Монотипия план конспект 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция. Данная разработка яркий тому пример, работы выполненные в технике монотипия на практическом занятии помогают видеть тонкость цветовых отношений, расположение и дают простор воображению.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Конспект занятия по изобразительному искусству

Составитель: Кашапова Альбина Алимовна

2. научить использовать различные способы рисования монотипии.

1. развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы;

2. развить образное представление, ассоциативно-образное мышление,

3. познавательную активность, зрительную память,

4. воображение, художественную фантазию, интерес,

5. навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.

1.воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

- Здравствуйте ребята, прежде чем начать наше занятие давайте настроимся на него. Все мы здесь дружные, веселые и умные, давайте поделимся друг с другом своей дружбой и теплом. Слова за мною повторяйте, задания дружно выполняйте!

Педагог проговаривает слова и показывает движения. Учащиеся повторяют и слова, и движения:

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.

В этом зале все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Ты погладь соседа справа, и погладь соседа слева.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Обними соседа справа, обними соседа слева.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Посмотрите на себя - вместе мы сто тысяч "Я"!

Молодцы ребята, этой игрой мы доказали что вместе мы одна большая и дружная семья.

Педагог. Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

Учащиеся. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии, о кляксах.

Учитель. Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией.

Кто-нибудь из Вас уже слышал о такой технике или может быть знаком с ней?

Существует множество разновидностей монотипии, одой из простых и распространенных является фрактальная монотипия, когда на в твердую поверхность наносятся краски нужным вам инструментом, сверху накладывается бумага и продавливается. После снятия листа исследуется полученный оттиск. Всматриваясь в получившийся оттиск, нужно увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка его доработать.

Также существуют такие разновидности как декалькомания, фроттаже, флоротипия и тд, давайте посмотрим видеоролик и более подробно познакомимся с этим видом рисования. Слушайте внимательно, после, я задам вопросы.

Ребята, подумайте, во что могут превратиться кляксы?

Учащиеся. (Ответы детей самые разные).

Педагог. А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение? (Да)

В какой стране зародилась монотипия?

Педагог: Ребята, какое сейчас время года?

Педагог: Верно, осень – холодное время года, время дождей и грусти, порой, в эти дни очень хочется согреться кусочком далекого лета.

Длинный тонкий стебелек,

Не растенье, а маяк-

Правильно, это мак.

Мак очень не простой цветок, не зря о нем сложено много легенд и преданий. Почти у каждой народности есть свое особое отношение к этому цветку.

Например, в Провансе мак считается цветком ангела и в день Сошествия Святого Духа маковыми цветками украшают церкви.

А в южной Англии, до сих пор считается плохой приметой приносить дикий мак в дом.

В России многие любят мак просто за его красоту, и несмотря на запреты, тайком выращивают у себя на клумбах для души этот яркий, такой противоречивый, дерзко красивый цветок.

Сказания о маке уходят своими корнями в глубокую античность.

Однако самая распространенная легенда о маке связана не с язычеством, а с христианством. После создания мира Богом, все были счастливы: и люди, и животные, и растения, и небо, и вода. Только Ночь осталась несчастной. Ее очень печалил тот факт, что ей приходится скрывать под своим покровом природные красоты. Она придумывала разные хитрости – звезды, светлячков, чтобы хоть как-то стать светлее. Но все было напрасно. Ночь недолюбливали и люди, она пугала и навевала тоску. Бог решил сжалиться над бедной Ночью и создал Сновидения. С тех пор Ночь перестала пугать, наоборот, ее стали ждать, как желанную гостью. И на первозданной Земле все было спокойно и замечательно, пока в людях не проснулся грех. Человек задумал убить своего ближнего. Сон старался воспрепятствовать этому, но грех был слишком силен и не подпустил к себе сновидения. Тогда Сон разозлился и ударил оземь своим жезлом, Ночь пришла на помощь и вдохнула в него струю жизни. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую силу, сон превратился в мак.

Так на нашей планете появился мак, который до сих пор сохраняет свою, вызывающую сон, силу.

- Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы выполним с вами картину с маками, используя технику монотипия. Перед тем как приступить к работе мы с вами немного отдохнем и почувствуем себя маками в саду. Тихонечко встаем и повторяем движения за мной.

На пригорке вырос мак (Руки на поясе, покачиваемся)

Он склонил головку так (голову наклонить)

Бабочка над ним порхает, (качать руками на поясе вперед и назад )

Быстро крыльями мелькает.

Облетели лепестки, (развести руками от себя)

Высох домик от жары

стал греметь как погремушка.

Вот так славная игрушка. (хлопаем)

А теперь, приступаем к работе. Я просила вас предварительно приготовить на занятие по альбомному листу, покрытому черной гуашью, у всех есть черные листы?

Этапы выполнения работы:

(Творческая деятельность детей под музыкальное сопровождение).

На ваших столах лежит лист бумаги закрашенный черной гуашью, гуашь, кисточки и чистая вода в стаканчиках, также лежат прозрачные пластмассовые квадраты, на которые мы будем наносить краски.

1) Располагаем перед собой лист бумаги в вертикальном положении.

2) Берем прозрачную плоскость и широкую кисть. Наносим на плоскость большое красное пятно, консистенция накладываемой краски должна быть погуще.

3) После нанесения красного пятна смываем остатки краски в воде и берем белый цвет гуаши. Белой гуашью очерчиваем контур пятна и проводим изогнутую линию по центру.

4) Затем прикладываем наш мазок к бумаге и прижимаем, можно немного надавить пальцами, через прозрачную поверхность вы можете наблюдать как расплываются пятна. Обратите внимание на то, что цветки находятся друг от друга на небольшом расстоянии, и расположены в хаотичном порядке.

5) Следующие цветы выполняем таким же образом. Снова наносим краску на поверхность и отпечатываем.

6) После завершения оттисков на уже высохших цветах прорисовываем серединки при помощи желтой гуаши.

7) Следующий этап изображение стебельков и листочков. Стебли рисуем зеленой краской. Нажим кисти при работе средний, начинаем линию от цветка и продолжаем до конца листа.

8) На завершительным этапе белой краской добавляем штрихи для придания четкости работе. Обозначаем края лепестов, стебельки и листья.

Наша работа готова. Ребята, посмотрите на свои маки, вам понравились ваши работы? Скажите, в какой технике Вы их нарисовали?

Вы настоящие художники. Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать порисовать в этой технике и создать свои новые образы. Желаю вам радости создания и успехов.

- Формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.

- Развивать воображение, фантазию, чувство композиции, творческую активность, художественные способности; мелкую моторику и координацию движений рук.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_na_temu_zima.doc 36.5 КБ
zima_monotipiya_moya.pptx 1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 классе на тему:

Учитель: Григорьева М.А.

- Формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.

- Развивать воображение, фантазию, чувство композиции, творческую активность, художественные способности; мелкую моторику и координацию движений рук.

- для учащихся: листы белой бумаги, пленка, кисти, гуашевые и акварельные краски, трафареты елочек, поролоновые губки, салфетки, клей.

- для учителя: компьютер (презентация открытого урока), рис. – образец.

Учитель проверяет готовность к уроку.

Лес приглашает нас в гости! Но попадает в лес тот, кто ответит на вопросы

- Ребята, какое время года сейчас? (зима)

- А чем вам нравится зима? (ответы детей)

- Давайте еще раз полюбуемся зимней природой.

(показ зимних пейзажей)

- Где мы с вами побывали? (в гостях у леса)

- А чем вам понравился зимний лес?

(Показ презентации и объяснение нового материала)

7. Заключительная беседа:

(выставка детских работ)

Учитель предлагает ребятам рассмотреть, что у них получилось?

- Ребята, вы довольны результатом своего труда?

- Молодцы! У вас все отлично получилось.

Посмотрите, какие красивые рисунки.

- Мы сегодня с вами занимались не только интересным, но и полезным делом. А ведь так важно, когда результат твоего труда кому – то нужен, приносит пользу и будет радовать ваших друзей, учителей.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В о все времена года наша природа прекрасна. Но именно зимой природа сказочно красива . Давайте сейчас отправимся в путешествие по зимнему сказочно красивому лесу.

ПЕЙЗАЖ – это изображение природы.

Необходимые материалы и оборудование: Бумага, кисти, гуашь, пластик или стекло, влажная губка, тряпочка.

1. Сначала окунаем кисть в краску, затем в краску и наносим на стекло эскиз будущего рисунка 2. Затем смачиваем бумагу водой и прижимаем к стеклу 3 . Хорошо разглаживаем 4. Аккуратно снимаем рисунок со стекла или пленки получаем оттиск 5 . Дорисовываем недостающие детали

1. Приготовить материалы необходимые для работы 2. Сначала окунаем кисть в краску, затем в краску и наносим на стекло эскиз будущего рисунка 3. Рисуем небо 4. Рисуем снег 5. Рисуем елку 6. Затем смачиваем бумагу водой и прижимаем к стеклу, хорошо разглаживаем 7. Аккуратно снимаем рисунок со стекла или пленки 8. Получаем оттиск 9. Дорисовываем недостающие детали Пошаговый процесс выполнения работы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Матрёшка" презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс

урок изобразительного искусства в пятом классе, который знакомит детей с русской матрёшкой.


Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей .


Презентация к уроку изобразительное искусство 6 класс "Стилизация"

Презентация к уроку ИЗО 6 класс "Стилизация" поможет учителю раскрыть тему - стилизация яблока.

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе по теме "Рисунок на тему "Зима" в смешанной технике"
Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Портрет Осени" (аппликация)

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Портрет Осени" (аппликация).Цель урока: Выполнение аппликации из засушенных листьев на тему: .

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Рисунок радуги" (с использованием нетрадиционной технике рисования "рисунок губкой")

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Рисунок радуги" (с использованием нетрадиционной технике рисования "рисунок губкой").Цель урока: Позн.

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе по теме "Рисунок на тему: "Горы" (оттиск мятой бумагой)

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе по теме "Рисунок на тему: "Горы" (оттиск мятой бумагой)Цель урока:- расширять знания детей о нетрадиционных способах.

Цель занятия

Знакомство с особенностями создания изображения в технике монотипия; знакомство с приёмом последовательностью выполнения работы в технике монотипия.

Способствовать развитию воображения, фантазии, творческого, нестандартного подхода к решению изобразительных задач, познавательного интереса, умения составлять креативные образы в данной технике, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи.

Способствовать воспитанию толерантного отношения к творческой работе, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, формировать умение эмоционально воспринимать, выражать своё отношение и эстетически оценивать данную технику.

Тип внеурочного занятия

Основные понятия

Межпредметные связи

Мультимедийная презентация, бумага для рисования, стаканчики для воды, пластиковая дощечка, палитры, краски: гуашь, акварель, мягкие кисти для рисования (толстая и тонкая), тряпочки, салфетки, образцы работ в данной технике, инструкционные карты.

Проблемного обучения, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Планируемые результаты

Метапредметные : способствовать формированию осознанного стремления к освоению обучающимися новых знаний и умений, к достижению высоких и оригинальных творческих результатов; умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Личностные : способствовать формированнию эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Проверяет готовность к занятию, включение в деловой ритм. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности.

Контролируют свою готовность к занятию.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Демонстрация различных отпечатков. Применение отпечатка в художественной технике.

Делятся своими наблюдениями, объясняют причины влияния цвета на настроение.

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные : учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

3.Постановка проблемы и учебной задачи.

Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, у читься оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

4.Открытие нового знания.

Беседа о современных художниках, которые смело экспериментируют с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.

Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о данной технике.

1.Отвечают на вопросы, делая пояснения своих доводов.

2. Рассматривают работы художников, обсуждают, выявляют основные признаки.

3. Просматривают презентацию, анализируют

Личностные: проявление интереса и активности в восприятии и обработке информации.

Регулятивные: саморегуляция; познавательная инициатива.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; выдвижение гипотез и их обоснование.

Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Участвуют в диалоге.

Планируют последовательность выполнения работы.

Познавательные: обрабатывать информацию ; анализировать и обобщать, делать выводы.

Регулятивные: у правлять своей деятельностью, составлять последовательность выполнения работы .

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Педпоказ по применению знаний о монотипии на практике.

Формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности.

Выбор темы для творческой работы с опорой на инструкционные карты.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

- Представляют свои работы

Личностные: самоопределение, применение новых знаний в самостоятельной творческой деятельности.

Регулятивные : учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Познавательные : а нализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения.

8.Рефлексия деятельности, самооценка.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Проводят самооценку своей деятельности.

Личностные: умение провести самооценку на основе критерия успешности

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения; планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки

Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса на тему

Цель данного урока: Формирование умения передать эмоциональное содержание рисунка, путём цветового решения, используя приемы нетрадиционных техник изображения зимней природы, знакомство с техникой монотипии.

План – конспект урока по изобразительному искусству № 6

Число: ___________

Отметка: ___________

Подпись: ___________

Предмет: ИЗО

УМК: Универсальный (УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: Монотипия. Зимний пейзаж.

Вид занятия: беседа об искусстве, рисунок по заданной теме – тематическое рисование.

Тип урока: комбинированный

Цель: Формирование умения передать эмоциональное содержание рисунка, путём цветового решения, используя приемы нетрадиционных техник изображения зимней природы, знакомство с техникой монотипии.

Развивающие:
- Развивать рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке;
- Развивать навыки самостоятельного подбора цветовых сочетаний;

- Способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся

Воспитывающие:
- Способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать ценностные человеческие качества, любовь к природе.

Оборудование для учителя:

1. Примеры выполнения монотипии, распечатки;

3. Компьютер, проектор;

4. Классная доска;

6. Гуашевые или акварельные краски;

7. Банка с водой;

9. Картон (несколько штук).

Оборудование для учащихся:

2. Гуашевые или акварельные краски;

3. Картон (несколько штук);

6. Банки с водой;

Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята, прошу приготовиться к уроку и занять свои места за партами.

- Сегодня мы с вами нарисуем зимний пейзаж.

- А что такое пейзаж? (Это картины о природе, о временах года. Пейзаж (фр. местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида, местности). Значит, вы будете художниками-пейзажистами, и каждый нарисует свой зимний пейзаж. Сегодня мы будем не только рисовать зимний пейзаж, но и познакомимся с новой техникой, монотипией.

Изучение нового материала

Учитель: Итак. Какие существуют этапы выполнения этой техники?

1 этап: Берем плотный картон или бумагу, наносим кляксы гуашевой или акварельной краской с помощью кисточки. (Старайтесь подбирать цвета для зимнего пейзажа). Можно вначале подготовить рисунок, можно без него. Используем разноцветные краски.

2 способ. (Для тех, кто уже закончил изображение первым способом).

Для выполнения монотипии вторым способом нужны лист плотной бумаги, краски и кисточки. Сложите лист пополам. Чтобы получился ровный сгиб. На одной стороне бумаги нарисуйте красками цветные пятна. Вторую половину нужно смочить губкой. Влажную половину наложить на первую половину с краской и прогладить. Развернуть. Теперь можно дорисовать детали тонкой кисточкой.

Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель предлагает ребятам выполнить монотипию первым способом (кто успеет, может выполнить изображение вторым способом).

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Обучающиеся с 1 ряда выходят к доске и показывают классу свои работы, также дают им название, а остальные ряды аплодируют понравившимся работам. Затем меняются. Педагог отмечает удачные моменты рисунка каждого.

Итак, мы с вами совершили путешествие в зимний лес, выполнили самостоятельные творческие работы.

Домашнее задание . Создать изображение в технике монотипия на любую тему.

Читайте также: