Есенин поет зима аукает конспект и презентация 2 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.

Если городу ночью холодно стало,
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела.
Какое время года прилетело?

СЛАЙД № 1 ЗИМА

Проверка домашнего задания.

А) Вступительное слово учителя:

Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. Не будем далеко ходить. Вот репродукция зимнего пейзажа картины папы Беслер В.

- Вам нравится картина?

- Какие чувства она у вас вызывает? (спокойствия, умиротворения, волшебства).

- А теперь покажите, как вы выполнили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворение Ф. Тютчева " Чародейкою Зимою". В это время дети группы поработают самостоятельно по карточкам парами. А мы потом их проверим. (Читают стих у доски 3 человека по блокам.)

СЛАЙД №2 ПОИСК

- Проверяем группу А!

- Читает задание первый ученик. (Самое холодное время года охватило волшебством)

- Ученик из группы А зачитывает из Тютчева: " Чародейкою Зимою, околдован, лес стоит".

- Читает задание второй ученик (Раскалённое небесное светило бросает на лес свет).

- Ученик из группы А отвечает из стиха: "Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой".

-Читает задание третий ученик.(Лес спит, видя колдовские сны).

-Ученик из группы. А зачитывает: "Сном волшебным очарован"

3. Постановка цели урока

Слова учителя: Ребята, попробуйте услышать в стихотворении фамилию известного русского поэта. СЛАЙД № 3 СТИХ

(Учитель зачитывает, выделяя голосом, созвучия с фамилией Есенин).

СЛАЙД № 4 ПОРТРЕТ

- Николай Браун использовал в своём стихотворении о С. Есенине приём звукописи.

Да, сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.

4. Изучение нового материала

Рассказ учителя:

- Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил нашу русскую природу и воспевал её в своих стихах.

- Включаю слайд. СЛАЙД № 5 ТЕМА УРОК

Тема урока: С.Есенин. "Поёт зима- аукает:", "Берёза".

- Первичное чтение учителем стихотворения "Поёт зима- аукает:"

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробушки жмутся к окну, замёрзли.)

- Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

- Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.) СЛАЙД № 6 МЕТАФОРА

- Прочитайте следующие три строчки. А какие приёмы вы здесь слышите? (Олицетворение и тоже есть метафора- седые облака, с тоской глубокою.)

- Как вы представляете себе воробушек? А я расскажу вам этот стих до конца. А как нам надо помогать птицам зимой? Птицам зимой не страшен холод, а страшен-:.(Дети добавляют :голод. Так сделаем им кормушки и будем их подкармливать.)

- Как вы считаете эта зима суровая или мягкая?

- А у нас сейчас какая зима?

- Выразительное повторное чтение детьми.

- Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему.

5. Физкультминутка. (Включаю музыку и говорю слова, а дети, положив руки и голову на парты слушают, отдыхая.)

-Все легли глаза закрыли, мысли разные ушли,
Голос мой не беспокоит, сны волшебные пришли,
Напряженье улетело и расслаблено всё тело:(Дети слушают музыку.)
Хорошо нам отдыхать, но пора б уже вставать.
Все проснулись, встрепенулись и друг другу улыбнулись.

а) Первичное чтение.

- Прочитайте стих и определите, есть ли в нём непонятные слова.

Включаю слайд. СЛАЙД № 7 ОЖЕГОВ СЛОВАРЬ

Объясним значение следующих слов: бахрома, кайма, заря, работая со словарём Ожегова.

б) Беседа после чтения.

- Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?

- Какие ещё выразительные средства есть ? (Олицетворения- сонная тишина, лениво обходя, обсыпает.)

-Любит ли Есенин зимнюю березу?

-А вам нравятся деревья в зимнем убранстве?

-А в осеннем, весеннем, летнем?

А, чтобы деревья жили вечно давайте их беречь и охранять.

Ведь охранять природу-это значит любить и охранять Родину.

в) Работа в группах над вопросами учебника.

- Ребята, найдите в учебнике на с 197 вопросы 1 и 4 . Обработайте их в своих группах.

г) Выразительное чтение стихотворения "Берёза".

Читают 2, 3 ученика.

а) Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы научились замечать метафоры- переносное значение слов в стихотворениях.

Включаю слайд. СЛАЙД № 8 ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ

Посмотрите на картину И. Грабаря "Февральская лазурь".

- Что значит лазурь? (Это светло-синий цвет.)

-Послушайте, как сам художник Игорь Грабарь описал те февральские дни, когда он рисовал свою картину: "Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

б) Выводы учащихся:

-Какие образные выражения запомнили?

-Как они называются эти выразительные средства языка? (МЕТАФОРА).

8. Итог урока.

Со стихотворениями, какого поэта мы сегодня познакомились?

Какие стихи прочитали?

Что такое метафора?

Включаю слайд: СЛАЙД № 9 НАЙДИ ЛИШНЕЕ

Ученики должны назвать лишним- белый снег. Это не метафора!

9. Рефлексия.

На доску прикреплены 2 снежинки: Снежинка радости и Снежинка грусти.

Учитель просит детей принести свою снежинку и положить в тот конверт, который соответствует их настроению после урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: С. А. Есенин

Разработала:

Олейникова Нина Александровна,

учитель начальных классов

МОУ «Майская гимназия Белгородского

2015

Место урока в теме: Изучение нового материала.

сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.

Предметные результаты:

находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Информационный материал:

Учебник, ч. 1, с. 195.

Дидактический материал: карточки

Ход урока .

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

-Ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это мое настроение…Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Удачи!

II . Речевая разминка

-На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чём надо помнить, чтобы речь была яркой и понятной другим?

(Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи)

- Проведём речевую разминку.

II I . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Отличительным признаком поэтического произведения являются:

Восклицательные предложения.

Соедини стрелками между собой фамилию, имя, отчество писателя и поэтическое произведение.

Иван Алексеевич Бунин

Яков Лазаревич Аким

Константин Дмитриевич Бальмонт

Фёдор Иванович Тютчев

IV . Проверка домашнего задания

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

— Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?

— Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму?

Сегодня вы познакомитесь с творчеством С. А. Есенина.

-Какую задачу поставим на урок?

VI . Работа по теме урока

1. Знакомство с биографией С. А. Есенина:

Великий русский поэт — Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году, в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.

Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В те времена в земских школах преподавали грамматику, арифметику, историю, географию, Закон Божий, письмо и чтение русское и церковнославянское. Возможность обучаться имели далеко не все ребятишки, поэтому и классы были малочисленными (всего по 10-12 учеников). Продолжительность учебного года не была большой. Это было связанно с сельскохозяйственными работами, в которых дети помогали взрослым. Не учились и в дни больших православных праздников, дни рождения членов императорской семьи, кроме летних были пасхальные и рождественские каникулы.

2. Первичное восприятие произведения. Аудиозапись стихотворения

3. Беседа по первым впечатлениям.

-Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Какую музыку вы услышали?

- Какое настроение у вас возникло? (Музыка медленная, плавная. Настроение задумчивое, немного сонное, грустное)
– Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?

– Что вам особенно понравилось? Расскажите.
4. Словарная работа.

Поет – сильно дует

Сосняк- сосновый лес

Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)

Ковром шелковым – мягким ковром

Сиротливые – без родителей

Анализ произведения.
Расскажите алгоритм работы с художественным поэтическим текстом.

Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом

• Определите тему текста.

• Назовите главную мысль.

• Определите жанр текста.

• Назовите героя текста.

• Опишите его образ.

• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.

• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации

Работа по алгоритму.

А теперь прочитаем стихотворение ещё раз (дети читают про себя 1 часть)

-Какова тема этого произведения? (Зимняя природа)

-Какова главная мысль этого произведения? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу…)

- Какова идея? Что хотел изобразить поэт? (Он хотел изобразить всю суровость зимней погоды, что очень холодно. Птицы озябли. Хотел показать, что в такое холодное время все ждет тепла, наступления весны).

Определите жанр текста. (стихотворение)

– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?

(Строфа- группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие)

-Сколько строф в нашем стихотворении? (две строфы, шестистишие (строфа состоит из 6 строк)

-Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)

-Назовите рифмы в стихотворении. (Аукает-баюкает, глубокую –далёкую, сосняка- облака, метелица- стелется, игривые-сиротливые)

Комментированное чтение.

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)
- Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)

- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)

- Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает)

- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

-Вспомните определение олицетворение – наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами.

- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)

- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)

- Откуда видно, что автор грустит? (с тоской глубокою)

- О чём тоскуют облака? (уплывают в страну далёкую)

- Какие они? (седые)

- С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

- Кто главный герой? (метелица)

- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)

- Как понимаете это выражение?

- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)

- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)

- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)

- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)

- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)

- Такой приём называется сравнение.

- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)

VI I . Физминутка

Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз),

По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (прыжки на месте).
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся),
Заметая всё кругом белоснежным серебром (круговые движения руками).

VII I . Работа в группе. Составление синквейна.

- Сейчас я предлагаю вам составить синквейн.



Рекомендации:






Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с краткой биографией и стихотворениями С.А.Есенина.
Задачи:
(для познавательных УУД): закреплять понятие олицетворения и метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства;
(для регулятивных УУД) совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере сравнения картин и стихов;
(для личностных УУД) прививать любовь к родной природе.
(для коммуникативных УУД) развивать умение работать сообща.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; читать стихи наизусть; получат возможность научиться: чувствовать ритм и мелодику стихотворения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Оборудование

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Если городу ночью холодно стало

И ночь для него одеяло достала,

Если снегом заботливо город одела,

Какое время года прилетело?

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

II. Актуализация знаний

Организует выставку рисунков детей

Рассматривают
и анализируют
работы

III. Постановка учеб-ной задачи

– Сегодня мы с вами познакомимся с творчест-вом удивительного поэта, который безгранично любил свою родину – Россию. Сергей Есенин.

Показывает портрет поэта.

– Каким вы представляете себе Сергея Есенина?

– Сергей Александрович родился в селе Константиново Рязанской губернии (области). Рос он очень непоседливым ребенком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и четырех лет, когда он научился скакать на лошади. Есенин очень рано начал писать стихи (ему было 9 лет). Все его стихи о природе, о Родине, о нем самом или близких ему людях

Слушают учителя, отвечают на вопросы

IV. Работа по теме урока

1. Работа над стихотворением «Поет зи-

3. Беседа после чтения.

4. Работа
в группах по вопросам

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие картины вы увидели?

– Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

– Какие образные средства использовал поэт?

– Прочитайте следующие три строчки. А какие приёмы вы здесь слышите?

– Как вы представляете себе воробушек? Теперь я расскажу вам это стихотворение до конца.
– Как нам надо помогать птицам зимой? Птицам зимой не страшен холод, а страшен – … Так сделаем им кормушки и будем их подкармливать.

– Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

– А у нас сейчас какая зима?

– Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему.

Первичное чтение.

– Прочитайте стихотворение и определите, есть ли в нём непонятные слова.

– Объясните значение следующих слов: бахрома, кайма, заря, работая со словарем Ожегова.

– Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?

– Какие еще выразительные средства есть?

– Любит ли Есенин зимнюю березу?

– А вам нравятся деревья в зимнем убранстве?

– А в осеннем, весеннем, летнем?

– И чтобы деревья жили вечно, давайте их беречь и охранять.

Предлагает ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Читайте также: