Элементы овладения стилевыми особенностями произведения конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель – познакомить с понятием романтизм, раскрыть стилевые особенности в произведениях М.И. Глинки.

Задачи:

1) Знакомство с произведениями М.И. Глинки, понятием романтизм.

2)Повторение средств музыкальной выразительности, понятия романс

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3) Развитие творческого отношения к музыке.

4)Активизация познавательной деятельности.

1) Воспитание умения работать в коллективе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к произведениям русских композиторов;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пение, слове, пластике, импровизация)

Метапредметные.

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

ВложениеРазмер
konspekt_otrytogo_uroka_romantizm_v_muzyke_glinka.docx 42.61 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

1 кв. категории Микаловой Л.Ф.

Тип урока: комбинированый

Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение: ПК, проектор

Методы: системно - деятельностный подход

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицировали, музыкально – пластическое движение

Цель – познакомить с понятием романтизм, раскрыть стилевые особенности в произведениях М.И. Глинки.

1) Знакомство с произведениями М.И. Глинки, понятием романтизм.

2)Повторение средств музыкальной выразительности, понятия романс

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3) Развитие творческого отношения к музыке.

4)Активизация познавательной деятельности.

1) Воспитание умения работать в коллективе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к произведениям русских композиторов;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пение, слове, пластике, импровизация)

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки ;

ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться с отрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Фоатовна, и этот урок музыки мы проведем вместе с вами.

Вот мы знакомы с вами несколько минут, но мне показалось, что между нами возник… как выдумаете что? (ответ учеников: контакт)

Учитель: Как думаете благодаря чему это произошло? (ответ учеников: благодаря музыке)

Учитель: я уверена, что вы убеждены давным - давно, что через музыку можно передать не только свое настроение, но и более глубокие ….( Ответы учеников: чувства, мысли).

Рассказывать о важнейших событиях.

Учитель: Надеюсь, что это свойство поможет понять одно музыкальное послание.

Учитель: Ребята, что вы увидели? Что пел Тимка и робот?

Ответы учеников: Тимка пел романс.

Что звучало в этом видеофрагменте? (романс). Кто автор музыки?

Учитель: Сегодня мы с вами снова окунемся в прекрасный мир музыки великого русского композитора М.И.Глинки, вспомним его произведения, вспомним все, что узнали о его жизни и творчестве. И, конечно же, проверим свои знания.

Постановка цели задачи урока:

Учитель: Что мы с вами можем сделать, чтобы узнать о стилевых особенностях в произведениях М.И. Глинки?

(ответы детей: познакомиться, прослушать произведения М.И. Глинки ).

У: Совершено, верно!

Первичное усвоение новых знаний

Глинка явился истинным певцом русского народа, а так же основоположником стиля романтизма в русской музыке.

Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченному счастью, которое Бог знает в чем состояло".

Учитель: Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов.

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Романсы Глинки весьма разнообразны. Есть среди них ряд романсов, в которых сочетаются черты разных жанров.

Задание: вспомнить различия между жанром романса и жанром песня.

Песня – более широкое понятие, романс же – один из ее видов. Песни рассчитаны на массовую аудиторию. Романс – жанр камерный, предназначенный для узкого круга слушателей. В романсе , в отличие от песни, одинаково значимы музыка, слово и манера исполнения. Аккомпанемент не менее важен, чем сама вокальная партия. Романс отличается сочетанием возвышенной поэзии и выразительного музыкального сопровождения. Он обычно написан на стихи знаменитых, выдающихся поэтов. Романс – жанр сентиментальный, он рассказывает преимущественно о любовных переживаниях. Содержание песн и может быть различным по смыслу. Чаще всего романс исполняется сольно, под аккомпанемент одного музыкального инструмента. Песня может исполняться хором, в сопровождении инструментального ансамбля. В песне обычно есть повторяющийся припев, в романсе его, как правило, нет.

1 группа подытожит, что характерно для песни.

2 группа подытожит, что характерно для романса.

Как вы думаете, у нас получится сделать это?

Учитель: для того что бы сочинить музыку к стихам мы должны их прочитать, узнать о чем говориться в стихотворении. Сейчас вы прослушаете стихотворение А.С. Пушкина, во время слушания на листочках с текстом отметьте интонационные изменения.

В стихотворении отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.

Нам нужно еще раз посмотреть на текст, стихотворения и попробовать ощутить внутри себя интонацию. Которая могла бы стать основой для музыки романса.

Взгляните на доску здесь несколько характеристик интонаций. Если среди них та интонация созвучна музыке, которая могла бы прозвучать у вас внутри, подберите, пожалуйста, подходящие характеристики интонации?

Какая интонация будет у нашего произведения?

- Молодцы, ребята (на экране появляются названия средств музыкальной выразительности).

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? (протяжную или отрывистую?) - (ответы ребят)

3. Какой темп - скорость будет у нашего произведения.

4. А теперь подберите динамические оттенки. (Что такое динамика? – громкость) (ответы ребят)

5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)

- Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил лиричное, романтичное музыкальное произведение.

- Совпало ли настроение музыкального произведения Глинки с тем, что у нас получилось?

В музыке романса, как и в стихотворении, отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия пленяет своей плавностью и нежной грацией. В средней части становится суровой и тревожной. В 3 части возвращается светлая мелодия. С подвижным трепетным сопровождением, она становится радостно-возбуждённой.

Романсы Глинки – драгоценный вклад в русскую музыку. Его вокальное творчество явилось вершиной и завершением длительного периода развития камерной вокальной культуры, зародившейся ещё в XVIII в. Опираясь на сложившиеся традиции русского бытового романса, он создал классические образцы вокальной лирики

1. Кто основоположник русских романсов?

П) П.И. Чайковский

2. Какой инструмент звучит в романсах?

Т) Оперное произведение

М) камерное произведение

Б) симфоническое произведение

4. О чем содержание романса?

И) исторические события

А) сентиментальный жанр, рассказывает о любовных переживаниях

У) народных праздниках

5. XIХ (19) век – век…..

Б) период развития компьютерной музыки

Н) периода развития камерной вокальной культуры в русской музыке

Г) период развития политики

6. Какие произведения М.И. Глинки наполнены романтизмом

С) романсы, баллады

За последние 60 дней ни разу не выходила

Статистика

Сценическая речь ОВЛАДЕНИЕ СТИЛЕВЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ (часть 5)

Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

Общий тираж рассылок 100 000 подписчиков.

ЭЛЕМЕНТЫ ОВЛАДЕНИЯ СТИЛЕВЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Органично, сильно зазвучали последние строки отрывка: "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" В процессе этой работы и фраза в устах исполнителя становилась все более "гоголевской". Насыщенная гиперболами, она требовала яркого и широкого звучания, своей, характерной для "Тараса Бульбы" интонации.

Совсем по-другому шла работа над рассказом Э. Хемингуэя "Индейский поселок". Много внимания при освоении рассказа было уделено воссозданию действительности во всей ее полноте, воспроизведению той скрытой под водой части "айсберга", о которой говорил сам Хемингуэй. Все было очень точно увидено студентом: берег, ночь, ожидающие врача индейцы, путь через озеро, лесная дорога, поселок, выскочившие с лаем собаки, старуха с фонарем и т. д. Но передача внутреннего напряжения событий, лаконизма действия, динамичности стиля, так характерных для автора, не удавалась. Не передавалась исключительность этой ночи, неожиданность, необычность поездки к индейцам.

От отдельных картин и действий людей студент попытался перейти к их задачам, к обстоятельствам, в которых они действуют. Стал решать, почему так мчатся лодки, трудно это или легко, осторожно или резко лодка причалила. Стал обращать большее внимание на оценку каждого события. Постепенно фантазия заработала в нужном направлении. Студент стал рассказывать о пронизывающем ночном холоде, о колючем тумане, стеной окружившем путников, о резких всплесках весел, о собранных, легких фигурах гребущих индейцев. Слова текста приобретали особую четкость ритма, остроту, насыщенность. За скупыми фразами вставал затерянный в глуши поселок, рисовалась мужественная жизнь индейцев. Студенту удалось донести и трагизм и веру мальчика в жизнь, и строгость, темперамент, глубину, собранность языка Хемингуэя.

В работе над отрывком из романа М. Шолохова "Тихий Дон" (Григорий на фронте) идею и стиль автора помогают донести пейзажи, необыкновенные по эмоциональной насыщенности и созвучию событиям и душевному состоянию героев. Красочная подробность описаний, неожиданные сравнения, зрительно "видимые" эпитеты помогают ощутить тревожную тоску в душе Григория, его желание забыться, уйти от проклятой войны.

Усталость Григория, жажда покоя, мирной жизни подчеркиваются в контрастном описании: фиолетовое небо искромсано отблесками прожекторов, короткими вспышками взрывов; смрад, духота в землянке — и звезды, похожие на дотлевающий костер, тихий ветерок, "неизъяснимый запах умирающих трав", безмолвный, хватающий за душу покой. Этот пейзаж, понятый и использованный как средство психологической обрисовки героя, помог исполнителю овладеть особенностями шолоховского языка, донести своеобразие авторского стиля.

Продолжение в следующем выпуске…

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

Общий тираж рассылок 100 000 подписчиков.

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

Тема: Использование различных стилей речи в художественном произведении.

  • Формировать у учащихся образное мышление, обосновывать принципы сближения и соединения разных понятий при создании словесного образа, учить видеть смысловые связи между понятиями, сближенными в художественном контексте.
  • Формировать и развивать навыки выразительного чтения, умение чувствовать эмоциональный строй текста, тональность и ритм произведения.
  • раскрыть эстетическую функцию слова;
  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
  • показать приёмы систематизации материала;
  • формировать умение различать стили речи и находить стилевые особенности;
  • закрепить навыки устного ответа;
  • научить составлению цветовой палитры текста, визуальному восприятию текста.

Ход урока:

I. Организация класса. Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о стилях речи, об их использовании в художественном произведении, узнаем о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении, познакомимся с новыми терминами.

Открываем тетради, записываем число. Сегодня 2.12.

Тема урока: “Использование различных стилей речи в художественном произведении”

Я назвала вам цели нашего урока. Сформулируйте, пожалуйста, свои, важные лично для вас цели учебной деятельности. (учиться распознавать стили речи, определять стилистическую принадлежность текста, учиться выразительному чтению, учиться анализировать, делать выводы, развивать навыки языкового анализа текста)

ІІ. Повторение и обобщение пройденного материала.

- Прежде чем мы приступим непосредственно к теме урока, повторим тот материал, который уже знаем.

Вспомните, какие стили речи вам известны, и отобразите это графически. Перед вами опорные слова, с помощью которых необходимо составить схему по теме: “СТИЛИ РЕЧИ”.

3 уч-ся работают с карточками индивидуально. Ваша задача выразительно прочитать текст, определить стиль речи, указать языковые средства, характерные для данного стиля.

Пока учащиеся работают по карточкам, мы с вами, как всегда, проведём словарно-орфографическую работу, рассмотрим лексическое значение и повторим написание слов и сочетаний слов. Слова и сочетания слов записываем в столбик.

Стилистика – стиль(фр. Style- палочка для письма. Совокупность языковых приёмов).(изучать стилистику)

Интонация (от нем. громко произносить) – изменение тона речи, (произнести с интонацией)

Лексический анализ – анализ слова с точки зрения значения слова, однозначности или многозначности, наличия антонимов, синонимов, паронимов, истории происхождения. (выполнить лексический анализ, подробный лексический анализ, хороший лексический анализ).

-Как называется наука, изучающая происхождение слова?

Этимология – происхождение того или иного слова или выражения. (установить этимологию слова).

Иностилевая лексика – отдельные слова и выражения, характерные для других стилей, используемые в художественной речи с определённой стилистической целью. (употребление иностилевой лексики)

Логическое ударение – (логос) особое повышение голоса на самом значимом слове или словосочетании во фразе в пределах простого предложения. (расставить логическое ударение)

- Составьте словосочетания с данными словами и запишите их.

- Итак, ребята заканчивают работать по карточкам, отложили их в сторону. А сейчас мы проверим как выполнены индивидуальные задания. Проверяем работу по составлению схемы. (Ответ учащегося)

- Верно ли составлена схема? (да)

Но у каждого стиля речи есть свои особенности. Послушаем первый текст. (чтение, анализ текста)

Карточка №1

Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; имеют вид туманных пятнышек с ярким сгустком в центре – ядром. У ярких комет при приближении к Солнцу появляется хвост в виде светящейся полосы.

(Текст научного стиля. Сообщаются сведения, имеющие познавательный характер. Высказывание точное, обобщённое. Отношение автора не передаётся. Значение термина раскрывается в научном определении.

- Итак, каковы особенности научного стиля? (используются специальные слова( в том числе термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции с вводными словами; конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Чтение и анализ второго текста.

Карточка №2

Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

1. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.

Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!

(Текст публицистического стиля. Это речь обращенная к подрастающему поколению. Высказывание злободневно по тематике, яркое, призывное. Помимо повествовательных предложений используются восклицательное предложение. Экспрессивный повтор слов (Родина, беречь), прямое обращение (ребята), обратный порядок слов (инверсия).

- Каковы же особенности публицистического стиля? (широко используются помимо нейтральных, высокие, торжественные слова и фразеологизмы, эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы, восклицания, повторы и т.д.)

Выразительное чтение и анализ третьего текста.

Карточка №3

Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?

Стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, повторяют ту же операцию.

Данный текст делового стиля. Это инструкция, цель которой сообщить сведения, имеющие практическое значение, даются точные рекомендации. Текст лишён эмоций, точен, официален.

- Каковы же особенности делового стиля? (используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, составные предлоги и союзы, отглагольные существительные, развёрнутые предложения, специальные слова)

- Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, расписка, приказ, объявление и т.д., а это инструкция, характерной особенностью которой является употребление глаголов, с целью определения порядка действия.

-У 4-го учащегося было дано перспективное задание. К тексту, который он получил, необходимо было составить ряд вопросов для определения стиля данного текста. (чтение и анализ)

Карточка №4

Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Составьте вопросы к тексту.

Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.

  • Какое явление описал К.Паустовский в этом отрывке?(листопад)
  • Каким настроением наполнен текст? (восхищение красотой подмосковного леса)
  • Какими словами назвал автор осенние листья? (золото, сухая листва, листья))
  • Найдите в тексте слова, которые помогают установить сходство этих понятий. Какие слова прямо указывают на наличие другого значения у слова золото? (много лиственного шумного золота)
  • Какой приём использует автор называя один и тот же предмет по- разному? (антитеза: золото и сухая листва)
  • Найдите в данном тексте метафору, которая показывает насыщенность листопада. (так густо, что воздух казался желтоватым)
  • Какие эпитеты использованы в тексте? (шумного золота, в холодном блеске)
  • О чём говорит наличие всех изобразительно-выразительных средств? (это текст художественного стиля)

- Спасибо. Картины осени необычайно яркие. Они передают настроение легкой тихой грусти, светлую печаль об уходящем дне, наполненном неожиданными красками, когда даже один маленький осенний лист может сочетать в себе богатую цветовую палитру. К. Паустовский назвал осенний лист “шедевром, совершенным творением природы”. Мы доказали, что этот текст является примером художественного стиля? В чём же особенность художественного стиля? (воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей. Используются все языковые средства).

- Итак, мы определили особенности каждого стиля. Обратимся к учебнику с.179 прочитаем, что же такое художественный стиль. (чтение материала учебника).

- Что-то новое из прочитанного мы узнали? (нет, всё знакомо)

- Но следует различать “стиль художественной литературы” и “язык художественного произведения”. Чтобы доказать это, мы начинаем работу с отрывком из рассказа К.Паустовского “Жёлтый свет”.

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь “летучая мышь” и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот.

- Попробуем доказать, что особенностью языка художественной литературы является соединение элементов разных стилей и широкое использование изобразительно-выразительных средств. У вас есть фломастеры, с помощью которых мы составим цветовую палитру текста и будем учиться воспринимать текст визуально.

Перед вами цветовая градация, с помощью которой мы подготовим текст к визуальному восприятию.

-слова со сниженной стилистической окрашенностью, т.е. разговорные.

-книжные элементы: слова и сочетания слов, формы (причастия и деепричастия)

-конструкции (сложноподчинённые предложения, обособленные члены предложения, однородные члены с нанизыванием их)

-изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

-Найдите слова со сниженной стилистической окрашенностью, т.е. разговорные и выделите их желтым цветом.

Книжные элементы: слова и сочетания слов, формы (причастия и деепричастия) – красным цветом.

Конструкции (сложноподчинённые предложения, обособленные члены предложения, однородные члены с нанизыванием их) – зелёным цветом.

- Итак, сделаем вывод о соединении элементов разных стилей, т.е. о многостильности, смешении стилей. (смешение стилей очевидно: наличие разговорных и книжных элементов, лексических и синтаксических конструкций – всё это указывает на многостильность.)

- Не забыли какова цель нашей работы: найти особенности языка художественной литературы. Найдём изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) и выделим их синим цветом.

Немаловажную роль играет в тексте пунктуационная и стилевая особенность. Обратите внимание на пунктуацию: тире между обобщающим словом и однородными членами предложения, обособление определений и обстоятельств, последовательная связь предложений – всё это характерно для художественного стиля.

- Посмотрите, текст совсем небольшой. Но какой красочный он получился. Много ли в нём изобразительно- выразительных средств? (много)

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями , чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья , но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был , конечно , не прав. Нужно было время, чтобы слух , отупевший от скрежета городских улиц , мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь “летучая мышь” и достал воды . В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол , на койку , на пол, на книги , а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям , как по глубокому снегу . Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей , в кепках, в волосах – всюду . Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые , когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушк а сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колоде ц, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист , вздрогнул , на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам , чуть шелестя и качаясь . Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот .

- Действительно много, т.к. это отрывок из художественного произведения, а текст художественного произведения имеет цель воздействовать на читателя, писатель стремиться донести своё видение осени, необычайный шорох, который он слышит.

Сегодня мы с вами на уроке, используя фломастеры, создали цветовую палитру текста, отобразив смешение стилей, наличие изобразительно-выразительных средств, что помогает нам визуально воспринимать текст. Ведь художественное произведение воздействует, создаёт определённое настроение у читателя, часто можно в художественном произведении найти отражение своего настроения. Сочетание разных элементов и стилей помогают создать художественный образ. Это и есть особенность языка художественной литературы..

- Подведём итог, прочитав лингвистический материал на с.179.

- Какую новую информацию вы получили? (понятие язык художественной литературы – более широкое понятие. В художественном произведении кроме художественного стиля используются и другие стили. С помощью иностилевых вкраплений создаётся образ).

- Итак, язык художественной литературы, как вы убедились, отличается от художественного стиля речи.

Изучение стиля писателя как один из приемов воспитания читательского интереса

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Каждый автор стремится убедительно передать своим читателям жизненно важные (на его взгляд) темы, идеи, проблемы через выразительные картины, через живые образы-характеры. Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и действия персонажей, и мир их чувств… Кроме того, выразительной художественную речь делает не только лексическое богатство родного языка, но и словообразовательные элементы, синтаксические конструкции. Однако каждый художник слова – человек своеобразный, особенный, со своим характером, привычками, воспитанием, индивидуальными человеческими качествами. У каждого – свое видение мира, каждого интересуют свои темы и проблемы, каждый по-своему создает картины и образы, по-своему отбирает и обрабатывает языковые средства. Вот это-то свое, особенное, характерное только для данного художника и является его индивидуальным стилем, - тем, что отличает его художественный стиль от любого другого. Как же заинтересовать ребят, привлечь внимание к художественному произведению? Один из способов – через изучение индивидуального стиля писателя. Я предлагаю следующие методы и формы работы.

Ковзун Л.А. Изучение стиля писателя как один из приёмов воспитания читательского интереса.doc

Читайте также: