Конспект урока взаимоотношения и роли в группах

Обновлено: 07.07.2024

Человек имеет
значение для
общества лишь
постольку, поскольку
он служит ему.
Анатоль Франс, (1844-1924)
французский писатель
Что такое малая и большая
социальная группа?
Что такое социальная роль?
Кто такой лидер? Есть ли
лидер в вашем классе?

3. РАЗВИТИЕ ГРУППЫ

Прочтите текст учебника стр. 6970. Выделите этапы формирования
группы на примере школьного
класса.
1. Встреча участников будущей группы.
2. Наименование группы, знакомство.
3. Установление общих норм поведения.
4. Вовлечение в единую
жизнедеятельность.
5. Развитие сотрудничества,
межличностных
отношений.
6. Возникновение
внутреннего единства.

4. КОЛЛЕКТИВ

Пронумеруйте группы по степени
сплоченности: курсы английского
языка, школьный класс, пассажиры
автобуса, спортивная команда
Для группы низкого уровня развития характерно
отсутствие сплоченности, четкого разделения
лидеров и личных взаимоотношений. Группу
высокого уровня развития принято называть
коллективом. Эта
общность обладает
теми свойствами,
которые отсутствуют в
на низком уровне его
развития.

5. КОЛЛЕКТИВ

Не любую внешне и даже внутренне сплоченную
группу можно назвать коллективом.
БАНДА РАЗБОЙНИКОВ
СПОРТИВНАЯ КОМАНДА
Главным признаком коллектива является наличие
общих целей и мотивов совместной деятельности и
эти цели должны быть общественно значимыми.

6. КОЛЛЕКТИВ

7. КОЛЛЕКТИВ

1. ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ. Люди, которые
не связаны между собой; каждый сам по
себе. Отсутствует авторитетный центр.
2. МЯГКАЯ ГЛИНА. Каждый выдвигает
цели и интересы, при этом интересуется
целями других. Эта группа может
принять ту форму, поэтому важна
организация.
3. МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК. Взаимодействие
более активное. Появляется желание
совместной деятельности. Большое
значение имеет эмоциональный фактор,
укрепление чувства МЫ. Появляются
лидеры.

8. КОЛЛЕКТИВ

4. АЛЫЙ ПАРУС. Происходит укрепление,
сближение и сплочение отряда. Девиз:
Один за всех и все за одного, т.е. дружба
переплетается с обязанностями,
появляется чувство гордости за
коллектив при победе.
5. ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ. Взаимодействие
наиболее активно, группа стремится к
сотрудничеству. Ее можно назвать
сплоченной и эффективной командой.
Настоящая коллективность предполагает
создание условий для раскрытия и развития
индивидуальности каждого члена группы, их
максимальную самореализацию.

9. РОЛИ В ГРУППЕ

РЭЙМОНД МЕРЕДИТ
БЕЛБИН – (род. 1926 г.)
доктор психологических
наук, советник ООН и
Комиссии ЕС.
На основании исследований
Рэймонд Белбин выделил
восемь типов ролей в группе,
которые исполняет человек в
зависимости от личных
особенностей и качеств:
председатель
организатор,
мозговой центр,
объективный критик,
исследователь,
трудоголик,
координатор,
отделочник.

10. РОЛИ В ГРУППЕ


Роль в группе
Характеристика
+
-
1. Председатель
2. Организатор
3. Мозговой центр
4. Объективный
критик
5. Исследователь
6. Трудоголик
7. Координатор
8
Отделочник
Прочтите текст учебника стр. 71 и заполните таблицу

11. РОЛИ В ГРУППЕ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ – осуществляет общую
координацию действий. Он должен
демонстрировать дисциплинированность и
объективность, уметь слушать и убеждать.
ОРГАНИЗАТОР – следит за выполнением принятых
решений и взятых на себя обязательств,
побуждает группу к действиям, следит за
соблюдением дисциплины
МОЗГОВОЙ ЦЕНТР – предлагает идеи, новые и
нестандартные, зачастую парадоксальные
решения задач
ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТИК – критически оценивает идеи
и решения, анализирует различные контексты и
аспекты предлагаемых решений

12. РОЛИ В ГРУППЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – оценивает новые возможности,
аккумулирует информацию, заводит связи,
устанавливает связи с внешней для группы средой
ТРУДОГОЛИК – воплощает идеи в конкретные
действия. Берется за выполнение и решение
рутинных задач.
КООРДИНАТОР – снимает напряженность,
выступает посредником между конфликтующими
сторонами в группе, в курсе индивидуальной
ситуации каждого члена группы, объединяет
группу
ОТДЕЛОЧНИК – контролирует получение
требуемого результата, финишер, доводит любое
дело до конца

13. ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

ЛИДЕР – это член группы, обладающий
наибольшим психологическим
воздействием на других, его власть
прямо связана с деятельностью группы.
Лидер может вести свой
коллектив как к высоким, так и к
низким целям, пользоваться для
этого разными способами
влияния. Властолюбивый лидер в
зависимой группе может
превратиться в тирана,
осуществляющий свою власть
через насилие.

14. ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

Лидерство – это жизненная позиция. Она присуща
людям, которые способны руководить собственным
временем. Лидер организует работу других людей,
выполняя ряд функций:
установление целей и основной
линии поведения группы;
источник достоверной информации;
является официальным лицом
группы, модель поведения;
регулирование отношений внутри
группы
источник поощрений и наказаний
фактор, отменяющий
индивидуальную ответственность

15. ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

ДИПЛОМАТ – опирается на
превосходное знание ситуации
и ее скрытых деталей, в курсе
сплетен и пересудов и поэтому
хорошо знает, на кого и как
можно повлиять.
БОРЕЦ – волевой, уверенный в своих
силах человек. Первым идет
навстречу неизвестности, уверенно
вступает в борьбу за свою идею.
Часто ему не хватает времени,
чтобы обдумать каждый шаг, он
стремится все сделать быстро.

16. ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

ТВОРЕЦ – умеет видеть новые
идеи, берется за проблемы,
которые для других кажутся
неразрешимыми. Этот человек
не будет командовать, а
покажет идею с такой стороны,
что она привлечет слушателей.
ОРГАНИЗАТОР – отличается
тем, что он воспринимает
нужды команды как свои. Этот
человек полон оптимизма.
Люди за ним идут без
сомнений, так как он внушает
им доверие.

17. ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

18. ОБОБЩЕНИЕ

Высшей степенью развития группы является
коллектив, который возникает только вокруг
общезначимой деятельности.
Успеху в этой деятельности служат различные
роли членов группы,
из которых самой
значимой является
роль лидера.
Среди множества
подростковых групп
главной для
подростка обычно
является его
школьный класс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект

Предмет: Обществознание

Базовый учебник: Корсун Р.П., Соболева О.Б.Обществознание: человек в обществе. – М.:Вентана-Граф, 2015.

Тема урока: Взаимоотношения и роли в группах

Тип урока : урок освоения новых знаний и учебных действий

Предметные результаты: Устанавливать внутрикурсовые связи, оценивать собственные социальные роли и их выполнение (в том числе половозрастные), выполнять творческие задания, выполнять в группе познавательное задание, анализировать социальную жизнь на основе изученного

Метапредметные: выполняют смысловое чтение текста, соотносят свой жизненный опыт и содержание обучения, планируют собственную учебную деятельность.

Личностные результаты : содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся .

Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основное содержание темы, понятия и термины: социальная группа, роли в группах, лидер группы, коллектив, гендерные группы, возрастные группы

Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.

1.Организационный этап.

Приветствует учащихся, спрашивает о готовности к сотрудничеству

Сообщают о готовности к уроку,

2. Проверка домашнего задания.

1.§ 11, вопросы 1, 2 – устно

2. Подготовьте рассказ о социальной мобильности какого-либо известного человека (письменно в тетради или в виде презентации)

3. Печатная тетрадь с. 36 2,3,5

3. Актуализация знаний, постановка проблемы урока

1. Что такое малая и большая социальная группы?

2. Что такое социальная роль?

3. Кто такой лидер?

4. Изучение новой темы.

Тема урока: Взаимоотношения и роли в группах

Читаем учебник с. 69-70, выделяем этапы формирования группы

Печатная тетрадь с. 69 № 1

Печатная тетрадь, задание 2 с. 39

Сделайте вывод к результатом данного задания

Блок 2. Коллектив

Прочитайте текст учебника на с. 70 и заполните таблицу:

У каждого свои цели и мотивы

Наличие общих значимых для общества целей

Объединяет людей, имеющих общие интересы, потребности, права, обязанности и т.д.

Пробуем определить понятие коллектив – группа на высшей стадии своего развития

Блок 3.Роли в группе

Прочитайте текст учебник анна с. 71 и определите свою роль в коллективе

Выполните задание 4 на с. 40 рабочей тетради

Выделите качества, которыми должен обладать лидер

Выполните задание 8 в печатаной тетради с. 41

Определите виде лидерства и заполните схему задание 9 в печатной тетради на с. 42

Беседа: все ли в группе зависит от лидера?

Блок 5. Возрастные и гендерные группы

При выделении гендерных групп значение имеют социальные различия между полами, которые часто формируются самим обществом

Учебник с. 75 читаем

Назовите примеры возрастных, гендерных групп

1. Встреча участников будущей группы

2. Наименование группы, знакомство

3. Установление общих норм поведения

4. Вовлечение в единую деятельность

5. Развитие сотрудничества

6. Возникновение внутреннего единства

группа на высшей стадии своего развития;

- группа людей, объединенных одними и теми же целями и осуществляющие деятельность по достижению этих целей

Лидер – член группы, способный оказывать наибольше психологическое воздействие на других.

Возрастная группа – это группа, которая объединяет людей примерно одного возраста

Гендерная группа – это группа, которая объединяет людей одного пола

Личностные: Выработка учебной мотивации, установление учащимися
связи между
целью учеб-
ной деятель-
ности
и ее мотивом.

Проверка как поняли учащиеся предыдущую тему

Что мы изучали на прошлом уроке?


Отвечаем на эти вопросы

Размышляют и предлагают свои варианты ответа
1 Определение социальной мобильности

2 Виды социальной мобильности

и сделайте стрелки вниз

горизонтальная (определение и примеры ,причем свои)

3 Что помогает людям менять свое социальное положение

социальный лифт дайте определение

4 социальная мобильность в современном российском обществе

Выписать в словарик эти определения

Ответить на вопрос 3 и 5

Регулятивные: Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Коммуникативные: Умение отвечать за себя и других участников учебного проц

Человек имеет значение для общества лишь постольку ,постольку служит ему .
Анатоль Франс (1844-1924),французский писатель
Вспомните ,что такое малая и большая социальная группа .
Что такое социальная роль ?
Кто такой лидер и есть ли лидер в вашем классе?
c л 1

Отвечают на вопрос

Личностные:
самоопре
деление

Развитие навыков представления

Актуализация знаний
Как вы думайте какую тему будем мы проходить?

Какие направления будем изучать ?

1. высказывают мнения с аргументацией.


Взаимоотношения и роли в группах

Как развивались группы ,лидерство в классе

Формирование новых знаний (Изучение нового материала)

Вводное слово учителя по новой теме:
Как развиваються группы ? c л 2давайте на примере вашего класса(работа с текстом и со схемами)
Приход в школу-группа получает наименование-формируеться нормы поведения –вовлечение группы в единую жизнедеятельность главный механизм формирования коллектива –развитие сотрудничества (назовите их мне в учебнике посмотрите виды сотрудничества)-


-итог внутреннее единство.
Что такое коллектив ?
Когда группа достигает высшей степени она становиться коллективом .Но не всякую группу можно назвать коллективом .Банда разбойников –сплоченная группа ,но не коллектив .
Главный признак коллектива –наличие общих целей и мотивов совместной деятельности ,причем эти цели вынесены за границу любой группы,т е общественно значимыми(например цель футбольной команды выйграть матч ,получить больше денег)
Неправильно считать ,что в коллективе личность полностью подчиняет себя общим целям и растворяется в нем.
Настоящая коллективность предполагает создание условий для развития индивидуальности каждого члена группы ,его максимальную самореализацию .
Коллективизм –это взаимопроникновение общего в личное ,а личного в общее.
Является ли ваш класс коллективом ?Почему ?
Работа со схемами
Роли в группе
Председатель(руководитель)координатор действий

Организатор наиболее активен


Мозговой центр –люди ,обладающие интеллектуальным преимуществом ,могут выдвигать идеи ,невнимательны к людям и обидчивы .


Контролеры –оценивают деятельность в группе

Трудоголики –главные исполнители своих проектов


Детерминатор-всех подталкивает ,настаивает на необходимость что-то предпринимать и доделывать .
Какую из этих ролей играете вы ?Нравится ли вам эта роль ?
C вой ответ аргументируйте .
Лидерство(сл 5)
Лидер- это член группы ,способный оказывать наибольшее психологическое воздействие на других ,.и эта роль прямо связано с деятельностью группы .
Кто может стать лидером ?
Тот кто активен ,ответственен ,сила воли и умение общаться с людьми .
Лидерство –явление сложное и неоднозначное ,может вести коллектив как и к высоким так и к низким целям
Властолюбивый лидер может превратиться в тирана
Используя карикатуры на с 73 ,опишите возможный процесс превращения лидера в тирана .Выполните анализ карикатур ,используя памятку 8

Лидерство в классе виды
Эмоциональный лидер –взаимоотношение в классе
Деловые лидеры-управления классом
Абсолютные лидеры –успешны во всем и их выдвигают в лидеры.

Ученые выделяют возрастные и гендерные группы
Возрастные группы -
особенности В 12-14 лет в развитии многих детей называется переломный момент называемое подростковым кризисом
Он связан с писхическим и физическими изменениями в этом возрасте .
Происходит нарушения общения со взрослыми
грубость
Цель их самоотведиться
Но не у всех одинаково идет подростковый кризис у других он происходит незаметно
Иллюстрации каких особенностей подросткового периода являеться фотография на с 74

Гендерные группы
Вы на верное часто слышали от своих родителей Мужчина не должен плакать
Ты же девочка должна быть аккуртна
Родители часто нацеливают своих детей на определенные виды деятельности ,соответствующие их идеале о мужчине и женщине
Девочки играют в куклы ,шьют и т д
Мальчики играют в солдатиков и помогают отцам ремонтировать машину .
По фотографии определите какие различия в поведении мальчиков и девочек отражены в фотографиях?
В любом случае ни один пол не является самодостаточным .

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему.

Анатоль Франс, (1844-1924)

  • Что такое малая и большая социальная группа?
  • Что такое социальная роль?
  • Кто такой лидер? Есть ли лидер в вашем классе?

Прочтите текст учебника стр. 69-70. Выделите этапы формирования группы на примере школьного класса.

  • Встреча участников будущей группы.
  • Наименование группы, знакомство.
  • Установление общих норм поведения.
  • Вовлечение в единую жизнедеятельность.
  • Развитие сотрудничества, межличностных отношений.
  • Возникновение внутреннего единства.

Пронумеруйте группы по степени сплоченности: курсы английского языка, школьный класс, пассажиры автобуса, спортивная команда

Для группы низкого уровня развития характерно отсутствие сплоченности, четкого разделения лидеров и личных взаимоотношений. Группу

высокого уровня развития принято называть

коллективом. Эта общность обладает теми свойствами, которые отсутствуют в на низком уровне его развития.

Не любую внешне и даже внутренне сплоченную группу можно назвать коллекти­вом.

Главным признаком коллектива является наличие общих целей и мотивов совместной деятельности и эти цели должны быть общественно значимыми.

КОЛЛЕКТИВ – это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности

1. ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Отсутствует авторитетный центр.

2. МЯГКАЯ ГЛИНА. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, поэтому важна организация.

3. МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК. Взаимодействие более активное. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры.

4. АЛЫЙ ПАРУС. Происходит укрепление, сближение и сплочение отряда. Девиз: Один за всех и все за одного, т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе.

5. ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ. Взаимодействие наиболее активно, группа стремится к сотрудничеству. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Настоящая коллективность предполагает создание условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого члена группы, их максимальную самореализацию.

На основании исследований Рэймонд Белбин выделил восемь типов ролей в группе, которые исполняет человек в зависимости от личных особенностей и качеств:

  • председатель
  • организатор,
  • мозговой центр,
  • объективный критик,
  • исследователь,
  • трудоголик,
  • координатор,
  • отделочник.

РЭЙМОНД МЕРЕДИТ БЕЛБИН – (род. 1926 г.) доктор психологических наук, советник ООН и Комиссии ЕС.

Прочтите текст учебника стр. 71 и заполните таблицу

  • ПРЕДСЕДАТЕЛЬ – осуществляет общую координацию действий. Он должен демонстрировать дисциплинированность и объективность, уметь слушать и убеждать.
  • ОРГАНИЗАТОР – следит за выполнением принятых решений и взятых на себя обязательств, побуждает группу к действиям, следит за соблюдением дисциплины
  • МОЗГОВОЙ ЦЕНТР – предлагает идеи, новые и нестандартные, зачастую парадоксальные решения задач
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТИК – критически оценивает идеи и решения, анализирует различные контексты и аспекты предлагаемых решений
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – оценивает новые возможности, аккумулирует информацию, заводит связи, устанавливает связи с внешней для группы средой
  • ТРУДОГОЛИК – воплощает идеи в конкретные действия. Берется за выполнение и решение рутинных задач.
  • КООРДИНАТОР – снимает напряженность, выступает посредником между конфликтующими сторонами в группе, в курсе индивидуальной ситуации каждого члена группы, объединяет группу
  • ОТДЕЛОЧНИК – контролирует получение требуемого результата, финишер, доводит любое дело до конца

Лидер может вести свой коллектив как к высоким, так и к низким целям, пользоваться для этого разными способами влияния. Властолюбивый лидер в зависимой группе может превратиться в тирана, осуществляющий свою власть через насилие.

ЛИДЕР – это член группы, обладающий наибольшим психологическим воздействием на других, его власть прямо связана с деятельностью группы.

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

Лидерство – это жизненная позиция. Она присуща людям, которые способны руководить собственным временем. Лидер организует работу других людей, выполняя ряд функций:

  • установление целей и основной линии поведения группы;
  • источник достоверной информации;
  • является официальным лицом группы, модель поведения;
  • регулирование отношений внутри группы
  • источник поощрений и наказаний
  • фактор, отменяющий индивидуальную ответственность

ДИПЛОМАТ – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

БОРЕЦ – волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу неизвестности, уверенно вступает в борьбу за свою идею. Часто ему не хватает времени, чтобы обдумать каждый шаг, он стремится все сделать быстро.

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

ТВОРЕЦ – умеет видеть новые идеи, берется за проблемы, которые для других кажутся неразрешимыми. Этот человек не будет командовать, а покажет идею с такой стороны, что она привлечет слушателей.

ОРГАНИЗАТОР – отличается тем, что он воспринимает нужды команды как свои. Этот человек полон оптимизма. Люди за ним идут без сомнений, так как он внушает им доверие.

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

Он с нами шел и пел про то,

как кровь горит в росе.

И не любил его никто,

и все ж любили все.

Он не был честен, не был смел

и лгал друзьям не раз,

но на трубе играть умел,

как ни один из нас.

Он у друзей горбушки крал,

и хлеб он прятал свой,

но на трубе он так играл,

что мы бросались в бой.

Мы шли под пули ставить лбы,

мы шли сквозь дым и зной,

как только медь его трубы

звенела за спиной…

муз. Б. Вахнюка,

сл. Г. Остера.

  • Высшей степенью развития группы является коллектив, который возникает только вокруг общезначимой деятельности.
  • Успеху в этой деятельности служат различные

Читайте также: