Конспект по химии 8 класс оксиды

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 класс _________________Дата

Тема урока: Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: систематизация и углубление знаний учащихся об оксидах

Задачи урока:

Образовательные:

- изучить основные правила химической номенклатуры оксидов и научиться называть их;

- познакомить с классификацией оксидов;

- познакомить с физическими и химическими свойствами оксидов;

- познакомить учащихся с основными способами получения оксидов;

- расширить знания о применении и значении оксидов в природе и жизни человека.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).

Планируемые результаты обучения:

Предметные - Знать определения основных и кислотных оксидов. Уметь классифицировать оксиды по составу и свойствам, сравнивать основные и кислотные оксиды, прогнозировать химические свойства оксидов на основании их состава, доказывать основный и кислотный характер оксидов.

Метапредметные - Развивать умения устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить умозаключение и делать выводы, владеть устной речью, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные - Формировать ответственное отношение к учению

Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, карточки, образцы оксидов

Составить уравнения реакций:

1) горения кальция

2) горения меди. Медь, в образующимся соединении двухвалентна

3) горения бария

4) кальция с водой

5) калия с водой

6) оксида лития с водой

7) оксида марганца с водой

У доски и в тетрадях составляют уравнения реакций.

Человека окружает огромное количество химических веществ.

1) На какие две группы все химические вещества делятся по составу?

2) Вспомните, какие вещества называются простыми?

3) Приведите примеры таких веществ?

4) А какие вещества называются сложными?

hello_html_1facad60.jpg

Записывает на доске примеры сложных веществ ( CaO , H 2 O , BaO , K 2 O , Li 2 O , ZnO , CO 2 , CO , NO ).

Просит посмотреть на доску и предположить, о каком именно классе неорганических соединений мы будем сегодня говорить?

Запишите тему урока и сформулируйте цель.

Предполагаемые ответы: 1) на простые и сложные

2) Простыми называются вещества, которые образованны атомами одного химического элемента

3) O2, H2, Fe, Cu, Al и т . д .

4) Сложными называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.

Предполагаемый ответ: об оксидах.

Изложение нового материала

Просит учеников дать определение оксидам.

Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, с валентностью равной 2.

Общая формула оксидов имеет следующий вид:

где R – элемент (металл или неметалл), O – кислород, x и y – индексы, которые показывают количество атомов химического элемента и кислорода в оксиде.

Классификация оксидов

В чем сходство этих химических соединений?

( Наличие кислорода, сложные вещества, состоят из 2-х элементов (бинарные).

Сходство нашли. Теперь посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются оксиды? Обратите внимание, что в одних оксидах атом кислорода связан с атомом металла, а в других оксидах – с неметаллом (CO2, H2O).

В зависимости от того, с каким химическим элементом связан кислород, различают – КИСЛОТНЫЕ (оксиды неметаллов) и ОСНОВНЫЕ оксиды (оксиды металлов). Кроме того, выделяют н есолеобразующие оксиды и амфотерные (их изучают позже).

Несолеобразующие оксиды – это оксиды безразличные к кислотам и основаниям. К ним относятся оксиды неметаллов с валентностью I и II (Например, N2O, NO, CO).

Амфотерные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания и кислоты. К ним относятся оксиды металлов главных и побочных подгрупп с валентностью III, иногда IV, а также цинк и бериллий (Например, BeO, ZnO, Al2O3).

Получение оксидов

Как вы думаете, как можно получить оксиды?

Оксиды получают двумя способами.

hello_html_48d55cdd.jpg

Физические свойства

Любые вещества обладают физическими и химическими свойствами. Давайте вспомним, что относится к физическим свойствам?

(Агрегатное состояние: твердое жидкое и газообразное, цвет, запах)

Оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче воздуха.

Вода - оксид, по агрегатному состоянию – жидкая. Если открыть бутылку воды, то мы слышим шипение и видим пузырьки выделяющегося газа – это оксид углерода (углекислый газ).

Химические свойства оксидов

Все оксиды, как кислотные, так и основные оксиды обладают разными свойствами (раздаточный материал – вклеить в тетрадь).

hello_html_m7d9ba34d.jpg

Значение оксидов в природе и жизни человека

Значение оксидов в промышленности и быту, а также для природных процессов - велика.

В промышленности: Fe 2 O 3 и Fe 3 O 4 – применяют в производстве чугуна (сплав железа с углеродом) и стали; CaO и SiO 2 – производство строительных материалов;CO 2 – в пищевой промышленности для производства газированных напитков; H 2 O – в производственных охладительных системах, для получения новых веществ, в системах орошения, в качестве растворителя и т.д.

В быту: H 2 O – в питьевых и хозяйственных целях; SiO 2 – входит в состав чистящих веществ; ZnO –входит в состав белой краски.

В природных процессах: H 2 O и CO 2 – обеспечивают осуществление процессов фотосинтеза; H 2 O – естественный растворитель, составляет основную часть цитоплазмы животных и растительных клеток и т.д.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях

Делегирует полномочия по проведению физминутки одному из учащихся.

Один из обучающихся проводит минутку отдыха. Остальные ученики повторяют физические упражнения

Продолжить уравнения реакции:

Работа по карточкам (Приложение 2)

1) Для выполнения задания ученики по очереди выходят к доске.

2) Самостоятельно выполняют задания в карточках

Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня:

Шевелить мозгами, Краем уха, Хлопать ушами, Считать ворон

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Оценивание работы учеников на уроке

Д.З. §30, упр. 1,3, 4, 6

Ученики открывают дневники и учебники и записывают домашнее задание, выставляют оценки, подают дневники на роспись учителю

Тип урока: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель: ввести понятие об оксидах; познакомить с важнейшими неорганическими классами; рассмотреть состав, названия, классификацию и физические свойства оксидов.

  • Образовательная. Обобщить и закрепить знания обучающихся о физических свойствах оксидов, их нахождении в природе, применении; закрепить умения записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов.
  • Развивающая. Развивать творческие способности при решении нестандартных задач. Развивать логическое мышление. Формировать умение представления при изучении состава, строения и свойств оксидов.
  • Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Формировать интерес к предмету, внимательность, трудолюбие, любознательность, наблюдательность.

Основные формы ведения урока: рассказ, беседа, работа с учебником (общеклассная, групповая и индивидуальная), вопрос – ответ.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала.
  3. Определение и название оксидов.
  4. Классификация оксидов.
  5. Физические свойства оксидов.
  6. Химические свойства оксидов.
  7. Важнейшие оксиды.
  8. Способы получения оксидов.
  9. Способы получения оксидов.
  10. Закрепление изученного материала

В начале урока, мотивируя учебную деятельность учащихся, учитель рассказывает, что им предстоит изучить оксиды – вещества, образующие минералы; и на доске записывает формулу этих веществ:

Их получают путём горения или разложения сложных веществ. В них 2 элемента, один – кислород. Я отнесу к ним также известь и лёд. Какие это вещества? (Оксиды.)

Проверка домашнего задания

К какому классу веществ относится вода?

Какие классы неорганических веществ вы знаете?
Какие соединения (вещества) называются кислотами?
Подчеркните синим мелом формулы кислот и дайте им названия.
Как классифицируют кислоты?
Назовите кислородсодержащие и бескислородные кислоты.
Какие соединения называют основаниями?
Подчеркните жёлтым мелом формулы оснований и назовите эти вещества.
Как классифицируют основания?
Пользуясь таблицей растворимости, выберите из данных формул растворимые и нерастворимые основания.
Подчеркните красным мелом формулы солей и дайте им названия.
Какие соединения называют солями?
Как классифицируют соли?

Изучение нового материала

Вопрос 1. Какой газ необходим для фотосинтеза и выделяется при выдохе?

Ответ: углекислый газ CO2 – оксид углерода – (IV).

Вопрос 2. В стихотворении А.А. Ахматовой упомянут металл:

На рукомойнике моём
Позеленела медь
Но так играет луч на нём
Что весело глядеть.

С каким соединением реагирует водород с образованием данного металла и воды?

Ответ: оксид меди – CuO – (II)

Таблица № 1. Формулы и названия некоторых оксидов

Для каждого ученика приготовлена карточка с формулой оксида. Ученик показывает карточку классу и называет оксид. Работу класса учитель организует по цепочке.

Схема 1. Классификация оксидов

Физические свойства оксидов

В рамках изучения физических свойств оксидов учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Оксиды имеют различные физические свойства: оксиды бывают твёрдые, жидкие и газообразные, различного цвета.

Агрегатные состояния оксидов:

Химические свойства оксидов

Следует акцентировать внимание учащихся на правиле: оксид взаимодействует с водой, если образуется растворимый гидроксид.

Важнейшие оксиды. Оксиды широко распространены в природе. Некоторые оксиды постоянно окружают нас и находят широкое применение. Познакомимся с некоторыми из них.

Вода H2O – оксид водорода. Вода – это самой распространённоё и самое необходимое вещество на нашей планете. Без воды не было бы жизни на Земле. Всё живое нуждается в воде. Так, если без пищи человек может прожить 50 суток, то без воды смерть наступает через 5-7 дней. Вода является и важнейшей составной частью клеток животных и растений. Организм человека на 65-70 % состоит из воды, а у некоторых медуз – до 99 % массы тела составляет вода. Содержание воды в огурцах и арбузах превышает 90 %. Велики затраты воды в сельском хозяйстве. Для того чтобы вырастить 1 т. пшеницы, требуется 1500 т. воды, 1 т. риса – 7000 т. воды. Общие запасы воды на Земле – огромны и составляют 138,6 млн. км 3 . Вода покрывает почти 3/4 поверхности земного шара.

Углекислый газ СО2 – оксид углерода (IV).

Оксид кремния (IV) SiO2 в виде песка применяется в строительстве, в производстве стекла, керамики, цемента.

Некоторые оксиды (оксид серы (IV), оксид азота и др.) образуются в промышленном производстве. В больших количествах эти оксиды попадают в атмосферу, где парами воды образуют кислоты, и выпадают в виде так называемых кислотных дождей. Кислотные дожди наносят огромный вред окружающей среде, поэтому необходимо принимать меры, способствующие снижению попадания оксидов в атмосферу.

1) при горении простых и сложных веществ;
2) при разложении сложных веществ – нерастворимых оснований, кислот, солей (схема 4)

Закрепление полученного материала

С каким классом неорганических веществ вы сегодня познакомились?
Почему они имеют такое название?
Классификация оксидов.
Какими физическими свойствами обладают оксиды?
Какими химическими свойствами обладают оксиды?
Общие способы получения оксидов?
Назовите важнейшие оксиды.

Заканчиваем урок подведением итогов, выставляем отметки и предлагаем домашнее задание.

Литература:

Оксидами называют сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, одним из которых является кислород.

Оксиды — весьма распространённый в природе класс соединений. Они находятся в воздухе, распространены в гидросфере и литосфере.

На Земле вода встречается во всех трёх агрегатных состояниях — газообразном (водяной пар), жидком и твёрдом (лёд, снег). На долю воды также приходится большая часть массы живых организмов.

фотосинтез.jpg

shutterstock_102846803.jpg

Примесь этого очень ядовитого вещества может содержаться в воздухе. Основным источником загрязнения является транспорт. Угарный газ образуется в результате неполного сгорания топлива. Этот же оксид образуется и во время пожаров.

В природе этот оксид встречается в виде минерала гематита. Он составляет основу руды, называемой красным железняком.

shutterstock_131632697.jpg

Оксиды принято группировать в зависимости от их способности реагировать с кислотами и основаниями. Различают три важнейшие группы оксидов: основные, кислотные и амфотерные. Их относят к солеобразующим оксидам. Существуют также оксиды, которые называют несолеобразующими.

Основные оксиды образуются химическими элементами — металлами. Как правило, степень окисления элемента, образующего основный оксид, является невысокой: \(+1\) или \(+2\).

Кислотные оксиды образуют элементы — неметаллы. Например, оксид серы(\(VI\)) SO 3 , оксид азота(\(IV\)) NO 2 .

Также кислотные оксиды могут быть образованы металлическими химическими элементами, в которых те проявляют степень окисления от \(+5\) до \(+8\). Например, оксид хрома(\(VI\)) Cr O 3 и оксид марганца(\(VII\)) Mn 2 O 7 .

Если металлический элемент имеет переменную валентность (проявляет несколько степеней окисления), то из всех образуемых им оксидов амфотерными свойствами обладают те, в которых этот элемент имеет промежуточную валентность (промежуточную степень окисления).

К ним относятся: оксид углерода(\(II\)) CO , оксид кремния(\(II\)) SiO ,оксид азота(\(I\)) N 2 O , оксид азота(\(II\)) NO .

Если элемент, образующий оксид, имеет переменную степень окисления (или валентность), то в названии оксида указывается его степень окисления римской цифрой в скобках сразу после названия (без пробела).

Например: Cu 2 O — оксид меди(\(I\)), CuO — оксид меди(\(II\)), FeO — оксид железа(\(II\)), Fe 2 O 3 — оксид железа(\(III\)), Cl 2 O 7 — оксид хлора(\(VII\)).

Часто используют и другие наименования оксидов по числу атомов кислорода: если оксид содержит только один атом кислорода, то его называют монооксидом, или моноокисью, если два — диоксидом, или двуокисью, если три — то триоксидом, или трёхокисью и т. д.

Также распространены исторически сложившиеся (тривиальные) названия оксидов, например, угарный газ CO , серный ангидрид SO 3 и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.

исследовать строение и свойства оксидов;

изучить классификацию, строение, свойства оксидов.

Оборудование: учебники, дидактические карточки для дифференцированного задания на дом. Демонстрационные образцы на учительском столе: глиняная ваза, бутылка с газированной водой, сережка с рубином, стакан с водой. На ученических столах раздаточный материал для лабораторного опыта: в пробирках оксид меди (II), оксид магния, оксид углерода (IV), вода.

Структура урока:

1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. . Объяснение нового материала
4. Закрепление полученных знаний
5. Домашнее задание
6.. Рефлексия

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствует обучающихся и определяем готовность к уроку

2. Мотивация учебной деятельности

Много меня-пропал бы мир

Мало меня –пропал бы мир(вода)

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать(вода)

Вода покрывает 71% площади поверхности Земли, или 361 млн. км 2 Запишите формулу воды в тетрадь.

Это газ, необходимый растения м для фотосинтеза.

Это газ, выделяемый нами при выдохе.(СО2)

Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04—0,03%.

Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал.

В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.

Запишите формулу углекислого газа.

Что же между ними общего?

Обучающиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул.

Состоят из двух элементов.

Сложные вещества.

В состав молекул обязательно входит кислород со степенью окисления -2

Такие соединения называют оксидами.

3. Объяснение нового материала

Объявление темы урока.

Так что же такое оксиды? Оксиды - это соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород .

Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы оксидов:

SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO3, KOH, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, H2SO4 Классификация оксидов


Оксиды



Несолеобразующие Солеобразующие


Основные Кислотные

Оксиды делятся на две группы: солеобразующие и несолеобразующие, а каждую из групп, в свою очередь, подразделяют на несколько подгрупп.

Несолеобразующие оксиды - это оксиды, которые не взаимодействуют ни с кислотами , ни со щелочами и не образуют солей.

Солеобразующие оксиды - это оксиды, которые взаимодействуют с кислотами или щелочами с образованием солей и воды. Солеобразующие оксиды делятся на основные, кислотные, амфотерные.

По агрегатному состоянию оксиды делятся на твердые (CaO, MgO, SiO2, P2O5), жидкие (SO3, H2O, Cl2O7) и газообразные ( CO2, N2O, NO, SO2).

По растворимости в воде оксиды делятся на растворимые (основные оксиды щелочных и щелочноземельных металлов, практически все кислотные оксиды(кроме SiO2)) и нерастворимые ( все остальные основные оксиды, амфотерные оксиды,.

Назовите оксиды: NO, N2O3, CaO.

Учащиеся составляют алгоритм:

Оксид + название элемента в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности)

4. Закрепление полученных знаний:

Общая формула оксидов.

А) ЭxОy Б) ЭхНу В) ЭхНуОz

2. Ряд формул, в котором все вещества оксиды:

А) ZnO, ZnCl2, H2O Б) CaO, NaOH, NH3 В)SO3, MgO, CuO

3. Оксид марганца (IV) имеет формулу

А)Mn2O7 Б) MnO2 В) MnF4

4. . Установите соответствие между формулой оксида и названием

Формула оксида Название оксида

NO А) оксид азота (II)

N2O3 Б) оксид азота (IV)

NO2 В) оксид азота (III)

Г) оксид азота (V)

5.Домашнее задание : - прочитать текст параграфа 18

- ответить на вопрос № 6 (устно);
- выполнить упражнения письменно:

Читайте также: