Избирательное право конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

- разработка инновационных форм правового просве щени я молодежи.

Оборудование: Конституция РФ, карточки с заданиями, презентация « Избирательное

Основные понятия: активное и пассивное избирательное право, выборы, голосова ние, ,

2 Глава государства в странах с республиканской формой правления

3 Член выборного государственного учреждения (деп у тат )

5 Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного госу дарства

6 Политический строй, основанный на признании принципов

народовластия, свободы и равноправия граждан (демократия )

7 Безвластие, отсутствие всякого управления (анархия )

9 Всенародный опрос по особым важным вопросам госу дарственной жиз ни (референд у м)

10 Официальный документ, листок для голосования (бюллетень )

( Избирательное право. Оно относится к группе политических прав человека)

Опережающе е индивидуальное задание : из юридической литературы найти определение

А) - субъективное право гражданина РФ избирать и быть избранным.

Б) - система правовых н орм, регламентиру ющих периоды выборов депутатов

законодательных ( представительных ) органов и выборов должностн ых лиц государства и

• Назовите два вида избирательного права (активное и пассивное)

• Кто лишён этих прав ? (лиц а, не достигшие 18 лет, находящиеся в местах

лишения свободы по приговору су да, призн анные недееспособными).

( Дееспособность - способность лица нести ответственность за свои посту пки.)

3. Источники избирательного права правовые акты, которые содержат нормы,

устанавливающие содержание констит у ционного права граждан РФ избирать и быть

избранными в органы государственной власти и органы МСУ и регулирующие порядок

Констит у ция РФ, федера льные законы, указы президента, су дебные решения,

конституции (уставы) и законы субъектов РФ, нормативные акты избирательных

4 .Решение задач. ( Работа в группах, обсуждение с последующим ответом)

А) Как существо политическое, человек проявляет разную степень политической

активности. Политологи считают, что ли шь 10 - 20 % людей действительно поли тически

активны, а 80 -90 % - политически равнодушны. Согласны ли вы с таким утверждением?

Б) Пассивность и активность в данном случае - черта личности и ли проявление ус ловий,

В) Вы себя считаете политически активным или пассивным?

отношения населения к политической жизни, уклонение от уч астия в ней) .

Существуют определенные условия, соблюдение к оторых п ридаёт выборам свободный и

демократический характер. Что значит всеобщее, прямое, равное, тайное

• Всеобщ ее изби рательное право - и збирать могут все, к роме катег орий граждан,

• Р авное изби рательное право, т. е. один человек - один голос.

• Тайное голосование, т. е. исключается контроль за волеизъявлениями

7. Виды избирательных сист ем (и зучение Кон ституции РФ)

Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат должен получ ить

большинство голосов избирателей данного окру га или страны в целом.

Пропорциональная система предусматривает распределение депу татских мест в

парламенте между различными партиями в зависимости от количества полу ченных ими

Смешанная система соединяет элементы обеих систем. Она применяется в РФ при

выборах в Государственную Думу , 225 д епутатов избираются от партий, 225 - от

8.О референдуме ( изучение материала на основе слайдов презентации )

• Одним из самых выдающихся правителей Дре вних Афин был Перикл.

Каждый год он слагал свои полномочия и отчитывался п еред народом. И

- Какой признак демократических выборов иллюстриру ет этот пример?

Задание. Гр у ппа депутатов разработала закон об обяз ательном у частии граждан РФ

Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите

свои аргументы за то, чтобы закон был принят, предположите выго ды в различных

Вы явля етесь деп утатами и должны предложить аргументы против при нятия закона об

обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные орга ны власти.

После окончания работы в группах проводится общая дискуссия

IV Физкультминутка. Гимнастика для глаз: сядьте поудобнее, глаза закрыты. Отк рываем

глаза толь ко в том сл учае, если слова характериз у ют д емократические выборы (тайное

голосование, нескольк о кандидатов, 18 лет, открытое голосование, белые и збиратели,

• Как граждане с траны мог ут проявить своё у частие в поли тической жизни страны?

- Через выборы, референдумы, работу в партиях и других общес твенных

• Какие ус ловия, на ваш взгляд, делают проц есс демокра тизации реальным и

необратимым? ( Альтернативность выборов, наличие оппозиции, реальное

разделение властей, независимый су д, многоп артийная система,

Наша Конституция дает возможность влиять на формирование власти и у правление

делами государства. Способность это делать зависит от каждого из вас, от вашего уровня

сохранение и развитие демократических процес сов в России. Чем больше избирателей

придут на выборы и добровольно отдаду т свои голоса за любого из ка ндидатов, тем

меньше будет возможностей для фальсификации и обмана. Ну жно помнить , что Ваш

голос могут использовать дру гие для недобросовестных подтасовок резу льтатов выборов.

Нельзя этого допускать. Твоя гражданска я пози ция – это ответственнос ть за всё, что

VI Домашнее задание : Есть мнение « Мой го лос ничего не решает, всё равно б удет так,


Урок разработан и проведен в 10 классе. Использовался раздаточный материал и схемы.

Содержимое разработки

Урок по избирательному праву (10 класс).

образовательная: изучить принципы избирательного права, выяснить, как проходят выборы;

воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности, подвести учащихся к осознанию необходимости участия в выборах;

развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, работать с документами, словарем, работать в группе, отстаивать свою точку зрения.

После изучения темы учащиеся должны:

знать, что понимается под избирательным правом и избирательным процессом;

знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;

понимать роль электората в выборах.

Тип урока - комбинированный.

Основные понятия: выборы, электорат, избирательный процесс, избирательное право, избирательные комиссии, предвыборная агитация.

Методическое оснащение:

Конституция Российской Федерации 1993 г.

Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

Постановка темы и целей урока.

Новый материал. Работа с документами.

1. Беседа: Выборы это древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников и даже главарей банд или пиратских шаек. Сейчас мы кого-то да выбираем каждый год. Выборы короткое слово, но как много информации вбирает в себя. Давайте поиграем с этим словом, извлечем из него еще несколько слов (выборность, борьба, равенство, объединение), которые вместе и покажут нам принципы проведения выборов в Российской Федерации (схема 1).

3. Работа с документами.

В каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ). Прочитайте отрывок из Конституции РФ и ответьте на вопросы?

Статья 32
Конституция РФ

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы к документу:

1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?

2. Что означает избирать и быть избранным?

Своим правом избирать вы сможете воспользоваться по достижению совершеннолетия. И в ваших действиях избирателя, будет отражаться ваша гражданская позиция. Выборы - это серьезное и ответственное действие, поэтому существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Обратимся к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы.

Статья 3
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Статья 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Вопросы к документу:

1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
2. Кто не имеет права принимать участия в выборах?

Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов.

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

Создание избирательных комиссий

Центризбирком РФ – действует на постоянной основе в течение 4 лет, формируется на паритетной основе Президентом Р Ф, Советом Федерации, Госдумой.

Избирком субъекта РФ – формируется законодательным и исполнительным органами субъекта РФ., действует на постоянной основе.

Территориальные избиркомы – формируются органами местного самоуправления.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Период выдвижения кандидатов не менее 45 дней – выборы Президента РФ и депутатов в Госдуму; не менее 30- в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Территориальная избирательная комиссия

Беседа по вопросам: Какие из этих этапов являются предварительными? Сколько времени проходит от объявления до самих выборов? За какое время до выборов прекращается агитация? (схема 2). Какие санкции последуют за нарушение? Должны ли соблюдаться этические нормы во время проведения агитации? (схема 3). Откуда мы узнаём о кандидатах? Кто финансирует избирательную кампанию кандидата?

Итак, мы с вами выяснили, что выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат.

4. Практическая часть урока. Попробуем имитировать выборы на следующем примере:

- Объявляю выборы старосты класса. Вы заранее были разделены на группы, каждая – выдвинула своего кандидата. Как проходило выдвижение кандидата? Представьте программу своего кандидата (команда кандидата или он сам представляют кратко программу). Это была агитация. Когда она прекращается? Зачем нужны эти сутки? (чтобы люди могли обдуманно и спокойно сделать выбор).

Итак, настал день самих выборов. Они начинаются с 8.00 и длятся до 20.00 по местному времени. Зачем даётся столько времени? (Избиратели приходят голосовать на избирательные участки). Где они располагаются? На избирательном участке каждому избирателю комиссия выдаёт бюллетень. В бюллетене указаны Ф. И. О. кандидатов. Их там несколько, а не один. Почему их должно быть не менее двух? (выдаются бюллетени кандидатов в старосты класса).

Бюллетени после сделанной в них отметки опускаются в урну для голосования (показывается урна). Она опечатана. На избирательном участке, кроме комиссии, присутствуют ещё и наблюдатели. Чем они занимаются? (следят за правильностью процедуры).

Проходит голосование. Пока половина класса голосует, остальным задание - следить за правильностью процедуры голосования (нарушения разыгрываются учителем или членами избирательной комиссии участка). Избирательная комиссия: “Выборы прошли. Голосование окончено”.

Пока избирательная комиссия ведёт подсчёт голосов, разбираем нарушения.

Сейчас мы с вами прослушаем прямое включение с избирательного участка № 13 (разыгрывается сценка). Речь главы избиркома: “Выборы признаны состоявшимися. По результатам выборов победил (Ф. И. О. победителя). Он набрал _____ голосов (_____%) Поздравляем победителя”.

Учащиеся высказываются о том, как они ощутили себя в ходе урока, что было полезного, какие новые идеи пришли в результате проведения занятия. Также итогом занятия может быть и заполнение листа контроля и рефлексии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

УЧИТЕЛЬ: Добрый день! Всем здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Давайте посмотрим, какова же цель нашего с вами занятия?

2. узнать, какие бывают виды избирательного права, в чем их отличия;

3. раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;

План урока: (Слайд № 5)

1. Из истории выборов.

2. Избирательно право (понятие, источники, виды)

3. Принципы избирательного права.

4. Стадии избирательного процесса.

Тип урока: урок получения новых знаний

Ключевые понятия: выборы, избирательное право, принципы избирательного права, избиратель, активное и пассивное избирательно право, дееспособность, избирательный процесс, избирательная система.

Опережающие домашние задание:

- репродуктивный; - частично-поисковый;- объяснительно-иллюстративный;

- анализ;- работа с источником.

УЧИТЕЛЬ: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Что такое выборы? Ответы учащихся. А теперь обратимся к словарю.

Выборы — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования .

Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия людей в общественно-политической жизни государства ,

Выборы РФ - это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов.

Английский парламент.

Шли годы, столетия. Сменялись государства и формы народовластия. Однако в калейдоскопе форм народного представительства обязательно следует упомянуть английский парламент. Первое его заседание состоялось в 1265г.

Это был орган сословного представительства. В XIV в. он был разделен на палату лордов и палату общин. Палату лордов составляли приглашенные королем высшие чины церкви и знатные феодалы. Палата общин формировалась путем выборов: в нее входили по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города.

За последние десятилетия в России произошли существенные изменения в структуре избирательного права, основанного теперь на принципах народовластия.

Понятие выборы мы рассматриваем в рамках избирательного права, тогда давайте попытаемся сформулировать, а что такое избирательное право?

Избирательное право граждан – это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. ( Слайд № 6 )

Что является источниками избирательного права? Ответы учащихся

Давайте обратимся к учебнику, стр. 152

Мы видим, какое большое количество источников по избирательному праву.

Что мы дальше с вами должны узнать? Принципы избирательного права, виды избирательного права, ну и конечно, кто такой избиратель?

УЧИТЕЛЬ: Давайте поработаем с источниками избирательного права (Конституцией РФ, ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”(извлечения)

На что мы обратим внимание? Какой он избиратель? Почему у меня выделены слова? Что это такое? Наверное некое ограничение? Правильно, это ценз.

Ценз - условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению тех или иных политических прав. (возрастной, половой, имущественный, религиозный, оседлости).

Гражданин РФ – это ценз гражданства, а 18 лет – это возрастной ценз.

Кто не может участвовать?

1. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Лица, признанные недееспособными (т.е. не способными нести ответственность за свои поступки, психически больные) ст. 21 ГК РФ

Из этого определения мы видим, что это гражданин, который приходит на избирательный участок и голосует, т.е он действует как? АКТИВНО! ( Слайд № 8 )

Активное избирательное право - это право граждан РФ избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления. (с 18 лет),

Пассивное избирательное прав о – это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.(с 21 года, с 35 лет), ст.97, ст.81

Учащиеся делают запись схематично в тетрадь.

УЧИТЕЛЬ: Значит мы с вами рассмотрели второй наш вопрос.

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР.

А теперь снова обращаясь к документам, скажите, а на каких принципах строится избирательное право? ВЫБОРЫ (слово на доске, по мере объяснения, учитель размещает слова)

Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. Выборы они какие?

1) Принцип всеобщности - заключается в том, что в выборах могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет и дееспособные граждане.

2)Принцип равенства - означает, что каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими гражданами, т. е. один человек - один голос.

3)Принцип прямого избирательного права , т. е. гражданин самостоятельно определяет для себя, участвовать ли ему в выборах, если участвовать - то в какой мере, сам непосредственно участвует в выборах и самостоятельно принимает решение за кого и как голосовать.

4)Принцип тайного голосования этот принцип исключает контроль за волеизъявлениями избирателей. Тайное голосование обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетень в закрытой от посторонних взглядов кабине.

Выделяют также иные принципы – честные выборы, справедливые выборы, свободные выборы. А вы согласны с этим? Т. е мы с вами рассмотрели и еще один пункт нашего плана.

Я задаю вопросы, а вы на полях тетрадочки записываете ответы буквой.

А теперь я предлагаю вам рассмотреть жизненные ситуации и выявить нарушения, если есть таковые?

Ответ : при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.

Ответ : нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.

Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.

Ответ : нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.

Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал проголосовать.

Ответ : нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.

Обучающиеся отвечают.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, хорошо справились с заданием.

Вы искали нарушения, ссылаясь на что? Да действительно, здесь речь шла об избирательном процессе. Процедура - это тот порядок, без которого в любом деле возможны различные нарушения, рассогласования.

Точная и четкая процедура проведения выборов - решающее условие развития страны в демократическом направлении.

Работа с учебником стр. 154. Выделить основные стадии избирательного процесса.

После прочтения 2 человека на доске располагают это.

1. Назначение даты проведения выборов.

(Совет Федерации назначает выборы Президента,

Президент назначает выборы депутатов Гос. Думы)

2. Организация избирательных округов, участков, комиссий.

3. Выдвижение кандидатов.

4. Предвыборная агитация.

7. Подведение итогов выборов.

УЧИТЕЛЬ: Проверяем, ребята, есть замечания? Неточности? Несогласие?

Молодцы! Спасибо большое! ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте проверим, насколько успешной была наша с вами работа. Я предлагаю каждому из вас решить тест, который я вам выдам, подпишите его. На решение у вас 3-5 минут. Поставьте себе оценку за тест. А теперь поменяйтесь с соседом и проверьте. ( Слайд № 10 ). Поставьте оценку однокласснику. Совпали оценки? Передайте мне листочки.

Я хочу попросить вас тоже принять участие в выборах, точнее это будет наверное уже не выборы, а скорее референдум. На листочках буквально пару строк.

Будь активным гражданином своего государства.

Идем на выборы: берем с собой – паспорт.

Получаем бюллетень: расписываемся.

Голосуем: в кабинке и внимательно.

Опускаем бюллетень в урну.

Заметили нарушения: зовите наблюдателей.

Никого не слушай, голосуй самостоятельно и лично.

Нельзя не интересоваться, будучи гражданином своей страны, её политической жизнью. Пройдёт совсем немного времени, и вы будете иметь право участвовать в выборах. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того ли иного уровня. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации – низкая правовая культура. Чтобы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. И так, выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования. В следующих выборах и вы сможете принять участие.

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждёт от вас страна.

Поэтому домашнее задание будет следующее: (Слайд № 11)

“ Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады” (Э.Севрус).
“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А.Линкольн).

Судя по тому, как вы отвечали на вопросы, я поняла, что выборы важны как для вас, так и для всей нашей страны.

Председатель участковой избирательной комиссии:

Нарушения в ситуации № 1.

- не предъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.

- массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

Из разговора с членом избирательной комиссии:

- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

Нарушения в ситуации № 2.

- голосование за родственников. - устранение наблюдателей при подсчете голосов.

Из беседы с наблюдателем.

- Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.

Нарушения в ситуации № 3.

- халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.

- непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.

- отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.

Из разговора с избирателем.

- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.

Нарушения в ситуации № 4.

- вброс фальсифицированных бюллетеней.

- агитация в день выборов.

Абсентеизм (от лат. absens, absentis — отсутствующий, англ. absenteeism ) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрацияхи т. д.), но главным образом подразумевается уклонение от своих прямых электоральных функций.

“ Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады” (Э.Севрус).
“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А.Линкольн).

Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации. Свой ответ аргументируйте.

Ответ : при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.

Ответ : нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.

Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.

Ответ : нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.

Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал проголосовать.

Ответ : нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.

Председатель участковой избирательной комиссии:

Нарушения в ситуации № 1.

- не предъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.

- массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

Из разговора с членом избирательной комиссии:

- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

Нарушения в ситуации № 2.

- голосование за родственников. - устранение наблюдателей при подсчете голосов.

Из беседы с наблюдателем.

- Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.

Нарушения в ситуации № 3.

- халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.

- непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.

- отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.

Из разговора с избирателем.

- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.


Избирательное право, с одной стороны, – это совокупность правовых норм, которые регулируют ход избирательного процесса, а с другой – право граждан избирать и быть избранными. Назовём основные источники избирательного права в РФ. Подробно охарактеризуем основные принципы участия граждан в выборах и их организации.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Избирательное право"

Рассмотрим подробнее каждую из этих сторон. Как они реализуются в России?

Вначале перечислим те документы, где все эти нормы можно найти.

Если мы представим их в виде пирамиды, на её верхушке будет, конечно, Конституция. Хотя в ней и нет специальной главы, посвящённой избирательной системе.

На какие статьи Конституции следует обратить внимание? Первую – в ней закрепляется республиканская форма правления. А мы с вами прекрасно знаем, что главная отличительная черта всех республик – выборность основных органов власти. В третьей статье выборы и референдум провозглашаются высшим проявлением народовластия, непосредственной демократии.

Статья тридцать два гарантирует гражданам России осуществление важнейшего политического права – избирать и быть избранным. В статьях восемьдесят первой и девяносто пятой – девяносто седьмой описывается порядок избрания Президента страны и депутатов российского парламента. Есть ещё и сто тридцатая статья, которая однозначно заявляет, что выборы и референдумы – неотъемлемая часть местного самоуправления.

Более специализированными являются законы, которые определяют, как проходят те или иные выборы. Мы уже знакомились с ними на предыдущих уроках.

И в основании пирамиды – те нормы, которые принимают субъекты федерации и муниципальные образования. Внизу они не потому, что не являются важными, а в силу одного из принципов российского федерализма – приоритета федеральных законов.

Какие принципы избирательного права действуют в России? Их можно разделить на две группы. Первая определяет, как граждане участвуют в выборах, вторая – как они проводятся.

Начнём, по классическому сценарию, с первой группы. К ней принято относить пять принципов. Дадим каждому из них краткую характеристику.

Когда мы говорим, что избирательное право в России всеобщее, мы не утверждаем, что абсолютно каждый гражданин может им воспользоваться. В любой стране во все времена существовали и существуют те или иные избирательные цензы – условия, без выполнения которых получить избирательное право невозможно. Вопрос лишь в том, какую долю населения они отстраняют от участия в выборах. Перечислим основные избирательные цензы современной России.

Первый ценз – наличие гражданства. Второй пункт тридцать второй статьи Конституции гарантирует право избирать и быть избранным не каждому человеку, а лишь гражданам страны.

Правда, бывают случаи, когда этот ценз может не действовать. Но это относится лишь к местным выборам. Постоянно проживающие в каком-либо муниципальном образовании иностранные граждане могут в них участвовать. Если Россия подписала с их государством договор, содержащий такую норму. На 2018 год такими государствами были Кыргызстан и Туркменистан.

Есть ещё одно дополнительное условие к цензу гражданства. Вы, разумеется, помните, что законодательство России признаёт двойное гражданство. Так вот, если бипатрид хочет выдвинуть свою кандидатуру на выборах, он должен отказаться от иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве.

Вполне логичными и понятными являются возрастные ограничения. Тут всё просто. Стать избирателем человек может лишь после того, как ему исполнится 18 лет. А чтобы получить право выдвинуть свою кандидатуру на выборах, придётся подождать дольше.

Депутатом Госдумы не станет гражданин моложе 21 года, а Президент России в любом случае будет старше 35 лет.

Избирательное право может осуществлять лишь дееспособный гражданин. Полная гражданская дееспособность наступает по достижении совершеннолетия.

Обратите внимание, что приобретение полной дееспособности ранее этого возраста (например, в результате эмансипации несовершеннолетнего) не означает одновременного получения избирательного права. В этом случае никакие обстоятельства не могут снизить возрастной барьер: 18 лет и ни днём меньше. Признать совершеннолетнего человека недееспособным может лишь суд.

Ценз оседлости может быть введён лишь для осуществления права быть избранным. Скажем, потенциальный кандидат в Президенты России должен постоянно проживать в стране не менее десяти лет на момент выборов.

И ещё один ценз, который, пожалуй, можно назвать цензом законопослушности. Избирательного права временно лишаются граждане, которые осуждены за совершение уголовного преступления и находятся в местах лишения свободы. А для лиц, выдвигающих свою кандидатуру на выборах, этот ценз ещё более жёсткий. Мы достаточно подробно говорили об этом, когда обсуждали механизм избрания Президента России, глав субъектов федерации, депутатов законодательных органов разных уровней. Если вы подзабыли этот материал, повторите его самостоятельно.

Бывают ещё и, так сказать, точечные ограничения. То есть они относятся к конкретным людям. Так, если некий гражданин два срока подряд был Президентом России, то выдвигать свою кандидатуру на очередных выборах он не может.

Как обеспечивается равенство в избирательных правах?

Все граждане имеют идентичные (одинаковые) возможности участия в выборах (конечно, с юридической точки зрения, так-то мы все разные). Избиратель не может проголосовать сразу в нескольких округах. Он будет включён в списки только одного из них, получит столько же бюллетеней, что и все остальные избиратели округа. И округа будут приблизительно равны по числу избирателей. Так что ничей голос не окажется более весомым. Ну и, разумеется, требования к кандидатам также идентичны.

Когда мы говорим о прямых выборах, то имеем в виду две вещи. Во-первых, избиратели голосуют непосредственно за конкретного человека или за конкретную партию.

Если происходит по-другому – сначала избираются выборщики, а потом они голосуют за кандидатов – то это непрямые, многоступенчатые или косвенные выборы. Такие выборы в России тоже есть. Например, не напрямую избираются члены Совета Федерации и значительная часть глав субъектов федерации. Во-вторых, избиратели голосуют непосредственно, в смысле лично. Если вы хотите реализовать своё избирательное право, вы должны явиться на участок для голосования. К тем, кто не может этого сделать по объективным причинам, представители избирательной комиссии приедут на дом.

В связи с этим расскажем об одном прецеденте, юридическом казусе. В 2007 году космонавт Михаил Тюрин решил реализовать своё избирательное право на выборах в Московскую областную Думу. Это не было бы чем-то выдающимся, если бы он не находился в это время на борту Международной космической станции.

Избирателю разрешили проголосовать. По закрытому каналу связи он сообщил свою волю доверенному лицу, которое и заполнило избирательный бюллетень. Это было решение избирательной комиссии, оно никем не оспаривалось. Но его следует всё же признать нарушением избирательного законодательства. Оно не предусматривает никаких исключений, и значит их не должно быть.

Принцип добровольности означает, во-первых, что гражданин самостоятельно решает, принимать ли ему участие в выборах. А во-вторых, за кого из кандидатов (или за какую из партий) голосовать.

При тайном голосовании невозможен (или крайне затруднён) контроль над тем, как именно голосует каждый из избирателей. Без этого свободные выборы невозможны. Бюллетень заполняется таким образом, что полностью сохраняется анонимность, в закрытой кабине. Правда, закон не предусматривает обязанность голосующего туда заходить и вообще сохранять в тайне, за кого именно он голосует.

Единственное требование – голосование вне кабины не должно носить агитационного характера.

Перейдём к основным принципам организации выборов. Их тоже пять.

Обязательность выборов не означает, что граждан на них надо загонять из-под палки – это мы уже выяснили. Дело совсем в другом. Если Конституция требует, чтобы какие-то органы власти избирались, то другим способом они формироваться не могут. Те органы или должностные лица, которые обязаны назначить выборы, не могут отказаться это сделать, а также отменить или перенести уже назначенные выборы.

Если они будут манкировать своими обязанностями, то срок выборов определит соответствующая избирательная комиссия или суд. И только суд может отменить результаты выборов, если для этого будут законные основания.

Выборы должны проводиться регулярно. Их периодичность определяется сроками полномочий тех или иных органов и должностных лиц.

Очень важным является принцип независимости избирательных комиссий. Они формируются в особом порядке (узнайте, как именно) и могут быть расформированы лишь на основании судебного решения.

Нам осталось выяснить, что включает в себя избирательное право граждан. Это не потребует много времени. Граждане обладают активным и пассивным избирательным правом. То есть могут участвовать в голосовании и предлагать себя в качестве кандидата. Могут участвовать в выдвижении других лиц, активно их поддерживать, проводить предвыборную агитацию. Могут участвовать в избирательной кампании как наблюдатели. Есть и другие возможности, узнайте о них самостоятельно.

Подведём итог. Представим то, о чём мы говорили, в виде краткой логической схемы.

Читайте также: