Свойства природных территориальных комплексов 8 класс конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

На данной странице представлено детальное решение задания Свойства природных территориальных комплексов по географии для учеников 8 классa автор(ы) Краткое содержание параграфов учебника для устного ответа

Целостность – единство природных территориальных комплексов, обусловленное тесной взаимосвязью его компонентов.

Целостность природных комплексов достигается круговоротом веществ и энергии.

Устойчивость против воздействий среды – это свойство, которое позволяет противостоять натиску различных внешних сил.

От поступления солнечного тепла зависят не только связи между компонентами, но и повторяемость во времени тех или иных явлений. Это свойство называется ритмичность.

Природные территориальные комплексы обладают некоторыми свойствами, главными из которых являются: целостность, ритмичность развития, устойчивость.

Почему нельзя нарушать целостность природных территориальных комплексов?

Таким образом, с изменением только одного компонента возникает цепочка последствий, затрагивающая свойства всего комплекса. Это очень важно учитывать при ведении различной хозяйственной деятельности.

Как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни человека?

От поступления солнечного тепла зависят не только связи между компонентами и самими ПТК, но и повторяемость во времени тех или иных явлений. Это свойство ПТК называется ритмичностью. Знание его очень важно для жизни и хозяйственной деятельности человека. Например, все основные сельскохозяйственные работы (распашка, сев, уборка урожая и т. д.) напрямую зависят от суточных и годовых ритмов природных комплексов. Существуют и более продолжительные ритмы, знание которых необходимо для прогнозирования возможных изменений природных комплексов во времени.

Какое значение имеет устойчивость ПТК?

Рис. 98. Степень устойчивости природных комплексов

Вся наша жизнь и хозяйственная деятельность проходят в конкретных природных условиях той или иной местности. Поэтому хозяйственное использование территории и планирование хозяйственной деятельности, освоение новых территорий и ресурсов, охрана природы требуют тщательного изучения всех свойств ландшафтных комплексов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, природный территориальный комплекс — это очень сложное природное образование, состоящее из взаимосвязанных компонентов природы, сформировавшееся на определенной территории. ПТК обладают такими важными свойствами, как целостность, ритмичность, устойчивость и зональность распространения, на знание которых человек должен опираться в своей практической деятельности.

НОВЫЕ СЛОВА УРОКА:

целостность, ритмичность, устойчивость природного территориального комплекса.

Взаимосвязь компонентов природы на определенной территории – называют природно-территориальный комплекс – ПТК.

Учение о ПТК называется ландшафтоведение. Оно было основано на рубеже 19-20 вв В.В. Докучаевым.

Природные компоненты в истории Земли изменялись неоднократно. Например, движение литосферных плит, образование и разрушение гор, смена теплого климата на холодный, изменение органического мира. Поэтому менялись и природные комплексы.

Различают 3 уровня ПТК.

Самый крупный ПТК – географическая оболочка, которая состоит из гидросферы, биосферы, верхней части литосферы и тропосферы. Это глобальный ПТК

Региональный ПТК формируется в результате действия солнечной радиации, тектоники. Например, зона лесов

Локальный формируется под действием местных факторов и имеют небольшие размеры.

Самые мелкие ПТК называют фациями – это неделимые, однородные природные комплексы: луг, болото.

В пределах ПТК все компоненты тесно связаны между собой в течение длительного времени. При изменении одного компонента изменятся и другие.

Целостность ПТК создаётся благодаря круговоротам вещества и энергии.

Растения непрерывно обмениваются с почвами минеральными веществами, водой, газами. При всасывании корнями растения забирают их, а при отмирании отдают обратно. В этом обмене активную роль играют и животные. Связаны не только компоненты внутри ПТК, но и сами комплексы между собой.

От поступления солнечного тепла зависит повторяемость во времени тех или иных явлений. Это свойство ПТК – ритмичность.

  1. Устойчивость – это свойство ПТК, которое позволяет им противостоять натиску различных внешних сил, включая деятельность человека.

Резкие изменения в погоде и климате, нашествие вредителей и т.п. приводят к отдельным изменениям компонентов, но не затрагивают целостности всего ландшафта. Это очень важная географическая закономерность ПК. Устойчивость ПК имеет свои пределы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта урока по теме "Экономика и ее участники" по обществознанию 7 класс .Дистанционное обучение

Вариант урока для дистанционного обучения ученико с ограниченными возможностями здоровья, находящимся на домашнем обученииТип урока : Дистанционный урок изучения нового материа.


Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)


Индивидуальная рабочая программа по литературе для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)


Рабочая программа курса "Информационные технологии" 3 класс ( дистанционное обучение)

Представлено календарно - тематическое планирование, в котором прописаны темы уроков, цели и задачи каждого урока, диактические средства.


Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается в электронный дневник.


7 класс. Дистанционное задание для 7 класса. 2017/2018 уч.год

путешествие по материку.


Урок ко Дню матери в 5 классе, посвященный матери Э.Т.Деликова Булгун Сареевне Конспект урока

Урок в 5 классе "Упрощение выражений":обобщающий и систематизиующий урок.Урок тематический.Посвящен матери Героя СоветскогоСоюза Эрдни Тельджиевича Деликова Булгун Сареевне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Свойства ПТК.

Оснащение: карта природных зон России, физическая карта России нитки, листки бумаги, карандаши, фильм Планета- наш общий дом,

Вопросы и задания для уч-ся

ребята называют имена друг друга:

тот, кто услышал свое имя- называет другое имя. Итак, громко и

радостно произносят имена всех ребят

1.Беседа по вопросам к Параграфу

2. Индивидуальные задания

-дополнить схему и дать понятие птк.

( клубок ниток, карточки с изображением компонентов ПТК)

Дети встают в круг.

Задание: установить взаимосвязи.

Что произойдёт, например, в результате засухи?

- Каковы дальнейшие последствия засухи? Как они отразятся на других экосистемах?

Дети перебрасывают клубок, оставляя у себя нить.

«Вода натягивает нить, и все, кто ощутил это натяжение, поднимают свободную руку

Приведите пример влияния какого-либо из компонентов на состояние

Определение темы. Постановка задач

учитель предлагает каждой группе из множества понятий собрать набор известных (изученных)

Мы выяснили на прошлом уроке, что все компоненты природы невозможно изучать отдельно друг от друга, т.к. они тесно взаимосвязаны.

Сегодня мы познакомимся с основными свойствами ПТК.

Определите задачи урока.

Подумаем над вопросом:

Почему необходимо изучение свойств ПТК?

Составляют схему взаимосвязи компонентов ПТК

Изучить свойства ПТК.

Высказывают свои предположения. Отвечают:

Т.К. от свойств ПТК зависят условия проживания и хозяйственная деятельность человека

На доске кластер: свойства ПТК

- ПТК – сложное природное образование, состоящее из взаимосвязанных компонентов природы, сформировавшееся на определённой территории, обладает важными свойствами: целостность, ритмичность, устойчивость .

Работая в парах, 1ряд- минипроект о целостности, 2 ряд- ритмичности, 3 ряд - устойчивости

Обмен информацией. Выводы

За счёт чего достигается целостность?

На листах бумаги создают минипроекты

Круговорота вещества и энергии.

Выполнить задание в РТ. С.64 №4

Для чего необходимо знать свойства ПТК?

Какие свойства ПТК вы увидели, на каких примерах?

Выполняют задание в тетради

Разные ПТК обладают разной степенью защиты.

Хозяйственная деят. Должна строится таким

образом, чтобы не нарушалось природное равновесие. Зная степень устойчивости птк, можно прогнозировать хоз. Освоение территорий, применять охранные мероприятия без отрицательных воздействий

Сегодня на уроке я узнал ……

Мне было интересно…..

Анализируют свою деятельность

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 915 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.01.2016 3763
  • DOCX 39 кбайт
  • 69 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тельманова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1 сформировать понятия природный комплекс и ландшафт.

2 дать представление о взаимосвязях в ПТК

3 познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.

Познакомившись с разными компонентами природы, вы смогли убедиться в том, что каждый из них изменяется в пространстве и во времени (температура, осадки, почвы, рельеф и т.д.). Но всегда и везде природные компоненты находятся во взаимодействии друг с другом, тесно связаны между собой. В результате такого взаимодействия образуются ПТК.

Почему комплексы? Комплекс – это сочетание компонентов.

Почему природные? Природные потому что все компоненты это части природы.

Почему территориальные? Территориальные потому, что сформировались и существуют на определенной территории.

Природно-территориальный комплекс - это сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

Компоненты ПТК - рис. 128 стр161

Роль природных компонентов в формировании ПТК неодинакова.

Температура, осадки, почвы – это зональные факторы, зависящие от поступления солнечного тепла – приводят к смене ПК от экватора к полюсам.

Рельеф, горные породы, геологическое строение – это азональные факторы, которые приводят к нарушению зональности и разнообразию ПК на одной широте.

Материки океаны глобальные

Природные природные моря заливы региональные

Сухие балка овраг дно верхние локальные

Локальные ПТК – их формирование связано с местными факторами.

Региональные ПТК формируются в результате влияния солнечной радиации, рельефа.

Глобальные ПТК формируются в результате взаимодействия тропосферы, гидросферы, биосферы.

Наука, изучающая ПТК, называется ландшафтоведение.

Ландшафт – это довольно крупный ПТК, который можно разделить на более мелкие ПК.

Основной метод изучения ПТК – природное районирование.

Природное районирование – это разделение территорий на отдельные районы или участки, которые существенно отличаются от соседних.

1 Целостность – единство ПТК, обусловленное тесной взаимосвязью слагающих его компонентов. Изменение одного компонента ведет к изменению или нарушению других и в целом всего ПТК.

Целостность ПТК достигается круговоротами веществ, энергии и т.д.

2 Ритмичность – повторяемость во времени тех или иных явлений (времена года, листопад ит.д.)

3 Устойчивость – это такое свойство ПТК, которое позволяет им противостоять натиску различных внешних сил, включая деятельность человека (засуха, ураганы, сильные морозы, нашествие вредителей). Приводит к изменению отдельных компонентов ПК, но не затрагтвает его целостность.

Устойчивость ПК имеет свои пределы.

Рис 129 – степень устойчивости ПК.

Ландшафт и его компоненты – это основные ресурсы жизнедеятельности человека. Эти ресурсы и ландшафт человеком потребляется, изменяется, уничтожается.

В естественных ландшафтах появляются рукотворные или антропогенные элементы.

Ландшафты, измененные человеком, называются природно-антропогенными.

Сельскохозяйственные лесохозяйтвенные промышленные

Поле, ферма, выпас ЛПК, лесопосадки карьер, плотина, завод

Природно-территориальные комплексы.

Цели: 1 сформировать понятия природный комплекс и ландшафт.

2 дать представление о взаимосвязях в ПТК

3 познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.

Познакомившись с разными компонентами природы, вы смогли убедиться в том, что каждый из них изменяется в пространстве и во времени (температура, осадки, почвы, рельеф и т.д.). Но всегда и везде природные компоненты находятся во взаимодействии друг с другом, тесно связаны между собой. В результате такого взаимодействия образуются ПТК.

Почему комплексы? Комплекс – это сочетание компонентов.

Почему природные? Природные потому что все компоненты это части природы.

Почему территориальные? Территориальные потому, что сформировались и существуют на определенной территории.

Природно-территориальный комплекс - это сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

Компоненты ПТК - рис. 128 стр161

Роль природных компонентов в формировании ПТК неодинакова.

Температура, осадки, почвы – это зональные факторы, зависящие от поступления солнечного тепла – приводят к смене ПК от экватора к полюсам.

Рельеф, горные породы, геологическое строение – это азональные факторы, которые приводят к нарушению зональности и разнообразию ПК на одной широте.

Географическая оболочка

Материки океаны глобальные


Природные природные моря заливы региональные

Зоны страны


Сухие балка овраг дно верхние локальные

Локальные ПТК – их формирование связано с местными факторами.

Региональные ПТК формируются в результате влияния солнечной радиации, рельефа.

Глобальные ПТК формируются в результате взаимодействия тропосферы, гидросферы, биосферы.

Наука, изучающая ПТК, называется ландшафтоведение.

Ландшафт – это довольно крупный ПТК, который можно разделить на более мелкие ПК.

Основной метод изучения ПТК – природное районирование.

Природное районирование – это разделение территорий на отдельные районы или участки, которые существенно отличаются от соседних.

1 Целостность – единство ПТК, обусловленное тесной взаимосвязью слагающих его компонентов. Изменение одного компонента ведет к изменению или нарушению других и в целом всего ПТК.

Целостность ПТК достигается круговоротами веществ, энергии и т.д.

2 Ритмичность – повторяемость во времени тех или иных явлений (времена года, листопад ит.д.)

3 Устойчивость – это такое свойство ПТК, которое позволяет им противостоять натиску различных внешних сил, включая деятельность человека (засуха, ураганы, сильные морозы, нашествие вредителей). Приводит к изменению отдельных компонентов ПК, но не затрагтвает его целостность.

Устойчивость ПК имеет свои пределы.

Рис 129 – степень устойчивости ПК.

Ландшафт и его компоненты – это основные ресурсы жизнедеятельности человека. Эти ресурсы и ландшафт человеком потребляется, изменяется, уничтожается.

В естественных ландшафтах появляются рукотворные или антропогенные элементы.

Читайте также: