Федор михайлович достоевский конспект 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Композиция — следующие части романа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.

Психологизм — это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Основная литература по теме урока

  1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока

1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература. 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Фёдор Михайлович родился в семье лекаря в 1821 году (в Москве, на улице Новая Божедомка). Будущий писатель получил домашнее образование, владел французским и немецким языками, с отцом занимался и латинским. Молодой человек учится в военно-инженерном училище Петербурга. В 1839 году неожиданно погибает отец. Это событие провоцирует эпилепсию. Болезнь преследует до конца жизни.

Фёдор Михайлович разделяет идею отмены крепостного права и цензуры в литературе. Но в отличие от остальных петрашевцев, является противником насильственного свержения существующей власти. В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли.
Они задумывают создать собственную типографию, но не успевают, так как их арестовывают. За девять месяцев, проведённых в ожидании суда, писатель интересуется всем тем, что происходит на свободе, просит брата присылать ему больше книг.

23 января 1854 года заканчивается срок каторжных работ, начинается служба рядовым в ссылке. После долгих хлопот барона Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в том числе героя Севастополя Эдуарда Ивановича Тотлебена, осенью 1856 года Достоевскому присваивают прапорщика; весной следующего года возвращают потомственное дворянство и право печататься.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1: единичный / множественный выбор.

Какое образование получил Достоевский?

Правильный вариант / варианты:

Федор Михайлович родился в семье лекаря в 1821 году (в Москве, на улице Новая Божедомка). Будущий писатель получил домашнее образование, владел французским и немецким языками, с отцом занимался и латинским. Молодой человек учится в военно-инженерном училище Петербурга. В 1839 году неожиданно погибает отец. Это событие провоцирует эпилепсию. Болезнь преследует до конца жизни.

Пример 2: Филворд — английский кроссворд.

Найдите слова, пропущенные в тексте (в именительном падеже).

Правильный вариант / варианты:

Оборудование: выставка, портрет, презентация, медиапроектор, компьютер.

  • “Новый Гоголь явился!” (Н.А. Некрасов)
  • “. Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей. ” (В.Г.Белинский)
  • “В произведениях г.Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке. ” (Н.А.Добролюбов)

Эпиграф: Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку.

Номер урока в теме: 1.

Тип урока – вводный.

Форма проведения – литературная гостиная с элементами театрализации.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества.

Он всегда стоял особняком в русской литературе, оставаясь не вполне понятным и оцененным.

Достоевского по праву называют “самым трудным в мире классиком”. Чтобы понять этого писателя, надо узнать логику его мышления, строй его понятий и терминов. Многое у Достоевского “не как у людей”. Он стремился к обособленной оригинальности.

Откуда же, из каких корней возрос этот гений?

Какими были детство и юность писателя?

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье врача Мариинской больницы для бедных, в Москве, на Божедомке. Семья жила во флигеле при больнице. Это было импозантное здание дворцового типа, но внутреннее убранство казенной квартиры коллежского советника, штаб-лекаря, было весьма скромным.

Семья со временем разрослась до 9 человек, но ютилась в двух комнатах с передней и отдельной кухней.

Была ли семья бедной? Ведь бедность – основной мотив всех рассказов о детстве Достоевского. Судите сами: отец дослужился до личного дворянства, имел частную практику, содержал прислугу: няню, двух горничных, кухарку, кучера, лакея. При рождении детей нанимали кормилиц, держали четырёх лошадей.

Мать писателя происходила из богатого купеческого рода Нечаевых, имела множество братьев и сестер, которые впоследствии помогали воспитывать детей.: Михаила, Федора, Варвару, Андрея, Веру, Любовь, Николая, Александру. Люба умерла во младенчестве, остальные дети, кроме Михаила и Федора, прожили заурядной жизнью, даже не догадываясь, каким гениальным был Федор.

Отношения в семье строились на полном подчинении воле и капризам мужа, отца.

Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, по всем воспоминаниям, был вспыльчивым, мнительным и строптивым скопидомом. Он пересчитывал тряпки за прачкой, приходил в бешенство, не досчитываясь серебряной ложечки в буфете; постоянно изводил жену придирками, ревностью, подозрениями.

Мать писателя, умершая в феврале 1837 года, была совсем другой: веселая, общительная, хозяйственная, ухватистая, вся в купеческую родню.

До наших дней дошла переписка супругов Достоевских. Она не блещет грамотностью, но вся пронизана какой-то пряничной, приторной нежностью.

И это не могло пройти для Достоевского бесследно. Для писателя вопрос семейных отношений - вопрос громадной важности: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной ему семьи.

Учитель: А каково же влияние семьи на самого писателя? Как он воспитывался, к чему приучался в детстве и юности?

Исследователи жизни и творчества Достоевского отмечают, что домашнее воспитание будущего писателя велось правильно и систематично: он знал французский и немецкий языки, отец обучал его даже латыни.

В раннем детстве у Достоевского, как и у Пушкина, была своя “няня” Алена Фроловна. Она рассказывала мальчику о сказочной жар-птице, о подвигах Алеши Поповича, о Синей Бороде. Потом началось самостоятельное чтение. Писателя особенно поразила книга “104 священных истории Ветхого и Нового Завета”. Все литературные новинки были в поле его зрения: прославленные тогда русские исторические романы “Юрий Милославский” Загоскина; “Ледяной дом” Лажечникова; “Стрельцы” Масальского; “Семейство Холмских” Бегичева.

Но на первом месте были Пушкин и Гоголь. Смерть Пушкина поразила Достоевского как личное горе, ведь он любил в поэте все, а особенно его жизнелюбие и гуманизм.

Больше всего привлекали Достоевского “Песни западных славян”. Он прекрасно читал стихотворения и прозу Пушкина своим тихим проникновенным голосом, чаруя слушателей мелодикой стиха. Ф.М.Достоевский , можно сказать, “поклонялся” глубине и изяществу “Евгения Онегина”

Учитель: Если бы не болезнь и кончина “маменьки”, Федор и Михаил Достоевские объявили бы в семье траур по Пушкину. Раздумья о любимом писателе прошли через всю нелегкую жизнь Достоевского. Поэтому возможность выступить на открытии памятника А.С.Пушкина в Москве писатель считал огромной радостью и великой честью, размышлял о том, что же такое ПУШКИН для России и мира.

4 -й ученик: Памятник скульптора А.М. Опекушина был открыт 6 июня 1880 года в Москве на краю Тверского бульвара. А 8 июня в зале благородного собрания Федор Михайлович произнес свою речь. Волнуясь и как-то сутулясь, он поднялся на кафедру и начал читать как-то медленно и неуверенно. Но постепенно его голос окреп, вдохновленная приподнятость мыслей словно сделала его выше, расправила плечи, зажгла огнем темные глаза.

Достоевский говорил о трех периодах творчества Пушкина, между которыми , однако, “нет твердых границ”, причем , отмечал писатель, последний период творчества Пушкина – всечеловеческий. Писатель считал, что среди мировых литературных гениев не было ни одного, который бы обладал такой способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. Но основной смысл речи сводился к призванию всех к единению и братству. Свою речь Федор Михайлович закончил словами: “Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, но всечеловечески – братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы его в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина”.

5-й ученик: Но великое служение России пером художника особенно поразила его в Гоголе. С приходом Гоголя в литературе свершилось чудо: писатель заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил взглянуть на себя по-новому, так что жизнь показалась совсем не изведанной бездной.

Учитель: Но детство человека не бесконечно, наступает момент, когда он должен покинуть отчий дом, чтобы получить профессию и создать свой дом, свою семью. Настало такое время и для Достоевского.

Сначала братья Федор и Михаил учились в первоклассном Московском пансионе Леонтия Чершака, о котором позднее вспоминали с благодарностью, т.к. пансион отличался строгой дисциплиной, богатой учебной программой, образованными преподавателями. Образование в пансионе пробуждало самостоятельную мысль учеников. Но ничего специфически писательского у Достоевского пока не видно. По окончании пансиона он поступил в главное инженерное училище в Петербурге. Видимо, такой выбор сделан по воле отца, который хотел, чтобы его дети были прочно обеспечены, а окончание училище давало офицерский чин. В училище преобладали шагистика, топография, фортификация, точные науки, и здесь у Достоевского случился первый приступ эпилепсии. В училище писатель жил какой-то внутренней жизнью, напряженной, скрытой от других. Он отличался религиозностью. Был нелюдим, имел мало друзей.

Вся эта внутренняя работа не могла остаться невостребованной. К 1845 году Достоевский полностью перечитал Шиллера, увлекся Бальзаком и здесь-то увидел основную концепцию своего творчества: реализм, разнообразие стихий жизни. Это в глазах писателя объединяло Бальзака, Пушкина и Гоголя.

В 1845 году Достоевский вошел в русскую литературу, не робко, как новый ученик, а смело, веско, сказав свое, новое, слово. Это был роман “Бедные люди”. Сразу после выхода романа в свет о Достоевском заговорили как о крупнейшем писателе натуральной школы. В это время литература переживала период замечательного расцвета.

Все в первом романе было в духе “натуральной школы”: и название, и герои, и пафос отстаивания человеческих прав. По мнению Белинского, это была первая попытка социального романа в русской литературе. И действительно, социальность романа выступала в заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе изгоев общества. полных внутреннего достоинства и душевной деликатности. Именно таковы Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Они не мечтают ни о каких благодетелях, ни о каких спасителях, а живут сами по себе. Но реальность врывается в их узкий мирок и всё ломает, они вынуждены расстаться.

Поразительно то, что свой первый роман Достоевский написал в эпистолярном жанре. Эта форма в литературе считалась аристократической, изысканной. И вдруг Достоевский “потратил” эту форму на обрисовку внутреннего мира “простого чиновника и падшей девицы”. А ведь, в сущности, Достоевский продолжил традицию высоких и чистых чувств. Но, с точки зрения укоренившейся морали и “приличий”. этот мир бедных героев казался вызывающим. И эту же линию Достоевский продолжил в повести “Белые ночи”.

Боль о человеке. Для творчества Достоевского, для его гуманизма трудно найти более точную и емкую формулу. “Белые ночи” - сентиментальный роман из воспоминаний мечтателя. Начнем со слова “мечтатель”, так называет себя сам герой. От чего же он прячется? От других людей, от их любопытных взглядов. Для него всегда существует водораздел: мечтатель и остальные.

Но что означает прибавка “сентиментальный роман”? Это не просто роман, а сентиментальный, т.е. овеянный поэзией сердечного чувства, размывающий контуры реальных событий. И тут мы обращаемся к словам самого заголовка – “Белые ночи”.

Обратим внимание, что все действие романа происходит ночью. В нем даже нет привычного деления на главы, а есть ночи: ночь первая, ночь вторая. всего 4 ночи. Скупа, лаконична и ночная декорация: только набережная канала, на которой встретились мечтатель и Настенька; скамейка, на которой они сидели. Вначале оба героя равны, равны своим несчастьем, одиночеством, бедностью. Выходит, что несчастье их сближает. А счастье – счастье, ее встреча с возлюбленным – разъединяет. Получается, что даже пережитое в эти Белые ночи – все это было не его. Мечтатель понял, что даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь – были не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание повязать свое счастье”. Таков всеобъемлющий гуманизм Достоевского: писатель исполнен “боли о человеке всяком – бедном, неудачливом, забытом – и заставляет разделить эту боль нас, читателей”.

Но Достоевский не ограничился только одним сентиментальным направлением. За 3 года он создает вслед за “Бедными людьми” и “Белыми ночами” 6 произведений. Среди них “Неточка Незванова”, “Двойник”, “Хозяйка”. В этих произведениях то “среда” господствует над личностью, то прослеживаются попытки бунта личности за свои права, то герои одержимы какой-либо идеей. Собственно, на этом закончился первый этап литературного творчества Достоевского. И виной тому или причиной стала общественно-политическая деятельность писателя. Новая идеология – социализм – привлекла писателя проповедью лучшего будущего для человечества, проповедью равенства, эмансипации женщины, критики буржуазной цивилизации.

Именно идеология социализма приводит Федора Михайловича в различные кружки и политические общества, но с сентября 1848 года он останавливает свой выбор на кружке Михаила Васильевича Петрашевского, регулярно посещал его “пятницы”. “Петрашевцы” были идейными наследниками декабристов, но общество уже не состояло из одних дворян, здесь были и разночинцы. “Петрашевцы” были арестованы, даже не начав действовать, а лишь составив “заговор идей”.

Но Достоевский по своим убеждениям никогда не был революционером, в его сознании преобладают истины Евангелия, и социализм он принял как ветвь христианства. “Пятницы” Петрашевского привели Достоевского к аресту и приговору к смертной казни. Но затем в числе других писатель был помилован и получил 4 года каторги и поселение в Сибири. Приговор был оглашен 22 декабря 1849 года, а 23 января 1850 года Достоевский по этапу был доставлен в Омск, каторжный острог. В книге “Записки из мертвого дома” он подробно описал жизнь каторжан. Пребывание на каторге, а затем служба рядовым внесли определенные изменения в мировоззрение писателя. В 1858 году Достоевский, дослужившийся до прапорщика, подает в отставку “по болезни”. Годом ранее он был восстановлен в гражданских правах, и ему было возвращено потомственное дворянство.

Хотя в чем-то Достоевский и отказался от своих прежних идей, но он остался верен одной главной идее – идее правды жизни. Во 2-й половине 19 века в русской литературе стал преобладать жанр романа. Достоевский- романист наряду с Толстым занял одно из первых мест в русской литературе . В своих романах он показывал безгранично богатый жизненный материал. Затрагивал такие стороны общественной и социальной жизни, мимо которых проходили другие писатели-романисты. И сила таланта Достоевского проявилась в изображении современной ему мятущейся личности, в критике неустроенности современного общества.

В 60-70 -е годы 19 века писатель создает “свои великие романы”: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”.

Путь Достоевского к роману “Преступление и наказание” был долгим. Задуман он был еще в начале 50-х годов. Тягостный и мучительный 1864 год дает писателю обильный материал для задуманного произведения. После смерти брата Федор Михайлович оказывается в страшной нужде, над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год писатель был вынужден обращаться к петербургским ростовщикам. Не жалея здоровья, просиживал за работой до 6 часов утра, пытаясь спасти общее с братом детище – журнал “Эпоха”. Достоевский все же не может выбиться из нужды и доводит сумму своего долга до 25 тысяч рублей. Он перестает бороться за журнал и возвращается к своему основному делу – писательскому ремеслу.

Основной вариант романа сложился к осени 1865 года. Но он разрастался, становился объемнее и сложнее. Кажется, работа над романом вот-вот успешно закончится , и вдруг осенью 1866 года Достоевский опять попадает в исключительно трудные обстоятельства: он вынужден одновременно с работой над “Преступлением и наказанием” напряженно работать и над другим романом - “Игрок”. Дело в том, что по контракту с издателем Стелловским он должен был представить новый роман к 1 ноября. Поэтому лишь в ноябре 1866 года Достоевский диктует последнюю, шестую, часть романа и эпилог “Преступления и наказания”, которые печатаются в декабрьском номере журнала “Русский вестник”. И только в марте 1867 года роман “Преступление и наказание” выходит отдельным изданием.

Выходу романа предшествовали многие трудности: и финансовые, и психологические, и нравственные искания не оставляли писателя. Но основной проблемой стала нехватка времени для написания очередного произведения по кабальному договору. И в это труднейшее для писателя время судьба в лице Милюкова и профессора стенографии Ольховского преподнесла Фёдору Михайловичу, наверное,самый щедрый подарок -знакомство с главным человеком всей его жизни, и писательской, и человеческой. Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент, рассказывающий эту трогательную историю.(см. Приложение 1).

Еще два романа выходят в свет после “Преступления и наказания”, это “Подросток” и “Идиот”. И все эти годы в душе и в мыслях писателя зреет замысел нового романа, романа-дилогии, объединяющего в себе прошлое и будущее.

3 -й ученик: “Братья Карамазовы” - последний, итоговый, самый великий роман Достоевского. В его основу положена драматическая интрига – убийство лица, явившегося средоточием страстей. Убийство из ненависти и мести, из-за денег, из-за ревности. Чисто житейская основа придает естественность интриге, полноту и убедительность мотивировкам.

“Братья Карамазовы” - самый сложный и самый понятный по сюжету роман Достоевского. Семейное начало, обычно обнаруживавшееся в романах писателя и оказывавшееся на периферии, здесь положено в основу повествования. Действие развивается стремительно, все роли обозначаются сразу. Роман органичен, ясен, национальная русская стихия господствует во всех его клеточках.

Новым словом в художественном повествовании явились сцены народных страданий, взятые с натуры. В основу сюжета положена слышанная Достоевским на каторге история заключенного в Омском остроге отставного поручика Ильинского, “отцеубийцы из дворян”. Ильинский был осужден ошибочно, убийцей был его младший брат, желавший единолично получить наследство. Роман опирается на многое из того, что автор наблюдал в жизни или разузнавал специально. Достоевский писал иногда в жару личных переживаний: у него умер сын Алеша трех лет, и он назвал Алешей одного из героев романа.

В “Братьях Карамазовых” поставлен вопрос о смысле бытия. Эту проблему обсуждали все герои романа. Писатель приходит к выводу, что ни одна существовавшая в мире система государственного устройства не защищает права каждого человека. Спасение только в обновлении самого человека. Старец Зосима говорил: “Будут братьями, будет и братство”. Это – выражение основного жизненного принципа писателя. В учении Достоевского, конечно, много спорного и неверного, но общий вывод – смысл жизни в том, чтобы знать, зачем жить.

А жить надо, по Достоевскому, чтобы был мир между людьми, во имя их процветания, совершенствования. Сами братья из семейства Карамазовых разбились в разные стороны. Но принцип “братства” остался и завещан писателем будущему.

Думаю, что пришло время подвести итоги нашего знакомства с писателем и его творчеством. Каждый из вас, готовясь к уроку, узнавал какую-либо грань этой великой и неоднозначной личности. Дома вы напишете сочинение-миниатюру “Достоевский, каким я вижу его.”.

Цели: расширить представление учащихся о влиянии творчества Ф. М Достоевского на духовную жизнь современников; активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь их в творческую поисковую работу; формировать умение учащихся высказать свое отношение к прочитанному; развивать нравственные чувства учащихся.

Ход урока

Не карайте, оправдайте,

Но зло назовите злом.

Главное - люби других,

как себя, вот что главное .

В нем Совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы, и бесы жили в нем. –

Но что для нас теперь сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнем.

Звезды, которые его

светят для всего человечества.

Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

Сегодня, ребята, мы проводим с вами итоговый урок по творчеству великого русского писателя-классика Ф. М. Достоевского.

Тему урока я назвала так:

Поэтому цель нашего урока - задуматься, попытаться понять, в чем ценность творчества Достоевского для каждого из нас, для людей, которые живут в нашем мире, очень сложном и противоречивом. Попытаться сделать свой выбор.

Обратите внимание, ребята, на эпиграфы к нашему разговору.

Учитель комментирует эпиграфы, учащиеся записывают.

Обратите внимание, ребята, на портрет писателя. Вновь перед нами великий гений Ф. М. Достоевский. И всякий раз, когда мы обращаемся к нему, то понимаем, насколько это трудное и ответственное дело говорить о такой выдающейся личности. Сегодня на нашей последней встрече по творчеству Достоевского мне хотелось бы, ребята, видеть вас размышляющими, думающими, неравнодушными, сомневающимися. Ибо литература - эго человековедение, и дать однозначный ответ на какой-то вопрос невозможно.

У нас в гостях авторитетные гости: библиотекарь, школьный психолог, учащийся 11А класса, завуч, которым вы должны задать вопросы.

Наш урок будет состоять из нескольких этапов, барьеров, которые вам необходимо будет преодолеть. Сегодня вы работаете индивидуально и в группах. Я желаю вам быть активными и творческими. Успехов вам!

I этап.

Учитель. Внимание! Конкурс на лучшее интервью о Достоевском. Представьте, ребята, что вы с группой туристов оказались за границей, в Германии, например. На одной из улиц Берлина к вам подходит журналист, ведущий какой-то телевизионной передачи, и объясняет вам, что готовится передача о русском писателе Достоевском и ему хотелось бы знать, что вы можете сказать о нем? Каково ваше отношение к творческому наследию Достоевского? И вы соглашаетесь дать интервью.

Учащиеся представляют текст интервью.

Учитель. За что же Достоевский так любил А. С. Пушкина? Почему преклонялся перед его талантом? Может быть, поэтому.

Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дальних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Удивительно гуманное, доброе, человечное исходило от Пушкина! В чьих интервью звучит мысль об этом?

Учащиеся дают интервью (5-6 человек).

Учитель. А можно ли оставить город Петербург за кадром? Он тоже играет важную роль. Какой он у Достоевского?

Учитель. Это город, в котором невозможно быть! А вот взгляд нашего современника, известного певца Ю. Шевчука.

- Какой он сегодня? Какие чувства испытывает наш современник к своему родному городу?

- Чье интервью лучше?

II этап. Исследования творческих групп.

Учитель. Почти два века минуло со дня рождения Ф. М. Достоевского, а интерес к нему все возрастает и возрастает. Деятели искусства пытались и пытаются как в нашей стране, так и за рубежом по-современному, по-своему прочесть Достоевского. Его произведения ставятся в театрах, по ним снимаются фильмы. Итак, свой отчет предлагает I творческая группа.

Достоевский и театр.

Выступления учащихся. Итог поводит учитель.

II творческая группа.

Достоевский и кино.

Учитель. Прокомментируйте фрагмент фильма.

Кого вы понимаете больше?

На чьей вы стороне?

Какие чувства у вас возникают к героям?

Можно ли этот эпизод соотнести с темой нашего урока?

А как думаете вы? Какой смысл вы вкладываете в понятие красота?

Итог по отчету II группы.

Творческий отчет III группы. Викторина.

Слово предоставляется III творческой группе, которая составила викторину.

Учащиеся III группы предлагают вопросы викторины. Если останется время, то учитель может предложить учащимся свои вопросы.

2. Какой смысл вкладывал Ф. М. Достоевский в имена и фамилии героев?

Соня (София) — божественная мудрость.

Порфирий - багряный (греч.), порфира - пурпурная мантия монарха.

Петр - первый русский император.

Правовое начало представляет Порфирий Петрович, религиозное - Сопя.

Разумихин — в этой фамилии сталкиваются высокое (разум) с просторечным (суф. - их).

П. П. Лужин - зарисовка с присяжного стряпчего Павла Петровича Лыжина, за долг которому в 450 рублей имущество Достоевского подлежало описи в июне 1865 года.)

Учитель подводит итог викторины.

В нем Совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы, и бесы жили в нем, -

Но что для нас теперь сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнем.

Учитель читает наизусть стихотворение И. Северянина (1887-1941 гг.)

МОЛИТВА

Гостеприимство радостно вкушая,

Я говорю: жизнь прожита большая,

Неповторяемая на земле!

Все находимое порастерял

И вот, слезами взоры орошая,

Я говорю: жизнь прожита большая.

Проговорил - и сердцем обомлел:

Большая жизнь, но сколького не знал!

Мелькают страны, возникают лица

Тех, о которых некому молиться,

Кто без молитвы жил и постарел.

Чем дальше жизнь, тем явственней сигнал.

С кем из безвестных суждено мне слиться?

О всех, о ком здесь некому молиться,

Я помолюсь теперь в монастыре.

Учащиеся задают вопросы гостям.

Домашнее задание.

Готовиться к сочинению по творчеству Достоевского. (Темы прилагаются.)

Темы сочинений по творчеству Ф. М. Достоевского

1. Что бы мне хотелось сказать о прочитанном произведении Ф. М. Достоевского.

2. Произведение Ф. М. Достоевского, которое меня потрясло. (Очень понравилось, заставило задуматься или что-то еще.)


Трутовский К.А. Портрет Ф.М.Достоевского. 1847 г.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 92.

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 84
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ: ЖИЗНЬ, СУДЬБА,
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ,
ИДЕЙНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Цель:
ознакомить учащихся с биографией Ф. М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности мировоззрения писателя с его произведениями; совершенствовать умения и навыки составлять конспект, план, хронологическую таблицу жизни и творчества писателя; воспитывать личность, стремящуюся к духовной красоте и внутреннему богатству, ответственную за свои поступки.

Оборудование:
учебник, фотографии Ф. М. Достоевского, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают, составляют тезисы, хронологическую таблицу о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; рассказывают об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Анализ контрольных сочинений

— Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из русских писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Ф. М. Достоевского, который уже несколько десятилетий разделяет первые места с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя (с элементами беседы)

• Как вы понимаете эти слова писателя-философа? О какой истине идёт речь?

Арест по делу петрашевцев, вынесение смертного приговора, замена приговора на каторгу и солдатскую службу

— Творчество Фёдора Михайловича Достоевского принадлежит к числу наиболее сложных и противоречивых явлений русской литературы второй половины XIX в. Начавший свою деятельность под воздействием передовых демократических идей 40-х гг., испытавший влияние В. Г. Белинского, осуждённый в молодости на каторгу за участие в социалистических кружках петрашевцев, Ф. М. Достоевский позднее разошёлся с деятелями русского освободительного движения.

Писатель проповедовал духовное возрождение людей и общества в силе бесконечной и всеобъемлющей любви для осуществления вселенского царства правды на земле, и проповедовал он это живее, сильнее, чем кто-либо из современников.

Прочитайте данные ниже документы. Анализируя их, ответьте на вопросы.

• Каким вы видите здесь Ф. М. Достоевского?

• Почему власти признали его крайне опасным?

• Какие детали в документах показались вам особенно интересными?

• Какой общий заголовок вы дадите этому материалу? Опираясь на документы, попробуйте создать живой, образный рассказ о данном периоде жизни Ф. М. Достоевского.

Документ первый
III отделение собственной его императорского величества канцелярии С.-Петербург 22 апреля 1849 года № 675
Г. Майору С.-Петербургского жандармского дивизиона Чудинову
По высочайшему повелению предписываю Вашему Высокоблагородию завтра, в четыре часа пополуночи, арестовать отставного инженер-поручика и литератора Фёдора Михайловича Достоевского… При сём случае вы должны строго наблюдать, чтобы из бумаг Достоевского ничего не было скрыто… Ежели при опечатании бумаг и книг Достоевского он будет указывать, что некоторые из оных принадлежат другому какому-нибудь лицу, то не обращать на таковое указание внимания и оные также опечатать. При возлагаемом на вас поручении вы обязаны употребить наистрожайшую бдительность и осторожность под личною вашею ответственностью…
Генерал-адъютант граф Орлов

Документ четвёртый
ИЗ ПИСЬМА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО БРАТУ
Брат, любезный друг мой! всё решено! Я приговорён к четырёхлетним работам в крепости (кажется Оренбургской) и потом в рядовые. Сегодня, 22 декабря, нас отвезли на Семёновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головой шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Вызвали по трое, следовательно, я был во второй очереди, и жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моём, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый! Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой. Привязанных к столбу привели назад и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Расскажите о молодости Достоевского и об эпохе, в которую она протекала. Закономерно ли было его обращение к литературе как основной профессиональной деятельности, с которой он связывал все свои надежды?

• Подумайте, почему в докаторжный период в Ф. М. Достоевском совмещалось христианство с увлечением утопическим социализмом? Почему после каторги такое совмещение стало невозможным?

• Что общего у романов Достоевского с библейским Пятикнижием Моисея?

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Читайте также: