Основы профессионального самоопределения 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оглянитесь вокруг!
Как живут ваши близкие, друзья? Какие у них
проблемы? Чем вы могли бы помочь им сегодня
или в будущем?
Подумайте о своих родителях, знакомых. Часто ли
вы конфликтовали с ними? В чем помогали им?
Советовались ли с ними? Хотите ли вы жить, как
они?
Подумайте о России. Насколько сложны
проблемы, стоящие перед страной?
Могут ли пригодиться ей ваши силы и
способности? Всмотритесь в себя. Кто вы есть? Что
для вас важно? Чего вы хотите от жизни? Кем и
каким представляете вы себя в будущем?

Самоопределение личности – это
осознание своего отношения к миру,
утверждение своей позиции в нем.
Профессиональное самоопределение
- это процесс и результат самостоятельного
и сознательного выбора профессии.
Профессия - это род трудовой
деятельности человека, требующий
специальных знаний и опыта и
обеспечивающий условия существования.

Какое качество отличает образование в
современном мире: светскость,
общедоступность, многообразие путей
получения или обязательность?
Образование бывает разным не только по
содержанию — охвату учебных предметов и тем.
Выделяют разные уровни и виды образования.
По уровню различают:
1. Общее образование, которое вы получаете в
школе;
2. Профессиональное образование — то, которое
вы пока только планируете приобрести для
получения профессии.

Общее образование ставит задачу
формирования общей культуры личности,
ее адаптации к жизни в обществе, созданию
основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.
В старших классах школы необходимо выбрать
профиль обучения (гуманитарный,
естественнонаучный, физико-математический,
индустриально-технологический и т.д).
Профессиональное образование имеет своей
целью профессиональное развитие личности.
Остановимся на видах и формах наиболее
интересующего вас в недалекой перспективе —
профессионального образования.

8. Система профессиональной подготовки кадров в России

Уровень
подготовки
Образовательная организация
Начальный
Профессиональные лицеи,
учебно – курсовые комбинаты
Средний
Высший
Техникумы, колледжи , училища
Государственные и
негосударственные
(коммерческие) вузы

9. Начальное профессиональное образование

Необходимо для выполнения профессиональной
деятельности рабочего или служащего в
различных областях народного хозяйства.
Приобрести его можно в образовательных
учреждениях начального профессионального
образования — профессионально-технических
лицеях и иных училищах данного уровня.
Срок обучения на базе неполного среднего
образования (9 классов) - 3 года, на базе
среднего образования (11 классов) - 1 год.

10. Среднее профессиональное образование

служит для выполнения профессиональной
деятельности специалиста средней квалификации
(среднего звена) в различных областях народного
хозяйства.
Оно может быть получено в образовательных
учреждениях среднего профессионального
образования (средних специальных учебных
заведениях), имеющих соответствующую лицензию,
или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В средних специальных учебных заведениях
готовят кадры почти по 500 специальностям.

11. Среднее профессиональное образование

В них принимают выпускников 9 и 11 классов,
успешно сдавшие выпускные экзамены в форме
ОГЭ, получивших аттестат об образовании и прошедшие по
конкурсу.
При хорошей успеваемости учащимся выплачивается
стипендия. Срок обучения 2,5-5 лет в зависимости от
сложности специальности и от того, после окончания какого
класса (9 или 11) человек поступил учиться.
Средние специальные учебные заведения, как и вузы,
имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Для
тех, кто имеет среднее (полное) общее или начальное
профессиональное образование соответствующего профиля,
закреплено право на получение среднего профессионального образования по сокращенным ускоренным программам.

12. Высшее профессиональное образование

необходимо для высококвалифицированного,
преимущественно умственного, труда в различных
областях народного хозяйства.
Получить его можно в высших учебных заведениях,
имеющих государственную аккредитацию
(университеты, академии, институты).
В вузы принимаются лица, имеющие полное среднее
образование, успешно сдавшие выпускные экзамены
в форме ЕГЭ и прошедшие по конкурсу.
Для лиц, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля,
допускается (по решению ученого совета вуза)
получение высшего профессионального образования
по сокращенной или ускоренной программе.

Необходимо знать!
С учетом потребностей и возможностей обучающегося
образовательные программы могут осваиваться в трех
разных формах: в очной, очно-заочной (вечерней) и
заочной, а также в форме экстерната.
Лицам, по тем или иным причинам не
закончившим вуз, выдается справка о
неоконченном высшем образовании.
Гражданам Российской Федерации гарантируется
получение на конкурсной основе бесплатного высшего
образования, если это образование они получают
впервые.
Получение второго высшего образования и обучение в
группах, которые формируются сверх установленного
плана приема в вуз, осуществляется на платной основе.

14. Ведущую роль в выборе профессии играет активность личности

15. Алгоритм выбора профессии

1. Рассмотреть как можно больше
профессий.
2. Изучить самого себя (интересы,
склонности, способности, темперамент,
черты характера, память, внимание,
мышление, здоровье, самооценку).
3. Найти как можно больше информации о
том, какие профессии востребованы на
рынке труда сегодня и какие будут нужны
через 3-5 лет.

16. Алгоритм выбора профессии

4. Выбрать наиболее привлекательную
профессию, которая обязательно должна
соответствовать вашим интересам,
склонностям и личностным качествам.
5. Сравнить полученные знания о выбранной
профессии со своим представлением о ней.
6. Посоветоваться с родителями, учителями,
врачами.
7. Выбрав для себя будущую профессию, быть
настойчивым в стремлении овладеть ею в
совершенстве.

18. Практическая работа

А кто и что может повлиять на выбор вашей
дальнейшей деятельности?
В колонках отметьте:
Какой из факторов оказывает
наибольшее влияние на вас при выборе
профессии (в баллах – от 1 до 9)?
Кто является для вас профессиональным
идеалом ( в баллах от 1 до 9)?

Таблица: Анализ мотивов своего профессионального
выбора
Фактор воздействия
Влияние на Профессиональвыбор
ный идеал
профессии
Родители
Родственники
Учителя
Друзья
Литературные
персонажи, герои
кинофильмов, теле- и
радиопередач
Кто-то еще

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

У меня растут года,

Будет мне семнадцать,

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Владимир Маяковский)

Именно на этот вопрос вы ищите сейчас ответ.

- Как вы считаете, о чем пойдет разговор сегодня на занятии?

Кем быть? Вот в чем вопрос…) слайд 2.

- Для начала уточним, что такое профессия и специальность.

- В справочных материалах выберите определение, которое вам ближе. (Приложение 1)

Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков. Слайд 3.

-Ученые считают, что у нашего современника в двести раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего сто лет назад.

- А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий.

- А как вы думаете, сколько существует профессий в мире?

- В мире существует более 40 тыс. профессий!

И для вас первым шагом будет необходимость сориентироваться в мире профессий. Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, несовременными. Каждое десятилетие технический прогресс рождает все новые виды профессий, а другие уходят в небытие.

ЗАДАНИЕ

Сейчас работая в парах с карточкой №1: выделите маркером необходимые профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;

Б) появились только в XX веке;

В) появятся в будущем. (слайд 5)

Для справки: ( слайд 6 )

Знаете ли вы? ( презентация Даша С.) слайд 7

Профессия объединяет группу родственных специальностей.

Специальность – Род занятий в рамках одной профессии.

Например, профессия врача включает специальности: врач ЛОР, врач зубной, врач детский; профессия учитель включает специальности: учитель математики, учитель химии, учитель физкультуры.

Прежде, чем мы перевернем очередную страничку, давайте быстро проверим и закрепим полученные знания.

Работа с карточкой № 2.

Проверяем себя Слайд 9

Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую либо определенную должность на своей работе. Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная, ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог. Что помогает найти нужную книгу?

Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах.

На каких уроках вам встречалось слово классификация?

(на биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов). Кто может сформулировать данное понятие?

Как мы можем присоединить это понятие к теме нашего урока?

мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, притворяясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий.

Для того чтобы выбрать верную дорогу в поисках своего призвания, необходимо научиться ориентироваться в мире профессий.

этом нам поможет классификация профессий.

Классификация профессий – это объединение профессий в различные группы по каким - то признакам

Классификацию видов деятельности еще в XVIII веке предложил известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев слайд 10

Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)

Полезные науки (математика, физика, биология, сельское хозяйство)

Щегольские науки (литература, искусство)

Тщетные науки (алхимия, астрономия)

Вредительские науки (колдовство)

- Можем мы пользоваться такой классификацией в наше время? Почему? Что вам не нравится?

Наиболее удачную классификацию типов профессий предложил академик Евгений Александрович Климов по предмету труда.

Работа с цветными карточками № 3

Изучив подробно типы профессии, вы сможете выполнить следующее задание. У вас карточки различного цвета с набором психологических качеств. Работая в группе решите задачу, какому типу профессий характерны эти психологические качества.

Проверка задания Слайд 17

РАЗМИНКА (шутка) - отдохнем

1. Самая зелёная (садовод, лесник, цветовод …).

2. Самая сладкая ( кондитер, кулинар …).

3. Самая денежная (банкир, бизнесмен, профессиональные спортсмены …).

4. Самая смешная (клоун, пародист …).

5. Самая общительная (комментатор, журналист, экскурсовод …).

6. Самая детская (воспитатель, учитель, педиатр, няня …).

7. Самая серьёзная (сапёр, хирург, политик, разведчик …).

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, которые возили на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

- Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, которая не отвечала интересам, способностям человека.

Вывод: Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Существует такое понятие, как “возраст самоопределения”. Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть?

Как сориентироваться в этом огромном списке, выбрать профессию по душе и, получив её, быть востребованным специалистом на рынке труда?

Начинаем искать ответы и на эти вопросы.

Представьте себе, что именно сегодня перед вами встала проблема выбора профессии. Какие вопросы нужно себе задать, чтобы выбрать нужное направление? Надеюсь, что к концу урока мы сможем найти ответ.

(Предложить выбрать себе 1 профессию и ее тип, которую планируют получить в будущем и записать её у себя на бумаге.)

Сначала посмотрим, что говорят по этому поводу специалисты. Многие из них рекомендуют представлять выбор профессии в виде равностороннего треугольника, стороны которого - понятия "я могу", "я хочу" и "надо"

Звучит хорошо, но не совсем понятно. Попробуем разобраться.

Чем вы руководствовались, когда записали свою будущую профессию? ХОЧУ

Хочу" - это твои интересы и склонности, которые могут проявиться уже в самом раннем возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, природой. Перечисли свои любимые занятия: Все они могут указать, с чем связать будущую профессию,

Нужно спросить себя ещё о чем-то? НАДО

"Надо" - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей. Можно узнать через интернет или с помощью родителей, насколько велик спрос на выбранную профессию.

Значит, НУЖНУЮ всем работу, МОЖЕТ выполнять каждый ЖЕЛАЮЩИЙ? Вот мы и подошли к третьему вопросу, который необходимо задать себе, выбирая будущую профессию. МОГУ

"Могу" - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Итак, мы составили список вопросов, которые необходимо себе задать, выбирая профессию. ХОЧУ – НАДО - МОГУ - Вот простая формула, которая поможет вам в выборе профессии.

Предлагаю вам проверить её работоспособность: попробуем убрать из формулы одно из слов. Насколько может измениться ситуация, если мы попробуем обойтись без какой-то составляющей ?

Недавно мы были с вами на профпробах в РПЭКе, а также на наших уроках технологии вы сами того не сознавая участвовали в профессиональных пробах, осваивая разные профессии: повар, кондитер, швея, стилист. Попробуйте самостоятельно вывести определение - что такое профессиональная проба.

Профессиональная проба - непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии.

Профессиональные пробы являются важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку способствуют углублению знаний о будущей профессии, правильной самооценке.

Определение типа профессии с учетом ваших интересов. (Приложение 5)

Проведем тестирование по МЕТОДИКЕ Е.А. КЛИМОВА. Время выполнения задания 5-7 минут.

- К какому выводу вы пришли, выполнив тест? Правильно сделан ваш выбор будущей профессии?

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я поняла, что…

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я научилась…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии – нежная песня.

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в двадцать первый наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек!

Оценили свою работу, покажите предварительную оценку вашей деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель первых 20 уроков технологии в 8 классе состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания основной школы. Если кто-то из вас уже сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора.

Профессиональное самоопределение, социализация личности


получение учителем необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся;

формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации;

формирование установки на необходимость профессионального самоопределения;

развитие навыков рефлексии.

1. Организационный момент:

 проверка наличия учащихся;

 проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Основная часть

Вводное слово учителя.

Цель первых 20 уроков технологии в 9 классе состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания основной школы. Если кто-то из вас уже сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора.

На занятиях вам будут предложены различные тесты, которые помогут в профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми профессиями, такими как промоутер, имиджмейкер и другими. Вы так узнаете о том, что влияет на выбор вами профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном определении.

Работать на этих занятиях будем в режиме сотрудничества: я обеспечиваю вас диагностическим материалом (тестами) и информационным, а вы анализируете и делаете выводы. Можете рассчитывать на мою помощь.

Цель сегодняшних уроков - сформировать у каждого установку на творческую, осознанную работу.

Я бы хотел акцентировать ваше внимание на необходимости ведения записей в тетрадях. Там же будут результаты вашей работы над тестами.

Теперь, предлагаю вам сидя на своих местах сделать три глубоких вдоха.

Сейчас в тетрадях каждый из вас ответит на следующие вопросы. Я называю вопрос, а вы записываете ответ.

Ваш знак зодиака?

Ваше любимое время года?

Ваше любимое животное?

Какое качество вам в себе нравится?

Какое у вас хобби (увлечение)?

Определились ли в том, куда пойдете учиться после окончания 9-го класса?

Условие: каждый работает самостоятельно, не советуется и не советует другим. После выполнения я соберу работы (записи) и по очереди буду зачитывать, а вы отгадывать, кому принадлежит та или иная запись.

Время выполнения - 10 минут.

Работы собираются и зачитываются учителем, а учащиеся отгадывают.

Теперь я предлагаю выполнить творческое задание.

Условие: каждый работает индивидуально.

Труд - это не только способ самореализации, но и возможность получения материального вознаграждения. Деньги — это еще не 100% успеха, но без них в нашей жизни обойтись сложно. Сейчас вы об этом не особо задумываетесь, так как материальным обеспечением семьи занимаются ваши родители. Задумывались ли вы над тем, сможете вы обеспечить себя материально?

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время. Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам вам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования .

Необходимо письменно ответить на вопросы:

В каком городе или даже стране вы находитесь?

Какое у вас время года?

Что вы будете делать? Каковы ваши действия?

Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)

Что будет потом?

В общем, устройте свою жизнь.

Время работы 30 минут.

Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия. Происходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы - это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того, чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.

3. Заключение.

Учитель подводит итог занятия, благодарит участников за работу.

Комментарии и рекомендации:

Так как уроки проводятся на эмоциональной волне, учитель должен следить за временем выполнения упражнений.

Вторая часть урока проходит на творческой волне. Учащиеся, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии. Это упражнение ориентирует на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Урок настраивает на самопознание. Ведь следующее занятие - это работа с тестами.

От учителя требуется максимум собранности. Участники задают много вопросов, а это как сеанс одновременной игры для гроссмейстера.


«Отрасли производства. Профессии, специальности.

формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;

активизация умственной активности.

1. Организационный момент:

 проверка наличия учащихся;

 проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

Мы начинаем сегодняшнюю встречу с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего. Но сначала послушайте, каковы условия выполнения упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге; движение же показывает ведущий, и все в круге должны повторить его движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь.

Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведет участников, за кем повторяют движения в круге.

У нас сменилось уже несколько ведущих и водящих. Пора за работу!

3. Основная часть.

Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность - учитель музыки, профессия - водитель, а специальность?… правильно - водитель троллейбуса.

Классификация профессий:

 По предмету труда (типы) - на что направлен труд.

 По целям труда (классы) - какова конечная цель труда.

 По орудиям труда (отделы) - что использует, какой инструмент.

 По условиям труда (группы) - где работает.

Начнём с характеристики типов профессий.

Типы профессий:

Все профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием, это как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией и т.д. (геолог, биолог, зоотехник, егерь).

Этот вид деятельности относится к умственному труду (бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.).

Например: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Я не случайно задал такой вопрос, а в качестве примера взял профессию инженера. На примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.

Классы профессий.

Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).

б) Преобразующие (пр). Цель - изготовить по образцу.

в) Изыскательские (из). Цель - придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.

Отделы профессий.

Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

а) с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик - мастерок, маляр - кисть и т.д.

б) с использованием машин с ручным и ножным управлением (м): например: машинист, водитель;

в) с использованием автоматизированного оборудования (а); например: оператор персонального компьютера;

г) с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.

Попробуйте привести свои примеры. Молодцы, усвоили!

Группы профессий.

Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

а) труд в обычных бытовых условиях (об); пример: бухгалтер, учитель и т.д.;

б) труд на открытом воздухе (о); пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;

в) труд в необычных условиях (н); пример: водолазы, шахтеры и т.д.

г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за
здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо);
пример: инкассаторы, врачи.

Подведем итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.

После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулы профессий.

1 карточка: бухгалтер, токарь, актер, учитель.

2 карточка: водитель, адвокат, спасатель МЧС, теннисист (профессионал).

3 карточка: пожарный, строитель, машинист, пианист.

4 карточка: военнослужащий (контрактник), крановщик, столяр, геолог.

При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий.

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Комментарии и рекомендации

Этот урок проходит интересно. Учащиеся много узнают о профессиях. Это, пожалуй, одно из нелегких занятий, где теоретический материал значителен по объему. Он важен, так как ориентирует учащихся на факторы, влияющие на выбор вида деятельности.


изучение участниками собственных интересов;

развитие навыков рефлексии;

формирование установки на преемственность в работе, системности мышления.

1. Организационный момент:

 проверка наличия учащихся;

 проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

3. Основная часть

Вводное слово учителя.

Для того, чтобы целенаправленно работать над собой, совершенствоваться, необходимо знать свои интересы и возможности. Я хочу помочь каждому из вас. Только лишь помочь, а все остальное вы должны делать сами.

На доске мелом учитель записывает слово интерес, а учащиеся называют ассоциации. Они тоже записываются учителем.

совсем не нравится (--).

Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.

А теперь я предлагаю вам проверить, совпадают ли ваши интересы с вашими склонностями.

Карта склонностей. (Приложение 2)

Время выполнения – 30 минут.

Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце и запишите ее внизу каждого столбца. Отметьте те столбцы, по которым у вас набралось наибольшее количество баллов.

Наличие общей оценки в столбце по вертикали (от 5 до 7 баллов) указывает общее направление индивидуальных склонностей человека и силу их проявления в следующих 14 сферах деятельности.

1. Спортивно-физическая.
2. Организаторская.
3. Аналитико-математическая.
4. Конструкторско-техническая.
5. Обращение со знаковыми системами.
6. Коммуникативная.
7. Художественная.
8. Изобразительная.
9. Музыкальная.
10. Филологическая.
11. Природоохранная и сельскохозяйственная.
12-14. Социально-педагогическая.
Если у вас получились высокие показатели в столбцах 2-6 (сумма в двух столбцах от 10 до 14 баллов) — то это свидетельствует о том, что у вас хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности, важные для управленцев, менеджеров, педагогов, воспитателей.
Наличие высокой суммарной оценки в столбцах 3-5 (от 15 до 21 балла) — свидетельство выраженных склонностей и интересов, необходимых для выбора профессии технического профиля.

После индивидуальной работы происходит обсуждение результатов, учитель отвечает на вопросы учащихся по интерпретации.

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Комментарии и рекомендации.

Этот урок насыщен теоретической информацией. Кроме этого, учащиеся выполняют большой объем работы. Занятие является значимым для участников, так как по его результатам можно сделать вывод о широте и глубине своих интересов. Это важно и с точки зрения помощи в комплектовании 10-х классов школы (прогноз наполняемости - это будет интересным материалом для администрации и педагогов).


изучение участниками собственных склонностей и способностей;

совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием;

поддержание атмосферы творческого поиска.

1. Организационный момент:

 проверка наличия учащихся;

 проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

3. Основная часть

Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый—второй. Первые номера - хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали.

Убыстряем темп. Еще быстрее.

Примечание. Обязательно кто-нибудь сбивается и учитель инициирует аплодисменты всех участников.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) по Е.А. Климову
(Приложение 3)

А теперь займите свои места. Для работы над тестом вам необходимо вспомнить классификацию профессий по типам. Пожалуйста, называйте типы. Хорошо.

На прошлом занятии мы говорили об интересах, а сегодня речь пойдет о склонностях - ярко выраженных интересах. Это стремление заниматься определенным видом деятельности.

Не зря я попросил вас вспомнить типологию, потому что этот тест поможет выявить склонности, предпочтения сообразно типам: Ч-П, Ч-Т, Ч-Ч, Ч-Зн, Ч-Х.

Учащиеся выполняют тест. Время работы – 20 минут.

Подсчитайте суммы совпадений по каждому типу профессий, максимальное количество баллов - 8.

А теперь выделите предпочитаемые вами типы профессий, то есть склонности.

Далее происходит групповое обсуждение работы над тестом. Учитель не участвует в этой работе, наблюдая за ходом обсуждения (оно возникает спонтанно между учениками).

Итак, мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя с выбором дальнейшей профессии. Очень важно не ошибиться, а для этого необходимо учитывать свои возможности и способности.

4 . Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Комментарии и рекомендации.

На этом занятии участники работают со стандартным инструментарием, поэтому для поддержания атмосферы творческого подъема введены подвижные игры. Раскованность - это свобода. Только свободный человек в состоянии сделать осознанный выбор (мыслить, рассуждать, творить).

На заключительном этапе учитель сам не делает никаких выводов и не высказывает своего мнения. Участники должны уйти с вопросами!


формирование теоретических представлений о характере и темпераменте;

изучение собственного темперамента;

развитие навыков работы с диагностическим материалом.

1. Организационный момент:

 проверка наличия учащихся;

 проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

3. Основная часть

На прошлом уроке мы с вами пришли к мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя, где он будет продолжать обучение после окончания 9-го класса. Очень важно не
ошибиться, а для этого надо, как можно лучше узнать свои возможности. От чего же зависит ваш выбор профессии?

 от возможностей каждого (его способностей, темперамента);

 от предпочтений (интересов и склонностей);

 от требований профессии к личности соискателя;

 от возможностей родителей;

 от востребованности профессии на рынке труда.

а) на общие (широкий круг знаний), к ним относятся: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность;

б) на специальные (качества, обеспечивающие успех в конкретном виде деятельности), к ним относятся: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, черты характера - способность к эмпатии и т.д.

Учитель рассказывает о темпераменте (Приложение 4)

Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Он проявляется в поведении человека, его отношении к себе и другим. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 8 класса в разделе "Профориентация" Он знакомит обучающихся с видами профессиональных учебных заведений. На уроке выстраивается траектория обучения для выпускников 9 и 11 классов.

Урок соправождается презентацией.

Открытый урок 06.11.2018г.

Знания, умения, навыки

Умение вступать в общение, выдвигать идеи и аргументировать их на основе ранее приобретенных знаний, анализировать предложенные идеи, корректно отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других участников.

Организационный этап (1 слайд)

-Добрый день, ребята!

-Кто сегодня отсутствует на уроке?

-Посмотрите пожалуйста на экран и расшифруйте анаграммы, состоящие из трех слов (2 слайд)

-Запишите эти слова на доску (основы, профессия, самоопределение)

-А теперь сформулируйте из этих слов тему сегодняшнего урока

-Правильно. (3 слайд)

-Запишите тему урока в тетрадь.

-Как вы понимаете значение этих слов? (дети отвечают, но..)

-Хорошо. Этот же вопрос я вам задам в конце урока. Возможно мы все услышим немного другой ответ.

А что означают слова Профессия и Самоопределение?

Хорошо. А теперь посмотрите пожалуйста на экран и запишите в тетрадь точную формулировку этих слов. (4 слайд)

-Ребята, как вы думаете, сколько в среднем, в мире существует профессий? (ответы ребят)

-Оказывается, более 40000 профессий. Одни профессии исчезают, а другие появляются. Вот, например, была профессия ямщик, а сейчас водитель.

-На сайте вы обнаружите много интересного для себя по профессиональному самоопределению.

А каким образом можно получить ту или иную профессию?

Сейчас мы поработаем в группах по 3 человека. У вас на столах в файлах лежат листочки. Достаньте листочек с текстом. Ваша задача: прочитать внимательно текст и определить вид образования, о котором говорится в тексте. Затем подходим к моему столу, берем нужную карточку и коментируем(зачитываем текст).

Сейчас с вами мы выстроим возможные траектории обучения.









9 класс 10-11 класс ВУЗ

-Сколько классов должен обязательно окончить ученик в школе? (9 классов)

-А можно ли поступить в ВУЗ после 9 класса? (нет)

-А после 11 класса можно поступить в техникум, колледж? (да)

Сейчас мы с вами выстроим возможные траектории юбучения.

-Ребята, какие 3 уровня обучения можно увидеть на схеме?

-среднее (9кл и 10-11класс)

А что же может повлиять на выбор профессии (Кто? Что?) (внешние факторы)




Друзья Родители Учителя




Книги ЛИЧНОСТЬ СМИ

Эти факторы являются внешние.

А теперь разберем внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

-Но, выбирая профессию, мы думаем о том, нравиться мне эта профессия (хочу)

-Позволяет ли мне освоить эту профессию здоровье, мои способности (могу)

-Смогу ли я работать по данной специальности, требуется ли она обществу (надо)

-Что я лично делаю в данный момент, чтобы потом реализовать свою мечту профессию. (есть)





Посмотрите на схему: чем больше совпадений и пересечений имеют эти круги, тем шире зона оптимального выбора профессии и в любом случае ведущую роль в выборе профессии должна играть активность личности.

Предлагаю вам достать из файла карточку с кружочками и заполните, проанализировав себя.

Заполненная карточка останется у вас до следующего урока.

-Ребята, вернемся к началу урока. Как звучит тема нашего урока? Так что же такое основы профессионального самоопределения? Пожалуйста, ваши варианты.

Заключительный этап работы.

Предлагаю написать в тетради синквейн с любым существительным по нашей теме.

-Подведем итог урока оцениванием. На листочке, где буква Я – вписываете свою фамилию и оцениваете себя. На другом листочке Сосед напишите фамилию соседа и оцените его. После поменяйтесь листочком Сосед и оцените друг друга.

Д\З: составьте с родителями предпочитаемую схему пути получения профессии.

Читайте также: