Этилен план конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Урок посвящён непредельным углеводородам, их номенклатуре, физическим и химическим свойствам, а также роли в жизни человека. В ходе урока учащиеся познакомятся с представителями данного класса органических веществ.

Алкены – непредельные углеводороды ряда этилена, имеющие одну двойную углерод-углеродную связь

Гибридизация – процесс взаимодействия разных, но близких по энергии электронных орбиталей, приводящий к их выравниванию по форме и энергии.

Гомология – явление сходства по составу, строению, химическим свойствам и принадлежности к тому же классу одного вещества с другим веществом, но различающиеся дуг от друга на одну или несколько групп СН2. Группу СН2 называют гомологической разностью.

Горение – быстро протекающий процесс окисления вещества, сопровождающийся большим выделением тепла и ярким свечением.

Полимеризация – реакция, при которой одинаковые молекулы соединяются между собой в более крупную молекулу

Изомерия – явление существования веществ, одинаковых по составу и молекулярной массе, но различающихся по строению или расположению атомов в пространстве и вследствие этого по физическим и химическим свойствам. Такие вещества называются изомерами.

Формула структурная – изображение молекулы, в котором показан порядок связывания атомов между собой. Химические связи в таких формулах обозначаются черточками.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Дополнительная литература:

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение. – 2018. – 352 с.

Открытые электронные ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Алкены – непредельные углеводороды, в молекулах которых между атомами углерода имеется одна двойная углерод-углеродная связь. Общая формула алкенов СnH2n, где n≥2.

Простейшим представителем алкенов является этен, или этилен С2Н4.

Структурная формула этилена:


Особенности пространственного и электронного строения алкенов на примере молекулы этилена

Рассмотрим особенности электронного и пространственного строения алкенов на примере молекулы этилена. Все атомы углерода в молекуле этилена находятся в состоянии sp 2 -гибридизации. Три гибридных орбитали участвуют в образовании трех достаточно прочных сигма связей (по две связи у каждого атома углерода с атомами водорода и одна общая между собой). Оставшаяся негибридная р-орбиталь образует менее прочную пи-связь между атомами углерода. Таким образом, в молекуле этилена присутствуют 5 сигма-связей и одна пи-связь, причем двойная связь между атомами углерода образована одной сигма и и одно пи-связями. Наличие пи-связей в молекулах алкенов делает невозможным вращение атомов углерода друг относительно друга (имеются ввиду те атомы, при которых находится двойная связь)

Каждый атом углерода в молекуле этилена имеет треугольное строение.

Номенклатура алкенов

Особенности номенклатуры алкенов заключаются в следующем:

1. Нумерация углеродной цепи начинается с того конца, где ближе расположена двойная связь

2. В конце названия изменяется суффикс -ан соответствующего предельного углеводорода на -ен или -илен, и, если это необходимо, указывается атом углерода, при котором находится двойная связь


1. Нумерация главной цепи начинается слева направо, так как двойная связь ближе к левой части молекулы.

2. Называем радикал, расположенный у второго атома углерода: 2-метил

3. В главной цепи находится четыре атома углерода, следовательно, она соответствует предельному углеводороду – бутану.

4. Так как присутствует двойная связь, то суффикс – ан меняется на суффикс -ен и указывается положение двойной связи: бутен-1.

5. Соединяем суффикc с корнем и получаем название 2-матилбутен-1.

Гомология алкенов и изомерия алкенов.

Ближайшие гомологи этилена:

Для алкенов характерны следующие виды изомерии:

1. Изомерия углеродного скелета

2. Изомерия положения кратной связи

3. Пространственная геометрическая изомерия

4. Межклассовая (с циклоалканами)

Рассмотрим каждый вид изомерии на примере вещества состава С4Н8:

При построении структурной формулы данного вещества возможно расположение двойной связи как между первым и вторым атомами углерода, так и между вторым и третьим, тогда возможно получить две структурные формулы


Данный вид изомерии называется изомерией положения кратных связей.

Для данного вещества возможно построить единственный разветвлённый изомер – изомер углеродного скелета – 2-метилпропен:


Межклассовый изомер бутена – циклобутан:


Также для бутена-2 возможно существование геометрических изомеров, это связано с тем, что метильная группа СН3 - может располагаться относительно плоскости двойной связи в двух разных положениях, что приводит к образованию цис- (если эти группы расположены по одну линию связи) и транс-изомеров (если метильные группы расположены по разные линии связи):


Физические свойства алкенов

Этилен – бесцветный газ, почти без запаха, легче воздуха, плохо растворим в воде. Пропен и бутен – также газы. От пентена до октадецена – жидкости. Остальные – твердые вещества. Все агрегатные состояния указаны при нормальных условиях.

Способы получения алкенов

1. Внутримолекулярная дегидратация спиртов:

Данный способ является основным способом получения этилена в лабораторных условиях. Реакция протекает при температуре выше 140 градусов и в присутствии концентрированной серной кислоты, выполняющей роль катализатора. При дегидратации этанола получают этилен, а при дегидратации пропанола – пропилен:


2. Дегидрирование предельных углеводородов.

Данная реакция протекает при нагревании в присутствии катализаторов: никеля, платины, оксида хрома (III). При этом получают соответствующие алкены:


Химические свойства алкенов

Химические свойства алкенов обусловлены наличием в их молекулах двойных углерод-углеродных связей. Дело в том, что пи-связь, как было сказано ранее, является менее устойчивой, чем сигма связь. Поэтому при атаке её каким-либо реагентом она легко разрывается. Это объясняет основные химические свойства алкенов: они способны вступать в реакции присоединения и окисления.

Реакции присоединения

Гидрирование – присоединение водорода

Протекает при нагревании в присутствии катализаторов: платина, никель, оксид хрома (III). Продуктом реакции всегда является алкан.

Галогенирование – присоединение галогенов

Реакция протекает при обычных условиях. Продукт реакции – дигалогеналкан (1,2 - дибромэтан)

Признак реакции – обесцвечивание раствора брома, поэтому данную реакцию используют как качественную на двойную связь.

Гидрогалогенирование – присоединение галогенводородов

Продукт реакции – галогеналкан (хлорэтан)

Гидратация – присоединение воды

Продукт реакции - спирт

Реакция полимеризации

Полимеризация – реакция, при которой одинаковые молекулы соединяются в более крупные молекулы.

Условия реакции – высокая температура и давление

Продукт реакции – полимер (полиэтилен)

Продукты реакции полимеризации используются для производства пластмасс и синтетических волокон

Продукт реакции – многоатомный спирт (этиленгликоль)

Признак реакции – обесцвечивание раствора перманганата калия , поэтому данную реакцию используют как качественную на двойную связь.

Каталитическое – окисление кислородом в присутствии катализаторов

Продукт реакции – оксид алкена (оксид этилена)

Продуктами полного горения алкенов являются углекислый газ и вода

Особенности реакций гидрогалогенирования и гидратации у пропилена и других гомологов этилена

Реакции присоединения галогеналканов и воды у гомологов этилена протекают по правилу Марковникова: водород присоединяется по месту разрыва двойной связи к более гидрированному атому углерода. Например, при присоединении хлороводорода к молекуле пропилена, образуется не 1-хлорпропан, а 2-хлорпропан:

Аналогично протекает реакция гидратации:


Применение этилена и его соединений

Производство пластмасс, взрывчатых веществ, антифриза, растворителей, синтетического каучука, ацетальдегида, для ускорения созревания плодов.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

  1. Решение задачи на нахождение массы раствора.

Масса 2%-го раствора бромной воды, которая вступает в реакцию с 2,24 л пропилена равна

Шаг первый: Составляем уравнение химической реакции С2Н4 + Br2 = C2H4Br2

Шаг второй: Находим количество вещества пропилена по формуле n=V\Vm= 2,24 л / 22,4 л/моль = 0,1 моль

Шаг третий: По уравнению реакции количество вещества пропилена равно количеству вещества брома: n(С2Н4)=n(Br2)=0,1 моль

Шаг четвёртый: Находим массу брома по формуле: m=Mn=160 г/моль*0,1 моль= 16 г

Шаг пятый: Находим массу раствора бромной воды по формуле: m (раствора)=m/ω = 16г / 0,02 = 800г

  1. Решение упражнения на химические свойства алкенов

Вставьте в таблицу пропущенные продукты реакции

Первый шаг: При гидрировании алкенов водородом образуются предельные углеводороды – алканы с соответствующим числом атомов углерода. Поэтому первая колонка заполняется продуктами реакции – этан и пропан:

Второй шаг: При галогенировании алкенов галогены, в данном случае бром, присоединяются по месту разрыва двойной связи, образуя дигалогенпроизводные, например:


Поэтому второй столбец заполняется следующими веществами: 1,2-дибромэтан, 1,2-дибромпропан.

Третий шаг: При гидратации (присоединении воды) образуются спирты. При реакции пропилена с водой важно помнить о правиле Марковникова, поэтому продуктами реакции будут этанол и пропанол-2:

4. При гидрогалогенировании алкенов продуктом реакции будут галогеналканы. И опять нужно помнить о правиле Марковникова для гидрогалогенирования пропилена:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО: Угарцева Галина Николаевна

Цели урока :

Деятельностная : формирование универсальных учебных действий

при изучении особенностей строения непредельных углеводородов на примере этилена.

Предметно-дидактическая : формирование знаний учащихся об особенностях строения этилена, как представителя непредельных углеводородов.

Планируемые образовательные результаты урока :

Предметные :

• Характеризуют строение этилена;

• приводят примеры веществ непредельного характера;

• раскрывают взаимосвязь между строением, свойствами и веществ на примере непредельных углеводородов .

Метапредметные :

• участвуют в постановке темы урока;

• работают с различными источниками инфориации;

• устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

• выражают и аргументируют свои мысли;

• оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.

Личностные :

• убеждаются в познаваемости мира;

• убеждаются в зависимости свойств вещества и областей его применения от особенностей его состава и строения;

• проявляют интерес к изучению химии;

Тип урока :

1. По ведущей дидактической цели : изучение нового материала.

2. По способу организации : комбинированный.

3. По ведущему методу обучения : репродуктивный.

Методы обучения :

1. Основной : объяснительно-иллюстративный.

Основные вопросы урока :

Гибридизация атома углерода;

Пространственное строение молекулы этилена;

Отличие σ- и π-связей;

Прогнозирование свойств непредельных углеводородов

Средства обучения :

• раздаточный дидактический материал для учащихся (тесты);

• наборы моделей атомов;

Ход урока :

Методы оценки/

1. Организа-ционный.

2.Актуализа-ция опорных знаний и способов действий

3.Формирование новых знаний, умений и навыков

4.Закрепле-ние изученного материала

Самостоятельная работа с набором моделей атомов.

Самостоятельная работа с набором моделей атомов

Самостоятельная работа с набором моделей атомов

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Текст задачи ( слайд 1)

Соединение содержит вдвое больше атомов водорода, чем атомов углерода. Его плотность по водороду равна 14. Найдите молекулярную формулу углеводорода.

Обсуждает результаты решения задачи

Организует беседу по вопросам:

1.Что вы можете сказать про этот углеводород?

2.Какой это углеводород , что вы можете предположить? Как он называется?

3.Чем он отличается от этана?

Задание для учащихся;

Собрать шаростержневую модель углеводорода

Организует беседу по вопросам:

1.Что вы можете предположить о строении этилена?

2.Как вы думаете , что необходимо знать для того, чтобы изучить особенности свойств вещества?

Как вы считаете, достаточно ли у нас сведений для изучения свойств этилена и его гомологов?

4.Как можно сформулировать тему урока, опираясь, на опыт изучения алканов?

Знакомит учащихся со строением этилена

1 Работа со изучению строения (слайды 4-7)

Sp 2 гибридизация

Sp 2 гибридизация

1. Какое предположение можно сделать о свойствах этилена?

2.Как вы думаете, свойства алкенов похожи на свойства этилена?

3. Какие параметры у молекулы этилена?

4.Возможно ли свободное вращение атомов углерода в этилене?

5. Будут ли сохраняться такие параметры у гомологов этилена?

Предлагает сделать модель пропена.

Предлагает обсудить вопросы:

1.Какой тип гибридизации у каждого атома углерода в пропене?

2. Можно ли составить

модель изомера пропена?

3. какие черты сходства в строении пропена и этилена вы обнаружили?

4. Какие свойства по вашему мнению должны проявлять этилен и пропен?

Предлагает создать модель бутена-2

Проводит обсуждение результатов работы

1.Одинаковые ли получились модели? Сравните с моделями одноклассников.

2.Как вы думаете, почему получились разные модели?

3. Могут ли вещества , модели которых вы создали , обладать одинаковыми свойствами?

Предлагает выполнить задания теста

Предлагает проверить тест

Подводит итоги работы на уроке.

Просит подсчитать количество баллов в тесте и по шкале определить оценку за работу. Предлагает заполнить лист рефлексии и оценить свою работу на уроке.

Предлагает записать и комментирует домашнее задание

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места: тетради, учебники, набор моделей атомов, лист рефлексии

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, предлагают формулировку темы урока.

Воспринимают дополнения и разъяснения учителя

Воспринимают объяснение учителя , делают записи в тетрадях

Отвечают на вопросы , высказывают свои мнения, участвуют в обсуждении

Выполняют задание, работая с набором моделей атомов. Участвуют в обсуждении результатов работы, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание, работая с набором моделей атомов. Участвуют в обсуждении результатов работы, отвечают на вопросы учителя.

проверяют и оценивают правильность их выполнения (максимальный балл 7)

Участвуют в подведении итогов работы на уроке. Высказывают свои суждения о ходе урока. Выставляют себе отметку за работу на уроке. Проверяют заполнение листа рефлесии и сдают его учителюЗаписывают домашнее задание , слушают рекомендации учителя по его выполнения.

Создают модель углеводорода

Выдвигают и доказывают гипотезу

Формулируют тему урока

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Учатся выделять то, что уже освоено и что еще надо изучить

Участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Выделяют и осознают то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.

Воспринимают ответы одноклассников

Учатся сравнивать для выявления признаков сходства и различия

Строят логические цепи рассуждений .

Участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Выбирают критерии для сравнения веществ.

Сравнивают модели и обнаруживают отличия

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Прогнозируют свойства веществ, основываясь на строении углеводородов

Строят логические цепи рассуждений .

Участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Сопоставляют с образцом, представленным в презентации

Сопоставляют с образцом, представленным в презентации

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.09.2019 520
  • DOCX 262 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Угарцева Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ОПЫТЫ С НИМ"

“ ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ОПЫТЫ С НИМ”

/ 11 класс, естественно- математическое направление/

Цель: выявление уровня практических ЗУН учащихся.

- знать лабораторный способ получения этилена, правила ТБ при работе

с органическими веществами и концентрированными кислотами;

- уметь практически получать этилен, доказывать его непредельные

свойства характерными реакциями, составлять уравнения

данных химических реакций;

- воспитывать умение работать в ГПС/группах постоянного состава/,

наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тип урока: урок-практикум

Форма обучения: ГПС - при выполнении практической работы, индивидуальная- при оформлении результатов работы.

Методы обучения: наглядно-практический, частично- поисковый, самостоятельная работа учащихся.

I Мотивация / вступительное слово учителя/

Химики- это люди, которые познают мир своими руками, а если выражаться более научно, основной метод их работы- экспериментальный. Есть много доступных и интересных опытов, которые по плечу начинающим химикам. При их выполнении нужно помнить, что даже самый простой химический эксперимент требует к себе очень серьезного отношения: он должен быть поставлен грамотно, правильно и обязательно проведен с соблюдением всех правил техники безопасности.

Вы, выпускники школы, обучаетесь в классе по естественно- математическому направлению. После окончания школы кто- то из вас обязательно напрямую свяжет свою жизнь с химией, а если и нет, то косвенно будет с ней соприкасаться, работая в сельском хозяйстве, отраслях промышленности, медицине и других сферах. Химические знания вам пригодятся обязательно, ведь они- атрибут образованного, всесторонне- развитого человека, а выполняя химический эксперимент на уроках химии, вы приобретете такие важные для будущей жизни качества как внимательность, наблюдательность, аккуратность и ответственность.

III Запись в тетрадь для практических работ темы, цели, необходимых для работы реактивов и оборудования.

IV Подготовка к проведению практической работы, актуализация ЗУН учащихся:

- беседа об особенностях и ходе проведения практической работы:

а) назовите основной лабораторный способ получения этилена;

б )какова роль прокаленного песка или фарфоровых кусочков при выполнении ПР;

в) перечислите последовательность собирания прибора для получения и сбора этилена/ схема прибора демонстрируется на интерактивной доске/;

- беседа о правилах техники безопасности :

а) при собирании газа этилена;

б)при проверке прибора для собирания этилена на герметичность;

в) при нагревании веществ;

г) при работе с концентрированной серной кислотой;

V . Составление схемы- алгоритма для выполнения практической работы

/ составляется учителем совместно с учащимися и проецируется на интерактивной доске- приложение А /

VI . Выполнение практической работы / форма работы- ГПС, в каждой ГПС- консультант, фиксирующий в листе контроля коэффициент участия каждого члена группы при выполнении практической работы – приложение Б/

VII . Итог урока / учитель-приложение В /

Рефлексия / творческие работы учащихся/

Смешали кислоту и этанол,

Затем собрали мы прибор.

Если будет он герметичный,

Этилен получится отличный. /А. Хамзина/

Воду бромную успел,

Потому что, он- непредельный

C 2 H 4 - газ этилен / К. Файзулина/

Поджигаем этилен, факел яркий заалел,

H 2 O и CO 2 – результат сего огня. / О. Кирш/

Речной песок и глину очистить от примесей, прокалить и высушить. Одну треть пробирки заполнить данной смесью и добавить три миллилитра одеколона. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагреть. Выделяющийся газ пропустить через раствор перманганата калия, затем поджечь. Как доказать, что выделяющийся газ- этилен? Как можно объяснить химизм получения и взаимодействия этилена с перманганатом калия?

Опыт №2. Применение этилена для дозревания плодов.

В две стеклянные банки поместите по два недозрелых плода помидоров, по возможности одинаковых размеров. Накройте банки кусками картона, смазав нижние края вазелином. В одну банку пропустить этилен, вторая- контроль. Обе банки оставить на двое суток, после чего сравнить результаты опыта в обеих банках. Что наблюдается? Такой же опыт можно проделать с недозрелыми плодами груш и дынь.

Образовательные – познакомить учащихся с гомологическим рядом алкенов, рассмотреть особенности их строения, изомерию и номенклатуру. Развить представления об изомерии на примере алкенов и умение давать названия соединений по систематической номенклатуре.

Воспитательные – продолжить формирование мотивации учебной деятельности, продемонстрировать значимость знаний строения веществ для объяснения их свойств.

Развивающие – на основе теоретических знаний развивать умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование:

1. Комплект для построения шаростержневых моделей молекул.

2. Таблица “Схема образования молекулы этилена”.

3. Раздаточный материал: Таблица 1 “Гомологический ряд алкенов”, таблица 2 “Номенклатура алкенов”, таблица 3 “Количественные характеристики химических связей”, таблица “Строение молекулы этилена”.

I. Организационный этап урока – проверка готовности учащихся к уроку, приветствие, положительный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах. Нам необходимо вспомнить основные понятия.

Работа учащихся на местах:

- Как иными словами мы называли данные УВ? (Насыщенные, алканы)

- Какова их общая формула? (CnH2n+2)

- Какой вид изомерии характерен для данных УВ? (Изомерия углеродного скелета)

- Назовите вещества (проверка слайд № 2):



Один учащийся тем временем решает задачу у доски на вывод химической формулы:

Задача. Выведите молекулярную формулу УВ, если известно, что массовая доля углерода в данном веществе составляет 87,5%, массовая доля водорода – 14,3%. Плотность данного вещества по водороду равна 14.

III. Мотивация и постановка учебной задачи.

Будет ли УВ, формулу которого мы вывели в задаче относится к предельным УВ? Почему? (Не отвечает общей формуле алканов). К какому классу УВ его можно отнести? Напишите структурную формулу данного УВ, исходя из того, что валентность углерода в органических соединениях равна четырём.


Является ли данный УВ насыщенным?

Данный УВ не является насыщенным. Данный УВ используют широко для обработки фруктов и овощей, чтобы ускорить их созревание. Сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс. Как вы думаете о каком веществе идет речь? Это этилен.

IV. Открытие нового знания

Какова же тема урока?

Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов.

Запись темы в тетрадь.

Постановка целей урока

Какова общая формула гомологического ряда алкенов?

Однако данные названия не отражают строение данных УВ.

Попробуйте сформулировать алгоритм по

составлению названий у алкенов.


Как выполнить обратное действие, т.е. составить формулу по названию? (алгоритм даёт учитель)

Какая связь будет разрываться в первую очередь? Какой тип реакции будет характерен для алкенов?

Задание 5. Индивидуальная работа.

Что такое изомеры? Какие виды изомерии характерны для алкенов?

Задание 7. Работа по учебнику стр. 34.

Заполните таблицу “Виды изомерии алкенов”

Все ли алкены имеют геометрические изомеры? Каково необходимое и достаточное условие существования у алкена цис-, транс-изомеров?

Данное задание является проблемной задачей, для решения которой ученикам необходимо использовать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение предположений, приведение доказательства выдвигаемых предположений.

V. Закрепление

Закрепление осуществляется в ходе выполнения учащимися самостоятельной тестовой работы с самопроверкой по эталону.

1. Вставьте в текст соответствующие слова и символы из скобок “Алкенами называются УВ, содержащие в молекуле одну…. (одинарную, двойную, тройную) связь и имеющие общую формулу …. (СnН2n+2, СnН2n, СnН2n-2). Длина углерод-углеродной связи в этилене ….(больше, меньше), чем в этане, и равна ….(0,154 нм, 0,120 нм, 0,134 нм)


2./ Двойная связь в алкенах состоит из:

А) одной сигма- и одной пи- связи

Б) двух пи-связей

В) двух сигма-связей

Г) верного ответа среди перечисленных нет

Читайте также: