Герои малых народов россии конспект и презентация

Обновлено: 04.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Педагог-библиотекарь: Пак Елена Сергеевна

  • Цель : познакомить детей с героическими страницами истории России. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера , как упорство, настойчивость , верность присяге , воспитывать уважение к истории нашей страны, помогать детям в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.
  • У каждого народа есть славные воинские победы, память о которых передается из поколения в поколение. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за величие исторических предков. Русский народ с благодарностью хранит память об этих исторических победах, о полководцах и воинах, прославивших себя , защищая народ и Отечество. В честь этих великих побед установлены дни воинской славы. Государственная дума России выделила 15 таких дней.
  • Каждая дата- это выдающаяся победа русских воинов, русского оружия. Это победа, которая вошла в историю: Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение, Курская и Сталинградская битва, освобождение Москвы, снятие блокады Ленинграда, победные сражения Суворова.

Александр Ярославич Невский (1221 - 1263) — князь Новгородский, великий князь Киевский , великий князь

Владимирский , знаменитый русский полководец.

  • 15 июля 1240г состоялась Невская битва, знаменательна тем, что войска Александра без поддержки основной армии разбили лагерь шведов у устья реки Ижоры. Но новгородские бояре испугались возросшего влияния Александра. Представители знати с помощью интриг и подстрекательств добились того, что полководец уехал во Владимир к отцу. В это время немецкое войско совершило поход на Русь, захватывая псковские, изборские земли. Рыцари взяли город Копорье. Армия противника подошла к Новгороду. Тогда новгородцы сами стали упрашивать князя вернуться
  • В 1241 году Александр Невский прибыл в Новгород, затем освободил Псков, а 5 апреля 1242г произошла знаменитая битва –ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ- на Чудском озере. Сражение проходило на замерзшем озере. Князь Александр применил тактическую хитрость, заманив рыцарей , облаченных в тяжелые доспехи, на тонкий пласт льда. Атаковавшая с флангов русская конница завершила разгром захватчиков. После этой битвы рыцарский орден отказался от всех недавних завоеваний. Через 3 года Александр освободил Торжок, Торопец, Бежецк, захваченные войском Великого княжества Литовского.

Дмитрий Иванович (1350 – 1389),

за победу в Куликовской битве – князь Московский и великий князь Владимирский.

  • Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350г. Его родителями были Иван II Красный и княгиня Александра Ивановна. После смерти отца во главе государства стал 9- летний Дмитрий. Опекуном при нем был митрополит Алексий- человек, обладавший сильным характером и большим авторитетом. Главное событие в биографии Дмитрия Ивановича произошло 8сентября 1380 года. Именно в этот день на Куликовом поле, на берегу реки Непрядвы и Дона, состоялось сражение, которое вошло в историю как Куликовская битва. Объединенное русское войско разгромило войско Мамая.
  • За эту победоносную битву великого Московского князя прозвали Донским. На время прекратилась выплата дани Золотой Орде. Произошло окончательное слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва по праву стала объединяющим центром русских земель.

Александр Васильевич Суворов ( 1730-1800) – великий русский полководец, основоположник военной теории, национальный герой России. Кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных.

  • Суворов еще в детстве поставил себе цель – стать полководцем. И еще ребенком проявил невиданное упорство в достижении цели. Он учился, читал, закалялся, тренировался, постоянно боролся со своими слабостями и недостатками. Суворов начал службу в армии с должности капрала, закончил генералиссимусом. Генералиссимус-это командующий всеми вооруженными силами страны. Такой чин был только у монархов и глав правительств. Суворов не проиграл ни одного сражения, часто ему приходилось вступать в бой с превосходящими силами врага.
  • Дисциплина –мать победы.
  • Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля , тот одержал уже половину победы.
  • Военная наука- наука побеждать.
  • Скорость нужна , а поспешность вредна.
  • Теория без практики мертва.
  • Научись повиноваться, прежде чем повелевать другим.
  • Ты присягал. Умирай за Веру, Царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли крови.
  • Смерть на постели- не солдатская смерть.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1747 – 1813) – русский полководец, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

  • Афоризмы Кутузова:
  • Победить не берусь, перехитрить попробую
  • Горе земле, в которой подчиненные , начальники, суды

МАЛОЧИСЛЕННЫЕ И ВЫМИРАЮЩИЕ НАРОДОВ РОССИИ

Долганы — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие — православные.

Долганы // Сибирь. Атлас Азиатской России.

ДОЛГАНЫ Долганская народность сложилась в XIX— начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренныхкрестьян. Энциклопедическийсловарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган — небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края Долганы // Сибирь. Атлас Азиатской России.

Долганская народность сложилась в XIX— начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренныхкрестьян. Энциклопедическийсловарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган — небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края

Долганы // Сибирь. Атлас Азиатской России.

Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы — самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая — в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов

ДОЛГАНЫ Долганский язык входит в якутскую группу тюркских языков. В его основе лежит якутский язык, который подвергся воздействию эвенкийского. По мнению Е. И. Убрятовой, долганский язык сложился в результате распространения якутского языка среди эвенков рода Дулган в конце XVI века и позднее среди других групп эвенков. В долганском языке выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский говоры . . Долганы // Народы России. Атлас культур и религий.

Долганский язык входит в якутскую группу тюркских языков. В его основе лежит якутский язык, который подвергся воздействию эвенкийского. По мнению Е. И. Убрятовой, долганский язык сложился в результате распространения якутского языка среди эвенков рода Дулган в конце XVI века и позднее среди других групп эвенков.

В долганском языке выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский говоры . .

Долганы // Народы России. Атлас культур и религий.

ДОЛГАНЫ Оленеводство у долган имеет явно скрещенный характер. Летняя вьючно-верховая езда на оленях - тунгусского типа (Рис. 3), зимняя езда на санках – самодийского, хотя с тунгусским передовым. Долганы доят оленей как тунгусы, но имеют пастушьих собак, как самодийцы. А низкие нарты турку и туркучанка очень напоминают русские нарты для езды на собаках. Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник.

Оленеводство у долган имеет явно скрещенный характер. Летняя вьючно-верховая езда на оленях - тунгусского типа (Рис. 3), зимняя езда на санках – самодийского, хотя с тунгусским передовым. Долганы доят оленей как тунгусы, но имеют пастушьих собак, как самодийцы. А низкие нарты турку и туркучанка очень напоминают русские нарты для езды на собаках.

Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник.

ДОЛГАНЫ Одежда таймырских народов так же хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям, в которых они обитают, и промысловой деятельности. Выделка шкур с помощью скребков, рукоятки которых выглядели как произведения искусства, а также шитье одежды считалось обязанностью женщин. У долган кроевая национальная одежда. Ее характеризует немного удлиненный задний подол. Это объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот удлиненный подол заменяет им дополнительную подстилку. Одежду и обувь шили жильными нитками. Украшали одежду вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний красивых узоров, он таит в себе определенную информацию, которую хотела заложить мастерица. Вышивка может представлять собой рассказ о жизни племени, сказку, песню. Долганы .Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Одежда таймырских народов так же хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям, в которых они обитают, и промысловой деятельности. Выделка шкур с помощью скребков, рукоятки которых выглядели как произведения искусства, а также шитье одежды считалось обязанностью женщин. У долган кроевая национальная одежда. Ее характеризует немного удлиненный задний подол. Это объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот удлиненный подол заменяет им дополнительную подстилку. Одежду и обувь шили жильными нитками. Украшали одежду вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний красивых узоров, он таит в себе определенную информацию, которую хотела заложить мастерица. Вышивка может представлять собой рассказ о жизни племени, сказку, песню.

Долганы .Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАМЧАДАЛЫ

КАМЧАДАЛЫ

Постоянное русское население появилось к 1730 годам и вследствие своей немногочисленности в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения

Хаховская Л. Н. Камчадалы Магаданской области (история, культура, идентификация). Магадан, 2003

КАМЧАДАЛЫ

Численность камчадалов в населённых пунктах Камчатки (2002г.):

посёлок Ключи 472

село Мильково 388

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255

ВОДЬ

ВОДЬ

  • В традиционной материальной культуре сильно русское влияние. До начала XIX в. сохранялся женский костюм с четкой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек - льняная белая, у замужних - синяя суконная, поверх - короткая кофта; пожилые женщины носили одежду типа рубахи. Головные уборы включали жесткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника, одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники, украшенные вышивкой, нитью, бисером, раковинами каури. Водь, жившая по р. Луге, носила поверх рубахи несшитую юбку, заимствованную у западной ижоры. Во II половине XIX в. обычным становится русский сарафан. Русское влияние отразилось также на традиционной обрядности. Характерны общедеревенские культовые братчины с коллективной варкой пива. До XX в. сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др
  • Конькова О. И. Водь. Очерки истории и культуры. — СПб., 2009. — 254 с
  • Местом расселения водского народа за несколько столетий до современной эпохи были территории от Северо-Восточной Эстонии до Ладожского озера, а на юге тянулись до самого Новгорода. Однако в XIX-XX вв. водь жила только в деревнях Западной и Северной Ингерманландии, к северо-востоку от Нарвы. Осенью 1990 г. финские учёные получили от официальных советских властей информацию, что в России проживает 67 человек водской национальности.
  • Е. А. Рябинин Финно-угорские племена в составе Древней Руси. Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997
  • Сойоты (или саяты) — коренной малочисленный народ России в республике Бурятия (населяет Окинский район Бурятии). Сойоты – потомки саянских самодийцев, являвшихся частью древнейшего самодийского населения Восточных Саян, оставшиеся в пределах своей прародины и подвергшиеся впоследствии тюркизации, которая охватила прежде всего язык и лишь частично затронула хозяйство, материальную культуру и мировоззренческую систему. Первые письменные свидетельства о сойотских племенах относятся к XVII веку.

Численность сойотов в

населённых пунктах (2002 г.)

посёлок Боксон 139

улус Алаг-Шулун 134

База микроданных Всероссийской

переписи населения 2002 года

ШАПСУГИ

ШАПСУГИ По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысяч шапсугов; по переписи 2010 года — 3,9 тысяч. Шапсу́ги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, относящемся к абхазо-адыгской семье языков. По российскому законодательству официально являются малым народом. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255) (с изменениями от 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г.)

По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысяч шапсугов; по переписи 2010 года — 3,9 тысяч.

Шапсу́ги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, относящемся к абхазо-адыгской семье языков.

По российскому законодательству официально являются малым народом.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255) (с изменениями от 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г.)

ШАПСУГИ В России живут на территории исторической Шапсугии — в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) вКраснодарском крае, а также в Адыгее. Шапсуги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • В России живут на территории исторической Шапсугии — в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) вКраснодарском крае, а также в Адыгее.

Шапсуги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

ШАПСУГИ Ведущие отрасли хозяйства — земледелие и садоводство. Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами. Они сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овeс; с конца 18 века распространилась кукуруза. В горах разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место в хозяйстве шапсугов принадлежало садоводству и виноградарству; занимались также пчеловодством. В материальной культуре традиционные элементы сохранились в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров). Энциклопедический словарь. 2009.

Ведущие отрасли хозяйства — земледелие и садоводство. Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами. Они сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овeс; с конца 18 века распространилась кукуруза. В горах разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место в хозяйстве шапсугов принадлежало садоводству и виноградарству; занимались также пчеловодством. В материальной культуре традиционные элементы сохранились в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).

Энциклопедический словарь. 2009.

ШАПСУГИ Мужчины-шапсуги носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины — наголовныс платки. В общественно-семейном быту сохраняются патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств — грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша, а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, Энциклопедический словарь. 2009.

  • Мужчины-шапсуги носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины — наголовныс платки. В общественно-семейном быту сохраняются патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств — грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша, а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки,

Энциклопедический словарь. 2009.

СЕТУ

  • По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Псковской области проживает 176 человек народности сето (сету). Современная территория расселения сету в Печорском районе - это деревни и хутора сету в Круппской волости вдоль эстонской границы, кроме того - расположение в юго - западном направлении от Нового Изборска до Паникови - чей с небольшим ответвлением в сторону города Печоры. Здесь действует этнокультурное общество сету, членами которого являются все сету , проживающие на территории Печорского района. В деревне Сигово есть музей - усадьба народности сету. В Печорах осталась и одна школа, в которой по желанию ученика, его родителей обучение ведётся на языке сету. При школе существует небольшая фольклорная группа, где учащиеся приобщаются к языку сету, их традициям и национальному искусству.

СЕТУ Наибольшее количество сету (34 человека) в 2002 году проживало в городе Печоры По итогам переписи населения 2002 года, из 172 сету в Псковской области, 170 — в Печорском районе

Наибольшее количество сету (34 человека) в 2002 году проживало в городе Печоры

По итогам переписи населения 2002 года, из 172 сету в Псковской области, 170 — в Печорском районе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Актуальность темы продиктована сокращением численности малых народов, исчезновением их культуры и самобытности.

Для работы над темой был выбран метод проектов неслучайно, так как он позволяет активно развивать мышление учащихся, учит не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их в жизни, на практике.

  • за месяц до проведения урока учащиеся получают тему для сбора материала.
  • проводиться работа по изготовлению наглядного материала (макеты жилища малых народов, орудия труда изображения национальной одежды и т.д.)
  • выделяется группа, которая ведет урок вместе с учителем ( выступление с докладами по темам).
  • организуется посещение музея Кочевой культуры с учащимися.
  • проводиться подборка журналов и книг о малых народов и подготовка выставки по теме.

Представление результатов проектной деятельности проводиться на уроке-конференции по выбранной теме (Приложение 1).

  • воспитывать уважение к культурному наследию народов России и населения мира;
  • приобщить учащихся к знаниям общечеловеческой мировой цивилизации;
  • выявить проблемы возрождения и сохранения малочисленных народов;
  • выявить тезисы – решения способствующие возрождению национальных
  • традиций народов России.

I. Организационный момент (слайд 1)

II. Новый материал

– Сегодняшний урок, посвящённый малым народам России, мне бы хотелось начать с отрывка из произведения великого русского поэта А.С.Пушкина:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык. (Cлайд 3)

III. Просмотр фильма «Особенности национальной эвенкийской охоты (20 минут).

Но перед просмотром мы поставим перед собой цель – узнать как можно больше об этой народности.

IV. Беседа после просмотра фильма показом сопровождается показом слайдов 10-13

– Что нового вы узнали о народе эвенков?
– Что позволяло выжить им в бескрайних лесах Сибири и Дальнего Востока?
– Что получили после 1917 года народы эвенков?
– Как сейчас живут люди этого народа?
– Информацию, которую вы получили, запишите в тетради.
– К сегодняшнему уроку материал об эвенках нам подготовили учащиеся и готовы рассказать нам о них.

V. Выступление учащихся по вопросам малочисленных народов России: как живет малые народы Севера; почему исчезают малые северные народы; кухня малых народов Севера; жилища малых народов Севера; традиционная одежда эвенков.

VI. Представление макетов, которые учащиеся подготовили к уроку во время подготовительного этапа по теме

VII. Итог урока

– Мы с вами говорили о малых народах России. Более подробно мы рассмотрели быт и традиции малого народа – эвенков.

VIII. Домашнее задание

– А сейчас вы получите домашнее задание: найдите и оформите в виде реферата материал о любом малом народе, проживающим на бескрайних просторах матушки Руси. Отразите в работе быт, традиции людей, а также попробуйте сформировать проблемы, возникающие у этого народа.

Презентация на тему: " У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик." — Транскрипт:

1 У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. К ним обращается народ за помощью в тяжелые годины испытаний. Таким национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны памяти народной в течении более семи веков был и остается Святой Благоверный Великий князь Александр Невский. 28 декабря 2008 года Александр Невский был назван Именем России.

2 В году 1219 или 20-ом, а может и в 21-ом в семье князя переяславского, великого князя киевского и владимирского Ярослава Всеволодовича родился второй сын –Александр. По традиции, когда Александру исполнилось 4 года, совершался торжественный обряд пострижения - посвящения княжича в воины. После совершения обряда отец вывел сына из храма и впервые посадил на боевого коня. Перед этим княжича опоясали легким коротким мечом. В руки четырехлетнему Александру дали легкий лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родную землю от всевозможных внешних врагов. С этого времени княжич имел полное право руководить княжеской переяславский дружиной, конечно, при помощи ближнего и опытного боярина- воеводы. Но под родительским кровом Александр рос недолго. Очень рано ему пришлось испытать все тяготы взрослой жизни князя в вольном Новгороде. Князь Ярослав 12… год

4 Александр, не медля ни дня, выступил навстречу шведам с новгородцами и ладожанами. Русские войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, и 15 июля внезапно напали на них. Шведы не ждали неприятеля и расположились дружиной спокойно: ладьи стояли у берега, рядом с ними были разбиты шатры. Новгородцы, внезапно появившись перед шведским лагерем, набросились на шведов и начали рубить их топорами и мечами, прежде чем те успевали взять оружие. Александр лично участвовал в битве, "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь". Невская битва.

5 Год Но недолго царил мир на Руси. После победы над шведами Александру пришлось биться с другими, еще боле опасными врагами – ливонскими рыцарями. Осенью немецкие и датские рыцари вторглись на русскую землю, прорвались в глубь Руси. Как черной тучей в этот год Ненастье на Руси стояло. Под самый Новгород Ливонское войско подступало. Пергаменты подложить готовы Под еси круглую печать. Сам папа их поход крестовый Благословил скорей начать. Жители Новгорода послали за помощью к отцу Александра, князю Ярославу, который и прислал отряд дружинников. Возглавив армию, Александр выбил немцев и датчан из пределов Новгорода, разрушил их крепость Копорье и освободил Псков. Въезд Александра Невского в освобожденный от немцев Псков.

7 Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки. Они летели с лязгом, с громом, К хвостам и гривам наклонясь. И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь. И так победил Александр врагов, и обратились они в бегство. Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Русские гнали немцев по льду до берега семь верст, уничтожив более 500 рыцарей, а чуди бесчисленное множество, в плен взято более 50 рыцарей. Немецкие рыцари были разгромлены.

9 Все силы и жизнь Александра Невского были отданы служению русскому народу. Возвращаясь из своей четвертой поездки в Орду, он смертельно заболел, добравшись по Волге до Городецкого монастыря, остановился там. Ночью 14 ноября 1263 года он скончался. Высокой доблестью украшен И сердцем истинный герой – Врагам средь битвы грозно страшен, Вне битв отрадой был святой. Всегда в сознанье долга строгом, Он правду всей душою чтил. И чувства сердца разделил Между Отчизною и Богом. 14 ноября 1263

10 В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро- Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного мира со Швецией. Церковь Александра Невского в Александро-Невской лавре. В лавре похоронены Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Васильевич Суворов, Денис Иванович Фонвизин, Николай Михайлович Карамзин, Иван Андреевич Крылов, Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Пётр Ильич Чайковский, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие деятели, вошедшие в историю России. Храм Александра Невского

11 В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского. Он изготовлен из золота, серебра,алмазов, рубинового стекла и эмали. Общий вес 394 бриллиантов составляет 97,78 каратов. Орден Александра Невского - одна из высших наград России, существовавших до 1917 года. за военные отличия и гражданские заслуги высших чинов Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. До конца войны этим орденом было награждено офицеров Советской Армии.

12 Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия? Сколько ж лучших сынов Отдала ты кровавым врагам? Не ходите на Русь! - Об одном ты просила, Не к друзьям обращалась, А только к врагам. Не ходите на Русь! - Но враги наступали кроваво… И тогда нам вручила родная страна Вместе с грозным оружьем Поля нашей славы, Наших предков великих Святые для нас имена… Не ходите на Русь! - Мономах обращался к соседям. Кто с мечом к нам придёт, От меча и погибнет! - Сказал храбрый князь Александр. И в немеркнущей вечно победе Правоту своих слов Справедливым мечом доказал.

Читайте также: