Эти серьезные взрослые 6 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Чем отличается дошкольник от школьника? Может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода? В чём проявляется забота взрослых?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Приведи примеры из собственной жизни. Сравни свой ответ с текстом учебника.

  • Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
  • Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.

Легко ли быть подростком

Возраст, в который вступил ты и твои сверстники, называется подростковым. В старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни — отрочеством. Затем наступает юность. Заканчивая учёбу, человек вступает во взрослую жизнь.

Подростковый период делится на два этапа (два разных отрезка времени): младший подросток (к этой группе относятся школьники 5—6 классов) и старший подросток (школьники 7—8 классов). Отрочество не случайно называют вторым рождением: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Любой подросток мечтает о том, чтобы скорее стать взрослым. Но переход к взрослости не происходит спокойно.

Отрочество связано с возникновением новых чувств, переживаний, с самыми разными настроениями. Детство заканчивается, но многие его черты ещё остаются в поведении подростка. Почувствовав себя уже не ребёнком, подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправным членом. Общение со взрослыми (и ты это сам знаешь) становится более привлекательным, чем общение с детьми.

Одна из черт людей этого возраста — резкая смена настроений. Под влиянием происходящих в организме изменений нервная система подростка не всегда правильно реагирует на поступающую информацию, что немедленно отражается на его поведении. Но это не беда, если об этом подросток знает и старается сдерживать себя — не поддаётся плохому настроению, занимается интересным делом, не винит окружающих в своём дурном расположении духа.

Наверное, ты замечал и другую особенность своего возраста: быструю утомляемость, усталость. Старайся больше внимания обращать на режим дня, на правильное распределение труда и отдыха, на чёткую организацию своей жизни. Ставя перед собой небольшие цели, стремись их достигать, не прибегая к помощи взрослых, но и не отказываясь от их советов. Помни, что у взрослых людей большой жизненный опыт.

Знаешь ли ты, что любая деятельность влияет на физическое состояние организма? Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски или контрольная работа приводит к учащению пульса на 15—30 ударов. Чем более спокоен и уверен в себе человек, тем меньше изменений в его организме: не изменяется давление крови, не дрожат руки, не болит голова и т. д. Оказывается, существует прямая зависимость между готовностью ученика к деятельности в классе и его самочувствием. Так что готовь вовремя уроки, и не будешь чувствовать себя плохо!

Отрочество — пора мечтаний

Это действительно так: подросток любит мечтать. Он уже умеет заглядывать внутрь себя, прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, замечать в окружающем мире то, что ещё вчера оставалось вне его внимания. Вот высказывания твоих сверстников:

Подростки задумываются над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днём школьники приобретают всё больше знаний о труде людей и профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.

Подростки понимают юмор, острое слово, сами не прочь пошутить. Это особенность детей 10—12 лет.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК


Генрих был разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил её только в 1871 году. Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить деньги на экспедицию в район легендарной Трои. Генрих Шлиман нашёл древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер.

А ведь всё начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.

Вопрос
Используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких, знакомых, приведи пример, когда мечты и целеустремлённость человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов.

Самостоятельность — показатель взрослости

Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. Конечно, речь идёт не об умении одеваться, умываться, выполнять поручения взрослых без их помощи (это умеют и дети), а о привычке самостоятельно принимать важные решения, оценивать результаты своего труда, учёбы, отношений со сверстниками.

Самостоятельность — это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Нужно воспитывать в себе стремление отказываться от помощи, пользоваться ею только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость.


Всегда ли самостоятельность приносит пользу

Среди подростков распространено мнение, что показателями взрослости являются поступки и привычки, присущие некоторым взрослым людям: курение, употребление спиртных напитков, развязность, хулиганство. Как ты относишься к такому мнению?

Самостоятельность — прекрасное качество человека, если оно заставляет вовремя принять правильное решение, помогает устоять перед соблазнами.

В подростковом возрасте высоко ценится дружеское общение. Дружба позволяет общаться со сверстниками, вместе проводить свободное время, узнавать новое, делиться своими мечтами. Дружеская беседа доставляет много радости, помогает испытать положительные эмоции.

Но стать настоящим другом не просто. Нужно развивать в себе умение дружить: проявлять внимание, терпение, уважение к чужому мнению. Нужно знать индивидуальные особенности своего друга и считаться с ними. И наконец, нужно уметь общаться.

Стремление к дружескому общению — хорошее качество личности. Доставить радость и принести пользу может дружеское общение с разными людьми — близкими и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. В процессе такого общения человек начинает понимать не только собеседника, но и самого себя, учится беседовать, уважать чужое мнение.

Нужны ли сегодня рыцари

В подростковом возрасте пробуждается интерес человека к другому полу, появляется симпатия к представителям не только своего пола, но и противоположного. Возникает дружба мальчиков с девочками. Будущие юноши проявляют внимание к будущим девушкам. Они хотят нравиться друг другу, следят за своей внешностью, любят носить модные вещи, наряжаться. Все эти привычки характерны для взрослого человека, а зарождаются они в подростковом возрасте.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА


2*. Древнегреческий учёный Пифагор выделял такие периоды жизни человека:

период становления до 20 лет (весна)
молодой человек 20—40 лет (лето)
человек в расцвете сил 40—60 лет (осень)
старый и угасающий человек 60—80 лет (зима)

Выскажи своё мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.

4. Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.

• критическое отношение к взрослым;

• ощущение тревоги и страха перед реальным миром;

• чувство одиночества от потери контакта с родителями;

• ожидание равного общения со взрослыми.

Цели: дать детям представление о том, что такое быть взрослым; развивать умение анализировать свои поступки; способствовать воспитанию чувства ответственности, долга; формировать активную жизненную позицию.

Подготовительная работа: попросить детей подготовить рассказ о крепкой семье (своей, или родственников, или знакомых), принести семейные фотографии.

План классного часа

2. Эпидемия безотцовщины.

3. Почему люди разводятся?

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

Классный руководитель. Детство. Самая светлая пора жизни - радостная, веселая, безмятежная. Но приходит время, и человек открывает для себя взрослый мир, полный надежд и тревог, радостей и страданий.

- Как вы думаете, когда это происходит? Когда заканчивается детство и начинается взрослая жизнь?

В Конвенции о правах ребенка записано, что ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. И в России человек достигает совершеннолетия в 18 лет, а паспорта вручают уже 14-летним. Но, по мнению психологов, прощание с детством начинается еще раньше, когда ребенок обнаруживает, что взрослые бывают слабыми, растерянными, несправедливыми, что во взрослом мире много порока и зла. Разочарование во взрослом мире рождает чувство одиночества, тоски, желание бросить вызов окружающим. Как жить в этом взрослом мире? Так ли уж он несправедлив и порочен? И что за существа эти взрослые? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе классного часа.

. Во время войны в большом северном селе Пекашино остались старики, дети да бабы. Не обошла беда и семью Анны Пряслиной: погиб муж Иван, единственный кормилец. А у Анны-то ребята мал мала меньше - Лизка, близнецы Петька с Гришкой, Федюшка да Татьянка и старший - 14-летний Мишка. Прошло два дня после получения похоронки, и сел Мишка за стол на пустовавшее место отца. Мать смахнула с лица слезу и молча кивнула головой.

Вот как приходилось взрослеть детям военного времени. (Задает вопросы.)

- В какое время происходят события?

- Почему мужиков не осталось в селе?

- Почему мать не могла вытянуть семью?

- Почему Мишка оказался незаменимым работником? (Умел делать всю мужскую работу.)

- Какие обязанности легли на плечи 12-летней Лизки?

- Можно ли сказать, что детство Лизки и Мишки закончилось и они стали взрослыми?

- Какое главное качество взрослого человека мы видим у Лизки и у Мишки? (Ответственность.)

Можно сказать, что в суровые военные годы у всех детей закончилось детство. Нужно было не только выживать, но и заменять взрослых в поле, у станка и даже на фронте.

III. Дискуссия

1. Современные беспризорники

Классный руководитель. После войны прошло больше шестидесяти лет. С какими проблемами сталкиваются правнуки Мишки Пряслина, подростки современной России? Вот репортаж из полицейского участка.

.. .Андрей Петров, 12 лет, и два его ровесника сняты с поезда - бродяжничество. Корреспондент просит Андрея рассказать, как он дошел до жизни такой. И слышит историю, каких тысячи.

. Отца почти не помнит - родители разошлись, когда Андрею было 5 лет. Мать работает на трех работах: уходит, когда сын спит, и приходит за полночь. Все, что нужно для парня, покупает, дает денег на завтраки- обеды, на развлечения. Но ни поговорить, ни посмотреть в глаза сыну ей Некогда. Андрей сутками сидит в зале игровых автоматов, тут у него друзья, тут вся его жизнь.

Положение Андрея еще не самое худшее.

Вот у Сереги, - показывает он на соседа, - все то же, только мать еще и пьет, поэтому денег не то что на игровуху, а на еду не хватает. Серега ждет Не Дождется, когда получит паспорт и уедет к бабушке в деревню.

- А у Ромки еще страшнее, - Андрей кивает в сторону щуплого лохматого мальчугана, - живет с бабкой, а оба родителя - наркоманы, их Ромка не видел с самого рождения. Бабка постоянно попрекает внука, называет Дармоедом, вспоминает, как она в войну на военном заводе полбуханки в день зарабатывала. А куда он пойдет? Разве что воровать?

Троих приятелей полиция ссадила с поезда на Курском вокзале - они собирались ехать в Крым. Денег на поездку думали собрать в дороге попрошайничеством и жалостными рассказами.

Вот такое детство у наших современников. Эти ребята рано узнали, что такое реальная взрослая жизнь. Они ушли из дома в поисках лучшей жизни.

- Можно ли назвать этих ребят взрослыми?

- Какие опасности могут встретиться на пути безнадзорных детей?

- Если в дороге что-то случится с кем-нибудь из них, смогут ли они помочь или бросят на произвол судьбы?

- Есть ли у них ответственность - за себя, за родителей, друг за друга? Обоснуйте свое мнение.

- Можно ли сказать, что у них есть какие-то долгосрочные жизненные цели и планы?

- На что рассчитывают эти ребята?

- Как бы сложилась их жизнь, если бы их не задержала милиция?

- Что ждет этих ребят в дальнейшем?

- Что должно сделать общество, чтобы им помочь?

- Что могут сделать они для себя сами?

Сироты при живых родителях - таких сейчас миллионы.

- Почему они обездолены? Войны? Эпидемии? Стихийные бедствия? Как вы объясните это явление?

- Можно ли назвать их родителей взрослыми и ответственными людьми?

2. Эпидемия безотцовщины

Классный руководитель. Откуда появилось такое количество беспризорных детей в России? Ответ на этот вопрос станет понятным, если посмотреть на статистику разводов. На каждые 10 браков в Москве приходится более 5 разводов. В результате 18 000 детей ежегодно остаются без одного из родителей, чаще всего без отца. В других областях России картина похожая - от 1/2 до 2/3 браков распадается. Дети растут в неполных семьях. В стране наблюдается настоящая эпидемия безотцовщины.

- Давайте подумаем: что плохого в том, что дети остаются без отцов.

Примерные ответы детей:

- Материальные трудности - одна мать не сможет обеспечить ребенка.

- Маме приходится много работать, не остается времени на воспитание детей.

- Мальчику нужно мужское воспитание, а мама этого дать не может, поэтому мальчик может выбрать плохой пример для подражания.

- Девочка, воспитанная одной матерью, не видит, как должна вести себя жена (уступать, быть нежной, терпеливой, сдержанной). Это бы ей пригодилось, когда она решит создать свою семью.

Классный руководитель. А что может дать ребенку отец?

Вот что пишут об этом психологи.

3. Почему люди разводятся?

Классный руководитель. Безотцовщина во многом является следствием разводов.

- Как вы думаете, почему люди разводятся?

- Почему наши прабабушки и прадедушки не разводились?

- Большинство семей распадается, когда начинаются трудности - нехватка денег, неудачи на работе, болезни. Как пережить эти трудности?

- Если бы родители перед разводом спрашивали разрешения у детей, дети дали бы согласие?

- Как вы думаете, кто выигрывает от развода?

- Думаете ли вы, что вам придется стать родителями? Какую семью вы бы хотели создать?

- Как сохранить любовь?

Семья дает человеку тепло, защиту, покой, уют, делает жизнь осмысленной и красивой. Наши прадеды умели сохранять семью, потому что они понимали, что семья - это великая ценность. Ради этой ценности они готовы были терпеть и все прощать друг другу.

IV. Рассказы детей

Классный руководитель. В нашей стране за последние 200 лет произошло немало трагических событий, которые переворачивали весь жизненный уклад людей. Но, к счастью, сохранились в России и хорошие семьи.

- Кто хочет рассказать о такой семье?

(Дети выступают, комментируют фотографии.)

Не так давно психологи Москвы захотели узнать у старшеклассников, какие ценности стоят у них на первом месте. И были очень удивлены результатами опроса - оказывается, у большинства ребят на первом месте стоят не дача, квартира, машина, путешествия и развлечения, а хорошая дружная семья.

Классный руководитель. Проблемы, которые мы сегодня обсуждали, пытаются решить философы, психологи, врачи, учителя, религиозные деятели, политики. Но, очевидно, это очень непростые проблемы и решить их непросто, как все непросто в этом сложном взрослом мире. Взрослые люди умеют принимать его таким, каков он есть, потому что с годами многие становятся терпеливее, спокойнее, мудрее и, если бы можно было вернуть все назад, ни за что не повторили бы своих ошибок.

Но жизнь штука такая - нельзя повернуть время вспять, начать все с чистого листа. Жизнь сразу надо писать начисто.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Задумывались ли вы о проблемах, которые мы сегодня обсуждали?

- Какие факты вызвали у вас возмущение? удивление? радость?

- Возникала ли у вас в ходе обсуждения мысль о том, что взрослые люди иногда так же беспомощны, как и дети?

- Пришло ли понимание того, что в этом несовершенном взрослом мире много светлого и радостного?

Человек живет среди людей. Жить среди людей – это жить для людей, а значит, и для себя, поскольку не может быть хорошо одному, если всем остальным плохо. Откуда мы знаем эту истину?

Нам ее сказали взрослые.

Малыш, приходящий в мир (рождающийся), – беспомощен. Его принимают взрослые руки, взрослые за ним ухаживают, взрослые его учат ходить, говорить. Учат жить в этом странном взрослом мире.

Все мы родом из детства. Но все мы постепенно входим во взрослый мир. Это неизбежно. Там все не так, с точки зрения ребенка, там какие-то свои принципы, законы. Но кто из вас (нас) хоть иногда не хотел бы скорее стать взрослым?

Взрослые говорят нам о Добре и Зле, о Пользе и Вреде, называя их нравственными категориями. Так сложно. Зачем? Нам-то ясно и просто – Добро и Польза, когда мне хорошо, Зло и Вред, когда мне плохо… Так ли это?

Ведь каждый из нас – это нотка в симфонии (смотри эпиграф). Как сделать, чтобы всем было хорошо, чтобы все звучали вместе и красиво?

Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье. Именно в семье закладываются доверие или недоверие к миру, уважение к старшим, любовь к ближнему.

Проведем блицинтервью. Я задаю вопрос, а вы отвечаете кратко, по существу. (По кругу.)

Какой праздник самый любимый в вашей семье?

Соседи по площадке (подъезду) – частые гости в вашей квартире?

Если вы ждете гостей, что делает каждый член семьи?

Как проходит выходной день в вашей семье?

Где и как бы вы предпочли отдыхать всей семьей?

Если бы вы выиграли путевку за границу, кого бы вы взяли с собой?

Ваша семья стала свидетелем дорожного транспортного происшествия. Как кто поступит?

Мама, придя с работы, сказала, что ей предлагают работу в другом городе. Кто как отреагирует?

У вас куча гостей и игра в самом разгаре, в этот момент родители возвращаются с работы. Что будет?

Предстоит ремонт или генеральная уборка. Кто как к этому отнесется? Возвращаясь откуда-либо всей семьей, уставшие, вы зашли в магазин, очень долго ждете продавщицу, а ее все нет. Наконец, появляется она, недовольная. Какая будет реакция со стороны членов семьи?

Если бы вы стали мэром нашего города, на что бы вы обратили внимание?

Если бы вы стали президентом, что бы вы сделали в первую очередь? (Вопрос ко всем.)

То, что принято в семье, будет моделью вашего поведения, общения с миром. Это закладывается и формируется при взаимодействии ребенка со взрослыми членами семьи в общих делах, на отдыхе, во время праздников и т.д. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственно сказываются на формировании коммуникативных навыков детей. Их также усваивают, когда дети оказываются свидетелями различных ситуаций на улице, в транспорте, магазине и других общественных местах.

В мире нет Добра и Зла как таковых. Мы сами определяем нечто как Добро, а нечто как Зло. Мир такой, каким вы его воспринимаете. Если вы слишком много хотите, то мир для вас с вашими претензиями будет недобр; а если вы ничего не требуете, то вы будете счастливы тем, что будете иметь.

Есть то, что люди считают общепринятыми ценностями в отношениях, – это Милосердие, Доброта, Гуманное отношение друг к другу.

Жить среди людей – значит уважать человека. Без этого нет уважения к себе. С другой стороны, не уважая себя, не уважаешь и людей. Это взаимосвязано. Предъявляя требования к другим, в первую очередь предъявляют требования к себе. Требуя справедливости, терпимости, честности, доброты, отзывчивости, надо быть таким самому по отношению к людям.

Никогда не унижать других и не позволять унижать себя – старое, как мир, правило: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. У всех есть права и обязанности. Все это относится и к тебе тоже. У тебя есть интересы и желания, но они есть и у всех остальных, а поэтому терпеливо жди своей очереди и не ущемляй интересы других, отстаивая свои. Не противопоставляй себя другим. Понимай людей, и они тебя поймут.

Встать в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.

Преподаватель считает, на каждый счет все должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание молча, не переговариваясь друг с другом. Задача – всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее.

Преподаватель прекращает счет, когда все участники будут стоять лицом в одну сторону.

Упражнение дает опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой надо договариваться, прийти к общему решению.

При выполнении выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику и понимать позицию других.

Еще раз обратите внимание на эпиграф:

Мир – превосходная симфония, каждый из людей представляет как бы отдельную нотку.

Этот странный взрослый мир. Чтобы научиться в нем жить, нужно научиться звучать гармонично. Эгоисту трудно жить среди людей.

Все участники садятся в круг.

Преподаватель показывает разное количество пальцев. Иногда – на одной руке, иногда на двух. Сразу, после того как он поднимет руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько указано (ни больше и ни меньше). Например, если показывается 4 пальца, то как можно быстрее должны встать четверо из группы. Сесть они смогут после того как преподаватель опустит руки. Обсуждать во время упражнения способ решения нельзя.

(Рекомендация преподавателю: начинать с 5-7 человек, доводя до 1-2 в конце).

Такие задачи успешно решаются в ходе совместной деятельности, они помогают развить доброжелательное, бережное отношение друг к другу, учитывают мнение каждого, заботятся о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно.

Все взаимно – вежливость, доброта, вражда. Понимай людей, и они тебя поймут.

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению многих психологов и педагогов, для пятиклассников характерны переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам. Стремление к самоутверждению иногда толкает их к деструктивному поведению. Задача данного классного часа - помочь детям посмотреть на себя со стороны, задуматься над тем, что причины неудач человека кроются прежде всего в нем самом, а не в окружающих, вселить веру в собственные силы.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем - и для работы над собой.

Цели: познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

- альбомные листы для автопортретов;

- тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

План классного часа

1. Вступительное слово.

3. Определение знаний детей о себе:

б) создание автопортретов;

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

- Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

- Что лучше: переоценить или недооценить себя?

- Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

- Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

- Это человек, который отличается от других людей.

- Это необычный, странный человек, чудак.

- Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

- Была ли вам интересна тема познания себя?

- Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

- Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

- Что нового узнали вы сегодня о себе?

- Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

- Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

- Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

- Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

- Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

Читайте также: