Герои комедии фонвизина конспект

Обновлено: 03.07.2024

содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся .

Организационный момент Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе

образование. Ласкаюсь мыс лью, что вы покажете мн е достойные качест ва своего

Д.И.Фонвизин – удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушки н назвал его

- Зачем я показала их? Как они пере кликаются? Нет ли с реди нас потомк ов

момента первого представления “Недоросля” прошло уже боле е двухсот лет, однако

комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

Можно ли Митрофану и его м атери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос,

на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели урока . Обратимся к теме н ашего урока. Какие ключевые слова

( Проблема воспитания достойного гражданина Отечества )

- Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы

сегодня получить ответ ? Каковы цели нашего заняти я?

- Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином

XVIII в. имел для России особое зн ачение. Начало новой эпохи было положено

Велики были дос тижения этого времени в о бласти науки, просвещения, искусства,

поставившие Россию вровень с европейскими государс твами :

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями .

Это эпоха утверждения самодержавия, вла сти одного человека – монарха, монарха

сильного и просвещенного , как Петр Вели кий и Екатерина Втора я. В это время в

искусстве , и в том числе литературе , возникло новое направление – классицизм,

деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности , идеи просвещения.

1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству .

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству ;

сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.

Сатира (от лат. sature – с месь, мешанин а) – вид комического; рез кое осуждение и

осмеяние человеческих пороков или несовершенства че ловеческой жизни.

Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки .

Давайте и мы с вами п еренесемс я на 200 л ет назад и вспомним героев комедии и

Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15 -16 лет .

Закон 1736 г . продлил право оставаться недорослями д о 20 лет, чтобы за это время

молодые дворян е п рошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления

- - Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным ?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот воп рос .

Митрофан – ха рактер комический. Полное незнание основ грамматики , истории,

Воспитание - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей,

формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.

Давайте разберемся . Для этого группы получают задание на карточке и отвечают.

- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывае тся Митрофан.

- Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими б

близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула

Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да

Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и д ержится.

. К брату : … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи. ( д.З, яв.З - дерется

со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). . Плуты! Воры!

Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова

сказать, ни шагу ступить без ее с огласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она

особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о

наследстве Софьи. К учителям относитс я неуважительно, кормит плохо.

тексте комедии ответы. Однако, какая это любовь ? Требовательная? Или слепая,

( Заступается за сына , ругает учителей, Еремеевну . («Ах, Господи Боже мой! Уж

( То, как она им любуется… «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его

- В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?

(Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и -

- Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей ?

“Без наук люди живут и жили” - говорит помещица . Она присутствует на уроках и во

всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не

При решении задачи о деньгах она совету ет сыну: “. Врет он, друг мой сердечный.

Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе в озьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)

Простакова о географии: “. Да извозчики - то на что? Это их дело. Это - таки и наука - то

- Почему же Митрофан ничему не научился ? На кого похож ?

Сама она невежественна я, безграмотная женщина. Простакова вынуждена п ри гласить к

сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью , и смотрит на обучение ,

Простакова - невежественная, необразованная женщина, очень властная,

деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо

Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и

жестокость . И он действительно становится похожим на мат ь.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с

• Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

- Кто Милон по роду занятий ? Какой он офицер ? Что мы узнаем о нем?

- Какие качества он ценит в челове ке? Можно ли его считать истинным гражданином

Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он

смелый и благородный офицер. Он образец настоящег о гражданина Отечества.

Давайте обратим свои взоры в будущее . Наше будущее - сочинение на ОГЭ с

приведением аргумента из своего читательского опыта для подтверждения своей позиции.

Аргумент – это доказательство, приведение примера для обоснования своей точки зрения

• Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь

человека. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в

воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено

ничего прочного в нравственном смыс ле, то потом у общества будет немало хлопот

• Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие

ослабления семейного начала. Родители недодали свое му ребёнку душевного тепла

и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный

• Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с

ребёнком, то не стоит удивляться тому, что ребёнок так рано приобретает цинизм и

неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно

учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть

- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?

- Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечес тва?

Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия д остойным

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить сво ю

Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не може т, а значит и не

Напишите 5- 7 предложений в качестве аргумента сочинения на ОГЭ. «Что такое

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект урока

Методическая цель: совершенствование навыков составления характеристики героев.

Повторение изученного. Слово учителя.

Что вы можете сказать о месте Фонвизина в русской литературе?

(Денис Иванович Фонвизин – просветитель, великий русский сатирик. Всю свою жизнь он служил интересам России, народу. Фонвизин в совершенстве знал латинский, французский, немецкий языки, был человеком необычным и остроумным, он был просто создан для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было предостаточно. Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины Второй собрались казнокрады, карьеристы, что надвигается народное восстание. Писатель мечтал о серьезных преобразованиях в государстве, об отмене крепостного права и ограничении прав монархии.

Вы прочитали пьесу. Трудно ли вам было ее читать? Почему?

Расскажите кратко сюжет произведения.

(Действие происходит в доме Простаковых. Г-жа Простакова ругает портного Тришку, что он плохо сшил кафтан Митрофану к помолвке Софьи и Скотинина. Скотинин хочет жениться на Софье не из-за того, что любит ее, а потому что у нее были хорошие свиньи.

В это время приходит письмо от Стародума, дяди Софьи, что он оставляет ей 10 тыс. рублей приданого. Узнав об этом, г-жа Простакова захотела выдать Софью за своего сына Митрофанушку. Скотинин, Митрофан и г-жа Простакова сильно повздорили из-за Софьи, но были остановлены Правдиным, чиновником, который приехал следить за поведением господ этого дома. Правдин встречает Милона, офицера русской армии и своего друга. Милон был влюблен в Софью и, встретив ее, он очень обрадовался.

Приезжает Стародум. Г-жа Простакова, узнав, что перед ней богатый дядюшка, начинает всячески льстить ему. Она хотела, чтобы Стародум обратил внимание на ее сына, и начинает его расхваливать.

Стародум познакомился с Милоном, поговорил с ним о храбрости и чести, и Милон ему очень понравился. Милон и Софья обручились с разрешения Стародума.

Рано утром чуть не случилась беда, г-жа Простакова задумала выкрасть Софью и насильно обвенчать с Митрофанушкой. Но ей помешал Милон, который вовремя успел и спас свою возлюбленную.

Изучение темы урока. Слово учителя.

Вы знаете содержание. Давайте поговорим о героях. Запишите тему урока.

К какому литературному направлению относится пьеса?

Что это значит для героев?

Это значит, что все герои классицистического произведения делятся на положительных и отрицательных.

Я буду читать высказывания героев, а вы определите имя героев и занесите его в таблицу. (Суворовцы заполняют таблицу «Положительные – отрицательные герои).

Какие из героев – положительные или отрицательные – показались вам ярче, интереснее, смешнее?

Кто из отрицательных героев вам кажется ярче? Почему?

Какой вы себе представляете госпожу Простакову?

Вспомните нашу первую с ней встречу. Что вы можете сказать о характере и культуре этой помещицы? Найдите ее слова в тексте.

Простакова - грубая, невоспитанная помещица. Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Как ведет себя Простакова по отношению к домашним?

Простакова властная, жестокая по отношению к слугам.

До чего она довела мужа?

Муж во всем подчиняется жене, не перечит ей.

Но любит ли она хоть кого-нибудь?

Почему именно Митрофанушку?

В какой сцене Митрофан показан таким же неумным, грубым, как и его мама?

Выразительное чтение по ролям 7 явления 3 действия:

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женисся.

Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Г-жа Простакова. Придет час воли божией!

Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюпшкины денежки было б куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан(пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан(пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан(вычисляя, шепчет). Единожды три – три. Единожды ноль – ноль. Единожды ноль – ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Прокомментируйте эту сцену.

В этой сцене хорошо видны характеры матери и сына. Простакова учит Митрофана жадности и оправдывает его грубость по отношению к учителю.

А в чем вы видите причины ее плохого характера?

Причины ее плохого характера скрываются в дурном воспитании и отсутствии образования у Простаковой.

Как ведет себя Простакова в финале пьесы?

Она разбита горем, плачет, у нее отбирают власть, имение.

Как вы считаете, можно ли ей посочувствовать?

Да, можно, ведь сын, которого она очень любила и баловала, отплатил черной неблагодарностью.

Учитель: в образе госпожи Простаковой проявилось новаторство Фонвизина. Героиня оказалась не просто отрицательным персонажем, она вызывает сочувствие у читателя, зрителя.

Недорослем стали называть людей ленивых, необразованных.

Он во всем подражает своей матери.

Как ведет себя Митрофан по отношению к родителям, учителям?

Митрофан груб со всеми.

Итак, мы выяснили, что Митрофан учиться не хочет, родителей не уважает, учителям грубит. А чем же он увлекается, интересуется?

Митрофан любит хорошо и плотно покушать и погонять голубей.

Человек, которого больше всего радуют свиньи, вряд ли будет хорошо относиться к людям.

Фамилии героев говорят о характере. Скотинин – почему автор так назвал дядю Митрофана?

Фамилия говорящая и указывает на низменный и скотский нрав дяди Митрофана.

Скотинин и Стародум противопоставлены в пьесе. В чем?

Скотинин – отрицательный персонаж комедии, он олицетворяет собой грубого, жестокого и невежественного человека. Стародум – положительный герой, его поведение и жизненная позиция являются примером для подражания.

Софья умная, честная, добрая девушка. Она прощает госпожу Простакову в финале пьесы и помогает ей подняться после обморока. Можно сказать, что Софья – достойная племянница своего честного дяди.

А какова же роль Стародума в пьесе?

Стародум является героем – резонером, т.е. он воплощает авторскую позицию в пьесе.

Именно Стародум подводит нравственный итог и говорит заключительную фразу. Какую?

Стародум (указав на г-жу Простакову): Вот злонравия достойные плоды!

Злонравие – это злой нрав, плохой характер.

Так чему же учит нас эта бессмертная комедия? Почему она бессмертная?

Комедия учит нас быть честными и добрыми людьми, брать в пример таких людей, как Стародум и Милон. А бессмертная она потому, что во все времена встречаются такие, как Простакова и Митрофанушка.

Задание на самоподготовку.

На следующем уроке мы поговорим о проблемах воспитания и образования в пьесе. Запишите задание на самоподготовку: выписать в тетради выражения-афоризмы Стародума о воспитании, чести и достоинстве; по учебнику Маранцмана (с.102-107) подобрать материал по теме воспитания в комедии.

Литература. 5-9 классы. Диалоговые формы обучения. Волгоград: Учитель, 2008.

Литература. Учебник – хрестоматия. 9 класс под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, 2004.

Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2004.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с учебником, терминами;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2.Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.

2.1Работа по презентации.

1 слайд. Фонвизин Денис Иванович 1745- 1792 г.г. - выдающийся русский драматург,публицист, переводчик.

Учитель : Как вы объясните эти слова?

Ученики: Денис Иванович думал о простом народе, писал о народе и для него.

3слайд. С 1755 года учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами.

В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.

Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И.Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.

4слайд. Портрет Д.И. Фонвизина.

Неизвестный художник 1784-1785 г.г. Вторая половина XIX века.

7 слайд. Фонвизин был человеком живым ,светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актёром Иваном Дмитриевским, хотя актёры были, по понятиям того времени, чем- то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире , женился на дочери купца, несмотря на явное недовольство своих родных.

8 слайд. Всей душой Фонвизин любил Родину и свой народ.

Девизом его жизни были слова « Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Учитель:Вы видите иллюстрации всех героев комедии. И в центре ,развалившись на стуле, сидит недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

И прежде чем мы обратимся к комедии давайте рассмотрим, что Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту весёлую пьесу.

2.2 Работа по учебнику.

Ребята, это первое драматическое произведение, которое вы изучаете в школе. Читать пьсу нужно по — особому: ведь автор не может вмешаться в ход событий, не введёт лирические отступления, не даст вставные эпизоды. Все строится на разговоре персонажей, на диалоге. Поэтому здесь важно не только то, о чём говорят , но и то, как говорят, в каких обстоятельствах происходит действие. На это указывают ремарки.

Итак. Что такое драма?

Драма - род литературных произведений , построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода , серьёзного, но не героического содержания ( в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы ( обычно в скобках) , связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.

2.3 Работа с произведением.

- Вы познакомились с действующими лицами.

Соответствует ли комедия всем правилам,которым подчинялась литература XVIII века?

Назовите три единства в драме литературы XVIII века.

Ученики : единство времени, единство места и единство действия.

Давайте рассмотрим персонажи,с которым вы познакомились в первом и втором действиях комедии.

Учитель: Что вы можете сказать о госпоже Простаковой?

Как она относится к своим слугам?

Дети отвечают на вопрос, читая реплики госпожи Простаковой .

Учитель: Как госпожа Простакова относится к своему сыну Митрофану?

Учитель: Прочтите выразительно диалог между Еремеевной(нянькой Митрофана), госпожой Простаковой и Митрофаном.

Учитель: Прочитав отрывок, что ещё вы можете сказать о госпоже Простаковой?

Рассматривают иллюстрации к комедии Н. Е. Муратова

Учитель: Ребята, кого изобразил Н. Муратов ?

Учитель: Что вы можете сказать об образе госпожи Простоковой?

Каким изображён Простаков в иллюстрации Н.Муратова?

Постановка В.Иванова.

- Какими представлены Простаковы, Скотинин?

Ученики: Госпожа Простакова властная женщина. Она решила поженить своего брата Скотинина на Софье ,без ее согласия.

Госпожа Простакова хитрая, алчная , жадная женщина. Она давно похоронила Стародума (родного дядю, опекуна Софьи), который уехал в Сибирь и пропал без вести. Простакова была удивлена и рассержена, узнав ,что Софья получила письмо от Стародума и ,что он жив.

А когда Простакова узнаёт, что Софья является наследницей 10 тысяч рублей, заработанных Стародумом в Сибири, тут уж она готова раболепствовать перед Софьей.

Простаковы и Скотинин необразованны, они неграмотные.

2.5 Работа с текстом.

Учитель: Ребята, прочитав второе действие, скажите Правдин и Милон они знакомы или встретились впервые в доме Простаковых?

Учитель: А что вы можете сказать об этих персонажах? Они положительные или отрицательные?

Учитель: Что вы узнаёте о деятельности Правдина и Милона.

Учитель: Почему Милон спешит в Москву?

С кем он в разлуке?

Подтвердите ответ из произведения.

Учитель: Что вы можете сказать об отношениях Милона и Софьи?

Ребята, образы Стародума и образы учителей мы рассмотрим на следующем уроке.

2. 6. Итог урока.

Урок подошёл к концу. С каким драматургом XVIII века вы сегодня познакомились?

Ребята, прочтите комедию до конца. На следующем уроке будет проведена исследовательская работа в таблицах.

2. 7 Выставление оценок.

формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с учебником, терминами;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2.Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.

2.1Работа по презентации.

1 слайд. Фонвизин Денис Иванович 1745- 1792 г.г. - выдающийся русский драматург,публицист, переводчик.

Учитель : Как вы объясните эти слова?

Ученики: Денис Иванович думал о простом народе, писал о народе и для него.

3слайд. С 1755 года учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами.

В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.

Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И.Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.

4слайд. Портрет Д.И. Фонвизина.

Неизвестный художник 1784-1785 г.г. Вторая половина XIX века.

7 слайд. Фонвизин был человеком живым ,светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актёром Иваном Дмитриевским, хотя актёры были, по понятиям того времени, чем- то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире , женился на дочери купца, несмотря на явное недовольство своих родных.

8 слайд. Всей душой Фонвизин любил Родину и свой народ.

Девизом его жизни были слова « Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Учитель:Вы видите иллюстрации всех героев комедии. И в центре ,развалившись на стуле, сидит недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

И прежде чем мы обратимся к комедии давайте рассмотрим, что Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту весёлую пьесу.

2.2 Работа по учебнику.

Ребята, это первое драматическое произведение, которое вы изучаете в школе. Читать пьсу нужно по — особому: ведь автор не может вмешаться в ход событий, не введёт лирические отступления, не даст вставные эпизоды. Все строится на разговоре персонажей, на диалоге. Поэтому здесь важно не только то, о чём говорят , но и то, как говорят, в каких обстоятельствах происходит действие. На это указывают ремарки.

Итак. Что такое драма?

Драма - род литературных произведений , построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода , серьёзного, но не героического содержания ( в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы ( обычно в скобках) , связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.

2.3 Работа с произведением.

- Вы познакомились с действующими лицами.

Соответствует ли комедия всем правилам,которым подчинялась литература XVIII века?

Назовите три единства в драме литературы XVIII века.

Ученики : единство времени, единство места и единство действия.

Давайте рассмотрим персонажи,с которым вы познакомились в первом и втором действиях комедии.

Учитель: Что вы можете сказать о госпоже Простаковой?

Как она относится к своим слугам?

Дети отвечают на вопрос, читая реплики госпожи Простаковой .

Учитель: Как госпожа Простакова относится к своему сыну Митрофану?

Учитель: Прочтите выразительно диалог между Еремеевной(нянькой Митрофана), госпожой Простаковой и Митрофаном.

(Учитель участвует в чтении диалога персонажей.)

Учитель: Прочитав отрывок, что ещё вы можете сказать о госпоже Простаковой?

Рассматривают иллюстрации к комедии Н. Е. Муратова

Учитель: Ребята, кого изобразил Н. Муратов ?

Учитель: Что вы можете сказать об образе госпожи Простоковой?

Каким изображён Простаков в иллюстрации Н.Муратова?

Постановка В.Иванова.

- Какими представлены Простаковы, Скотинин?

Ученики: Госпожа Простакова властная женщина. Она решила поженить своего брата Скотинина на Софье ,без ее согласия.

Госпожа Простакова хитрая, алчная , жадная женщина. Она давно похоронила Стародума (родного дядю, опекуна Софьи), который уехал в Сибирь и пропал без вести. Простакова была удивлена и рассержена, узнав ,что Софья получила письмо от Стародума и ,что он жив.

А когда Простакова узнаёт, что Софья является наследницей 10 тысяч рублей, заработанных Стародумом в Сибири, тут уж она готова раболепствовать перед Софьей.

Простаковы и Скотинин необразованны, они неграмотные.

2.5 Работа с текстом.

Учитель: Ребята, прочитав второе действие, скажите Правдин и Милон они знакомы или встретились впервые в доме Простаковых?

Учитель: А что вы можете сказать об этих персонажах? Они положительные или отрицательные?

Учитель: Что вы узнаёте о деятельности Правдина и Милона.

(Дети подтверждают ответы из произведения.)

Учитель: Почему Милон спешит в Москву?

С кем он в разлуке?

Подтвердите ответ из произведения.

Учитель: Что вы можете сказать об отношениях Милона и Софьи?

Ребята, образы Стародума и образы учителей мы рассмотрим на следующем уроке.

2. 6. Итог урока.

Урок подошёл к концу. С каким драматургом XVIII века вы сегодня познакомились?

Ребята, прочтите комедию до конца. На следующем уроке будет проведена исследовательская работа в таблицах.

Название: Недоросль
Автор:
Год написания: 1781
Год издания:
Жанр: Пьеса
Направление: Комедия


Время и место сюжета

Все сцены происходят в поместье госпожи Простаковой, описания интерьера в пьесе нет. Это связано с тем, что постановки могут происходить в любом театре страны, а режиссеры могут выбирать обстановку по своему усмотрению.

Действующие лица пьесы и их характеристика

В произведении представлено множество героев, среди которых можно выделить основных и второстепенных.

Главные герои комедии

Госпожа Простакова — дворянка, жёсткая, необразованная женщина. Деспотичная и грубая помещица, жестоко наказывает крестьян и даже бьёт собственного мужа. Слепо любит своего сына Митрофанушку.

Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глуповатый и ленивый, так как 3 года учился некоторым наукам, но так ничего и не постиг. Умеет хитрить, заискивать перед матерью. Недоросль. Именно так называли молодых дворян, не получивших от учителей документа об образовании. Им не разрешалось вступать в брак и поступать на государственную службу.

Правдин — чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещицы к крепостным. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель нового образованного дворянства.

Другие персонажи

Еремеевна — крепостная, служит Простаковым уже 40 лет. Няня Митрофанушки. Очень любит своего воспитанника. Беспрекословно выполняет все прихоти хозяйки.

Тришка — портной, рассудительный и умный, не боится спорить с госпожой.

Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Отказывается взять деньги за обучение, так как считает, что ничему не научил Митрофана.

Кутейкин — семинарист, преподает грамоту. Нерадивый наставник, малограмотный, говорит церковнославянизмами. Но всё же берет деньги за обучение.

Вральман — учитель французского. Фамилия подчёркивает лживость немца, который когда-то был кучером Стародума. Получает 300 рублей в год, но ничему не учит.

Комедия в 5 действиях разворачивается в имении Простаковых. Помещица хочет женить своего сына Митрофана на дальней родственнице Софье, так как девушка имеет хорошее наследство. У Простаковой есть брат, Тарас Скотинин, он также имеет намерение взять в жены богатую невесту.

Софья оказывается в трудном положении, ведь никого из потенциальных женихов она не любит. Но тут появляется её родной дядя, официальный опекун Стародум. Мужчина с помощью чиновника Правдина выводит всё семейство Простаковых на чистую воду. Софья соглашается стать женой Милона. Молодые люди счастливы. А имение Простаковой попадает под государственную опеку.

Митрофан бросает мать, и Стародум отправляет его в армию.

Действие 1

Недоросль

Неожиданно вмешивается Скотинин, который считает, что пора сказать, что он хочет жениться на Софье. Из уст Простакова известно, что Софья осталась сиротой. Её родители умерли, а опекун Стародум отправился в Сибирь. И с той поры о нем ничего не известно. Семья Простаковых взяла Софью к себе в деревню, а имением ее управляют, как своим. Здесь же мы узнаем, что Скотинин планирует жениться для того, чтобы развести своих любимых животных — свиней. А деревни девушки идеально подходят к его планам.

Неожиданно появляется Софья с письмом от Стародума, из которого следует, что её дядя жив и оставил хорошее наследство. Читать письмо Простакова просит Правдина, так как сама не умеет этого делать. Митрофан же 4 года учится грамоте у дьячка Кутейкина, арифметике у Цыфиркина. А французский язык и другие науки преподает немец Вральман. Но научить его чему-либо очень трудно.

Действие 2

Случайная иллюстрация

В разговоре девушка передает, какие беды выпали на её судьбу, жалуется, что Простакова мечтает обвенчать его с Митрофаном. И теперь девушка надеется только на Стародума.

Неожиданно входит Скотинин, который убеждает Софью, что с ним она будет жить припеваючи. У неё будет своя светелка, а на все деньги он купит свиней. Но тут вмешивается Правдин и сообщает, что помещица хочет женить на богатой наследнице Митрофанушку. Скотинин грозится побить племянника.

Действие 3

Случайная иллюстрация

Все Простаковы, Скотинин лезут обниматься со Стародумом. Дядюшка заявляет, что завтра с племянницей уезжает в Москву, так как у него есть жених для Софьи. Все поражены. Начинают суетиться. Скотинин нахваливает себя. Простакова своего сына. Показывает учителей, которые учат Митрофанушку. Но Стародум, ссылаясь на то что устал, идет отдыхать.

Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою нелегкую жизнь, сетуют на то, что ученик их совсем не учится. Они считают, что Вральман мешает учебному процессу и решают наказать его.

Появление Вральмана решает проблему, он говорит, что учителя хотят уморить ребенка и убеждает мать, что сынок и без учебы молодец. Госпоже нравится всё, о чем говорит Вральман. Она подводит итог, что сын Простаковых сумеет показать себя.

Действие 4

Случайная иллюстрация

В это время приносят письмо, в котором говорится о Милоне. Именно его сватают к Софье. Но Стародум пока не знает, кто это. В это время Правдин представляет ему офицера, который оказывается Милоном. Молодой человек производит приятное впечатление, его принципы совпадают с принципами Стародума. Софья признается, что влюблена в офицера. Все рады открывшимся обстоятельствам.

Заходит Скотинин и сразу же начинает сватать девушку. Но дядя отказывает ему, так как считает их неравными друг другу.

Простакова не сдается, она решает похитить Софью и обвенчать ее со своим сыном.

Действие 5

Случайная иллюстрация

Из последнего действия понятно, что Правдину поручено взять деревни и дом Простаковой под опеку, чтобы оградить крепостных от гнева хозяйки. Стародум искренне рад этому. Но тут раздается шум и крики, Софья просит спасти ее. Еремеевна признается в преступлении. Простакова и Скотинин начинают просить прощения. После того, как Стародум прощает ее, помещица грозит своим людям расправой за нерасторопность. Но тут Правдин объявляет ей волю государя. Нужно собрать крестьян и сказать им, что теперь они под защитой государства. Простакова падает в обморок, такое решение для нее — погибель.

Выясняется, что у госпожи множество долгов, в том числе и перед учителями. Неожиданно раскрывается правда — Стародум узнает во Вральмане своего кучера. Бывший учитель вновь просится управлять лошадьми.

Анализ произведения

Направление и жанр

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Основная идея и проблематика

Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак.

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

  1. Последствия неправильного воспитания. Гордость, попустительство, отсутствие должного образования привели к тому, что из молодого дворянина вырос ленивый, малограмотный человек, не способный принимать решения.
  2. Крепостное право. Падение нравственности и лень привели к тому, что дворяне не стремятся получать образование. Им не нужно трудиться и прилагать усилия для достижения своей цели.
  3. Проблема алчности. Разбогатеть любой ценой — единственная цель Простаковых. Они утратили человеческие качества, такие как добродетель и совесть.
  4. Проблема невежества. Глупость лишает героев чувств и переживаний.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

Выводы, которые может сделать читатель, сводятся к следующему — каждый человек должен приносить пользу своей стране. Но сделать это может только тот, кто обладает совестью, чистой душой, благородством. Тот, кто прозябает в невежестве, лени, бездействии, наносит непоправимый урод всему обществу.

Отзывы и критика

Проблема недорослей вечна, поэтому в литературе можно встретить множество отзывов и критических статей на комедию Фонвизина. Современники писателя приняли пьесу неоднозначно. Некоторые увидели в ней клевету на дворян. Однако позже комедия получила заслуженную оценку.

Но все сходятся в одном — это уникальное произведение актуально в любое время.

Это интересно. Кратко об истории создания комедии

В конце 18 века Фонвизин посетил Францию и увидел, что театральное искусство процветает. Оно достигло такого развития, до которого России еще далеко. По возвращении в 1778 году он задумал пьесу, которая должна была произвести фурор. Вопросы просвещения и невежества он связывал с крепостным правом. Именно его он считал основным злом.

В 1781 году началась подготовка к постановке. Автор лично подбирал актеров, считал, что положительных персонажей должны играть только сильные, умные личности. Комедия была встречена восторженно. Это был настоящий триумф Просвещения.

Аудиокнига

Читайте также: