь семьи Покачевых.
- Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ?

Читайте также: