Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему перелетные птицы

Обновлено: 06.07.2024

Воспитатель: - Ребята, что вы сейчас усл ышали? (Пение пти ц).

- Вы уже догадали сь, о ком мы будем го ворить? (О птицах) .

В гости первый день неде ли, к нам синиц ы прилетели,

В пятницу в столо вой нашей голубь лако мился кашей.

Вопросы: - Каки е из птиц вам зна комы? - Как их птиц вам

приходилось наблюдать на участке зимой? (Воро бьи, сини цы,

- Как называются птицы, ко торые остаются у нас н а зиму?

- Как называются пт ицы которые улетают в тёплые края?

Воспитатель: - Перелётные пт ицы не прис пособлены делать

себе запасы корма на зи му и добывать его в зимних условиях.

Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с

наступлением хо лодов, улетают в жар кие страны, чтоб ы

- Как вы думаете, почему з имующи е птицы: воробьи, с иницы,

голуби, сороки, дятлы, кру глый год живут с нам и? Эти птицы

не боятся морозо в и ухитряются д обывать еду даже в самые

холодные дни зимы. Они отыскивают насеко мых, котор ые

спрятались в тре щинах коры дере вьев, щели домов и забор ов,

съ едают плоды и семена лиственных дер евьев. А синицы

- И всё - таки тяж ело птицам зимой. Особен но трудно находить

корм во время снего падов, в метели и сильные мор озы. В

такую погоду птицы часто г олодают и даже п огиба ют. Птицы

в зимнее время пр иближаются к жилищам людей . И мы с вами

- Дети, а вы помог аете птицам? Мы смастери ли кормушки и

приносим корм: с емечки, хлеб, кру пу. Подкармлива я птиц мы

спасаем не одну пт ичью жизнь. А летом птицы помо гут

Воспитатель: - Я сейчас буду назы вать птиц, но если вдр уг вы

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, во роны, галки,

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стри жи ,чижи,

Воспитатель: - Дети, я вам буду заг адывать загадки, а вы

1. В красной шапке распис ной, в чёрненько м кафтане,

знаменит в семье лесной , песенкой смешной. Что за песня -

2. Умный мальчишка в с ером армячишке, прыгае т, шныряет,

3. Зимой на ветка х яблоки - ско рей их собери! И вдр уг

4. На шесте - двор ец, во дворце - певец, а зовут его . (Скворец).

5. Кто на ёлке, на суку , счёт ведёт: ку - ку, ку - ку! (К укушка).

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

Задачи:

- активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

- упражнять детей в ориентировке в пространстве.

Развивающая:

- развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательная:

- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Предварительная работа:

Материал к занятию:

Ход занятия

те, ладошки! Хлоп- хлоп -хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ — топ — топ!

Здравствуйте, щечки! Шлеп — шлеп — шлеп!

Здравствуйте, носик! Пип — пип — пип!

Здравствуйте, дети! Здравствуйте!

В. Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

(Дети слушают, сидя на стульчиках,полукругом)

В. Ребята, от кого пришло письмо, как вы думаете (От вороны)

В. Правильно, а как вы догадались (Ворона каркает)

В. Ну что, поможем расколдовать птиц? (Да, поможем.)

Беседа о перелетных птицах

- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края (Перелетные)

- А птиц, которые остаются с нами (Зимующие)

- В какое время года птиц больше (Летом)

- Почему? (Потому что остаются зимующие, и прилетают перелетные)

- Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Воспитатель бросает мяч ребенку (ребенок возвращает мяч и называет перелетную птицу.)

На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. (Дети их убирают)

В. Ребятки пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами

Расскажите, какие птицы здесь спрятались.

На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Например:

Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. И так же про ласточку, скворца (Дети составляют рассказ по мнемотаблице про ласточку, скворца.)

Беседа о птицах

- Ребята, где живут птицы? (Птицы живут в гнездах)

- А для чего птице нужно гнездо (Птицы откладывают яйца, из которых вылупятся птенцы)

- А гнёзда у птиц одинаковые (Нет.)

- Возьмите каждый, картинку с перелетной птицей и найдите её гнездо. (Дети берут силуэт с изображением перелётной птицы. Подходят к гнезду для своей птицы и кладут её рядом с гнездом.)

В. Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А пения птиц не слышно. Что же делать? (Попросить помощь)

В. Посмотрите у нас ещё одно письмо, посмотрим от кого оно?

«Здравствуйте дети! Я услышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. А вы знаете, как называют детенышей птиц? (Птенцами)

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злой колдун их заколдовал, тогда я поспешил к вам на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют.

В. Ребята мы согласны пройти испытания? (Согласны)

-С наступлением весны птицы возвращаются к нам откуда? (С юга.)

У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь. (Дети вместе с воспитателем описывают маршрут птиц. Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, потом на лево, опять на право и прилетели к своим гнёздам.)

- А сейчас мы немного поиграем с вами.

Повторить игру два раза.

В. У нас все получилось! Ребята вы слышите, как поют птицы?

В. Мы прошли испытания. Сняты злые чары колдуна. Птицы запели. (Ура)

Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

Вы молодцы! Справились со всеми заданиями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: закрепить знания детей о перелетных птицах

Расширить представления детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц;

Развивать связную речь, обогащать их словарь

Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Воспитатель: Какая погода весной?

Воспитатель: Правильно, весна, значит возвращаются перелетные птицы. Они улетают осенью в теплые края, а весной возвращаются обратно, когда становится тепло. Самым первым прилетает грач ( воспитатель показывает детям картинку на мольберте). Это крупная черная птица, с длинным клювом. Ходит важно по полям и ковыряет из земли червяков.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами превратился в грачей.

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

Первый грач пирог испёк,

А второй ему помог

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал и пирог у них склевал.

Постучать пальцами по коленям.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочередно загибать пальчики.

Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.

Воспитатель: Послушай стихотворение про соловья.

В зелени ветвей

Льются песни без конца,

Лучше нет в лесу певца!

Воспитатель показывает картинку соловья.

Воспитатель: У соловья волшебное пение, да скромное оперение. Спинка темно-каштановая, грудка светло-серая, а хвост красновато бурый. Ни одного яркого пятнышка.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Не заботится о детках

Ищет гнёздышко на ветках

Не путевая подружка

И зовут ее ( кукушка)

Воспитатель: Послушайте стихотворение про лебедя

Дремлют без движения

Воспитатель показывает картинку с изображением лебедя

Воспитатель: Лебедь – прекрасная птица, оперение ослепительно белое, клюв красный, на лапках перепонки, чтобы легче было плавать.

Воспитатель: Ребята пока птицы к нам летели, они расстреляли перья. Давайте поможем им

На одном мольберте прикреплено изображение лебедя, а на другом изображение грача. Дети должны прикрепить белые перья лебедю, а черные перья грачу.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо потрудились, какие красивые птицы у нас получились.

Воспитатель: Где живут птицы, когда прилетают к нам?

Воспитатель: Гнезда у птиц бывают разные. Лебедь делает гнезда в траве и кустах, грач и соловей на деревьях, а кукушку не делает гнезд, она селится в заброшенных гнездах.

Воспитатель: Для чего нужны птицам гнезда?

Дети: Выводить маленьких птенчиков.

Воспитатель: С кем мы познакомились сегодня?

Дети: перелетные и птицами.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: грач, кукушка, соловей, лебедь.

Краткое описание документа:

Данный материал будет полезен педагогом дошкольных учреждений как пособие для подготовки к занятию, а также студентам педагогических вузов и колледжей. Конспект направлен на расширение кругозора дошкольников, развития познавательного интереса, обогащение словарного запаса, воспитания доброжелательного отношения к пернатым друзьям.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 419 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.04.2019 4937
  • DOCX 17.5 кбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Данилова Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц.

2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц

3. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг.

4. Воспитывать доброе отношение к птицам.

5. Закрепить умение делить птиц, на перелётных и зимующих, на основе способов добывания корма;

6. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Ход занятия:

Воспитатель:

Давайте закроем глазки:

повертелись, покружились и в лесочке очутись!

Открывайте глазки, вот мы и оказались в лесу.

Полон сказок и чудес!

Все открой, не утаи,

Ты же видишь мы – свои!

(фонограмма с птичьими голосами)

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Какие признаки осени прозвучали в стихотворении?

С приходом осени все засыпает вокруг: желтеет травка, солнце светит мало и слабо. Осыпаются желтые листочки, засыпают жучки, паучки.

А еще осенью птицы покидают родные места и гнезда, улетают зимовать в теплые края, на юг.

Воспитатель: Дети, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

Дети: Перелетными.

Воспитатель: правильно, одна из первых птичек, которые улетает в жаркие страны - это ласточка.

Путь, проделав длинный.

Будет сытно и тепло

Дети, кто знает стихотворение о ласточке?

Воспитатель:

Ласточка оставила нам какой-то конверт, давайте посмотрим, что там?

В этом конверте загадки и ласточка просит их отгадать

Воспитатель:

Всех прилетных птиц черней.

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица. (Грач)

На шесте дворец

Во дворце певец

Как зовут его? (Скворец)

Хочет с детства эта птица,
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт………. (Ворона)

С желтой грудкой у окошка,
Собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица

Называется(Синица).

Воспитатель:

Всех мы птичек отгадали и ни капли не устали.

А теперь превратимся в птичек и поиграем!

Скачет шустрая синица (хлопаем в ладоши),

Ей на месте не сидится (грозим пальцем),

Прыг – скок, прыг – скок (прыгаем),

Завертелась как волчок (кружимся вокруг себя),

Вот присела на минутку (присаживаемся),

Почесала клювом грудку (поглаживаем руками грудь),

И с дорожки на плетень (готовимся к прыжкам),

Тири, тири, тири, тень (машем крыльями).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.

- У всех птиц есть клюв

- Тело покрыто перьями.

- Голова и туловище.

Воспитатель:

Посмотрите, дети, а все птички перелетные?

Дети: нет, есть и зимующие!

Воспитатель: Сколько зимующих?

Сколько больших птичек?

Сколько всего птичек прилетело?

Воспитатель: Молодцы, ребята, не зря в садик ходили!

Воспитатель: Дети, птички которые еще не улетели, хотят с нами поиграть.

Ну- ка, птички, полетели (медленно бегут друг за другом)

Полетели и присели, (медленно приседают)

Поклевали зернышки, (двигают головой)

Поиграли в полюшке (кружатся на месте)

Водичку попили (двигают головой)

Перышки помыли, (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Воспитатель:

Ребята, а что птицы осенью делают? Правильно, птицы тренируются в полетах над родными местами, готовясь к дальнему перелету.

Журавли – журавли (указательные пальцы вытягиваем)

Оторвались от земли (машем кистями)

Крылья к небу вскинули (поднимаем пальчики вверх)

Милый край покинули (соединяем все пальцы на двух ладошках)

Закурлыкали вдали (делаем щелчок пальцем)

И растаяли они (опускаем пальчики и руки)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, все старались.

Птички очень грустно поют, прощаясь с родными краями!

(Фонограмма с пением уток перед отлетом)

Воспитатель:

Не зря в лес сходили, с птичками простились, пусть летят, а когда вернуться, снова пусть высиживают птенчиков! Ну а нам, дети, пора возвращаться в группу! До свидания птички! Мы обязательно еще вернемся в сказочный лес!

Воспитатель:

Воспитатель:

-Вам понравилось в осеннем лесу?(-).

-А что вам больше всего понравилось?

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", " Речевое развитие", " Физическое развитие".

Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о перелетных и зимующих птицах.

  • Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах.
  • Формировать умение различать птиц и их птенцов, правильно соотносить их название.
  • Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми птицами.

Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, чувство любви к окружающему миру.

Материалы и оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, птенцов, ноутбук, переносной экран, письмо, макет дерева.

  1. Беседа о птицах.
  2. Рассматривание иллюстраций " Зимующие птицы", "Перелетные птицы".
  3. Чтение рассказов, сказок, загадок о птицах.
  4. Пальчиковые игры.
  5. Подвижные игры: "Птицы, гнезда, птенцы".
  6. Дидактические игры: "Кто лишний", "Чье гнездо", "Найди пару".
  7. Лепка птиц из пластилина.

(Дети сидят на стульчиках за столом.)

1. Вводная часть (беседа).

Воспитатель: Ребята, когда я пришла сегодня на работу, к нам в окошко постучалась птица. Это была маленькая синичка, она принесла письмо. Давайте узнаем, что написано в этом письме?

"Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Раньше тут было весело и красиво! Но что-то случилось? Лес остался без листочков, а птиц совсем не слышно. Помогите, пожалуйста разобраться, что же произошло? Неужели в лес пришла беда?"

Воспитатель: Ребята, давайте поможем синичке разобраться, что произошло в лесу? Чтобы узнать, что случилось в лесу, нам надо туда попасть. Скажите, на чем можно поехать в лес?

Воспитатель: Правильно! Но мы с вами, отправимся в лес на нашем волшебном автобусе!

2. Основная часть (путешествие в лес).

Воспитатель: Садитесь скорее в наш автобус, Лида будет наш водитель, а мы все пассажирами.

(Дети садятся в автобус и поют.)

Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

И из окошечка глядим

Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали! Давайте выйдем из автобуса и узнаем что произошло в лесу?

(Дети выходят из автобуса и подходят к макету дерева.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите в этом дереве есть дупло, как вы думаете, кто в нем живет?

Воспитатель: Нет, ребята! Это домик дятла. А вы видели дятла? Какого он цвета? Как он помогает деревьям?

(Ответы детей. Воспитатель показывает картинку дятла.)

Воспитатель: Вы, все правильно отвечали! молодцы! Давайте, пойдем дальше и узнаем, кто еще из птиц живет в лесу?

(Дети подходят к столу, где лежат карточки с птицами и птенцами. Воспитатель проводит дидактическую игру "Найди пару". Мальчики берут картинки-птиц, а девочки картинки - птенцов.)

Воспитатель: Найдите птенцам их маму.

Воробьи- воробьята и др.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас, мы с вами превратимся в птичек.

Физкультминутка: "Перелетные птицы".

Птички прыгают, летают (Дети прыгают.)

Клювики почистили (Изображают.)

Птички летают, поют (Машут руками.)

Зёрнышки клюют (Наклоняются.)

Воспитатель: Ребята, внимание на экран. Я буду показывать картинки птиц, а вы мне будете отвечать, перелетные это птицы или зимующие?

- Ласточка - это перелетная птица.

- Воробей-это зимующая птица.

- Дятел-это зимующая птица и др.

Воспитатель: Ребята, мы находимся в лесу, здесь чистый воздух, дует ветерок, давайте подышим!

Дыхательная гимнастика "Ветерок"

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что нужно помогать птицам? А как вы будете это делать?

Дети: Нужно кормушки делать и кормить птичек.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

(Дети садятся в волшебный автобус и отправляются в сад.)

3. Заключительная часть (беседа).

Воспитатель: Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Ребята скажите, где мы сегодня были, что видели? (Ответы детей.)

Воспитатель: О каких птицах мы узнали? Что синица, знает о перелетных и зимующих птицах?

Читайте также: