Конспект занятия звук и буква г в подготовительной логопедической группе

Обновлено: 07.07.2024

- познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

- учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правиьному употребдению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных,согласовывая их с существительными в роде, числе,падеже;
-продолжать работу по профилактике дисграфии;
упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

1. Орг. момент
-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.
( дети называют картинки)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.
2.1) Знакомство со звуками Г-ГЬ.
-Отгадайте мою загадку:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? ( гусь)
-Как гогочет гусь? (га-га-га)
-Назовите 1 звук в слоге: га?
Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты,
кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой?
-А теперь проверьте звонкий или глухой? ( голос включается)
-А в слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?
-Расскажите про звук Г.
-Скажите, как зовут детёныша у гуся? ( гусёнок)
-А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Как гогочет гусёнок: ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ? ГЬ
-Расскажите про звук ГЬ.

2. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

Откройте учебники по закладке, посмотрите в верхнем левом углу у вас нарисован гусь и гусёнок
Гусь гогочет: ГА-ГА-ГА
А гусёнок: ГЯ-ГЯ-ГЯ (дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки)
А в правом верхнем углу: Юпик руки вверх поднял,
Нам 2 фишки показал.
-Почему Юпик поднял 2 фишки?
Сейчас мы отправимся в путешествие. А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это : Г, А, Н, С.

3. Выделение звука.

4. Введение сюжета в занятие.

5. Ганс идёт по лугу и проговаривает предложения. Давайте и мы поможем Гансу договорить предложения.

6. Дифференциация звуков Г -ГЬ

А вот вам задание - 2 испытание:
Скажите слова наоборот:
В них Г поставте вперёд:
Тихий – громкий, чистый - …, весёлый -…, умный -…., сытый -…. редкий -….
мелкий -…., шершавый -…
Молодцы, мы помогли пройти Гансу 2 испытание.

8. Звуко-слоговой анализ слов.

9. Знакомство с буквами Г г.

-Напомните о каких звуках мы сегодня говорим?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г. Рассмотрите букву в голубой рамочке.
-На что похожа буква?
-Посмотрите на гусыню в левом верхнем углу страницы. Она вытянула шею, изображая букву Г.
Вот и вы с помощью руки покажите букву Г.
Посчитайте сколько букв Г нарисовано в учебнике?
Возьмите конверты и постройте из элементов букву Г. А теперь пальчиком проведите по букве и напишите её.
Молодцы мы с вами выполнили ещё одно испытание: построили буквы.

10. Образование множественного числа существительных.

11. Сисчитай предметы , чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.
Молодцы, ребята все испытания мы выполнили.

12. Итог занятия.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький – большой!
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

– познакомить с новой буквой “Г”;
– закрепить знания детей о звуках – гласных, согласных (твердых, мягких)
– совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
– учить составлять предложения по схеме;
– продолжать подготовку руки к письму – проведение изогнутых линий, обводка, штриховка.

– развивать речь детей;
– пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов, однокоренных слов;
– развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.

– воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.

Материал: иллюстрации, сюрпризный момент, загадки, мягкая игрушка – белка, муляжи грибов, корзина, тетрадь №2 “Звуки и буквы”, тетрадь по подготовке руки к письму, книга О.Ушаковой “Играем со словом”, схема предложения, буква Г.

– звуковые карточки, карандаши цветные, карандаш простой, тетради “Звуки и буквы”, тетради по подготовке руки к письму.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с грибами, беседа о съедобных и несъедобных грибах, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовка демонстрационного материала (муляжи грибов, мягкая игрушка – белка, корзинка).

Словарная работа: кузовок, лыко, выражение “Дело в шляпе”.

Игровой – использование сюрпризных моментов.

Наглядный – использование муляжей, тетрадей.

Словесный – вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.

Поощрения, итог занятия.

Ход урока

1. Сюрпризный момент.

Белка с корзинкой грибов приходит в гости к детям, здоровается с ними и просит отгадать, что у нее в корзине. Она загадывает загадку:

И на горке и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд,
В шляпах молодцы стоят.

Белка: Правильно, это грибы.

Белка выкладывает грибы из корзины и показывает детям.

2. Активизация словарного запаса – подбор родственных слов.

Белка: Ребята, а какие грибы вы знаете? (ответы детей).

– А в чем я вам принесла грибы? (в корзине).
– А как по-другому можно назвать корзинку? (лукошко, кузовок). Кузовок– это корзина для грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).
– А как бы вы сказали про маленький гриб? (грибочек).
– А как называют людей, которые собирают грибы? (грибники).

3. Знакомство с буквой Г.

Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается слово ГРИБЫ?

– Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (горы, гвоздика, гири).
– А с какого звука начинается слово ГИРЯ?
– Произнесите отдельно звуки [Г] и [ГЬ]
– Какие это звуки? (Это разные звуки твердый и мягкий согласный).
– Для двух разных звуков – твердого Г и мягкого Г – есть одна буква Г. Найдите ее на странице.
– Возьмите соответствующий карандаш, обведите и закрасьте букву Г.
– А почему вы закрасили букву синим цветом? (это согласный).
– А теперь пропишем букву Г в тетради в первой строке через клетку.

В лесу долго мы идем.
Скоро и грибок найдем.
Вот один, а там другой.
Унесем мы их домой.

А еще ты посмотри.
Вот их сразу целых три.
Мы их тоже соберем.
Дальше по лесу пойдем.

В стороне растут три елки.
У них колкие иголки.
Мы под ними поискали.
Три грибочка отыскали.

Вот хороший урожай.
Ты свой рот не разевай.

4. Интеллектуальная разминка.

Все ответы должны начинаться с буквы Г.

– Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
– Какая птица своим прилетом оповещает о прилете весны? (Грач).
– Модель Земли (Глобус).
– Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (Гроза).
– Сестра Кая. (Герда).
– Фрукты. (Гранат, груша).
– Каша для богатырей (Геркулес).
– Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (Гласные).

5. Звуковой анализ слов ГРИБЫ. ГРИБОК. КУЗОВОК.

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях

Воспитатель: Назовите первый звук в слове ГРИБЫ. [Г]. Какой это звук? (согласный твердый). Дети показывают синюю звуковую карточку с одной черточкой.

– Второй звук [РЬ] обозначен двумя чертами. Значит, это мягкий согласный.
– Назовите следующий звук. [И]. Это гласный. Дети показывают красную карточку с кружком.
– Какой звук стоит после [И]? [Б]. Это согласный твердый.
– А какой последний звук? [Ы]. Это гласный.
Г Р И Б Ы
– = О – О
– Сколько гласных звуков в слове ГРИБЫ?
– А сколько согласных? '
– Есть ли мягкие согласные? Назовите их.
– А сколько твердых согласных? Назовите их.
– Сколько слогов в слове ГРИБЫ?
– А сколько всего звуков в этом слове?
– Звуковой анализ слова ГРИБОК вы сделаете самостоятельно.
– Слово КУЗОВОК анализируется совместно с воспитателем.

6. Составление предложений по схеме.

Откройте розовые тетради.

Посмотрите на картинку и составьте предложение по схеме |____ _____ ____ __ _____.

Девочка собирала грибы и заблудилась.

Маша собирала грибы в лесу. (В корзину, на опушке).

Запишите схему предложения в тетради.

7. Подготовка руки к письму – проведение линий, обводка, штриховка.

Воспитатель: А как вы думаете, какие грибы собирала девочка? (съедобные)

– Какие грибы на наших рисунках? Почему вы так думаете? (Толстая, крепкая у гриба ножка).

– А что еще есть у грибов? (Шляпка).

Воспитатель: Обведем шляпку коричневым цветом и заштрихуем наклонными линиями, а ножки – светлее, обведем и заштрихуем горизонтальными линиями желтым карандашом.

8. Понимание многозначности слов.

Воспитатель: Ребята, а где еще встречаются шляпки? (У грибов, у гвоздя, у девочек).

– Шляпка – это головной убор с полями (закрывающей частью).

Чтение загадок и отгадывание их в книге “Играем со словом”.

Что означает выражение “Дело в шляпе”? (Удачное завершение дела).

9. Подбор противоположных по смыслу слов.

Белка: А чтобы завершить наше знакомство с буквой Г я предлагаю игру “Скажи наоборот”. Ответы должны начинаться на букву Г:

Холодный – горячий.
Чистый – грязный.
Тихий – громкий.
Сладкий – горький.
Веселый – грустный.
Молодцы, ребята!

10. Итог занятия.

Воспитатель: Что было интересного? Что вам больше всего понравилось? Белка благодарит детей, угощает их грибочками и прощается с ними.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Звуки Г, ГЬ и буква Г"

Коррекционно-развивающие: познакомиться со звуками Г, ГЬ; учить выделять звуки среди других звуков, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости; познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г; совершенствовать навыки звукового анализа: умение определять место звука в слове; способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Образовательные: продолжать учить детей правильному употреблению в речи; прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже; числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже; продолжать работу по профилактике дисграфии;

Воспитательные: воспитывать любовь к спорту, организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи; воспитывать потребность детей к правильной речи.

Ход занятия:

Вступительная часть. Орг. Момент.

- Давайте поздороваемся и назовем свое имя, прохлопывая его в ладоши, и скажем сколько слогов в вашем имени.

(Здравствуйте. Меня зовут Саша. В моем имени 2 слога)

- Ребята, сегодня мы снова отправляемся в волшебную страну Звукобуквию. Для того, чтобы туда попасть, нам необходимо взять свои волшебные палочки - карандаши и произнести заклинание:

Звуки говорим и слышим,

Буквы видим мы и пишем.

(Дети проговаривают слова, прокручивая карандаш между ладонями на каждый слог, затем делают в воздухе круг карандашом и кладут его на место).

Введение в тему. Характеристика звуков.

- Встаньте те, чье имя я назову: Гриша. Глеб.

- Какой первый звук в этих именах? Садитесь.

-Сегодня мы познакомимся еще с двумя звуками-братиками. Я знаю, где мы их найдем. Они любят проводить все свободное время в спортзале. Он любят заниматься спортом. Как называются люди, которые занимаются спортом? (спортсмены.) Пока они переодеваются, давайте посмотрим, с какими спортивными снарядами занимается каждый из них, и сможем угадать, как зовут наших новых друзей.

(На доску вывешиваются картинки ГИРЯ и ГАНТЕЛИ). Назовите их.

- Назовите первый звук в слове Гантели.

- Повернитесь друг к другу и произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)

- Ещё раз произнесите звук Г и скажите, встречается ли преграда при произнесении звука Г?
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
- А если встречается преграда, значит звук Г какой? (согласный)
-А теперь проверьте звонкий или глухой? ( голос включается)
-А в слове ГАНТЕЛИ звук Г твёрдый или мягкий?
-Расскажите про звук Г и найдите в своих кассах нужный домик для звука Г. Нужно ли повесить колокольчик на домик? (Нужно повесить колокольчик, потому что звук Г звонкий).

(На доске вывешивается картинка-символ твердого звонкого согласного звука)

- А теперь произнесем слово ГИРИ.

(Проводим аналогичную работу с мягким звуком)

- Чтобы стать такими же сильными, как наши новые друзья, нужно много тренироваться. Давайте потренируем наш язычок – сделаем г имнастику. Какой первый звук в этом слове?

Дифференциация звуков Г-Гь.

- А сейчас покажем, какие мы сильные и ловкие. Выстроимся в шеренгу. Если услышите в слове звук Г – поднимите руки вверх, а если ГЬ – присядьте.

ГОРОД, ГИРЯ, ГИТАРА, ГОРОХ, ГРИБ, ГНОМ, ЛУГА, ОГУРЦЫ, ГЕРОЙ, ВАГОН, РАДУГА, ГОЛУБЬ, ПОПУГАЙ

Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.

Слоговая цепочка оговаривается заранее:

Например, га – гя и гу - гу – гю.

гу- гу - гю - гу - гу - гю…

У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй - зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.

ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.

На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.

-Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.

Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.

- Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] - [г`].

Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.

Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.

Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.

Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:

-Вас спасем от голода! Вы же гости города!

3. Звуковой анализ – синтез обратных и прямых слогов.

- Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.

Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:

- Сколько звуков ты услышал(а)?

-Назови первый звук?

-Назови второй звук.

-Определи количество звуков в слоге?

Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.

- Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].

ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

5. Звуковой анализ – синтез слов.

- Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах голубь, уши, синица, игрушки и соединить их в 1 слово.

- Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь - [г]).

- Это согласный, твердый, звонкий звук.

- Какой квадрат положим?

- Положим синий квадрат.

- Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши - [у]).

- Это гласный звук.

- Какой квадрат положим?

- Положим красный квадрат.

- Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица - [с`]).

- Это согласный, мягкий, глухой звук.

- Какой квадрат положим?

- Положим зеленый квадрат.

- Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы – [и]).

- Это гласный звук.

- Какой квадрат положим?

- Положим красный квадрат.

- Сколько согласных твердых звуков?

- Сколько согласных мягких звуков?

- Сколько гласных звуков?

- Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

6. Согласование прилагательных с существительными.

- Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.

Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

- Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.

7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.

8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.

(Дети составляют 3 - 4 предложения и происходит замена карточки предлога).

9. Работа с буквой Г.

А. Выкладывание буквы Г из спичек.

- Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из спичек.

- Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.

Читайте также: