Общие понятия о здоровье как основной ценности человека обж 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ОБЖ В 8 КЛАССЕ.

" Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность ".

Цель : создание условий для формирования у учащихся представлений о здоровье и его разновидностях: индивидуальном и общественном.

1.Освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.

2. Способствовать развитию творческих способностей.

3.Содействовать формированию положительного отношения к ЗОЖ.

Оборудование:

компьютер, валеологические аудиозаписи, листы бумаги, фломастеры, трафарет модели здоровья школьника, три цвета жетонов (красный, желтый, зеленый).

I. Организационный этап - (2 мин.)

II. Основной этап.

Подведение итогов (2 мин.) Домашнее задание (1 мин.) Рефлексия (2 мин.)

На перемене перед уроком звучит мелодия. Класс проветрен. Учащиеся рассаживаются по группам.

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки на уроке.

II. Основной этап.

hello_html_m7c77cc37.jpg

по вертикали слева направо:

Учитель: Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека .

2. Изучение нового материала

Совместное целеполагание. Учитель обращает внимание ребят на тему урока.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие – здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит?

Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с этим это понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.

Ученик 1. Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.

Ученик 2 . Факторы, влияющие на физическое здоровье личности

Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

Ученик 3. Духовное здоровье человека

Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может: научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно; научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации; сформировав стиль собственного реагирования. Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.

Ученик 4. Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека. Понимать, что такое здоровый образ жизни, и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни. Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.

Ученик 5. Социальное здоровье или умение жить в социуме. Под понятием социального здоровья понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.

Ученик 6. Факторы, влияющие на социальное здоровье. Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения психосоматических заболеваний и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.

Здоровье как главная ценность Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно. Здоровый образ жизни, правильное питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов – залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им. -

Сегодня мы выявим смысл понятий здоровья индивидуального и здоровья общественного, а именно, здоровье – человеческая ценность; попытаемся создать модель школьника и выясним, чем здоровье индивидуальное отличается от здоровья общественного.

Учитель: Попробуйте дать определение здоровью .

- Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

- Какое бы вы дали определение понятию здоровья?

Первый изучаемый вопрос - Здоровье - человеческая ценность.

Работа в группах. Задание на ассоциации.

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Лучше всех об этом знают люди нездоровые. Физические страдания лишают их главного, к чему стремится человек, - счастья. Как сохранить здоровье? Поможет этот урок.

ВложениеРазмер
zdorove_kak_osnovnaya_tsennost_cheloveka.docx 18.97 КБ
zdorove_kak_osnovnaya_tsennost_cheloveka.pptx 87.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Здоровье как основная ценность человека.

Воспитательная: формирование культуры здоровья как основной ценности жизни человека.

Образовательная: усвоение знаний посредством групповой коммуникации.

Развивающая: р азвитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Социализация личности: приспособление к меняющимся требованиям общества и сохранение индивидуальности.

  1. развитие представления о здоровье физическом, духовном, социальном;
  1. формирование представления о необходимости бережного и внимательного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Тип урока: объяснение нового материала (формирования новых знаний)

Материально-техническое и дидактическое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник ОБЖ, 8 класс (под редакцией А.Т.Смирнова)

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии.

С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Надеюсь, наше общение будет приятным и полезным!

  1. Психологическая подготовка к изучению новой темы.

- Что всем желается, но не покупается?

- Давайте вместе определим тему урока. О чём пойдёт сегодня речь?

- Зачем нам это надо изучать? С какой целью?

- Какого здоровья принято желать?

1.Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Лучше всех об этом знают люди нездоровые. Физические страдания лишают их главного, к чему стремится человек, - счастья.

Задание. Постарайтесь каким-либо примером подтвердить обе мысли.

Найдите определение в учебнике ОБЖ 8 класс, параграф , сравните с вашим определением.

4. Работа по закреплению и обобщению знаний и умений.

Чтобы не упустить своего счастья из-за различных болезней и недугов, нужно усвоить несколько важных истин.

Первое. Здоровье человека – в его собственных руках.

Известно немало случаев, когда благодаря воле люди не только сохраняли здоровье на долгие годы до самой смерти, но и возвращали, казалось бы, навсегда утраченное здоровье.

Юрий Власов – самый знаменитый в мире штангист – был не просто болен. Отнимались ноги. Это сказалась травма позвоночника, полученная на помосте. Несколько лет спал не более двух часов в сутки – не давали покоя головные боли. Приближалась гибель. Его спасли воля и физические упражнения.

Вопрос. Что вы знаете о подобных случаях?

Второе. Избыточный вес – враг здоровья.

Откуда он берётся? Некоторые люди не способны есть умеренно. С пищей они получают энергии больше, чем тратят при ходьбе, движении. Переедание – одна из основных причин избыточного веса тела.

Некоторые девочки, желая иметь стройную фигуру, вообще перестают есть или правильно питаться.

Вопрос. Наилучший ли это способ хорошо выглядеть и почему? Как иначе можно сохранить хорошую форму?

Третье. Движение – это основа жизни.

Работа мышц человека усиливает обмен веществ в организме. Некоторые из этих веществ являются источниками энергии для сердечнососудистой системы. Чем сильнее физическая нагрузка скелетных мышц, тем больше энергии получает сердце. Так природа тесно связала работу мышц с деятельностью сердца.

Утренняя зарядка способствует окончательному пробуждению ото сна. Она выводит организм из сонного состояния. Она настраивает на рабочий лад. Улучшается кровоснабжение тканей. Более глубоким становится дыхание. Возрастает подвижность грудной клетки. Укрепляется сердечная мышца. Увеличивается поступление кислорода в лёгкие и в кровь.

Задание. Попытайтесь нарисовать плакаты, отражающие два образа жизни – с зарядкой и без зарядки. У плаката обязательно должен быть сопровождающий текст. Каждая группа проводит защиту своего плаката.

Четвёртое. От закаливания зависит прирост жизненных сил организма.

Закаливание – это постоянное воздействие солнца, воздуха и воды. Организм постепенно приспосабливается к их влиянию. Тогда он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, слякоть, сырость и другие явления природы.

Таким образом, закаливание предохраняет человека от простуд и инфекций. Улучшается сон и настроение. А тем, кто слишком худощав, закаливание помогает обрести аппетит.

Света знала о пользе зарядки и закаливания. Сначала она хотела делать всё это с 1 января. Но засиделась в новогоднюю ночь, и утро пропало. Тогда было решено всё начать во время каникул. Но на каникулы поехали к бабушке в деревню. А там – вода из колодца. Тогда Света отложила всё до лета…

Вопрос. Как вы думаете, что было летом? Какой разумный совет вы могли бы дать Светлане?

Пятое. Любые вредные привычки губительны.

Курить можно в том случае, если человек решил распрощаться со своим здоровьем как можно быстрее. Если человек курит, ему уже не стоит вспоминать об экологических проблемах – о чистоте воздуха и воды, о хорошем качестве продуктов. Даже если он будет это иметь – сигареты всё перечеркнут.

Шестое. ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ ЛЕНЬ!

Поговорим о режиме дня.

Какие ошибки совершил Витя?

Как бы вы начали заниматься укреплением здоровья?

Ваши исследовательские работы.

Итак, каждый из вас за счёт правильной организации дня, соблюдения основных требований к режиму дня может повысить эффективность своей деятельности – много успеть и при этом не устать. Сохранить хорошее настроение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся цельное представ­ление о здоровье человека как об индивидуальной и общест­венной ценности, обратив их внимание на основные показате­ли, которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию, что здоровье человека неотделимо от его жизне­деятельности

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, которые содержат пять критериев:

В обобщенном виде выделяют три блока показателей, которые характеризуют уровень здоровья.

Высшая ценность – здоровье!

Привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья: – соблюдать режим двигательной активности; – соблюдать гигиену и правила питания; – соблюдать режим труда и отдыха; – быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья; – ставить перед собой достижимые цели, не преувеличивать неудачи; – радоваться успехам, так как успех порождает успех. – четко формулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью; – стремиться быть хозяином своей жизни; – ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости; – развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать!

Привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья:

  • – соблюдать режим двигательной активности;
  • – соблюдать гигиену и правила питания;
  • – соблюдать режим труда и отдыха;
  • – быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;
  • – ставить перед собой достижимые цели, не преувеличивать неудачи;
  • – радоваться успехам, так как успех порождает успех.
  • – четко формулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью;
  • – стремиться быть хозяином своей жизни;
  • – ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
  • – развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ОБЖ "Здоровье - основная ценность человека".

Цель: Систематизировать знания обучающихся в области ЗОЖ, изучить его составляющие и выработать убеждение в необходимости соблюдать их для укрепления и сохранения здоровья.

Способствовать формированию представления о ЗОЖ и его основных составляющих

Понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Умение самостоятельно ставить цели, иметь представление об актуальности здорового образа жизни в современном обществе

Тип урока: урок открытия новых знаний

Межпредметные связи: история, ИЗО, литература.

Формы работы: Парная, групповая, фронтальная

Ресурсы: Для учителя:

мультимедиа; презентация урока, разработанная учителем;

Информационные карты; раздаточный материал, интернет-ресурсы

Организационный момент

Актуализация знаний

Что на земле имеет ценность? Таня Черненко

Что на земле имеет ценность?
Конечно, это жизнь, любовь,
Здоровье, мама, дети, верность,
Семья и защищённый кров,

Надежда в сердце, вера в Бога,
Души безгрешность, красота,
Любимый труд, домой дорога,
Мир на земле и доброта!

Родных и близких берегите,
Храня их счастье и покой,
Минуту каждую цените,
Что вам дарована судьбой.

- О чем эти строки?

Целеполагание, объявление темы урока.

- Посмотрите внимательно на этих людей. Слайд 1

- Определите не достающее слово. (карточки № 1). Возьмите ручки и запишите слова, которые необходимо вставить. Оцените это задание в листе самооценки.

Здоровье — это главное жизненное благо. Януш Корчак. Польский педагог.

Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь. Эдвин Фуллер Тори. Доктор медицины, американский психиатр.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Арту́р Шопенга́уэр . Немецкий философ.

Без здоровья невозможно и счастье. Белинский Виссарион Григорьевич.

Русский литературный критик.

- Какие слова у Вас получились?

- Какое слово объединяет все цитаты и людей на картинке? Слайд 2

- Давайте определим тему нашего занятия. Правильно, но мы поговорим не просто о здоровье, а еще вспомним слова, с которых мы начали урок. Ценности.

Какова цель нашего урока?

Сформировать представления о ЗОЖ и его основных составляющих.

4. Ознакомление с новым материалом

Здоровье как главная ценность. Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому.

- Вам было дано задание, провести социологическое исследование в форме анкетирования. Озвучьте итог результатов исследования.

- Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.

- Здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место.

Оцените это задание в листе самооценки.

Здоровье это нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.

(физическое здоровье, духовное здоровье, социальное здоровье)

Запишите в паспорт здоровья.

- Как влияют эти три неотъемлемые составляющие на уровень здоровья человека и его благосостояние.

(работа с учебником стр. 185).

- Согласны вы с тем, что эти составляющие должны находиться в гармоничном единстве. ( ответы)

Вот как про здоровье говорил один из русских поэтов:

Нет на свете прекраснее одёжи,

Чем бронза мускулов и свежесть кожи.

Что воспевает в этих строках поэт Владимир Маяковский?

В понятие красота входит не только внешние очертания, но и духовное состояние человека.

- Послушайте описание внешности человека.

- Можно сказать по такому описанию, что этот человек красивый, что этот человек здоров?

А мы знаем кто он? Давайте познакомимся.

Вопрос: А теперь, мы можем сказать, что этот человек здоров?

Почему нет? Ведь физически он здоров. (ответы)

- Мы так много говорим о здоровье. А какие факторы оказывают влияние на благополучие человека?

( Определите степень влияния в %)

1. Образ жизни 50%

2. Наследственность 20%

3. Окружающая среда 20%

4. Здравоохранение 10% (степень влияния показана в %)

Занесите их в паспорт здоровья, но распределите их в соответствии с тремя составляющими.

физическое здоровье - Наследственность

духовное здоровье – образ жизни

социальное здоровье - Окружающая среда и медицинское обслуживание

Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно и отрицательно влияют на здоровье человека.

Режим дня, рациональное питание, закаливание, занятие спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми, курение, алкоголь, наркотики, эмоциональная напряженность приобщении с окружающими людьми, экология)

же сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами

ответственны за него.

От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким

будешь ты завтра и ты – в будущем.

Закрепление изученного материала.

Задание “Депутаты государственной думы”

Цель: дать возможность поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана.

- Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия.

Для меня главная ценность…………………

же сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами

ответственны за него.

От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким

будешь ты завтра и ты – в будущем.

же сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами

ответственны за него.

От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким

будешь ты завтра и ты – в будущем.

1. Регулярно ли ты ешь свежие фрукты и овощи?
Да — 3 балла, нет — 0.
2. Ограничиваешь ли себя в употреблении животных жиров?
Да — 5, нет — 0.
3. Регулярно ли ты ешь волокнистую пищу, хлеб грубого помола или из отрубей?
Да — 2, нет — 0.
4. Ограничиваешь ли ты себя в потреблении сахара?
Да — 3, нет — 0.
5. Умеешь ли ты отдыхать и расслабляться?
Да — 5, нет — 0.
6. Есть ли у тебя развлечения помимо учебы?
Да — 4, нет — 0.
7. Нравится ли тебе учиться?
Да — 4, нет — 0.
8. Есть ли у тебя друг, которому ты полностью доверяешь?
Да — 3, нет — 0.
9. Есть ли у тебя любимый человек?
Да — 4, нет — 0.
10. Считаешь ли ты, что должен(на) более ответственно относиться к учебе?
Да — 0, нет — 2.
11. Считаешь ли, что должен(на) брать на себя меньше обязательств?
Да — 0, нет — 2.
12. Часто ли ты испытываешь скуку?
Да — 0, нет — 2.
13. Ты куришь?
Да — 0, нет — 6.
14. Употребляешь ли ты алкоголь?
Нет — 3, иногда — 2, каждый день — 0.
15. Сколько ты весишь?
Столько, сколько и должен(на) — 5,
до 6 кг выше нормы — 4,
на 6~12 кг выше нормы — 2,
на 12 кг и более выше нормы — 0.
16. Регулярно ли ты делаешь зарядку?
Да — 2, нет — 0.
17. Ты занимаешься зарядкой, пока не заболят мышцы?
Да — 0, нет — 1.
18. Нужно ли тебе снотворное, чтобы уснуть?
Да — 0, нет — 1.
19. Всегда ли ты застегиваешь ремень безопасности в машине?
Да — 1, нет — 0.
20. Часто ли ты вынужден(а) покупать лекарства?
Да — 0, нет — 2.
21. Проверяешь ли ты хоть иногда свое артериальное давление?
Да — 1, нет — 0.

22. Бывают ли у тебя постоянные болезненные симптом, и ты при этом не обращаешься к врачу?
Да — 0, нет — 5.
23. Занимаешься ли ты опасными видами спорта?
Да — 0, нет — 3.
24. Часто ли ты понапрасну беспокоишься или волнуешься?
Да — 0, нет — 5.

Подсчитай набранные баллы.

50-75 баллов. Ты ведешь здоровый образ жизни. Твое здоровье не внушает опасений. Тебе не страшны никакие (даже магнитные) бури.
25-49 баллов. Тебе необходимо изменить свой образ жизни. Постарайся сделать это как можно скорее, иначе тебя ожидают неприятности.
0-24 балла. Тебе следует всерьез задуматься над тем, какой образ жизни ты ведешь, и постарайся изменить его немедленно. Твое здоровье в опасности!

Читайте также: