Дыхание и его значение органы дыхания 8 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а с током крови перемещается к нуждающимся в нем органам и системам.

Процесс дыхания проходит в три этапа. Первый этап — внешнее или лёгочное дыхание — это процесс обмена кислородом и углекислым газом между легкими и атмосферой.

На втором этапе происходит транспортировка газов: кислород поступает из легких в ткани и органы, а углекислый газ попадает из тканей в легкие для последующего удаления из организма.

Третий этап — это тканевое дыхание, процесс синтеза АТФ и образование углекислого газа и воды.

Аденозинтрифосфат (сокр. АТФ) — нуклеотид, который играет важную роль в обмене энергии и веществ в организме. Это соединение — универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах.

Дыхательная система человека обеспечивает газообмен между атмосферным воздухом и системой кровообращения.

Дыхательная система состоит из верхних и нижних дыхательных путей. Верхние дыхательные пути — это полость носа, носоглотка, ротоглотка, частично ротовая полость. Здесь воздух очищается, согревается, увлажняется — это важнейшие функции, значение которых нельзя недооценивать. Так, чрезмерно сухой, холодный или загрязненный воздух при попадании в бронхи и легкие может стать причиной серьезных проблем для дыхательной системы и организма в целом. Результативность этой работы зависит от гистологических и цитологических особенностей. В слизистой верхних дыхательных путей содержатся клетки (макрофаги), которые поглощают и переваривают частицы бактериального или минерального происхождения. Реснитчатый эпителий, которым выстлана поверхность верхних дыхательных путей, также способствует очищению воздуха и удалению выделений (мокроты).

Ток воздуха попадает в воздухоносные пути через полость носа, разделенную хрящевой перегородкой. Благодаря интенсивному кровоснабжению, воздух, будучи холодным или чрезмерно горячим, может немного остудиться или согреться. Далее он продвигается в глотку, которая выполняет, помимо глотания еще и воздухоносную функцию.

Речевой аппарат

Трахея проводит воздух из легких и в легкие. Это полая непарная трубка, расходящаяся на уровне пятого грудного позвонка на два главных бронха. Внутри бронхов находятся хрящевые полукольца, внутри они выстланы реснитчатым эпителием, содержат единичные лимфоидные узелки.

Газообмен осуществляется с помощью легких — парных органов, лежащих в плевральных полостях. Пристеночная плевра, выстилающая полость грудной клетки, также окружает легкие. Между легочной и пристеночной плеврами расположена плевральная полость. В ней содержится определенное количество жидкости, смазывающей листки плевры, что снижает их трение друг о друга. Легкое по своей форме напоминает усеченный конус, оно условно подразделяется на верхушку, основание и три поверхности (реберную, диафрагмальную и медиальную). Каждое легкое делится на доли, правое — на три, левое — на две. Каждая доля делится на сегменты.

На медиальной поверхности у каждого легкого имеется углубление — ворота легкого, куда входит главный бронх. Внутри легких бронхи ветвится на бронхиолы, количество которых достигает примерно 20000 в каждом легком. От каждой бронхиолы отходят альвеолярные ходы, заканчивающиеся альвеолярными мешочками. Таким образом, бронхи образуют в легких бронхиальное дерево значительной площади. Такое строение обеспечивает интенсивный газообмен между легкими и кровью. По левой и правой легочным артериям в легкие поступает венозная кровь, обогащаемая в результате газообмена кислородом. Для питания самой легочной ткани и бронхов богатая кислородом кровь поступает по бронхиальным ветвям аорты.

Система дыхания регулируется нервной системой. В стенках крупных бронхов и в самих легких имеются сплетения нервных волокон, общая иннервация осуществляется из блуждающих нервов и из симпатического ствола.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Органы дыхания.docx

Цели: 1. Изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемой функцией.

2.Раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ.

3.Выяснить механизмы голосообразования.

4.Развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.

5.Продолжить формирование навыков гигиены.(слайд2)

Оборудование: Презентация P owerPoint, раздаточный материал(фото животных, карточки с заданиями для проверки знаний, карточки с названием органов), светофоры, лепестки цветов для ароматерапии, вата, клей.

Тип урока: изучение нового материала

Эпиграф: Я дышу и, значит, я живу…( В.Высоцкий) ( слайд 3)

Мотивация учебной деятельности

Учитель: С любовью и тревогой мать всматривается в своего только что родившегося ребенка. Проходит минута, вторая – и вдруг раздается первый крик. Счастью матери нет предела: ребенок закричал, он будет жить!

В период внутриутробного развития человека зародыш связан с телом матери пуповиной и плацентой, через которые поступают к зародышу из крови матери кислород и питательные вещества, выделяются продукты распада и углекислота. Но вот наступает час рождения. Связь новорожденного с организмом матери прекращается. Ему неоткуда получать кислород, некуда девать углекислоту, и в крови ее становится все больше и больше. Наконец, ее накапливается столько, что она начинает возбуждать дыхательный центр. Возбуждение идет к дыхательным мышцам. Они сокращаются, и ребенок делает первый вздох. Это и есть первый крик. Воздух устремляется в легкие, расправляет и наполняет их. Так начинается жизнь человека (слайд 4).

Зачем человеку нужен воздух? Над этим вопросом задумывались еще ученые древности: Анаксимен (слайды 5), Гиппократ (слайд 6).

А как вы ответите на этот вопрос? (беседа с учащимися).

Актуализация опорных знаний

Учитель: Давайте вспомним с вами из курса зоологии, что нам известно о дыхании различных групп животных. У вас на столах есть фото различных животных. Распределите их по типам дыхания (предложены фото животных с кожным, трахейным, жаберным и легочным типами дыхания).

Что вы можете сказать?

Вывод: 1. В каком направлении шло развитие органов дыхания?

2. Какой тип дыхания можно считать наиболее совершенным?

Изучение нового материал а

Давайте попробуем дать определение дыханию.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Органы дыхания – специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой. (слайд7 )

Биологическое значение дыхания (слайд 8)

Виды дыхания (слад 9)

?? Какие органы дыхания млекопитающих вы помните?

Органы дыхания – это… (слайд 10)

Задание: выбрать из списка предложенных органов те, которые относятся к системе дыхания.

Носовая полость, сердце, гортань, головной мозг, диафрагма, бронхи, желудок, носоглотка, язык, трахея, ребра, легкие (слайд 11).

??В каком порядке расположены органы дыхания в нашем организме?

Самостоятельная работа: на столах у вас есть приложение 1. В нем перечислены органы дыхания в разброс. Ваша задача установить их в правильной последовательности.

В системе органов дыхания выделяют дыхательные пути и непосредственно органы дыхания (слайд 12).

Дыхательные пути есть верхние и нижние (слайд 13)

Изучим строение и функцию каждого органа отдельно.

Верхние дыхательные пути(Слайд 14)

Гоголь о носе (слайд 15)

Почему же нос так важен? Послушайте стих, после чего назовете функцию носовой полости в процессе дыхания.

Я – орган. Человеческий я нос.

Работаю все время как насос.

Холодный воздух кровью согреваю,

Болезни внутрь я не допускаю,

Реснички в организме есть моем.

Пыль выметаю вечером и днем.

А изнутри я слизью весь покрыт,

И для микробов вход сюда закрыт.

?? Какое строение имеет носовая полость в связи со своими функциями? (слайд 16).

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

Т.е. носовая полость играет важную роль в процессе дыхания. А дышит ли ваш нос? Проведем эксперимент(слайд 17).

Очень важна гигиена носовой полости(слайд 18).

Нижние дыхательные пути

?? Куда воздух идет дальше? Слушаем следующий стих и определяем функцию следующего органа.

Гортань – за носоглоткой я стою

И воздух чистый вам в трахею подаю.

Но кроме этого есть связки у меня,

На выдохе колеблю их, друзья.

Ваш голос образую я сквозь щель.

Имею в вашей жизни и другую цель:

Защитный кашель образую я

И задохнуться не даю я вам, друзья.

Строение гортани (слайд 19-20)

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.

Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Проведем эксперимент (слайд 21)

Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.

Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

?? Что же происходит при глотании? (слайд 22)

Первая помощь в случае, если человек подавился (слайд 23)

Что есть в гортани? (связки) Их роль?

Образование звуков (слайд 24)

Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.

Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.

Фонограмма слова МАМА, на которой четко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.

Гигиена голосового аппарата (слайд 26).

?? Каков следующий этап прохождения воздуха? Слушаем следующее стихотворение и определяем функцию следующего органа.

Я в передней части шеи

И значимую роль в дыхании имею.

Я пропускаю воздух сквозь себя,

И вы должны беречь меня, друзья.(слайд 27)

Гортань непосредственно переходит в трахею, трубку 10–12 см, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована 16-20 хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу. Эпителий, выстилающий трахею, называют мерцательным, так как его реснички совершают 10-15 качаний в секунду в противоположную сторону и перемещают попадающие с воздухом частички пыли вместе со слизью вверх в глотку, где они проглатываются или удаляются наружу.

?? Следующий орган? Слушаем стихотворение.

Мы – бронхи, нижние пути,

Задача наша дальше воздух пронести.

Нас два, из хрящевых колец мы состоим

И бронхиальное мы дерево ветвим. (слайд 28)

Гигиена дыхания (слайд 29)

Внизу трахея делится на 2 бронха. Бронхи тоже выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

И вот наконец-то последний орган дыхания. Какой? Слушаем стих.

Мы две большие емкости – мешки

На розовую губку мы похожи,

Мы состоим из массы пузырьков.

Дыханию мы помогаем тоже:

Мы воздух свежий отправляем в кровь.

Легкие (слайды30-32)

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант , который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие. Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.

Гигиена дыхания (слайд 33)

Затем по слайду проследить устно(слайд 35)

Закрепление изученного материала

Светофор. Работа со всем классом.

А) В носовой полости расположены голосовые связки.

Б) Слизистая оболочка покрывает воздухоносные пути.

В) Носовая полость – это начало воздухоносных путей.

Г) Газообмен между воздухом и кровью происходит в трахее.

Д) Стенки альвеол оплетены густой сетью капилляров, в которых происходит газообмен.

Е) Плевра покрывает легкие в середине.

Ж) Хрящевые полукольца не позволяют трахее сужаться.

З) Бронхи ветвятся на бронхиоли.

И) В слизистой оболочке носовой полости находятся рецепторы, которые воспринимают запахи.

К) В каждом легком бронхиальное дерево заканчивается альвеолами.

3. Письменная работа. Раздаю каждому ученику карточку с заданиями, выполняют в течение 5 минут. ( Приложение 2).

5. Это интересно. (Слайды 36 – 42) . Задание: узнать и назвать органы дыхания.

VI . Рефлексия(слайд 43)

Один из наших органов дыхания, воспринимая запахи, незаменим в таком виде лечения как ароматерапия. И сейчас я тоже предлагаю провести сеанс ароматерапии, приготовив для этого необходимый атрибут – цветок. Цветы соберете по рядам: каждый ряд – свой. Затем их сравним.

Для этого у вас есть клей, лист-основа и лепестки 3 цветов. Принцип следующий: если урок был интересен и вам все понятно, то вы клеите красный лепесток, если все вы надеетесь, что на следующих уроках будет еще интереснее, то клеите зеленый лепесток, ну а если было неинтересно и все непонятно, то клеим черный лепесток. Может, по- вашему мнению надо приклеить 2 лепестка, то, пожалуйста, клейте.

VII . Домашнее задание (слайд 44)

Читать п.28. Заполнить таблицу:

P . S . (Если будет время) Дополнительные вопросы на закрепление.

1.Кожный тип дыхания характерен амфибиям, угрям. Объясните, почему у других позвоночных нет кожного дыхания.

реальной жизни создать такого ихтиандра?

3. Крокодил хватает пастью свою добычу под водой и не захлебывается. А мы смогли бы? Если нет, то почему?

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.

(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости.


Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.


Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

(Ученики дают ответы.)

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Голосовые связки могут пострадать от крика, курения, алкоголя.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека) средствами критического мышления.

Задачи урока:

Образовательные:

дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни

изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие:

продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни;

решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Организационный момент.

Создание проблемной ситуации.

3. Изучение новой темы
• Ребята, чем мы дышим? (Воздухом)
• Каков состав воздуха? (Воздух – это смесь газов: азота – 79%, кислорода – 21%, углекислого газа – 0,03%)
• Все ли газы, содержащие в воздухе необходимы для дыхания? (В процессе дыхания не принимают участие азот и углекислый газ)
• Для чего мы дышим?
I. Значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом.
2. Образование и удаление из организма продуктов обмена веществ.
3. Окисление органических соединений с высвобождением энергии.

Формула окисления
Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут, самое большее через 6 минут

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается

ТАК, ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЫХАНИЕ?

ДЫХАНИЕ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОСТУПЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В ОКИСЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И УДАЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ.
1. Строение и функции органов дыхания.
Давайте представим себя частицей воздуха и совершим путешествие по органам дыхания.
Цель нашего путешествия - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией.
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

Определим маршрут:
1)носовая полость
2) носоглотка,
3) гортань,
4) трахея
5) бронхи.
6)легкие

– Перед вами таблица, которую мы постараемся заполнить в ходе изучения нового материала (распечатать и раздать таблицу заранее)

Органы дыхания
Название органа Выполняемые функции
1)носовая полость
2) носоглотка,
3) гортань,
4) трахея
5) бронхи.
6)легкие

Учитель: Различают внешнее () и внутренне( кдеточное ) дыхание.(слайд)

Функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь кислородом и удалять из нее углекислый газ. Перед вами дыхательная система человека, который представлен дыхательными путями и самим органом дыхания легким. Сегодня мы совершим небольшое путешествие вместе с кислородом в организм человека. Цифры – это пункты назначения, о которых расскажут нам мои помощники – экскурсоводы. Ваша задача – сделать схему путешествия (карты) кислорода по дыхательным путям , кратко записать особенности и их значения.

Итак ребята, давайте подумаем, а какие функции будут выполнять органы дыхания в организме? А у всех ли живых организмах органы дыхания одинаковы? Давайте вспомним. (Совещание в парах 1минуту. Далее запись в тетрадь). (Слайд 6).

Какой орган первым отвечает за попадание кислорода в наш организм?

Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Учитель: Продолжим экскурсию по воздухоносным путям. Вы записывайте и сделаем следующую остановку в гортани.

В момент глотания дыхание останавливается. Потому, что во время глотания язычок закрывает выход из носоглотки, а надгортанник перекрывает вход в трахею.

Наблюдение
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
Кроме проведения воздуха гортань выполняет еще одну функцию. Какую?
-участвует в образовании голоса.
Как же образуются звуки? (просмотр видеофильма)
Ученик отвечает у доски (использование динамической модели)
Учитель:
Далее воздух проходит в трахею, затем в бронхи и лёгкие.
Рассмотрите рисунок. Определите, в каком случае будет образовываться звук?
-Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Какие органы принимают участие в формировании звуков речи?
Наблюдение. Доказать, что язык принимает участие в формировании голоса.
Произнести звуки ЭЛ, ЭМ, ЭН.
Вывод: язык принимает участие в формировании голоса.
Свисток Когда образуется звук при вдохе или выдохе.?
В течение жизни голос у человека меняется несколько раз: в период полового созревания и в старости, когда мышечный тонус связок нарушается и голос становится дребезжащим.

И так, какие функции выполняет гортань?
1.Проведение воздуха.
2.Учатие в глосообразовании.
3.Предотвращение проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Учитель Мы прошли все дыхательные пути и пришли к органу самого процесса дыхания – к легким.

Занимательная аналогия: дыхание – продолжительность жизни. О связях дыхания и продолжительности жизни говорят многие ученые. Например, собака в минуту дышит 40 раз, человек – 17 раз, черепаха 1-23 раза. Живут соответственно собака в среднем 20 лет, человек – 70 лет, черепаха – 500 лет. Чем медленнее и спокойнее дышишь, тем дольше живешь. Ведь дыхание уравновешенного человека отличается от дыхания человека в стрессовом состоянии или злого. Человек – единственное существо которое может контролировать свое дыхание.

Читайте также: