Биосфера земная оболочка 6 класс конспект урока презентация

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов.

  • Формировать понятия: биосфера, живое вещество, биоценоз.
  • Формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.
  • Развивать умения сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действия факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.
  • Развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщение.
  • Развивать интерес к предмету.
  • Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.
  • Формировать бережное отношение к животному и растительному миру.

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Прозвенел уже звонок,

- что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?

Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни.

- Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

(Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни)

Наверное, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь?! О биосфере.

Что это за оболочка?

Давайте немного вспомним. Посмотрите на доску. ( Флипчарт 1)

3.Усвоение новых знаний.

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников — голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц — полная тишина.

Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.

Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в книге “Гидрология” (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком. Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

(записывают с доски).

Методом жребия определим участников трех групп.

4. работа в группах

Данные ученые, живя в разное время, по-разному определяли, что такое биосфера. Проанализируйте, как изменялось представление о биосфере. Сформулируйте свое определение термина “биосфера”.

Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был Жан Батист Ламарк (1744–1829) – французский естествоиспытатель, натуралист, создатель первой целостной, последовательно разработанной теории эволюции живой природы, предшественник Чарльза Дарвина. Ж. Ламарк первым пришел к представлениям о биосфере как о поверхностной оболочке Земли. Согласно Ламарку, вся поверхность Земли, водные массы и атмосфера – это огромное поле деятельности Природы, а один из наиболее очевидных результатов этой деятельности – постоянно происходящее разрушение разнообразных сложных веществ.

Эдуард Зюсс определял биосферу как “тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты”.

В.И.Вернадский охарактеризовал биосферу как “область распространения жизни, включая наряду с организмами и среду их обитания”.

Согласно представлениям Вернадского, живые организмы без пропусков заполняют всю поверхность планеты. Размножением, питанием и дыханием они создают определённое давление на среду, меняют течение всех химических реакций, участвуют в круговороте всех химических элементов. Они выполняют в биосфере строго определённые биогеохимические функции для поддержания жизни на Земле.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.

Задание. Давайте попробуем определить, о представителях, какого царства живой природы идет речь?

  1. Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах. _______________
  2. Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. _____________________
  3. Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. ______________
  4. Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. _______________________

Результаты занесите в схему на доске (флипчарт 4 )

Составление кластеров. Стр 140.

Понятие биосфера и главная особенность живых организмов – размножение.

Приспособляемость и границы атмосферы.

Взаимосвязь организмов. Биоценоз.

Каждая из групп составляет по 1-му вопросу двум другим группам по своему материалу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Формировать представление о понятиях по теме урока

Задачи: Воспитывать интерес к изучению данной темы

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Сегодня мы изучим ещё 1 оболочку Земли – Биосферу. С биосферой вы уже немного знакомы из курса природоведения 5 класса, и биологии в этом году.

Био с греч.– жизнь. Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. (учащиеся высказывают свои мнения). К счастью, около 3 млрд. лет назад на нашей Земле в древнем Океане зародились простейшие микроорганизмы и одноклеточные водоросли, затем появились более сложные организмы. Постепенно растения и животные в процессе развития вышли на сушу. Около 40 тыс. лет назад появился Человек разумный.

Вы уже знаете, что состав атмосферы в наше время это результат многовековой работы растений. Поглощая солнечный свет и углекислый газ, растения вырабатывают органические вещества и выделяют в атмосферу кислород. И сейчас человек, может существовать только потому, что земная растительность, особенно леса, выделяет кислород в атмосферу. Сделаем вывод: Биосферу составляют не только живые организмы, но и продукты их жизнедеятельности.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биосфера – земная оболочка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Биосфера – земная оболочка.

Биосфера – земная оболочка.

Биосфера – земная оболочка, в которой встречаются следы жизнедеятельности ор.

Биосфера – земная оболочка, в которой встречаются следы жизнедеятельности организмов.

Эдуард Зюсс Придумал термин

Эдуард Зюсс Придумал термин

Владимир Иванович Вернадский Создал учение о биосфере

Владимир Иванович Вернадский Создал учение о биосфере

Состав Биосферы Биогенное (живое) вещество - организмы Костное (неживое) веще.

Состав Биосферы Биогенное (живое) вещество - организмы Костное (неживое) вещество – создано природой (воздух, вода, горные породы) Биокостное (смешанное) вещество – создано одновременно живым и неживым (почва)

Пределы жизни t от -250 до +160 Давление от 0,001 до 3000 атм.

Пределы жизни t от -250 до +160 Давление от 0,001 до 3000 атм.


Амфипод – обитатель Марианского жёлоба

Амфипод – обитатель Марианского жёлоба

Значение биосферы Поддерживает газовый состав атмосферы Пища для людей Самооч.

Значение биосферы Поддерживает газовый состав атмосферы Пища для людей Самоочищает водоёмы Создаёт осадочные горные породы Поддерживает солевой состав Океана Придаёт разнообразие окружающей среде




Домашнее задание: § 48. Учить записи в тетради.

Домашнее задание: § 48. Учить записи в тетради.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 189 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.03.2018 4997
  • PPTX 4.2 мбайт
  • 920 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Долгов Алексей Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: формирование представления об особенностях планеты Земля, которые способствовали появлению живых организмов.

- Какие оболочки Вы знаете?

- Что они собой представляют?

- Как появилась наша Земля?

- Что вы знаете о зарождении жизни на Земле?

  1. Божественная
  2. Самопроизвольного возникновения
  3. Жизнь существовала всегда
  4. Внеземное происхождение
  5. Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющимся физическим и химическим законам.

- Как Вы думаете, каков возраст нашей планеты, сколько видов живых организмов обитает на Земле?

Развитие жизни насчитывает около 4 млрд. лет. На Земле обитает более 3 млн. видов организмов.

Все живые организмы составляют живое вещество Земли – биосферу.

Создал учение о биосфере Владимир Иванович Вернадский, основоположник учения о биосфере и ноосфере. “На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы”.

Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород (стр.112 рис. 7.1).

  1. Атмосфера – тропосфера + озоновый экран
  2. Вся толща гидросферы
  3. Литосфера – земная кора до глубины 3-7 км.

- Что влияет на распространение организмов?

Экологические условия – условия внешней среды: температурный режим; условия увлажнения; химический состав среды; наличие других организмов.

Таким образом, мы можем выделить экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные.

Живые организмы живут в различных средах обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, тела других организмов.

Все организмы связаны между собой обменом веществ и энергии.

- Где можно встретить живые организмы?

Организмы встречаются в самых необычных и очень суровых условиях: во льдах на вершинах гор, в безводных пустынях и соляных озерах, в подземных нефтяных пластах.

- Сколько видов организмов на Земле? 3 млн. видов.

Живые организмы разнообразны:

Царство растений

Царство животных

Царство грибов

Царство бактерий.

Организмы разнообразны по форме и размерам. Они делятся на:

- Как Вы думаете, кто на Земле преобладает?

Среди животных – насекомые, среди растений – покрытосеменные.

3/4 по видовому составу - животные, по массе живого вещества (биомассе) – растения.

Некоторые виды растений и животных сохранились на нашей Земле, пережив глобальные климатические изменения и оледенения. Это – реликты древние, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания.

Распространение организмов (стр.113 рис.7.2) – неравномерно.

Основная масса сосредоточена на суше стр. 113, рис. 7.3. Как Вы думаете, почему?

Читайте также: