Франция во времена кардиналов и короля солнце конспект

Обновлено: 02.07.2024

Во второй половине XVII в. Франция превратилась в одно из наиболее могу­щественных государств Европы. После смерти Людовика XIII королем стал его пятилетний сын Людовик XIV (1643­-1715), а королевой-регентом — мать малолетнего монарха Анна Австрий­ская. Фактически власть оказалась в руках ее всесильного фаворита — первого министра, кардинала Джулио Мазари­ни. Талантливый дипломат, он прово­дил непопулярную среди французов внутреннюю политику, что вызвало гражданскую войну — Фронду. Покон­чив с ней, французский абсолютизм вступил в свой самый блестящий период, связанный с именем Людовика XIV.

Ситуация обострилась в 1685 г., когда Людовик XIV отменил Нант­ский эдикт. Гугеноты подверглись преследованиям: их храмы разруша­ли, пасторов выгоняли, школы закрывали. Самих гугенотов насильно принуждали переходить в католичество. Так Людовик надеялся установить в своем государстве религиозное единство, но результат оказался совсем иным. Около 200 тыс. гугенотов, преимуще­ственно опытных ремесленников и коммерсантов, покинули Францию. Они нашли приют в соседних протестантских странах и в Новом Свете, куда не только вывезли огромные средства, но и секреты своего ремесла. Массовый исход гугенотов нанес ощутимый удар французской экономике. Чрезмер­ное усиление Франции вызвало общеевропейскую войну за испанское наследство. Эта война оказалась последней для Людовика XIV. Вскоре после ее окон­чания король ушел из жизни.

XVII век ознаменовался выходом на историческую арену и утверждением на ней новых держав, оттеснивших на обочину истории прежних лидеров. В ходе бурных событий этого столетия Испания утратила своё ведущее положение в мире. Расцвет Голландской республики тоже оказался недолгим.

На передовые позиции выдвинулись Франция и Англия, именно они будут определять основные направления исторического развития в следующем столетии. В XVII в. в этих странах произошли глубокие преобразования во всех сферах — в политическом устройстве, в общественной жизни, экономике и культуре.

В этой главе рассматривается история только этих двух государств Европы, поскольку именно в их развитии наилучшим образом отразился характер эпохи. В период, когда другие державы клонились к упадку, только Франция и Англия, каждая по-своему, олицетворяли ту историческую динамику, которая определяла развитие западноевропейской цивилизации.

Вспомните! Важнейшие итоги царствования Генриха IV.

В течение XVII в. Франция от полной разрухи, вызванной гугенотскими войнами, сумела подняться до вершин могущества. Если в первой половине столетия усилия её правителей были направлены на укрепление внутреннего единства и на борьбу с Испанией, то вторая половина века ознаменовалась неоспоримым первенством Франции во всех сферах — политической, военной, культурной. Даже в экономике она могла соперничать с наиболее развитыми державами того времени — Англией и Нидерландами. Этих успехов Франция добилась при первых королях из династии Бурбонов, основоположником которой был Генрих IV. Важнейшую роль во французской истории XVII в. сыграла целая плеяда талантливых королевских министров — Сюлли, Ришелье, Мазарини, Кольбер.

1. Франция при Ришелье

После убийства Генриха IV королём стал Людовик XIII (1610-1643), которому к тому моменту исполнилось 9 лет. Регентом при малолетнем короле считалась его мать Мария Медичи, но фактически страной управляли придворные из её окружения. Королевский двор продолжал заниматься своими делами, а в стране тем временем снова начиналась разруха. Королева откупалась от недовольных аристократов огромными пенсиями, а от народа — снижением налогов, но эти меры только опустошали казну, не решая никаких проблем. Положение изменилось лишь с приходом к власти одного из самых выдающихся деятелей в истории Франции — герцога Ришелье.


Людовик XIII


Ришелье

Ришелье привёл в порядок государственные финансы, поощрял развитие производства, внешнюю торговлю и освоение колоний. В 1631 г. он основал первую во Франции постоянную газету, положив начало системе государственной пропаганды.


Л. Ленен. Семейство молочника


Ж. Калло. Калека


Л. Ленен. Крестьяне перед своим домом


Ж. Калло. Сидящий нищий

Решение порождённых войной проблем выпало на долю уже другого первого министра и нового короля. В 1642 и 1643 гг. один за другим Ришелье и Людовик XIII ушли из жизни.

2. Мазарини и Фронда

Королём Франции стал пятилетний Людовик XIV (1643-1715), от имени которого управляла его мать Анна Австрийская. Опять настало время регентства, сопровождавшееся неизбежным ослаблением королевской власти. В этот сложнейший момент истории Франции королева доверила управление кардиналу Джулио Мазарини (1602- 1661). Итальянец по происхождению, он был старательным учеником Ришелье и продолжателем его дела. Первые годы правления Мазарини выпали на самый тяжёлый период Тридцатилетней войны.


Дж. Мазарини


Принц Конде — ведущая фигура Фронды

Основное своё внимание даже в период Фронды Мазарини уделял внешней политике, стремясь довести до победного конца истощавшие Францию войны. Благодаря его усилиям Франция добилась успехов и в Тридцатилетней войне, и в продолжавшейся после неё войне с Испанией. Последним успехом Мазарини стал Пиренейский мир 1659 г., в результате которого он добился от Испании серьёзных территориальных уступок. Дочь испанского короля вышла замуж за короля Франции, что впоследствии позволило Бурбонам занять испанский престол.

3. Государство Людовика XIV

После смерти Мазарини в 1661 г. началось самостоятельное правление Людовика XIV.

О созыве Генеральных штатов во времена Людовика XIV не могло быть и речи. Король добился подчинения Парижского и местных парламентов. Вся власть в провинциях сосредоточилась в руках королевских интендантов. Своевольная знать окончательно превратилась в придворную аристократию.

Откликаясь на преобладавшие в обществе настроения, король начал проводить активную политику, направленную на искоренение гугенотской ереси. Кульминацией этой политики стала отмена в 1685 г. Нантского эдикта. После запрета их вероисповедания примерно 200 тыс. гугенотов покинули страну, поставив свои таланты на службу другим государствам.


Вид на дворец и сады Версаля


Людовик XIV


Версаль. Зеркальная галерея

Это событие имело большое значение в истории Франции. С одной стороны, оно способствовало национальному единению, с другой — привело к невосполнимым потерям. Гугеноты проявляли наибольшую активность в сфере предпринимательства по сравнению с другими слоями населения.

Двор французского короля являлся самым пышным в Европе. Под Парижем был построен огромный дворцовый комплекс Версаль, равного которому Европа ещё не знала. Его строительство продолжалось почти полвека и стоило колоссальных средств. В 1682 г. из Лувра в Версаль была перенесена королевская резиденция.

Власть французского короля становилась почти абсолютной, поэтому государственный строй, получивший наиболее яркое воплощение в правлении Людовика XIV, называют абсолютной монархией. До него такой полнотой власти пользовался разве что Филипп II Испанский. Французская абсолютная монархия считается образцом монархий этого типа.

Бюрократический аппарат стал главной опорой королевской власти. В 1664 г. в государственном аппарате Франции насчитывалось 45 тыс. должностей. Их обладатели — оффисье, купившие свои должности, пользовались большой самостоятельностью. Король мог избавиться от отдельных чиновников, но он не мог выкупить все должности в государстве. Поэтому бюрократия представляла собой влиятельную политическую силу даже в монархии, считавшейся абсолютной.


Людовик XIV умел подбирать талантливых помощников, занимавшихся воплощением его политики в жизнь. Самое заметное место среди них занимал генеральный контролёр финансов Жан Батист Кольбер (1619-1683). Он происходил из торгового сословия, но, купив государственную должность, приобрёл дворянское звание. Проявив большие способности, а также безусловную преданность королю, Кольбер стал его самым выдающимся министром.

Людовик XIV проводил очень активную внешнюю политику, которая с каждым годом всё более занимала его внимание. Но, превратив Францию в сильнейшую державу Европы, он поставил её в такое же положение, в каком оказалась Испания в пору своего могущества. Другие державы Европы объединили свои усилия перед лицом общей угрозы и в конце концов сокрушили французскую мощь точно так же, как незадолго до того была сокрушена мощь Испанской державы.


Ж.-Б. Кольбер

4. Культура Франции XVII в.

Если политические и военные успехи Франции XVII в. ушли в небытие вместе с Людовиком XIV, то достижения французской культуры того времени навсегда вошли в золотой фонд человечества. В 1634 г. была основана Французская академия, главной заботой которой стало развитие французского языка. Благодаря её стараниям вместо многочисленных местных диалектов во Франции постепенно утверждался единый литературный язык, который становился важнейшим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. К концу XVII в. французский язык, первым из языков народов Нового времени, занял господствующие позиции в культурной жизни всей Европы. Он вытеснил латынь как язык дипломатии и вплоть до XX в. являлся основным языком международного общения.

Франция стала родиной нового художественного стиля — классицизма, пришедшего в XVII в. на смену барокко. Он основывался на подражании античным образцам, которые признавались классическими.

Вспомните основные черты стиля барокко.

В отличие от мастеров барокко последователи классицизма старались следовать твёрдо установленным канонам прекрасного. Были выработаны жёсткие правила, которым должны были соответствовать произведения искусства, как надо писать стихи и пьесы, рисовать картины, танцевать и т. д. Основные принципы классицизма — строгое следование установленным нормам, пышность и величественность.


Людовик XIV на открытии Академии наук


Ж.-Б. Мольер


К. Лоррен. Прибытие царицы Савской


Н. Пуссен. Аркадские пастухи

Классицизм в живописи воплощал художник Н. Пуссен. Но наряду с классицизмом во французском изобразительном искусстве развивалась влиятельная реалистическая традиция. Реалистическое видение действительности характерно для выдающегося мастера офорта (особый тип гравюры) Ж. Калло. С именем Калло связан подлинный расцвет искусства офорта; его произведения наполнены жизненной правдой и отличаются особой виртуозностью. Среди наиболее ярких его творений — сцены Парижа и серия офортов, посвящённая бедствиям Тридцатилетней войны.

Утверждение классицизма воплотилось в создании Академии живописи и скульптуры в 1648 г. В 1660-х — начале 70-х гг. были основаны Академия наук, Академия архитектуры, Академия музыки, во многом послужившие образцами для других стран. Король отдал в распоряжение служителей муз Лувр, который приобрёл тогда свой величественный восточный фасад.

Выдающийся шедевр представляет грандиозный дворцово-парковый ансамбль Версаль. Роскошные парки Версаля представляют собой классический образец французского паркового искусства. В отличие от английского парка, более естественного, отвечающего особенностям природного мира французский парк характеризуется регулярной планировкой и стремлением к симметрии. Парковые аллеи, цветники, пруды — всё устроено в соответствии со строгими законами геометрии. Даже деревья и кусты подстрижены в форме правильных геометрических фигур. Достопримечательностями Версаля стали также разнообразные фонтаны, богатая скульптура, поражавшая воображение внутренняя отделка дворцов.


Ж. Калло. Вид на Лувр


Колесница бога Солнца в бассейне Аполлона. Версальский парк

Аристократическая культура XVII в. породила особую форму общения — салон. Светские салоны устраивались в домах знати по определённым дням. Участники салонов организовывали поэтические турниры и театральные представления, обсуждали новые литературные произведения. В салонах вырабатывались нормы светского поведения и особый придворный жаргон. Представляя собой специфическую форму самоорганизации знати, салоны с самого начала приобрели политическое значение. Позднее появились художественные салоны, в которых художники выставляли свои произведения. Здесь происходило обсуждение новинок искусства, представители художественной богемы общались между собой.

Вопросы и задания

Изучаем источник

Епископ Ж.-Б. Боссюэ, один из идеологов католического возрождения, воспитатель наследника престола, обосновал божественное происхождение королевской власти и разработал Правила королевской власти.

Не заложено ли, на ваш взгляд, противоречие в этих Правилах? Свой ответ обоснуйте. Как вы думаете, какие европейские монархи придерживались этих Правил? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Какими правилами во внутренней политике, по мнению Ришелье, должен руководствоваться монарх?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок 13 Франция в период короля - солнце.doc

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА № 13

Учебник: Всеобщая история 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень.

Цель: сформировать понимание учащихся о признаках абсолютной монархии во Франции при кардинале Ришелье и Людовике 14

используя различные источники: исторические карты, учебник уметь находить нужную информацию

способствовать формированию коммуникативных умений

Ожидаемые результаты:

По окончании урока обучающийся должен:

1.Предметные умения:

- называть признаки абсолютизма во Франции

- называть мероприятия по становлению и укреплению абсолютизма

- называть последствия правления французских королей 17 века

2.Познавательные умения:

- извлекать информацию из текста параграфа и исторических таблиц

- систематизировать информацию, представляя ее в виде схемы

- устанавливать причинно-следственные связи;

3.Регулятивные умения:

- ставить цель и достигать результат;

4.Коммуникативные умения:

- аргументировать свое мнение;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Материалы и оборудование:

Презентация к уроку (Приложение 1)

Организовывает работу в группах (парах) по проверке домашнего задания (15 минут)

Работают над заданиями в рабочей тетради на стр. 44 – 46 (по выбору учащихся) при условии набора не менее 7 балов

Работа с информацией учебника (стр. 129 – 130)

Задание: Докажите, что Франция в XVII веке стала страной абсолютной монархии

Работают с информацией учебника. Понимают. Что информации недостаточно для выполнения задания. Задание становится проблемным вопросом на урок

Что нам необходимо узнать для выполнения задания?

- политическое развитие Франции в 17 веке

- мероприятия французских королей

Участвуют в составлении плана на урок, целеполагании, выводе темы урока

4. Изучение нового материала

5. Подведение итогов урока, оценивание

6. Домашнее задание

В теме урока есть термин незнакомый вам. Какой? Что он означает?

Слайд 3 – Людовик XIII , Мария Медичи. Ришелье

Вопрос: Предположите, какие мероприятия проводит Ришелье, с какой целью?

Слайд 5 Доказывает ли информация слайда сделанный вами вывод?

Слайд 6 Какие реформы экономического характера проводит Ришелье?

Задание : работая с текстом учебника на стр. 131 – 133, закончить текст

Привел в порядок ___________________

Поощрял _________, ________________, __________

Установил контроль над _______________

Итогом политики стали _____________________________

Решать возникшие проблемы пришлось другому кардиналу и другому королю

Задание: Работая с учебником, дать понятие Фронда и её разновидности во Франции

С 1661 года Людовик XIV правит самостоятельно.

Охарактеризуйте направления его правления , опираясь на информацию слайда 10

Задание: Сравни политику Людовика 13 и 14 по следующим критериям, используя определенческую подсказку

Итак, Франция в 17 веке достигла расцвета абсолютизма. Выяви признаки абсолютной монархии

Организует работу по алгоритму:

Я могу доказать, что….

Основываясь на информацию слайда, предполагают. Что политика будет направлена на усиление власти короля и укрепление Франции

Анализируют информацию, пишут мероприятия по укреплению власти короля в тетрадь

Выполняют задание парах.

Преобразовывают информацию в схему:

Ришелье (1642) – Людовик XIII (1643) – Людовик XIV – Д. Мазарини - Фронда

Направления политики выписывают в тетрадь

Заполняют таблицу в парах, обосновывают выбор определений

Выполняют задание в рабочей тетради на стр. 49 № 4

Участвуют в самооценке

Записывают в дневник

Выбранный для просмотра документ Урок 13 Франция в период короля - солнце.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:


Людовик XIII 1610 – 1643 г.г. Регент Мария Медичи (1610 – 1624 г.г.)

Людовик XIII 1610 – 1643 г.г. Регент Мария Медичи (1610 – 1624 г.г.)



Экономические реформы Ришелье (стр. 131 – 133) Привел в порядок _____________.

Экономические реформы Ришелье (стр. 131 – 133) Привел в порядок ___________________ Поощрял _________, ________________, __________ Основал ________________________ Повысил __________________ Установил контроль над _______________ Итогом политики стали _____________________________



Фронда (стр. 134 – 135) Парламентская Фронда – это…. Фронда принцев – это…

Фронда (стр. 134 – 135) Парламентская Фронда – это…. Фронда принцев – это…



Сравни… Термины: начало формирования абсолютизма, отсутствие абсолютной монар.

Сравни… Термины: начало формирования абсолютизма, отсутствие абсолютной монархии, расцвет абсолютизма, не правил самостоятельно, самостоятельное правление с 16… года, был регентом, не был королём, не было в стране такого органа, не собирались, собирались только для решения внешнеполитических вопросов Вопросы для сравненияЛюдовик XIIIЛюдовик XIV 1.Самостоятельность правления 2. Этап формирования абсолютизма 3. Роль Генеральных штатов

Французский абсолютизм – наиболее завершенная модель абсолютного самодержавн.

Французский абсолютизм – наиболее завершенная модель абсолютного самодержавного правления р/т стр.49 № 4 – определи признаки абсолютизма во Франции

Домашнее задание Параграф 13, определения. имена

Домашнее задание Параграф 13, определения. имена

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 037 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.10.2016 7693
  • RAR 927.1 кбайт
  • 153 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шереметьева Вера Моисеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить учащихся положением во Франция в XVI-XVII веках Влияние католической церкви на жизнь в государстве.

Продолжить формирование интеллектуального развития

Повысит интерес к изучению предмета

Тип урока: традиционный

Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа

План урока Организационный момент

Изучение нового материала

Тема урока: Франция в XVI-XVII веках

Цели: ознакомить учащихся положением во Франция в XVI-XVII веках Влияние католической церкви на жизнь в государстве.

Продолжить формирование интеллектуального развития

Повысит интерес к изучению предмета

Тип урока: традиционный

Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа

План урока Организационный момент

Изучение нового материала

Чем отличается объединение страны от ее централизации?

Уставшая Франция жаждала мира. К этому подталкивали и восстания разоренного войной крестьянства. В 1598 г. в Нанте король издал эдикт (указ) о веротерпимости. Официальной религией Франции остался католицизм, но гугеноты уравнивались в правах с католиками; им дозволялось совершать богослужения по своему обряду везде, кроме Парижа. В качестве гарантии исполнения эдикта гугенотам передали Лa-Рошель и другие города-крепости на юге страны.
Генриху IV удалось быстро восстановить экономику страны после разрушительных войн и укрепить свою власть и международный
престиж Франции. Однако в 1610 г. его жизнь оборвал кинжал фанатичного католика.

Государственная деятельность кардинала Ришелье
Сын Генриха IV, король Людовик XIII переложил государственные дела на своего первого министра. В 1624—1642 гг. во главе правительства стоял кардинал Ришелье. Непревзойденный мастер интриги, он удерживал свой пост до самой смерти, хотя его врагами были жена, мать и брат короля. Кардинал был выдающимся политиком, он разработал и последовательно выполнял широкую программу действий, стремясь сделать Францию могущественной державой, управляемой сильной центральной властью. Права и привилегии провинций или учреждений, сословных и религиозных групп соблюдались лишь тогда, когда это не противоречило интересам монархии.
Против такой политики выступали гугеноты. Ришелье действовал решительно: руководимые им королевские войска осадили и взяли Jla-Рошель. Гугенотов помиловали, однако отобрали у них политические права, а заодно и крепости, которые эти права гарантировали. Был сделан важный шаг на пути к религиозному, а вместе с тем и политическому единству страны.
Высшая знать, как и гугеноты, отстаивала свою независимость от государства. Интригам и заговорам вельмож против Ришелье не было конца. Но король полностью доверял ему, и заговоры кончались провалом.
Подлинным бедствием Франции XVII в. были дуэли, на которых ежегодно гибли сотни дворян. Ришелье видел в дворянстве главную опору королевства, а потому считал, что дворяне имеют право жертвовать своей жизнью только во имя Франции и короля. Кардинал издавал эдикты против дуэлей и жестоко карал их нарушителей.
Кипучая деятельность Ришелье охватывала самые разные стороны жизни государства. Он реформировал финансы, покровительствовал развитию промышленности и торговли, поощрял захват колоний. Будучи щедрым меценатом, кардинал считал, что литература и искусство тоже должны пропагандировать идеалы абсолютизма. По его инициативе начала выходить первая французская газета.
Главными противниками Франции в Европе оставались при Ришелье испанские и австрийские Габсбурги. В ходе Тридцатилетней войны (1618—1648) Франция ценой крайнего напряжения сил все же одолела Испанию. В результате победы страна расширила свои границы. Испанское преобладание в Европе сменилось французским.

Чем внутренняя политика Людовика XIV похожа на действия его предшественников и чем отличалась от них?

В XVI—XVII вв. во Франции, как и в ряде других стран, утвердилась абсолютная монархия. Она опиралась на дворянство, но учитывала и интересы предпринимательских слоев. Пережив тяжелые испытания в годы религиозных войн, абсолютизм усилился при Ришелье и достиг своего расцвета во время правления Людовика XIV.

Абсолютизм — форма централизованного государства, при которой монарх, опирающийся прежде всего на дворянство, обладает неограниченной верховной властью, а органы сословного представительства теряют прежнее значение.
Фаворит (от лат. favor — благосклонность) — любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.
Меценат — богатый покровитель наук и искусств; слово происходит от имени римлянина, прославившегося покровительством поэтам и художникам.

1562—1598 Религиозные войны во Франции.

(Слова, приписываемые Людовику XIV при посещении парижского парламента)

1. Какие черты характеризуют абсолютную монархию?
2. Как получилось, что распространение в стране протестантских идей привело к религиозным войнам? Было ли это неизбежным?
3. Почему король Людовик XIII неизменно поддерживал Ришелье, даже когда тот враждовал с его женой, матерью и братом?
4. В чем проявлялись абсолютистские черты правления Людовика XIV?

Читайте также: