Синтаксис словосочетание и предложение план конспект 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

- продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

- развивать у учащихся критическое мышление;

- развитее навыка устного рисования;

- развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

- продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.

- повышать интерес к изучению русского языка;

- повышать интерес к чтению литературных произведений.

Тип урока: интегрированный ( русский язык и литература)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся.

1. Организация начала урока.

3. Вступительное слово учителя.

Родному языку человек учится с раннего детства, постепенно постигая все его заветные тайны. Мы общаемся с разными людьми, слушаем музыку, получаем информацию из СМИ и, конечно же, читаем разнообразную литературу. Читая то или иное произведение, мы вдумываемся в каждое слово, размышляем над поступками героев, делаем для себя определенные выводы. У каждого свои читательские интересы: кто-то отдает предпочтение научной литературе; некоторые любят фантастику; другим интересна классика. К сожалению, есть и такая категория людей, которые не любят читать вообще.

Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте, писателе, драматурге, имя которого знакомо каждому человеку с раннего детства. Как вы считаете, о ком пойдет речь? Портрет этого человека перед вами. Конечно же, это Александр Сергеевич Пушкин!

Что вы знаете о нем?

С какими произведениями Пушкина вы знакомы?

Какова роль сказок в жизни каждого человека?

Вспомните и прочитайте строки его знаменитых стихотворений.

Обратите внимание на предложения, записанные на доске. Прочитайте их выразительно, соблюдая интонацию. (Слайд № 3)

Чтение – вот лучшее учение.

Сказки любят читать все: и взрослые, и дети, и старики.

Какую роль в нашей жизни играют книги?

В чем преимущества каждой из них.

Спишите предложения, графически объясните постановку знаков препинания.

4. Работа с лирическим произведением. (Слайд № 4)

По-русски г..ворим мы с детства,

Но волшебство знакомых слов

Мы обр..таем как наследство,

В с..янье пушкинских стихов.

Поэт не стал д..лекой тенью,

Св..тыней, отданной в музей.

Он шумно праз..нует рожденье

Среди бе..численных друзей.

Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака.

Какова его основная мысль?

Чем дорог Пушкин для русского народа?

Как вы понимаете смысл последних двух строк стихотворения?

Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните выбор орфограммы.

5. Запись предложений с последующим их анализом. (комментированное письмо) (Слайд № 5)

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (знаки препинания не расставлены)

Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.

Составьте схемы предложений.

Чем отличаются сложные предложения от простых?

Какие члены предложения называются однородными?

6. Работа с иллюстрациями. (Слайд № 6, 7)

Рассмотрите иллюстрации. Герои какого произведения изображены на них?

Прочитайте выразительно предложения.

Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

Запишите предложение, составьте схему.

Что вы знаете об обращении?

Приведите примеры предложений с обращениями.

Из какого произведения эти строки?

Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Не видал ли

где на свете ты царевны молодой?

Расскажите о героях, изображенных на иллюстрациях.

7. Письмо по памяти. (Слайд № 8)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Вспомните пушкинские строки. Запишите отрывок по памяти, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.

8. Синтаксический разбор предложений. (самопроверка) (Слайд 9, 10)

Какими знаниями должен обладать каждый учащийся, чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения? ( учащиеся должны уметь определять главные и второстепенные члены предложения; знать и различать распространенные предложения от нераспространенных, односоставные от двусоставных, простые от сложных; знать виды предложений по цели высказывания.)

Лошади бежали дружно.

В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем.

Спишите предложения. Выполните синтаксический разбор. Дайте полную характеристику каждому предложению.

9. Подведение итогов.

Чем отличаются глагольные словосочетания от именных?

Какие предложения называются сложными?

Что необходимо знать для того, чтобы выполнить синтаксический разбор предложений?

10. Рефлексия. Задание на дом.

Чему был посвящен сегодняшний урок?

Выполнение какого задания, вызвало у вас особый интерес.

Что вызвало затруднения?

11. Контроль знаний.

Прочитайте текст. Выполните задания В1 – В10.

(1)Пушкин начал читать.

(2)С первой же строки Державин пришел в волнение. (3)Он впился глазами в мальчика. (4)В белых глазах под насупленными бровями забегали темные огоньки. (5)Крупные ноздри его раздулись. (6)Губы приметно двигались, повторяя за Пушкиным рифмы.

(7)В зале была тишина.

(8)Пушкин сам слышал звонкий, напряженный свой голос и сам ему повиновался. (9)Он не понимал слов, которые читал он – звуки его голоса тянули его за собою.

(10)Державин и Петров героям песнь бряцал

(11)Струнами громозвучных лир…

(12)Голос звенит – вот-вот сорвется.

(13)Державин откинулся в кресла, закрыл глаза и так слушал до конца.

(15)Пушкин повернулся и убежал.

(16)Державин вскочил и выбежал из-за стола. (17)В глазах его были слезы… (18)Он искал Пушкина.

(19)Пушкин бежал по лестницам вверх. (20)Он добежал до своей комнаты и бросился на подушки, плача и смеясь. (21)Через несколько минут к нему вбежал Вильгельм. (22)Он был бледен как полотно. (23)Он бросился к Пушкину, обнял его, прижал к груди и пробормотал:

(24)- Александр! (25)Александр! (26)Горжусь тобой. (27)Будь счастлив. (28)Тебе Державин лиру передает.

В1. Среди предложений 4-6 найдите слово, правописание приставки которого зависит от звонкости-глухости следующего за ним согласного. _________________________________________________________________

В2. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

В3. Из предложения 9 выпишите словосочетание, соответствующее схеме гл. + сущ. _______________________________________________________

В4. Из предложений 10 – 11 выпишите сложное имя прилагательное.

В5. Составьте схему 12 предложения. _________________________________________________________________

В6. Среди предложений 13 – 15 найдите предложение, которое соответствует характеристике ( повествовательное, нераспространенное, двусоставное). Укажите номер предложения. Укажите его номер. _________________________________________________________________

В7. Из предложений 18 – 20 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне. _________________________________________________________________

В8. Среди предложений 23 – 26 найдите предложение, соответствующее характеристике ( повествовательное, односоставное, распространенное). Укажите номер этого предложения. Укажите его номер. _________________________________________________________________

В9. Среди предложений 7 – 10 найдите сложное предложение. Укажите его номер. _______________________________________________________

В10. Среди предложений 16 – 18 найдите предложение с однородными членами. Укажите номер этого предложения. _________________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе "Пунктуация в предложениях с прямой речью".

На данном уроке у учащихся формируются навыки структурирования предложений с прямой речью и постановки знаков препинания в них, обогащается и активизируется словарный запас, развивается познавательная.


Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В .


"Синтаксис и пунктуация" конспект урока русского языка в 5 классе

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BV - VI КЛАССАХ

Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение

Цели: повторить изученный материал о словосочетании и пред ложении; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и пред ложений, объяснительный диктант.

I . Проверка домашнего задания

1 . Беседа по вопросам.

- Какие группы славянских языков вы знаете?

- Какие языки входят в каждую из групп?

- Почему славянские языки называются родственными?

- Докажите, что русский язык - развивающееся явление.

- Приведите примеры неологизмов.

2. Проверка упражнения 4.
Выразительное чтение стихотворения.

- Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)

- Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 - листья скачут и бегут,

1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).

(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль. Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.

Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.

По цели высказывания предложения бывают повествователь ные, вопросительные и побудительные.)

2. Конструирование словосочетаний.

- К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получи
лось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сде
лайте их схемы.

(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записы ваем на доске и в тетрадях.)

Год (новый, учебный, памятный. ) - прилагательное + суще ствительное.

Год (тигра) - существительное + существительное. Слушать (музыку) - глагол + существительное. Слушать (внимательно) - глагол + наречие.

3. Конструирование предложений.

- Используя эти словосочетания, составьте два предложения:

простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте
предложения по цели высказывания.

А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.

Основа: слушайте (один главный член - сказуемое).

Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.

В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.

Основы: праздновали (один главный член - сказуемое); год на чинается.

4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой.
Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выде ляем словосочетания.

5. Объяснительный диктант.

1) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжи гал костры из разноцветных камней.

3) Снаружи доносились обычные заоконные звуки : дальний шум
улицы, шелест л иствы, курлыканье голубей. (Б. Акунин.)

(Предложение простое, с однородными подлежащими при обоб щающем слове. Орфограммы: снаружи, доносились, обычные, за оконные, шелест, курлыканье, голубей.)

4) Он р ощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звез ды, и луну. (А.С. Пушкин.)

5) Старый компьютер работает медленно, но надежно.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами, перед

6) Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи- весь транспорт
стоял в пробке.

(Предложение простое, с однородными обстоятельствами при обобщающем слове. Орфограммы: машины, троллейбусы, трамваи, транспорт, стоял, пробке.)

конструирование словосочетаний и предложений, объяснительный диктант.

- Почему слав янские языки называю тся родственны ми?

- Докажите, ч то русский язык - ра звивающееся явление.

- Из скольких предложений сост оит текст стихотворени я? (Из двух сложн ых предложени й.)

- Назовите грамма тические основы всех просты х предложени й, входящих в состав сложных. (1 -

устилают; ветер не унес; 2 - сад н е помнит; весн а погребена.) 3. С ообщение по упражнен ию 6. II.

(Синтаксис изуча ет строение с ловосочетани й и предложений. Пр едложени е выражает

законченную мы сль. Сложные пред ложения, в отл ичие от простых, имеют больше одн ой основы.

Главные члены пред ложения - его основа. Второстепенные члены (опред еления, дополн ения,

обстоятельства) рас простран яют предложение, завися т от главных член ов.

По цели высказыва ния предложен ия бывают повес твовательные, вопр осительные и

- К каждому из данных сл ов подберите такое, чт обы получилось слов осочетание.

Охарактеризуйте словосочетания и сделайте их схемы .

(Класс работае т устно. Выбираем л учшие примеры и записываем на доске и в тетрадях.)

Го д (новы й, учебный, пам ятный. ) - прилагательн ое + существит ельно е.

Год (тигра) - сущес твительное + с уществительное. Слушать (музык у) - глагол + с уществительно е.

- Используя эти словосочетания, с оставьте дв а предложения:

простое и сл ожное. Обозначь те основы, охара ктеризуйте

Комментируем п унктограммы: сл ово друзья не является членом пр едложения. Это обращ ение,

выделяется с об еих сторо н запятыми. Отмечаем, чт о предложение по будительное.

В старину перв ого сентябр я праздновали Новый го д, а сейчас в э тот день начинается уче бный год.

Основы: праздн овали (один главны й член - сказуе мое); год начинае тся.

совпадающей с ф ормой именительн ого. В предлож ении это слово являетс я дополнен ием.

Комментируем орфограммы: старину, праздновал и, начинается - и пункт ограмму. Отмечаем , что

4. Выполнен ие упражнения 7 с последующ ей проверкой.

Отмечаем осн овы в простых и с ложных предложениях, выделяем словос очетания.

Повторение знак ов препинания при однородных ч ленах и в сложн осочиненны х предложениях с

1) Свет пр оникал в самую гл убину ущель я и на дне реки разж игал костры из разноцв етных

2) Солнце сел о, и тусклые туч и висели над тем ной степью.

3) Снаружи доносились обычные заоконные з вуки: дальний шум

улицы, шелест л иствы, курлыканье г олубей. (Б. Аку нин.)

(Предложение прос тое, с однор одными подлежащ ими при обобщаю щем слове. Орф ограммы:

снаружи, доносил ись, обычны е, заоконные, шеле ст, курлыканье, голубей.)

4) Он рощи п олюбил гус тые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А.С. Пу шкин.)

ставится запя тая. Орфограммы: уединень е, тишин у, ночь.)

(Предложение прос тое, с однородны ми обстоятель ствами, перед

6) Машины, ав тобусы, тролле йбусы, трамваи - весь тран спорт

(Предложение прос тое, с однор одными обстоят ельствами при обобщающем слов е. Орфограммы:

машины, троллей бусы, трамваи, транспорт, стоя л, пробке.)

Цель: закрепи ть знания по фон етике; развива ть орфографическую зоркость учен иков; развивать

навыки фонетиче ского разбора, на выки вырази тельного чтения.

Методические приемы: п овторение пройд енного материа ла, беседа по во просам, выразит ельное

чтение, подгот овленный диктан т; задания по зан имательной линг вистике.

1. Подобрать синонимы к слову бежать. (Мча ться, лететь,

Два человека у доски делают морф ологический ра збор слов накл оняюсь и двойного, двое дру гих

- фонетический раз ор слов землю, твоя. В это врем я выразительно читаем текст упражнен ия,

затем по цепоч ке провер яем орфограммы и пунтктограммы, вып олняем сл оварную работу, по том

Читаем специальн ые слова (термины), на пример: русский язык - суффикс, м орфология,

лексикография, орфограмма; литера тура - эпитет, инверси я, ямб, хор ей; математика - гип отенуза,

В это время два человека у доски записывают сл ожные предл ожения с неко торыми из этих сл ов,

1. Беседа по в опросам (с. 9). До полнительные во просы:

- В каких сл овах нет без ударных гласных? (В односложных: п леть, край, миг. Кром е того, в

может догадатьс я, что ударение отсутствует в неко торых предлогах, час тицах, словах,

переносится на н их: передо мной, на мосту, не х очу, хотел бы и т. д.)

говорит традици онное написание с лов: жизнь, лы жи, бежим и т. д.

Напоминаем, что главное при ф онетическом разбо ре - помнить, что нас ин тересуют прежде всего

Выразительное ч тение стихотв орения (читает зара нее подготовл енный ученик).

Задание: под обрать примеры исп ользования одни х и тех же букв для обозначения разных звуков.

Класс делится на п ять групп. Че тыре группы подб ирают примеры из каждой из че тырех строф,

пятая группа отвеч ает на вопр ос: «Какая особенно сть русской фонети ки объясняет возм ожность

1 - я строфа - в словах вода и пр онзает перва я буква о обознача ет звук [а], а в словах светло, стекло

последняя буква о обозначает зву к [о]; в слове н едвижнее буквы е обознача ют звук [и]; а в сл ове

2- я строфа - в слов ах избы, буграм и божий буква б обозначает звук [б], а в слова х березы и

3- я строфа - в слов е звездочет б уква д обозначает звук [д], а в с лове звёзд буква д обознача ет

звук [т]; в слов е высоты буква в обозначае т звук [в], а в слов е великий буква в обозначает зв ук


Урок позволит повторить и систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций.

Описание разработки

Цели:

Образовательные: обобщение и систематизация знаний по указанной теме, закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций, совершенствование пунктуационных навыков, орфографических навыков, повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.

Развивающие: развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.

Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха.

1. Работа с эпиграфом урока.

Как вы думаете, о чем эти строки?

2. На уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Ребята, какие вопросы по данной теме встречаются в тестовых заданиях?

- Определите задачи урока. (закрепить умения выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетании; повторить типы простых предложений).

II. Актуализация опорных знаний.

3. Орфографический диктант с взаимопроверкой.(1 вариант)

(По) прежнему, крепко (накрепко), когда (нибудь), справ - , налев - , в(третьих), изредк - , до(ныне), на (глухо), без (устали), по (осеннему), по(казахски), где (то), в (доволь), на (отмашь), замуж - , вскач - , точь(в)точь.

В (течени-) многих лет, в(следстви-) непогоды, не(смотря) на жару, в(виду) болезни, включить в (следстви-) новые документы, имей это в( виду), поговорить на(счет) похода. Что (бы) такое приготовить, что(бы) угодить гостям. Я очень устал, мои друзья то(же) держались из последних сил. На нем было то( же) пальто, что и в прошлом году.

(По-прежнему, крепко-накрепко, когда-нибудь, справа, налево, в-третьих, изредка, доныне, наглухо, без устали, по-осеннему, по-казахски, где-то, вдоволь, наотмашь, замуж, вскачь, точь-в-точь.

Конспект урока по русскому языку Словосочетание и предложение

В течение многих лет, вследствие непогоды, несмотря на жару, ввиду болезни, включить в следствие новые документы, имей это в виду, поговорить насчет похода. Что бы такое приготовить, чтобы угодить гостям. Я очень устал, мои друзья тоже держались из последних сил. На нем было то же пальто, что и в прошлом году).

3. Индивидуальная работа по карточке. Правописание н-нн в прилагательных и причастиях.

Безветренный день, , бульонный кубик, разорванный рукав, нежданный дождь, груженная кирпичом баржа, сумка нагружена, посаженный дуб, балованный ребенок, глаженые-переглаженые брюки, позолоченное кольцо, глиняный горшок, вороной конь.

Задание: вам даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно вы либо соглашаетесь (+), либо не соглашаетесь (-)

1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.

2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.

3. Предложения могут быть простыми и сложными.

4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.

5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.

6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.

8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.

9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.

10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

III. Закрепление знаний, умений, навыков.

- Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.

- Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).

- Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).

- Приведите примеры. (заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).

Читайте также: