География 5 класс география наука о земле конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Выделять предметы изучения географии.

Получить представление о физической и социально-экономической географии.

Объяснять, для чего нужна география.

Конкретизировать понятия физической и социально-экономической географии.

Анализировать текст и иллюстрации учебника.

Приводить примеры географических объектов.

РегулятивныеУУД: Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема); запись, фиксация информации, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; классификация по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: организовать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Мотивация учебной деятельности к обучению и познанию окружающего мира.

Уважительное отношение к иному мнению.

Решаемые учебные проблемы

Для чего нужно изучать географию?

Чем различаются два разделе географии?

Что интересного вы можете узнать изучая географию?

Основные понятия, изучаемые на уроке

География, физическая география, социально – экономическая география.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах)

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Мультимедиапроектор, учебники, атласы

Технологическая карта урока

Деятельность

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный момент (2 мин). Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха.

Обучающиеся готовят рабочее место. Настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраивают на работу.

1.Актуализация знаний. Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний

1. Какие науки о природе вы знаете?

2. Почему природу изучают различные науки?

3. Какое общее название имеют науки о природе?

4. Перечислите известные вам науки о природе.

5. Что изучает каждая из наук о природе:

-Взаимодействуют с учителем во время беседы, - с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

-Умение сосредоточиться на выполнении речевых действий.

-Уважительное отношение к иному мнению.

-Этические чувства, доброжелательность

1. Обращается к жизненному опыту учащихся: Наверное, не найдётся такого человека, который не сталкивался с географией. Расскажите, зачем нам нужна эта наука. А задумывались ли вы когда-нибудь, можно ли прожить без географии? А какая точка зрения у автора Вашего учебника? Провоцирует учащихся на осознание цели урока, предлагая определить значимые цели урока для каждого ученика: А зачем нам это знать?

2. Сообщает тему урока: Тема нашего урока …(География – наука о Земле). Организует работу по созданию логического опорного конспекта для осознанного восприятия новых знаний.

-Выдвигают предположения о целях и задачах урока.

-Выдвигают гипотезу о конечном результате урока

Взаимодействуют с учителем во время беседы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-Самостоятельно формулировать цель учебной деятельности, определять учебную тему.

-Выдвигают гипотезу о конечном результате урока

-Уважительное отношение к иному мнению

-Этические чувства, доброжелательность

2.Этап учебно-познавательной деятельности. Задача: освоение содержания учебной темы

3. Изучение нового материала с первичным закреплением знаний: предлагает самостоятельно прочитать первый абзац §3, проанализировать рис. 12 стр. заполнить таблицу.

1. Изучение новой науки мне бы хотелось начать с такого стихотворения:

Ты познанья - свет!

Ты ведь биография

Лучшей из планет!

Если б не было тебя,

Ничего не знала б я!

Я б не знала островов,

Сельвы, стран и городов,

Рек, озер, морей и гор,

И тебя - родной простор!

2. Что вы узнали из стихотворения о географии как науке?

3. Дайте ответ на вопрос, как переводится география?

5.Проверка самостоятельной работы

-По ходу чтения параграфа учащиеся заполняют таблицу.

-Умение делать обобщение, делать выводы, анализировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

-Поиск информации, работа с текстом.

-Умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.

-Формировать речевую деятельность в соответствии для выражения своих чувств, мыслей.

-Владение монологической речью.

-Умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

-Взаимодействуют с учителем во время индивидуальной беседы.

-С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

-Уважительное отношение к иному мнению.

-Навыки сотрудничества в ходе совместной деятельности.

-Этические чувства, доброжелательность

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись

(Наклоны вперёд и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

-Осуществляют смысловое чтение, сбор информации, обработка информации, передача информации разными способами, оценка информации.

-Вносить необходимые коррективы в действие, составлять план и последовательность действий.

-Предлагать помощь и сотрудничество, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. -Договариваться о распределении функций, осуществлять взаимный контроль

-Вносить необходимые коррективы в действие, составлять план и последовательность действий

-Уважительное отношение к иному мнению.

-Навыки сотрудничества в ходе совместной деятельности.

-Этические чувства, доброжелательность

3.Этап рефлексивной деятельности. Задача этапа: умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности

Предлагает разгадать кроссворд. Совместно подводит итоги практической деятельности на уроке.

Предлагает дополнить предложение:

1. Я знаю, что такое…

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

- С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

- Умение слушать собеседника.

Определяют уровень достижений своих результатов.

-Уважительное отношение к иному мнению.

-Этические чувства, доброжелательность

4.Этап домашнего задания. Задача этапа: выполнение домашнего задания

7.Дает домашнее задание с пояснениями.

1. Подумайте, как могут пригодиться знания географии в обыденной жизни. Свой ответ аргументируйте.

2.Найди интересные статьи в географических энциклопедиях, подготовь небольшое выступление, продумав его таким образом, чтобы оно заинтересовало твоих одноклассников.


На уроке узнаём, что изучает география, подробно разбираем этапы её развития во времени и рассматриваем, на какие разделы делится эта наука.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "География – наука о Земле"


Вам уже известно, что древним людям необходимо было ориентироваться в окружающем их пространстве, чтобы добыть себе пищу и обустроить жильё. Они создавали первые схемы-рисунки географических объектов, которые и служили им путеводителями.

Географические исследования и открытия на этом этапе были не главной целью, а средством расширения территорий для жизни. Происходили завоевания земель. Человек попадал на новую территорию и начинал её осваивать, таким образом и приобретались неосознанные географические знания.

Длительное время считалось, что география – это наука, которая занимается только открытием и описанием новых земель.

Однако к началу 19 века на земном шаре не осталось ни одной неизведанной земли. В связи с этим изменились и цели изучения географии. Теперь география превратилась в науку, которая не только описывает земли, но и объясняет причины расположения.

Современная география тесно связана с физикой, биологией, математикой и химией. Она развивается по двум основным направлениям. Первое - углубление знаний об основных компонентах географической среды (климате, водных объектах, растительности и т.д.). Второе - изучение взаимодействия всех этих компонентов в единой географической системе. Сегодня географию нужно воспринимать как науку, рассматривающую состояние среды как результат проявления природных и социальных, т.е. человеческих законов.

Задача современной географии как науки, заключается в том, чтобы рассматривать человеческое общество как один из компонентов географической среды, который строит своё взаимодействие с ней по её законам.

А теперь мы с вами разберёмся, из каких разделов состоит география. Обычно географию разделяют на 2 больших раздела: физическую и социально-экономическую, которые, в свою очередь, также разделились на целый ряд направлений.

Социально-экономическая география изучает население, его хозяйственную деятельность, закономерности его размещения, взаимодействие с окружающей средой.

Физическая география делится на целый комплекс наук, мы сегодня более детально рассмотрим следующие разделы: землеведение, ландшафтоведение, палеогеография, также науки, изучающие отдельные компоненты природной среды – геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, география почв, биогеография. И так начнём.

Землеведение изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли.

Ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах разного ранга. От оврага и холма до равнины и материка.

Палеогеография исследует природные условия, существовавшие в древние геологические эпохи, изучает из чего состоят где залегают горные породы.

Геоморфология – наука о рельефе суши и дне океана.

Климатология – наука о климате, его формировании и изменении во времени.

Гидрология суши изучает поверхностные воды суши: реки, озёра, болота и водохранилища.

Океанология – наука об океане и его составных частях: морях, заливах.

Гляциология – наука о природных льдах во всех их разновидностях.

География почв изучает закономерности распространения почв на поверхности Земли.

Биогеография исследует закономерности распространения животных, растений и микроорганизмов на Земле.

Общим объектом, который позволяет объединять все направления в одну науку, является планета Земля, развивающаяся в результате проявления физических(природных) процессов.

Социально-экономическая или общественная география состоит из экономической, социальной, исторической и культурной. Также к общественной географии часто относят страноведение и военную географию. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

Страноведение даёт общую характеристику природы и хозяйства отдельных государств или крупных территорий.

Военная география изучает военные аспекты географии, и возможность их применения в военном деле.

Экономическая география делится на географию сельского хозяйства, которая занимается размещением посевных площадей и развитием ферм для животных, географию промышленности (изучающую предприятия, фабрики и заводы, их местоположение и взаимосвязь между собой), географию транспорта (изучающую различные виды транспорта, дороги, их протяжённость и обеспеченность ими различных территорий).

Социальная часть делится на: географию населения (изучающую численность, рождаемость и смертность, расово-этнический состав населения, образ и качество жизни людей, связь размещения населения с размещением производства), рекреационную географию (отдых и оздоровление человека), медицинскую географию, которая изучает распространение болезней и общий уровень здоровья населения на территории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с основными разделами географии.

Тема: География - наука о Земле.

Урок общеметодической направленности

Познакомить учащихся с основными разделами географии

Средства обучения

Учебник, атлас, мультимедийный проектор, физическая карта полушарий, электронное приложение.

1. Физическая география

2. С социально-экономическая география.

Методы и формы обучения

Методы эвристическая беседа, анализ текста и иллюстраций учебника.

Формы: индивидуальный, групповая, фронтальный.

Основные понятия

Физическая география, социально-экономическая география, геоморфология, демография, биография, биография, инженерная география, медицинская география, историческая география, военная география, картография, геология, климатология, океанология.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию.

Познавательные: умеют заменять термины определениями; анализируют условия и требования задачи.

Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Обладать ответственным отношением к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; основами экологической культуры.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря.
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,

И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее.
Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет.

С портретом поэта.

II. Актуализация знаний.

- Что мы изучали на прошлом уроке? (мир живой и неживой природы, науки о природе)

- Произнесите по картинке название науки и ее определение.

(астрономия – наука о небесных телах;

химия – наука о веществах и их происхождении;

физика – наука, изучающая разнообразные явлениях природы;

биология – наука о живой природе;

экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.)

- Давайте вспомним, что изучает наука географии и кто является открывателем этой науками? (география – наука о Земле; Эратосфен - греческий ученый)

III. Изучение нового материала.

В настоящее время космические корабли сотни раз облетели нашу планету и сфотографировали ее. А спутники-разведчики могут получить подробнейшую информацию о любой точки Земли (со спутника можно увидеть время на часах человека находящегося на Земле).

- Чем же занимаются сегодняшние ученые-географы? Может быть эта наука уже не нужна?

Задачи географии, конечно, изменились. Они стали более сложными. Основная задача географов состоит в том чтобы, всесторонне изучив разнообразие природы на земном шаре, узнать ее особенности, разумно использовать в интересах человека, приумножать его богатства.

Выделяют два основных раздела: физическую географию и социально-экономическую географию.

Тип учебного занятия по дидактической цели - Вводный урок.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

– Какие науки вы изучали в начальной школе?

– Какой школьный предмет изучает природу?

– Какие еще науки изучающие природу вы знаете?

– Называют различные науки из курса начальной школы.

– Называют окружающий мир.

– Называют естественные науки.

– Дети должны вспомнить и назвать науки о природе.

Формулирование задач урока

– Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?

– Называют основные понятия урока в рамке на стр. 5 (география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка)

Создание мотивационной установки

Знакомятся с содержанием мультфильма и называют в качестве основной причины – незнание географии, которую нужно изучать.

Значимость географических знаний для современного человека.

2. Процессуально-содержательный этап урока

Что изучает географическая наука?

Определить, что является предметом изучения географической науки?

– Поиск необходимой информации на стр. 5–6 учебника.

– Работа с рисунком № 1 с. 6 (Разнообразие географических объектов)

Приводить примеры географических объектов на территории Хабаровского края, России, мира (заполнить таблицу на доске).

Для чего изучают Землю?

Привести примеры, подтверждающие значимость географии для определенных профессий. Какими материалами (географическими продуктами) они пользуются?

– Какие географические объекты известны любому жителю планеты?

– Почему об этих объектах знают все жители Земли?

– Называют описание объектов, объяснение причин, прогнозирование и предупреждение о событиях, последствиях изменений и т.д.

– Перечисляют названия памятников природы и подходят к обобщению

– Выходят на формулировку понятия памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО

Необходимость сохранения природного наследия для потомков.

Как изучают Землю?

Назвать, известные способы изучения объектов?

Какие из них может использовать география?

– Называют: наблюдение, описание, сравнение, анализ, изучение во времени

С помощью чего изучают Землю?

Изучить оглавление учебника и познакомиться со структурой и содержанием основных разделов учебника и аппаратом ориентировки в нем.

Привести примеры других известных вам источников географической информации

– Знакомятся с учебником.

– Отвечают на вопросы учителя.

Например, В каком параграфе и на какой странице мы найдем ответ на вопросы:

– Называют карты, книги, дневники путешествий, энциклопедии, космические снимки, фильмы, газеты, передачи и др.

3. Этап закрепления

1. Вопросы для беседы:

– Что означает слово география?

– Что изучает географии?

– Для чего изучает география?

– Как изучает география?

– С помощью чего изучает география?

– С чем или с кем вы связываете географию?

– Что вы знаете о географии?

– Что бы вы хотели узнать, изучая географию?

– Какие книги и журналы географического содержания вы читали?

– Какие телепередачи и кинофильмы географического содержания вы видели?

Отвечают на вопросы.

– Формулируют существенные признаки (ключевые) определения

А) землеведение
Б) землепользование
В) землеописание

2) Научные представления о природе Земли можно получить с помощью

А) сборника стихов о природе
Б) учебника географии
В) мультфильма

3) Какой объект не являются географическим?

А) Луна
Б) вулкан Везувий
В) Египетские пирамиды

Выбирают 1 – в, 2 – б и 3-а и объясняют причину выбора.

Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)

– Высказывает свое мнение.

Мини-эссе (5 предложений)

4. Рефлексивный этап урока

На карте с изображением островов со следующими названиями о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Удовольствия, о. Воодушевления, о. Наслаждения прикрепить или нарисовать (на листе ватмана на парте или на доске) свой корабль в соответствующем разделе карты, который отражает Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние.

Прим. Можно нарисовать новый остров со своим названием, если его нет на карте и даже изобразить Бермудский треугольник.

Располагают свои подписанные каравеллы на заготовке карты (на магнитной доске, ватмане или др.)

– Анализ своего эмоционального состояния.

5. Объяснение домашнего задания

– Найти в тексте (параграф 1 с. 5) и выписать в словарик определения:

1) географический объект,

2) географические процессы и явления,

3) географическая оболочка.

– Сравнить в тексте статьи (параграф 1 с. 7) количество объектов ЮНЕСКО в 1978 г. и в 2011г. сделайте вывод: во сколько раз увеличился показатель?

Дополнительное задание (по выбору)

Задание № 6 стр.10 (по желанию)

Составить перечень географических объектов своей местности

Продолжить первое предложение, характеризующее вашу позицию и ее аргументацию.

Я думаю, что новые географические исследования на нашей планете необходимы, так как…

- Выясните, в чем заключается роль географической науки в жизни общества. Спросите об этом своих родных и близких. Запишите их мнение в таблицу.

Проанализируйте поученные результаты. Сделайте вывод.

Кто участвует в опросе

Мнение родных и близких о роли географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая установка урока: формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых занимается география.

Планируемые образовательные результаты:

предметные –

1. Выявлять и знать объекты изучения географии.

2. Знать основные правила работы в кабинете географии.

метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Читайте также: