Есенин поет зима аукает конспект и презентация 2 класс школа россии
Обновлено: 02.07.2024
Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.Если городу ночью холодно стало,
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела.
Какое время года прилетело?
СЛАЙД № 1 ЗИМА
Проверка домашнего задания.
А) Вступительное слово учителя:
Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. Не будем далеко ходить. Вот репродукция зимнего пейзажа картины папы Беслер В.
- Вам нравится картина?
- Какие чувства она у вас вызывает? (спокойствия, умиротворения, волшебства).
- А теперь покажите, как вы выполнили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворение Ф. Тютчева " Чародейкою Зимою". В это время дети группы поработают самостоятельно по карточкам парами. А мы потом их проверим. (Читают стих у доски 3 человека по блокам.)
СЛАЙД №2 ПОИСК
- Проверяем группу А!
- Читает задание первый ученик. (Самое холодное время года охватило волшебством)
- Ученик из группы А зачитывает из Тютчева: " Чародейкою Зимою, околдован, лес стоит".
- Читает задание второй ученик (Раскалённое небесное светило бросает на лес свет).
- Ученик из группы А отвечает из стиха: "Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой".
-Читает задание третий ученик.(Лес спит, видя колдовские сны).
-Ученик из группы. А зачитывает: "Сном волшебным очарован"
3. Постановка цели урока
Слова учителя: Ребята, попробуйте услышать в стихотворении фамилию известного русского поэта. СЛАЙД № 3 СТИХ
(Учитель зачитывает, выделяя голосом, созвучия с фамилией Есенин).
СЛАЙД № 4 ПОРТРЕТ
- Николай Браун использовал в своём стихотворении о С. Есенине приём звукописи.
Да, сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.
4. Изучение нового материала
Рассказ учителя:
- Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил нашу русскую природу и воспевал её в своих стихах.
- Включаю слайд. СЛАЙД № 5 ТЕМА УРОК
Тема урока: С.Есенин. "Поёт зима- аукает:", "Берёза".
- Первичное чтение учителем стихотворения "Поёт зима- аукает:"
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробушки жмутся к окну, замёрзли.)
- Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?
- Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.) СЛАЙД № 6 МЕТАФОРА
- Прочитайте следующие три строчки. А какие приёмы вы здесь слышите? (Олицетворение и тоже есть метафора- седые облака, с тоской глубокою.)
- Как вы представляете себе воробушек? А я расскажу вам этот стих до конца. А как нам надо помогать птицам зимой? Птицам зимой не страшен холод, а страшен-:.(Дети добавляют :голод. Так сделаем им кормушки и будем их подкармливать.)
- Как вы считаете эта зима суровая или мягкая?
- А у нас сейчас какая зима?
- Выразительное повторное чтение детьми.
- Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему.
5. Физкультминутка. (Включаю музыку и говорю слова, а дети, положив руки и голову на парты слушают, отдыхая.)
-Все легли глаза закрыли, мысли разные ушли,
Голос мой не беспокоит, сны волшебные пришли,
Напряженье улетело и расслаблено всё тело:(Дети слушают музыку.)
Хорошо нам отдыхать, но пора б уже вставать.
Все проснулись, встрепенулись и друг другу улыбнулись.
а) Первичное чтение.
- Прочитайте стих и определите, есть ли в нём непонятные слова.
Включаю слайд. СЛАЙД № 7 ОЖЕГОВ СЛОВАРЬ
Объясним значение следующих слов: бахрома, кайма, заря, работая со словарём Ожегова.
б) Беседа после чтения.
- Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?
- Какие ещё выразительные средства есть ? (Олицетворения- сонная тишина, лениво обходя, обсыпает.)
-Любит ли Есенин зимнюю березу?
-А вам нравятся деревья в зимнем убранстве?
-А в осеннем, весеннем, летнем?
А, чтобы деревья жили вечно давайте их беречь и охранять.
Ведь охранять природу-это значит любить и охранять Родину.
в) Работа в группах над вопросами учебника.
- Ребята, найдите в учебнике на с 197 вопросы 1 и 4 . Обработайте их в своих группах.
г) Выразительное чтение стихотворения "Берёза".
Читают 2, 3 ученика.
а) Слово учителя:
- Сегодня на уроке мы научились замечать метафоры- переносное значение слов в стихотворениях.
Включаю слайд. СЛАЙД № 8 ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ
Посмотрите на картину И. Грабаря "Февральская лазурь".
- Что значит лазурь? (Это светло-синий цвет.)
-Послушайте, как сам художник Игорь Грабарь описал те февральские дни, когда он рисовал свою картину: "Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
б) Выводы учащихся:
-Какие образные выражения запомнили?
-Как они называются эти выразительные средства языка? (МЕТАФОРА).
8. Итог урока.
Со стихотворениями, какого поэта мы сегодня познакомились?
Какие стихи прочитали?
Что такое метафора?
Включаю слайд: СЛАЙД № 9 НАЙДИ ЛИШНЕЕ
Ученики должны назвать лишним- белый снег. Это не метафора!
9. Рефлексия.
На доску прикреплены 2 снежинки: Снежинка радости и Снежинка грусти.
Учитель просит детей принести свою снежинку и положить в тот конверт, который соответствует их настроению после урока.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: С. А. Есенин
Разработала:
Олейникова Нина Александровна,
учитель начальных классов
МОУ «Майская гимназия Белгородского
2015
Место урока в теме: Изучение нового материала.
сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Личностные результаты:
проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.
Предметные результаты:
находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Информационный материал:
Учебник, ч. 1, с. 195.
Дидактический материал: карточки
Ход урока .
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
-Ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
Как много улыбок засветилось. Спасибо!
А это мое настроение…Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Удачи!
II . Речевая разминка
-На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чём надо помнить, чтобы речь была яркой и понятной другим?
(Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи)
- Проведём речевую разминку.
II I . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Отличительным признаком поэтического произведения являются:
Восклицательные предложения.
Соедини стрелками между собой фамилию, имя, отчество писателя и поэтическое произведение.
Иван Алексеевич Бунин
Яков Лазаревич Аким
Константин Дмитриевич Бальмонт
Фёдор Иванович Тютчев
IV . Проверка домашнего задания
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
— Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?
— Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму?
Сегодня вы познакомитесь с творчеством С. А. Есенина.
-Какую задачу поставим на урок?
VI . Работа по теме урока
1. Знакомство с биографией С. А. Есенина:
Великий русский поэт — Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году, в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.
Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В те времена в земских школах преподавали грамматику, арифметику, историю, географию, Закон Божий, письмо и чтение русское и церковнославянское. Возможность обучаться имели далеко не все ребятишки, поэтому и классы были малочисленными (всего по 10-12 учеников). Продолжительность учебного года не была большой. Это было связанно с сельскохозяйственными работами, в которых дети помогали взрослым. Не учились и в дни больших православных праздников, дни рождения членов императорской семьи, кроме летних были пасхальные и рождественские каникулы.
2. Первичное восприятие произведения. Аудиозапись стихотворения
3. Беседа по первым впечатлениям.
-Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Какую музыку вы услышали?
- Какое настроение у вас возникло? (Музыка медленная, плавная. Настроение задумчивое, немного сонное, грустное)
– Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?
– Что вам особенно понравилось? Расскажите.
4. Словарная работа.
Поет – сильно дует
Сосняк- сосновый лес
Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Анализ произведения.
Расскажите алгоритм работы с художественным поэтическим текстом.
Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом
• Определите тему текста.
• Назовите главную мысль.
• Определите жанр текста.
• Назовите героя текста.
• Опишите его образ.
• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.
• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации
Работа по алгоритму.
А теперь прочитаем стихотворение ещё раз (дети читают про себя 1 часть)
-Какова тема этого произведения? (Зимняя природа)
-Какова главная мысль этого произведения? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу…)
- Какова идея? Что хотел изобразить поэт? (Он хотел изобразить всю суровость зимней погоды, что очень холодно. Птицы озябли. Хотел показать, что в такое холодное время все ждет тепла, наступления весны).
Определите жанр текста. (стихотворение)
– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
(Строфа- группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие)
-Сколько строф в нашем стихотворении? (две строфы, шестистишие (строфа состоит из 6 строк)
-Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)
-Назовите рифмы в стихотворении. (Аукает-баюкает, глубокую –далёкую, сосняка- облака, метелица- стелется, игривые-сиротливые)
Комментированное чтение.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)
- Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает)
- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
-Вспомните определение олицетворение – наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами.
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- Откуда видно, что автор грустит? (с тоской глубокою)
- О чём тоскуют облака? (уплывают в страну далёкую)
- Какие они? (седые)
- С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение?
- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)
- Такой приём называется сравнение.
- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)
VI I . Физминутка
Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз),
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (прыжки на месте).
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся),
Заметая всё кругом белоснежным серебром (круговые движения руками).
VII I . Работа в группе. Составление синквейна.
- Сейчас я предлагаю вам составить синквейн.
Рекомендации:
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с краткой биографией и стихотворениями С.А.Есенина.
Задачи:
(для познавательных УУД): закреплять понятие олицетворения и метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства;
(для регулятивных УУД) совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере сравнения картин и стихов;
(для личностных УУД) прививать любовь к родной природе.
(для коммуникативных УУД) развивать умение работать сообща.
Урок усвоения новых знаний
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; читать стихи наизусть; получат возможность научиться: чувствовать ритм и мелодику стихотворения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость
Оборудование
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность.
Если городу ночью холодно стало
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела,
Какое время года прилетело?
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к уроку
II. Актуализация знаний
Организует выставку рисунков детей
Рассматривают
и анализируют
работы
III. Постановка учеб-ной задачи
– Сегодня мы с вами познакомимся с творчест-вом удивительного поэта, который безгранично любил свою родину – Россию. Сергей Есенин.
Показывает портрет поэта.
– Каким вы представляете себе Сергея Есенина?
– Сергей Александрович родился в селе Константиново Рязанской губернии (области). Рос он очень непоседливым ребенком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и четырех лет, когда он научился скакать на лошади. Есенин очень рано начал писать стихи (ему было 9 лет). Все его стихи о природе, о Родине, о нем самом или близких ему людях
Слушают учителя, отвечают на вопросы
IV. Работа по теме урока
1. Работа над стихотворением «Поет зи-
3. Беседа после чтения.
4. Работа
в группах по вопросам
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие картины вы увидели?
– Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?
– Какие образные средства использовал поэт?
– Прочитайте следующие три строчки. А какие приёмы вы здесь слышите?
– Как вы представляете себе воробушек? Теперь я расскажу вам это стихотворение до конца.
– Как нам надо помогать птицам зимой? Птицам зимой не страшен холод, а страшен – … Так сделаем им кормушки и будем их подкармливать.
– Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?
– А у нас сейчас какая зима?
– Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему.
Первичное чтение.
– Прочитайте стихотворение и определите, есть ли в нём непонятные слова.
– Объясните значение следующих слов: бахрома, кайма, заря, работая со словарем Ожегова.
– Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?
– Какие еще выразительные средства есть?
– Любит ли Есенин зимнюю березу?
– А вам нравятся деревья в зимнем убранстве?
– А в осеннем, весеннем, летнем?
– И чтобы деревья жили вечно, давайте их беречь и охранять.
Предлагает ответить на вопросы.
Отвечают на вопросы учителя.
Читайте также: